Морфологические свойства организма. Основные морфологические признаки, определяющие форму тела человека

Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической дея­тельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.

Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимо­обусловленности овладения управлением внимания других людей с управле­нием собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдви­нул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управ­ление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более вы­сокую ступень личностного развития.

Прежде чем перейти к рассмотрению упражнений по тренировке внима­ния и заданий для определения степени вашего внимания, нам хотелось бы подчеркнуть одно важное обстоятельство. Внимание относится к числу пара­метров психической деятельности, которые труднее всего поддаются трени­ровке.

Помните, 3 месяца-это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, вы заметите некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внима­ние, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения про­изводительности многих форм умственной и физической деятельности.

А теперь давайте проведем анализ вашего внимания по четырем наиболее важным показателям:

Концентрация внимания;

Устойчивость внимания;

Переключение внимания;

Объем внимания.

Концентрация внимания

Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.

Из курса физики вам знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, со­бранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.

Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что макси­мальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум- 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, на­править на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря опре­деленным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно опеределить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность кон­центрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.

Таблица 5

Тест для определения концентрации внимания

Задание. Определение концентрации вашего внимания и возможности развития этой способности. Вам предлагается бланк таблицы с 25 строками цифр (табл. 5). За 7 мин. необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары рядом расположенных цифр, сумма кото­рых равна 10. Например:

А. 2 9 1 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 83 12 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 7

Затем производится подсчет пропусков или неверно отмеченных пар цифр.За каждую ошибку присваивается один балл. Ваш результат по сериям занесите в табл. 6.

Таблица 6

Результаты выполнения теста “Концентрация внимания”

Задание выполняется в три серии, с тремя бланками. Для этого на трех листочках бумаги перепишите все цифры и буквы из табл. 5 (будьте вниматель­ны при выполнении работы). Между сериями перерыв в 3-5 мин. После окон­чания каждой серии нужно записать число штрафных баллов в табл. 6. Про­сматривая таблицу, следует концентрировать внимание на расположении цифр в строке, чтобы не пропустить искомую пару цифр. Работайте как можно скорее. Не возвращайтесь назад для перепроверки, это отразится на ваших резуль­татах. Через 7 мин. после начала работу прекращайте и начинайте подсчет пропусков.

Внимание! При незавершенной работе результаты не учитываются.

Ключ для подсчета и анализа результатов.

Всего в бланке 149 пар цифр, сумма которых равна 10. За каждую ошибку-про­пуск или неверно отмеченную пару цифр - присваивается один штрафной балл.

Таблица 7

Анализ результатов теста «Концентрация внимания»

Анализ ваших успехов проведите по результатам теста по табл. 7. Это задание можно выполнять и для проверки успешности развития своей способности к концентрации внимания. Первые полгода рекомендуется выпол­нять его раз в месяц, затем повторить проверку через полгода, а результаты следует хранить для сравнительного анализа.

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание - это единственно возможная реальность. "А что еще здесь можно увидеть?" Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом.

Тревожный клиент автоматически концентрируется на сво­их страхах, как только почувствует малейшее волнение. Деп­рессивная клиентка убеждена в том, что, почувствовав печаль и безнадежность однажды, она потом не сможет переключиться ни на что иное…

Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое.

Собственно, подготовка ребенка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать свое внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и то, что написано в учебнике. Хорошая школа учит детей управлять своим вниманием - спасибо школе за это!

Первый шаг к управлению жизнью и действиями - . Управляя своим и чужим вниманием, можно делать важным и интересным то, что нужно нам. Хорошо, но чем управлять конкретно? Традиционно у внимания выделяют следующие свойства (характеристики) - , устойчивость, объем, направленность, переключаемость и способность к параллельным процессам. Эти свойства развиваются у детей в процессе жизни, эти качества своего внимания имеет смысл развивать каждому, кто хочет жить более осмысленно и продуктивно. См.

Управление вниманием как способ самомотивации

Внимание - это энергия, и направляя ее в нужном направлении, вы запускаете нужные вам процессы.

Начните с себя. То, что вы хотите чтобы было для вас важным - пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания - вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное - пусть будет перед вашим носом.

Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.

Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.

Управление вниманием других людей

Вы получаете возможность влиять на их поведение. Чем пользуются мамы, когда маленький ребенок тянется к чему не следует? Отвлекают от этого и стараются привлечь внимание к другому, не менее интересному. И это срабатывает не только в отношении маленьких детей: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что видеть ему не надо. Женщины этим пользуются, привлекая внимание мужчин к себе.

Морфология человека

1) в широком понимании - учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью; включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека. 2) В узком смысле - раздел антропологии (См. Антропология), изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов. Методы морфологического исследования используются в этнической антропологии и в изучении Антропогенез а. Без морфологических данных невозможно, например, правильно определить степень сходства и различия между человеческими расами, понять историю их формирования, нельзя оценить соотношение между современным человеком и его ископаемыми предками. М. ч. принято делить на два подраздела: мерологию, или анатомическую антропологию, исследующую вариации и связи отдельных органов и тканей, и соматологию, изучающую изменчивость и зависимости признаков строения всего тела живого человека. В мерологии обычно рассматривают покровы человеческого тела, наружные части органов чувств, внутренности, зубы, сосуды, мышцы, скелет и череп, головной мозг. Предметом соматологии является анализ тотальных размеров тела (длины и массы тела, окружности груди, поверхности и объёма тела) и их соотношений, пропорций тела, наружных форм отдельных его частей, половых признаков, некоторых характеристик крови, особенностей конституции и т. п. В 1960-1970-е гг. большое развитие получила возрастная М. ч., особенно в связи с проблемой акцелерации (См. Акцелерация). Внедрение в практику морфологического исследования методов физического и химического анализа позволяет получать данные о составе тела, т. е. о составляющих тело живого человека тканевых компонентах. Изучаются также связи морфологических особенностей с биохимическими, физиологическими, эндокринологическими характеристиками, генетика морфологических особенностей, влияние факторов внешней среды на морфотип человека. Данные морфологии широко используются в антропологической стандартизации и эргономике, например, при построении размерно-ростовочных стандартов для максимального удовлетворения населения предметами массового потребления, а также для рационального устройства рабочего места и т. д.

Лит.: Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Биология человека, пер. с англ., М., 1968.

В. П. Чтецов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Морфология человека" в других словарях:

    Раздел физической антропологии, подразделяется на соматологию и мерологию. Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и… … Википедия

    Англ. morphology, human; нем. Humanmorphologie. Раздел антропологии, изучающий закономерности изменчивости организма (возрастные, половые, территориальные, профессиональные), а также вариации отдельных его частей. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА - [см. морфология] комплекс наук, изучающих форму и строение человеческого организма, к которым обычно относят: анатомию (в т.ч. сравнительную), эмбриологию, гистологию, цитологию … Психомоторика: cловарь-справочник

    Морфология человека - специальный раздел антропологии, изучающий закономерности изменчивости формы и строения организма человека. Наибольшее число исследований посвящено изучению вариации строения тела, головы и лица …

    морфология человека - раздел антропологии, изучающий строение человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью, закономерности изменчивости организма человека (возрастные, половые, терреториальные, профессиональные), а также вариации отдельных его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА - англ. morphology, human; нем. Humanmorphologie. Раздел антропологии, изучающий закономерности изменчивости организма (возрастные, половые, территориальные, профессиональные), а также вариации отдельных его частей … Толковый словарь по социологии

    Возрастная морфология человека - (ауксология) специальный раздел антропологии, изучающий закономерности роста и физического развития человека антропологическими методами … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    Возрастная морфология человека (ауксология) - специальный раздел антропологии, изучающий закономерности роста и физического развития человека антропологическими методами … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    - (от греческого morphe форма и...логия) в биологии, наука о форме и строении организмов. Морфология животных и человека включает анатомию, эмбриологию, гистологию, цитологию; морфология растений исследует закономерности их строения и… … Современная энциклопедия

    - (от греч. morphe форма и...логия) в биологии наука о форме и строении организмов. Выделяют морфологию животных и человека, к которой относят анатомию, эмбриологию, гистологию и цитологию, и морфологию растений, которая изучает строение и… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Морфология человека (+ CD-ROM) , С. Л. Кабак, А. А. Артишевский. Содержатся сведения по общей гистологии, основам эмбриологии человека, макроскопической и микроскопической анатомии всех систем органов. Детально изложено гистологическое строение тканевых…

К основным морфологическим признакам, лежащим в основе определения внешней формы тела человека, относятся:

тотальные (общие) признаки,

пропорции тела,

телосложение

1. Тотальные (общие) морфологические признаки.

К ним относятся наиболее крупные размерные признаки тела, являющиеся важными признаками физического развития: длина тела (рост), периметр (обхват) груди и масса.

Длина тела (рост). Рост обнаруживает половую, возрастную, групповую и внутригрупповую изменчивость. В первые годы жизни дети усиленно растут. Окончательной длины тело девушек достигает в среднем к 16-17, а юношей к 18-19 годам. Приблизительно до 55 лет – период стабильной длины тела. У людей старшего возраста происходит постепенное уменьшение длины тела, вследствие уплощения межпозвонковых хрящевых дисков связи с утерей их упругости и эластичности. Средняя длина тела мужчин – 170см, женщин -158см.(1).

Периметр (обхват) груди. Для прикладных целей измеряют на уровне наиболее выступающих точек грудных желез и сосковых точек у мужчин. В процессе роста обхват груди непрерывно увеличивается и лишь с возрастом несколько уменьшается. Увеличение обхвата груди у девушек заканчивается к 16-17, у юношей – 17-20 годам. Стабильности в обхвате груди у взрослых не наблюдается, так как с возрастом он постепенно увеличивается.

Масса тела. В течение всего ростового периода масса тела непрерывно увеличивается. Постоянная масса тела наблюдается в возрасте 25-40 лет. После 60 лет масса тела уменьшается в результате обезвоживания организма. Годичное изменения массы тела обнаруживает большие групповые и индивидуальные колебания, обусловленные изменением питания, температурными режимами и др.

2. Пропорции тела

Пропорциями тела называют соотношения размеров отдельных его частей. Пропорции изменяются в зависимости от возраста, пола; они различны у людей даже в пределах одной половозрастной группы.

Выделяют три основных типа пропорций тела:

долихоморфный – с относительно длинными конечностями и узким коротким туловищем;

брахиморфный – с относительно короткими конечностями и длинным широким туловищем;

мезоморфный – занимает промежуточное положение между долихоморфным и брахиморфным типами.

3. Телосложение

Определяется сочетанием ряда внешних признаков и, прежде всего степени развития мускулатуры и жироотложений, изменчивость которых влечет за собой изменение других признаков телосложения: формы грудной клетки, живота, спины. Различают следующие варианты этих признаков.

Развитее мускулатуры: слабое, среднее, сильное.

Развитие жироотложений: слабое, среднее, сильное.

Форма грудной клетки: плоская, цилиндрическая, коническая.

Форма живота: впалая, прямая, округло-выпуклая.

Форма спины: нормальная (с умеренными изгибами отделов позвоночника), сутулая (с увеличенным грудным кифозом), прямая (со сглаженными небольшими изгибами отделов позвоночника).

Под осанкой понимают индивидуальные особенности конфигурации тела человека в сагиттальной плоскости при естественном спокойном вертикальном состоянии, требующим минимальной затраты мышечной энергии для поддержания равновесия тела. Каждая осанка характеризуется определенной формой позвоночника и туловища, положением головы и нижних конечностей.

В швейном производстве различают три типа осанки:

нормальную

перегибистую

Для установления принадлежности фигуры к тому или иному типу осанки используется параметр, определяющий изгиб верхней части туловища – положение корпуса Пк.

Опорно-двигательная система человека

Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами. Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 200 костей. Кости выполняют функцию рычагов, приводимых а движение мышцами, и защищают органы от травм. Кости участвуют в обмене фосфора и кальция.

Скелет человека включает шесть отделов:

позвоночник (осевой скелет),

пояс верхних конечностей,

пояс нижних конечностей,

верхние конечности,

нижние конечности.

Состав, строение и рост костей. В состав костной ткани входят неорганиче-ские и органические вещества. Эластичность кости придает органическое вещество коллаген, а твердость - минеральные соли. Снаружи кости покрыты надкостницей, обеспечивающей питание и рост костей в толщину. Компактное вещество кости образовано микроскопическими ячейками и канальцами, по которым из надкостницы в кость проникают многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.

Трубчатые кости (плечевая, бедренная) имеют вид трубки с полостью, заполненной желтым костным мозгом. Концы этих костей утолщены и заполнены губчатой тканью, содержащей красный костный мозг. Трубчатые кости способны выдерживать большие нагрузки. Плоские кости (лопатки, ребра, тазовые, черепные) состоят из двух пластинок плотного вещества и тонкой прослойки губчатого вещества между ними.

Соединения костей. Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые образованы впадиной на конце одной из сочленяющихся костей и головкой на конце другой. Суставы укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.

Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями. Например, между позвонками находятся хрящевые диски. Ребра с грудиной соединяются тоже посредством хряща. Эти соединения обеспечивают относительную подвижность.

Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа).

Кожный покров

Кожа является самым большим по площади органом тела животного, например у человека её площадь составляет около 1,7 м². Кожа состоит из трех слоев, эпидермиса (наружного слоя), дермы и подкожно-жировой клетчатки гиподермы.

Эпидермис включает в себя пять слоев эпидермальных клеток. Самый нижний слой - базальный - располагается на базальной мембране и представляет собой 1 ряд призматического эпителия. Сразу над ним лежит шиповатый слой (3-8 рядов клеток с цитоплазматическими выростами), затем следует зернистый слой (1-5 рядов уплощенных клеток), блестящий (2-4 ряда безъядерных клеток, различим на ладонях и стопах) и роговой слой, состоящий из многослойного ороговевающего эпителия. Эпидермис также содержит меланин, который окрашивает кожу и вызывает эффект загара.

Дерма, или собственно кожа, представляет собой соединительную ткань и состоит из 2-х слоев - сосочкового слоя, на котором располагаются многочисленные выросты, содержащие в себе петли капилляров и нервные окончания, и сетчатого слоя, содержащего кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, фолликулы волос, железы, а также эластические, коллагеновые и гладкомышечные волокна, придающие коже прочность и эластичность.

Подкожно-жировая клетчатка состоит из пучков соединительной ткани и жировых скоплений, пронизанных кровеносными сосудами и нервными волокнами. Физиологическая функция жировой ткани заключается в накоплении и хранении питательных веществ. Кроме того, она служит для терморегуляции и дополнительной защиты половых органов.

Помимо самой кожи в организме имеются её анатомические производные - образования, которые получают развитие из кожи и её зачатков. Различные выделения желёз, расположенных в коже, также являются частью наружного покрова организма.

Производные кожи

Основные статьи: волосы, шерсть, перья, когти, слизь

Во́лосы - составная часть защитного покрова, главным образом, у млекопитающих, филогенетически являются производными эпидермиса кожных покровов. У животных густой волосяной покров называется мехом или шерстью. Так называемые «волоски» (трихомы) также встречаются на различных органах растений.

Гри́ва - длинные волосы, покрывающие шею и спину некоторых млекопитающих. Часто является одним из отличительных признаков самцов при наличии полового диморфизма. Может иметь разнообразную форму, от пышной и окружающей всю голову до аккуратной стоячей полоски вдоль позвоночника.

Мех - волосяной покров млекопитающих. В отличие от шерсти, понятие мех применяется лишь к семействам куньих и зайцеобразных, а также к некоторым видам грызунов (бобёр) и псовых (лисицы), а также кошачьих - рысь, леопард и так далее.

Ше́рсть - волосяной покров кожи у млекопитающих, кроме человека.

Подшёрсток (лат. Pili lanei) - вид волос у млекопитающих. Они тонкие, закрученные и не содержат коркового вещества (лат. Cortex pilii). Расположены плотно в качестве вторичных волос вокруг волос собственно шерсти (первичных волос). Основным предназначением подшёрстка является теплоизоляция. Волосы подшёрстка обладают лишь одной сальной железой.

Перо́ - накожное роговое образование птиц, а также некоторых групп динозавров. Перья растут из расположенных рядами углублений кожи, называемых птерилиями. Лишь у немногих нелетающих птиц, например, у пингвиновых, птерилии не выражены, а перья растут равномерно по всему телу. Перья не покрывают равномерно всего тела, а оставляют голые места (аптерилии, или аптерии). Различают следующие части: стержень (лат. rachis), с нижней толстою частью - очином (calamus), и опахало (vexillam); внутри очина находится засохшая ороговевшая ткань (душка).

Пух - перо с мягким стержнем и слабым развитием опахала. Обычное пуховое перо представляет собой коротенький стержень с пучком бородок на вершине и имеет форму кисточки. Длина очина небольшая - меньше 1 мм. Длина опахальной час­ти со стержнем может достигать 10-20 мм. Бородки отходят от стержня симметрично, но их число на 1 мм длины стержня больше, чем на пере, и они значительно длиннее. Бородки пушинок имеют лучи, длина которых около 1 мм; толщина бородок пуха составляет около 5-7 мкм, они прочные, гиб­кие, упругие.

Ко́готь (лат. ungues) - роговое образование кожного происхождения на концевой фаланге пальца у наземных позвоночных: большинства пресмыкающихся, всех птиц, многих млекопитающих и некоторых земноводных. Основные функции когтя - способствование передвижению, защита и нападение. Особенно различны когти млекопитающих: у лазающих видов они острые, у кошачьих относительно тонкие и втяжные, у роющих большие и уплощённые.

Но́гти - это роговые пластинки (видоизменённые когти) на тыльной поверхности концов пальцев верхних и нижних конечностей большинства приматов. Ногти являются производными эпидермиса. Наука, занимающаяся диагностикой состояния ногтей называется Онихология.

Копы́то - твёрдое роговое образование вокруг дистальных пальцевых фаланг копытных млекопитающих. Для парнокопытных принят термин копытце. В анатомическом отношении копыта соответствуют ногтям у человека. Копыто является модифицированной кожей, у которой отсутствует нижний слой, а эпидермис превращён в мозоль.

О́стеоде́рмы, или вторичные кожные окостенения - окостенения, располагающиеся в мезодермальном слое кожи у некоторых позвоночных животных. Остеодермы, как правило, имеют небольшой размер и пластиновидную форму. Кожные окостенения развивались в процессе эволюции неоднократно и независимо у разных групп тетрапод и не являются гомологами костной чешуи рыб.

Чешуя́ - наружный покров некоторых живых существ, образуемый роговыми или костяными пластинками. Большинство рыб покрыты чешуёй, хотя у некоторых она редуцируется. Их чешуя представляет собой защитное костное образование в коже, иногда имеющее сложное строение. Чешуя рыб сочетается с наличием слизистых желёз в коже.

Слизь - продукт секреции клеток, в многоклеточных организмах - преимущественно эпителиальной ткани слизистых оболочек. Это вязкое вещество чаще всего состоит из гликозаминогликанов, также часто содержит некоторые антисептики (например, лизоцим) и иммуноглобулины, которые служат для защиты эпителиальных клеток лёгких, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, зрения и слуха у млекопитающих; эпидермиса у земноводных, жабр у рыб. Улитки, слизняки и некоторые беспозвоночные также производят слизь, которая, помимо защитной функции (как слизистой, так и от хищников из-за неприятного вкуса), может облегчить передвижение и играть свою роль при коммуникации.

Экзоскелет

Основная статья: Экзоскелет (биология)

Для большинства беспозвоночных, в частности - для моллюсков и членистоногих, в качестве покровной системы выступает экзоскелет. У моллюсков он представлен раковиной, а у членистоногих - хитиновым панцирем.

Раковина состоит из трёх слоёв:

Периостракум - наружный слой,

Остракум - средний слой раковины,

Гипостракум - внутренний перламутровый слой.

Дыхательная система

Дыха́тельная систе́ма (лат. systema respiratoriа) - система органов человека и других животных, которая служит для газообмена организма с окружающей средой (обеспечивает поступление кислорода и выведение углекислого газа). Кислород организмы могут получать из воздуха (воздушное дыхание), либо потреблять кислород, растворённый в воде (водное дыхание). Органы дыхания имеются только у аэробных организмов, у анаэробных они отсутствуют. У человека, других млекопитающих и птиц анатомические особенности дыхательной системы включают дыхательные пути, лёгкие и специальные мышцы. У некоторых животных (в частности, у земноводных, рыб, ряда ракообразных) жизненно важную роль в газообмене играет кожное дыхание, когда кислород поступает через поверхность тела. К кожному дыханию часто относят кишечное дыхание, когда функцию газообмена осуществляет оболочка кишечника (у кишечнополостных). У рыб и других водных животных основным органом дыхания служат жабры - выросты, покрытые кровеносными сосудами. Насекомые имеют очень простую дыхательную систему - трахеи (тонкие воздухоносные трубки). Растения также имеют дыхательную систему, однако направленность газообмена противоположна системе животных. У простейших и низших многоклеточных организмов (простейших, губок, кишечнополостных, многих червей) органы дыхания отсутствуют, и газообмен осуществляется только посредством диффузного дыхания (через поверхность тела).

Дыхательные органы животных образовались в связи с увеличением площади дыхательной поверхности: выпячиванием или впячиванием кожи. У большинства первичноводных животных имеются выпячивания наружных покровов, выполняющие дыхательную функцию: жабры рыб и ракообразных, ктенидии моллюсков, жаберные книжки мечехвостов, кожные жабры иглокожих. У некоторых водных животных сформировались внутренние дыхательные поверхности: водные лёгкие голотурий, анальная дыхательная система у водных личинок стрекоз, пластроны у некоторых водяных клопов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!