Известные художники которые рисовали натюрморты. Что такое натюрморт? Натюрморт с цветами

В мире прекрасного

(познавательно- творческие встречи)

Что такое натюрморт?

Цель: Познакомить воспитателей с натюрмортом, учить различать типы и виды натюрмортов, упражнять в их составлении.

Искусство несёт в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещами, - а потому является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей. « Только через искусство человек может не узнать, не изучить, а пережить чувствами чужой опыт!» говорит известный художник и педагог Б.М.Неменский. Эстетические чувства многомерны, зачастую противоположно направлены («И смех, и слёзы, и любовь»); они тренируют эмоциональную природу человека, а повторяясь, входят в эмоциональный фонд, обогащая его, делая доступным понимание таких переживаний, с которыми сам человек в жизни ещё не сталкивался, открывая путь приобщения к духовным ценностям.

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства. Её выразительными средствами являются: колорит (цветовое созвучие), рисунок и композиция. С помощью цвета художник может вызвать у зрителей определённое эмоциональное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение.. Рисунком передаются особенности формы и характер образа. Композиция – построение изображения, выделение главного – руководит нашим восприятием изображения.

Натюрморт , как правило, становиться первым живописным жанром, с которым знакомят детей. «Мертвая натура», «неподвижная натура», «спокойная, тихая жизнь» - так переводиться понятие «Натюрморт». Все эти названия условны и не исчерпывают сути жанра. Объясняется это разнообразием объектов изображения в натюрморте, которые подразделяются на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, иногда в сопровождении птиц, мелких зверьков, насекомых) и вещи, сделанные руками человека.

Объекты изображения для художника цены сами по себе: разнообразие их форм, цветосочетаний, фактур, их плотность, мягкость, твёрдость, сочность, влажность, влажность, спелость, изящество и хрупкость восхищают его и вдохновляют на творчество. Художник спокойно, неторопливо, внимательно разглядывает предметы вблизи, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые, разрезанные, разбитые. Всё это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по - новому увидеть знакомые, привычные вещи и оценить их красоту.

Однако не только это является целью художника. Через изображения предметов и объектов растительного и животного мира, выявляя их индивидуальные характеристики, он даёт зрителю возможность увидеть ту роль, которую они играют в жизни человека, показывает особенности быта, взгляды, отношение к миру, присущие людям разных стран и эпох.

Одна из основных тем жанра натюрморта – тема любви к природе, тема её познания и освоения, восхищения изобилием её даров, их красотой и бесконечным разнообразием. Но это не только любование природой, а ещё и прославление человека, который вырастил, собрал, сохранил все эти богатства. Искусствовед К.Г. Черликина пишет о том, что на полотнах Снайдерса за рыбными лавками угадываются неутомимые парусники голландцев, бороздившие моря всего мира, а за пёстрыми грудами плодов на картинах Сарьяна – трудолюбивые руки армянских крестьян. В натюрморте как правило всегда прочитывается тема труда и творчества человека. Действительно, разглядывая предметы, изображённые на картине начинаешь понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, чтобы вырастить овощи, испечь хлеб.

Расцвет натюрморта как жанра наступил в 17 в. Прославили его художники, получившие прозвище «Малые голландцы», то ли за малый размер картин, то ли за «пустяковые» темы, - натюрморт был тогда в новинку.

Больше всего « малые голландцы» любили рисовать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными, роскошными блюдами. Их называли «завтраками»

В то же время в соседней Фландрии художники осваивали другую разновидность натюрморта – «Снедь» На больших холстах они изображали горы дичи, рыбы, фруктов, отчего картины напоминали витрину продовольственной лавки.

Русским художникам пришлись по душе фламандские натюрморты, которые украшали залы Эрмитажа – императорского музея в Петербурге. И русские художники стали учиться у фламандских, подражать им и сочинять такие же большие и красочные картины.

Свои натюрморты русские живописцы на самом деле сочиняли, а не писали с натуры. Посмотрите на картину Легашова «Фрукты». Здесь прямо на земле, под старым берёзовым пнём лежат целые груды плодов и ягод – персики и виноград, яблоки и груши, апельсины и сливы. Слева красуется большая тыква. Тут же мы видим цветущий розовый куст, растущие грибы, ветви деревьев обвивает плющ. Конечно это фантазия! Художник создающий натюрморт, похож на сказочника, только он сочиняет сказку не про людей, а про цветы и плоды.

Очень любили натюрморты художники импрессионисты Франции. Они рисовали не в мастерских, а прямо на улицах Парижа, добиваясь на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета.

Таким образом сложилось два типа натюрморта:

1.Натюрморт , в котором вещи говорят о своём хозяине (его привычке, характере, профессии)

2. Натюрморт , в котором вещи говорят прежде всего сами о себе, своих качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета.

Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средств выразительности, индивидуальную манеру творчества художников.

Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам. Но для работы с детьми это представляется важным. Выделим следующие виды натюрмортов :

Однопорядковый – изображены объекты и предметы одного вида (только овощи, фрукты, цветы)

Смешанный - представлены разнообразные объекты и предметы

Сюжетный – изображены разнообразные объекты и предметы объединённые сюжетным замыслом. К сюжетным можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.

Приобщая детей к художественной культуре общества, знакомя их с натюрмортом как одним из жанров живописи, мы должны учитывать подчинённость интеллекта ребёнка его эмоциональным интересам. Именно эмоциональная отзывчивость открывает ребёнку доступ к пониманию смысла художественного образа, идеи произведения. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах. Поэтому так велика роль взрослого, который своими вопросами обращает внимание детей на средства выразительности натюрморта, учит целенаправленно рассматривать художественную картину, видеть, каким образом с помощью рисунка, цвета, композиции художник передаёт своё настроение, отношение к тому, что изображает.

Знакомить детей с натюрмортом можно начиная уже с младшего дошкольного возраста (4-й год жизни). Отбор художественных картин и содержание бесед о них должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Процесс ознакомления детей с живописью требует то педагогов и родителей большого терпения, неспешности, такта, мастерства и собственного эмоционально – положительного отношения к рассматриваемым произведениям искусства. Следует помнить, что для рассматривания с детьми репродукции художественной картины и беседы о ней необходимо выбрать подходящее время, отключиться от всех бытовых забот создать установку на восприятие произведения искусства, вызвать у детей эмоциональный интерес и соответствующий настрой. Не нужно спешить и рассматривать за «один присест» все произведения сразу. Делайте это постепенно. Предлагая очередную репродукцию, сначала предоставьте малышам самостоятельно рассмотреть её, полюбоваться. Проявите интерес к тому, понравилась ли она им и чем понравилась. Затем начинайте беседу – диалог. Уважительно отнеситесь к чувствам каждого ребёнка; выскажите доброжелательность, радость, если малышу удалось увидеть в картине что – то особенное. В свою очередь расскажите, что порадовало или удивило вас. После рассматривания репродукции поставьте её на видное место, при всяком удобном случае обращайтесь к ней ещё и ещё, каждый раз отмечая и находя что – то новое.

Дети 5-7 лет рисуют натюрморты цветными карандашами, фломастерами, красками. Для изображения вазы или кувшина иногда удобнее использовать силуэты, вырезанные из цветной бумаги. В этой вазе ребёнок рисует красками букет цветов, рядом располагает фрукты и овощи. Такие натюрморты особенно интересны ребёнку тем, что в них сочетается техника коллажа и живописи.

Перед тем, как рисовать натюрморт, можно предложить ребёнку оглядеться вокруг и выбрать те предметы, или растения, из которых можно его составить; спросить у него, почему он выбрал именно эти предметы.

Взрослые могут поставить в кувшин или вазу цветы и предложить ребёнку их рассмотреть, полюбоваться красотой лепестков, листьев.

Попробуйте выполнить следующее задание. Пусть ребёнок возьмёт два яблока и банан. Желательно чтобы яблоки были разного цвета (зелёного и красного), тогда в сочетании с жёлтым бананом они создадут яркую по цвету композицию. Предложите ребёнку сначала полюбоваться натюрмортом, а затем гуашевыми красками нарисовать эту композицию на альбомном листе. Если широкими мазками заполнить всё пространство листа, на цветном фоне получиться красивый натюрморт.

В зависимости от времени года содержание натюрморта меняется и дети находят новые сюжеты для своих картин.

Ознакомление детей с натюрмортом помогает развитию эстетических чувств, образной речи, о чём говорит появление ярких ассоциаций, метафор, сравнений.


Он не только может украсить любое помещение, но и привнести в него особенное философское содержание. Натюрморт – совершенно потрясающая живопись, обладающая очень интригующим свойством, способная остановить и заставить любоваться копиями вещей, на которые обычно не обращаешь внимание. На первый взгляд казалось бы простейшие предметы, изображаемые на картинах, на самом деле несут в себе глубокое смысловое наполнение. Часто не прямолинейное, но ассоциативное или символичное. Как говорится, имеет значение не то, что непосредственно изображено на картине, а то, о чем она повествует. К натюрморту сегодня можно отнести не только полотна, запечатлевшие на себе с помощью приемов живописи окружающие образы, но и собственно , как самостоятельный элемент интерьера, а также искусство фотографии.



Натюрморт «завтраки» - это в основном, композиция из небольшого количества предметов. Они могут быть выполнены из различных материалов: из стекла, керамики или металла. Такой натюрморт не только наполнен смыслом, раскрывающим неразрывную гармоничную связь людей и окружающего их мира, но и наполнен здоровым оптимизмом восприятия жизни. Приметно, как щедра матушка – природа, и какими талантами и трудолюбием обладает человек. Нам тоже под силу украсить свой интерьерный стиль подобными композициями. А можно просто подобрать картину с изображением натюрморта и повесить ее в гостиной.



Невозможно не упомянуть о французском натюрморте , в котором торжествует декоративность придворного искусства. Романтическое настроение натюрморту придавали охотничьи трофеи и цветы. Прекрасно дополнит такой натюрморт интерьер кабинета, прихожей или гостиной.



Натюрморт , требующий знания религиозных традиций и символики, получил название «суета сует» , или «ученый» натюрморт . Этот интеллектуальный вид натюрморта зародился в середине 17 в. в университетском Лейдене и стал очень популярен не только в стране, а и за границей. Рядом с предметами, символами человеческого счастья, мы видим черепа - мистические символы. Они соседствуют то с царской короной, то с рыцарскими доспехами, то с музыкальными инструментами, то с драгоценностями. С сухим шелестом отсчитываются чьи то минуты бытия в песочных часах.



Иллюзионистический натюрморт
обманка (тромплей) . Стал популярен в середине 17 в. В таких натюрмортах используется иллюзионистский прием, искусно создающий обман зрения трехмерного пространства, наподобие современной – объемной или 3D. И еще тогда такой вид натюрморта призван был решать те же самые недостатки интерьера. Родина натрюрмортов, отличающаеся скудной территорией под застройку жилых домов, вынуждала архитекторов отдавать предпочтение этажности. При этом интерьеры ограничивались по площади и представлялись маленькими комнатами и узким лестницами, ведущими наверх. Вынужденной мерой стало совмещение спальни, кабинета и гостиной. Небольшие простенки между окнами украшали маленькие зеркала в рамках, картины или географические карты. Таков был скромный декор интерьера . Поэтому, чтобы как-то зрительно расширить границы замкнутого помещения, голландские мастера в своих картинах разрабатывали перспективу и многоплановость пространства. Причем эта грандиозность могла не отвечать действительности. Зрительно интерьер иллюзорно продолжается на холсте. Художники с особой тщательностью копировали предметы домашнего обихода и давали волю фантазии, когда возникала необходимость в создании эффекта свободных зон. В картинах – обманках благодаря утонченному колориту, эффекту осязаемости, подбору предметов и рационализму композиции, отражался реальный быт образованного населения. Рядом с туалетными принадлежностями могли соседствовать атрибуты для занятий наукой или искусством, или охотничья экипировка. Подобные натюрморты идеальны или небольшой квартиры.





Натюрморт «накрытые столы» тоже вырос из голландской живописи. В городе устраивали банкеты в честь воинов, ведших борьбу за независимость Голландии, и чтобы увековечить память об этих событиях, заказывали художниками портреты. За столом обычно собирались только близкие люди, поэтому сервировка стола была подчинена идее братства и товарищества. Постепенно такие натюрморты стали выражать философию праздника, беззаботного веселья и счастья и его кратковременности. Но с боем часов исчезает наслаждение изысканными винами, роскошными блюдами и вообще радостью жизни, остаются лишь кусочки не съеденного хлеба, ореховая скорлупа да осколки разбитой посуды.



Говоря о натюрмортах в целом, невозможно не упомянуть об особенном жанре натюрморта роскошном натюрморт е. Он обычно наполнен высоко эстетическими чувствами и состоит, в основном, из предметов роскоши и очень оригинальных предметов. Это может быть дорогое старинное красивое оружие, шпаги, украшенные драгоценными камнями, охотничьи трофеи. Дорогая еда - выпечка, сыры, дорогие напитки в драгоценных бокалах из фарфора, стекла или золота, а также фрукты могут составлять роскошный натюрморт. Составят шикарную композицию редкие книги или Библия в дорогом переплете, старинные часы и подсвечники с позолотой с горящими на них свечами.



По технике изображения различают такие виды натюрмортной живописи .

Для создания декоративного натюрморта художник использует стилизованные формы, близкие к орнаменту, но имеющие символическую суть. Ему свойственны яркие контрастные цвета, выразительные силуэты и плоскостность. Плоскостность декоративных натюрмортов прекрасно сочетается с плоскостью стены. Этот жанр искусства способен украсить интерьер помещения, его архитектуру. Картина может быть выполнена в той же цветовой гамме, что и помещение, гармонично продолжая его. А может, наоборот представлять собой яркое пятно, акцентирующее на себе внимание, и этим развивая пространство в каком-то ритме. Оказавшись в такой обстановке, внутренне настраиваешься на ритмичность и музыкальность.

Работая над реалистичным натюрмортом , художник изображает настолько яркие живописные полотна, что их практически невозможно отличить от фотографии. Композиция не перегружена множеством предметов, передает их индивидуальность и максимально приближена к натуре. Каждое цветовое пятно имеет четкий контур и объем и представлено в реальном цвете. Например, украшая интерьер спальни или гостиной, можно самостоятельно составить легкую композицию из любимых цветов. В небольшой вазе или любом другом сосуде достаточно поместить скромный букет, в котором зеленая листва и крупные цветы

с легкой небрежностью переплетаются естественным образом . Прекрасным интерьерным дополнением станут гроздья винограда и сочные яблоки, расположенные на изящной тарелке. Несколько виноградин живописно лежат на белой салфетке или скатерти. Рассматривая подобные натюрморты, как бы ощущаешь аромат и вкус плодов и напитков. Гиперреалистичные натюрморты появились уже в современности. Благодаря открывшимся новейшим технологиям и возможностям выполнения фотографий, стало возможным получение настолько четкого изображения, что создается иллюзия реальной жизни.

Символический натюрморт состоит из предметов, изображенных очень упрощенно, похожих на условные знаки. На скатерти разбросаны фрукты, но создается впечатление, что они вылеплены штукатурной лопаткой. Если подойти близко, то увидим нагромождение разноцветных мазков вместо четкой формы плодов. Однако, отступив, они становятся хорошо узнаваемыми: спелые и сочные, и представляют собой организованную законченную композицию. Очертания предметов органично взаимодействуют с такими же упрощенными красками. Такой натюрморт-интерьер создается не для того, чтобы описать внешний вид вещей, попавших в поле зрения, а чтобы выразить все чувства, ассоциации, ощущения и эмоции, которые они разбудили.

В абстрактном натюрморте все предметы изображены искаженно, практически схематично и далеки от реальности. Все цвета не имеют плавных переходов, а напротив, они имеют резкие геометрические формы.

Настаивает: для своего интерьера, не сдерживайте свою фантазию, дайте волю эмоциям и желаниям. Не только его фотографическое или живописное изображение, но и он сам по себе, как , способен на удивительные вещи – например, неповторимо украсить даже самую непритязательную обстановку.


Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Голландский вариант термина "Натюрморт" - "stilleven" (первоначальный смысл - "неподвижная модель") - возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) натюрморт. С конца 17 в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с натюрмортом цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового натюрморта. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров натюрморта - Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В середине 18 в. возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие натюрморта. Композиционные штампы натюрморта изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы натюрморта определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие натюрморт в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к натюрморту). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в натюрморте крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного натюрморта 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompel"oeil". Подъём натюрморта связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности натюрморта вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в натюрморте француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие натюрморта (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) натюрморта привлекают и мастеров более поздних течений - от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Н. Реалистические традиции Н. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русском натюрморте носит эпизодический характер. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й половине 19 в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращаются И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пластичные Н. мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры[...] 2 .

В 17-18 вв. в северной Европе натюрморт занимал важное место. Вокруг него организовывалось пространство дома, его “разгадывали”, с ним “играли”. Натюрморт принимал самое активное участие в самой гуще изысканной бытовой культуры барокко, рококо, да и классицизма. И лишь с уходом “галантного века” роль натюрморта в быту становится все более орнаментальной и украшательной.

По отношению к живописи многочисленные книги эмблем играли своего рода роль словаря, откуда обильно черпались символы. Так, вслед за эмблематическим искусством, возникает искусство изображения простых, обыденных вещей, наделенных иным, возвышенным смыслом. Возникает искусство натюрморта. Самый крайний реализм здесь естественно сочетается с самым крайним иносказанием, аллегорией. И чем реалистичнее изображены предметы, тем интереснее для зрителя их смысловая загадка. Иногда можно слышать мнение о всяком “соре” который “натащили” в свои картины нидерландские мастера натюрморта XVII-XVIII веков. Но то вовсе не “сор”. Символическое видение обыденных предметов, вовсе не случайно собранных вместе, заставляет говорить о высокой культуре осмысления жизни в Нидерландах, раздираемых религиозными и мировоззренческими спорами.

В XVII веке в Нидерландах было множество мастеров натюрморта. Но, если в самом начале века картины голландских и фламандских мастеров имели больше общих черт, то уже к концу века наметилось их своеобразие. Произведения голландских художников более сдержаны, выровнены по колориту, в них заметно пристальное внимание к деталям, к каждой отдельной вещи. Фламандские же произведения более динамичны, ярки и предметы в них составляют сложную композицию. И это вовсе не “мертвая натура”, но бурлящая жизнь.

Возникают и различные центры натюрморта в Нидерландах. В деловом, буржуазном Харлеме рождались “завтраки”, в аристократическом Утрехте, издавна славящимся разведением цветов, - цветочные букеты, в портовой Гааге - обильные рыбные композиции, в Лейдене (университетском городке) - “ученые” натюрморты (так называемые “Vanitas”, посвященные бренности жизни).

На этих странных картинах предметы, изъятые из реального окружающего пространства, составляли свой необычный и сильно символизированный мир. И в мире том нет случайных предметов. Еще во второй половине XVI века в Праге при дворе императора Рудольфа II, страстно любившего искусство, возникает общество, названное “кругом рудольфинцев”. В него входили ученые и астрологи, алхимики, художники и поэты. Высшей целью здесь считали познание Универсума, его основных законов, извечных связей мира и человека. Очень скоро это общество становится центром нового художественного направления - “маньеризма”. Для “рудольфинцев” нет “незначащих” предметов или явлений. Важен и ход планет, и полет птицы, и движение бактерий под микроскопом (тогда только открытым), и рост простой полевой травы. И слить все это в единой гармонии должен именно художник на своем полотне.

Но поскольку в самом предмете, в его форме, особенностях содержится его смысл, то и передавать предмет на полотне нужно с большой тщательностью. Так закономерно входит в живопись “обманка” - до иллюзии правдивое изображение предмета (обычно это насекомое, либо капли воды), выродившееся уже к концу XVIII века в простое фокусничание.

При этом, даже точное изображение предмета вовсе не читалось однозначно. Наоборот, вещи, намеренно выключаясь из привычного окружения, являли совсем иной, а часто и противоположный смысл. Так, например, натюрморты с драгоценной утварью и изысканными яствами, которые современники относили к типу “роскошных”, чаще “прочитывались” ими как призыв к отказу от излишеств.

Если сравнивать символическое, наполненное прихотливыми смыслами, искусство натюрморта с литературой, то из всех литературных жанров более всего подойдет, пожалуй, лирическая поэзия. Недаром, уже с эмблематикой связана именно поэзия. И недаром, параллельно с расцветом натюрморта, переживает свой подъем в Нидерландах XVII века именно лирическая поэзия (особенно это явно при сравнении натюрморта с, так называемой, “поэзией на случай”, где подробно описывались мелкие детали быта). И как невозможно полностью рационально описать лирическое стихотворение, так не существует ни одного более или менее подробного описания символики конкретного натюрморта. Зрителю предлагается игра - основываясь на реальных свойствах предмета, угадать его символическое значение в композиции составленной художником.

Иногда, правда, художник помогал зрителю. Так на картине Артсена “Мясная лавка” (1551 г.) на первом плане представлен стол ломящийся от различных сортов мяса, рыбы, колбасы. На заднем же плане, в самой глубине, помещена сцена бегства в Египет - бегства от всего этого богатства, несущего неминуемую гибель.

Часто художник прямо включал в картину текст. Непременно это делалось в ученых лейденских натюрмортах “Vanitas” (лат. “пустота, тщетность, бесполезность, ложность, бессодержательность”). Обычными здесь стали цитаты из Библии или из античных авторов, посвященные теме “суеты сует”: “Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой” (из Книги пророка Исаии), “Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет” (из Псалтыри), “Прошедший мимо розы, не ищи ее более” (из Горация). Текст помещался или в красивом картуше, или был тщательно выписан на ветхом листе бумаги (древность становилась синонимом достоверности), или помещен на раскрытой странице старинного тома, или составлял заглавие как бы случайно брошенной книги.

И каждый объект на картине тогда соответствует тексту: роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования, а бабочки и стрекозы - символ спасения души. Постепенно для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности, а королевские регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи - символ угасшей жизни.

Часто в натюрмортах “Vanitas”встречаются “случайные” россыпи старых книг (уже ушдшего времени), измерительные приборы (уже не нужные), флейты и скрипки (“звук их так прекрасен и мимолетен”). Во французских натюрмортах появляются персонажи, пускающие мыльные пузыри - человеческая жизнь уподобляется тончайшим и неверным пузырям. А в Англии, после 1649 года, во многих “Vanitas” появляются портреты казненного Карла I Стюарта - конец этого короля лишь подтверждал мысль о бренности земного счастья и шаткости земной власти.

Очень часто символом бренности служат цветы и травы. Особенно, если цветы и травы - полевые. Помещенные на фоне пустого проема окна они еще более подчеркивают безнадежность. Иногда листья цветов изъедены насекомыми, а рядом разбросаны пустые раковины или орехи.

Собственно цветочные натюрморты разделялись на “гирлянды” и “букеты”. Особенно трудными для понимания являются “гирлянды”. В жанре “гирлянд” писали известные мастера - Я. Брейгель Бархатный, Д. Сегерс, Я.Д. де Хем. Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками - золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми костями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветам поэты посвящали стихи.

Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным, чаще всего - это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославительное значение. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима (“все меняется, неизменной остается лишь добрая память”).

Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.

Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. Эта композиция восходит к одной из известных эмблем: кубок с широкой чашей, наполненной вином, в которой плавает цветочный венок. Надпись гласила: “Что не думаешь об участи смертных?” Так торжественная гирлянда по смыслу смыкалась с “Vanitas”.

Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.

Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности - сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре - символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.

Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего, это пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо - традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.

В середине XVII века особое распространение получили натюрморты с изображениями пресмыкающихся и земноводных. Их наличие в натюрморте опровергает его значение как “мертвой природы”. Скорее сюда подходит Нидерландское его название - “stilleven” (“тихая, недвижная жизнь”).

Чаще других их составляли итальянские живописцы. Но и у голландцев встречаются ящерицы и змеи, ползающие в жесткой траве. Это вовсе не пристрастие живописца к пресмыкающимся. Просто змея издавна была символом коварства и зла, а трава - хрупкого человеческого существования. Часто при этом в траве помещали привлекательные ягоды - “удовольствие таит в себе зло”. Мыши, лягушки, ежи также считались дьявольскими животными и часто изображались вместо змеи. Излюбленным анималистическим сюжетом стало изображение змеи, хватающей бабочку. Так зло поглощает всякую надежду на спасение.

Большую же часть представителей натюрмортной фауны составляют насекомые. Важное значение здесь имеет традиционное представление о трех этапах бытия (земное существование, смерть, посмертная жизнь души). Наиболее ярким воплощением этих представлений в натюрмортах стало изображение гусеницы, куколки и бабочки. Так изображение бабочки, готовой вспорхнуть с раковины, однозначно “читалось” как “душа, покидающая бренное тело”. Такую же антиномию жизни-смерти изображала бабочка рядом с гусеницей или улиткой. Муха или паук считались символами зла, смерти, греха, скупости. Потому муха, сидящая на яблоке или персике традиционно ассоциируется с темой грехопадения.

Из животных побольше, белка, например, символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага. Но иногда, она же могла представлять и легкомыслие. Заяц - “ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости, пужливости, страха”. Раки или омары - превратность мира, но и мудрости, благоразумия, медленности. Часто встречается изображение попугая. Вопреки распространенному мнению, в Средневековье эта птица уподоблялась праведникам и символизировала красноречие, благодарность, или представляла верующего. Обезьяна же воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки и символизирующее различные пороки, грешника и даже самого дьявола. Она же, привязанная или прикованная - пристрастие к порокам и мирским делам. Если же обезьяна смотрелась в зеркало - это воспринималось как изображение суетности.

Нередко в натюрмортный мир заходит кошка. За положительные качества этого животного - ловкость и стремление к свободе - его часто посвящали Богоматери (особенно с полоской в виде креста на спинке). Но обычно этот зверек ассоциировался с темными силами, магией. Уже в Средние века кошка символизировала дьявола, а мышь - душу, постоянно подвергающуюся опасностям. В Новое время кошка, особенно подцепившая когтями большой кусок мяса, устойчиво напоминала о плотских наслаждениях. Потому так характерны (особенно для Снейдерса и его школы) изображения кошек, обезумевших при виде стола, заваленного рыбой и дичью. Собака же, наоборот, как антипод кошки - верный страж, который старается отогнать вороватого зверька от обильного стола.

Многочисленные золотые и серебряные вещи (вазы, кубки, декоративные изделия), как и символы власти (королевские венцы, скипетры), бесспорно принадлежат в натюрмортах кругу смерти. Искреннее любование изысканными редкостями прекрасно сочетается у художника с морализаторством. Иногда, особенно в поздних натюрмортах, попадает в поле зрения живописца и мелкая скульптура. Это, несомненно, поле мифологических персонажей. Согнувшийся под тяжестью часов сатир - время, побеждающее дьявольское, плотское начало в человеке; разувающийся Меркурий - успокоение от суетных земных забот и т.д. 3 .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!