Методическая разработка на тему " пути ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку". Учебно-методический материал на тему: Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

План работы

по ликвидации пробелов знаний

по геометрии в 8 классе

План разработан

учителем математики

Базакиной А.В.

Лямбирь- 2016

Аннотация

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.

Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии

Выше было уста­новлено, что пробелы в знаниях являются неизменным призна­ком неуспеваемости и на определенном уровне они сами стано­вятся доминирующей причиной ее.

Организуя экспериментальную работу, мы исходим из того, что для оптимизации процесса обучения неуспевающих школь­ников, имеющих большие пробелы в знаниях, необходимо решить следующие задачи:

1) выявить характер и глубину имеющихся пробелов в зна­ниях и умениях;

2) выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и мешаю­щие их преодолению в настоящее время;

3) осуществить меры по нейтрализации факторов, вызываю­щих новые пробелы в знаниях;

4) организовать в процессе обучения систему мер по воспол­нению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.

Мы полагали, что, планируя процесс обучения, учитель дол­жен знать возможные пробелы в знаниях учащихся. Ценную информацию о них дают материалы анализа вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые публикуются в центральных методических журналах.

Выявляя характер пробелов, имеющихся у конкретных уча­щихся данного класса, учителя экспериментальных классов стремились ответпть на следующие вопросы: по каким разделам курса имеются основные пробелы? Какие понятия, умения и на- еыки наиболее слабо усвоены из этих разделов? Какие элементы каждого из выявленных понятий не усвоил школьник: смысл, определение понятия, количественную характеристику его, связь с другими понятиями (сходство, отличие), его применение на практике при выполнении упражнений или решении задач?

Использовались такие приемы работы: систематический учет и анализ ошибок, неточностей, затруднений, которые выявля­
лись в ходе обычного опроса, письменных домашних и классных работ учащихся; специальные контрольные работы диагности­рующего типа; специальные диагностирующие беседы со школь­никами.

Изучение пробелов завершалось их фиксированием по опре­деленной схеме. В применении к русскому языку в V-VII клас­сах эта схема имела такой вид (табл. 27).

Таблица 27







В применении к математике в V- такой вид (табл. 28).

Таблица 28

Пробелы в фактических знаниях

Пробелы в специальных умениях по предмету






Как видно из приведенных схем, учителя составляли для каждого класса и периода обучения конкретизированную про­грамму, включающую в себя перечень основных из ранее прой­денных разделов понятий, законов, теорий, а также умений и навыков.

Выявив характер пробелов по этой широкой программе, учи­теля переходили к более глубокому их анализу. Допустим, было установлено, что учащиеся имеют пробелы не в каком-то разделе в целом, а лишь в отдельных понятиях этого раздела. Каждое понятие в своей структуре имеет несколько основных элементов,

сторон, признаков и пр. Важно поэтому было выявить, какой из них не понят и затрудняет усвоение понятия в целом.

Затем эти данные сводились в итоговую таблицу по группе неуспевающих или в целом по классу, сигнализируя ■ учителям о типичных пробелах в подготовке учеников. Часто после этого проводились уточняющие беседы.

В этом случае полезным оказывалось проведение специаль­ных диагностирующих работ, направленных на выявление харак­тера пробелов.

В сферу анализа типичных пробелов входили не все ранее пройденные вопросы, а лишь наиболее важные, стержневые, от усвоения которых зависит овладение многими другими темами и вопросами. Наконец, первоочередному диагностированию под­вергались те темы, знание которых особенно важно для усвоения изучаемого в настоящее время и в ближайшем будущем учеб­ного материала. Содержание таких -работ строилось по прин­ципу постепенного упрощения выдвигаемой задачи и выявления, на каком уровне сложности ученик начинал проявлять понима­ние задачи и показывал удовлетворительные знания.

Например, если ученик затруднялся в решении какой-то фи­зической задачи, то надо было выяснить, что затрудняло его в ее решении: физическая или математическая сторона, незнание нового или старого учебного материала, полное непонимание сущности понятий, которыми приходится оперировать, или сла­бое усвоение отдельных и каких именно характеристик их и т. д.

Приведем еще один пример. Если ученик допускал ошибки на правописание безударных гласных, то оставалось неясным, чего не знает или не умеет ученик: не знает, что такое корень, не умеет его выделять, или не умеет определить ударный слог, или не может подобрать родственное слово и т. д. Выявить подлин­ные пробелы можно было, разложив сложную задачу на ряд простых и проследив, как ученик справляется с этими простыми задачами.

Постепенно упрощающийся характер заданий позволил учи­телю установить, насколько овладел школьник учебным мате­риалом. То ли он затрудняется применить известные знания в новых условиях, осуществить творческий перенос, то ли он затрудняется осуществить простой перенос по аналогии и т. д.

Для выявления типичных пробелов использовался системати­ческий программированный контроль за усвоением учащимися основных понятий, вычислительных навыков, а также умений сравнивать и обобщать явления, понятия, факты.

Вся эта совокупность источников информации позволяла учи­телю иметь представление о наиболее типичных затруднениях школьников и на их основе выявлять затем конкретные пробелы в знаниях отдельных учащихся.

Получаемые в ходе письменной работы представления об уровне подготовленности ученика проверялись и уточнялись с помощью диагностирующих бесед. В зависимости от результа­тов диагностики определялись коллективные и индивидуальные формы организации процесса обучения.

Среди средств устранения пробелов в знаниях в процесс© обучения мы делали акцент на специально организованное по­вторение учебного материала, на систему индивидуальных прак­тических упражнений, которые кратчайшим путем вели к устра­нению наиболее существенных пробелов (в том числе упражне­ний программированного типа), на организацию работы учп- щихся над ошибками, проведение специального опроса уча­щихся, а также на предупреждение пробелов, возникающих из-за пропусков занятий.

При организации систематического повторения учебного ма­териала с учетом необходимости восполнения выявленных про­белов соблюдалась определенная логика:

а) повторение начиналось с доступного для учащихся учеб­ного материала;

б) на повторение выносились не разделы целиком и не весь материал подряд, а наиболее существенные параграфы и даже абзацы параграфов с тем, чтобы при этом соблюдалась логиче­ская цепь изложения, а ученик затрачивал бы на повторение ми­нимум времени. Учитель стремился помочь ученикам выделить главное, основное, наиболее существенное в повторяемом, обеспе­чить усвоение основ знаний, которые могут затем, в ходе упраж­нений, расширяться;

в) учителя стремились к установлению более тесной связи повторяемого и вновь изучаемого материала;

Вторым важнейшим средством восполнения пробелов в зна­ниях являлась система индивидуальных практических упражне­ний и заданий по решению задач, в ходе выполнения которых ученики осознавали учебный материал, связывали теоретические положения с практикой и оттого лучше понимали их.

Кроме того, надо иметь в виду, что само неумение решать задачи очень часто является наиболее распространенным про­белом в подготовке учащихся. К сожалению, нередко учителя, стремясь научить школьников решать задачи, идут по пути пред­ложения им очень большого числа задач и упражнений для самостоятельного решения. Такой подход не только ведет к боль­шой трате времени, но и часто вызывает еще большую неуверен­ность школьников в возможность преодолеть отставание, так как они не могут справиться самостоятельно с порученным объемом заданий. Не количество решаемых задач, а метод подхода к ре­шению определяет обучающий эффект.

Вот почему из всего разнообразия и обилия задач мы выбра­ли наиболее типичные, узловые и на первом этапе доступные для решения с небольшой помощью учителя. Затем мы знако­мили ученика с общим, принципиальным подходом к решению задач определенного типа, т. е. со своеобразным алгоритмом решения задач. Слабоуспевающий ученик нуждается в таком алгоритме. Например, при решении одной-двух типичных задач по динамике учителя экспериментальных классов старались по­казать ученику, что при анализе и решении любой задачи на движение важно вначале составить уравнение сил, приложенных к данному телу, имея в виду, что сумма всегда должна прирав­ниваться ускоряющей силе. При решении задач по разделу «Статика» сумма всех сил, приложенных к телу, всегда прирав­нивается нулю. Если ученик понимал принцип такого подхода при выполнении двух-трех упражнений, то затем он уже не за­труднялся при решении многих других задач. И наоборот, если ему предлагалось много однотипных задач, но не концентриро­валось внимание на общем подходе, то это не приносило желае­мых результатов.

Слабоуспевающих учеников мы стремились учить некоторым общеметодическим подходам к решению задач. Вот некоторые рекомендации, которые давались ученикам в экспериментальных классах:

1. Прежде всего необходимо хорошо усвоить условие задачи. Для этого, как правило, достаточно прочитать его внимательно два-три раза, сделать чертеж и пр.

2. Ознакомившись с условием, надо установить, к какому раз­делу изучаемого предмета относится данная задача.

3. Осознать цель задачи: что необходимо найти (достаточно ли условия для нахождения неизвестного сразу или надо еще выполнить какие-то промежуточные действия; вспомнить, не встречалась ли подобная задача ранее, решалась ли задача, которую можно рассматривать как часть предложенной за­дачи) .

4. Наметить план решения, посмотреть, нет ли формул, свя­зывающих неизвестное с известными величинами, разбить реше­ние на ряд последовательных этапов, которые в конце концов приведут к цели, решить часть задачи.

5. Осуществить план решения, контролируя каждый свой шаг.

6. Проанализировать ответ: правилен ли он по размерности, по жизненной реальности результата.

На первом этапе восполнения пробелов использовалось реше­ние задач с помощью решебников, т. е. «домашних консультан­тов» учащихся. На уроке учитель выявлял степень понимания решения, а загем предлагал задачу, отсутствующую в решебни- ке. Такой подход ускорял и облегчал работу учителя и не вел к снижению самостоятельности школьников.

При восполнении и особенно предупреждении пробелов в зна­ниях особую ценность представляли упражнения программиро­ванного типа, которые содержатся в методических пособиях по математике, физике и другим предметам. Деление проблемы на дозы, контроль за правильностью усвоения каждой из них ока­зывались более доступными для отставшего в учении школьника, чем дельное усвоение всей проблемы сразу. Необходимость та­кой работы подтверждают психологические исследования, гово­рящие о том, что если хорошо успевающие школьники часта свертывают операции, перескакивая через ряд мелких операций, то слабоуспевающие нуждаются в том, чтобы пройти все «ступе­ни процесса», не пропуская ни одной из них.

Исключительно важное значение в восполнении пробелов в знаниях имела организация так называемой работы учащихся над ошибками.

Учащимся IV-V классов учителя давали образцы работы над орфографическими, пунктуационными, стилистическими ошибками.

В VI-VII классах работа усложнялась. Ученик должен был сам определить, на какие правила допущены ошибки, найти па­раграфы, произвести, если нужно, классификацию ошибок, дать краткое письменное объяснение и придумать ряд примеров. Предложение, в котором допущена ошибка по пунктуации, запи­сывается. Ученик должен доказать (а не просто объяснить), по­чему нужно или не нужно ставить данные знаки, и привести свои аналогичные примеры. Часто на полях ученической тетради против стилистической ошибки учителя давали ученикам зада­ние: «Подбери синонимы к слову» (указывается слово).

В старших, VIII-X классах ученики, работая над ошибками, составляли сводные таблицы, схемы, работали над этимологией слов, составляли диктанты.

Важным средством преодоления пробелов в знаниях являлся правильно организованный опрос учащихся. На первом этапе работы неуспевающим школьникам разрешалось излагать мате­риал по составленным дома планам, а также пользоваться кон­сультационными карточками. Например: «Ребята получили на елке одинаковые подарки. Во всех подарках было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок было в каждом подарке?» Неуспе­вающему школьнику вместе с условием этой задачи давалась такая карточка-консультация: 1) напиши множество делителей числа 123 и числа 82; 2) подчеркни общие делители этих чисел;

3) прочти условие задачи № 407, посмотри на свою предыдущую работу в тетради и ответь на первый вопрос задачи, объясни ответ; 4) ответь на второй вопрос задачи; 5) проверь свое реше­ние, имея в виду, что ответы к задаче являются элементами множества (2, 3, 17,41,43).

Предметом специального внимания учителей в эксперимен­тальных классах было устранение пробелов, возникающих из-за пропусков учебных занятий по болезни и другим причинам.

В школах, где мы вели эксперимент, учителя применяли такие меры:

а) в процессе индивидуального и особенно фронтального опроса обязательно проверялось усвоение материала, который рассматривался на пропущенном уроке;

б) требовалось сдать в ходе урока на просмотр тетради с вы­полненными заданиями по ранее изученной теме;

в) предлагалось выполнить наиболее важные упражнения, заданные на пропущенном уроке, и отчитаться перед учителем на последующем уроке;

Индивидуальная работа учителя

по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха исторически являющиеся главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности необходимые для его существования в природе и в обществе. Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Но вопреки этому существующая педагогическая система с устаревшей авторитарной идеологией, методиками и организацией учебного процесса умудряется убить у многих учащихся естественную потребность в образовании.

Естественное образование – это развитие идущее изнутри человека – самообразование - процесс учения.

Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Для этого

Во-первых, для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися,
даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в виде:

· Баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала.

· Баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала.

· Баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала.

· Баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала.

· Баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.

Причем правильный ответ лишь подразумевается, так как учащийся может, неверно восприняв материал, истолковать его как правильный. Поэтому контроль правильности воспринятого материала и дальнейшее становление учащихся на путь истины оставляем за педагогом. В этом плане возникает вопрос - «Как оценивать выполнение творческих заданий, например решение задачи?» Оценивать надо так же, но выполненные творческие задания нужно проверять во время корректирования знаний и умений определять правильность выполненного задания и по возможности не снижать оценку за не правильно выполненное задание.

Во-вторых, учебный материал (домашнее задание) разбиваем на части, на логические порции в соответствии с этапами формирования понятия (от 3 до 6). Домашнее задание, в виде частей нового учебного материала, записываем перед его объяснением. Практика показывает, что когда материал преподносится в виде конкретных структурных логических блоков, то появляется возможность значительно улучшить усвоение учащимися изучаемого материала при одновременном снижении нагрузки на них. В таком блоке, как правило, выделяется ведущая мысль, которая и показывается учащимся. Разбиение материала на блоки обостряет внимание учащихся во время объяснения нового. Учащиеся легче схватывают основную мысль, работают спокойно, подробно уясняют детали нового материала. Изучение материала блоками значительно упрощает ученикам самооценку своих знаний и умений и делает её конкретной и достоверной. Поскольку за усвоение каждого блока учащиеся будут выставлять себе оценку. Педагог в свою очередь будет видеть, какую порцию учебного материала и как её усвоил каждый учащийся.

Поэтому объяснение нового материала учителем выступает для учащихся пояснением выполнения домашнего задания. Тем самым автоматически стимулируется самообразование учащихся. Усвоение каждой части учебного материала или выполнение каких-то задач учащимися предлагаем оценивать ими по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний учащегося конкретного учебного материала. Это оценка, на которую учащийся претендует и обязуется её защитить, если ему предоставят такую возможность. Тем самым стимулируем и практически вводим самооценку.

В-третьих, выдвигаются некие санкции.

Например, в случае значительного завышения самооценки, учащемуся предлагается на ближайшем занятии защитить одну-две предыдущие самооценки, или эта оценка в журнал вовсе не выставляется - что ещё более не желательно для учащегося и т.д.

Наряду со снижением оценки очень важно поощрять учащихся, в особенности "слабых", отмечая их успехи перед классом-аудиторией. Когда учащегося поддерживают, ободряют, говорят: «Мы в тебя верим, ты способный, ты мыслящий, талантливый, ты сильный, ты сможешь преодолеть себя, ты сможешь себя заставить, ты добьешься …, ты будешь лучшим», тем самым программируем его эффективную дальнейшую учебную деятельность. Естественно создаваемый сценарий взращивания победителя должен систематически развивать способности и упорство этого учащегося в преодолении учебных и жизненных трудностей.

При этом педагог должен следить за равномерной частотой защиты учащимися самооценок и чаще приглашать защищать свою оценку тех учащихся, которые по недобросовестности имели случаи значительного завышения самооценки. Ряду добросовестных учащихся можно предоставить полное доверие в этом вопросе и как показывает практика, это полностью оправдывается. Причём добросовестность учащихся не зависит от их успеваемости, это могут быть и отличники и слабоуспевающие.

Такие мероприятия позволяют поддерживать самооценки учащихся, а для учителя обратную связь на достаточно высоко достоверном уровне.

Для того чтобы у учащихся не было пробелов в знаниях и умениях, для этого у каждого учащегося на каждом занятии в журнале должна стоять его опосредованная самооценка за конкретное понятие. Если в какой-то клетке журнала оценки нет, или стоит весьма низкая оценка, то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося.

Поскольку самооценка знаний, умений производится на каждом уроке, то выдвигается стимул для учащихся по ликвидации прогулов, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие (семестр) учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных занятий в четверти или полугодии (семестре) по данному предмету. В этом случае сами учащиеся просчитывают свою итоговую оценку и прилагают максимум усилий, чтобы ликвидировать допущенные пробелы в знаниях и умениях и стараются не допускать прогулы на данные предметы даже по уважительным причинам. Просят принять зачёт по пропущенному материалу с целью, чтобы не было пробелов в знаниях, и чтобы итоговая оценка была высокой.

В традиционной системе обучения, когда учитель ведёт опрос, проверяет знания, то естественно, своё не знание ученик старается спрятать, скрыть. В нашей технологии учебного процесса ученик старается сам ликвидировать своё не знание, свои ошибки. Задаёт вопросы учителю, спрашивает у учащихся, то есть сам проявляет инициативу. Учащиеся понимают, страшна не сама ошибка, а её припрятанность, которая может проявится на итоговом контроле. Ошибки естественны в учебном процессе это средство обучения. На ошибках учится всё человечество. Поэтому сами ученики стараются уточнить, понять, выяснить либо с помощью одноклассников, либо с помощью учителя то, что им не далось в самостоятельной домашней работе скрывать пробелы в знаниях и умениях им просто не выгодно. Тем более, что в будущем им предстоит отчитываться либо на тематической, либо на итоговой проверке знаний и умений.

Тщательно выверенные на большом учебном материале данные практической педагогической работы в этой системе учения показали, что активное включение ученика в анализ и оценку своей учебной деятельности формируют у него добросовестное отношение к самообучению к достоверности выставления самооценки своих знаний и умений. Систематическая самооценка знаний и умений имеет большое воспитательное значение для учащихся, воспитывает у них такие важнейшие личностные качества, как самокритичность и требовательность к себе, дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания. У учащихся начинает эффективно функционировать двуединая система управления внутри одной личности это контролирующая и исполнительная система являющиеся одновременно формированием механизма самосознания самоконтроля и самооценки. Самоконтроль учащихся придаёт им самоуверенность в своих силах. Наличие навыков самоконтроля говорит о высоком уровне самостоятельности.

Ученик, получающий неудовлетворительную оценку в традиционном обучении, воспринимает это как наказание, а всякое наказание не оказывает положительного воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения с учителем. Выставление себе самому не удовлетворительной оценки не является для ученика формой наказания, а выступает лишь сигналом для учителя о своей не достаточно успешной учебной работе на данном этапе и предполагает продолжение сотрудничества с педагогом по данной теме.

Во время учебного процесса проводящегося на основе демократической идеологии сотрудничества автоматически создаётся спокойная обстановка, доброжелательности и взаимопомощи, появляется чувство коллективизма являющиеся слагаемыми эффективности обучения. Обратная связь на основе самооценок знаний и умений, учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся.

Данная технология создаёт у учащихся мотивацию систематически повышать качество своего образования, в результате практически внедряется в жизнь концепция непрерывного образования. Чем чаще тот или иной ученик участвует в самооценке различных видов заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Учащиеся раскованны, не чувствуют никакого страха в ожидании вызова, поскольку независимы от оценочного произвола учителя, они знают что ту оценку которую себе поставили её уверено защитят, поэтому работают активно и с удовольствием, внимание педагога доброжелательно сосредоточено на исправлении ошибок и промахов учеников, на стимулировании их удач, в усвоении учебного материала. На таком занятии сотрудничества, учащиеся овладевают саморегуляцией своей учебной деятельности у всех всё получается, все всё понимают рождается чувство успеха в учении.

Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода «цепная реакция», высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности учащихся в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений даже самых незначительных. Заметно улучшилась дисциплина, на занятиях прекратилась болтливость бывших так называемых «слабых» повысилась внимание, сосредоточенность учащихся.

Естественно полагать, что предложенный способ включения ученика в процесс анализа и оценки собственной работы не означает исключение из этого процесса педагога. У педагога всегда остаётся возможность регулировать величину как текущих, так и итоговых оценок. Но педагогическая оценка при этом условии поступает к учащимся не извне, они сами активно участвуют в процессе самооценки. Успех в труде учащихся – показатель успешности учительского труда, основа становления личности учащегося, это его внутренний комфорт, его радостный настрой, основа взаимопонимания между педагогом и учащимися, основа положительной мотивации к учению. Появляется желание у учащихся решать все более и более трудные учебные задачи.

Именно на это и настроена наша организация учебного процесса. За счёт повышения КПД учебного процесса учебная программа предмета усваивается учащимися гораздо быстрее. Поэтому появляется дополнительное время на последующее повторение, обобщение, решение творческих задач и конечно на корректирование знаний и умений учащихся.

Результат введения данной идеологии и организации обучения превосходит все ожидания её эффективности. Педагогу как бы открывается третий глаз, он видит гораздо больше в реальной картине познавательного процесса учащихся и открывающихся конкретных проблем более высокого порядка для его педагогической деятельности. Наряду с высоким качеством формирования знаний, умений и навыков, автоматически формируются у учащихся организационная, коммуникативная, волевая и мотивационная компоненты. Происходит самопроизвольный переход от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся. Тем самым, создаётся абсолютно бесконфликтная высокоэффективная организация учебного процесса, достигающая благоприятное соотношение между коммуникативной деятельностью учащегося и педагога, обеспечивающая эффективность деятельности каждого учащегося, что является главным при определении объема и качества, решаемых на уроках учебно-воспитательных задач.

В описанной технологии учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования, заключающаяся в том, что усвоение программного материала из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Причины неуспеваемости учащихся: слабое развитие интеллекта, особенности высшей нервной системы, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, не развиты навыки учебного труда, отрицательное влияние внешкольной среды (семьи, сверстников), недостатки воспитательного влияния педколлектива и класса.

Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, преподаватель, родители.

Ученик должен уметь четко представлять зрительный облик слова, поэтому главным помощником в обретении этого умения является чтение. Ученикам 9-11 классов необходимо ежедневно читать до 10 страниц печатного текста.

Ведите специальный рукописный справочник с опорными схемами, таблицами, конспектами. Записывайте или подчеркивайте примеры разными цветами. Выделенное цветом лучше запоминается.

Регулярно работайте с лингвистическими словарями, пусть они станут для вас настольными книгами.

Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и развивают орфографическую и пунктуационную грамотность.

От семантики – к грамматике. Осмысливайте, сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память.

Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества успеваемости.
Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков. Не отказывайтесь от услуг репетиторства.

На уроках учителя используют контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ предыдущих лет, а также демонстрационные материалы 2009 года. Просматривается практическая направленность работы учителей: выработать прочные ЗУН с целью подготовки учащихся к ЕГЭ. Проводится текущая проверка знаний в форме тестового опроса. Но используются задания в основном двух уровней сложности (типа А и В материалов ЕГЭ), исходя из учебных возможностей большинства учащихся класса. На уроке обществознания учащиеся учатся писать эссе, отвечая на проблемный вопрос, виды деятельности и формы заданий на уроке английского языка соответствуют требованиям экзаменационных билетов, на уроках истории России используются тестовые задания, на уроках всеобщей истории учащиеся готовятся к устным ответам на вопросы билетов, для чего ведется работа по развитию речи, учащиеся дают аргументированные ответы, выражают собственное мнение, основанное на фактах. Таким образом, содержание учебного материала уроков, организация самостоятельной деятельности учащихся, оптимальное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся, текущий и итоговый контроль ЗУН учащихся – все это способствует формированию прочных ЗУН, подготовке к экзаменам.

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб рести в годы детства, отрочества, ран такой же мере потом.

Н. Г. Чернышевский. !

В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. деятельности.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель в знаниях. Много сил и времени педагогам и мастерам ПУ прихо дится потратить, чтобы из бывших троечников сделать умелых рабочих. В нашей стране накоплен немалый опыт по повышению ка

1. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности уча щихся, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». 3

проблемы возникли у детей в школе при изучении математики (здо черты характера и т.д.). Специфика профессионального теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и на

Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знани ях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо сложно.

действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответ ственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

коллектива.

Преподаватель каждого предмета, вместе с мастером производст обобщает свои наблюдения.

На втором заседании (ноябрь) методической комиссии воспита курса, дает характеристику каждому учащемуся и этим характеристики дополняются преподавателями других, дисциплин.

Только после этого можно наметить меры, направленные на предупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный под ход к каждому ученику.

Таким образом, система мер борьбы за качественную ус

-

Опыт

предусмотреть еще ряд мер:

    определение знаний, умений учащихся по материалу 4-9 классов;

    определение типичных для предмета и для конкретной учебной группы пробелов в знаниях и умениях;

3) школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необходимого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем;

4) использование для восполнения пробелов не отдельных

5)

6) создание уверенности у слабоуспевающих учащихся в сво их силах.

Учащиеся, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в зна ниях математики, на первой проверочной работе за курс девятилет ней школы.

Анализируя содержание учебного материала девятилетней шко

3.

    Степени и корни;

    Функции и графики;

    Проценты.

На протяжении многих лет моей работы итоги первой прове

Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую зано сится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробелы в знаниях каждого ученика по каждому заданию. Результаты зачетной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, по кажут, как продвинулась работа по ликвидации про белов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет лик видированы.

Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе

Например, на уроке по теме «действие над числами с различны ми знаками», учащимся демонстрируется настенная опорная табли

-54 + 20; -6 + 8; " -2 + (-26); -3-15; -3 * (-7); -20: 4; -30: (-15) и т.д.

Учащиеся пытаются сформулировать правило, по которому решается каждый пример.

Затем дается четкая формулировка сложения, вычитания, деления, умножения чисел с разными знаками. Примеры с опорной таб лицы заносятся в справочный материал, для которого в общей рабо

После повторения основных правил, проводится математиче ский диктант на 2 варианта.

критерию». 1

После проверки проводим анализ диктанта и останавливаемся

объяснить их.

Учащиеся предупреждаются, что в начале следующего урока бу оценку, которая выставляется в журнал. Это предупреждение явля

Кроме диктанта, можно провести по этому виду задания - тес

В первом столбике записаны примеры, во втором - ответы. Учащиеся должны записать только код решения в двух экземплярах: в тет ради и на листочках, которые сдаются. Ответы проецируются на экран. оценку ниже «четыре» проводится дополнительная работа по опорной таблице. В конце урока проводится еще раз математиче ский диктант.

При повторении других тем, стараюсь подобрать такие приме числами с разными знаками».

При повторении остальных тем: «действия с дробями», «реше ние уравнений», «решение неравенств» и т.д. для контроля за усвое нием данного материала широко используются тесты. В своей ста тье «приемы составления тестовых заданий» В. Е. Карчевский, на

каждого ученика». 1

Можно в своей работе применять тесты четырех типов: закры тие, открытые, на соответствие и на установление пра вильной последовательности.

В заданиях закрытого типа дается несколько ответов, из кото рых надо выбрать правильный.

В заданиях открытой формы необходимо вставить или допол нить словом или группой слов конкретное предложение для его за

Эти множества могут иметь заголовки, а их элементы перенумерованы цифрами с лева и буквами справа. Каждому элементу левого столбца соответствует хотя бы один элемент правого столбца.

В заданиях на установление верной последовательности учаще муся предлагается какая либо последовательность в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка по ставить его порядковый номер в верной, по мнению учащегося, по следовательности.

Эффективным при повторении является проведение математи ликвидировать их.

«Большую роль в предупреждении неуспеваемости и ликвида ции пробелов в знаниях учащихся играет домашнее задание и само стоятельная работа».

Регулярное, добросовестное и правильное выполнение учащим ся домашних заданий путем самостоятельной работы является од нового материала.

Цели домашних заданий:

было продуманным и целенаправленным, определяется объем и содержание его уже в процессе тематического планирования.

Домашнее задание должно планироваться так, чтобы оно выте

настенные таблицы.

Особенно важны эти таблицы потому, что с их помощью ребята органов чувств. При работе с опорными плакатами учитель объясня ет новый материал, сопровождая объяснения записями основных моментов новой темы, пользуясь условными обозначениями. В качестве опорного материала обычно выступают формулы, графики, схемы и др. Они даются в определенной последовательности, выра записи и зарисовки представляют собой не простую их совокуп ность, а объединены выбранным способом умозаключений, и обес печивает более осмысленное восприятие учебного материала слабо успевающими учащимся.

преподавателя, способствует более продуктивному восприятию, бо

  • «действия с дробями»;

    «решение неравенств»;

-

на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспе причины отставания в учении.

недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то операций и умений учится; если ведущая причина слабой успевае

Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит

Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специ альные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы».

образец решения примера по нему и запись решения другого приме ра с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоя тельного решения. Такие карточки можно использовать на дополни тельных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они по зволяют каждому ученику работать в своем, привычном темпе, по степенно, определенными дозами повторяя забытый материал, вос полняя пробелы.

(тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, смущение и не может заставить себя говорить на уроке).

ющими учащимися. Преподаватель, побеседовав с заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель

Завершением серии уроков повторения является зачет и

Цели этого зачета следующие:

с разными знаками», «действия с дробями». Внедрить тестовый кон

развить математическое мышление, поставить учащихся пе ред необходимостью знаний этих тем для практических целей и изу чении более сложных тем;

способствовать воспитанию личности и ее качеств, обеспе

Из методов обучения на этих уроках применяются: диалогический, частично- поисковый, репродуктивный.

действия над числами с разными знаками, действия с дробями, ре

С помощью проектора ответы проецируются на доску, учащие ся оценивают свою работу и сообщают оценки, которые вносятся в ведомость. Затем предлагаются карточки -- задания: пользуясь дан

а)

б)

в) , второй дроби;

г)

д)

умножения и деления дробей.

оценки заносят в ведомость.



записывается в виде:

а) ь 2 +4ас ;

б) ь2 - 4ас ;

в) 2 -4ас ; - г) Ь 2 - 4ас

2. Если Д > 0, то уравнение имеет:

а) один корень;

б) два корня;

в) не имеет корней.

3.

а) х 1,2 б) х 1,2

г) х 1,2



4.

а) х = а/в;

в) Х = в/а;

г) Х= в - а

5. Если Д = 0, то уравнение: а) не имеет корней;

б) имеет два корня;

в) имеет один корень.

Четвертый вид задания - тест на установление правильной последовательности решения линейного неравенства.

В заключении учащимся предлагается составить несколько за

Задача №1

Задача №2

сделать учащимся дома.

выставляется в журнал.

Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тет радь.

темам, где допущены ошибки, до тех пор, пока пробелы не будут ликвидированы.

«Профессиональное обучение как одно из ведущих звеньев под готовки молодежи к труду не ограничивается задачами только обучающего характера, оно призвано не только вооружить учащихся практическими умениями и навыками и соответствующими знания ми, но и воспитать у них добросовестное отношение к труду, раз

Ответственные задачи, связанные с формирования у них сознательного отношения к труду». Это отно шение является сложным образованием. Оно характеризует сознательную общественную направленность личности и включает в себя таки ценные качества, как ответственность, добросовестность, трудолюбие, готовность выполнять любую нужную работу, коллективизм, бережливость, настойчивость. Успех работы преподавателя вообще и по данной проблеме особенно зависит в большой степени от того, насколько основательно изучил преподаватель психологические особенности каждого учащегося в отдельности и данной группы в целом. А так же насколько педагогически правильно и оперативно он

закономерность воспитания».

угаснет потому, что они всегда чувствуют себя добывателями зна его думать, приучить его к мысли как к труду. Еще Гете И. В. ска

Литература

    Т.Н. Алешина «Урок математики» Москва «Выс шая математика» 1991 г.

    г. Астрахань, учебно-методический каб П.У. «Методические рекомендации по ликвидации и предупре

    М. В. Волович «Математика без перегрузок» Моск ва «Педагогика» 1991 год.

    Москва 1964 год.

    1986 год.

    «Просвещение» 1992 год.

7.

10.

    В.А. Онищук «Урок в современной школе» Моск ва «Просвещение» 1986 год

    В. Ф. Шаталов «Опорные сигналы по физике» Киев 1989 год.

    М. Р. Щукин «Психологические основы индивиду ального подхода к учащимся» Москва «Высшая шко ла» 1990 год.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Начальные классы

Описание:

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб­ рести в годы детства, отрочества, ран­ ней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.

Н. Г. Чернышевский. !

Одна из задач профессиональной школы повышение качества образования и воспитания учащихся.

В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче­ ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. Менчинская, И. Я. Лернер и др. По мнению психолога Н.А. Мен чинской, понятие «Умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличие знаний и владение методами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новы­ми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель­ зя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях. Много сил и времени педагогам и мастерам ПУ прихо­ дится потратить, чтобы из бывших троечников сделать умелых ра­бочих. В нашей стране накоплен немалый опыт по повышению ка­ чества общеобразовательной подготовки выпускников средних ПУ.

1. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности уча­ щихся, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет вос­питать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». 3

Решение этих задач требует усиления внимания к психолого- педагогическому изучению учащихся. Изучение учащихся можно начать с изучения аттестатов за 9 -летнюю школу. Уже это дает возможность выделить слабых и более сильных учеников. Посетить

родительские собрания и в беседе с родителями выяснить, какие проблемы возникли у детей в школе при изучении математики (здо­ ровье, недобросовестное отношение к своим учебным обязанностям, черты характера и т.д.). Специфика профессионального обучения заключается в том, что учащиеся, испытывающие затруднения в теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и на­ выками достигают заметных успехов.

Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знани­ ях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо­ го учащегося. Преподавателю одного предмета сделать это очень сложно.

Еще А.С. Макаренко писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответ­ ственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспи­татели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого пла­на работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Значит, необходимы коллективные усилия всего педагогического коллектива.

Преподаватель каждого предмета, вместе с мастером производст­ венного обучения ведет наблюдения за учащимися первого курса, обобщает свои наблюдения.

На втором заседании (ноябрь) методической комиссии воспита­ тельного цикла мастер с классным руководителем групп первого курса, дает характеристику каждому учащемуся и этим характери­стики дополняются преподавателями других, дисциплин.

Только после этого можно наметить меры, направленные на пре­дупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный под­ ход к каждому ученику.

Таким образом, система мер борьбы за качественную ус­ певаемость включает три основных этапа:

- изучение учащихся и выяснение их учебных возможностей;

- ликвидация причин слабой успеваемости;

- контроль и учет появившихся изменений.

Опыт передовых преподавателей ПТУ показывает,

что организовать ликвидацию пробелов в знаниях можно, если предусмотреть еще ряд мер:

1) определение знаний, умений учащихся поматериалу 4-9 классов;

2) определение типичных для предмета и для конкретной учеб­ной группы пробелов в знаниях и умениях;

3) анализ содержания учебного материла за девятилетнюю школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необхо­димого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем;

4) использованиедлявосполненияпробеловнеотдельных приемов, а разнообразных их сочетаний;

5) строгий учет ликвидируемых пробелов;

6) создание уверенности у слабоуспевающих учащихся в сво­ их силах.

Учащиеся, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в зна­ ниях математики, на первой проверочной работе за курс девятилет­ ней школы.

Анализируя содержание учебного материала девятилетней шко­ лы, можно выделить базовые знания, необходимые для успешного овладения предметом. Например, по алгебре в процессе повторения школьного курса (12 часов) можно остановиться на таких темах:

1. Рациональные числа и действия над ними;

2. Действие над обыкновенными и десятчными дробями;

3. Решение линейных, квадратных уравнений;

4. Решение неравенств (линейных, квадратных);

5. Степени и корни;

6. Функции и графики;

7. Проценты.

На протяжении многих лет моей работы итоги первой прове­ рочной контрольной работы почти всегда стабильны. Но нужно и отметить, что с каждым годом знания учащихся за школьный курс ухудшаются. Сейчас почти никто не пишет работу на «5», на курсе (это три группы) на «4» две - три работы, половина всех учащихся пишут на «3», остальные на «2».

Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую зано­ сится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробе­лы в знаниях каждого ученика по каждому заданию. Результаты за­четной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, по­ кажут, как продвинулась работа по ликвидации про­ белов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет лик­ видированы.

Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе­ ния, дополнительных занятий, консультаций.

Например, на уроке по теме «действие над числами с различны­ ми знаками», учащимся демонстрируется настенная опорная табли­ ца с элементарными примерами:

-54 + 20; -6 + 8; " -2 + (-26); -3-15; -3 * (-7); -20: 4; -30: (-15) и т.д.

Учащиеся пытаются сформулировать правило, по которому ре­шается каждый пример.

Г.Г. Левитас «Современный урок математики » стр. 19 Москва «Высшая школа» 1989 год.

Затем дается четкая формулировка сложения, вычитания, деле­ния, умножения чисел с разными знаками. Примеры с опорной таб­ лицы заносятся в справочный материал, для которого в общей рабо­ чий тетради отводится четыре первых листа.

После повторения основных правил, проводится математиче­ ский диктант на 2 варианта.

«Учащиеся сами оценивают свою работу по предложенному критерию». 1

После проверки проводим анализ диктанта и останавливаемся на примерах в которых были допущены ошибки.

Для работы дома учащимся предлагается к каждому примеру, который решается на уроке, подобрать и решить свои два, уметь объяснить их.

Учащиеся предупреждаются, что в начале следующего урока бу­ дет проведена аналогичная работа (математический диктант), на оценку, которая выставляется в журнал. Это предупреждение явля­ ется стимулом для серьезного выполнения домашней работы.

Кроме диктанта, можно провести по этому виду задания - тес­ тирование. Применяется тест на соответствие.

В первом столбике записаны примеры, во втором - ответы. Учащие­ся должны записать только код решения в двух экземплярах: в тет­ ради и на листочках, которые сдаются. Ответы проецируются на экран. По известному критерию учащиеся оценивают свою работу и оценки выставляются в журнал. Предварительно они предупреждаются, что листочки с работами будут перепроверены. Для тех, кто выполнил работу на оценку ниже «четыре» проводится дополнительная работа по опорной таблице. В конце урока проводится еще раз математиче­ ский диктант.

При повторении других тем, стараюсь подобрать такие приме­ ры, что бы возникла необходимость вспомнить тему «действия над числами с разными знаками».

При повторении остальных тем: «действия с дробями», «реше­ ние уравнений», «решение неравенств» и т.д. для контроля за усвое­ нием данного материала широко используются тесты. В своей ста­ тье «приемы составления тестовых заданий» В. Е. Карчевский, на­ пример пишет «использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний.

Тесты оптимально соответствуют полной самостоятельности каждого ученика». 1

Можно в своей работе применять тесты четырех типов: закры­ тие, открытые, на соответствие и на установление пра­ вильной последовательности.

В заданиях закрытого типа дается несколько ответов, из кото­ рых надо выбрать правильный.

В заданиях открытой формы необходимо вставить или допол­ нить словом или группой слов конкретное предложение для его за­ вершения в виде верного высказывания.

Задание на соответствие предполагает наличие двух множеств, между элементами которых необходимо установить соответствие. Эти множества могут иметь заголовки, а их элементы перенумеро­ваны цифрами с лева и буквами справа. Каждому элементу левого столбца соответствует хотя бы один элемент правого столбца.

В заданиях на установление верной последовательности учаще­ муся предлагается какая либо последовательность в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка по­ ставить его порядковый номер в верной, по мнению учащегося, по­ следовательности.

Эффективным при повторении является проведение математи­ ческих диктантов. Постоянное проведение диктантов в начале урока дисциплинирует учащихся, позволят выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.

«Большую роль в предупреждении неуспеваемости и ликвида­ ции пробелов в знаниях учащихся играет домашнее задание и само­ стоятельная работа».

Регулярное, добросовестное и правильное выполнение учащим­ ся домашних заданий путем самостоятельной работы является од­ ним из решающих условий достижения высокого качества заданий, поскольку гарантирует соответствующую подготовку к усвоению нового материала.

Цели домашних заданий:

- закрепление и осмысление изученного на уроках материала;

- совершенствование знаний и умений путем упражнений;

- развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Чтобы не было перегрузок у учащихся, а домашнее задание было продуманным и целенаправленным, определяется объем и со­держание его уже в процессе тематического планирования.

Домашнее задание должно планироваться так, чтобы оно выте­ кало из материала предыдущего урока, было продолжением его и целенаправленно готовило учащихся к усвоению нового материала.

В процессе повторения большую помощь оказывают опорные настенные таблицы.

« Данные таблицы следует вывешивать в кабинете всякий раз, когда будет необходимость вспомнить снова этот материал». Особенно важны эти таблицы потому, что с их помощью ребята имеют возможность воспринимать учебную информацию и на слух, и глазами. Как известно, эффективность восприятия повышается, если в этом процессе принимают участие одновременно несколько органов чувств. При работе с опорными плакатами учитель объясня­ ет новый материал, сопровождая объяснения записями основных моментов новой темы, пользуясь условными обозначениями. В ка­честве опорного материала обычно выступают формулы, графики, схемы и др. Они даются в определенной последовательности, выра­ жающей, как правило, логику рассуждений. Именной этот факт, что записи и зарисовки представляют собой не простую их совокуп­ность, а объединены выбранным способом умозаключений, и обес­ печивает более осмысленное восприятие учебного материала слабо­ успевающими учащимся.

«Опорные конспекты, составленные учащимися с помощью преподавателя, способствует более продуктивному восприятию, бо­ лее интенсивной выработке у учащихся навыки мышления»

Для своей работы я изготовила опорные таблицы по темам:

- «действия с дробями»;

- «решение квадратных уравнений»;

- «решение неравенств»;

- «действия над числами с разными знаками»;

Уже на уроках повторения видно, после проведения тестирования, диктантов, кому из учащихся необходима дополнительная помощь. Для оказания такой помощи проводятся консультации и дополнительные занятия. Дополнительные занятия и консультации должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспе­ вающим учеником должна строится в зависимости от установленной причины отставания в учении.

Если, например, основной, доминирующей причиной, является недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то одна из главных задач педагога заключается в развитии основных операций и умений учится; если ведущая причина слабой успевае­ мости кроется в отсутствии воли, то формирование волевых качеств становится центральным в воздействиях педагога и т. д.

Очень помогают в этой работе различные карточки-задания. Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит­ мов, задания с задания с выбором правильного решения, задания для программированного контроля, карточки для фронтальной работы на уроке, дифференцированные задания и т. д.

Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специ­ альные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы».

Каждая карточка содержит краткий теоретический материал, образец решения примера по нему и запись решения другого приме­ ра с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоя­ тельного решения. Такие карточки можно использовать на дополни­ тельных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они по­ зволяют каждому ученику работать в своем, привычном темпе, по­ степенно, определенными дозами повторяя забытый материал, вос­ полняя пробелы.

Преподаватели на дополнительных занятиях могут принимать зачеты у слабоуспевающих учеников по отдельным вопроса темы, а так же заслушивать устные ответы не которых отстающих учеников (тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, сму­щение и не может заставить себя говорить на уроке).

Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспева-

ющими учащимися.Преподаватель,побеседовавс отдельными учениками, может узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст­ вует сближению его с учителем, взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель­ ных отношений с «трудными» учениками.

Завершением серии уроков повторения является зачет и зачетная контрольная работа. Зачет можно провести в виде смотра знаний по основным темам повторения.

Цели этого зачета следующие:

закрепить знания учащихся по темам «действия над числами с разными знаками», «действия с дробями». Внедрить тестовый кон­ троль при закреплении этих тем;

развить математическое мышление, поставить учащихся пе­ ред необходимостью знаний этих тем для практических целей и изу­ чении более сложных тем;

способствовать воспитанию личности и ее качеств, обеспе­ чивающих успешность исполнительской деятельности (трудолюбие, дисциплинированность, внимательность, ответственность).

Учащиеся должны осознавать, что от усвоения этих тем зависит качество усвоения более сложных тем.

В оснащение урока входит: интерактивная доска, опорные таблицы, тесты , карточки -- тесты, математические диктанты, справочный материал, ведомость (список группы).

Из методов обучения на этих уроках применяются: диалогиче­ский, частично- поисковый, репродуктивный.

По опорным таблицам и справочному материалу в тетрадях учащиеся формулируют.основные правила

действия над числами с разными знаками, действия с дробями, ре­ шения линейных и квадратных уравнений и неравенств.

После повторения теории, приступаем к практической части. Проводится математический диктант на два варианта.

С помощью проектора ответы проецируются на доску, учащие­ ся оценивают свою работу и сообщают оценки, которые вносятся в ведомость.Затем предлагаются карточки -- задания: пользуясь дан­ ным алгоритмом выполнить действия с дробям:

а) приводим дроби к общему знаменателю;

б) к каждой дроби записываем дополнительные множители;

в) дополнительные множители умножаем на числитель первой и
, второй дроби;

г) складываем (вычитаем) полученные значения в числителе;

д) полученная дробь является ответом.

- Первый и четвертый пример выполняет первый вариант, второй
и третий пример - второй вариант.

Дается так же аналогичная карточка с алгоритмом решения для умножения и деления дробей.

Консультанты (4 человека) собирают работы, проверяют и оценки заносят в ведомость.

Следующий этап - решение квадратных уравнений.
Учащимся предлагается карточка - тест (на два варианта):
1. Дискриминант квадратного уравнения

записывается в виде:

а) ь 2 +4ас ;

б) ь2 - 4ас ;

в)+Ь 2 -4ас ; - г)Ь 2 - 4ас

2. Если Д > 0, то уравнение имеет:

а) один корень;

б) два корня;

в) не имеет корней.

3. Корни квадратного уравнения вычитаются по формуле:

а)х 1,2 б)х 1,2

г)х 1,2

4. Корень уравнения вида ах = Ь находим по формуле:

а)х = а/в;

в) Х = в/а;

г) Х= в - а

5. ЕслиД = 0, то уравнение: а) не имеет корней;

б) имеет два корня;

в) имеет один корень.

На доске записан код ответов, по которому учащиеся оценивают свою работу. Дубликаты работы на листочках сданы учителю. Оценки за эту работу так же выставляются в ведомость.

Четвертый вид задания - тест на установление правильной по­следовательности решения линейного неравенства.

На карточке записаны этапы решения линейного неравенства в беспорядке. Учащиеся должны установить точный порядок.

Эта работа так же оценивается и оценка вносится в ведомость.

В заключении учащимся предлагается составить несколько за­ дач (по теме повторения) с которыми мы встречаемся в жизни. - Например, с выделением целой части из неправильной дроби.

Задача №1 Рыбак преодолел путь от населенного пункта до речки за 128 мин. Сколько часов он потерял на дорогу?

Задача №2 Продавец за покупку с 50 рублей дал сдачу 432 коп. Сколько это составляет рублей?

Таких задач можно составить множество, что и предлагается сделать учащимся дома.

В конце урока сообщается итоговая оценка за работу, которая выставляется в журнал.

Итог всей работы повторения - зачетная контрольная работа. Работа проводится по карточкам, у каждого учащегося свой вариант. Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тет­ радь.

Из этих записей видно, какой прогресс достигнут в ликвидации пробелов в знаниях. В основном 85-90% учащихся справляются с этой работой с остальными же опять приходиться работать по тем темам, где допущены ошибки, до тех пор, пока пробелы не будут ли­квидированы.

«Профессиональное обучение как одно из ведущих звеньев под­ готовки молодежи к труду не ограничивается задачами только обу­чающего характера, оно призвано не только вооружить учащихся практическими умениями и навыками и соответствующими знания­ми, но и воспитать у них добросовестное отношение к труду, раз­ вить интеллектуальные качества, углубить интерес к выбранной профессии.

Ответственные задачи, связанные с воздействием на личность учащихся, решают педагоги в процессе формирования у них сознательного отношения к труду». Это отно­ шение является сложным образованием. Оно характеризует сознательную общест­венную направленность личности и включает в себя таки ценные качества, как ответственность, добросовестность, трудолюбие, го­товность выполнять любую нужную работу, коллективизм, береж­ливость, настойчивость. Успех работы преподавателя вообще и по данной проблеме особенно зависит в большой степени от того, на­сколько основательно изучил преподаватель психологические осо­бенности каждого учащегося в отдельности и данной группы в це­лом. А так же насколько педагогически правильно и оперативно он осуществляет педагогическую дифференциацию учащихся.

«Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями -- это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания».

У лучших учителей желание питомцев узнать и знать никогда не угаснет потому, что они всегда чувствуют себя добывателями зна­ ний, переживают чувство гордости оттого, что они думая, работают. Что бы ученик никогда не потерял интерес к знаниям, надо научить его думать, приучить его к мысли как к труду. Еще Гете И. В. ска­ зал: «Мышление - это самый сложный труд. Будь мыслителем. Будь искателем и пытливым добывателем знаний. Живи в мире мыслей, постигай идеи. Кто остерегается идей, теряет в конце концов и понятия».

Литература

1. Т.Н. Алешина «Урок математики» Москва «Выс­ шая математика» 1991 г.

2. г. Астрахань, учебно-методический каб П.У. «Ме­тодические рекомендации по ликвидации и предупре­ ждению пробелов в знаниях учащихся».

3. М. В. Волович «Математика без перегрузок» Моск­ ва «Педагогика» 1991 год.

4. И. В. Гете «Избранное философское произведение» Москва 1964 год.

5. Т. Б. Гребенюк «Предупреждение неуспеваемости
учащихся средних ПТУ»Москва «Высшая школа» 1986 год.

6. А. П. Карпов «Даю уроки математики Москва
«Просвещение» 1992 год.

7. Журнал «Математика в школе» № 2 1995 год.

8. Г.Г. Левитас «Методы преподавания» Москва «Высшая школа» 1989 год.

9. Р.Д. Лукин «Устные упражнения по алгебре» Моск­ ва «Просвещение» 1989 год.

10. А. С. Макаренко Соч. второе издание т.5

11. В.А. Онищук «Урок в современной школе» Моск­ ва «Просвещение» 1986 год

12. Москва «Высшая школа» 1990 год.

13. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего
человека» Москва «педагогика» 1990 год.

14. В. Ф. Шаталов «Опорные сигналы по физике»Ки­ев 1989 год.

15. М. Р. Щукин «Психологические основы индивиду­ ального подхода к учащимся» Москва «Высшая шко­ ла» 1990 год.

Пробелы в знаниях есть у всех.
Появиться они могли по самым разным причинам, иногда совсем не зависящим от детей.
Кто-то заболел и пропустил уроки в школе. Это самая распространённая причина пробелов. Ведь некоторые темы представлены в учебниках совсем не лучшим образом.
А у кого-то проболела учительница. А когда вышла на работу, то была вынуждена нагонять время: в почасовую программу пропуск уроков учителем не заложен.
В этом году уроки были отменены из-за эпидемии гриппа. Это значит, что все учителя будут стараться нагнать упущенное время.
Кто-то из ребят что-то недопонял на уроке. Имеет право ребёнок что-то недопонять или понять неправильно?
Поверьте, перечисление причин можно продолжать до бесконечности. Но лучше поговорить не о причинах, а о последствиях.

1. Пробелы в знаниях - беда, но беда поправимая

Поэтому, столкнувшись с пробелом в знаниях ребёнка, не расстраивайтесь, а радуйтесь. Очень хорошо, что вы пробел обнаружили. Почему?
Пробелы в знаниях как незалеченные раны. Они беспокоят человека, приносят неудобства, ограничивают свободу. В школьной жизни они могут обернуться неприятными неожиданностями в виде плохих отметок. Получается, что пробелы в знаниях - это источник постоянных стрессов, которые истощают ребёнка, подрывают веру в себя и мешают жить. Зачастую ребята не могут сами определить, какие у них пробелы. Ребёнок знает, что он чего-то не знает. И всё. Почему ошибка в разборе? Не знает почему. Ребёнок не способен осознать, что когда три года назад у него была ангина, в школе объясняли новый материал, которого и в учебнике-то нет. Про ангину это так, только для примера, причины, как мы определили, могут быть разными.

2. Полезное предположение

Обязательно сделайте предположение: возможно, у моего ребёнка есть и другие пробелы в знаниях. Поверьте, редко, когда такое предположение не подтвердится. Почему? Потому что язык - это система, а не беспорядочный набор случайных элементов. Если ребёнок не знает один элемент, то он не знает и связей этого элемента с другими. Значит, свойства, признаки, функции, сама природа целых классов явлений для него непонятны.
Для того чтобы разобраться, что ребёнок знает, а чего не знает, а если знает, то понимает ли до конца, на этом сайте есть

  • раздел Проба сил ,
  • рубрики Проба сил. Итоговый тест в каждой главе теоретического раздела Русская грамматика. Справочник по теории для 5 - 11 классов.

Любой ребёнок может пройти диагностику и узнать, какие пробелы в знаниях у него есть.

3. Если в тетрадях ребёнка есть ошибки, отнеситесь к ним вдумчиво

Ошибки в написании - это одно, а в разборах - другое.
Многие ошибки симптоматичны. Часто у разных ошибок одна причина. Понять ее - значит найти верный путь. Так как язык - это система, то и ошибки могут носить системный характер.
Представьте себя врачом. С одной стороны, у одного заболевания бывают разные симптомы. А с другой - отдельные симптомы разных болезней могут совпадать. Для успешного лечения нужна правильная диагностика.
Такая же ситуация с ошибками. Ошибки - это не сама болезнь, а симптомы неблагополучия. Чтобы такие симптомы собрать и разобраться в них, определить их причины, мы предлагаем проходить тестирование на сайте так же регулярно, как и тренинги.

4. Если у ребёнка обнаружился недостаток в знаниях, то естественен вопрос: где их взять, из какого источника черпать?

Возьмите в руки учебник вашего ребёнка. Это тоже источник знания, точнее, один из источников.
Почитайте параграфы. Один за другим. Вдумчиво. Потратьте на это занятие час вашего времени. Потом оцените то, что вы узнали. Это много или мало? Помните, у ребёнка нет вашего опыта работы с информацией. Это значит, что объём усвоенного материала у него будет ещё меньше, а количество затраченного им времени ещё больше.
Даже если вы будете удовлетворены содержанием параграфов школьного учебника, подумайте о том, что этот источник знания не всегда у ребёнка под рукой. Что делать, если тему изучали в прошлом году? Два, три года назад? В нашей школе существует многолетняя традиция выдавать ребятам книжки в начале учебного года и забирать их в конце. Не все родители могут купить все школьные учебники. Это дорого, уверяю вас. И где их хранить? Большинство наших семей живёт в весьма стеснённых условиях. Да и откуда знать, какие книжки покупать? Какие из них нужнее?
Этот сайт - тоже источник информации. Побродите по учебным разделам один час. Сравните эффективность подачи материала здесь и в школьном учебнике.

5. Знание приходит через понимание, осознание

Никогда не заставляйте ребёнка учить правила по учебнику без понимания. Это не бесполезно - это вредно. Ничего, кроме отвращения к предмету, вы не добьётесь.
Если вы сторонник традиционных технологий, то вначале разберитесь во всём сами. Продумайте общую логику, а также все детали и мелочи. Потом передайте ребёнку саму суть. Объясняйте просто, доступно, как маленькому. Потом обязательно проверьте, как ребёнок вас понял.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!