Памятники культуры османской империи в новое время. Культура османской империи

Реферат по истории Турции

Культурная жизнь Османской империи


КНИЖНОЕ ДЕЛО

Почитание, проявляемое к страницам Корана, делало эту книгу предметом особых забот. Поэтому деятельность, связанная с разными этапами создания и художественного оформлением многочисленных и пышных рукописных томов, занимала важное место в османском обществе, впрочем, как и во всех исламских странах.

Названия бумаги: Димашки (из Дамаска), Девлет-и абадиили Xundu (из Индии), Хатайи (из Китая), Ха-ририили СултаниСемеркапди (из Самарканда), Гюпи-и Тебризи (из Тебриза) подчеркивает ее происхождение, в зависимости от эпохи, из стран Востока, затем Запада; в то же время бумажные производства начинают появляться и в самой Турции. Если она импортируется в необработанном виде, ее улучшают, аппретируют в зависимости от предназначения. Поверхность должна была идеально гладкой, поэтому перед использованием бумага подвергается тщательной обработке. Кроме того, она может претерпеть разные метаморфозы: страница может быть расцвечена лишь одним оттенком (розовый, зеленый, бледно-желтый, серый и т.д.) или сделана под мрамор (эбру). Поля могут обозначаться силуэтом (типично турецкий декор), могут быть украшены с помощью кисточки декором флоры и фауны в персидском стиле или позолочены.

Для письма использовали перья из соломы и высушенного тростника (колем). Предварительно для удаления воды тростник закапывали в конский навоз, где он подсыхал и твердел. Затем края тростинок затачивали на подставках из обычной или слоновой кости (мактпа) с помощью перочинного ножа в зависимости от толщины выбранного шрифта. По мере использования было достаточно подтачивать кончик. Перья хранились в длинных и гладких портативных пеналах (дивит), прикреплявшихся к поясу, или в письменных шкатулках.

Переписчики обычно изображаются сидящими на полу или на подушках, пишущими на листке, положенном на левое колено, пользующимися, или нет, подлокотниками. Использование столов редко и придет позже.

Чернила могут быть густыми и разбавленными, блестящими и матовыми. Обычно используют черные чернила, получаемые от возгонки дыма, который образовывается от сжигания льняного масла, пчелиного воска или нефти. Технология производства чернил со временем менялась. В конце концов стали производить чернила из сажи, растительной смолы с добавлением дистиллированной воды; иногда ради приятного запаха добавлялась розовая вода. В отличие от китайских чернил, представлявших собой твердую массу, и европейских жидких чернил, османы использовали тампоны из пропитанных чернильной жидкостью шелковых нитей (лика), удерживавшими чернила в чернильнице. Таким образом, чернила не слишком быстро высыхали и не выливались в случае, если чернильница опрокидывалась. Каллиграф вытирал конец колем об эти нити, чтобы количество чернил не превышало необходимого. Помимо черных чернил, интенсивность окраски которых может варьироваться (густая черная, цвета гудрона, дымчатая, серая), и красных, используют желтые на базе сернистого мышьяка, белые, замешанные на свинцовых белилах, и золотистые чернила. Если чернила разбавлены (значит, не так схватываются), их можно смывать. Достаточно провести губкой или смоченным слюной пальцем - выражение «лижущий чернила» и по сей день относят в турецком языке к работникам умственного труда - и можно исправлять ошибки или использовать бумагу вновь, поскольку это драгоценный материал. Написанное высушивали с помощью тонкого песка (рик).

Каллиграфы (хаттат) зарабатывают на жизнь, главным образом переписывая Коран, составляющий более шестисот страниц, а также сборники молитв, научные и художественные произведения. Их мастерские находятся по соседству с крупными мечетями (в Стамбуле позади мечети Бейазита), библиотеками и рынками. Там переписчики, художники, позолотчики, переплетчики и другие мастера книжного дела обмениваются профессиональными секретами. Рукописи продаются у букинистов (сах-иафи), также объединенных в гильдию.

До конца XVI I в. существовало три типа библиотек (кютюпхаш). библиотеки при медресе и больших мечетях, которые хранят главным образом техническую и, в особенности, юридическую литературу, имперские библиотеки, из которых самая знаменитая - Ахмеда Ш (открыта в 1719 г.) во дворце Топкапы в Стамбуле, где собраны самые ценные и самые редкие манускрипты. После 1683 г. появляются публичные библиотеки. Инициаторами этой благородной идеи не были ни султан, ни служители культа, а меценаты, сами собиравшие книги и стремившиеся найти достойное использование своего богатства. Вход в такие библиотеки был свободный, можно читать на месте, взять какой-то труд домой или заказать копию. Содержание библиотек обеспечивалось через вакф. В конце XVII I в. в Стамбуле насчитывается 35 публичных библиотек, и в каждой из них находится от 1000 до 3000 турецких, арабских и персидских рукописей.

Искусство книгопечатания с применением арабского шрифта появилось в Османской империи лишь через два с половиной века после возникновения в Европе. Нельзя сказать, что книгопечатное дело было до этого вовсе неизвестно в Османской империи: например, с 1504 г. евреям испанского происхождения было позволено ввезти прессы с буквами на иврите в Стамбул и Салоники; армяне поступили также в 1567 г., греки - в 1627 г. На Балканах печатные книги появились в Валахии и Молдавии соответственно в 1634 г. и 1642 г. Что касается арабского шрифта, то греческий православный митрополит Алеппо, первый патриарх Антиохии, создал в Алеппо первую типографию с арабским шрифтом в 1706 г. Через некоторое время три типографии были открыты в Ливане: в монастыре Святого Иоанна в аль-Шувейре (1734 г., действовала до 1899 г.), в монастыре Святого Георгия в Бейруте (1751 г.) и в монастыре Map Муса в Дуруваре (1785 г.). Между тем первая турецкая типография с применением арабского шрифта была введена в Стамбуле в 1726 г. Ее творческим директором был обращенный в ислам венгр Ибрагим Мутеферрика (1674-1745 гг.).

Для того чтобы избежать протеста в консервативных кругах, Ибрагиму Мутеферрика было запрещено печатать книги религиозного и правового содержания. Поэтому первая османская типография печатала только книги научного, технического, исторического и филологического содержания. Эта типография действовала в Стамбуле с 1729 г. по 1743 г., затем ее деятельность была приостановлена. Она вновь заработала к 1783 г., начав с трудов по военному и морскому делу. После того как она некоторое время действовала при инженерной школе в Хаской, ее перевели в новые корпуса этой школы в Ускюдаре на азиатском берегу Босфора. Количество наименований, отпечатанных на османо-турецком языке, незначительно. По оценкам, между 1729 и 1839 гг. их появилось всего 439 книг!

Письмо было необходимо для торговых дел, а также для административной работы и организации правосудия, которые оставили немало свидетельств важности письма в своих архивах, где, наряду с частными контрактами, фигурируют различные рескрипты и другие официальные документы. Применение письма не менее необходимо для распространения религиозной и светской науки; и обучение уже ведется как письменно, так и устно, с целью подготовки и формирования разносторонне грамотных людей, которые занимают места на первом плане в религиозной, правовой и интеллектуальной сфере. Эти обученные люди постоянно занимаются диктовкой, пишут сами, комментируют и переписывают, иногда во многих экземплярах, тексты манускриптов, которые османское общество хранит в больших количествах в библиотеках и во дворцах.

Если не умеешь писать, всегда можно обратиться к государственным писарям, арз-у халджи, или йазиджи, которые обычно обитают вблизи медресе, во дворах мечетей или, в Стамбуле, вблизи Высокой Порты.

Следует различать различные стили письма. Например, в административных документах использование определенного стиля письма имеет юридическую силу; каждый чиновник, который исполняет работу (переписывает фирманы, чертит монограмму султана, тугра), занимает четко определенный пост. Он пользуется канцелярским почерком, называемым диваии. Кроме своих высоких эстетических качеств, этот стиль имеет целью свидетельствовать о том, что документ исходит от властей. Состоящее целиком из связанных лигатур, это письмо не допускает между буквами и даже словами никакого прерывания линии, чтобы не позволить никакой подделки документа. Полностью занятое пространство страницы является гарантией, как нотариальный акт на Западе.

Некоторые виды письма трудны для прочтения непосвященными; это касается стиля сийакат, используемого в счетоводстве, ставшего курсивным из-за быстроты пишущего.

По обычной необходимости используют форму письма с закругленными, курсивными и мягкими элементами пасх, иногда называемую «почерком переписчиков». Со своей стороны, каллиграфы никогда не прекращали изобретать новые стили письма или совершенствовать существующие на свой манер.

Османская империя, обладавшая высокой степенью централизации, нуждается в почтовой сети. В каждом более или менее крупном городе был служащий, уполномоченный получать официальные письма и документы, затем передавать их местным властям и оповещать, в обратном направлении, подведомственные султану организации о политической, социальной, экономической ситуации в районе, который он помогает контролировать. Специальные курьеры связывали столицу с различными городами, следуя по определенным маршрутам, не всегда совпадающим с караванными путями и имеющими другой тип перевалочных пунктов, нежели караван-сараи, а именно сооружения меньшего размера, но также защищенные и с запасом воды и расположенные через каждые двенадцать или двадцать четыре километра, в зависимости от района.

Почта - важный для правительства механизм. Но она содержит в себе, как условие, централизованную и безопасную обстановку. Эффективная служба голубиной почты дублировала почту на лошадях.

ИСКУССТВА

Османская империя, как, впрочем, и любая другая империя, по определению является продуктом искусственного объединения, где раздробленность, как характерная черта той эпохи, проявляется на религиозной почве с полным пренебрежением к любым культурным, языковым и этническим истокам завоеванных народов. Так, в свете современных исследований мы видим, что схема тюркско-мусульманского нашествия в Анатолии в XI-XIII вв. и последовавшего за ним захвата Балкан, которые подчинили и частично поглотили местное население, представляется все более грубой и неспособной отразить реальность.

Как мы уже отмечали, известно, что не все пришельцы, в подавляющем большинстве тюркоязычные, были мусульманами; частью они были анимистами (шаманистами) или принадлежали к восточно-христианским конфессиям (несториане, монофиситы). Такое смешение народностей продолжалось до тех пор, пока османская администрация не разделила своих подданных - начиная со второй половины XV в. - на три большие религиозные группы: православные христиане, называемые Рум, восточные христиане, или эрмеии, и иудеи, йахуди. Мусульманская группа стала горнилом, в котором постепенно растворялись все исламизированные элементы. В этом контексте можно понять, что религиозные корни людей искусства не обязательно свидетельствуют об их этнической принадлежности или определенной культурной традиции. Следует также обратить внимание на то, что османское искусство, с момента своего зарождения, затем на протяжении всего своего существования, будет испытывать различные влияния: византийское, иранское, сирийское, китайское и, несомненно, многие другие. Трудно точно определить роль каждого из них, потому что они слились в единое целое, потому что произошла унификация этнокультурных компонентов, отличная от простого скрещивания. Восхитительной способностью Османской империи, моделью для которой послужила Римская империя, стало то, что она сумела объединить творчество художников различных культур и традиций, а с другой стороны, направить их знания и способности на создание исключительных творений, как это видно в Области архитектуры.

Османское имперское искусство остается прежде всего искусством ислама. Это так, потому что османское государство является мусульманским, и его творения подчинены, по крайней мере, в главном, религиозной необходимости и идеологии ислама; потому что, несмотря на свой творческий дух и различные влияния извне, оно имеет свои корни в мусульманском мире; наконец, потому, что оно представляет наряду с другими искусствами ислама определенный ряд общих черт, не обязательно вытекающих из религии.

Как и большинство исламских искусств, османское искусство является имперским, и очень централизованным: в столице, в Стамбуле, воздвигаются самые величественные и значительные памятники, и именно там занимаются поисками архитектурных решений; провинции, с большей или меньшей долей верности и часто не без утверждения своих собственных тенденций, испытывают постоянное влияние Стамбула, как до этого они испытывали его из Бурсы и Эдирне, бывших столиц.

Как и в любой исламской цивилизации, османская цивилизация отдает приоритет архитектуре и искусству книги. Первая предоставляет очевидное преимущество мечети, единственному монументу, который действительно задумывается надолго, поскольку, несмотря на трансцендентность Всевышнего, мечеть в какой-то степени - Его обиталище, она подтверждает Его превосходство, подчеркивая в то же время величие ислама и величие монарха, призванного направлять его. Османская мечеть имеет особенность быть составной частью религиозного комплекса (кюлийе), включающего в себя медресе, богадельни, хамамы, мавзолеи и т.д. Что касается искусств книжного дела, в частности каллиграфии, то они занимали привилегированное положение. Кстати, турки любят повторять поговорку: «Коран появился в Мекке, прочитан в Египте, а переписан в. Стамбуле».

Османская архитектура имеет исключительно городской характер. Малых городов она касается значительно меньше, чем центральных, а поселки и деревни вообще не имеют архитектурного облика. Конечно, существует своего рода сельская архитектура: это различные сооружения - караван-сараи, мосты, площади, мавзолеи, надгробия. Но художественная мысль, творчество зарождаются именно в крупных городах, главным образом в Стамбуле, где в мастерских султана собираются лучшие люди искусства (эхль-и хиреф) со всей империи, и если еще есть умельцы среди селян и кочевников, как, например, изготовители ковров, то все равно они зависят от города с точки зрения реализации своей продукции.

Что касается османского декоративного искусства, то оно следовало укоренившимся исламским традициям: оно остерегается изображения человека, запрещенного, по крайней мере, в архитектуре. Но это не мешало производить замечательные миниатюры и изделия из керамики, и художники имели возможность творить, создавая абстрактные рисунки геометрической формы, и даже разработали целую программу по широкому и систематизированному использованию декоративных надписей.

В данной главе будет сделан обзор основных видов искусства, включая музыку и танцы, с особым вниманием к виду искусства, которое символизирует могущество Османской империи, - архитектуре. Здесь также помещена хронология сооружения основных османских памятников архитектуры, построенных вне столицы.


АРХИТЕКТУРА

Несмотря на самое разное влияние со стороны византийской, персидской, сирийской и еще многих других культур и на их гармоничную ассимиляцию, согласно последним исследованиям, османское искусство берет истоки в искусстве Сельджукидов Малой Азии. Именно отсюда пристрастие к красивому, хорошо обработанному камню, к облицовочной керамике, к мраморной отделке, к изготовлению арок, сводов и портиков из ячеистого материала, который обычно называют сталактитами или пчелиными сотами (мукарпас).

Между тем, начиная с XIV в., происходит глубокое обновление художественного творчества и техники, которое со временем будет ускоряться и достигнет своего совершенства в XVI в. с приходом великого архитектора (мимара) Синана, стоявшего у истоков того, что по праву называют классическим османским искусством. Это обновление, заметное в облицовочном декоре керамической плиткой, особенно впечатляюще в архитектуре, в первую очередь в мечетях.

Османская архитектура приобретала свои очертания на протяжении веков, по мере того, как маленький эмират превращался в империю. Три источника питали вдохновение османов:

Арабский мир, давший рождение исламу и главной архитектурной форме, присущей ему, - мечети;

персидское соседство: турки продвигались в сторону Анатолии по территории Персии, где зародились и развились типы религиозных зданий, ставшие неотъемлемой составной частью религиозных архитектурных комплексов: медресе, богадельни и мавзолеи (тюрбе):

византийское наследие, которое постепенно, но все более внушавшее османским монархам имперские идеи.

Эта эволюция влияний приводит в конечном счете к соединению всех этих форм, отвечающему потребностям формирующегося османского общества. Арабское влияние выражается в мечети с колоннами - прямое наследие арабо-мусульманских традиций как место собрания правоверных. В анатолийском доосманском обществе, а затем и в османском от XIII в. до XV в., построенная в таком стиле мечеть, называемая Улу Джами («Большая мечеть»), находится в центре первой османской столице Бурсе. Ее монументальность подчеркнута переходом деревянных опор в каменные, которые постепенно раздвигаются, а пространство между ними закрывается куполами. Улу Джами, построенная в 1399 г., имеет двенадцать опорных пилонов - потребовалось двадцать равных по диаметру куполов, чтобы накрыть пространство между ними и стенами. Через несколько лет была построена мечеть Улу Джамив Эдирне - второй столице - впоследствии названная ЭскиДжами («Старая мечеть»), в которой уже только четыре колонны и, соответственно, лишь девять куполов. Таким образом, видно, что строительство мечетей эволюционирует от сокращения количества куполов к покрытию сооружения всего одной полусферой.

Этот единственный купол над квадратным пространством представляет собой второй тип первоначальных османских мечетей, но он может покрыть лишь небольшое пространство. Поэтому все усилия османских архитекторов направлены на то, чтобы увеличить диаметр купола с одновременным упразднением опорных элементов, поддерживающих свод. По мере того как диаметр крыши растет, очевидно, возникает необходимость поднятия высоты стен из-за риска, что масса купола может раздавить всю конструкцию храма. Османы, таким образом, начинают строить величественные здания, совершенно отличные от тех, что мир знал до этого.

В последние годы первой половины XV в. османы приобрели уже достаточно технического мастерства, чтобы создавать своды больших размеров: над мечетью Юч шерефели ([над минаретом] «Три балкона») в Эдирне (1437-1447) и над мечетью Фатих в Стамбуле, построенной сразу после взятия Константинополя, затем разрушенной землетрясением и вновь отстроенной в 1771 г.; их купола составляют соответственно 24 и 25 метров в диаметре; свод над мечетью Селима в Стамбуле, построенной в 1552 г., также составляет 24 метра.

Было бы трудно отрицать, что на эти архитектурные поиски, огромная и прославленная базилика Святой Софии (диаметр купола 31 метр, высота над землей 54 метра), построенная императором Юстинианом в 532 г. и завершенная в 537 г., не оказала влияние, пусть и несколько запоздалое. В глазах османов она представляет собой символ христианства и Византийской империи, не имеющий равных по красоте и величию, поэтому архитекторы бьются в стремлении превзойти ее или по крайней мере создать что-то подобное.

Именно при Сулеймане Великолепном (1520- 1566) Османская империя достигает размеров, сравнимых с империей Юстиниана, а экономические и людские ресурсы способны позволить повторить, вольно или исподволь, грандиозное свершение уже не как раболепное подражание, а как принятие вызова. Для осуществления этой идеи султану представляется шанс в лице исключительно талантливого архитектора Синана (1489-1588), который в течение полувека руководил всем имперским строительством.

В 1548 г. в своей первой большой мечети - Шах-заде (1544-1548) - Синан на одном дыхании создает великолепный, почти совершенный монумент, который можно сразу использовать и постепенно украшать. Вместо того чтобы поддерживать парус свода двумя полукуполами - как в мечети Баязида II в Стамбуле, завершенной в 1505 г., - Синан склоняется к безупречно сцентрованному плану, который он подпирает четырьмя образующими крест полусферическими куполами, так, чтобы вся кровля покоилась на четырех опорных пилонах, поддерживаемых пятой из четырех крупных арок. Отныне внутри храмов больше нет приделов, нефов, а только свободное пространство; во внешнем облике это уже не куб, покрытый шарообразным колпаком, а последовательность превосходно связанных между собой ярусов, благодаря сводам цилиндрических башен по углам, имеющим архитектоническую функцию противовеса. Этот план будет использован при сооружении многочисленных больших мечетей Стамбула, а именно Султана Ахмеда («Голубая мечеть», 1609-1617) и Ени Джами (1597-1575). Между тем при сооружении самой красивой мечети Стамбула - Сулеймание (1550-1557) Синан вернулся к предыдущим моделям и предпочел опустить купол в 26,50 метра в диаметре и на высоте в 53 метра на два полусферических купола.

Сооружение мечети Селимийе (1565-1575), которое было предпринято десятью годами позже в Эдирне, стало главным шедевром Синана и одним из самых выдающихся достижений мировой архитектуры. Художник наконец отваживается соорудить полусферический купол, который даже немного превзойдет купол храма Святой Софии (проектный диаметр составляет 31,28 м, тогда как купол юстинианского храма не превышает 31 м). Огромный свод покоится уже не на полусферических куполах, а на 8 пилястрах, и его вес воспринимается одновременно последовательностью арок и полусфер и элегантными контрфорсами, вносящими гармонию в облик всего сооружения. Считающаяся одним из чудес османской архитектуры, мечеть Сели-мие в Эдирне знаменует расцвет могущества Империи. Превзойти Синана было практически невозможно. Его последователи лишь подражали великому мастеру, так и не сумев найти новых путей.

Что касается применения декора в архитектуре, то османы остаются в этом непревзойденными мастерами. Они питают пристрастие к цветному камню, к облицовке мрамором, к раскраске и, конечно же, к облицовочной керамике, предпочитая красоту растительного мира геометрическим фигурами и не забывая о надписях, к которым всегда имели склонность.

Конечно, образец султанских мечетей Стамбула тяготел к распространению по всей империи, но османские султаны предоставляли тем не менее широкую автономию подчиненным сообществам, и, в частности в культурном плане, никаких попыток «тюрки-зации» или «культурного колониализма», не делалось. Таким образом, абстрагируясь от некоторых европейских районов империи и Анатолии, существует мало памятников архитектуры в «османском» стиле. Например, в арабских провинциях можно насчитать не более пятнадцати крупных сооружений, которые можно было бы отнести к навеянным стилем столичных мечетей (в Алеппо 4, в Дамаске - 5, в Каире - 3, в Тунисе - 1, в Алжире - 1). Местные архитекторы и строители сумели внести в некоторые существующие «османские» сооружения элементы форм и декора из национальных традиций. И наоборот, в архитектуре некоторых городов были использованы элементы, перенятые у османов, которые обогатили местное искусство.

Из османского зодчества заимствовалось лишь два элемента:

османский минарет, имеющий форму ракеты, который можно встретить повсюду, как на Балканах, так и в крупных арабских городах;

использование керамики - само заимствованное у персов - в форме панно (импортируемых или местного производства), имитирующего керамику Изника и Кютахьи.

Наконец, характерные в основном для мечетей купола были переняты и при сооружении других зданий, таких как мавзолеи (тюрбе), хамамы, больницы (имарет) и, особенно, крытые базары (бедес-теп), как это можно еще видеть на больших базарах Стамбула и Анкары (последний сейчас превращен в музей анатолийских древностей).


Литература

1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. - С.Пб. : Наука, 1999. - 189с.

2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. - Изд. испр., доп. - М. : АСТ, 2000. - На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3: Новая история. - М. : АСТ, 1999 - 719с.

Культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества. 8. Разложение армии. Падение военного могущества турок. Экономический упадок Османской империи естественно привел к упадку ее политического и военного могущества (с середины XVII века). Сохранилась численно и утратила былые боевые качества турецкая кавалерия – синахи. Изменился характер янычарского корпуса, в...

В среде угнетенных народов, особенно на Балканах, уже росли революционные силы, начиналось национально-освободительное движение. Но великие державы Европы стремились, используя слабость и упадок Османской империи, захватить ее «наследство», подчинить ее обширные территории. Ввиду большого стратегического, экономического и политического значения территорий, входивших в состав Османской империи, в...

Развитие культуры в первые века османской империи

Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография. По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.

Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.

С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.

Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство. Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.

Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, тесрии мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открылаа первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний.

Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба. На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).

Сулейман I Великолепный (Кануни) (6 ноября 1494 - 5/6 сентября 1566) десятый султан Османской империи, правивший с 22 сентября 1520 года, халиф с 1538 года.

Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов; при нём Оттоманская Порта достигла апогея своего развития. В Европе Сулеймана чаще всего называют Сулейманом Великолепным, тогда как в мусульманском мире Сулейманом Кануни. Почётное прозвище «Кануни», данное Сулейману I народом Османской империи, как тогда, так и в наши дни, ассоциируется со словом «Справедливый».


Османский флот на яукоре во французском порту Тулон в 1543 году
Насух Матракчи
миниатюра

Сулейман I родился в 1494 году в Трабзоне в семье султана Селима I и Айше Хафсы, дочери крымского хана Менгли I Гирея. До 1512 года Сулейман был бейлербеем в Каффе. В 1520 году султан Селим I скончался. На момент смерти отца Сулейман был наместником в Манисе. Он возглавил османское государство в возрасте 26 лет.

Барельеф
Сулеймана Великолепного
на Капитолии

Тугра султана
Сулеймана Великолепного

Своё правление Сулейман I начал с того, что отпустил на свободу несколько сотен египетских пленников из знатных семей, содержавшихся Селимом в цепях. Европейцы радовались его воцарению, но они не учли, что хотя Сулейман не был так кровожаден, как Селим I, он не меньше отца любил завоевания. Сулейман I лично возглавил 13 военных компаний, 10 из которых — в Европе.

В XVI-XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния в период правления Сулеймана Великолепного. В этот период Османская империя была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи - окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Азербайджана на востоке. Под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка. В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств, некоторые из которых были позже захвачены ею - в то время как другим была предоставлена автономия.

Империя со столицей в Константинополе (Стамбул) контролировала территории Средиземноморского бассейна. Османская империя являлась связующим звеном Европы и стран Востока на протяжении 6 веков.

Османская миниатюра, изображающая османские войска
и передовой отряд крымских татар в Сигетварской битве,
1566 г.
Последняя битва
Султана Сулеймана Великолепного

К концу своего правления султан Сулейман I, который ещё в 1538 году принял также и титул халифа, правил величайшей и сильнейшей империей в истории мусульманского мира. Сулейман I Великолепный скончался ночью 5 сентября в своём шатре во время осады крепости Сигетвара.
Похоронен в мавзолее на кладбище мечети Сулеймание рядом с мавзолеем любимой жены Хюррем Султан.

Сулейман Великолепный
и Хюррем Султан

Хасеки Хюррем Султан. Настоящее имя неизвестно, согласно литературной традиции, Александра Гавриловна Лисовская (ок. 1502 или ок. 1505 - 15 или 18 апреля 1558) — наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, хасеки, мать султана Селима II.

Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун.

Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем, которая была его главным политическим советником.
Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников.

До Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца. Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их. Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана. Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени. На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки, в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II и Сулеймание. К числу иных благотворительных проектов Хюррем относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах).

15 или 18 апреля 1558 года вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла, предположительно в возрасте пятидесяти двух лет, после возвращения из Едирне. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей архитектора Мимара Синана. Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hurrem Sultan Turbesi) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада, практически до уровня второго ряда окон. Для изразцовых плиток характерны различные мотивы — кораллово-красный, темно-синий и традиционные бирюзовый цвета в дополнение к траурному черному цвету. На некоторые плитки нанесены тексты стихов, возможно, в честь улыбки Хюррем Султан и ее жизнерадостного характера.

Мавзолей Хюррем Хасеки Султан расположен на территории громадного комплекса Сулеймание в Стамбуле. Искать мавзолей Хюррем Султан следует с левой стороны мечети.

Насух Матракчи
Турецкие галеры на Дунае
Миниатюра

В правление османского султана Сулеймана I Великолепного турецкая миниатюрная живопись достигла своего зенита. Хроники, документирующие официальную жизнь султана, важнейшие политические события, блистательные военные победы и пышные празднества, демонстрирующие богатство и мощь неудержимо растущей империи, нуждались в ярких впечатляющих иллюстрациях. При дворе Сулеймана I работали персы, албанцы, черкесы, молдаване, а также турки, которые лишь начинали осваивать мастерство живописцев. Насух ас-Силяхи был самым известным художником этой группы.
Насух бин Карагёз бин Абдуллах эль-Боснави, более известный как Матракчи Насух или Насух эль-Силахи - османский учёный, историк, миниатюрист боснийского происхождения.

Он прославился также как математик, историк, географ, литератор и постановщик театральных пародийных сражений, которые входили в число развлечений османского двора. Прозвище Матраки, или Матракчи, он получил благодаря победам в спортивной игре «матрак» - состязании в виде танца, участники которого сражаются деревянными мечами, с маленькими круглыми подушками в качестве щитов.

Придворный ученый и рисовальщик, Насух в 1534-1535 годах сопровождал султана Сулеймана в походах на Иран и Ирак; в 1537-1538 он описал эти военные экспедиции в Отчете о каждой стадии кампании в Двух Ираках (рукопись на арабском и персидском языке, более известна под названием Меджмуа-и-Меназил, или Маршруты; библиотека Стамбульского университета). Текст рукописи Насух сопроводил 132 иллюстрациями, включающими 82 изображения городов Турции, Ирака и Ирана. Научно-художественный стиль этих миниатюр положил начало развитию в османском искусстве жанра «топографической живописи», появление которого Насух объяснил просто: «Я описывал словами и передавал красками все местности, города, городки, деревни, крепости, давая их имена и картины».

Сигетварская битва - осада армией Османской империи под командованием султана Сулеймана I небольшой крепости Сигетвар в Венгрии в период с 6 августа по 8 сентября 1566 года. Крепость Габсбургской империи обороняли хорваты и венгры во главе с баном Хорватии Миклошем Зрини.

Сражение известно в Венгрии и Хорватии как вдохновившее правнука Миклоша Зрини, носившего то же имя, на написание эпоса «Szigeti veszedelem» на венгерском языке. Раньше значение сражения оценивалось так высоко, что даже кардинал Ришелье назвал его «Битва, которая спасла цивилизацию».

Османские войска вышли из Стамбула 1 мая 1566 года. Султан был не в состоянии лично управлять лошадью и был вывезен из Стамбула в крытой конной повозке. Османская армия достигла замка Сигeтвар 6 августа 1566 года. Большой султанский шатёр был поставлен на холме Симильхоф. Сулейман должен был находиться в своей палатке во время всей осады, где он должен был получать отчёты лично от своего визиря.

Осада началась в августе 1566 года, защитники форта отбивали османские атаки до сентября.

Во время длительной осады Сулейман Великолепный умер до рассвета 7 сентября. Судя по всему смерть была естественной, но стресс и усталость от трудной осады, безусловно сыграли свою роль. Великий визирь Соколлу Мехмед-паша решил не сообщать армии об этом известии, чтобы не ослабить волю к победе в последние дни осады.
На следующий день после смерти Сулеймана прошла последняя битва. Замок Сигетвар был сожжён, остались только разрушенные стены. В первой половине 7-го сентября, турки начали тотальную атаку используя все средства (в том числе «греческий огонь», канонаду, залповый огонь и многое другое). Вскоре последняя хорватско-венгерская цитадель в Сигетваре была подожжена.

Зрини в шёлковой одежде и с золотым ключом на груди во главе своих 600 воинов ринулся в густые ряды турок. В конце концов, героический командующий, который пережил осаду в течение 36 дней, пал, пораженный тремя пулями. Турки взяли форт и выиграли битву. Только семи защитникам удалось пробиться через турецкое расположение войск.

Художник
Крафт Йоханн Питер.
«Атака Зрини»
холст, масло,
1825 г.

Старый султан скончался, не выдержав долгого путешествия. Это означало, что любое принятие серьёзных решений (как нападение на Вену) должно было быть оговорено с новым султаном; для этого визирь Мехмед-паша отправился в Стамбул, где уже и встретился с преемником Сулеймана Селимом II.

Селим II
(28 мая 1524 - 13 декабря 1574)
одиннадцатый султан Османской империи, правил в 1566-1574.
Третий сын и четвёртый ребёнок султана Сулеймана І «Великолепного» и Хюррем.
Был известен под прозвищами Селим Пьяница и Селим Блондин.

Селим II родился в Стамбуле, столице Османской империи. Первоначально Селим кратковременно управлял Коньей. В 1544 году после смерти своего старшего брата Мехмеда Селим был назначен отцом санджакбеем в провинции Маниса. В 1548 году султан Сулейман Кануни, отправившийся во главе османской армии в поход на Персию, оставил шехзаде Селима регентом в Стамбуле.

В 1553 году после казни своего старшего единокровного брата Мустафы, Селим был объявлен первым наследником престола.

В 1558 году после смерти Хюррем обострились отношения между Селимом и его младшим братом, шехзаде Баязидом. Султан Сулейман Кануни, опасавшийся переворота, отправил обоих сыновей управлять удаленными от Стамбула провинциями империи. Шехзаде Селим был переведен из Манисы в Конью, а его брат шехзаде Баязид - в Амасью. В 1559 году братья Баязид и Селим начали междоусобную борьбу за власть. Шехзаде Баязид собрал войско и выступил в поход против своего старшего брата Селима. В битве под Коньей шехзаде Селим, получивший поддержку отца и имевший численное превосходство, разбил войско младшего брата. Шехзаде Баязид с семьей бежал в Персию, но в 1561 году был выдан и задушен вместе с пятью сыновьями.

В последние годы правления отца шехзаде Селим занимал должность санджакбея Кютахьи.

Через три недели после смерти Сулеймана Кануни шехзаде Селим прибыл из Кютахьи в Стамбул, где занял султанский престол.

Во время правления Селима ІІ (государственными делами руководил великий визирь Мехмед Соколлу) Османская империя вела войны с Сефевидской империей, Венгрией, Венецией (1570-1573) и «Священной лигой» (Испания, Венеция, Генуя, Мальта), завершила завоевание Аравии и Кипра.

В 1569 Селимом был осуществлен неудачный поход на Астрахань. В Стамбуле был разработан план по объединению Волги и Дона каналом, и летом 1569 года янычары и татарская кавалерия начали блокаду Астрахани и канальные работы, в то время как флот Османской империи осаждал Азов. Но гарнизон Астрахани отразил осаду. 15-тысячная русская армия атаковала и разогнала рабочих и татар, которые были направлены для защиты, а османский флот был уничтожен штормом. В 1570 году послы Ивана Грозного заключили с Селимом II мирный договор.

Османская империя также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта- государство, созданное в 1299 году тюркскими племенами Османа I в северо-западной Анатолии. После падения Константинополя в 1453 году Османское государство стало именоваться империей. Падение Константинополя явилось важнейшим событием в развитии турецкой государственности, так как после победы 1453 года Османская империя окончательно закрепилась в Европе, что является важной характеристикой современной Турции. Империя достигла наибольшего возвышения в 1590 году. Её земли охватывали часть Европы, Азии и Африки. Правление османской династии длилось 623 года, с 27 июля 1299 года по 1 ноября 1922 года, когда монархия была упразднена.

После международного признания Великого национального собрания Турции, 29 октября 1923 года после подписания Лозаннского мирного договора (24 июля 1923) было провозглашено создание Турецкой Республики, являвшейся преемницей Османской империи. 3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат. Полномочия и обязанности халифата были переданы Великому национальному собранию Турции.

ИЗ ИСТОРИИ, ЖИЗНИ И ТРАДИЦИЙ ОСМАНОВ.

ДЕВШИРМЕ

Девширме - в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве «слуг Порты», то есть личных невольников султана. Большинство чиновников и военных Османской империи в XV-XVI веках состояло именно из призванных по девширме лиц. Личные слуги (де-факто рабы) султана обычно служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия, богословы и военные. Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Янычары - «новый воин»), отражало скорее статус воина, чем его принадлежность к тому или иному роду войск. Янычары также выполняли полицейские и охранные функции.

Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите. Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары („слуг Порты“)». Так один из таких «заключённых» дворца писал: «Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». В популярной среди османской бюрократии тех времён книге «Правление, или, Руководство для правителей» говорится в частности, что если султан примет на службу представителей разных народов, то «все народности будут стремиться превзойти друг друга … Если армия состоит из одного народа, появляется опасность. У солдат нет рвения, и они подвержены беспорядку».

Своего пика практика девширме достигла во времена правления Мехмеда II, который в полной мере испытал на себе опасность, исходящую от сильной мусульманской элиты.

Для многих семей отбор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией, но нередки были и случаи, когда родители всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика. Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако, не все забывали о своих корнях и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях.

С 1580-х годов «слугам Порты» разрешалось заводить семьи и записывать детей в корпус по наследству.

Последнее упоминание о наборе христиан по девширме относится к началу XVIII века.

ТУРЕЦКОЕ ВОЙСКО
Османская империя, начиная с момента рождения с начала XIV века, вела войны со многими странами. Оттуда же ведет свою историю турецкое войско. Костяк турецкого войска составляли акынджи, сипахи и янычары. Но начнем мы с гвардии султана. Она состояла из силахдаров – оруженосцев султана – легкой конницы и посыльных султана по типу фельдъегерей - воинов курьеров для доставки важных документов и сообщений. Древняя конница состояла из акынджи - всадников ополченцев и дружинников. Но уже в XV веке акынджи разделились на две группы. В первую входили воины бейлербеев, во вторую добровольцы. В нее же входили небольшие группы конников под названием турецкие «дели», что значит в переводе с турецкого языка «безумные». Их действительно отличала неимоверная, граничащая с безумством, храбрость и необычный устрашающий вид. Щиты и кони покрывались шкурами львов. А сами «дели» вместо доспехов были покрыты шкурами леопардов. Также дели использовали в своих доспехах крылья, которые затем были заимствованы в убранстве польскими гусарами.
Конечно, видя такое, и бывалых воинов брала оторопь. Тем более что использовались «дели» в Османской империи в авангарде турецкого войска. Вооружены «дели» были пиками, саблями. Следующая часть турецкого войска – сипахи. Перевод этого слова с персидского означает «войско». Сипахи в своем роде привилегированная часть армии – тяжелая кавалерия. Всадники защищены доспехами из пластинок и колец. Голову защищал шлем. Вначале вооружением сипахов были тяжелые булавы и пики. Но уже в с XV века конники использовали огнестрельное оружие. Янычары это вообще уникальное явление. Ведь они сражались на стороне тех, кто их пленил. И действительно в состав турецкого войска входили взятые в плен дети греков, болгар, армян, сербов. Воспитанные в мусульманских традициях они верой и правдой служили в пехоте османского войска. Янычары в переводе с турецкого языка «новый воин». Жили они в казармах и даже не имели права жениться. Только в конце XVII в отряды янычар стали брать турок. Вооружены янычары были луками, арбалетами, ятаганами, кинжалами. Янычары были отличными стрелками из лука, затем из огнестрельного оружия. Не палили в белый свет, а вели прицельную стрельбу. Среди янычар были особые отряды под названием «рискующие головой». Они делились на мобильные группы-пятерки. Два воина с ружьями, лучник, воин метатель гранат и воин с мечом. Во время сражения решающая роль в турецком войске отводилась коннице. Она прорывала линии противника. Затем янычары шли в атаку. Конечно, со временем турецкое войско претерпевало изменения, но то, что в те времена была захвачена часть Европы и Малая Азия говорит о сильной армии.

Янычары - регулярная пехота Османской империи в 1365-1826 годах. Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акынджи (лёгкой иррегулярной конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские, охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.
Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 года было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 году в янычары начинают брать и детей мусульман.

Янычары Османской империи
во время осады Родоса

С конца XVI - начала XVII веков постепенно пошёл процесс разложения корпуса янычар. Они стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в мощную консервативную политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов (янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов, напр., в 1622 и 1807 годах).

Наконец, в 1826 году корпус янычар был официально упразднён указом султана Махмуда II, а бунт возмущённых указом янычар был жёстко подавлен. В ходе операции 14 июня 1826 года по столичным янычарским казармам было выпущено 15 артиллерийских залпов.

Янычарский офицер.
Рисунок Джентиле Беллини (конец XV в.)

ДЕЛИ — КРЫЛАТЫЕ ВОИНЫ

Турецкий всадник - дели. Гравюра датского художника-графика Мельхиора Лорка (1576 г.)
Turkish-Deli

Так назывались воины конных отрядов, использовавшихся в авангарде турецкой армии. Они обычно набирались правителями пограничных районов из северобалканских народов (южных славян, венгров, албанцев и т.д.), подвластных Османской империи. Дели отличались безумной храбростью, вместо доспехов они носили шкуры диких зверей и украшали себя крыльями хищных птиц.

По примеру дели крылья на щитах и головных уборах стали носить венгерские гусары. Сохранившиеся подлинные гусарские щиты XVI в. «в венгерском стиле» имеют форму поднятого крыла. На некоторых из них изображена эмблема в виде орлиного крыла, но из иконографических источников видно, что они нередко украшались настоящими орлиными крыльями по традиции, пришедшей из Турции.

Крылатые дели изображены в турецких альбомах французского путешественника, офицера, художника и картографа Николя Николая (Nicolas de Nicolay), который путешествовал в Стамбул в 1551 г., а затем напечатал отчет о своей поездке, сопроводив его многочисленными гравюрами (1567).

МИМАР СИНАН

Во время правления Сулеймана Великолепного один из величайших османских архитекторов и инженеров - Мимар Синан стал известен всему миру.
Родился 15 апреля 1489 года в селе Агырнас (провинция Анатолия современной Турции). По мнению ряда исследователей, Синан родился в христианской армянской семье, согласно Энциклопедии Британника и мнению некоторых ученых в греческой ортодоксальной семье. При рождении получил христианское имя Иосиф (Юсуф). Отец был каменщиком и плотником, вследствие чего Синан в юности получил хорошие навыки в этих ремёслах, и это повлияло на его будущую карьеру.
В 1512 году его отобрали у родителей и рекрутировали по девширме в корпус янычар, после чего он был направлен в Стамбул, где принял ислам.

У могилы Сулеймана I
предполагается, что
слева изображен
Мимар Синан

После того, как в 1539 году верховным визирем стал Челеби Лютфи Паша, под командованием которого раньше служил архитектор, Синан был назначен главным придворным архитектором города Стамбул. В его обязанности входил контроль за строительством по всей Османской империи, включая руководство по общественному строительству (дорог, мостов, водопроводов). За долгие 50 лет пребывания на должности Синан создал мощное ведомство, с бо́льшими полномочиями, чем у контролирующего его министра. Им же был создан центр архитекторов, в котором обучались будущие инженеры.

Мечеть Шехзаде - первое из самых значительных архитектурных сооружений Мимара Синана. Возведена в историческом районе Фатих. Была начата как усыпальница для скончавшегося в 1543 году сына султана Сулеймана Великолепного Шехзаде Мехмеда и закончена в 1548 году. Имеет два минарета по 55 метров.

Мечеть Шехзаде.
Как и многие, построенные Синаном мечети, у здания квадратное основание, на котором покоится большой центральный купол, окружённый четырьмя половинами куполов и многочисленными вспомогательными куполами меньшего размера. Массивные гранёные колонны, несущие купол, прорисованы очень чётко, структура сводов ярко выделена чередующейся темной и светлой клинчатой кладкой арок. Здесь расположены тюрбе Шехзаде Мехмеда, а также Рустема-паши и Мустафы Дестери-паши.

За свою жизнь Синан построил около 300 зданий - мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле. Самые его известные постройки - это мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание и мечеть Селимие в Эдирне.

На его творчество огромное влияние оказала архитектура Собора Святой Софии, и Синану удалось достигнуть своей мечты - построить купол, превышающий купол Святой Софии.

Умер 7 февраля 1588 года, похоронен в собственном мавзолее (тюрбе) у стены мечети Сулеймание.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле была возведена Синаном в 1550–57 годах, и по мнению учёных-исследователей, является самой лучшей его работой. Проект был основан на архитектурном плане храма Святой Софии в Стамбуле, шедевре византийской архитектуры, оказавшим очень большое влияние на всё творчество Синана, который пытался превзойти этот храм в своих постройках.

Мечеть находится на вершине холма прямо над заливом Золотой Рог. Чёткий ритм архитектурных форм хорошо воспринимается издали. Во дворе мечети находятся усыпальницы. В двух соседних тюрбе покоится сам Сулейман и его любимая жена Хюррем. Мечеть Сулеймание - одна из самых больших, когда-либо построенных в Османской империи. Помимо храма, в ней находился обширный социальный комплекс, включающий четыре медресе, библиотеку, обсерваторию, крупную больницу и медицинскую школу, кухни, хаммам, магазины и конюшни.

Стамбул
Мечеть Сулеймание
Архитектор Мимар Синан

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ

Джентиле Беллини
Портрет Султана Мехмета
холст, масло
1480 г.
69,9 × 52,1
Национальная портретная галерея, Лондон


Беллини Джентиле (итал. Gentile Bellini, около 1429, Венеция - 23 февраля 1507, Венеция) - итальянский художник.
Сын Якопо Беллини и предположительно старший брат Джованни Беллини.
Чрезвычайно почитаемый при жизни художник. Его талант высоко оценил Фридрих III. В 1479 году был послан в Константинополь к Султану Мехмеду II, который просил прислать хорошего портретиста.
Художник был известен, благодаря портретам венецианских дожей и полноразмерные сюжетные полотна. Большая часть работ погибла во время пожара во Дворце Дожей в 1579 году.

НИКОЛА НИКОЛЕ
(1517-1583) - французский государственный деятель, художник и путешественник.
Родился в 1517 году в исторической области Дофине, Франция. С 1542 года, служил наемником, служил и воевал под различными знаменами в Германии, Дании, Англии, Швеции, Италии и Испании.
Объездив большую часть Европы, занял должность придворного географа при Генрихе II, выполнял также обязанности камердинера короля. Сочинения Николе, замечательны превосходными рисунками:
«Navigations et pérégrinations de N. de N.» (Лион, 1568);
«Navigation du roi d’Ecosse Jacques V autour de de son royame» (Париж, 1583).
В 1551 году по приказу короля в составе посольства Габриэля д’Арамона отправляется в Турцию, ко двору Сулеймана Великолепного. Его официальная задача - создание серии рисунков о стране, а неофициальное - создание карт.
Умер в 1583 году в Суассоне, где занимал должность королевского комиссара артиллерии.

Османская империя - одна из сильнейших держав Европы и Азии, существовавшая на протяжении более 6 веков. На этом уроке вы познакомитесь с историей этого государства: узнаете о месте и времени создания этой империи, ее внутреннем устройстве, ориентирах во внешней политике. Период XVI-XVII вв. - это период наивысшего расцвета и могущества Османской империи, в дальнейшем это государство будет постепенно ослабевать, и после Первой мировой войны Османская империя перестанет существовать.

Пер-вая боль-шая по-бе-да ев-ро-пей-цев над тур-ка-ми.

1672-1676 гг. - Поль-ско-ту-рец-кая война. Турки уста-нав-ли-ва-ют кон-троль над Пра-во-бе-реж-ной Укра-и-ной, при-над-ле-жав-шей Речи Поспо-ли-той. Пер-вые столк-но-ве-ния между вой-ска-ми Осман-ской им-пе-рии и Рос-сии про-изо-шли из-за Ле-во-бе-реж-ной Укра-и-ны.

1683-1699 гг. - Ве-ли-кая Ту-рец-кая война.

1683 г. - осада тур-ка-ми Вены, ав-стрий-ской сто-ли-цы; раз-гром турок под Веной вой-ска-ми поль-ско-го ко-ро-ля Яна Со-бес-ко-го. Об-ра-зо-ва-ние новой Свя-щен-ной лиги, на-прав-лен-ной про-тив осма-нов. В нее вошли Ав-стрия и Речь Поспо-ли-тая (1683), Ве-не-ция (с 1684), Рос-сия (с 1686).

1699 г. - Кар-ло-виц-кий мир. Ав-стрия по-лу-чи-ла боль-шую часть Вен-грии, Тран-силь-ва-нию, Хор-ва-тию и часть Сло-ве-нии. Речь Поспо-ли-тая вер-ну-ла свои укра-ин-ские вла-де-ния. Впер-вые Осман-ская им-пе-рия не по-лу-чи-ла ни новых тер-ри-то-рий, ни кон-три-бу-ции. До-стиг-нут пе-ре-лом в борь-бе между Осман-ской им-пе-ри-ей и хри-сти-ан-ски-ми го-су-дар-ства-ми.

За-клю-че-ние

XVI-XVII вв. были вре-ме-нем по-ли-ти-че-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и куль-тур-но-го рас-цве-та Осман-ской им-пе-рии. Рас-ки-нув-шись на трех кон-ти-нен-тах, им-пе-рия непре-рыв-но рас-ши-ря-ла свои вла-де-ния с XIV в. и вплоть до по-ра-же-ния под Веной в 1683 г. С этого мо-мен-та осма-ны стала те-рять при-об-ре-тен-ные ранее тер-ри-то-рии.

Упа-док во-ен-но-го мо-гу-ще-ства Осман-ской им-пе-рии был свя-зан с ее эко-но-ми-че-ским и тех-но-ло-ги-че-ским от-ста-ва-ни-ем от стран Ев-ро-пы. Но и в по-сле-ду-ю-щие два века Тур-ция оста-ва-лась силь-ным про-тив-ни-ком хри-сти-ан-ских го-су-дарств, в т. ч. Рос-сии. .

Па-рал-ле-ли

Осман-ская им-пе-рия воз-ни-ка-ет на ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья; ве-ли-кой му-суль-ман-ской им-пе-ри-ей ран-не-го Сред-не-ве-ко-вья был . Араб-ский ха-ли-фат также воз-ник в ре-зуль-та-те стре-ми-тель-ных за-во-е-ва-ний, на-тис-ку ара-бов долго никто не мог про-ти-вить-ся. Ара-бы-му-суль-мане также пы-та-лись объ-еди-нить все на-ро-ды под зна-ме-нем ис-ла-ма, на-ме-ре-ва-ясь под-чи-нить все хри-сти-ан-ские стра-ны. Араб-ские пред-во-ди-те-ли тоже стре-ми-лись к об-ла-да-нию Кон-стан-ти-но-по-лем. И в ха-ли-фа-те про-ис-хо-ди-ло со-еди-не-ние гре-че-ско-го ан-тич-но-го, гре-ко-ви-зан-тий-ско-го, пер-сид-ско-го куль-тур-но-го на-сле-дия и тра-ди-ций. До-стиг-нув пика сво-е-го мо-гу-ще-ства, ха-ли-фат стал сла-беть, те-рять земли - таков удел всех им-пе-рий.

На данном уроке речь пойдет о развитии Османской империи в XVI-XVII вв.

Османская империя появилась еще в XIV веке. Она была основана племенем турок-османов на территории полуострова Малая Азия. В течение первых двух столетий своей истории османам удалось не только отразить нападение крестоносцев, но и значительно расширить свои территории.

В 1453 году был захвачен Константинополь - столица Византийской империи. С той поры до сегодняшнего дня он носит турецкое название - Стамбул (рис. 1) . В XV веке были присоединены османами территории Балканского полуострова, Крыма, большая часть арабского востока, территории северной Африки. В середине XVI века, в период правления султана Сулеймана I (рис. 2), Османская империя достигла вершины своего могущества. Ее территории составляли 8 млн км 2 . Население достигало 25 млн человек.

Рис. 2. Султан Сулейман I ()

Рассмотрим устройство Османского государства того периода.

Османская империя возглавлялась султаном . Султан являлся не только политическим лидером государства, но и военным, а также, отчасти, и религиозным. Таким образом, судьба страны во многом зависела от личных качеств того или иного правителя. Также с стране существовали особые отдельные религиозные общины - миллеты (община людей одной веры, обладающая определенной автономией и расположенная в специально отведенном для этого квартале города).

Общины-миллеты в Османской империи :

Армяно-григорианская

Греко-православная

Иудейская

Все общество империи делилось на две основные категории населения: аскеры (военнослужащие и чиновники государства) и райя (податное сословие, горожане и крестьяне).

Важной и своеобразной частью Османского общества был Янычарский корпус (регулярная пехота Османской империи) (рис. 3) . Он состоял из турецких невольников, а в эпоху развитой империи он состоял из юношей-христиан, которых с раннего детства обучали в духе радикального ислама. Фанатично верующие в Аллаха и своего султана янычары являлись грозной воинской силой. Янычары считались личными рабами султана. Условия их жизни были весьма специфическими. Они проживали в специальных полуказармах, полумонастырях. Они не могли жениться, вести собственное хозяйство. Они располагали правом частной собственности, но после смерти янычара все его имущество отходило в распоряжение полка. Помимо военного искусства янычары изучали такие предметы, как каллиграфия, право, языки и многое другое. Это давало возможность янычарам добиваться значительных успехов и на гражданской службе. Многие турки мечтали, чтобы их дети попали в янычарский корпус. С XVII века в него начинают принимать и детей из мусульманских семей.

Османские правители мечтали завоевать Европу и обратить ее население в ислам. В XVI - XVII вв. турки столкнулись в ряде войн, с такими государствами, как Австрия, Венгрия, Речь Посполитая и другими. Успехи османов были настолько велики, что временами казалось, что этот грандиозный план реально выполним. Европейские державы, увязшие в своих внутренних распрях, не могли оказать достойного сопротивления туркам. Несмотря на временные успехи, к концу войн оказывалось, что европейцы проигрывали. Ярким примером этому послужит битва при Лепанто (1571 год) (рис. 4). Венецианцы смогли нанести разгромное поражение турецкому флоту, однако к концу войны венецианцы так и не получили помощи ни от кого из своих европейских соседей. Они потеряли остров Кипр и выплатили Турции контрибуцию размером 300 тысяч золотых дукатов.

Рис. 4. Битва при Лепанто (1571) ()

В XVII веке начинают проявляться признаки упадка Османского государства. Они были вызваны рядом междоусобных войн за трон. Кроме того, в это время обостряются отношения империи с ее восточным соседом - Персией . Все чаще туркам приходится сражаться сразу на два фронта.

Дело усугублялось рядом крупных восстаний. Особенно сильными были восстания крымских татар (рис. 5) . Кроме того, в XVII веке на политическую арену выходит новый враг - это казаки (рис. 6) . Они постоянно совершали грабительские набеги на турецкие территории. Справиться с ними не было никакой возможности. В конце XVII века состоялась крупнейшая война, в ходе которой османам пришлось столкнуться с коалицией европейских государств. В эту коалицию вошли такие страны, как Австрия, Польша, Венеция и Россия. В 1683 году турецкая армия смогла дойти до австрийской столицы - Вены. На помощь австрийцам пришел польский король Ян III Собеский (рис. 7), и осаду Вены туркам пришлось снять. В битве под Веной турецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Результатом стал подписанный в 1699 году Карловицкий мир . По его условиям Турция впервые не получила ни территорий, ни контрибуции.

Рис. 5. Крымские татары ()

Рис. 6. Казачье войско ()

Рис. 7. Польский король Ян III Собеский ()

Стало очевидным, что времена безграничного могущества Османской империи прошли. С одной стороны, XVI-XVII вв. в истории Османской империи - это время ее наивысшего расцвета. Но с другой стороны, это время, когда увлеченная внешней политикой империя начала отставать от запада в своем развитии. Внутренние неурядицы расшатали Османскую империю, и уже в XVIII веке бороться с Западом на равных османам будет не под силу.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

3. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. - М., Эксмо, 2003.

4. Широкорад А.Б. Султан Сулейман Великолепный и его империя.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. -М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Когда появилась Османская империя и на каких территориях она образовалась?

2. Расскажите о внутреннем устройстве Османской империи.

3. С какими государствами Османская империя чаще всего воевала? Каковы были причины войн?

4. Почему в конце XVII века Османская империя начинает постепенно ослабевать?

Osmanlı kültürü ) - высокоразвитая культура мусульманской страны, вобравшая в себя культуру Восточной Европы, Африки и Азии, особенная в силу исключительного положения страны.

Ранний период

В конце XIII века возникает империя на территории полуострова Малая Азия , возглавляемая Османом . С этого времени можно говорить о зарождении Османской культуры: появляется литература, правда зависимая от влияния соседних арабских стран. С ростом могущества государства архитектура принимает имперские черты. В 1350-х годах начинает чеканиться собственная монета, со стихами из Корана.

Период расцвета Османской империи

После завоевания Византии в Европейской части страны турки успешно соединяли уже построенное со своими мусульманскими традициями. Самым известным примером подобного комбинирования является храм Айя-София.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культура Османской империи" в других словарях:

    История Израиля … Википедия

    Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

    Благодаря своему уникальному географическому положению и древней истории, культура Йемена очень своеобразна и отлична от культурных традиций и обычаев соседних стран. Содержание 1 Музыка 2 Религия 3 Кухня … Википедия

    Культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами… … Википедия

    Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия

    Культура государства Ливия и народов её населяющих. Имеет общеарабские черты, в то же время дополненные местным колоритом, связанным не только с национальным многообразием, но и с разделением страны на исторические области: Триполитания, Феццан и … Википедия

    - «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр … Википедия

    Благодарная Греция (в окружении героев Освободительной войны художник … Википедия

    Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия

Книги

  • Turcica et Ottomanica. Сборник в честь 70-летия М. С. Мейера , . В книге, посвященной 70-летию видного отечественного ученого, директора Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора исторических наук, профессора М. С. Мейера, собраны…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!