Каковы особенности строения моллюсков по сравнению. Каковы особенности питания представителей разных классов типа моллюски

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

· класс брюхоногие – растительноядные, с помощью языка терки соскабливают мягкие ткани растений

· класс двустворчатые – фильтраторы, через мантийную полость пропускают воду, извлекая органические частицы и мелкие организмы

· класс головоногие – хищники, нападают на различных ракообразных и рыб, которых хватают щупальцами и убивают челюстями и ядом слюнных желез

Признаки типа членистоногих

· тело и конечности состоят из члеников (сегментов)

· незамкнутая кровеносная система

· хитиновый покров

· брюшная нервная цепочка

Чем отличаются представители разных классов типа членистоногих

· ракообразные – 5 пар ходильных ног, тело разделено на головогрудь и брюшко, 2 пары усиков, сложные глаза на стебельках

· паукообразные – 4 пары ходильных ног, тело разделено на головогрудь и брюшко, усиков нет, несколько пар простых глаз

· насекомые – 3 пары ходильных ног, тело разделено на голову, грудь и брюшко, есть крылья, 1 пара усиков, сложные фасеточные глаза

69. Насекомые – самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.

· хитиновый покров – защищает от потери влаги, от УФ лучей, механических повреждений

· крылья – обеспечивают способность быстро заселять новые территории

· дыхание при помощи трахей – позволяет осуществить интенсивный обмен веществ во время полета

· размножение с полным превращением позволяет взрослым особям и личинкам питаться разной пищейПояснение.
1. Легкий хитиновый покров (защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей) и наличие у большинства крыльев (позволяющая насекомым быстро заселять новые территории).
2. Дыхание при помощи трахей (позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности).
3. Выделительная система из мальпигиевых сосудов и жирового тела, что позволяет им приспосабливаться к жизни в сухих условиях, и предохраняет от ядохимикатов.
4. Размножение у большинства с полным превращением, где личинка питается другой пищей, в отличии от взрослого насекомого, что уменьшает конкуренцию.

Возможны другие варианты ответов: Малые размеры насекомых; Высокая плодовитость и способность к массовому размножению; Высокая плодовитость и способность к массовому размножению; Хорошо развитая нервная система, разнообразные и совершенные органы чувств, сложные врожденные формы индивидуального и общественного поведения - инстинкты; Способность переживать неблагоприятные условия в состоянии диапаузы - временного физиологического покоя; Смена среды обитания на разных стадиях онтогенеза.

70. Какие признаки характерны для моллюсков?

Пояснение.

· Тело мягкое, не сегментировано, у большинства есть раковины.

· Имеют мантию и мантийную полость.

· Кровеносная система незамкнутая.

Пояснение.

71. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

· Пятипалые конечности для передвижения на суше.

· Легочное дыхание.

· Трехкамерное сердце и два круга кровообращения.

Пояснение.

72. В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?

· Сердце становится трехкамерным.

· Формируются два круга кровообращения. По малому кругу кровь из желудочка поступает в легкие, насыщается кислородом и поступает в левое предсердие. По большому кругу кровь из желудочка направляется к органам тела, а оттуда в правое предсердие.

· Организм получает смешанную кровь

Пояснение.

73. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков.

· у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых замкнутая

· у членистоногих имеется сердце на спинной стороне

· у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняют кольцевые сосуды

74. Почему с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне черепахи впадают в спячку и в таком состоянии переносят неблагоприятные условия?

· в это время животные испытывают недостаток влаги пищи

· с состоянии покоя обмен веществ замедляется, следовательно резко сокращается потребность в пище и воде

75. Какие особенности строения кистеперых рыб позволили им выйти на сушу?

· плавательный пузырь стал выполнять функцию легких

· на парных плавниках появились мышцы

76. Почему может резко сократиться численность промысловых растительноядных рыб при уничтожении в водоеме хищных рыб?

· уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними

· большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб

77. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.

· к увеличению численности растительноядных организмов;

· к уменьшению численности растений;

· к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний.

78. Ученые считают, что первые наземные позвоночные - стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

· у кистеперых рыб появились мышцы на парных плавниках;

· сходное расположение костей в скелете плавников кистеперой рыбы и в скелете конечности стегоцефала;

· кистеперые рыбы, как и стегоцефалы, дышат легкими.

Пояснение.

· предки земноводных жили в пресных водоемах, а латимерия приспособлена к жизни в глубинах океана

· предки земноводных дышали атмосферным кислородом с помощью легких, а у латимерии легкие отсутствуют

· предки земноводных могли передвигаться по дну водоема с помощью парных плавников, латимерии с помощью парных плавников могут только плавать в воде

80. Какие основные ароморфозы возникли у земноводных в процессе эволюции. укажите не менее 4 примеров .

· пятипалые конечности

· органы воздушного питания – легкие

· трехкамерное сердце и два круга кровообращения

· среднее ухо

81. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами ?

Каковы характерные особенности моллюсков

  1. Особенности внутреннего строения.

    В теле любого моллюска действует пищеварительная, кровеносная, выделительная и другие системы органов. Пищеварительная система начинается с ротовой полости, которая переходит в глотку (с теркой) , пищевод, желудок с пищеварительной железой, печенью, среднюю и заднюю кишку, открывающуюся наружу анальным отверстием в мантийную полость. У многих видов моллюсков есть слюнные железы.


    Размножение.


    Основные классы моллюсков

  2. В теле любого моллюска действует пищеварительная, кровеносная, выделительная и другие системы органов. Пищеварительная система начинается с ротовой полости, которая переходит в глотку (с теркой) , пищевод, желудок с пищеварительной железой, печенью, среднюю и заднюю кишку, открывающуюся наружу анальным отверстием в мантийную полость. У многих видов моллюсков есть слюнные железы.

    Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Она состоит чаще всего из двухкамерного сердцаи отходящих от него кровеносных сосудов. Нервная система образована несколькими парами нервных узлов с нервами. Ненужные для организма продукты обмена поступают из крови моллюсков в почки, а затем в мантийную полость и удаляются наружу. Почек может быть одна, две или четыре.
    Размножение.

    Среди моллюсков имеются как гермафродиты, так и раздельнополые животные. Прудовики и катушки гермафродиты. Из отложенных ими яиц, склеенных между собой студенистым веществом, выходят маленькие улитки. Перловицы большинства видов раздельнополы. Оплодотворение яиц у них происходит в мантийной полости самки. Из оплодотворенных яиц развиваются личинки, которые выталкиваются перловицей через сифон наружу, когда мимо нее проплывает какая либо рыба. Личинки прикрепляются к коже и жабрам рыбы и развиваются на ее теле 1 2 месяца. Такая приспособленность перловиц и беззубок способствует расселению их в природе в фазе личинки. Это связано с малоподвижным образом жизни взрослых особей.
    Основные классы моллюсков

    В типе моллюсков выделяют три основных класса. Прудовиков, катушек и сходных с ними моллюсков относят к классу брюхоногих. Эти животные имеют цельную раковину (реже она редуцирована, как у слизней) . Большую часть брюшной стороны тела занимает мускулистая нога (отсюда и название класса) . Глаза брюхоногих располагаются или у основания щупалец (у прудовиков) , или на концах щупалец (у катушек, слизней) . Если моллюск имеет две пары щупалец, то глаза располагаются на их первой паре. Класс брюхоногих - самый многочисленный класс в типе моллюсков. Он объединяет около 90 тысяч видов.

    Перловицы, беззубки, устрицы, мидии представители класса двустворчатых. Тело этих животных заключено в двустворчатую раковину. У них нет головы, глаз, языка с теркой, слюнных желез. В классе двустворчатых около 30 тысяч видов пресноводных и морских моллюсков.

    Кальмары, осьминоги и каракатицы относятся к классу головоногих. Этих моллюсков около 600 видов. Головоногие заселяют в основном теплые и полносоленые моря. Одна часть их ноги превращена в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие. Другая часть ноги образует воронку. У некоторых головоногих под кожей сохранились остатки раковины, которая исчезла в связи с переходом предков к активному образу жизни.

    Наибольшего развития у головоногих по сравнению с другими моллюсками достигает нервная система: нервные узлы слились и образовали крупный головной мозг. Органы чувств у них высоко развиты. Глаза головоногих моллюсков по сложности строения напоминают глаза рыб, а по остроте зрения не уступают глазам человека.

    Ученые считают, что моллюски произошли от древних кольчатых червей. Одно из доказательств этого сходство в строении личинок морских брюхоногих моллюсков и личинок морских многощетинковых червей. Кроме того, некоторые примитивные моллюски имеют общие черты строения с кольчатыми червями.

    Самых мелких представителей моллюсков относят к классу двустворчатых. Взрослые особи самого мелкого вида, Condylonucula maya достигают в длину 0,5 мм 4. К моллюскам относят и крупнейших ныне живущих представителей беспозвоночных колоссальных кальмаров (Mesonychoteuthis) из класса головоногих: их масса достигает 495 кг.

    Моллюски очень разнообразны не только по размеру, но и анатомическому строению и поведению. Головоногие моллюски, такие как кальмары, каракатицы и осьминоги, занимают одно из первых мест среди беспозвоночных по степени развития нервной системы.

    Около 80 % видов моллюсков относят к классу брюхоногих, ещ около 19 % к классу двустворчатые, и лишь около 1 % современных видов к остальным классам.

    Большинство моллюсков могут передвигаться с помощью ноги. У головоногих моллюсков нога трансформирована в щупальца. Одна из характерных особенностей моллюсков минерализированная раковина, форма и строение которой меняется от класса к классу. У большинства головоногих раковина отсутствует. Характерным для моллюсков является особый ротовой орган радула. У двустворчатых радула (как и вся голова) полностью редуцирована.

    Жизненные циклы моллюсков также весьма разнообразны. Для сухопутных моллюсков и представителей класса головоногие характерно прямое развитие, а у многих представителей других классов есть личинки, такие как трохофоры, глохидии и велигеры.

    Появление типа моллюсков датируют началом кембрийского периода.

    Классификация, филогения и даже монофилия моллюсков как типа являются предметом дебатов.

    Многие виды моллюсков (в основном сухопутные и пресноводные) оказались перед угрозой вымирания в результате человеческой деятельности и находятся под охраной.

    Моллюски являются важным источником питания для человека, а также источником материалов, служащих сырьм для предметов роскоши, таких как перламутр, жемчуг, пурпур и виссон. Вместе с тем некоторые моллюски являются сельскохозяйственными вредителями, а некоторые могут представлять прямую угрозу для человека.

    В популярной культуре моллюскам класса головоногих отведена роль морских чудовищ

Вопрос 1. Какую функцию выполняет раковина у моллюсков?

Основная функция раковины моллюсков - опорная, т. е. раковина играет роль наружного скелета. У моллюсков нет кожно-мускульного мешка, отдельные пучки мышц крепятся к раковине. Кроме того, раковина выполняет функцию пассивной защиты.

Вопрос 2. О чем свидетельствует неодинаковое развитие органов чувств у различных моллюсков?

Неодинаковое развитие органов чувств у разных моллюсков говорит о различии в образе жизни этих животных. Органы чувств наиболее развиты у моллюсков, ведущих активный образ жизни, особенно у хищников (головоногие).

Вопрос 3. Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями?

В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не имеет сегментарного строения, но у большинства можно различить голову, туловище и ногу.

Тело моллюсков большинства видов полностью или частично покрыто раковиной, а у кольчатых червей раковина не встречается. Раковина играет у моллюсков роль наружного скелета. А у кольчатых червей опорную функцию выполняет внутренняя полость, заполненная жидкостью. Движение моллюсков обеспечивается отдельными мышцами, а у кольчатых червей - кожно-мускульным мешком.

Кровеносная система у моллюсков (за исключением головоногих) незамкнутая, тогда как у большинства кольчатых червей она замкнутая.

У моллюсков, в отличие от кольчатых червей, имеются такие специальные органы, как почки и пищеварительная и слюнные железы.

Нервная система моллюсков представлена отдельными нервными узлами, связанными между собой нервами, тогда как у кольчатых червей имеется брюшная нервная цепочка с ответвлениями нервов в каждом сегменте.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тип Моллюски уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. Каковы различия в строении круглых и кольчатых червей? У кольчатых червей тело состоит из колец - сегментов, а круглые черви имеют нечленистое строение тела. Движение круглых червей осуществляется благодаря продольным пучкам мышц, а у кольчатых обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц. У некоторых кольчатых червей имеются специализированные органы передвижения - пара - подии. У круглых червей специальных органов передвижения не встречается. У круглых червей отсутствует кровеносная система, функции которой выполняет исключительно
    Вопрос 1. Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты? Кольчатые черви приобрели ряд особенностей в строении и физиологии, которые позволили им выжить в разнообразных условиях среды. Во-первых, у кольчатых червей появились специализированные органы передвижения, что дало относительную независимость от физических свойств среды обитания. Это параподии у полихет, обеспечивающие передвижение в толще воды и по дну, и щетинки у олигохет, помогающие при передвижении в почве. Во-вторых, у кольчатых червей значительного развития
    Вопрос 1. Объясните, как моллюски приспособлены к своей среде обитания. Среди моллюсков есть обитатели водной и наземно-воздушной среды. Многие как наземные, так и водные моллюски имеют раковину, которая и у тех, и у других выполняет роль пассивной защиты. Важнейшим приспособлением к наземному образу жизни у сухопутных моллюсков является дыхание легкими. Водные моллюски приспособлены к получению кислорода из воды - они дышат жабрами или поверхностью мантии. Головоногие моллюски выработали особый - реактивный - способ передвижения, очень
    Вопрос 1. В чем основные отличия развития с метаморфозом и без него? У животных, развивающихся без превращения, личиночные и взрослые особи похожи. При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными органами, отсутствующими во взрослом состоянии. При метаморфозе они преобразуются и возникают органы, свойственные взрослым животным. Вопрос 2. Выскажите суждение о преимуществах и недостатках метаморфоза. Преимущества развития с метаморфозом заключаются в том, что взрослые организмы и личинки
    Вопрос 1. Чем отличаются круглые черви от плоских? В отличие от плоских червей, имеющих сплющенное в спинно-брюшном направлении тело, все круглые черви имеют туловище, круглое в поперечном сечении. У плоских червей отсутствует внутренняя полость, пространство между кожно-мышечным мешком и внутренними органами заполнено клетками, а у круглых червей эти клетки распались, и образовалась внутренняя полость, которая заполнена жидкостью, находящейся под давлением и обеспечивающей постоянство формы тела. Мускулатура у круглых червей располагается только вдоль тела
    Вопрос 1. Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных животных. Во-первых, в отличие от кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией, плоские черви имеют двустороннюю симметрию. Во-вторых, кишечнополостные являются двухслойными животными, у которых нет внутренних органов. Тело же плоских червей состоит из многих слоев клеток. Внутри кожно-мышечного мешка располагаются внутренние органы, объединенные в системы органов: пищеварительную, выделительную, нервную и половую. Пространство между этими органами заполнено клетками, поэтому внутренняя полость отсутствует. Вопрос 2. Какие особенности строения и образа
    Вопрос 1. Чем начинается и чем заканчивается эмбриональный период развития? Эмбриональный период развития начинается с образования оплодотворенной яйцеклетки - зиготы и длится до рождения организма или его выхода из яйцевых оболочек. Вопрос 2. Чем начинается и чем заканчивается постэмбриональный период развития? Постэмбриональный период начинается рождением (например, у млекопитающих) или выходом организма из яйцевых оболочек (например, у пресмыкающихся, птиц) и длится до конца его жизни. Вопрос 3. Какие системы органов образуются из эктодермы; энтодермы; мезодермы? Из
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Моллюски - самый богатый по числу видов (130 тыс.) тип животных после членистоногих. Это преимущественно морские (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги) или пресноводные (беззубки, прудовики, живородки) животные, реже - обитатели влажных наземных сред (виноградная улитка, слизни). Размеры тела моллюсков составляют от 2-3 мм до 20 м. Большинство из них малоподвижны, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только представители класса головоногих моллюсков способны быстро передвигаться реактивным способом.

Тип включает три класса: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Моллюски характеризуются общими признаками:

  1. Тело лишено сегментации , имеет двусторонную симметрию (двустворчатые) или асимметрично (брюхоногие). Отделами тела являются голова, туловище и нога . На голове расположены 1-2 пары щупалец, глаза. У двустворчатых голова редуцирована. Нога - мускулистый вырост тела - служит органом движения. У головоногих нога преобразована в щупальцы с присосками и особую воронку.
  2. Тело заключено в раковину , защищающую животное и являющуюся местом прикрепления мышц. У брюхоногих моллюсков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки. Раковина двустворчатых состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, зубцами «замка» и расположенными между створками мускулами-замыкателями. У большинства головоногих раковина редуцирована. Раковина состоит из наружного органического слоя, от которого зависит окраска, и двух известковых слоев: среднего - фарфорового и внутреннего - перламутрового.
  3. Туловище моллюсков покрыто кожной складкой - мантией , эпителий которой образует раковину. Между мантией и телом располагается мантийная полость, которая сообщается с внешней средой у двустворчатых моллюсков двумя щелевидными отверстиями (вводной и выводной сифоны), а у легочных брюхоногих моллюсков - небольшим дыхательным отверстием.
  4. Полость тела - вторичная или целом . Большая ее часть заполнена рыхлой тканью - паренхимой. Сохраняются только два ее небольших участка: один окружает половую железу, другой - сердце, образуя околосердечную полость.
  5. Моллюски питаются растительной и животной пищей. Брюхоногие и головоногие имеют в глотке челюсти и на мускульном язычке - роговую пластинку с многочисленными зубчиками - терку . Ею они активно измельчают пищу. Двустворчатые питаются пассивно, отфильтровывая через жабры пищевую взвесь, поступающую в мантийную полость с водой через вводной сифон. Развиты слюнные железы, пищевод, желудок, печень.
  6. Органы дыхания водных моллюсков - жабры , наземных- легкое , представляющее собой участок мантийной полости, в стенке которой развита густая сеть кровеносных сосудов. Легкое открывается наружу отверстием - дыхальцем.
  7. Кровеносная система незамкнутая и состоит из двух- (Брюхоногие) или трехкамерного (Двустворчатые) сердца, расположенного в околосердечной сумке, и сосудов. Гемолимфа течет не только по сосудам, но и по остаткам вторичной полости тела и щелевидным полостям между органами.
  8. Выделительная система представлена видоизмененными метанефридиями.
  9. Нервная система представлена пятью парами ганглиев, расположенных в жизненно важных органах - голове, ноге, мантии, жабрах, туловище (у брюхоногих), либо тремя парами ганглиев (у двустворчатых) в связи с редукцией головного отдела. Ганглии соединены между собой нервными тяжами. Наиболее развиты органы химического чувства (обоняния), осязания, равновесия, у подвижных хищных моллюсков - органы зрения.
  10. Размножение половое. Большинство моллюсков - раздельнополые (двустворчатые, головоногие), реже гермафродиты (легочные брюхоногие моллюски). У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитов - внутреннее, перекрестное. У пресноводных и наземных легочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое , у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков развитие с метаморфозом , т.е. с планктонной личиночной стадией, способствующей их расселению.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!