Факты сфера общественной жизни.

А) обсуждение предвыборной программы кандидата в депутаты парламента

Б) занятие фермерством 1) политическая

В) принятие закона парламентом

Г) торги на товарно-сырьевой бирже 2) экономическая

Д) выборы главы государства

53. Хозяйка готовит тушёную курицу на обед для своей семьи. Субъектом данной деятельности является

1) хозяйка 2) обед 3) курица 4) семья

54. К какой сфере общественной жизни относится организация и проведение очередных выборов главы государства?

1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

55. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт важными, значимыми.

Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих в организме человека.

56. Инна пригласила друзей на свой день рождения. Она ходила вместе с мамой в магазин за продуктами, вместе с бабушкой испекла торт. Чтобы гости не скучали, она придумала конкурсы и игры. Какова цель деятельности Инны?

1) пригласить друзей 2) приобрести необходимые продукты

3) испечь торт 4) сделать праздник интересным

57. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1) вырубка леса под строительство жилых домов 2) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном 4) организация природного заповедника

58. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

59. Что из перечисленного ниже относится к духовной сфере жизни общества?

1) товары и услуги 2) выборы, партии

3) социальная стратификация, мобильность 4) художественное творчество, научная гипотеза

60.

А. Для того, чтобы разрешить межличностный конфликт, важно понять позицию другой стороны.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения любых межличностных конфликтов относят приспособление к мнению противника, полный отказ от своих интересов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

61. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

А. Межличностные отношения могут быть основаны на чувстве взаимной симпатии или неприязни.

Б. Межличностные отношения могут проявляться в поступках людей в процессе совместной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

62. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Журналист задал вопрос на пресс-конференции главе государства.

2) Учителя слушают доклад министра образования.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

63.

А.Современное общество ощутило опасность глобальных изменений природы.

Б. Научно-технический прогресс привёл к необратимым экологическим изменениям.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

64.

А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.

Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

65. К потребностям человека, связанным с его биологической сущностью, относится потребность в

1) самореализации 2) получении знаний 3) продолжении рода 4) трудовой деятельности

66. Какие из перечисленных терминов используются при описании экономической сферы общества?

1) сословия, классы 2) федерация, конфедерация 3) право, закон 4) издержки, прибыль

67. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) затопление рекой домов в посёлке 2) загрязнение почвы промышленными отходами

3) вырубка леса под строительство домов 4) изучение географии школьниками

68. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?

1) сотрудничество 2) противоборство 3) уход от конфликтной ситуации 4) уступка

69. Учитель физкультуры в школе считает, что у Петра хорошие физические данные для спортивной гимнастики. Однако юноша не хочет заниматься спортом. О каком понятии идет речь?

70. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. причиной конфликтов между людьми нередко выступает отсутствие умения слушать другого человека

Б. Разрешить межличностный конфликт можно только при участии третьей стороны

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

71. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. В процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и себя самого.

Б. Деятельность человека имеет по преимуществу инстинктивный характер.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

72. К какой сфере жизни общества относится деятельность предприятий по производству товаров и оказанию услуг?

1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной

73. Какое из приведённых суждений характеризует человека как личность?

1) У Лены светлые волосы и голубые глаза. 2) Сергей быстро устаёт во время утренней пробежки.

3) Володя стремится быть первым во всех делах. 4) Валя обладает красивым голосом.

74. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Современное общество способно полностью контролировать природные процессы и регулировать силу стихийных бедствий.

Б. Дефицит природных благ побуждает общество развивать обмен между разными регионами планеты.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

75. Понятие «личность» используется прежде всего для характеристики

1) деятельности человека 2) неповторимого своеобразия человека

3) совокупности социально значимых качеств человека 4) человека как отдельно взятого представителя

человеческого рода

76. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) социальная стратификация, мобильность 2) республика, федерация

3) наука, образование 4) издержки, прибыль

77.

(А)Природа выступает для человека источником средств для жизни. (Б)Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению природы, исчезновению многих видов животных и растений. (В)Человеку следует бережнее относиться к природе, чтобы обеспечить выживание следующих поколений

78. В центре детского творчества была организована акция «Учимся демократии». Участники провели «выборы» в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту. Данный пример иллюстрирует деятельность

1) игровую 2) трудовую 3) производственную 4) изобретательскую

79. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на общество?

1) принятие новой конституции страны 2) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

3) составление свода законов государства 4) предоставление привилегий отдельным сословиям

80. Володя хорошо учится, помогает родителям по дому, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Обогащая свой социальный опыт, Володя становится

1) индивидом 2) личностью 3) учеником 4) сыном

81. Школьники провели день самоуправления в школе. Один из старшеклассников был «директором», другие – «завучами, педагогами». Какую деятельность иллюстрирует этот пример?

1) игровую 2) художественную 3) производственную 4) научную

82. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем?

1) закрытие убыточных предприятий 2) введение пропорциональной шкалы налогообложения

3) установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях

4) развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии

83. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природа воздействует на общество, создавая ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Б. Хозяйственная деятельность общества привела к изменениям природной среды.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

84. Учёные используют понятие «общество» для характеристики

1) природной среды обитания 2) всего окружающего мира

3) результатов деятельности человечества 4) всего человечества

85. Человек, в отличие от животного, может

1) действовать сообща с себе подобными 2) осознавать цель своих действий

3) обучать потомство 4) поддерживать нормальный теплообмен

86. Что является главной целью познавательной деятельности?

1) общение с другими людьми 2) предоставление услуги

3) создание качественно нового продукта 4) получение новой информации об окружающем мире

87. Анатолий работает на заводе. Он хороший отец и друг. Его хобби – футбол: он регулярно посещает футбольные матчи. Всё это характеризует Анатолия, прежде всего, как

1) индивида 2) личность 3) спортсмена 4) семьянина

88. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природные условия определяют хозяйство и быт людей.

Б. Воздействие общества на природную среду противоречиво.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

89. Марина и Андрей узнали, что Галя пригласила на пикник всех одноклассников, кроме них. Андрей не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Галей. Марина же попросила ещё одну девочку из класса узнать у Гали, почему она так поступила. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует поведение Андрея?

1) уход от конфликтной ситуации 2) уступка 3) посредничество 4) противоборство

90. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А.Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение интересов личностей в процессе их взаимоотношений.

Б. Межличностные конфликты могут возникнуть как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

91. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Человек, который постоянно ссорится с окружающими, наверняка обладает неустойчивыми взглядами. (Б)Опыт показывает, что межличностные и социальные конфликты способны разрушить коллектив, причинить вред обществу и государству. (В)Думается, что людям надо быть внимательнее к интересам и достоинству других людей, сдерживать свои эгоизм.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

92. Что из перечисленного иллюстрирует глобальные социально-экономические проблемы современного мира?

1) гуманизация и гуманитаризация системы образования

2) рост продолжительности жизни населения

3) угроза применения оружия массового поражения

4) голод и нищета большинства населения развивающихся стран

93. Процесс передачи и обмена информацией, мыслями, чувствами называют

1) познанием 2) общением 3) творчеством 4) трудом

94. Анна узнала, что Ирина пригласила на пикник всех одноклассников, кроме неё. Она не стала выяснять причины этого поступка, просто перестала разговаривать с Ириной. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) посредничество 2) сотрудничество 3) уход от конфликтной ситуации 4) уступку

95. Р. преподаёт в университете. Он общительный человек, любящий путешествия. Все это характеризует Р. в первую очередь как

1) личность 2) индивида 3) мужчину 4) преподавателя

96. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)На наш взгляд, вполне очевидно: чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. (Б)Исследования показывают, что некоторые подростки расценивают самостоятельность как непослушание, стремление делать всё по-своему. (В) Скорее всего, это неверно, поскольку самостоятельность предполагает ответственность человека за свои поступки.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

97. В. – высокая стройная девушка с каштановыми волосами. Эти качества характеризуют её, прежде всего, как

1) индивида 2) члена семьи 3) личность 4) гражданина

98. Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием

1) личность 2) талант 3) индивид 4) творец

99. Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Отсутствие природных ресурсов оказывает влияние на характер развития общества.

Б. Развитие общества во многом определяется творческим потенциалом людей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

100. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) образование, демократия 2) монархия, республика

3) класс, страта 4) капитал, производство


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

10 класс

1 - вариант.

Часть I .

1. - 1 б.

Виды деятельности

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преобразование реальных объектов природы и общества

Духовная

Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей

2. - 1 б.

объ-ек-ты де-я-тель-но-сти

ре-зуль-та-ты де-я-тель-но-сти

мо-ти-вы де-я-тель-но-сти

субъ-ек-ты де-я-тель-но-сти

струк-ту-ра де-я-тель-но-сти

цель деятельности

3 .Ниже при-ве-де-ны на-зва-ния по-треб-но-стей. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, яв-ля-ют-ся на-зва-ни-я-ми, под ко-то-ры-ми в раз-лич-ных клас-си-фи-ка-ци-ях пред-став-ле-ны при-род-ные по-треб-но-сти че-ло-ве-ка. Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны. - 1 б.

1) био-ло-ги-че-ские

2) фи-зио-ло-ги-че-ские

3) со-ци-аль-ные

4) ор-га-ни-че-ские

5) есте-ствен-ные

6) эс-те-ти-че-ские

4. - 2 б.

1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-ме-ра-ми и эле-мен-та-ми струк-ту-ры де-я-тель-но-сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) те-ат-раль-ные де-ко-ра-ции

Б) ор-кестр

В) те-ат-раль-ная труп-па

Г) му-зы-каль-ные ин-стру-мен-ты

Д) осве-ти-тель-ные при-бо-ры

1) субъ-ек-ты де-я-тель-но-сти

2) сред-ства де-я-тель-но-сти

6. - 2 б.

«В труде, уче-нии, ___________ (А) фор-ми-ру-ют-ся и про-яв-ля-ют-ся все сто-ро-ны пси-хи-ки.

Особо вста-ет во-прос о том, как фор-ми-ру-ют-ся и за-креп-ля-ют-ся от-но-си-тель-но устой-чи-вые пси-хи-че-ские свой-ства. Пси-хи-че-ские свой-ства ___________ (Б) — ее спо-соб-но-сти и ха-рак-те-ро-ло-ги-че-ские черты — фор-ми-ру-ют-ся в ходе жизни. Врож-ден-ные ___________ (В) ор-га-низ-ма яв-ля-ют-ся лишь ___________ (Г) — весь-ма мно-го-знач-ны-ми, ко-то-рые обу-слов-ли-ва-ют, но не пред-опре-де-ля-ют пси-хи-че-ские свой-ства че-ло-ве-ка. На ос-но-ве одних и тех же за-дат-ков у че-ло-ве-ка могут вы-ра-бо-тать-ся раз-лич-ные свой-ства — ___________ (Д) и черты ха-рак-те-ра в за-ви-си-мо-сти от хода его жизни и ___________ (Е) не толь-ко про-яв-ля-ют-ся, но и фор-ми-ру-ют-ся. В ра-бо-те, уче-нии и труде скла-ды-ва-ют-ся и от-ра-ба-ты-ва-ют-ся спо-соб-но-сти людей; в жиз-нен-ных де-я-ни-ях и по-ступ-ках фор-ми-ру-ет-ся и за-ка-ля-ет-ся ха-рак-тер».

один раз.

Список терминов.

1) осо-бен-ность

2) спо-соб-но-сти

3) лич-ность

4) игра

5) об-ще-ство

6) за-дат-ки

7) об-ще-ние

8) де-я-тель-ность

9) груп-па

7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о по-треб-но-стях че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны .- 2 б.

1) По-треб-но-стью яв-ля-ет-ся пе-ре-жи-ва-е-мая че-ло-ве-ком нужда в том, что не-об-хо-ди-мо для жизни.

2) По-треб-ность в са-мо-ре-а-ли-за-ции, са-мо-утвер-жде-нии от-но-сит-ся к иде-аль-ным по-треб-но-стям.

3) При-ме-ром био-ло-ги-че-ской по-треб-но-сти слу-жит по-треб-ность в по-зна-нии окру-жа-ю-ще-го мира.

4) По-треб-ность слу-жит по-бу-ди-тель-ным мо-ти-вом де-я-тель-но-сти.

5) По-треб-ность, как пра-ви-ло, на-прав-ле-на на какой-либо пред-мет, с по-мо-щью ко-то-ро-го она может быть удо-вле-тво-ре-на.

Со-зна-ние и де-я-тель-ность

Как и ак-тив-ность жи-вот-ных, де-я-тель-ность пред-став-ля-ет собой ин-фор-ма-ци-он-но на-прав-лен-ный про-цесс, пред-по-ла-га-ю-щий спо-соб-ность ори-ен-ти-ро-вать-ся в среде — вос-при-ни-мать зна-чи-мые со-об-ще-ния, пе-ре-ра-ба-ты-вать их в ко-манд-ные коды по-ве-де-ния, ко-то-рые вы-зы-ва-ют, на-прав-ля-ют и кон-тро-ли-ру-ют фи-зи-че-скую ре-ак-цию си-сте-мы...

Ин-фор-ма-ци-он-ное по-ве-де-ние че-ло-ве-ка опре-де-ля-ет-ся со-зна-ни-ем, ко-то-рое пред-став-ля-ет собой выс-шую форму раз-ви-тия пси-хи-ки жи-вот-ных, об-ла-да-ю-щих нерв-ной си-сте-мой, спо-соб-ных ощу-щать, вос-при-ни-мать и пред-став-лять окру-жа-ю-щую дей-стви-тель-ность...

Со-зна-ние че-ло-ве-ка ос-но-ва-но на спо-соб-но-сти к сло-вес-но-ло-ги-че-ско-му, «вер-баль-но-му» мыш-ле-нию, ко-то-рая над-стра-и-ва-ет-ся над си-сте-мой услов-ных и без-услов-ных ре-флек-сов по-ве-де-ния и за-вер-ша-ет собой про-стей-шие формы «про-ло-ги-че-ско-го» — на-гляд-но-дей-ствен-но-го и на-гляд-но-об-раз-но-го мыш-ле-ния.

Любой «став-ший» че-ло-век в от-ли-чие от жи-вот-но-го об-ла-да-ет не-ко-то-рым ми-ни-му-мом аб-стракт-но-го мыш-ле-ния, поз-во-ля-ю-ще-го ему отоб-ра-жать среду путем ло-ги-че-ских мо-де-лей, иде-аль-ных об-ра-зов дей-ствий, от-но-си-тель-но са-мо-сто-я-тель-ных, не-за-ви-си-мых от сию-ми-нут-ных по-ве-ден-че-ских си-ту-а-ций.

Ре-зуль-та-том по-доб-ной ра-бо-ты со-зна-ния ока-зы-ва-ет-ся на-ли-чие в че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти осо-бо-го рода целей, от-лич-ных от объ-ек-тив-ных целей адап-тив-ной де-я-тель-но-сти жи-вот-ных. Речь идет о со-зна-тель-ных целях де-я-тель-но-сти, свя-зан-ных со спо-соб-но-стью че-ло-ве-ка ана-ли-зи-ро-вать си-ту-а-цию, т. е. рас-кры-вать не-яв-ные, не под-да-ю-щи-е-ся «жи-во-му на-блю-де-нию» при-чин-но-след-ствен-ные связи ее зна-чи-мых ком-по-нен-тов... Эта спо-соб-ность поз-во-ля-ет людям за-ра-нее пред-ви-деть ре-зуль-та-ты своей де-я-тель-но-сти, пла-ни-ро-вать их, т. е. про-ду-мы-вать наи-бо-лее це-ле-со-об-раз-ные в дан-ных усло-ви-ях спо-со-бы их до-сти-же-ния.

К.Х. Мо-мд-жян

8. Что, по мысли ав-то-ра, сбли-жа-ет по-ве-де-ние жи-вот-ных и де-я-тель-ность че-ло-ве-ка? Ка-ки-ми от-ли-чи-тель-ны-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми автор на-де-ля-ет со-зна-ние (мыш-ле-ние) че-ло-ве-ка, срав-ни-вая с пси-хи-кой жи-вот-ных?. -2 б.

9. Как, по мысли ав-то-ра, из-ме-ня-ет-ся це-ле-по-ла-га-ние под вли-я-ни-ем ло-ги-че-ско-го мыш-ле-ния? При-ве-ди-те две ха-рак-те-ри-сти-ки.- 2 б.

10. Какое из двух по-ня-тий — це-ле-на-прав-лен-ность и це-ле-со-об-раз-ность — сле-ду-ет от-не-сти к де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка? Ар-гу-мен-ти-руй-те свой ответ, опи-ра-ясь на дан-ный текст, а также зна-ния из курса об-ще-ство-ве-де-ния. - 3 б.

11. При-ве-ди-те слова тек-ста, в ко-то-рых от-ра-же-на связь со-зна-ния и речи. Опи-ра-ясь на зна-ния из курса об-ще-ство-ве-де-ния, по-ка-жи-те зна-че-ние языка для сов-мест-ной де-я-тель-но-сти людей. - 3 б.

12. «политическая деятельность»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий. - 3 б.

13. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ по теме «По-треб-но-сти и ин-те-ре-сы че-ло-ве-ка в струк-ту-ре де-я-тель-но-сти». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах - 3 б.

27-25 б. - «5»

24 - 19 б. - «4»

18 - 13 б. - «3»

менее 13 б. - «2

Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».

10 класс

2 - вариант.

Часть I .

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таблице. - 1 б.

Активность и её виды

ВИДЫ АКТИВНОСТИ

ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Действия человека, в основе которых лежит мышление

Поведение

Действия животных, основанные на инстинктах.

2. Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тии пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние). - 1 б.

мотив

ком-по-нент де-я-тель-но-сти

цель

про-цесс

ре-зуль-тат

метод

3 .. Ниже при-ведён пе-ре-чень тер-ми-нов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к по-ня-тию «виды де-я-тель-но-сти». Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны. - 1 б.

1) трудовая

2) инстинктивная

3) учебная

4) созидательная

5) творческая

6) кадровая

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 б.

1) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка имеет со-зи-да-тель-ный и пре-об-ра-зо-ва-тель-ный ха-рак-тер.

2) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка все-це-ло опре-де-ля-ет-ся услов-ны-ми ре-флек-са-ми.

3) В от-ли-чие от по-ве-де-ния жи-вот-ных, де-я-тель-ность че-ло-ве-ка ори-ен-ти-ро-ва-на на удо-вле-тво-ре-ние по-треб-но-стей, дей-ству-ю-щих в дан-ный мо-мент вре-ме-ни.

4) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка вы-зы-ва-ет-ся со-ци-аль-ны-ми по-треб-но-стя-ми.

5) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка носит во-ле-вой и со-зна-тель-ный ха-рак-тер

5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между от-ли-чи-тель-ны-ми при-зна-ка-ми и ви-да-ми де-я-тель-но-сти, ко-то-рые они ил-лю-стри-ру-ют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) пре-об-ра-зо-ва-ние при-ро-ды и об-ще-ства ради удо-вле-тво-ре-ния лич-ных и со-ци-аль-ных по-треб-но-стей

Б) на-прав-лен-ность на прак-ти-че-ски по-лез-ный ре-зуль-тат - раз-лич-ные блага

В) фор-ми-ро-ва-ние зна-ний и уме-ний, раз-ви-тие мыш-ле-ния и со-зна-ния лич-но-сти

Г) по-бу-ди-тель-ный мотив за-клю-ча-ет-ся не в ре-зуль-та-те де-я-тель-но-сти, а в ее про-цес-се

Д) все сред-ства все-гда спе-ци-аль-но на-прав-ле-ны на из-ме-не-ние субъ-ек-та де-я-тель-но-сти

1) труд

2) игра

3) учение

6. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков. - 2 б.

«Мо-ти-вом _____(А) на-зы-ва-ет-ся то, что по-буж-да-ет её, ради чего она осу-ществ-ля-ет-ся. В ка-че-стве мо-ти-ва обыч-но вы-сту-па-ет кон-крет-ная______(Б) че-ло-ве-ка. Это опре-делённая форма связи с внеш-ним миром____(В), со-ци-аль-ной груп-пы, об-ще-ства в целом. В за-ви-си-мо-сти от задач изу-че-ния по-треб-но-стей в со-вре-мен-ной науке при-ме-ня-ют-ся раз-лич-ные их клас-си-фи-ка-ции. По-треб-но-сти, вы-зван-ные био-ло-ги-че-ской при-ро-дой че-ло-ве-ка, на-зы-ва-ют-ся_____(Г). Это по-треб-но-сти людей во всём, что не-об-хо-ди-мо для их су-ще-ство-ва-ния, раз-ви-тия и вос-про-из-вод-ства. По-треб-но-сти, свя-зан-ные с тем, что че-ло-век при-над-ле-жит к об-ще-ству, за-ни-ма-ет в нём опре-делённое место, участ-ву-ет в тру-до-вой де-я-тель-но-сти, в об-ще-нии с дру-ги-ми лю-дь-ми, ха-рак-те-ри-зу-ют-ся как _____(Д). По-треб-но-сти, свя-зан-ные с по-зна-ни-ем че-ло-ве-ком окру-жа-ю-ще-го мира и смыс-ла сво-е-го су-ще-ство-ва-ния, от-но-сят-ся к________(Е). Каж-дая из групп по-треб-но-стей вы-зы-ва-ет со-от-вет-ству-ю-щие виды де-я-тель-но-сти».

Cлова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Список терминов.

1) потребность

2) деятельность

3) причина

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

8) личность

9) идеальный (духовный)

7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о ком-му-ни-ка-тив-ной де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны .- 2 б.

1) Одним из ба-рье-ров в про-цес-се ком-му-ни-ка-ции людей вы-сту-па-ет их лич-ная вза-им-ная не-при-язнь.

2) Сред-ством вер-баль-но-го об-ще-ния яв-ля-ет-ся ми-ми-ка.

3) Ин-фор-ма-ци-он-ное об-ще-ство со-зда-ло новые формы об-ще-ния.

4) Речь яв-ля-ет-ся самым про-дук-тив-ным ин-стру-мен-том че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ния.

5) Ос-нов-ной целью ком-му-ни-ка-ции яв-ля-ет-ся обмен эмо-ци-я-ми.

Ко-неч-но, утвер-жде-ние о том, что вне со-зна-ния нет и не может быть де-я-тель-но-сти, осу-ществ-ля-е-мой че-ло-ве-ком как со-ци-о-куль-тур-ным субъ-ек-том, нуж-да-ет-ся в серьёзных уточ-не-ни-ях. В самом деле, «ком-по-зи-тив-ный» ха-рак-тер со-ци-аль-но-го дей-ствия, осу-ществ-ля-е-мо-го в со-от-вет-ствии с за-ко-на-ми фи-зи-ки и био-ло-гии, а не во-пре-ки им, за-став-ля-ет нас учи-ты-вать тес-ней-шую связь, а за-ча-стую и вза-и-мо-про-ник-но-ве-ние, между соб-ствен-ны-ми со-ци-аль-ны-ми и при-род-ны-ми из-ме-ре-ни-я-ми де-я-тель-но-сти.

В этом плане це-ле-на-прав-лен-ная де-я-тель-ность, свой-ствен-ная людям, не ис-клю-ча-ет на-ли-чия у них на-бо-ра ре-гу-ля-то-ров по-ве-де-ния аль-тер-на-тив-ных со-зна-нию. В дей-стви-тель-но-сти де-я-тель-ность со-дер-жит в себе при-зна-ки не толь-ко про-стей-ше-го фи-зи-че-ско-го про-цес-са, но и при-спо-со-би-тель-но-го по-ве-де-ния жи-вот-ных, ак-тив-но-сти не в её ро-до-вом, а в су-гу-бо био-ло-ги-че-ском по-ни-ма-нии.

В этом нет ни-че-го уди-ви-тель-но-го, если вспом-нить, что де-я-тель-ность осу-ществ-ля-ет-ся лю-дь-ми, каж-дый из ко-то-рых пред-став-ля-ет собой не толь-ко «мик-ро-косм со-ци-аль-но-сти», но и живой ор-га-низм, наделённый как «ви-таль-ны-ми» по-треб-но-стя-ми жи-вот-но-го, так и ре-флек-тор-ны-ми про-грам-ма-ми по-ве-де-ния - не толь-ко услов-ны-ми, но и без-услов-ны-ми. Че-ло-ве-че-ско-го мла-ден-ца, толь-ко по-явив-ше-го-ся из утро-бы ма-те-ри, никто не учит ды-шать, кри-чать или со-сать грудь; впол-не взрос-лые люди от-дер-ги-ва-ют руку от огня или ин-стинк-тив-но со-хра-ня-ют рав-но-ве-сие, ни-чуть не за-ду-мы-ва-ясь над не-об-хо-ди-мо-стью или по-сле-до-ва-тель-но-стью пред-при-ни-ма-е-мых уси-лий.

Велик со-блазн за-явить, что по-доб-ные ре-флек-тор-ные про-грам-мы по-ве-де-ния от-ве-ча-ют лишь за внут-рен-ние и внеш-ние ре-ак-ции на-ше-го «тела», и никак не вме-ши-ва-ют-ся в соб-ствен-но де-я-тель-ность, т. е. по-ве-де-ние людей как со-ци-аль-ных су-ществ. Од-на-ко по-доб-ное за-яв-ле-ние едва ли со-от-вет-ству-ет ис-ти-не, по-сколь-ку зна-чи-мые со-ци-о-куль-тур-ные ре-ак-ции че-ло-ве-ка вы-зы-ва-ют-ся от-нюдь не толь-ко ло-ги-че-ски-ми расчётами и пла-на-ми.

Мало того, что си-сте-ма че-ло-ве-че-ско-го со-зна-ния вклю-ча-ет в себя со-во-куп-ность эмо-ци-о-наль-ных про-цес-сов, со-про-вож-да-ю-щих и су-ще-ствен-но вли-я-ю-щих на це-ле-по-ла-га-ние. Сле-ду-ет при-знать, что не-об-хо-ди-мым внут-рен-ним ком-по-нен-том че-ло-ве-че-ско-го со-зна-ния яв-ля-ет-ся об-шир-ная сфера так на-зы-ва-е-мых бес-со-зна-тель-ных им-пуль-сов, без учёта ко-то-рых кар-ти-на со-ци-аль-но-го по-ве-де-ния че-ло-ве-ка будет явно не-пол-ной.

На языке пси-хо-ло-гии по-ве-ден-че-ские ре-ак-ции, в ко-то-рых от-сут-ству-ет со-зна-тель-ная ре-гу-ля-ция и кон-троль каж-до-го из не-об-хо-ди-мых дви-же-ний, име-ну-ют на-вы-ка-ми. Место со-зна-тель-но-го расчёта в них за-ни-ма-ет ав-то-ма-ти-зи-ро-ван-ное вос-при-я-тие дей-стви-тель-но-сти в форме дви-га-тель-ных и ин-тел-лек-ту-аль-ных на-вы-ков, яв-ля-ю-щих-ся ос-но-вой пол-но-цен-ной пред-мет-ной де-я-тель-но-сти во внеш-ней среде.

К.Х. Мо-мд-жян

8. Какие со-став-ля-ю-щие, по мне-нию ав-то-ра, об-ра-зу-ют ком-по-зи-тив-ный ха-рак-тер со-ци-аль-но-го дей-ствия? Какие два при-зна-ка де-я-тель-но-сти, по-ми-мо це-ле-на-прав-лен-но-го ха-рак-те-ра, свой-ствен-но-го людям, на-зы-ва-ет автор?- 2 б.

9. Какие фак-то-ры по мне-нию ав-то-ра, кроме ло-ги-че-ских расчётов и пла-нов, обу-слав-ли-ва-ют со-ци-о-куль-тур-ное по-ве-де-ние че-ло-ве-ка? При-ве-ди-те два по-ло-же-ния. Ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, на-зо-ви-те ещё один любой фак-тор, не упо-мя-ну-тый в тек-сте.. - 2 б.

10. При изу-че-нии че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти, об-ще-ство-ве-ды ис-поль-зу-ют тер-мин «на-вы-ки». Какое опре-де-ле-ние «на-вы-ков» при-во-дит автор тек-ста? При-ве-ди-те три при-ме-ра по-доб-ных на-вы-ков, о ко-то-рых он пишет. - 3 б.

11. Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три объ-яс-не-ния вы-ска-зан-ной ав-то-ром мысли о том, что че-ло-век пред-став-ля-ет собой «мик-ро-косм со-ци-аль-но-сти». - 3 б.

12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности. - 3 б.

13. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ на тему «Роль по-треб-но-стей в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах. - 3 б.

27-25 б. - «5»

24 - 19 б. - «4»

18 - 13 б. - «3»

менее 13 б. - «2

Контрольная работа

А. Инстинктивная деятельность осмыслена.

Б. Инстинктивная деятельность сознательна.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны

21.С научной точки зрения личностью считается:

1. Любой человек с момента рождения;

2.Индивид, обладающий выдающимися способностями;

3.Человек, вызывающий уважение у окружающих;

4.Человек со сформировавшимися социально значимыми качествами.

Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение личности - это совокупность ее взглядов на мир.

Б. Мировоззрение исторически изменчиво.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны.

23.Научное познание отличается от обыденного:

1.Сочетанием чувственного и рационального мышления;

2.Опорой на практику;

3.Экспериментальной проверкой полученных результатов;

4.Использованием обобщенных понятий.

Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Моральная личность неизбежно формируется в результате образования.

Б. Моральная личность неизбежно формируется в результате внутреннего духовного развития.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны

25 .Особенностью социального познания является:

1.Использование научных понятий;

2.Преимущественно индивидуальный характер познавательной деятельности;

3.Совпадение объекта и субъекта познания;

4.Преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями

26. Люди в отличие от животных:

1.Заботятся о потомстве;

2.Живут группами;

3.Сооружают укрытия;

4.Имеют предварительный план действий.

Задание 2.

Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

1.Антропогенез - 1.это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое является продуктом биологической эволюции.

2.Экзогамия - 2. становление человека.

3.Язык - 3. становление общества.

4. Социогенез - 4. брачные связи внутри группы особей.

5.Эндогамия - 5. брачные связи вне данного человеческого стада.

6.Неолитическая революция - 6.представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев от жи­вотного.

7.Тотемизм - 7.это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.

8.Человек - 8. это переход от собирательства и охоты к земледе­лию и скотоводству.

9.Социологическая концепция – 9. теория, утверждающая первичность биологических начал в человеке.

10.Биологическая концепция – 10. теория, абсолютизирующая социальное начало в человеке.

11.Коммуникация – 11. воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков.

12.Этикет - 12. это взаимодействие между людьми.

13.Ритуальное общение -13. это общение, которое связано со спо­собностью человека улавливать психическое состояние собесед­ника, чувствовать его.

14.Перцептивное общение - 14. это общение с помощью слов, т.е. речевое общение.

15.Бытовое (повседневное) общение - 15. это общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной дея­тельности.

16.Вербальное общение - 16. это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возника­ющих каждый день бытовых вопросов.

17.Убеждающее общение - 17. это общение, которое осуществляется на работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель достижения положительных результатов трудовой деятельности.

18.Интерактивное общение - 18. это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеж­дения и поведение.

19.Деловое (служебное) общение -19. это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.

20.Межкультурное общение - 20. это общение, которое сопровожда­ет исследовательскую деятельность.

21.Культурное общение - 21. это общение, которое происходит меж­ду людьми, разделяющими разные культурные ценности.

22.Общение -22. это выполнение заранее предписанного поведения.

23. Научное общение – 23. совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим.

24.Бессознательная информация - 24. это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

26. Идеальное бытие - 26. это бытие, которое имеет пространствен­но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и оз­начает действительное существование вещи или человека.

27. Самосознание - 27. это бытие, которое представляет собой сущ­ность предмета, оно лишено временного, практического характе­ра, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, поня­тия.

28. Бытие - это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, кото­рые не были переработаны сознанием.

29. Бессознательное - это свойство человеческого мозга воспри­нимать, осмысливать и акшвно преобразовывать окружающую действительность.

30.Общественная психология - 30. это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

31.Сознание - 31. это вид общественного сознания, характеризую­щий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыден­ном, бытовом уровне.

32. Общественная идеология - 32. это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.

33.Личность - 33. это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens.

34.Человек - 34. это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

35.Талант - 35. специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.

36.Индивид - 36. это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной дея­тельности и общения.

37.Индивидуальность - 37. это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

38.Воспитание - 38. человек, способный к активной социальной дея­тельности.

39. Социальный субъект - 39. это человек, разделяющий те же куль­турные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной терри­тории и в данный момент времени.

40.Нормативная (базисная) личность - 40. это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

41.Социальные отношения - 41. это индивидуально-психические ка­чества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.

42.Социализация -42. это ярко выраженная способность.

43. Самовоспитание - 43. это талантливый человек, постоянно раз­вивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.

44.Способности - 44. это процесс освоения социальных ролей, при­обретения социальных статусов и накопления социального опыта.

45.Модальная личность – 45. принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.

46.Гений – 46. процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.

Задание 3.

Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведе­ния на улице и в транспорте. Почему их необходимо соблюдать? Сталкивались ли вы с нарушениями этих правил? Стараетесь ли вы сами их соблюдать?

Н. М. Гончарова: «На улице правила хорошего тона предписы­вают не сорить, не плеваться, не показывать пальцем, не кричать на детей, не останавливаться внезапно посередине дороги, не пробивать себе дорогу к витрине, рас­талкивая всех локтями, не оборачиваться часто, идя по улице, а мужчинам - не оглядываться вслед проходящим женщинам, не делать громких замечаний по поводу одежды, роста и выраже­ния лица прохожих, не есть на ходу, не спрашивать у знакомо­го, встреченного на улице, куда он идет, и не останавливать приятеля, который идет не один. Нельзя ходить по улице вчетве­ром. Когда вы идете втроем, середина отводится лицу, более ува­жаемому, - женщине или пожилому человеку. Мужчина идет в центре, если он с двумя женщинами. Вдвоем с мужчиной жен­щина идет с правой стороны. Он может поддерживать идущую с ним женщину под руку. Мужчина всегда пропускает женщину вперед, но если он сам идет впереди, то предлагает женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами и вещами, но дамскую сумку, свой плащ, жакет или зонтик женщина несет сама.

Мужчина курит на улице, хотя по правилам хорошего тона этого делать не следует. Женщина на улице не курит. Если просят прикурить, вежливее протянуть спичку, а не сигарету.

Нетактично сказать незнакомому человеку, что у него пальто забрызгано грязью, но можно сообщить женщине, что у нее от­крылась сумка.

В дверях магазина или учреждения сначала надо пропустить выходящих, а уж затем входить.

В транспорте также необходимо помнить о соблюдении опре­деленных правил приличия. При посадке в автобус - придержи­ваться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины уступают женщинам. Если женщина находится в обще­стве мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очере­ди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или в автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, ю ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с ва­шей знакомой толпа разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в том слу­чае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой.

Женщина, которой уступили место, должна тотчас же за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное мес­то сажать своего здорового ребенка, даже младшего школьного возраста».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объяс­ните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуника­ции с другими, что никогда не достигается только через посред­ство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой "другой", и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу "другой" <...> В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один кри­терий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина - то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует изме­рять истинностью той связи, которую она делает возможной <...>

Главное в человеческом бытии - чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладыва­ют авторы в понятие «человек»? Какие качества человека они счи­тают наиболее значимыми?

А.Н.Радищев! «Только тогда станешь человеком когда на­учишься видеть человека в другом».

М. Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь напол­нен сам собой».

И. Кант: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей».

Э. Межелайтис: «Стать человеком - большая работа».

В. Г. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, за­конодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте высказывания о воспитании. Какие ка­чества отличают воспитанного человека? Почему воспитание не­обходимо для социализации и для формирования личности?

Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Домострой: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и

Д. Карнеги: «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте со­бой».

А.П.Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не про­льешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

К. Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».

И.Шиллер: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

А) Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.

Б) Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.

В) Установите соответствие между конкретным фактом и типом социального статуса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.

Подготовка к ОГЭ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


1. После показа нового художественного фильма, посвященного жизни писателя-классика, в книжных магазинах резко выросли продажи книг этого писателя. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует прежде всего данный пример?

  • духовной и социальной
  • экономической и социальной
  • политической и экономической
  • духовной и экономической

Ответ: 4


2 .

А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.

Б. Личностью называют совокупность биологических качеств человека

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 1


3. Во время каникул 15-летний Захар работает курьером. Данный пример иллюстрирует деятельность

  • трудовую
  • игровую
  • научную
  • политическую

Ответ: 1


4 . Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Развитие общества зависит от его обеспеченности ресурсами.

Б. Развитие общества базируется на социально-экономических и культурных достижениях предыдущих поколений

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


5. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

  • организация природного заповедника
  • разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном
  • вырубка лесов под строительство жилых домов
  • восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

Ответ: 2


6 . А. Межличностные отношения преимущественно основаны на связях, существующих благодаря разным видам общения.

Б. Межличностные отношения проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


7 . Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества

  • очистка территории парка от бытового мусора
  • принятие законодательства об охране природы
  • загрязнение почвы отходами производства
  • гибель урожая в результате летней засухи

Ответ: 4


8 . А. Деятельность определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.

Б. Деятельность всегда имеет продуктивный, творческий характер

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 1


9 . Группа учащихся под руководством педагога изготовила скворечники и разместила их на пришкольной территории. Данный пример иллюстрирует деятельность

  • игровую
  • просветительскую
  • трудовую
  • прогностическую

Ответ: 3


10 . Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Природа оказывает влияние на развитие общества.

Б. Общество всегда оказывает на природу благотворное влияние

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 1


11 . Ольга пригласила друзей на свой день рождения. Она ходила вместе с мамой в магазин за продуктами, вместе с бабушкой испекла торт. Чтобы гости не скучали, она придумала конкурсы и игры. Какова цель деятельности Ольги?

  • пригласить друзей
  • сделать праздник интересным
  • испечь торт
  • приобрести необходимые продукты

Ответ: 2


12 . А. Общество и природа вместе составляют материальный мир.

Б. Общество – это способ организации государственной власти

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 1


13 . Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

  • загрязнение почвы промышленными отходами
  • вырубка леса под строительство домов
  • затопление рекой домов в посёлке
  • изучение географии школьниками

Ответ: 3


14 . Верны ли следующие суждения о деятельности? А. Деятельность предполагает достижение определённой цели

Б. В ряде случаев результат деятельности расходится с поставленной целью

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


15 . Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Субъектом этой деятельности является

  • отличная отметка
  • учебник
  • Ирина
  • экзамен по химии

Ответ: 3


16 . Верны ли следующие суждения о разрешении межличностных конфликтов? А. При разрешении межличностного конфликта важно понять точку зрения другого человека

Б. К наиболее эффективным способам разрешения любых межличностных конфликтов относят приспособление к мнению противника, полный отказ от своих интересов

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 1


17 . Предприниматель оказывает финансовую помощь дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?

  • экономической и социальной
  • политической и духовной
  • экономической и политической
  • социальной и политической

Ответ: 1


18 . Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Свою деятельность человек регулирует не только разумом, но и чувствами

Б. В деятельности происходит самореализация личности

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


19 . Вале 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как?

  • работника
  • индивида
  • потребителя
  • личность

Ответ: 2


20 .

А. Любая активность общества разрушает природную среду

Б. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 2


21 . Пётр работает на заводе. Он хороший отец и друг. Его хобби – хоккей: он регулярно посещает хоккейные матч. Всё это характеризует Петра прежде всего как

  • семьянина
  • индивида
  • спортсмена
  • личность

Ответ: 4


22 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом можно назвать группу людей, объединённых совместной деятельностью

Б. Обществом можно назвать население страны, контингента, мира в целом.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


23 . Юля узнала, что Инна рассказала одноклассникам её секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Инной. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

  • сотрудничество
  • привлечение посредника
  • уход от конфликтной ситуации
  • арбитраж

Ответ: 3


24 . Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. В каждой сфере общественной жизни разрешается определённая группа задач и проблем социального развития

Б. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


25 . Ассоциация предпринимателей оказывает финансовую помощь приюту для безнадзорных детей. Данный пример иллюстрирует прежде всего взаимосвязь таких сфер общества, как

  • экономическая и политическая
  • экономическая и социальная
  • политическая и духовная
  • социальная и политическая

Ответ: 2


26 . Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность имеет по преимуществу инстинктивный характер

Б. В процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и себя самого.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 2


27 . Василий стройный мужчина, 44 года, со светлыми волосами и голубыми глазами. Эти качества характеризуют его прежде всего как

  • личность
  • индивида
  • члена семьи
  • гражданина

Ответ: 2


28 . Верны ли следующие суждения о духовной сфере общества?

А. К духовной сфере общества относится деятельность организаций образования и науки

Б. К духовной сфере общества относится деятельность различных художественных объединений.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


29 . Виталий преподаёт в университете. Он общительный человек, любящий путешествия. Всё это характеризует Виталия в первую очередь как

  • личность
  • преподавателя
  • мужчину
  • индивида

Ответ: 1


30 . Верны ли следующие суждения о связи природы и общества?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей.

Б. Общество оказывает противоречивое влияние на природу.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


31 . Иван хорошо учится, помогает родителям по дому, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в школе восточных единоборств и в музыкальной школе по классу гитары. Обогащая свой социальный опыт Иван становится

  • сыном
  • индивидом
  • учеником
  • личностью

Ответ: 4


32 . Верны ли следующие суждения о влиянии общества на природу?

А. По мере совершенствования орудий труда влияние общества на природу усиливается.

Б. Общество может ограничивать своё негативное влияние на природную среду.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


33 . Какой пример иллюстрирует прежде всего трудовую деятельность человека

  • поступление юноши в колледж
  • проведение врачом приёма пациента
  • чтение учеником книги о научных открытиях
  • участие подростков в школьном турнире по мини-футболу

Ответ: 2


34 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя многообразие форм и проявлений природы.

Б. Общество представляет собой обособившуюся от природы часть мира, не потерявшую связь с природой.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 2


35 . Школьники провели день самоуправления в школе. Один из старшеклассников был «директором», другие – «завучами», «педагогами». Какую деятельность иллюстрирует этот пример?

  • художественную
  • научную
  • производственную
  • игровую

Ответ: 4


36 . Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельностью называют целеустремлённую, осознанную активность животных.

Б. Деятельность всегда имеет творческий характер.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 4


37 . Таня готовится к экзамену по математике, читает учебник и справочную литературу, решает задачи. Одним их средств этой деятельности является

  • учебник
  • экзамен
  • математика
  • школа

Ответ: 1


38 .

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов, используемых человечеством.

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на природную среду.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 2


39 . Художник рисует картину. Субъект этой деятельности -

  • краски
  • кисти
  • художник
  • холст

Ответ: 3


40 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом называют группу людей, занимающихся совместной деятельностью.

Б. Обществом называют исторический период существования человечества.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


41 . Никита учится в университете. Он общительный человек, увлекается музыкой и часто вместе с друзьями ходит на концерты. Всё это характеризует Никиту прежде всего как

  • личность
  • друга
  • потребителя
  • студента

Ответ: 1


42 . Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природные процессы влияют на развитие общества.

Б. Взаимодействие природы и общества имеет противоречивый характер.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


43 . Сергей Владимирович – отец двоих детей, руководитель предприятия. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. У Сергея Владимировича много друзей, он общительный, энергичный человек. Все эти качества характеризуют его как

  • работника
  • руководителя
  • личность
  • индивида

Ответ: 3


44 . Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?

А. Общество всегда негативно влияет на природу.

Б. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 2


45 . После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования проголодались и решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Какие потребности реализовали пассажиры?

  • социальные
  • престижные
  • духовные
  • физиологические

Ответ: 4


46 . Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. В современном обществе внимание к проблемам охраны природы возрастает.

Б. Разрушение природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


47 . Засушливое жаркое лето в регионе Z стало причиной лесных пожаров. Жители многих населённых пунктов были эвакуированы. Этот пример иллюстрирует?

  • влияние природы на жизнь общества
  • нарушение правил поведения в лесу
  • влияние культуры на жизнь общества
  • неустойчивость общественного развития

Ответ: 1


48 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек, в отличие от животного способен действовать сознательно.

Б. Человеку, как и животным, свойственны духовные потребности.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 1


49 . Ученики с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и посадили там деревья и кустарники. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность?

  • познавательную
  • игровую
  • трудовую
  • учебную

Ответ: 3


50 . Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу общество её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


51 . Влияние природы на общество иллюстрирует

  • посадка кустарников на обочинах автодорог
  • закрытие завода, загрязняющего реку
  • строительство домов на сваях в районах разлива рек
  • повышение квалификации работников лесного хозяйства

Ответ: 3


52 . Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

А. При разрешении межличностного конфликта важно понять точку зрения другого человека.

Б. Причиной межличностного конфликта может послужить отсутствие у сторон культуры общения.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


53 . Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

  • индивида
  • личность
  • работника
  • товарища

Ответ: 2


54 . Верны ли следующие суждения о взаимодействи общества и природы?

А. Общество изменяет, преобразует естественную среду.

Б. Природные условия влияют на хозяйство, быт, характер людей.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


55 . Какое из приведённых суждений характеризует общество как личность

  • У Лены светлые волосы и голубые глаза
  • Сергей быстро устает во время утренней пробежки
  • Инна обладает красивым голосом
  • Владимир стремится быть лидером во всех делах

Ответ: 4


56 . Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Духовная сфера объединяет науку, образование, искусство, мораль, религию.

Б. Социальная сфера взаимодействует с другими сферами общества.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


57 . Галина предложила Ирине свою помощь в организации праздничного концерта, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Ирина обиделась и не отвечала на телефонные звонки Галины. После возвращения Галины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример

  • противоборство
  • сотрудничество
  • уступка

Ответ: 2


58 . Верны ли следующие суждения о личности?

Б. Личность обладает определёнными качествами, которые общество признаёт важными, необходимыми.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Ответ: 3


59 . Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на общество?

  • предоставление привилегий отдельным сословиям
  • принятие новой конституции страны
  • составление свода законов государства
  • сельскохозяйственная специализация отельных регионов

Ответ: 4


60 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется в общении с окружающими.

Б. Личность характеризуется совокупностью социально значимых качеств.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!