Отклонение языка вправо. Нарушение артикуляции как одна из причин отклонения речевого развития и ее состояние у детей раннего возраста

Девиация языка - это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи.

Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

Что такое инсульт?

Инсульт - нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени. А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

Девиация языка при инсульте - лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.

Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина - инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.

Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица - явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной подобного симптома является дизартрия либо стертая дизартрия.

Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может отразиться как на мышцах лица ребенка, так и на языке.

Сталкиваются с подобным явлением не многие дети. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и лишь врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.

Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.

Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии - это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык достаточно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что язык трясется и отклоняется в сторону. Проявление подобных симптомов в медицине называется стертой дизартрией.

Объединяет оба заболевания Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку. Данные меры позволят как можно быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку.

Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются - выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

Девиация языка – это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он легко сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если подъязычный нерв каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи. Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе мышц языка, а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

Что такое инсульт?

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят в течение нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой ступени. А часть людей, которые перенесли инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам нужно заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно. Девиация языка при инсульте - лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и кроме девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходят корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо. Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда мимические мышцы с одной стороны значительно более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сама речь при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его предъявить. Увидев отклонения, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. Например, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная. Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитости мимических мышц лица с одной стороны. Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции. Если подобные мероприятия не помогают, тогда больного следует попросить нажать языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу нажатия проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают мышцы, и понять, есть девиация языка вправо.

Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечение недуга, вызвавшего его. В случае если причина – инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.

Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица – явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной такого симптома является дизартрия или стертая дизартрия. Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может сказаться как на мышцах лица ребенка, так и языком. Сталкиваются с подобным явлением не много детей. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и только врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.

Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций при помощи мимики. Губы пациента часто сжаты, опущенные вниз уголки, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно. В тяжелых случаях заболевания ребенок не может закрыть рот и держать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша выдвинуть орган речи, то можно заметить, что удерживать его по средней линии ребенку сложно. Язык слегка дрожит и отклоняется в сторону.

Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, который требует использования мелкой моторики рук. Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии – это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык довольно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что речь дрожит и отклоняется в сторону. Проявление таких симптомов в медицине называется стертой дизартрией. Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, глотать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, которые страдают стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые смены настроения, бросание из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, чрезмерно уязвимой, постоянно плакать из-за мелочей, с другой стороны, может стать агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательные и не вникают в суть учения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет только походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировки правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Достичь результата с помощью любых медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса. Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от этой проблемы без комплексных мер. Часто врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировки. Данные меры позволят быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку. Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-то слова (потеря речи).

Дата публикации: 22.05.17

Неврогенные страдания языка

Неврогенные страдания языка делятся на моторные и трофические; сюда же входят расстройства чувствительности.

Моторные неврозы языка являются по преимуществу поражениями подъязычного нерва (n. hypogloesus). Заболевание центральных путей подъязычного нерва вызывает односторонний паралич мышечной мускулатуры, при котором акт глотания не нарушается. Ядерные поражения главным образом вызывают двусторонний паралич, ведущий к полному нарушению акта глотания, если не сохраняется добавочное ядро подъязычного нерва.



При диагностике этих поражений необходимо произвести специальное неврологическое исследование, а также определить участие других черепных нервов, пирамидных путей. Сравнительно проста диагностика при травматических повреждениях подъязычного нерва.

Двустороннее поражение ядер подъязычного нерва часто наблюдается при двустороннем бульбарном параличе. Сначала возникают расстройства движения, затем атрофия языка и язычная диелалия (поражение речи), впоследствии присоединяется нарушение глотания и движения губ. Аналогичный симптомокомплекс может возникнуть при спинной сухотке.

Подобные, но нестойкие симптомы двигательного пареза: языка могут возникнуть в результате энцефалита при явлениях псевдобуль"барного паралича. Нами наблюдался случай паралича подъязычного нерва огнестрельного происхождения.

Одностороннее повреждение подъязычного нерва вызывает отклонение языка в противоположную сторону при покойном положении в полости рта. При высовывании язык обычно отклоняется в здоровую сторону.

Судороги языка могут наблюдаться при эпилепсии, столбняке, бешенстве, гемиплегии, двигательном полупараличе.

Описана профессиональная судорога языка у кларнетистов, подобно судороге пальцев писцов.

При табесе и при кортикальных очагах в центре движения может возникнуть значительное расстройство речи вследствие атаксии языка.

Трофические неврозы языка находят иногда свое выражение в ангиоспастических явлениях, в явлениях очаговой десквамации сосочков.

Чувствительные расстройства языка представляют наиболее распространенные невротические поражения его; они обычно сопровождаются аналогичными поражениями в других отделах тройничного нерва. Болевая чувствительность слизистой оболочки неодинакова в различных отделах; это необходимо иметь в виду при сравнительном исследовании отдельных участков и учитывать относительность показателей и топографию болевой чувствительности зоны физиологической гипалгезии и аналгезии. За исключением губ и кончика языка, болевые точки весьма скудно распределены в полости рта (см. таблицу).

Анестезии могут быть следствием различных заболеваний. Чаще наблюдается анестезия половины языка - при поражениях анатомического характера (мозговые и бульбарные, поражение барабанного сплетения, поражения при ушных заболеваниях) и функционального характера (истерия). Клинически такого рода анестезии протекают не всегда достаточно отчетливо, так как чувствительность в языке частично сохраняется в участках, иннервируемых другими нервами; основная часть спинки и кончика языка иннервируется язычным нервом, принадлежащим к III ветви тройничного нерва; кроме того, чувствительную иннервацию языка дает еще верхний гортанный нерв (n. Iaryngeus superior) и язычные ветви языкогло-точного нерва (n. glossopnaryngeus).

Гиперестезии языка составляют весьма важную в практическом отношении группу нарушений чувствительности языка. К этой группе относятся невралгия и глоссодиния.

Невралгия языка представляет заболевание, вызванное поражением язычного нерва, носящим характер проявлений невралгии тройничного нерва, большей частью совместно с невралгией нижнечелюстного нерва. Боли носят типичный приступообразный характер; они возникают самопроизвольно или под влиянием незначительных внешних раздражений физического (прием пищи, разговор), а иногда и психического характера.

Вследствие того что больные при невралгии язычного нерва берегут язык, стараются мало им пользоваться, при внешнем осмотре язык часто представляется обложенным серым или бурым налетом. Присутствие налета не является, понятно, объективным признаком невралгии, а должно рассматриваться как симптом, свидетельствующий о наличии причин, уменьшающих самоочищение языка. В случае жалоб на изолированные в языке боли невралгического характера без поражения нижнечелюстного нерва необходимо искать объективные признаки поражения в самом языке или у места расположения язычного нерва.

Терапия - невралгии - рентгеновское облучение, гальванизация, диатермия шейных узлов, новокаиновая блокада и впрыскивание спирта в язычный нерв или резекция язычного нерва. Последние две операции являются мало желательными, так как вызывают потерю чувствительности спинки языка, а впрыскивание спирта, кроме того, нередко сопровождается потерей чувствительности в области, иннервируемой нижним альвеолярным нервом.

Для впрыскивания в язычный нерв иногда употребляют 80" спирт, который вводят в количестве 0,5 мл. Большие количества не следует вводить из опасения повреждения нижнечелюстного нерва. Новокаин впрыскивают в 0,25% растворе в количестве 3-5 мл.

Техника вкола та же, что и при мандибулярной анестезии, с той разницей, что игла не должна быть доведена до нижне-челюстного отверстия. С этой целью кончик иглы отклоняют на 0,25-0,5 см к средней линии от кости. Удобнее и точнее производить впрыскивание за нижними молярами в месте перехода слизистой оболочки с боковой поверхности языка на дно рта, что соответствует месту вхождения нерва в язык. Впрыскивание производят один или несколько раз, в зависимости от наблюдающегося эффекта. В целях введения алкоголя в язычный нерв последний может быть предварительно обнажен, чтобы алкоголизацию провести под контролем глаза. Обнажение нерва дает более верные результаты. Оно производится также и для резекции или выкручивания. Техника обнажения язычного нерва такова. Язычный нерв обнажают со стороны полости рта. Нерв входит в язык между восходящей ветвью нижней челюсти и передней дужкой глотки и ложится под слизистой полости рта у больших коренных зубов в месте перехода слизистой с боковой поверхности языка на дно рта. В этом месте язычный нерв может быть обнажен из разреза слизистой оболочки.

Глоссодиния . Заболевание, носящее характер повышения и изменения чувствительности языка, но в проявлениях своих значительно отличающееся от невралгии языка (невралгия язычного нерва), носит название г л ос с о дин ни, или, по терминологии некоторых авторов, «глоссалгии». К числу глоссодиний должен быть отнесен язычный зуд (pruritus linguae) и другие сходные заболевания.

Этиология глоссодиний, или глоссалгий, различна и связана с рядом общих изменений в состоянии организма, каковы, например, заболевания желудка, сопровождающиеся нарушением секреции, болезни крови (малокровие), глистная инвазия, пониженная функция половых желез, климактерий, истерия. Местно существующая боль может активироваться раздражением каротидного синуса. Каротидная стигматизация (усиление) болевых ощущений может сопровождаться широкой реперкуссивностью, т. е. наличием отдельных болевых рефлексов, вызываемых из различных районов тела. Терапия, направленная к устранению или уменьшению проявлений одного из заболеваний типа перечисленных выше, нередко дает положительные результаты и в отношении глоссодинии.



Клинические проявления заболевания выражаются по преимуществу субъективными расстройствами. Больные жалуются на чувство жжения или покалывания в языке. Локализация этого чувства неопределенная, хотя больные нередко указывают на кончик и корень языка. Иногда больные определяют свои ощущения, как зуд или чувство неловкости в языке, отяжеление, неповоротливость, утомляемость языка. Появление этих ощущений бывает самостоятельным; иногда больные связывают его с общим утомлением, длительностью речи, приемом мясной пищи или острых пищевых веществ. В общем ощущения эти редко бывают острыми, болевыми. Длительность неприятного ощущения различна: минуты, часы, дни; чем дольше оно длится, тем менее оно выражено. Иногда ощущения эти исчезают на длительный период, не появляются в течение нескольких месяцев, а затем вновь возникают.

Большинство таких больных страдает боязнью рака (канцерофобия). Они ищут проявления рака, сами осматривают свой язык и, не зная анатомии, находят признаки, якобы подтверждающие диагноз рака: опухоль, особенно у корня языка. Нередки также случаи натрогенных заболеваний, когда лимфатические фолликулы языка врач ошибочно принимает за изъязвление, в чем и уверяет больного. Так или иначе, необходимо помнить, что у страдающих глоссодинией нередко бывает травмирована психика, что требует пристального внимания врача и особой осторожности при определении их состояния. Видимые объективные изменения при глоссодинии, или глоссалгии, обычно отсутствуют. Иногда обнаруживается гиперплазия лимфоидного аппарата языка, иногда явления атрофического глоссита. Однако у большинства больных значительных отклонений от нормального вида языка обнаружить не удается. Весьма характерна для ряда случаев манера показывать язык. Некоторые больные настолько часто осматривают какую-нибудь сторону языка, где они предполагают наличие поражения, что приучают язык при высовывании поворачиваться лишь в одну сторону. Этот «односторонний показ» языка весьма типичен для больных с глоссалгией и дает представление о психических переживаниях больного. При диференциальной диагностике следует иметь в виду артрит челюстно-височного сустава.

Лечение глоссалгии в первую очередь требует вмешательства общего характера, в зависимости от предполагаемых заболеваний других систем. У женщин в преклимактерическом периоде или с явлениями дисменорреи хорошие результаты получаются от назначения препаратов яичников (оварин, фолликулин, синэстрол). Ваготоникам с явлениями повышенной кислотности желудочного сока иногда полезно назначать препараты атропина. Наоборот, при жалобах на сухость во рту небольшие дозы пилокарпина внутрь (1 % раствор от 4 до 8 капель два-три раза в день) оказывают благоприятное симптоматическое действие. В некоторых случаях нам удавалось таким путем добиться улучшения. Полезно, по нашим наблюдениям, назначение внутрь препаратов печени, в тех случаях, когда явления анемии не обнаружены. Психика больного также должна стать объектом терапевтического вмешательства. В ряде случаев, по нашим наблюдениям, хороший эффект дает диатермия шейных узлов.

Местная терапия языка не требуется. Лишь с психотерапевтической целью могут назначаться нейтральные вмешательства, отнюдь не раздражающего характера. Особое внимание следует уделять окружающей среде, главным образом зубам (естественным и искусственным). При оценке возможных воздействий со стороны зубов и протезов на язык следует учитывать, что при глоссодинии врач имеет дело с органом, чувствительность которого к раздражению, в частности, механическому обострена, а подчас извращена. Поэтому в первую очередь необходимо устранить в полости рта всевозможные источники механического раздражения. Несмотря на отсутствие указаний со стороны больного, следует дополнить его стертые пломбы, заменить плохо поставленные и восстановить отсутствующие. Поверхность пломб не должна иметь ни малейшей шероховатости. В полости рта не следует оставлять ни одного гниющего корня, ни одной полости, ни одного острого выступа. Такие же строгие требования должны быть предъявлены! к протезным конструкциям. Старые протезы с пористым каучуком следует немедленно устранить. Плохо прилаженные коронки с отстающими от шейки краями, с протертыми жевательными поверхностями, так называемые седловидные мосты, мосты с «палочками» и т. п. - все это должно быть в определенной последовательности удалено.

Особое внимание необходимо обратить на наличие во рту разноименных металлов (металлическая пломба - золотая коронка). Благодаря разнице потенциалов между разнородными металлами возможно возникновение электрических явлений, раздражающих повышенно восприимчивую слизистую оболочку языка. Плохо защищенные хромированием металлические протезы также должны быть расценены как источник возможных раздражений. Прогноз при глоссодинии нет оснований считать неблагоприятным в том отношении, что это заболевание не осложняется какими-либо тяжелыми расстройствами. Однако добиться излечения этого страдания иногда бывает трудно, так как не всегда могут быть устранены те общие расстройства, которые вызывают глоссодинию.

Расстройство вкуса . К числу неврозов языка относятся разнообразные расстройства вкуса. Расстройства вкусовых ощущений могут носить различный характер: агеузия (ageusia) - утрата вкуса, гипогеузия (hypogeusia)-понижение вкуса, парагеузия (parageusia)-извращение вкуса. С неврогенными расстройствами вкусовых ощущений не следует смешивать тех изменений вкуса, которые возникают в результате гнилостных процессов, имеющих место при стоматитах. В этих случаях имеется не расстройство вкуса, а возникновение источников неприятного вкуса, маскирующего или извращающего привычные вкусовые ощущения при приеме пищи.

Поражения язычного нерва вызывают нарушение вкусовых ощущений в передней части языка, поражение языкоглоточного нерва - у основания языка. Агеузия встречается при поражениях тройничного нерва (гассерова узла, язычного нерва, барабанной струны) и при центральных поражениях (табес, прогрессивный паралич). Преходящее исчезновение или понижение вкуса наблюдается при припадке эпилепсии: во время ауры, после припадка, парагеузия -иногда при истерии.

Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица являются одними из причин отклонений речевого развития.

Исходя из положения Н.А. Бернштейна об уровневой организации произвольных движений и действий, рядом исследователей специалистов в этой области (в частности Шереметьевой Е. В.) было предположено, что артикуляция, как наиболее высокий символический уровень произвольного движения, может формироваться при сохранности всех нижележащих уровней произвольного движения. Периферическая часть артикуляции надстраивается над предметным уровнем оральных движений, осуществляющих жизнеобеспечивающие потребности в питании: сосание, откусывание, пережевывание, глотание. Поэтому потенциальную возможность артикуляции они сочли возможным оценивать, наблюдая за предметным уровнем движений артикуляторов - губ, языка, нижней челюсти - в процессе приема пищи и состоянием мимики в свободной деятельности.

Проанализировав результаты исследования Е.В. Шереметьевой, в оральной базе артикуляции были определены предвестники недоразвития речи (показатели отклонений от нормального хода речевого развития) в раннем возрасте:

отказ от твердой пищи: ребенок предпочитает однородные хорошо измельченные массы. Часто таким детям, чтобы не остались голодными, родители приносят в детский сад йогурты, творожные массы и т.п. Такое пищевое поведение может иметь разную причинность: позднее введение твердого прикорма; родители долго (до года, а то и двух) измельчали пищу ребенка до однородной массы; поддержание сосательного рефлекса (кормление грудью) до двух, двух с половиной лет; нарушение иннервации нижнечелюстных мышц;

трудности в процессе пережевывания и, как следствие, выплевывание, что связано с нарушением иннервации соответствующих групп мышц. При таком снижении физической нагрузки мышцы, поднимающие и удерживающие нижнюю челюсть, и языковые мышцы ослабевают;

общая амимия в процессе приема пищи: ребенок очень долго сидит над тарелкой или с куском в руке, потом медленно подносит ложку ко рту или откусывает, начинает лениво пережевывать (отсутствие удовольствия, "написанного" на лице от процесса питания);

часто проливается жидкая пища или жидкость в силу недостаточной сформированности губного захвата: ребенок не достаточно захватывает нижней губой край ложки, чашки (жидкость проливается) или захватывает кусочки пищи из ложки непосредственно зубами. О таких говорят: "Ест не аккуратно". В действительности нарушается иннервация губных мышц и, как следствие, их сила, ловкость и скоординированность.

повышение порога рецептивной чувствительности кожных покровов окологубного пространства, что тоже свидетельствует о нарушении иннервации соответствующих групп мышц: ребенок пьет кефир или кисель, остатки которого в силу недостаточной автоматизации предметного движения остаются вокруг губ. Он никакими способами не пытается снизить раздражение от остатков жидкости. О таких детях говорят: "Очень неопрятен".

Если же воспринимающая чувствительность окологубного пространства сохранна, а нарушена иннервация язычных мышц, то в аналогичных условиях наблюдается следующее:

отсутствие круговых облизывающих движений языка при попадании густого напитка или жидкой каши на губы или окологубное пространство: ребенок в таких случаях вытирает верхнюю губу подручными средствами;

подтягивание спинки языка вверх с невыраженным кончиком языка в аналогичных условиях;

уменьшение раздражения кожной поверхности губ при помощи нижней губы или другими средствами;

поднимание кончика языка до уровня угла губ при попытке облизать верхнюю губу.

В общем, в жевательной мускулатуре отмечается ограничение подвижности нижней челюсти; незначительное или достаточно выраженное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции; при патологии тонуса жевательных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жевательных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции; нарушение процесса откусывания от куска (что может быть осложнено также аномалиями зубночелюстной системы); выявляются синкинезии в моторике нижней челюсти при движениях языка (особенно при поднятии языка к верхней губе или при вытягивании его к подбородку) .

Е.Г. Чигинцевой отмечается и на особенности в язычной мускулатуре: наблюдаются патологические состояния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бывает массивный, оттянутый комом вглубь ротовой полости или вытянутый "жалом", это может сочетаться с укорочением уздечки, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в большинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне ротовой полости, что может быть осложнено укорочением подъязычной складки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нарушения положения языка (в покое и при движении) в виде девиации в сторону, высовывание языка изо рта, прокладывания языка между зубами; выявляется незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности язычной мускулатуры; гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повышение или понижение глоточного рефлекса. В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого нёба) от средней линии. В вегетативной нервной системе наблюдаются в основном мозаичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица (покраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсаливации (интенсивного слюноотделения, которое может быть постоянным или усиливаться при определенных условиях) .

К влияющим на становление речевой функции факторам Г.В. Чиркина также относит более поздние поражения ЦНС травматического или инфекционного генеза, интоксикации, тяжелые соматические инфекции, осложненные психотравмирующими ситуациями (разлука с матерью, болевой шок), даже если они имели временный, а не постоянный характер) .

У ребенка с ринолалией даже при односторонней, полной или частичной расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т.е. через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует "порочному приспособлению", а именно неправильному положению языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно и глоточное пространство). Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину. Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает назальный оттенок голоса. Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят к тяжелому нарушению произношения. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы .

В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособленные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

· высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

· недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

· чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

· возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Л.П. Борщ отмечает, что короткая уздечка - порок развития, выражающийся образованием складки слизистой оболочки, фиксирующей язык резко кпереди, иногда почти к зубам. Она нередко выявляется у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью; аналогичными бывают аномалии и прикуса. При изучении медицинских карт развития детей с патологией уздечки языка автор выявила, что в 94,7 % отмечается синдром двигательных нарушений; в 52,7 % - дисплазия тазобедренных суставов; в 69,4 % - задержка психомоторного развития; в 38,4 % - травма шейного отдела позвоночника; в 8,8 % - детский церебральный паралич .

У новорожденных с короткой уздечкой языка отмечается беспокойство при кормлении. Оно объясняется затруднениями при сосании, глотании. Малыши не высасывают норму. Сон у таких детей поверхностный, прерывистый, беспокойный, они много плачут.

Если коррекция не проведена вовремя, то это усугубляется с возрастом тем, что речь формируется с отклонениями; ребенка не понимают сверстники; взрослые, добиваясь правильного произнесения звуков, вызывают в ответ негативные эмоции. Он замыкается в себе, предпочитает меньше говорить, играть в одиночестве, начинает формироваться "комплекс неполноценности". Это нередко способствует развитию вредных привычек. Для них характерно снижение эмоционально-волевой сферы, лабильность настроения. Такие дети бывают неуравновешенными, гипервозбудимыми, с трудом успокаиваются. Они очень обидчивые, плаксивые, а иногда - агрессивны. Эти дети с трудом вступают в контакт, отказываются на приемах выполнять определенные движения языком.

К началу обучения в школе речь остается нечеткой, нарушено произношение нескольких групп звуков. Речь невыразительна, интонационная окраска голоса бедная. Это делает таких детей более уязвимыми, замкнутыми, хотя их интеллектуальные способности достаточно развиты. В большей части такие дети самокритичны.

Выявленные особенности оральной двигательной основы артикуляции позволили предположить, что при отсутствии своевременной коррекционной помощи в лучшем случае возникнут нарушения звукопроизношения и общая смазанность в потоке речи.

Ранняя диагностика осуществляется на основе оценки неречевых нарушений, к которым относятся следующие:

нарушение тонуса артикуляционных мышц (лица, губ, языка) по типу спастичности (повышение мышечного тонуса), гипотонии (снижение тонуса) или дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса);

ограничение подвижности артикуляционных мышц (от почти полной невозможности осуществления артикуляционных движений до незначительных ограничений их объема и амплитуды);

нарушение акта приема пищи: нарушение акта сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки;

гиперсаливация (повышенное слюноотделение): усиленное слюноотделение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц; оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны); гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях;

оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения);

нарушение дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 месяцев), учащенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный слабый выдох); стридор.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база - способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования, формирования звуков, нормативных для данного языка .

В процессе усвоения произносительных умений и навыков под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков .

Е.Ф. Архипова, характеризуя детей со стертой дизартрией, выявляет следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате . Указывается на паретичность мышц органов артикуляции, которые проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Л.В. Лопатиной отмечается спастичность мышц органов артикуляции, проявляющиеся в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение "трубочка", т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный

Л.В. Лопатина указывает на гиперкинезы при стертой дизартрии, которые проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата . При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи .

Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина выделяют следующие нарушения артикуляции, которые проявляются:

в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

в снижении количества правильно выполненных движений .

Исследования Л.В. Лопатиной и др. выявили у детей нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания .

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата .

При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата, темпы и устойчивость движения .

Таким образом, нарушения двигательных возможностей артикуляционного аппарата является одной из причин отклонений речевого развития детей раннего возраста. Анализ исследований по вопросам состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития позволил нам выделить следующие особенности:

· наблюдается недостаточная подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти;

· особенности артикулирования проявляются в трудностях переключения с одной артикуляционной позы на другую, в трудностях удержании артикуляционной позы;

· изучить состояние артикуляции детей раннего возраста возможно при наблюдении за пищевым поведением ребенка.

Выводы по I главе

Развитие артикуляции является важной составляющей нормального речевого развития. Артикуляция - это работа органов речи (артикуляционного аппарата) при произнесении слогов, слов, фраз; это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестетический, или речедвигательный контроль.

Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса. Любые нарушения в строении артикуляционного аппарата врожденного или рано приобретенного характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи.

Все движения органов артикуляции определяются работой двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору от движения органов речи. В речедвигательной зоне происходит сложная и тонкая дифференциация речевых движений, организация их последовательности.

В онтогенезе процесс развития артикуляции формируется последовательно: крик, гуление, ранний лепет; поздний слоговой лепет; первые слова, фразы; дальнейшая тонкая дифференциация артикуляторных укладов.

Пищевое поведение является одним из показателей развития артикуляции. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, недостаточно подвижны органы артикуляции во время приема пищи, то это свидетельствует о недостаточности развития мышц рта и губ.

Отклонения речевого развития в раннем возрасте - это недоразвитие когнитивных и языковых компонентов речевого становления, обусловленное нарушением психофизиологических предпосылок и/или несоответствием микросоциальных условий возможностям ребенка. Проявляется в трудностях формирования начального детского лексикона и фразовой речи. Может быть самостоятельной речевой патологией или частью в структуре любой формы отклоняющегося развития.

Изучение состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития возможно при организации наблюдения за пищевым поведением ребенка.

Девиация языка - это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи.

Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

Что такое инсульт?

Инсульт - нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени. А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

Девиация языка при инсульте - лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны . Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.


Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием , это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина - инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.


Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица - явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной подобного симптома является дизартрия либо стертая дизартрия.

Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может отразиться как на мышцах лица ребенка, так и на языке.

Сталкиваются с подобным явлением не многие дети. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и лишь врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.


Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.


Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии - это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык достаточно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что язык трясется и отклоняется в сторону. Проявление подобных симптомов в медицине называется стертой дизартрией.

Объединяет оба заболевания Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.


Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку. Данные меры позволят как можно быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку.

Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются - выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

Очень большой или очень толстый язык у ребенка называется макроглоссией. Эта патология обусловлена структурными нарушениями на поверхности или внутри органа. Чаще всего такая патология появляется у детей. Диагноз макроглоссия ставится доктором тогда, когда полностью увеличенный язык у ребенка либо опухают его отдельные участки. Это заболевание бывает врожденным или приобретенным.

Почему появляется заболевание

Врожденная макроглоссия развивается во время пренатального развития плода. Различные факторы могут повлиять на развитие патологии. Самостоятельно она может развиваться на фоне таких заболеваний:

  • синдром Дауна;
  • неправильный прикус;
  • туберкулез;
  • дисфункции в гормональном фоне;
  • сифилис;
  • инфекционные процессы в организме;
  • нарушение микроциркуляции кровяной жидкости, кровоизлияния в полости рта;
  • абсцесс органа;
  • глоссит;
  • ушибы, травмы, новообразования различного характера;
  • лимфаденит;
  • развитие гнойного очага;
  • аномальная структура мышц языка;
  • акромегалия (заболевание, связанное с избыточной продукцией гормона роста);
  • микседема («слизистый отёк » из-за недостатка гормонов щитовидной железы);
  • острая аллергическая реакция;
  • актиномикозное поражение.

Перечисленные заболевания могут сопровождаться таким симптомом. Поэтому важно своевременно обратиться к доктору, чтобы определить причину макроглоссита и назначить адекватную терапию.

Как обнаружить патологию

Доктора выделяют ложный и истинный макроглоссит. Первый обусловлен аномальным строением челюстного аппарата. При этом челюсть узкая и немного впавшая, но это не является свидетельством настоящего заболевания, это результат аномального строения костного аппарата и тканей.

При развитии истинной формы заболевания язык великоватый, его объем выше нормы в несколько раз. Помимо этого, дополнительными симптомами являются:

  • невозможность полностью закрыть рот, орган высунут наружу;
  • усиленное продуцирование слюнной жидкости, ее очень много во рту, она вытекает или капает;
  • раздражение и покраснение кожного покрова под нижней губой и на подбородке;
  • на поверхности органа виднеются отпечатки от зубов, он также может покрываться язвочками или эрозиями;
  • наличие неправильного прикуса;
  • трудности с приемом пищи – затруднена жевательная и глотательная функция;
  • трудности с разговором.

Диагностические мероприятия

При прохождении планового ультразвукового исследования во время третьего триместра беременности доктор может обнаружить врожденную макроглоссию. Определяется она после сравнения с показателями нормы каждого возраста на данном сроке развития плода. Чтобы поставить точный диагноз, назначается повторное прохождение исследования.


После рождения ребенка ожидает обследование у многих специалистов – инфекциониста, генетика, отоларинголога, эндокринолога. Проводится инструментальный осмотр, назначается биохимическое исследование кровяной жидкости. На основании результатов всех анализов и методов диагностики ставится диагноз и назначается терапия.

Осложнения и последствия

Очень важно распознать заболевание на начальных этапах развития. Это позволит пройти курс лечения и предотвратить развитие опасных последствий . В целом макроглоссия не очень сильно ухудшает жизнь пациента, но часто становится причиной различных заболеваний. Дети с таким диагнозом становятся изгоями, у них не происходит нормальная социализация. Речь невнятная, есть дефект во внешности, поэтому им непросто общаться со сверстниками. Обычно дети предпочитают избегать ребенка с данной патологией. Ребенок растет закомплексованным, неполноценным, замыкается в себе.

Вторичным заболеванием, которое развивается на фоне макроглоссии, является разрастание соединительных тканей языка. При наличии патологии активизируются и иные заболевания:

  1. Дисфункции в дыхательной системе. Поскольку очень большой язык мешает полноценно дышать носом, ребенок привыкает дышать через рот.
  2. Трудности с произношением звуков. Слова выговаривать непросто, свистящие и шипящие звуки вообще не произносятся.
  3. Искривление зубов.
  4. Заболевания ротовой полости.
  5. Поскольку пища полноценно не пережевывается, возникают различные проблемы с пищеварительной системой – гастриты, колиты, язвы.
  6. Язык постоянно пересушенный, болезненный, на его поверхности нередко появляются эрозии или язвочки.

Терапевтическое воздействие

Выбирая тип терапии, доктор учитывает форму недуга, причину его происхождения. Если данная патология спровоцирована вторичным заболеванием, следует параллельно проводить лечение причины. Общий алгоритм лечения предполагает применение таких лекарственных препаратов :

  • антибактериальные препараты, которые применяются перорально или инъекционно;
  • антисептические растворы, которые используются для местной обработки поверхности мышечного органа;
  • применение противовоспалительных средств для обработки языка.


При лечении главного заболевания, которое вызвало макроглоссию, при комплексном подходе медикаменты положительно воздействуют на орган, он постепенно становится меньше в размерах. Терапия длительная, продолжительность курса приема лекарственных препаратов устанавливается лечащим доктором. Также нужно проходить регулярные осмотры, поскольку может понадобиться коррекция лечения, по мере выздоровления пациента.

Оперативное лечение

Если медикаментозная терапия не приносит желаемого результата, язык не уменьшается в размерах, продолжая выходить за пределы рта, обычно потребуется оперативное лечение. К основным показаниям для проведения хирургического вмешательства являются:

  • трудности в дыхательной функции , дискомфорт от нехватки кислорода;
  • большие трудности с жевательной или глотательной функцией;
  • искаженная внешность;
  • сильно нарушенный прикус, при котором невозможно провести обработку поверхности органа;
  • слишком большое продуцирование слюнной жидкости;
  • большие трудности в речевом аппарате, которые не поддаются коррекции у специалиста.


Оперативное вмешательство предполагает уменьшение языка к нормальным размерам и форме. В большей части операций проводится удаление клиновидного участка органа, за счет этого его размер становится меньше. Проводится процедура под общей анестезией, функция постепенно восстанавливается.

При наличии открытого прикуса устанавливается специальный протез, который предотвращает выпадение органа наружу. При врожденной форме заболевания ребенку после рождения проводят операцию по перевязке артерий. Так можно остановить патологический рост.

Если обращение к специалисту своевременное, вероятность успешного выздоровления максимальна. Если патологический размер обусловлен наличием новообразования, терапия заключается в оперативном удалении опухоли, далее назначается химиотерапия, лучевая терапия. При правильном подходе к лечению, строгом выполнении всех врачебных назначений, можно остановить развитие патологии и полностью от нее избавиться.

В наших прошлых выпусках мы писали о том, почему у детей может измениться цвет языка. Иногда это не означает ничего серьезного, а иногда может быть вызвано рядом заболеваний, в том числе достаточно серьезных. Давайте подведем итоги и еще раз вспомним, когда нужно незамедлительно обращаться к врачу.

У всех детей нормальный цвет языка – розовый. Язычок увлажнен средне: он не должен быть сухим, но не должен быть и слишком влажным. Поверхность языка на вид равномерная и бархатистая, что обеспечено равномерным распределением сосочков. Если язык у ребенка обложен, внезапно меняет цвет или фактуру поверхности, родителям нужно быть внимательными. Без причины это не происходит.

Белый или красный язык у ребенка

С таким явлением сталкиваются многие родители грудничков. Иногда белый налет заметен с рождения. Безобидными причинами, не требующими вмешательства врачей, является налет от грудного молока или смеси, а также остатки после срыгивания. Налет в этом случае тонкий, имеет вид пленочки. Он смывается простой водой – достаточно дать крохе попить из бутылочки. Образуется такой налет потому, что в первые месяцы после рождения во рту малыша образуется мало слюны и полость рта не орошается должным образом.

Другая распространенная причина – кандидоз, или молочница. Налет в этом случае удалить не получается, да и не нужно, так как травмировать нежный язык у ребенка очень просто. Педиатр назначит санацию полости рта специальными растворами, например, Кандидом, который буквально за несколько дней уберет неприятный налет. Тампон из марли смачивается раствором и аккуратно наносится на пораженные участки.

Ярко-красный язычок тоже, безусловно, нельзя отнести к норме. Если покраснение языка сопровождается лихорадкой, а язык становится малиновым, скорее всего, малыш подхватил скарлатину. Болеют ей в основном дети в возрасте от 2 до 10 лет. Позже к температуре присоединится сыпь на шее и плечах. Полное выздоровление наступает через одну-три недели.

Если язык у ребенка не только стал красным, но и его поверхность приобрела лаковую, глянцевую фактуру, это признак дефицита железа и витаминов В9 и В12. Установить это врач сможет по общему анализу крови. Повышать гемоглобин у ребенка нужно обязательно, поэтому придется пересмотреть его рацион, включив туда полезные и богатые железом продукты, а также, возможно, какое-то время малыш будет принимать препараты железа и витамины группы В.

Язык может покраснеть не полностью, а участками. Такие пятна могут возникнуть при аллергии, воспалительных процессах (например, стоматите), сбоях в работе желудочно-кишечного тракта, глоссите, герпетической инфекции. Наконец, краснота может возникнуть при травмах языка, приеме горячей или острой пищи.

Цвет бывает разным

Педиатры говорят: язык – это индикатор здоровья. Если у ребенка желтый язык, это может быть связано с недостаточной гигиеной ротовой полости. Однако нередко такое явление сопутствует различным заболеваниям внутренних органов . Желтый язык у ребенка может свидетельствовать о ряде нарушений в организме:

  • Болезнях желудка, в частности, гастрите;
  • Колите и энтероколите;
  • Заболеваниях печени;
  • Заболеваниях желчного пузыря;
  • Отравлениях.

Желтый цвет у налета возникает из-за выброса билирубина, который повышается у малыша во время болезни. В тяжелых случаях пожелтеть могут также кожа и глазные склеры. Если у ребенка изменился цвет языка, появилась изжога, рвота, боли в животе, расстройства кишечника, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Коричневый язык у ребенка – редкость, в отличие от взрослых. В подавляющем большинстве случаев взрослые расплачиваются коричневым налетом из-за злоупотребления крепким чаем, кофе, шоколадом. Коричневый язык у ребенка, скорее всего, тоже окажется просто налетом после приема пищи или напитков, содержащих красящие пигменты. В таком случае он легко счистится обычной зубной щеткой.

Если родители видят, что у ребенка черный язык, это, несомненно, может вначале вызвать панику. Тем не менее, не спешите с выводами: зрелище, конечно, не из приятных, но обычно язык темнеет происходит после употребления какой-либо пищи. Обычные ягоды типа черники могут привести к такому эффекту. Налет исчезает через некоторое время сам собой.

Прием препаратов железа также может привести к появлению у ребенка черного языка. После их отмены язычок порозовеет. Прием антибиотиков может вызвать изменение цвета языка, причем оттенки могут быть и светлыми, и темными. Если у малыша дисбактериоз, язык также может потемнеть.

Географический язык у ребенка

Если с цветом языка более-менее понятно, что же такое географический язык у ребенка? Подобное определение врачи используют потому, что язык напоминает географическую карту. На нем чередуются участки утолщения и десквамации – шелушения и отслойки эпителия. А происходит такое неприятное явление вследствие воспалительных процессов в слизистой оболочке языка и дистрофических изменениях в нем. В медицинской карте ребенка вы сможете увидеть такие термины, как десквамативный глоссит, доброкачественный блуждающий глоссит, хроническая мигрирующая эритема (оральная форма).


Причинами возникновения являются несколько групп заболеваний: дефицит витаминов группы В, заболевания ЖКТ и двенадцатиперстной кишки, заболевания печени и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, сахарный диабет, некоторые аутоимунные заболевания, а также тяжелые вирусные инфекции . В любом случае географический язык у ребенка требует обращения к врачу и обследования состояния здоровья.

Не забывайте: ребенок должен научиться следить за своей ротовой полостью и чистить не только зубы, но и язычок. Тогда никакого «случайного» налета и несвежего дыхания не будет. А если язык у ребенка обложен, то спешите к врачу. Желаем вашим малышам здоровья!

Текст: Ольга Панкратьева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!