Однородные чл предложения. Однородные и однородные второстепенные члены предложения, примеры

Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение рациональных уравнений».

Пискун Елена Михайловна

учитель математики

МКОУ СОШ №2 г.Нефтекумск

Урок - обобщения знаний и способов решения рациональных уравнений.

Цели урока:

1 .Совершенствовать практические навыки и умения учашихся.

2 . Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать

Математические модели.

3. Воспитывать познавательную активность, культуру общения, самостоятельность; учить самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу деятельности.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран, печатные листы для работы учащихся на уроке, листы с дополнительным заданием на дом.

Используемые технологии: личностно-ориентированные технологии, ИКТ.

Ход урока:

Ι.Организационный момент:

Приветствие. Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн в свое время заметил: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будет существовать вечно».

ΙΙ.Постановка цели и мотивация учебной деятельности:

Целью нашего урока является обработка навыков решения рациональных уравнений.

Записать дату и тему урока в тетрадях.

ΙΙΙ.Актуализация знаний:

1.Что такое уравнение?

2.Что значит решить уравнение?

3.Какие уравнения называются рациональными?

4.Что будет являться решением такого уравнения?

Я предлагаю вам «связку ключей» к решению рациональных уравнений.

Заготовка на переносной доске:

Ключ 1. Условие равенства дроби нулю: y²-5y+4 =0

У-2

Ключ 2. Условие равенства двух дробей с одинаковым знаменателем:

5х²-3 = х

Х-1 х-1

Ключ 3. Условие равенства двух дробей или основное свойство дроби:

х² = 2х

Х-2 3

Ключ 4. Свойство равенства дробей с разными знаменателями:

х²+4 = 5х

Х+2 х-1

Ключ 5. Решение уравнений с помощью подстановки:

Х – 9Х + 20=0

Попробуйте применить разные «ключи» в зависимости от ситуации.

Почему рациональные уравнения надо решать с осторожностью?

Устно: 1) При каких значениях х выражение имеет смысл?

1 1 5 4 5

Х; Х+5 ; Х(Х – 2) ; (Х – 3)(Х+4) ;

2) Найдите общий знаменатель дробей в каждом уравнение:

А) х 5 _ 3х 6 = = 0 ;

2 – 5х 5х - 2

Б) 3у 5 _ у² 6 = = 1 ;

У - 2 у² - 4

В) 2х 5 + 3 6 = = 0 .

Х + 2 х

Ответы: а) 5х – 2 или 2 – 5х; б) у² - 4; в) х(х+2).

ΙV.Формирование умений и навыков: Работа у доски с комментарием (каждый шаг алгоритма выполняет один человек).

Решите уравнения: Какой ключ надо использовать?

а) 2х² - 5х + 3 = 0 ; б) 8у - 5 = 9у .

Х – 1 у у+2

Ответы: а) х=1,5, б) у1=10; у2=1.

Это уравнение взято из материалов ГИА 9 класс.

Выдвижение проблемы:

Назовите количество решений уравнения.

Х(х + 3) (х² - 3х + 2) = 0

Х – 1

Попробуйте решить это уравнение. Ваши предложения.

Наводящие вопросы:

Каким ключом вы воспользуетесь?

Когда дробь равна 0?

Когда произведение равно 0?

Сколько корней вы получите?

Решение: дробь равна 0, если числитель этой дроби равен 0, а знаменатель

Х– 1 ≠ 0

Х(х +3) (х² - 3х + 2) = 0

Х1=0 или Х+3=0 или Х² - 3Х + 2 = 0

Х2= -3 Х3=2, Х4=1

Проверка: подставим корни в знаменатель х– 1 ≠ 0

Х4=1 – посторонний корень.

Теперь можно назвать количество корней данного уравнения?

Ответ: данное уравнение имеет 3 решения.

V.Самостоятельная работа: Раздаются листы с условием.

1-вариант 2-вариант

а) х²-х-6 = 0 а) х²-5х-6 = 0

Х-3 х +1

Ответ: х = -2 Ответ: х = 6

4 2 4 2

б) Х – 5Х - 36 = 0 б) Х – 8Х + 16 = 0

Ответ: х1 = 2;х2=-2. Ответ: х1 = 2; х=-2.

в) х²-6х = 3х-4 в) х²-2х = 4х-3

3х-1 1-3х 2х-1 1-2х

Ответ: х1 = 4;х2=-1. Ответ: х1 = 1; х2=-3.

Взаимопроверка (работа в парах).

Ребята обмениваются тетрадями, проверяют решение.

Ответы размещаются на доске . Система оценивания на переносной доске.

Выставление оценок.

VΙ. Подведение итогов.

Какие же из предложенных «ключей» пригодились вам на уроке?

Каким «ключом» вы пользуетесь чаще всего?

Желаю, чтобы «связка ключей» пополнялась по мере изучения

Математики. А на экзамене вы смогли бы подобрать «ключи» к решению любого уравнения!

VΙΙ. Домашнее задание. Задание раздаётся в начале урока (на «3» а,б;

на «4» а, б, в; на «5» а, б, в, г).

1-вариант 2-вариант

а) х² = 2х ; а) 3х-9 = 3х;

3-х 3-х х-1 2-х

б) х-7 _ х+4 = 1; б) х²-2х + х+6 =3;

Х-2 х+2 2х-1 х+1

4 2 4 2

в) 9 Х – 40Х + 16 = 0 ; в)16 Х – 25Х + 9 = 0;

г) 3 х²+11х-4 = 3 . г) 2 х²+2х-1 = 2.

3х-1 2х-1

Дополнительное задание:

3 + 2 = 1

Х²-2х +1 1-х² х+1

Список используемой литературы:

1.Учебник и задачник «Алгебра» - 8 класс под редакцией А.Г. Мордковича.

2. Математика 9 класс. Подготовка ГИА под редакцией Ф.Ф.Лысенко.

3. Хрестоматия по истории математики. Под редакцией А.П.Юшкевича.

Конспект урока математики в 8 классе по теме «Решение рациональных уравнений» по учебнику Мордкович А.Г.

Калинникова Алина Юрьевна

Место работы

МБОУ СОШ № 6 им.Ц.Л.Куниковаг.Туапсе

Должность

Учитель математики

Предмет

Класс

Базовый учебник

А.Г. Мордкович. Алгебра 8 класс. Двух частях. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 12- е издание, стереотипное. – М. Мнемозина, 2010 . – 215с.

Название урока

Решение рациональных уравнений

Тип урока

Урок - обобщения знаний и способов решения рациональных уравнений

Форма проведения урока

Традиционная

Образовательная среда урока

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, печатные листы для работы учащихся на уроке, листы с дополнительным заданием на дом.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, групповая

Цели задачи урока:

-обучающие: Совершенствовать практические навыки и умения учашихся

-развивающие: развивать логическое мышление учащихся, повышать интерес к изучаемой теме;, развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать

математические модели.

-воспитательные Воспитывать познавательную активность, культуру общения, самостоятельность; учить самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу деятельности.

Ход урока:

Ι.Организационный момент:

Приветствие. Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн в свое время заметил: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будет существовать вечно».

ΙΙ.Постановка цели и мотивация учебной деятельности:

Целью нашего урока является обработка навыков решения рациональных уравнений.

Записать дату и тему урока в тетрадях.

ΙΙΙ.Актуализация знаний:

1.Что такое уравнение?

2.Что значит решить уравнение?

3.Какие уравнения называются рациональными?

4.Что будет являться решением такого уравнения?

Я предлагаю вам «связку ключей» к решению рациональных уравнений.

Заготовка на закрытой доске:

Ключ 1. Условие равенства дроби нулю: y ²-5 y +4 =0

Ключ 2. Условие равенства двух дробей с одинаковым знаменателем:

5х²-3 = х

Ключ 3. Условие равенства двух дробей или основное свойство дроби:

х² =

Ключ 4. Свойство равенства дробей с разными знаменателями:

х²+4 =

Ключ 5. Решение уравнений с помощью подстановки:

Х – 9Х + 20=0

Попробуйте применить разные «ключи» в зависимости от ситуации.

Почему рациональные уравнения надо решать с осторожностью?

Устно: 1) При каких значениях х выражение имеет смысл?

1 1 5 4 5

Х; Х+5 ; Х(Х – 2) ; (Х – 3)(Х+4) ;

2) Найдите общий знаменатель дробей в каждом уравнение:

А) х 5 _ 6 = = 0 ;

2 – 5х 5х - 2

Б) 5 _ у² 6 = = 1 ;

В) 5 + 3 6 = = 0 .

Ответы: а) 5х – 2 или 2 – 5х; б) у² - 4; в) х(х+2).

Ι V .Формирование умений и навыков: Работа у доски с комментарием (каждый шаг алгоритма выполняет один человек).

Решите уравнения: Какой ключ надо использовать?

а) 2х² - 5х + 3 = 0 ; б) 8у - 5 = .

х – 1 у у+2

Ответы: а) х=1,5, б) у1=10; у2=1.

Это уравнение взято из материалов ГИА 9 класс, будьте внимательны.

Выдвижение проблемы:

Назовите количество решений уравнения.

х(х + 3 ) (х² - 3х + 2) = 0

Попробуйте решить это уравнение. Ваши предложения.

Наводящие вопросы:

Каким ключом вы воспользуетесь?

Когда дробь равна 0?

Когда произведение равно 0?

Сколько корней вы получите?

Решение: дробь равна 0, если числитель этой дроби равен 0, а знаменатель

х(х +3 ) (х² - 3х + 2) = 0

Х1=0 или Х+3=0 или Х² - 3Х + 2 = 0

Х2= -3 Х3=2, Х4=1

Проверка: подставим корни в знаменатель х– 1 ≠ 0

Х4=1 – посторонний корень.

Теперь можно назвать количество корней данного уравнения?

Ответ: данное уравнение имеет 3 решения.

V .Самостоятельная работа: Раздаются листы с условием.

1-вариант 2-вариант

а) х²-х-6 = 0 а) х²-5х-6 = 0

Х-3 х +1

Ответ: х = -2 Ответ: х = 6

б) Х – 5Х - 36 = 0 б) Х – 8Х + 16 = 0

Ответ: х1 = 2;х2=-2. Ответ: х1 = 2; х=-2.

в) х²-6х = 3х-4 в) х²-2х = 4х-3

3х-1 1-3х 2х-1 1-2х

Ответ: х1 = 4;х2=-1. Ответ: х1 = 1; х2=-3.

Взаимопроверка (работа в парах).

Ребята обмениваются тетрадями, проверяют решение.

Ответы размещаются на доске. Система оценивания на переносной доске.

Выставление оценок.

VΙ. Подведение итогов.

Какие же из предложенных «ключей» пригодились вам на уроке?

Каким «ключом» вы пользуетесь чаще всего?

Желаю, чтобы на экзамене вы смогли бы подобрать «ключи» к решению любого уравнения!

VΙΙ. Домашнее задание. Задание раздаётся в начале урока

(на «3» а,б;

на «4» а, б, в;

на «5» а, б, в, г).

1-вариант 2-вариант

а) х² = ; а) 3х-9 = 3х;

3-х 3-х х-1 2-х

б) х-7 _ х+4 = 1; б) х²-2х + х+6 =3;

х-2 х+2 2х-1 х+1

в) 9 Х – 40Х + 16 = 0 ; в)16 Х – 25Х + 9 = 0;

г) 3х²+11х-4 = 3 . г) 2х²+2х-1 = 2.

Дополнительное задание:

3 + 2 = 1

х²-2х +1 1-х² х+1

Список используемой литературы:

1.Учебник и задачник «Алгебра» - 8 класс под редакцией А.Г. Мордковича.

2. Математика 9 класс. Подготовка ГИА под редакцией Ф.Ф.Лысенко.

3. Хрестоматия по истории математики. Под редакцией А.П.Юшкевича.

Простые предложения с осложнённой структурой многообразны. Они могут содержать:

1) однородные члены;
2) обособления;
3) вводные слова и предложения и вставные конструкции;
4) обращения.

Здесь рассматривается осложнение структуры предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье и торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение)

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.

В зале были мальчишки, девчонки и их родители.

(мальчишки, девчонки и их родители - однородные подлежащие)

Девочка воспитанна и прекрасно образованна.

(воспитанна и образованна - однородные сказуемые)

Я любил книжки, конструкторы и мультфильмы.

(книжки, конструкторы, мультфильмы - однородные дополнения)

Все дни мы проводили в лесу или на речке.

(в лесу, на речке - однородные обстоятельства)

Был ясный, жаркий, по-настоящему летний день.

(ясный, жаркий, летний - однородные определения)

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.

(однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком )

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли.

(однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли )

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.

(Маша, Серёжа и Петя - однородные подлежащие - 1-й ряд однородных членов)
(сидели и рисовали - однородные сказуемые - 2-й ряд однородных членов)

§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова . Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

Обобщающие слова - это слова, обозначающие:

  • родовые и видовые понятия:

    В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.

    (обобщающее слово - мебель);

  • слова: все , всё , всегда , повсюду , всюду , везде и др., передающие идею всеобщности:

    Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.

В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:

На полу, на стульях, на кровати, на столе - вещи были разбросаны повсюду.

От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений .

§3. Различение однородных и неоднородных определений

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.

В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.

(весёлая, смеющаяся - однородные определения, выражающие настроение, состояние)

В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.

(маленькая и смеющаяся - неоднородные определения)

В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.

(красные, оранжевые и желтые - однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

(крупные, красные, душистые - прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:

В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.

(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый - числительное, лёгкий - прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос?

  2. Равноправны ли однородные члены предложения?

  3. Верно ли, что однородные члены соединены подчинительной связью?

  4. Возможны ли предложения с несколькими рядами однородных членов?

  5. Ограничено ли количество однородных членов?

  6. Верно ли, что однородные члены не могут соединяться сочинительными союзами?

  7. Как называется слово с обобщающим значением, которое могут иметь при себе однородные члены?

    • обобщающее слово
    • обращение
    • обстоятельство
  8. Всегда ли обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены?

  9. Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья .?

    • однородные определения
    • неоднородные определения
  10. Какие определения в предложении: Кусты под окном покрылись красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. ?

    • однородные определения
    • неоднородные определения

Что такое ряды однородных членов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Помимо этого, мы поведаем вам о том, на какие виды подразделяются такие члены предложения, а также как их следует обособлять.

Общая информация

Ряды однородных членов - это те члены предложения, которые связываются с одной и той же словоформой, а также выполняют одну синтаксическую функцию. Как правило, такие слова произносятся с интонацией перечисления. Более того, в предложении они располагаются контактно (то есть один за другим), а также довольно часто допускают любую перестановку. Хотя она возможна далеко не всегда. Ведь первым в таком ряду обычно называется то, что представляет собой первичное с хронологической или логической точки зрения или же наиважнейшее для говорящего.

Основные признаки

Ряды однородных членов предложения характеризуются следующими признаками:


Однородные члены: примеры в предложении

Чтобы вам стало более понятно, что представляют собой такие члены, приведем наглядный пример: «Внизу широко и мерно шумел морской прибой». В данном отрывке имеется 2 обстоятельства (широко и мерно). Они имеют (при помощи союза «и»), а также зависят от главного члена предложения (сказуемого) - шумел (то есть шумел «как?» широко и мерно).

В качестве чего выступают?

Однородные члены выступают в предложении и в качестве главных, и в виде второстепенных членов. Приведем несколько примеров:

  • «Потянулись по обоим берегам огороды, луга, рощи и поля». Такой ряд однородных членов выступает в качестве подлежащего.
  • «То тусклые, то яркие, фонари горят». Это
  • «Все стали наперебой хвалить ум, храбрость, великодушие Антона». Это однородные дополнения.
  • «Собака заскулила, легла, протянула передние лапки и положила на них свою мордочку». Это однородные сказуемые.
  • «Все резче, настойчивей и сильней ударял по бокам лодки ветер». Это однородные обстоятельства.

Виды однородных членов

Ряды однородных членов, примеры которых представлены в данной статье, в предложении могут быть как распространенными, так и нераспространенными. То есть такие выражения могут иметь при себе любые пояснительные слова. Приведем пример:


В качестве какой части речи могут выступать?

Ряд однородных членов в предложении может выражаться одной частью речи. Хотя далеко не всегда это правило является для него обязательным. Ведь один и тот же член нередко выступает и в виде разных частей речи. Это связано с тем, могут иметь совершенно разное морфологическое выражение. Приведем пример: "Лошадь двигалась неторопливо (в виде наречия), с достоинством (в виде имени существительного с предлогом), топая копытами (в виде деепричастного оборота)".

Одноплановость

Все используемые в предложении однородные члены должны обозначать одноплановые явления в каком-либо отношении. Если нарушить это правило, то текст будет восприниматься как аномалия. Хотя нередко такой метод намеренно используется некоторыми авторами в стилистических целях. Приведем в пример несколько предложений:

  • «Не спали только Миша, зима и отопление».
  • «Когда матушка и мороз позволяли высовывать нос из дома, Маша уходила бродить по двору одна».

Способ построения

Однородные члены нередко выстраиваются в предложении в такой ряд, который представляет собой единство по своему значению и строению. Приведем пример: «В огороде росли огурцы, помидоры, свекла, картофель и пр.».

Следует также отметить, что в одном предложении может присутствовать не один ряд однородных членов. Рассмотрим наглядный пример: «Мороз на улице крепчал и щипал лицо, уши, нос, руки». В этом предложении «крепчал и щипал» - это один ряд, а «лицо, уши, нос, руки» - это второй ряд.

«Исключения» из правил

Далеко не все перечисления в том или ином тексте являются однородными. Ведь в некоторых случаях такие сочетания выступают в качестве единого члена предложения. Чтобы разобраться с подобными исключениями, представим несколько наглядных примеров:

Однородные и неоднородные определения

Если члены предложения выступают в качестве определения, то они могут быть как неоднородными, так и однородными.

Однородные члены предложения - это такие выражения, которые относятся к какому-либо определяемому слову. То есть они соединяются между собой сочинительной связью. Кроме того, они произносятся с интонацией перечисления.

Однородные определения в том или ином предложении могут характеризовать явление или какой-либо предмет с одной и той же стороны (например, по свойствам, материалу, цвету и пр.). В этом случае между ними следует ставить запятые. Приведем наглядный пример: «Буйный, могучий, оглушительный дождь хлынул на город».

Что касается неоднородных определений, то они характеризуют какой-либо предмет с совершенно разных сторон. В таких ситуациях между словам нет никакой сочинительной связи. Именно поэтому они произносятся без интонации перечисления. Следует также отметить, что между неоднородными определениями запятые не ставятся. Приведем пример: «На большой поляне стояли высокие густые сосны».

Обобщающие слова

Однородные члены могут иметь при себе обобщающие слова, которые занимают следующие позиции:

  • Перед или после однородных членов. Приведем пример: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и лицо, и мысли, и душа», «В кустах, в траве дикого шиповника и кизила, на деревьях и в виноградниках — повсюду развилась тля».
  • После а точнее перед однородными членами могут находиться такие слова, как «а именно», «как-то», «например». Обычно они указывают на дальнейшее перечисление. Приведем пример: «К числу дичи охотников относятся не только одни птицы, но и другие животные, а именно: кабаны, медведи, дикие козы, олени, зайцы».
  • После однородных членов, а точнее перед обобщающими словами могут находиться выражения, которые имеют значение итога (например, «одним словом», «словом» и пр.).

Однородными называются члены предложения , отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).

Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Например: Я люблю мороженое. Я люблю мороженое , шоколад , печенье и торты .

Смеющиеся девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение.) Весёлые , смеющиеся , визжащие , кричащие девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами.)

Однородными могут быть все члены предложения : подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

Например:

- Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие.)
- В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые.)
- Жёлтые , синие , фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Жёлтые, синие, фиолетовые – однородные определения.)
- Я любил книжки , конструкторы и мультфильмы .
(Книжки, конструкторы, мультфильмы – однородные дополнения)
- Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(В лесу, на речке – однородные обстоятельства).

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения.

Например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой.

Однородные члены предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Например: Девочка отвечала на экзамене бойко , толково , прекрасным языком . (Однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком.)

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли . (Однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли.)

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Например:

Маша , Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали . (Маша, Серёжа и Петя – однородные подлежащие – 1-й ряд однородных членов; сидели и рисовали – однородные сказуемые – 2-й ряд однородных членов.)

В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы:

а) соединительные: и ; да в значении и ; ни ..., ни ; как ..., так и ; не только ..., но и ; тоже ; также ;
б) противительные: а ; но ; да в значении но ; зато ; однако ;
в) разделительные: или ; либо ; то ..., то ; не то ..., не то ; то ли ..., то ли .


Например:

У Сибири есть много особенностей как в природе , так
и в людских нравах .
(Союз как …, так и – соединительный.)

А Балтийское море хотя и неглубоко , но обширно . (Союз но – противительный.)

По вечерам он или читал , или смотрел телевизор. (Союз или – разделительный.)

В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

Например:

Это была полезная, потому что развивающая игра. Книга интересная, хотя сложная . (В данных примерах однородные члены предложения: полезная, потому что развивающая; интересная, хотя сложная – соединены при помощи подчинительных союзов потому что, хотя.)

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Например: Мы точно плавали в воздухе и кружились , кружились , кружились . Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад , назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк .

В них запятая не ставится.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!