Подписание североатлантического договора. Группа быстрого реагирования

Организация Североатлантического договора была учреждена 4 апреля 1949 г. Вашингтонским договором. В официальной церемонии его подписания приняли участие лидеры США, Великобритании, Франции, Канады, Италии, Португалии, Бельгии, Нидерлан-дов, Люксембурга, Дании, Исландии и Норвегии. Основатели НАТО подчеркивали, что союз основан в соответствии с 51-й статьей Устава Организации Объединенных Наций.

НАТО обеспечивает военно-политическое взаимодействие 26 стран: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Соединенных Штатов Америки, Словакии, Словении, Турции, Франции, Чехии, Эстонии.

В соответствии с провозглашенными политическими целями альянс представляет собой трансатлантическое партнерство между европейскими членами НАТО, Соединенными Штатами Америки и Канадой, направленное на подцержание мира и стабильности в Евроатлантическом регионе. Прежде всего это политическое партнерство с опорой на общее планирование обороны, военное сотрудничество, а также сотрудничество в экономической, научной, экологической и других сферах. В годы холодной войны НАТО основное внимание уделяла развитию и обеспечению собственной доктрины коллективной безопасности. В последние годы главную сферу своего внимания она формулирует как «укрепление стабильности в Европе посредством сотрудничества и разработки средств коллективного регулиро-вания кризисов и поддержания мира».

Североатлантический договор представляет собой весьма простой документ. Государства-члены берут на себя обязательство поддерживать и развивать, как индивидуалыно, так и коллек-тивно, свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования. Предусмотрено проведение консультаций между государствами-членами в случаях, когда одно из них усматривает угрозу своей безопасности. Подчеркивается принципиальная важность широкого процесса консультаций и разъясняются причины проведения союзом миссий, направленных на углубление безопасности в Евроатлантическом регионе в целом.



В статье 5 говорится о праве на коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. Отмечается, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов НАТО будет рассматриваться как нападение на них всех.

Статья 10 оговаривает, что другие европейские государства, способные развивать принципы Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, могут быть приглашены в НАТО. В других статьях говорится, что каждая из стран также обязуется вносить вклад в развитие мирных и дружественных международных отношений различными путями, включая укрепление своих свободных институтов и развитие условий, способствующих стабильности.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 г. Как отмечают историки НАТО, это было сделано в ответ на военные действия на Корейском полуострове, начавшиеся в июне 1950 г. Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и странами советского блока (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). Ликвидация в 1949 г. атомной монополии США привела к резкому усилению соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х гг. и средств доставки его к цели СССР направил усилия на установление военно-стратегического паритета с США, который сложился на рубеже 60-70-х гг. XX в.

Гражданская надстройка НАТО была создана на основе реше-ний, принятых на саммите в Лиссабоне 20-21 февраля 1952 г. В это же время был создан Секретариат, который принял на себя политические функции. В1956 г. была образована верховная тройка - Великобритания, Франция, США, которую чаще называют ядерной тройкой.

10 марта 1966 г. из военной части НАТО выщла Франция, не покидая при этом полностью его структур. 1 апреля 1967 г. из Франции были выведены войска НАТО. В 1974 г. военную часть договора НАТО покинула Греция.

Политические изменения 90-х гг. XX в. в Европе вызвали необходимость нового самоопределения и заявлений НАТО поповоду задач и стратегии альянса:

Лондонская декларация «Североатлантический альянсв процессе перемен» (1990 г.);

Римская декларация о мире и сотрудничестве и новая Страте-гическая концепция Североатлантического союза (1991 г.);

Заявление Совета НАТО в Брюсселе (1994 г.) о программе «Партнерство во имя мира»;

Вашингтонская декларация (1999 г).

Важные положения относительно будущего Организации были также зафиксированы в итоговых документах Пражского (2002 г.) и Стамбульского (2004 г.) саммитов.

По мнению политического руководства НАТО, с 1989 г. обстановка в Европе изменилась. Основную опасность для альянса представляет не столько возможность нападения на одну из стран-членов, сколько проявления нестабильности (экономические, социальные и политические трудности, этнические конфликты, территориальные споры, распространение оружия массового уничтожения и баллистических ракет, нехватка жизненно важных ресурсов, международный терроризм).

Современная Стратегическая концепция НАТО опирается на глобальную взаимозависимость и неделимость безопасности альянса. Она определяет основополагающие задачи, включая поддержание трансатлантических связей и глобального стратегического равновесия в Европе, и фиксируеттри основных элемента обеспечения безопасности: диалог; сотрудничество; поддержание коллективной обороноспособности.

Основным принципом деятельности альянса остаются совместные действия и всестороннее сотрудничество на основе упомянутого принципа неделимости безопасности всех его членов. НАТО является частью системы международной безопасности в Европе, служит трансатлантическим форумом консультаций между союзниками, а в последние годы и с участием стран, не входящих в альянс.

Современную ориентацию и основные задачи НАТО определили Римская и Вашингтонская декларации. В них утверждается, что новые проблемы могут быть решены не одним, а комплексом институтов, связывающим государства Европы и Северной Америки; заявляется, что альянс работает в рамках новой системы безопасности, в пределах которой НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы должны дополнять друг друга. Кроме того, развивается и институционалыно закрепляется система консультаций и сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы.

В 1994 г. Североатлантический совет объявил о начале программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), призывающей к совместному осуществлению новых политических и военных задач.

Провозглашалось, что новая политика проводится в целях обеспечения свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН, совместных действий и всестороннего сотрудничества для укрепления безопасности государств-членов, обеспечения справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства.

В соответствии с Вашингтонским договором 1949 г. зоной попечения НАТО является любая часть Европы или Северной Америки, острова, которые находятся под юрисдикцией стран НАТО, североатлантическая часть мирового океана к северу от тропика Рака.

Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана система механизмов, посредством которых осуществляется деятельность стран-членов, начиная с согласования политики участников союза на международной арене и заканчивая подготовкой к бое-вым действиям в случае войны.

С окончанием холодной войны угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток- Запад была практически снята. Это означало, что военный альянс утратил свой смысл, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся сзадачей адаптации к новым обстоятельствам, переосмысления своей роли в новыхусловиях. Процесс переустрой-ства альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

В НАТО происходит определенное снижение военной активности. Хотя традиционная задачә организации коллективной обороны сохраняется в качестве основной, масштабы военных приготовлений сократились. Уменьшена численность вооруженных сил, некоторая ихчасть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента. В рамках перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.

На первом этапе перестройки НАТО акцент был сделан на усиление невоенных функций. Новая Стратегическая концепция Североатлантического союза особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решении Брюссельского саммита НАТО (1994 г.) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклада в обеспечение стабильности и безопасности в Европе во взаимодействии сдругими структурами, действующими на континенте.

Прилагаются усилия для укрепления альянса как инструмен-та стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам. В 1994 г. официально был одобрен курс на формирование «европейской идентичности в области безопасности и обороны» в рамках НАТО. Принята концепция «объединенных совместных оперативных группировок», которые могут выделяться из состава НАТО в качестве «отделимых, но не отдельных сил» для операций, осуществляемых европейскими членами альянса без участия США.

Взят курс на установление широких контактов и развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) - консультативный форум, включивший в свой состав наряду с государствами НАТО постсоциалистические стра-ны, а затем и государства, возникшие на территории бывшего СССР. ССАС, где страны-члены представлены, как правило, министрами иностранных дел, имеет целью развитие диалога, консультаций и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности. Его задача - формирование «истинного партнер-ства» между Североатлантическим блоком и государствами Цент-ральной и Восточной Европы, а также обеспечение прочного ми-ра в Европе. Совет занимается оборонным планированием, разработкой концептуальных подходов к контролю над вооружениями и концепций отношений между гражданскими и военными структурами, согласованием норм воздушной навигации, конверсией оборонного производства, участвует в научных и экологических программах НАТО («Третье измерение») и т.д. В 1997 г. ССАС был заменен Советом евроатлантического партнерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совместного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европейс-кой безопасности.

Как уже отмечалось, в январе 1994 г. на брюссельской встрече на высшем уровне инициирована программа «Партнерство ради мира». Она сконцентрирована на сотрудничестве, связанном с военными вопросами, и направлена на те государства ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание парт-нерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности. В январе 1994 г. государства - участники бывшего ССАС и другие страны - члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе были приглашены присоединиться к странам НАТО в рамках этой программы. Программа ПРМ основана на базе двусторонних отношений между НАТО и каждой из 27 стран, присоединившихся к ПРМ. Партнеры могут самостоя-тельно определить уровень и направление сотрудничества с НАТО, например, в вопросах политики и безопасности, обороны, управления кризисами, вопросах, касающихся региональных проблем, нераспространения ядерного, биологического, химического оружия, борьбы с международным терроризмом, оборонно-го планирования, бюджета, оборонной политики и стратегии, влияния безопасности на экономическое развитие. Участники ПРМ: Албания, Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Финлян-дия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Бывшая Югославская Рес-публика Македония, Молдова, Россия, Швейцария, Швеция, Тад-жикистан, Украина, Узбекистан. Все члены ПРМ являются также членами СЕАП.

Гражданская структура включает Североатлантический совет, Постоянный совет, Комитет военного планирования, Группу ядерного планирования, другие комитеты и генерального секретаря.

Североатлантический совет (САС) является высшей политической инстанцией альянса и венчает гражданскую часть институциональной структуры НАТО. Его сессии проводятся дважды в год на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел и постоянных представителей в ранге послов, поддерживаемых политическим и военным штабом. Обсуждаемые темы касаются всех аспектов деятельности организации, актуальных вопросов, а также докладов и рекомендаций, под-готовленных различными комитетами. Политические консультации распространяются на внешнеполитические вопросы без ограничения рамками территории НАТО.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет планирования обороны (КПО). Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса - структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые с его точки зрения необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т.д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета , который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет , состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. При нём созданы три верховных командования, а именно:

1. Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзных войск;

2. Командование Атлантического океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;

3. Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.

Группа ядерного планирования (ГЯП). Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета планирования обороны, проводят регулярные заседания в рамках ГЯП, где обсуж.дают вопросы развертывания и обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, контроля над вооружениями, распространения оружия массового поражения. Ядерная политика Североатлантического союза постоянно анализируется, и решения о ее изменении или адап-тации в свете новых событий принимаются совместно с последующим обновлением или видоизменением процедур планирования или консультаций.

Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.

Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников . В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

§ Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;

§ Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира - г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

1. Восточная Атлантика,

2. Западная Атлантика,

3. Южная Атлантика,

4. Ударный флот,

5. Союзное командование подводными кораблями.

Военному комитету помогает Международный военный штат , состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырёхзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.

Встречи министров обороны. На первой встрече было принято решение об углублении диалога и сотрудничества путем организации семинаров и коллоквиумов, в том числе по вопросам оборонной политики, роли конституционных основ в деятельности вооруженных сил в гражданском обществе, стратегии по вопросам реструктуризации вооруженных сил, а также по вопросам ликвидации ущерба, нанесенного окружающей среде воен-ными структурами.

Кобрдинационный комитет по проверке НАТО, состоящий из представителей министерств иностранных дел и обороны, координирует действия членов НАТО по реализации соглашений оразоружении и контроле надобычными вооружениями. Комитет создает рамочные условия для регулярного обмена мнениями и отвечает за сотрудничество с государствами-партнерами.

Сотрудничество в сфере вооружений находится в компетенции Конференции национапьных директоров по вооружению, которая изучает политические, экономические и технические аспекты разработки и закупки вооружений для НАТО. В 1993 г. директора рекомендовали зльянсу расширить сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы на сферу за-купки материалов для оборонного сектора.

Гражданские и военные организации, связанные с НАТО, работают в различных сферах (изучение и развитие воздушного сообщения, стандартизация, связь и информация, метеорология и др.).

Военная академия НАТО в Риме была создана в 1951 г. для переподготовки офицеров и служащих с целью-использования их в НАТО. С 1991 г. право слушать лекции имеют офицеры и служащие стран - партнеров по Совету североатлантического сотрудничества.

Ассоциация Атлантического договора в Париже ставит сво-ей целью укрепление солидарности народов в сфере ответствен-ности НАТО путем развития их отношений и углубления сотрудни-чества, разъясняет населению деятельность НАТО.

Сееероатлантическая ассамблея, межпарламентская организация государств - членов НАТО, предоставляет европейским и американским парламентариям возможность для обсужде-ния вопросов, представляющих взаимный интерес. С 1955 г. она действует как форум законодателей западноевропейских и севе-роамериканских стран - участниц НАТО. В 1990 г. на Лондонской сессии были приняты решения по развитию сотрудничества с парламентами Центральной и Восточной Европы. Парламентариев стран Центральной и Восточной Европы пригласили в ка-чествеассоциированныхчленов. В последующем 15 новыхде-мократических государств из бывшего восточного блока были приглашены в качестве ассоциированных делегаций; это означает, что они могут участвовать в работе ассамблеи и ее дебатах. Договор 1949 г. не предусматривает создание консультативной парламентской организации, однако развитие политического измерения НАТО показало необходимость организованного парламентского сотрудничества.

Главные цели ассамблеи - информирсвание и обеспечение политического консенсуса. Это позволяет законодателям альянса высказывать национальные озабоченности и проблемы, информировать друг друга о различных вопросах, обсуждать региональные перспективы. Делегаты ассамблеи избираются своими парламентами в соответствии с национальными процедурами. Ассамблея собирается два раза в год на пленарные сессии: четырехдневную весеннюю и пятидневную осеннюю. Встречи проводятся в национальных столицах на ротационной основе по приглашению национальных парламентов.

Штаб объединенных вооруженных сил - постоянные представители генеральных штабов стран.

В 1969 г. был создан Комитет министроз обороны; в 1976 г. -Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат.

С 1962 г. Албания прекратила участие в работе ОВД, а в 1968 г, вышла из него.

1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства-участники подлисали протокол о прекращении действий Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и других дополнительных актов.

создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. 1 Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопас­ности всех членов политическими и военными средствами в соот­ветствии с целями и принципами Устава ООН. Организация на­мерена предпринимать совместные действия и осуществлять все­стороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов. НАТО призвана обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. В соответствии со ст. 4 Североатлантическо­го договора НАТО служит трансатлантическим форумом для про­ведения союзниками консультаций по любым вопросам, затраги­вающим жизненно важные интересы его членов, включая собы­тия, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники Североатлантического договора обязуются разре­шать все международные споры мирными средствами таким пу­тем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих меж­дународных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение про­тив всех стран блока.

Процесс политических изменений в Европе (роспуск Органи­зации Варшавского Договора, объединение Германии, распад со­циалистической системы и СССР и т. д.) обусловил необходи­мость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации «Североат­лантический альянс в процессе перемен» (1990 г.), Римской декла­рации о мире и сотрудничестве 1991 г., Новой стратегической концепции альянса 1991 г., Заявлении Совета НАТО в Брюсселе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Россия участвует в данной программе.

В частности, Римская декларация Сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г. предлагает министрам иностран­ных дел Болгарии, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Польши, Румынии и России проводить ежегодные встречи с Североатлантическим советом и комитетами НАТО, включая политический и экономический комитеты.

Документ, принятый главами государств и правительств НАТО 11 января 1994 г., касается процедуры учреждения программы «Партнерство во имя мира». Эта программа, осуществляемая под руководством НАТО, создает условия для формирования новых отношений в сфере безопасности между НАТО и его партнерами во имя мира. На основе приверженности целям «Партнерства во имя мира» члены НАТО будут развивать вместе с другими госу­дарствами процесс планирования и исследований в целях заклад­ки основы для выявления и оценки сил и мощностей, которые могут быть предоставлены ими для международной боевой подго­товки, учений и операций во взаимодействии с силами НАТО. Го­сударства - члены организации намерены содействовать военной и политической координации в штаб-квартире НАТО в целях обеспечения руководства и управления соответствующей деятель­ностью на основе партнерства с другими государствами, включая планирование, боевую подготовку, учения и разработку доктрин. НАТО будет проводить консультации с любым активным участни­ком партнерства, если этот партнер сочтет, что существует прямая угроза его территориальной целостности, политической независи­мости или безопасности.


Руководящими органами НАТО являются Североатлантиче­ский совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, По­стоянного военного комитета и Международного военного штаба. В НАТО входят 26 государств. Исландия, не имеющая собст­венных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Исландия имеет статус наблюдателя в Коми­тете военного планирования. Испания не участвует в интегриро­ванной командной структуре НАТО, однако является полноправ­ным членом Североатлантического совета, Группы ядерного пла­нирования, Комитета оборонного планирования и Военного комитета. Франция в 1966 г. вышла из интегрированной военной структуры НАТО.

В конце марта 1999 г. авиация НАТО напала на суверенную Югославию. Были убиты и ранены мирные жители, разрушены мосты, дороги, жилые дома, памятники культуры. Нападение НАТО на Югославию вернуло мир к законам джунглей и является грубым нарушением Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., а также Основополагающего акта Россия - НАТО 1997 г. (см. да-пее) и представляет собой бесспорный факт агрессии.

На юбилейном саммите НАТО в апреле 1999 г., посвященном 50-летию образования этой организации, принята новая стратеги­ческая концепция НАТО. В ней провозглашается «право» альянса и проведение военных операций за пределами территории стран - членов НАТО, причем в случае необходимости - без мандата ООН, и Совета Безопасности. Эта агрессивная стратегия «обосновывается» тем, что будто бы «права человека» и «нормы демократии» являются более значимой категорией, чем государственный суверенитет.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреп­лены в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Орга­низацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Со­гласно разделу I этого документа Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим принци­пам:

Развитие на основе транспарентности прочного, стабиль­ного, долговременного и равноправного партнерства и сотрудни­чества с целью укрепления безопасности и стабильности в Севе­ро-Атлантическом регионе;

Признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной эко­номики играют в развитии общества;

Отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащимся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципам, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях;

Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заклю­чительном акте и других документах ОБСЕ;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами ООН и ОБСЕ;

Поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасно­сти ООН или под ответственностью ОБСЕ.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Основополагающим актом, разработки общих подходов к евро­пейской безопасности и политическим вопросам Россия и НАТО создали совместный постоянный Совет Россия - НАТО. Цен­тральной задачей этого органа будет формирование более высоко­го уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и со­трудничества между Россией и НАТО.

Положения упомянутого Акта не дают России или НАТО пра­ва вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права сторон этого документа при­нимать решения и действовать самостоятельно.

Основополагающий акт определяет области консультаций и сотрудничества (безопасность и стабильность в североатланти­ческом регионе, предотвращение конфликтов, совместные миро­творческие операции, вопросы контроля над вооружениями, кон­версия оборонной промышленности, борьба с терроризмом и т.д.).

В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или его ядерную политику.

Основополагающий акт применяется с даты его подписания. Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе.

1949
Болгария 2004
Великобритания 1949
Венгрия 1999
Германия 1955
Дания 1949
Испания 1982
Исландия 1949
Италия 1949
Канада 1949
Латвия 2004
Литва 2004
Люксембург 1949
Нидерланды 1949
Норвегия 1949
Польша 1999
Португалия 1949
Румыния 2004
Словакия 2004
Словения 2004
США 1949
Турция 1952
Франция 2009
Хорватия 2009
Чехия 1999
Эстония 2004

Греция – вступила в 1952, вышла в 1974, сохранив представительство в ряде органов НАТО.
Франция – вступила в 1949, вышла из военной организации НАТО в 1966, но продолжала принимать участие в деятельности его политических органов. В 2009 снова вступила в НАТО.

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000). После теракта 11 сентября 2001, когда в Нью-Йорке были уничтожены небоскребы Всемирного торгового центра, в НАТО была создана специальная структура по борьбе с терроризмом. Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельцины м и главами государств и правительств стран НАТО. Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья – Алжиром , Египтом , Израилем , Иорданией , Мавританией , Марокко и Тунисом .

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

Более подробно с принципами союза, его деятельностью и основополагающими документами можно ознакомиться на сайте www.nato.int.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Североатлантический договор

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО НА УРОВНЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ В ЛИССАБОНЕ 20 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

Мы, главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО на встрече сегодня в Лиссабоне заявили, что мы начали новый этап сотрудничества, ведущий к подлинному стратегическому партнерству.

Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте , Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана. Мы будем работать в направлении достижения подлинно стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов , которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения. Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН - дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов. Мы решительно поддерживаем восстановление жизнеспособности и модернизацию режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовы продолжить диалог по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, представляющим интерес для СРН. Мы приветствуем заключение нового Договора о СНВ и рассчитываем на его скорейшую ратификацию и вступление в силу. Государства-члены СРН преисполнены решимости добиваться укрепления мира для всех и создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Сегодня мы одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности 21 века , над которым начали работать год назад. У нас важные общие интересы, и мы сталкиваемся с общими вызовами. На этой основе мы определили конкретные мероприятия практического сотрудничества.
Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО ТВД. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран-членов СРН в июне 2011 года.

Мы подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и по укреплению мира и стабильности в регионе. В этом контексте особую ценность имеют обновленные договоренности по дальнейшему облегчению железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ через российскую территорию. Основываясь на успехе работы проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров, мы приветствуем включение Пакистана в качестве страны-участницы проекта наряду с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Мы также договорились о расширении проекта для того, чтобы обеспечить дальнейшее прямое содействие укреплению профильных государственных структур в тесном взаимодействии с правительствами, направляющими сотрудников на обучение. Помимо этого, для содействия более эффективному использованию вертолетного парка военно-воздушными силами Афганистана мы также дали поручение о создании в 2011 г. целевого фонда СРН для обеспечения технического обслуживания вертолетов.

СРН будет укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ 1, противодействие террористическим угрозам гражданской авиации2 и обмен информацией по вопросам терроризма. Российская Федерация подтвердила свою заинтересованность в возобновлении поддержки контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

Поскольку пиратство и вооруженный разбой на море по-прежнему представляют значительную и возрастающую угрозу безопасности морского судоходства, государства-члены СРН расширят существующее сотрудничество на тактическом уровне, в том числе путем проведения совместной подготовки и учений.

Улучшение наших отношений будет помогать решению вопросов, по которым наши взгляды расходятся. Основываясь на нашей общей повестке дня сотрудничества, мы, главы государств и правительств стран-членов СРН, договорились о дальнейшем расширении и углублении диалога и практического сотрудничества между Россией и НАТО, а также наращивании партнерства Россия– НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

1. Проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ (СТАНДЕКС)
2. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП)

Понедельник, Август 27th, 2012 |

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Название:

Организация Североатлантического договора, НАТО, NATO

Флаг/Герб:

Статус:

региональный военно-политический блок

Структурные подразделения:

Североатлантический совет, Комитет военного планирования, Группа ядерного планирования, Военный комитет

НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных Центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО - межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением и национальным командованием до тех пор, пока не возникнет необходимости в их выделении целиком (или частично) для решения определенных военных задач под общим НАТОвским командованием. Финансирование обучения и содержания национальных контингентов осуществляется за счет бюджета соответствующих государств. Они же несут все расходы по содержанию своих представительств при НАТО, выплачивают жалованье офицерам, прикомандированным к штаб-квартире альянса. Жалованье гражданских служащих выплачивается из бюджета НАТО. Все программы НАТО финансируются совместно теми государствами, которые в них участвуют.

Деятельность:

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

Согласно заявлению заместителя Министра иностранных дел России С. Рябкова, сделанному в марте 2009 года: «анализ деятельности альянса… позволяет нам констатировать повышенное внимание со стороны блока к проблемам вне традиционной зоны географической ответственности. По сути, это претензия на глобальную роль… НАТО за последние годы в практическом плане ведет активную деятельность далеко вне своей зоны ответственности и географических границ». Он также отметил, что «во многих натовских документах, особенно после бомбардировок Югославии, критерии применения силы формулируются достаточно расплывчато. В сочетании с претензией на глобальную роль данное обстоятельство не может оставаться вне поля нашего внимания и анализа».

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Официальные языки:

английский, французский

Страны-участницы:

Бельгия, Албания, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония

История:

Военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Стратегии кризисного реагирования НАТО в условиях международной политической оттепели в 1990-е годы. НАТО: кризис институциональной идентичности. Стратегическая концепция НАТО. Россия и антикризисная стратегия НАТО в свете конфликта в Косово.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2006

    Демонтаж социалистических систем в странах Центральной Восточной Европы и распад Советского Союза. Отличие Украины и Грузии от западных Балкан. Барак Обама и новая администрация США. Курс расширения присутствия НАТО на постсоветском пространстве.

    реферат , добавлен 18.01.2009

    Роль и значение мусульманских стран в современных международных отношениях. Реакция исламского мира на террористические акты. Причины разногласий НАТО и исламского мира. Антитеррористические операции НАТО. Партнерство НАТО с Большим Ближним Востоком.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2016

    Погляд вчених на історію входження Іспанії в НАТО. Початок обговорення питання вступу Іспанії до НАТО в 1981 р., формування опозиції та формулювання основних положень при вступі країни до Альянсу, проведення референдуму та ускладнення внутрішніх проблем.

    презентация , добавлен 11.03.2016

    Основа современной антикризисной стратегии НАТО, ее трансформация после распада СССР. Преобразование ряда положений Новой стратегической концепции, эффективные методы "управления кризисами". Особенности политики НАТО по отношению к России, ее значение.

    реферат , добавлен 27.09.2009

    Расширение на восток как геополитическая ошибка НАТО. Принятие Грузии и Украины в Североатлантический альянс, втягивание Украины в НАТО как нарушение обещаний США перед Россией. Напряженность и антагонизм на восточной границе и внешняя политика Ющенко.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2010

    Відносини між Україною та НАТО: вибір між європейською інтеграцією та позаблоковим статусом. Ставлення партій та блоків в парламенті до вступу у НАТО. Перемога пронатовських сил на виборах 2004 р., основні доводи влади щодо необхідності вступу до НАТО.

    реферат , добавлен 12.09.2009

    Возникновение и развитие конфликтов и их связь с этноисторическими, политическими и экономическими составляющими. Обобщение основных политических целей командования НАТО в ходе реализации операций. Стратегия и тактика применения вооруженных сил НАТО.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!