«Осеннее путешествие по родному краю». Развлечение для детей подготовительной к школе группы

Пример 1

К каким бассейнам стока относятся перечисленные административные центры субъектов РФ? На каких реках они стоят?

Нарьян-Мар, Симферополь, Элиста, Рязань, Салехард, Орел, Смоленск, Грозный, Барнаул, Краснодар

Модификация

Кроме административных центров субъектов РФ, можно использовать

административные центры федеральных округов/города-миллионеры и т. д. Для 10-11 класса следует выбрать столицы и крупные города стран мира.

Система оценивания : за правильную группировку – 5 баллов.

Пример 2

В мировом туризме определенную роль играют морские круизы – туристические путешествия по морю с заходом в порты. Один из наиболее интересных и популярных среди них: Нью-Йорк – Майами – Панама – Сан-Франциско – Гавайи – Иокогама – Гонконг – Манила – Сингапур – Коломбо – Мумбаи – Порт-Саид – Александрия – Неаполь – Генуя – Марсель – Нью-Йорк.

Почему именно этот маршрут пользуется спросом и предлагается компаниями?

Приведите как можно больше логичных объяснений. Какие еще пять портов Вы предложили бы для захода судна на этом круизе? Обоснуйте ответы.

Модификация

Другой маршрут, другое средство передвижения: пешком, на автомобиле, автобусе, воздушном шаре, верхом. При составлении задания можно добавить элемент расчета скорости передвижения и продолжительности путешествия.

Система оценивания : за правильные ответы – 5 баллов.

П7. Задачи на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных территорий, географических объектов, стран.

Пример 1

Существуют четыре основных источника питания рек: снеговое, дождевое, грунтовое и ледниковое. Распределите следующие реки России по преобладающему источнику питания и занесите ответы в таблицу. С чем связано отсутствие крупных рек того или иного типа питания в некоторых бассейнах стока?

Баксан, Кострома, Авача, Дон, Амур, Пур, Анадырь, Хатанга, Катунь, Кубань, Селенга, Неман.

Пример 2

В таблице показан вклад Федеральных округов России в суммарный объём добычи отдельных видов углеводородного сырья в 2012 г. Проанализируйте таблицу и определите, какие полезные ископаемые обозначены буквами А, Б и В. Ответы в каждом случае поясните.

Федеральный округ А Б В

Центральный федеральный округ 0,0 0,0 0,1

Северо-Западный федеральный округ 0,7 5,4 3,9

Южный федеральный округ 2,6 1,8 1,6

Северо-Кавказский федеральный округ 0,1 0,3 0,0

Приволжский федеральный округ 3,8 21,6 0,1



Уральский федеральный округ 87,0 58,7 0,7

Сибирский федеральный округ 1,3 8,1 83,9

Дальневосточный федеральный округ 4,5 4,0 9,8

Российская Федерация 100,0 100,0 100,0

Какие места занимает Россия по объёмам добычи полезных ископаемых А, Б и В в мире в 2012 и 2013 гг.?

Модификация

В качестве показателя могут быть использованы различные статистические данные.

Система оценивания : 8 баллов.

Пример 3

Установите соответствие определений географическим явлениям и назовите материки (или части света), на которых эти явления наблюдаются.

А. Поророка Б. Сирокко В. Кум Г. Скрэб Д. Атолл

1. Заросли низкорослых вечнозеленых ксерофитных кустарников в тропиках и субтропиках.

2. Кольцеобразный коралловый остров в виде узкой гряды, окружающей неглубокую лагуну.

3. Приливная волна, движущаяся от устья вверх по течению

4. Песчаная пустыня

5. Жаркий, сухой, пыльный ветер из пустынь Северной Африки к побережью Европы

Явление Номер определения Материк

Модификация

Усложнить задание можно, попросив участников самостоятельно написать определения для терминов.

Система оценивания : за правильные ответы – 5 баллов

П8. Задачи, предусматривающие географический анализ литературных произведений

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Пример 1

Степные просторы, зелёные горы,

Крутые изгибы стремительных рек...

Орлиные стаи и дали без края –

Багряные зори, пшеничное море,

Страды урожайной могучий разбег.

Друзья трудовые, сердца огневые –

Х золотой в моём сердце навек!

1) О каком субъекте азиатской части РФ пишет Ц.С. Солодарь?

2) Какой топоним должен быть написан вместо Х?

3) Объясните, по каким признакам вы определили этот регион.

4) Почему здесь сформировалось «пшеничное море»?

Система оценивания

Пример 2

Край слезы янтарной



Колосист и зелен,

Где водой солёной

Бьёт прибой о берег!

На просторах синих

Рябь волны искрится,

Чаек белоснежных

Хоровод резвится.

На утёсе дальнем

Под морскую песню

Стонут, вспоминая,

Сосны в поднебесье

О былых сраженьях,

О победах метких...

Сага снов таится

На колючих ветках.

Мужеством, отвагой,

В той борьбе горячей,

Кровью завоёван

Мир наш настоящий!

Край ты мой янтарный! –

Красочен и зелен –

Памятью народной

Будь благословенен!

1) О каком субъекте РФ пишет С.В. Скуратова?

2) Какие особенности промышленности и природы выделены края в стихотворении?

3) О каких исторических событиях идет речь в стихотворении?

Система оценивания : за правильный анализ произведения – 8 баллов.

Пример 3

Прочитайте стихотворение А. Блока «Рассвет» и объясните, с чем связано преобладание багряных, розовых, золотых и красных тонов при рассвете? Какие еще оптические закономерности проявляются в географических явлениях?

Я встал и трижды поднял руки.

Ко мне по воздуху неслись

Зари торжественные звуки,

Багрянцем одевая высь.

Казалось, женщина вставала,

Молилась, отходя во храм,

И розовой рукой бросала

Зерно послушным голубям.

Они белели где-то выше,

Белея, вытянулись в нить

И скоро пасмурные крыши

Крылами стали золотить.

Над позолотой их заемной,

Высоко стоя на окне,

Я вдруг увидел шар огромный,

Плывущий в красной тишине.

Пример 4

В стихотворении В. Брюсова речь идет о самой крупной реке Карельского перешейка. Назовите эту реку. Какие особенности природы уловил автор? Составьте характеристику типичных ПТК территории, а также гидрографическую характеристику рек Карелии. Какие факторы обусловили эти особенности? Как реки региона используются в хозяйстве?

Кипит, шумит. Она - все та же,

Ее не изменился дух!

Гранитам, дремлющим на страже,

Она ревет проклятья вслух.

И, глыбы вод своих бросая

Во глубь, бела и вспенена,

От края камней и до края,

Одно стремление она.

Что здесь? Драконов древних гривы?

Бизонов бешеных стада?

Твой грозный гул, твои извивы

Летят, все те же, сквозь года.

Неукротимость, неизменность,

Желанье сокрушить свой плен

Горят сквозь зыбкую мгновенность,

Венчанных радугам пен!

Кипи, шуми, стремись мятежней,

Гуди, седой водоворот,

Дай верить, что я тоже прежний

Стою над распрей прежних вод!

Пример 5

О каком виде атмосферных осадков идет речь в стихотворении Г. Галиной? При каких условиях выпадают эти осадки? Перечислите как можно больше других видов

гидрометеоров (атмосферных осадков).

По деревьям серебристая

Перекинулась фата -

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

И себя березка грустная

Не могла узнать сама -

Так украсила искусная

Ветки деревца зима...

П9. Задача картографического содержания с элементами картометрии (8–11 классы); к условию задачи необходимо приложить фрагмент топографической картымасштаба 1:10000 – 1:25000 размером около 1/3 листа А4.

Пример 1

Изучите территорию по топографической карте и ответьте на вопросы. каких притоков у реки больше – левых или правых; симметричны ли борта долин, склоны холмов; на каком берегу расположен город, какими путями к нему можно добраться; судоходна ли река, можно ли ее перейти туристическому отряду (мост, брод); населенные пункты с какой численностью населения преобладают на территории, какой из них самый крупный; одинакова ли плотность дорог на севере и юге карты; развито ли на территории сельское хозяйство; какие объекты промышленности функционируют;

Система оценивания : за каждый элемент задания – по 1-2 балла.

Пример 2

Определите по фрагменту топографической карты:

ее масштаб (по заданному расстоянию на местности между двумя объектами на карте); длину географической секунды по параллели и меридиану в метрах (через масштаб), объяснить разницу; определить расположение (по сторонам света: восточнее, севернее и пр.) одной точки относительно другой; географические координаты географических объектов; расстояния между двумя точками, площади объектов (по масштабу); объем (по масштабу и высоте сечения); измерить угол между двумя объектами из заданной точки (по транспортиру); определить абсолютную высоту точки, превышение одной точки над другой (по высоте сечения); крутизну склона (1. через заложение, 2. по формуле);

Модификация

Усложнить задание можно, задав следующие вопросы:

Найдите самое удобное место для строительства вертолетной площадки. Условия - размер не менее 300м х 300м, близко к транспортным путям, близко к населенному пункту, минимальный объем земляных работ (срыть/выкопать), который надо подсчитать приблизительно. Можно предложить найти место для строительства горнолыжного комплекса, футбольного поля, создания пруда.

Система оценивания : максимум – 8 баллов.


ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС
Тестовая часть
Внесите Ваши ответы в таблицу в конце тестовой части.
1.Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв
А) Ненецкий АО
Б) Республика Саха
В) Калининградская область
2. Исследователь Ушаков назвал это природное явление «улыбкой Арктики».
О чём шла речь?
3. Выберите вариант, в котором все объекты географического положения относятся к России и расположены в одном океане
А. Кунаширский пролив, остров Сахалин, Берингово море, залив Шелихова
Б. Финский залив, мыс Флигели, Балтийское море, Гданьский залив
В. Белое море, Обская губа, остров Врангеля, Командорские острова
Г. Керченский пролив, залив Сиваш, Азовское море, остров Рудольфа
.4. Выберите правильное соответствие между путешественником и объектом его исследования
А. Крашенинников – Таймыр
Б. Челюскин – Камчатка
В. Чириков – Берингов пролив
Г. Вилькицкий – Земля Франца-Иосифа
5. Найдите соответствия между учёными и объектами, изучением которых они занимались
1) В.В. Докучаев
2) А.И. Воейков3) П.А. Кропоткин
4) А.Е. Ферсман
А) Климат
Б). Горные породы и минералы
В). Многолетняя мерзлота
Г). Почвы
6. Выберите правильное сочетание: рельефообразующий процесс – форма рельефа –географический объект
А. Деятельность текучих вод – овраги – Северо-Сибирская низменность
Б. Деятельность ледника – морена – Валдайская возвышенность
В. Деятельность ветра – балки – Прикаспийская низменность
Г. Деятельность моря – аккумулятивная равнина – Приволжская возвышенность
7. Выберите вариант, где формы рельефа относятся к одной тектонической структуре,или имеют одинаковый абсолютный возраст:
А. Кавказ, Бырранга, Корякское нагорье, Срединный хребет
Б. Восточный Саян, Западный Саян, Урал, Алтай
В. Верхоянский хребет, Сихотэ-Алинь, Колымское нагорье, хребет ЧерскогоГ. Хибины, Тиманский кряж, Среднерусская возвышенность, Ставропольская
возвышенность
8. Выберите правильное сочетание: территория России - тип климата
А. Черноморское побережье Кавказа – умеренный морской климат
Б. Сихотэ-Алинь – умеренный резко континентальный климат
В. Плато Путорана – субарктический климат
Г. Камчатка – умеренный муссонный климат
9. Выберите правильный вариант, где все объекты внутренних вод относятся к одному водосборному бассейну:
А. Озеро Чаны, Урал, Терек, Волга
Б. Ладожское озеро, Северная Двина, Енисей, Колыма
В. Нева, Дон, Кубань, Селигер озеро
Г. Шилка, Катунь, озеро Ханка, Анадырь
10. Выберите правильное соответствие: тип почв – природная зона (тип растительности)
А). Подзолистые - степи
Б). Чернозёмы – смешанные леса
В). Серые лесные – широколиственные леса
Г) Дерново-подзолистые – тайга
11.. Какое животное раньше не обитало на территории России?
А). Выдра Б). Нутрия В). Выхухоль Г). Бобр
12. Выберите правильное сочетание: природные зоны – заповедники России
А). Степи - АстраханскийБ). Тундры - ИльменскийВ). Тайга – БаргузинскийГ). Смешанные леса - Лапландский13. Какое опасное природное явление невозможно в Москве?
А). засуха Б). оползень В). сель Г). наводнение
14.Найдите соответствия между деятельностью человека и природными последствиями:
1) Вырубка лесов на склонах Кавказских гор
2) Строительство водохранилища на Оби в районе Салехарда
3) Осушение болот Западной Сибири
4) Добыча угля открытым способом
А). Затопление обширных территорий
Б). Усиление эрозии
В). Понижение уровня грунтовых вод
Г). Обмеление рек
15. Про какой лес Земли можно сказать следующее: «здесь легче найти десять стволов разных видов деревьев, чем десять стволов одного и того же вида»?
А) широколиственный лес умеренного пояса
Б) тайга
В) влажный экваториальный лес
Г) смешанный лес умеренного пояса
16. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по числу жителей?
А). Нижний Новгород Б). Ставрополь В). Владивосток Г). Тюмень
17. Климат Амурской области называют «резко - континентальный с чертами
муссонности», а что такое «муссон»? Каковы причины его возникновения?
18. Плесецк (г. Мирный), Капустин Яр, Свободный. Выберите к какой категории объектов по назначению они относятся:
А) это центры автомобилестроения;
Б) это космодромы и центры испытания ракет и боевой техники;
В) крупные транспортные узлы;
Г) места падения метеоритов.
19.Что вы знаете об истории основания города Свободного?
20..Абсолютный максимум температуры, зафиксированный на Земле составил +58 С. Укажите место, где это произошло:
А) Арика (Южная Америка); Б) Район города Триполи (Африка);
В) пустыня Сахара; Г)Большая пустыня Виктория.
21.Установите соответствие
Озеро Характеристика
1.)Ладожское
2).Онежское
3).Каспийское
4).Байкал А) «славное море, священный…..»
(из песни)
Б) раньше имело название «Хвалынское»
В) озеро на котором находится заповедник «Кижи»
Г) озеро, по которому проходил « Дорога жизни»
Ответ:
1 2 3
22.Определите экономический район по его описанию.
Это самый многонациональный и политически нестабильный район РФ.
Южную часть района занимают молодые горы. важное значение для района имеет рекреационное хозяйство
А) Северный
Б) Северный Кавказ
В) Поволжье
Г) Уральский
23. .Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3, наиболее подходит для игры в футбол. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Объясните, почему не пригодны остальные два участка.

24. Установите соответствие:
1) изобары А) соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой
2) изотермы Б) соединяют точки с одинаковой t воздуха3) горизонтали В) соединяют точки с одинаковым атмосферным давлением.
25.Расположите перечисленные ниже города в порядке увелечения их высоты над уровнем моря
Запишите в таблицу полушившуюся последовательность букв
А) Чита Б) Смоленск В) Ханты-Мансийск
2.Теоретическая часть:
Задание 1.
«Степные просторы, зелёные горы, Крутые изгибы стремительных рек... Орлиные стаи и дали без края - Х золотой в моём сердце навек! Багряные зори, пшеничное море, Страды урожайной могучий разбег. Друзья трудовые, сердца огневые - Х золотой в моём сердце навек!»
О каком субъекте азиатской части РФ пишет Ц.С. Солодарь?
Какой топоним должен быть написан вместо Х?
Объясните, по каким признакам вы определили этот регион.
Почему здесь сформировалось «пшеничное море»
Задание 2.
Объясните, почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?
Задание 3.Почему в Байкале вода чистая и прозрачная?
Задание 4.На нулевом меридиане 12 часов, а на корабле 17 часов. По какому океану,омывающему берега России,плывет корабль?
Таблица ответов для уч-ся
1.Тестовая часть

1 14 2 15 3 16 4 17 5 18 6 19 7 20 8 21 9 22 10 23 11 24 12 25 13 2.Теоретическая часть
Таблица ответов 9 класс
1.Тестовая часть
№ вопроса Ответ Баллы № вопроса Ответ Баллы
1 Б А В 1 14 1-Б 2-А 3-Г 4-В 1
2 Северное сияние 1 15 В 1
3 А 1 16 А 1
4 В 1 17 Муссоны-ветры дважды в год меняющие своё направление, что зависит от разницы в нагревании суши и океана Солнцем, соответственно и разницы атмосферного давления.
2
5 1-Г,2-А 3-В 4-Б
1 18 Б 1
6 Б 1 19 Основан в 1912 г., при строительстве Транссиба и назван в честь наследника Николая II – Алексея (Алексеевск), в 1917 г. Переименован в г. Свободный) 2
7 В 1 20 Б 1
8 В 1 21 1-Г,2-В,3-Б,4-А 1
9 А 1 22 Б 1
10 В 1 23 Подойдет участок 2 там ровная поверхность и луговая растительность, а на участке 1 склон, а участке 3 болото 2
11 Б 1 24 1-В,2-Б,3-А 1
12 В 1 25 В,Б,А 1
13 В 1 Итого 28 балов
2.Теоретическая часть -ответы
Задание 1.
1Алтайский край
2.Алтай
3.Здесь горы Алтай, в предгорьях степи
4.В степях почвы черноземы
Система оценивания: за правильный анализ произведения - 4 балла.
Задание 2
Суровая зима, вечная мерзлота не дают возможности укорениться) -2 баллаЗадание 3.
Озеро очищают живые организмы - планктон-2 балла
Задание 4. По Северному Ледовитому океану (17-12=5 часов, 5 часовой пояс-Северный Ледовитый океан- Карское море)-2 балла
Итого-10 баллов
Всего:38 баллов

Светлана Алексеенко

«Осеннее путешествие по родному краю»

Развлечение для детей подготовительной к школе группы

Цель: Познакомить детей с историей Алтайского края, с его природными богатствами, с историей возникновения родного города Заринска.

Задачи:

Пополнить словарный запас детей: Алтайский край, «Коксохимический завод», строительство, полезные ископаемые, золото, серебро, руда, крепость, чужеземные племена, переселенцы, родник.

Развивать речь у детей, через художественные произведения об Алтае.

Расширить кругозор детей о природных ресурсах, о разнообразном географическом ландшафте родного края, разнообразном животном и растительном мире края.

Воспитывать у старших дошкольников патриотические чувства к родине, к Алтайскому краю, к родному городу.

Воспитывать у детей чувства гордости за родной край.

Оборудование и материалы: слайды с изображением природы Алтая, исторических фотографий, картин, изображений монет из золота и серебра, снимков животных; наборы строительных конструкторов, наборы муляжей овощей и фруктов, корзинки, обруч, шкатулка.

Действующие лица: Осень, Старец, мудрая Сова – взрослые.

Ход развлечения.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стулья.

Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по нашему Алтайскому краю. Алтай – это наша малая Родна.

Степные просторы, зеленые горы,

Крутые изгибы стремительных рек,

Орлиные стаи и дали без края.

Алтай золотой, ты вошел в мое сердце навек.

А начнем наше путешествие с поездки в лес. Но, какой, же он сегодня лес?

Отгадайте мои загадки:

Без рук, без ног, а в подворотню лезет. (ветер)

Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (туман) - Несу я урожай, поля вновь засеваю, но не касаюсь сосен и елочек я (осень).

Ведущая: Правильно. И чтобы встретиться с Осенью, предлагаю вам сесть на поезд и отправиться в путешествие.

Игра «Поезд» (Дети образуют «поезд», цепляясь, за локти друг друга и передвигаются по залу с песней «Поезд» муз. и сл. Г. Эрнесакса)

Ведущая: Остановка «Осенний лес». (звучит фонограмма пения птиц) Как хорошо в осеннем лесу. Как красив лес в эту пору, сколько красок, какая удивительная тишина, птицы поют… А стихи об осени вы знаете, ребята?

Снова осень на Алтае,

Вьюжит листопад.

Журавлиный крик растаял,

Оголился сад.

На дорогах колеи,

И на лужах льдинки,

Листопады замели

Все пути-тропинки.

Гроздья лишь калины красной

В сограх полыхают…

Как же ты светла, прекрасна,

Осень золотая!

Ах, золотая осень на Алтае,

Там, где река меж гор сбегая,

Несёт в себе простор небес.

И золотится вечный лес.

Ах, золотая осень на Алтае,

Где птичьи стаи пролетая,

Уносят на своих крылах

Остатки летнего тепла.

Ах, осень золотая на Алтае,

Как златом церкви покрывая,

Наносит краску на листву

Подобно старому холсту.

Ах, осень золотая на Алтае.

В душе она перебирает,

Звеня гитарною струной,

Блестя кристальною слезой.

Как хорошо в гостях у осени среди березок золотых.

Подольше б золота не сбросили. Стоял бы лес, багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое гостило в золотом лесу,

Чтоб защищать от ветра шалого лесную позднюю красу.

Исполняется песня «Осень» муз. А. Берликова

Входит Осень:

Здравствуйте, ребята! Я так рада видеть всех вас!

Я – Осень золотая,

Поклон вам мой, друзья,

Давно уже мечтаю

О встрече с вами я!

Вы любите, когда я прихожу?

Я красоту повсюду навожу!

Ведущая: Спасибо, Осень, что ты к нам пришла! Мы тебя давно ждали! О тебе много говорили. И ребята даже стихи для тебя приготовили.

1 ребенок:

Осенняя пора, настал и твой черед!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелет,

И лес, и сад полны очарованья.

2 ребенок:

В лесу осеннем каждый кустик мил.

Все замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску.

Осень: Спасибо вам за красивые стихи. Как вы меня порадовали! Видно, что ждали, готовились и про меня, наверное, много знаете. Назовите, какие вы знаете приметы осени.

(Ответы детей)

Осень: Молодцы! В благодарность за ваше внимание я приготовила для вас подарок – вот эту осеннюю шкатулку. Я заперла ее, не обычным ключом, а волшебными словами. Слова написала на 5 кленовых листочках, чтобы не забыть. Но случилась беда! Подул сильный ветер, и разбросал эти листочки по всему осеннему лесу. А без волшебных слов я не могу открыть эту шкатулку. Нужно найти эти осенние листочки. Вы мне поможете?

Осень: В полях и огородах собран большой урожай овощей и фруктов. Необходимо перевезти этот урожай на овощехранилище.

Игра – эстафета «Перевези урожай»

Дети делятся на две команды. У каждой команды – по одной машине и одной большой корзине. На расстоянии от них находится «огород» – большой обруч с муляжами овощей и фруктов. Задача игроков – перевезти их с «огорода». Одна команда выбирает овощи, другая фрукты.

По окончанию игры ведущая обращает внимание детей на прилипшие к корзинкам клиновые листочки.

Ведущая: Уважаемая Осень, не эти ли листочки ты потеряла?

Осень: Конечно, это и есть те листики, которые унес ветер. Но их только два, будем искать дальше.

Ведущая: Приглашаем тебя, Осень, в наш замечательный хоровод.

Исполняется хоровод: «Осень - щедрая пора»

Осень: Тс-с! Послушайте, кто-то идет!

Слышится звон колокольчика, появляется Старец.

Старец: Здравствуйте, дети. Я старец – сторожил земли Алтайской. Мне много лет, столько, сколько лет этому роднику. (Слайд с изображением родника) Любая река берет свое начало из родника, бьющего из под земли. Вот он родник. Я многое повидал на этом свете, многое узнал. А куда вы путь держите? Дети: Мы путешествуем по родному краю.

Ведущая: Уважаемый старец, можешь рассказать ребятам что-нибудь интересное об Алтае?

Стар: Конечно, расскажу. Садитесь поудобнее, на лесную полянку, слушайте внимательно историю о прошлом нашего края. (Дети садятся на ковер у экрана со слайдами, которые меняются с рассказом героя.) С давних времен жили на Алтае коренные жители - алтайцы. Они жили племенами – большими семьями. Их потомки и сейчас здесь живут. Слово «алтай» в переводе с монгольского означает «золотой». Но чужеземные племена людей, живших высоко в горах, нападали на алтайцев, разоряли их селения, отбирали нажитые богатства. Богатствами этого края являются: звери, птицы, живущие в лесах; полезные ископаемые; стада домашних животных. Тогда алтайцы попросили русского царя защитить их от набегов чужеземцев. Русский царь выслал в дозор свое войско. Вместе с воинами на Алтай устремились и мирные жители – переселенцы из России: крестьяне, чтобы выращивать хлеб на полях. Люди стали строить крепости, которые позже стали городами. Переселенцы нашли руду, построили заводы, чтобы ее переплавлять, чеканить монеты из серебра и золота. Из ценных шкур зверьков, живущих в лесах, шили шубы и шапки. И в наше время Алтай славится золотом, серебром, золотыми хлебами в полях, большими стадами овец, красивыми лесами, горами, быстрыми реками, дикими животными и птицами. Знаете, какие животные обитают в алтайских лесах и полях?

Старец: А давайте я с вами поиграю в игру «Кто лишний?». Вы должны посмотрев изображения животных, определить, какое из них не живёт у нас на Алтае.

Игра «Кто лишний» (слайды с животными)

Волк, белка, обезьяна , барсук

Заяц, соболь, кенгуру, медведь

Олень, ёж, лиса, верблюд

На последнем слайде найдите ошибку: кто лишний и почему?

Косуля, марал, лошадь , лось.

Молодцы, ребятки!

Скажите, ребята, вы знаете, какие деревья растут на Алтае?

(берёза, дуб, клён, тополь, кедр, осина, сосна, ель, ива) Правильно. Мой край не только красив, он ещё и кормит, и лечит. А что в лесу можно собирать? (грибы, ягоды, лекарственные травы). Молодцы все знаете.

Люди на Алтае славят его своим трудом: строят города, заводы, пишут стихи, песни, летают в космос. А вы, ребята, продолжатели их дела. Ведущая: Спасибо тебе, добрый человек, а в подарок прими от ребят музыкальные подарки

Исполняется песня «Родник» муз и сл. С. Михель

«Парный танец»

Старец: Давно я музыки не слышал. Порадовали вы меня. Хорошо поете и танцуете, ребята. Я хочу подарить вам вот этот листочек за то, что вы выполнили все мои задания.

Ведущая: Вот, ребята и третий листочек, который мы ищем. Прощай, добрый старец, нам пора в путь.

Старец: Доброго пути вам, дети.

Осень: Ну, что ж, дорогие ребята, наверное, пора возвращаться домой, в город Заринск.

Ведущая: Но, уважаемая Осень, ребята ведь не все листочки нашли. Мы еще не открыли твою волшебную шкатулку.

Осень: Не огорчайтесь, ребята. Я ведь с вами не прощаюсь. Не только горы, леса, поля и пашни я окрасила своей красотой, но и города утопают в разноцветной листве, омываются холодным дождем.

Ведущая: И то, правда. Поспешим, ребята, в наш любимый город Заринск, и там поищем потерявшиеся листочки. Садитесь на поезд!

Игра «Поезд»

Звучит таинственная музыка и «влетает» в зал старая, мудрая Сова.

Сова: У-у-у. Я лечу, смотрю, кричу. Все запомнить я хочу.

Дети прибыли сюда. Вы откуда и куда?

Ведущая: А вы кто?

Сова: Я старая мудрая Сова.

Много лет живу на свете. Знают многие меня дети.

Я живу у конной базы, на березе, что с дуплом.

Ночью в роще я летаю, днем покой свой соблюдаю.

Ведущая: Уважаемая Сова, мы путешествуем по Алтайскому краю. Хотели бы больше узнать о нашем городе. Ты давно живешь на свете, знаешь ли ты что- нибудь о нашем городе Заринске?

Сова: Осенью этого года нашему городу исполнилось 38 лет. Я хочу рассказать вам маленькую историю о возникновении нашего Заринска. Более 38 лет назад в столице нашей Родины городе Москве было принято решение, построить на Алтае большой коксохимический завод. Со всех концов нашей большой Родины ехали молодые люди на маленькую станцию «Заринская» - строить город: дома, магазины, школы, детские сады, дороги, чтобы было, где жить строителям и рабочим завода. (Демонстрация исторических кадров строительства завода и объектов города) Строители возводили и завод. Город назвали Заринском. Он рос, благоустраивался, хорошел. И теперь Заринск стал таким большим, красивым, ухоженным, с зелеными проспектами, с разноцветными витринами.

Просмотр видеофильма о городе Заринске Алтайского края.

Сова: Ребята, а вы знаете названия улиц нашего города? (Дети отвечают) А какие достопримечательности есть в нашем городе, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (школа)

Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (детский сад)

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже.

Вот внизу - регистратура,

А повыше - логопед.

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдете коридор -

Там табличка "Доктор ЛОР". (поликлиника)

Ну и башня, высока!

Подпирает облака!

Подает она сигнал,

Техника старается.

И у нас ТВ-канал

Дома принимается. (телебашня)

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей. (сквер, парк)

Вот проснулись утром рано

Два больших подъемных крана,

Чтобы собирать высотку,

Настоящую красотку.

Близко вы не подходите,

Но объект мне назовите. (стройка)

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь вагоны загоняют,

Уголь в кокс переплавляют. (завод)

Над рекой, поперек,

Великан врастяжку лег.

Через реку по спине

Он ходить позволил мне. (мост)

Здесь мы кроссы пробегаем, И здоровье укрепляем, Здесь играем мы в футбол. Это городской наш (стадион).

Надо хлеба нам купить, или подарок подарить,- Сумку мы с собой берем, и на улицу идем. Там проходим вдоль витрин и заходим (в магазин).

Нужно здесь купить билет – И объехать целый свет. Коль багаж на целый пуд, Ждет носильщик тут как тут. И повсюду - слева, справа Пассажирские составы. (вокзал)

Шагает с сумкой кожаной и кипою газет, Простых, с ответом вложенным, каких тут только нет! И пишут письма люди на запад, на восток, А почтальоны носят шуршащий тот поток! (почта)

Ведущая: Уважаемая Сова, а мы и стихи о родном городе Заринске знаем.

Пусть говорят, что есть места красивей,

Но я - то знаю – это ерунда!

Заринск, ты конечно не Москва

Может ты чуть – чуть похуже,

Может улицы поуже.

Пускай у нас, нет рядом океана

Пускай поля, а не зелёная тайга.

А я - то знаю, что Заринска красивей

Ты не найдёшь нигде и никогда!

Ведущая: Ребята, давайте споем песню о Заринске.

Исполняется песня «Мой Заринск. муз. Д. Ефимцева

Сова: Объявляю конкурс на строительство нового объекта в городе Заринске! Ведущая: Строим, строим новый дом, новоселье справим в нем.

Игра «Кто быстрей построит дом» . (Дети делятся на 3-4 команды, строят объект из кубиков и комментируют результаты строительства. Сова благодарит детей, дарим им на память 2 листочка за отгаданные загадки и красивые дома, прощается и «улетает»)

Осень: Вот и все листочки собрали. Теперь мы сможем прочесть волшебные слова и открыть мою волшебную осеннюю шкатулку.

Осень: Ребята, но мне нужна ваша помощь, давайте все вместе скажем волшебные слова: Сложим вместе мы ладошки

И покрутим их немножко,

Да прошепчем пару раз…

Осень, ты порадуй нас.

Пусть откроется шкатулка

В этот миг, и в этот час!

Осень: Вот и открылась наша шкатулка, а в ней – угощение для вас. А мне пора. До свидания! До новых встреч!

Какая интересная встреча у нас получилась! Мы многое узнали об Алтайском крае, о родном городе, который навсегда останется в ваших сердцах. Наше путешествие окончено.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!