Презентация на тему: " русские поэты xx века о родине, родной природе и о себе." — транскрипт. И крепкий запах молодой березы, Травы и хвойных игл, когда порой, Как робкие, беспомощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной. отправлен в концлагерь, о


Основная тема выпуска — это стихотворения о Родине русских поэтов.
Несомненно, что стихи о родном крае, родной природе или о месте, где мы с Вами родились и выросли, будут очень интересны каждому гражданину нашей великой страны России.
На данной страничке мы предлагаем Вам ознакомится с замечательными стихами о Родине, Руси, России написанными великими русскими поэтами разных временных эпох, приятного чтения и любите Россию:

Он основал дружбу с Юозасом Науялисом, который продолжал свою жизнь. Разрешено освобождение стихотворения Среди болей почестей и, возможно, голосов Весны, где есть спасение? Санкт-Петербург: между духовной академией и литовским обществом. Его заботой и инициативой в Академии является создание кафедры социологии. Расейнискиу, которой принадлежит стихотворение «Поэзия». В Литве: дальнейшая академическая и духовная карьера.

Была проведена интенсивная работа: сочинение стихов, поэзия, позднее драматургия, подготовка новых публикаций для предыдущих работ. Кауне, похороненным в склепе собора. Коллекция «Весенние голоса». Литературная история и критика: «Краткий обзор литовской литературы», «Краткая история всеобщей литературы»; Вспоминая Симонаса Даукантаса, он написал популярную историю «Истории о литовском пути». Он также написал ряд публикаций по богословию и богословию.

Стихотворение — «Руси».
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся - далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.

Миуса, Сюлия Приудом, поэзии Билханаса, гимнов Ригведы. Где поля, темные леса зарываются, литовский хлыст дымит; Обручальные топоры, Кавалерия острый и конский бальзам. Из пруссаков, как крылья облаков, дым поднимается в небо; Это огненный огонь. Дневной свет: пламя и рос, а также дворцы.

Среди чистых - широкие, не избивающие зверей; О нет! Это вдова литовцев: плачут ли они за сына, или вы бесполезны, иначе они не потеряются, когда они умрут? Крестоносцы долгое время были потрепаны гостями. Посетители через Литву привлекают; Жажда чести, когда приходит рассвет, из, кто вообще не хочет.

Стихотворение — «Гой ты, Русь, моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Литовцы стекаются в Кауну через Нямуна, когда они говорят разведку; Жители деревни кричат ​​в бою, кричат ​​литовцы. Пронесся только огонь пожаров по всей Литве. Затмение неба Могучая плотная молния; Разочарование гостей. Пасмурная ночь Чтобы показать вам крики; Только сотни тел, Взятые странные, Долго, долго отдыхают.

Любовь к твоим овинам у жнивья

Теперь ужасная ночь, и это не сумасшествие! Даже мужчины догоняют образец: Быть старыми казаками гигантов, а иногда даже выпадать. Во времена русского модернизма, так называемый Серебряный век, поэты - символы, акмейсты, футуристы - занимали позиции на переднем крае общественных споров о современном искусстве. В России эти процессы были прерваны тоталитаризмом Сталина. В советские времена наиболее интересные процессы имели место в литературе самообучения. Однако, когда они расслабляли режим в Советском Союзе, поэты вновь оказываются в центре культурной и общественной жизни, если их можно назвать так: в семидесятые годы голоса «официальных повстанцев» устремились от ораторов к оффшорным стадионам.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Кстати, оппозиционная интеллигенция также считала, что поэт может быть народной совестью и голосом. И поэт считался национальным значением в советские времена, возможно, из-за культа героя как тоталитарной пропаганды. Сегодня некоторые литературные критики злятся: в России нет цензуры, но где стихи исчезли? Другие говорят: есть хорошие поэты, нехватка рынка. После публикации первых книг авторы оказались в центре внимания общественности и полемики. Поле влияния также изменилось: европейские модели наибольшего влияния на поэзию российского золота и серебра.

Стихотворение — «О верю, верю, счастье есть!..».

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

Современная русская поэзия находится в гравитационном поле американской поэзии. Поэты ищут свое место в области инерционной и оборонительной русской культуры и часто занимают крайние позиции, например, Кирилл Медведев полностью прекратил игру: запретил публикацию его работы и отказ от прав интеллектуальной собственности. И Дмитрий Водеников, с помощью своих рук, получает институциональную поддержку, чтобы восстановить парадигму героя героя и публиковать свои стихи в блестящих журналах. Веб-сайт Воденикова может стать первым шагом в возвращении статуса знаменитости поэта.

Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.

Стихотворение — «К отечеству»

Сыны отечества клянутся!
И небо слышит клятву их!
О, как сердца в них сильно бьются!
Не кровь течет, но пламя в них.
Тебя, отечество святое,
Тебя любить, тебе служить -
Вот наше звание прямое!
Мы жизнию своей купить
Твое готовы благоденство.
Погибель за тебя - блаженство,
И смерть - бессмертие для нас!
Не содрогнемся в страшный час
Среди мечей на ратном поле,
Тебя, как бога, призовем,
И враг не узрит солнца боле
Иль мы, сраженные, падем -
И наша смерть благословится!
Сон вечности покроет нас;
Когда вздохнем в последний раз,
Сей вздох тебе же посвятится!..

Однако наиболее интересны те поэты, которые не подавляются воспоминанием о роли поэта-пророка, который доминировал в русской литературе за последние несколько сотен лет. Основным источником поэзии в России стал Интернет по различным социально-экономическим причинам.

Большинство авторов в последнее время бесплатно публикуют свои книги и отдельные стихи в Интернете. Поэзия - это познавательная деятельность, извлечение новых значений, процесс истины. Оценивая поэта, мы сначала пытаемся понять, есть ли значительная прибыль в его работе. Главным течением Бронзового века русской поэзии является большой поток посткоммунизма, протекающий между линиями концептуализма и метафорикализма. Самые известные русские поэты, следуя традициям Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама, воспитывают традиционное понятие лирического мышления как глубокого философского человека и его место в мире.

Стихотворение — «Родина»

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —

Шла из Парижа в Елец

Они оставались верными классической прозе русских, они пишут романтические сибаботные ряды. Очень упрощенно, можно говорить о двух основных группах авторов: Московское время - Бачица Кениеев и Сергей Гандлевский, а также различные отделения Ленинградской школы - Иосиф Бродский, Евгений Рын, Александр Кушнер; молодое поколение - Виктор Кривулин, Елена Шварц; даже младшие - Олег Юрьев, Валерий Шубинский и другие. Журналы, можно сказать, в основном производят такую ​​поэзию.

Иногда создается впечатление, что эта наиболее развитая область русской поэзии уже не плодотворна, но недавние книги Марии Степановой и Арсения Ровинского вызывают это сомнение: после достижения поэзии эти авторы стали непосредственными последователями традиции Виктора Кривулина. Только Дмитрий Пригов разработал парадигму концептуализма до самой смерти, все больше сосредотачиваясь на этом слове как на такую ​​критику, независимо от социокультурного или дискурсивного поля, к которому он принадлежит.

Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Слесарь выходит во двор зимой. Просто посмотри - это весна во дворе. Так же, как он сейчас. Школьник ушел, теперь это сообщение слесаря. Еще больше удовольствия - еще больше смерти. Но, во-первых, старость становится старше. И тем более выше. Сначала это слесарь, как прежний.

Экзистенциальная проблема в этом стихе Дмитрия Пригова сталкивается с вульгарной советской социологией, определяющей каждого человека в первую очередь в соответствии с его социальным статусом и характером его деятельности. В преддверии второго тысячелетия несколько молодых покупателей заявили о себе как о концептуальных последователях. Критики называли этот поток постконцептуализмом. Постконцептуалисты пытались использовать концептуальные методы для построения лирического дискурса. Главная забота о постконцептуализме: как выразить себя по-настоящему после концептуализма доказывает, что это невозможно?

Стихотворение — «Родина».

Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это - Родина твоя.

Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина -
Это тоже родина.

В некоторых текстах Дмитрия Воденикова и Кирилла Медведева ключом к аутентичному лирическому дискурсу является крайний отказ от индивидуальности, неразличимого языка и образов, потому что можно отнять только то, что полностью независимо. Постконцептуалисты - Данилас Давыдовас, Дмитрий Соколов - были впечатляющими достижениями, но этот поток был быстро исчерпан: некоторые авторы были замолкованы, другие стали писать по-другому. Художественные проблемы постконцептуалистов вместе со своими методами перестали принадлежать одной группе, стали частью культурного багажа разных поэтов.

Стихотворение — «Я затеряться не боюсь!».

Я затеряться не боюсь,
Летя пылинкой сквозь столетья.
Ты столько сил даёшь мне, Русь!
То пряником, а то и плетью.

Была я болью и тоской,
Твоим смирением и битвой.
Объятья нежные раскрой-
И стану я твоей молитвой.

Становится одним из основоположников символизма в русской литературе

Возраст серебра, событие, которое не имеет странности, но футуризм. Почти все авторы, которые больше всего интересовались идеями футуристического синтеза искусства и логоцентризма, отказались, обратились к визуальной поэзии, звуковой поэзии, исполнению. Баланс уравновешивался Дмитрием Авалианом, благодаря которому палиндром, анаграмма и несколько других типов экспериментальной письменности стали полноценными формами русской поэзии. Последнее расширило перспективы русского футуризма с использованием европейского авангардного опыта и фольклора.

В любви тебе я не клянусь.
Ты — мой источник вдохновенья.
Ты – моя трепетная грусть,
Моя история забвенья.

Стихотворение (песня) — «С чего начинается Родина?».

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Айги прямым наследником центрально-российского образного футуризма Велимира Хлебникова. Среди других направлений современной русской поэзии, с некоторыми оговорками, можно было бы отличить автора, поэтические источники которого находятся за пределами национальной русской традиции. Мета-реалисты: Аркадий Драгомошченкай, Владимир Аристов и Алексей Парщиков были в значительной степени подвержены влиянию американской языковой школы; Работа постконцептуального Медведева поддерживалась поэзией Чарльза Буковски.

Вышеупомянутый автор относится не только к тому, что они выбирают не ритмическую метрическую очередь, а верблибра, которая в России по-прежнему считается признаком западных культурных ориентиров. Авторы, которые пишут в белых рядах в России, по-прежнему считают, что это дискриминационное меньшинство. Точно так же они согласились мобилизоваться, представились в подгруппу - не принимают. Единственный выход - выпустить преданный труд.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
С чего начинается Родина?…

Оскверненная бабочка ржаветь от соседей. Прибыв на место, вы должны пойти прямо к еноту. Облака покрывают небо. Пока мы не побеждаем немцев, мы не можем победить Бога. В эпоху самовосстановления ирония социальных ожиданий продолжалась в работах Владимира Уфляна, Владленко Гаврильчика; Сочетание социальной критики и иронии можно увидеть в «барочной лирике» Игоря Чолина. Однако маловероятно, что в условиях сдержанности в русской поэзии могли разрастаться тенденции иррациональной социальной критики - так как принцип группировки в структурированном поэтическом пространстве заключался в том, что не было условий для формирования «большого стиля» и потому, что критический и иронический подход к определенным реальностям Конечно, аспекты вежливости самопубликации были само собой разумеющимися.

Стихотворение — «Родине».

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной -
Средь городских его друзей,

Меняя возраст, гнев и милость

Не все еще разрешено, все запрещено, и дерьмо пролетает сквозь это пространство. Идея состоит в том, чтобы плевать кровь в прессе Гослита, не осмеливайтесь публиковать свою эпоху иммунодефицита. В открытом китче Степанков сделал фундаментальный принцип своего творчества, так что он не мог выбраться из него, поэтому произведения криптографических маньеристов привлекали не только циничных молодых людей, но и серьезный интерес любительских поэтов - они рассматривали опыт манер как постмодернистский эксперимент.

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Стихотворение — «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить

Стихотворение — «Привет, Россия - родина моя!».

Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по сёлам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я ей отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка.

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон.
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога.
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на Земле,
И в небесах я вижу Бога…

Стихотворение — «Родина (Бессмертное счастие наше…)».

Бессмертное счастие наше
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.

Но где бы стезя ни бежала,
Нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
Чужбина, где сила твоя?

Мы знаем молитвы такие,
Что сердцу легко по ночам;
И гордые музы России
Незримо сопутствуют нам.

Спасибо дремучему шуму
Лесов на равнинах родных,
За ими внушённую думу,
За каждую песню о них.

Наш дом на чужбине случайной,
Где мирен изгнанника сон,
Как ветром,как морем, как тайной,
Россией всегда окружён.

Стихотворение — «На Родине».

Роскошны вы, хлеба заповедные
Родимых нив —
Цветут, растут колосья наливные,
А я чуть жив!
Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Что хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдет мне впрок!

Стихотворение — «Слова».

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, —
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, —
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Стихотворение — «Наша Родина».

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

В данном разделе представлены: стихи поэтов о родных местах, а также красивые, стихотворения о Родине, России, русских поэтов.

Цели и задачи:

  • пробудить интерес к пейзажной лирике;
  • формировать культуру восприятия лирики;
  • ввести обучающихся в мир родного пейзажа.

Оборудование:

  • Репродукции картин И.И. Шишкина "Зима", "Сосновый лес", "Лесные дали", "Рожь";
  • Репродукции картин В.П. Зинченко, тайгинского художника;
  • Фотографии окрестностей города Тайги;
  • Выставка книг тайгинских поэтов Л.М. Яковлевой, В.И. Дмитриева.

В программу В.Я.Коровиной для V класса под рубрикой "Русские поэты о родине, родной природе и о себе" включено несколько стихотворений о природе русских поэтов. Этот факт можно только приветствовать. Неоднократно отмечалось, что школьники средних классов находятся в весьма скудном поэтическом "пайке", недостаточном для формирования культуры восприятия лирики. У десятилетних школьников при несложившемся художественном вкусе, при преимущественном интересе к сюжетным произведениям не утрачены прекрасные качества, необходимые для постижения поэзии: эмоциональная отзывчивость, тяготение к условности (игре), богатое воображение. И если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложным преодолеть поэтическую глухоту.

Работа над пейзажной лирикой имеет и большое воспитательное значение. Так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности, почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, беззащитность перед наступлением техники.

Из огромного богатства русской пейзажной лирики в программу включены стихотворения И.С.Никитина "Утро", А.А.Фета "Весенний дождь", Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной:", А.Н.Плещеева "Весна", А.В.Кольцова "Косарь", А.Н.Майков "Грачи", И.С.Никитин "Зимняя ночь в деревне", "И.З.Суриков "Зима". Все они помещены в особом разделе первой части нового издания учебника-хрестоматии для V класса. Составители современной программы по литературе для средней школы отказались от жесткой регламентации числа часов на изучение литературных произведений: учителю дано право самостоятельно определять их количество, учитывая значимость темы, подготовленность учащихся.

Я предлагаю на первом уроке ввести учеников в мир родного пейзажа Сибири, а затем обратиться к стихотворению И.З.Сурикова "Зима".

Для вступительной части урока выбираю яркую, интересную форму, дающую ощущение праздничности. Это может быть путешествие по календарю, где прозвучат известные из начальной школы стихотворения о природе, могут быть использованы картины русских художников, изображающие различные времена года. (К уроку ученики получают задание вспомнить известные стихи о природе).

Я продолжаю разговор так:

Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки:

Продолжим описание так, чтобы оно соответствовало состоянию сегодняшней природы, тому, что видят ребята за окнами класса. Вот так передали красоту зимней природы художники (показываю репродукции с картин И.И.Шишкина "Зима", И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"). А какие стихотворения о зиме вы знаете? Звучат 2-3 стихотворения кузбасских поэтов Сергея Донбая, Бориса Бурмистрова и Валерия Дмитриева.

Слово учителя:

Валерий Дмитриев наш земляк. Он родился в таежном поселке Кузель, в нескольких километрах от нашего любимого города Тайги. Суров и красив наш край. Красив своими темнохвойными лесами, которые "облапили" непроходимые таежные распадки и болота, а также Кузель и Тайгу. Поэтическое восприятие окружающего мира отразилось в творчестве В.Дмитриева. Его родители были настоящими носителями устного народного творчества.

Мать знала свою родословную и любила рассказывать сюжеты из жизни предков, переплетая их с описаниями природы.

Так родилась у В.Дмитриева первая любовь - любовь к поэзии. Его замечательные стихи и звучат сегодня.

"Красивых слов на свете много:"

Красивых слов на свете много
В чужих мудреных языках.
Но я беру лишь те в дорогу,
Что у народа на устах.
Те, что, напомнив с колыбели,
По жизни с трепетом несу.
Что на родных полях пестрели,
Росинками блестят в лесу.
Слова, понятные любому,
Что слышал на своем веку,
Я терпеливо и с любовью
Вплетаю в каждую строку.

Горит над рекою
Рябиновый сполох,
Вливаясь в багряный закат.
Меня в этот вечер
Твой ласковый голос
Зовет в нашу юность назад.

Под рябиной наша юность расцвела,
Под рябиной ты любовь мне отдала.
Не забыть мне тот рябиновый рассвет,
Снова осень, а тебя со мною нет.
Пройти мне осталось по жизни немного,
Ни встреч, ни разлук впереди.
Хотел бы я снова знакомой дорогой
До нашей рябинки дойти.

УТРО

Прозябшее утро
Пролить не спешит
Червонные блики на лес.
Вцепившись ветками в зарю,
Он тянет сполохи с небес.
И золотистые лучи
Плетут тончайшую миткаль.
Закат таинственно молчит,
Рассветы пробуждают даль.
А все-таки он так хорош -
Пурпур последнего мазка.
Он на большой костер похож,
В котором тают облака.

Показ иллюстраций и фотографий г.Тайги и ее окрестностей, картин тайгинского художника В.К.Зинченко. (Приложение)

Слово учителя:

Л.М. Яковлева родилась в нашем городе. Последние десять лет своей трудовой биографии была корреспондентом газеты "Тайгинский рабочий". Автор многих книг. Лауреат литературной премии им.А.Н.Волошина. Тайга, тайга милы ее сердцу. Она пишет о них стихотворения:

Мой город

Тайга - это запах смолистого ветра,
Упорство и верность людей.
Тайгинцы надежны и стойки, как кедры,
И друга не бросят в беде.
Тайга - это рельсы, звенящие песней,
Кантата летящих колес.
Природы, чем наша, не сыщешь чудесней.
Здесь царство рябин и берез.
Зимою снега глубоки и безбрежны,
Такой неземной чистоты:
А девушки наши красивы и нежны,
Как белых черемух цветы.
Перрон, как причал, -
Радость встреч, грусть разлуки.
Тайга - это город труда.
Недаром парней наших крепкие руки
Ведут по земле поезда.

Предзимнее

У березы под моим окном
Облетели листья, облетели.
И на юг все южные давно
Улетели птицы, улетели.
Только куст калины на ветру
Полыхает ярко, полыхает.
Снег всю землю выбелил к утру,
И не тает, и уже не тает.
Но весна еще придет в мой дом,
Все вернется на круги, вернется.
И проснется речка подо льдом,
И душа моя опять проснется.

Видите, поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и любого другого времени года, каждый месяц и даже каждый день неповторим.

Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Какие стихи о весне вы знаете? Послушаем одно из них А.Н.Плещеев "Весна".

Пройдем по страницам календаря дальше, не увлекаясь количеством стихов. Последние прозвучат о лете, что подведет учеников к восприятию стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Лес: Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, никогда не смолкающий лесной шум. В произведениях многих русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Предлагаем вспомнить художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса, и обратиться к небольшой выставке репродукций картин, которые помогут создать нужный для восприятия стихотворения настрой и представить некоторые его образы. Особенно уместны для этой цели картины "Сосновый лес", "Лесные дали", "Деревья".

"Лес шумит" - так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. "Русский лес" - название романа советского писателя Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы: Как вы думаете, почему лес так часто становился героем произведений искусства? Конечно, прекрасный русский лес - красота, богатство и гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя и птицу, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны. И это еще далеко не все, что получал и получает человек от леса: чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.

Стихотворение Ф.И.Тютчева содержит много сложных для десятилетних учеников метафор, но общего восприятия произведения, понимания его поэтического настроя они не затруднят, поэтому лучше пояснить смысл некоторых выражений не до начала, а в процессе анализа. До чтения стихотворения можно попросить учеников описать лес в ясный солнечный летний день, во время грозы, на закате солнца. Такая работа, попытка найти слово для описания своих впечатлений заставляет учеников быть более внимательными к художественному слову.

На уроках по изучению по изучению русской пейзажной лирики использую элементы творческой работы, обостряющей внимание школьников к слову, попросит их найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня, дерева за окном, кленового листочка и т.д.

Такая работа будет и подготовкой к творческому сочинению о природе. На уроке обращаюсь к прекрасным стихотворениям А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.

"Зреет рожь над жаркой нивой:" А.А.Фета - здесь и музыкальность стиха, и красота, и изощренность поэтических образов. Но как открыть их десятилетним ученикам? В нашей работе были случаи, когда ребята, еще находясь под впечатлением сказок, после чтения финала стихотворения, наполненного шипящими и свистящими звуками и не вполне понятными в первом восприятии образами, представляли себе какого-то страшного огнедышащего дракона, что, конечно, далеко уводило от настроения, выраженного в стихотворении. Поэтому перед чтением необходимо настроить ребят на его восприятие. Этому могут помочь картины с названием "Рожь" русских художников И.И.Шишкина и А.К.Саврасова.

В какое время поспевает рожь? Представьте день в конце июля, когда ярко светит солнце, на небе ни облачка. Продолжите ряд определений и глаголов, которые помогут описать: июльский день - жаркий (ученики находят эпитеты: знойный, долгий, длинный, бесконечный:); солнце - яркое:, печет:; ночь - короткая:

Такая работа помогает представить жаркий летний день, а значит настроиться на восприятие стихотворения. Теперь послушаем его. Учащимся нелегко определить поэтическое настроение, выраженное в стихотворении. Поэтому поможем им, попросив выбрать из предложенных слов и выражений (их, как первое задание, лучше заранее написать на доске) те, которые, с их точки зрения, лучше всего передают чувства поэта: восхищение, торжество, восторг, преклонение перед величием и красотой природы. Приходим к выводу, что все эти слова помогают понять чувства поэта, выраженные в стихотворении.

Вслушаемся в удивительную музыку фетовского стиха. В этом помогут следующие вопросы и задания: перечитайте первую строфу. Какие строки кончаются созвучными (похожими по звучанию) окончаниями? Найдите строчку, внутри которой есть созвучия. Как благодаря этому звучит строфа? Какие звуки повторяются в первой строчке? Что напоминает вам их звучание? Прочитаем так, чтобы школьники "услышали", представили шелест поспевающих ржаных колосьев. Какие звуки особенно часто звучат в следующих строчках строфы? Инструментовка фетовского стихотворения изощренная, не все ее особенности могут заметить школьники. Но стоит обратить их внимание на то, что "жесткие" шипящие и свистящие в начале строфы сменяются "плавными" звуками "в" и "л". После того как мы все это заметили, прочитаем строфу вслух. Может быть, теперь станет понятно, почему великий русский композитор П.И.Чайковский называл А.А.Фета не просто поэтом, но поэтом-музыкантом, хотя Фет никогда не писал музыки.

В этом стихотворении есть выражения необычные, не употребляющиеся в обычной речи. Попросим учеников их найти, а затем пояснить, как они их понимают, какие картины представляют, читая эти строки.

Не до конца понятными оказываются строки:

Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Прежде всего задумаемся над их общим смыслом. Какая картина представляется при чтении? Воссоздать образ может помочь картина А.К.Саврасова "Рожь": желтые волны ржаных колосьев, проходящие по всему полю от дуновения ветра. Ветер назван в стихотворении прихотливым. Это слово здесь многозначно. Вспомним, как обращался королевич Елисей к ветру в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях". Такой же ветер - свободный, своевольный - в стихотворении А.А.Фета. Но в классе, где дети хорошо подготовлены, можно показать и более тонкое значение образа. Ребята слышали слово "неприхотливый" - простой, безыскусственный. А ветер в стихотворении А.А.Фета - настоящий художник: он плавными волнами проходит по полю, склоняя и распрямляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.

Поясним другие сложные образы стихотворения. Чтобы дети лучше поняли смысл строк:

Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око. -

напомним какие короткие ночи в июле. День кажется бесконечным, а солнце скрывается, уступая место ночи, лишь на несколько коротких часов. "Да, но не на миг, как в стихотворении", - иногда возражают ученики. Однако мы не удивляемся, читая в народных сказках, былинах такие, например, выражения: "Он направо махнет - будет улица, налево махнет - переулочек". Чтобы передать восхищение искусным трудом, силой, могуществом, безымянные авторы народного творчества часто использовали преувеличения. А в стихотворении А.А.Фета мы чувствуем изумление, восхищение перед величием природы. Природа в стихотворении живет и действует. И "огнедышащее око" - солнце отдыхает совсем немного, чтобы снова приняться за свою такую необходимую для природы, урожая, человека работу.

Завершая анализ, стихотворение читаю сама, чтобы ребята смогли еще раз представить себе нарисованные в нем картины.

Чтобы переключить школьников на стихотворение Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело:", описывающее состояние природы во время грозы, можно использовать репродукцию картины К.Е.Марковского "Дети, бегущие от грозы". Опишем картину. Как изменилась природа в ожидании грозы? Что чувствуют дети? Вспомните, что вы испытывали перед грозой. Прочитаем стихотворение. С каким настроением пишет поэт о грозе? Совпадает ли оно с тем, которое испытывали мы с вами? Внимательно прочитайте стихотворение. Описывается ли в нем какой-то один момент грозы?

Перечитайте строфы, в которых говорится о приближении грозы. Как нарастает напряжение в природе? С помощью каких слов автор показывает, что природа испытывает те же чувства, что и человек?

Перечитайте, как описано начало грозы. Как передать в чтении ее нарастание? (Небольшое убыстрение темпа чтения, отчетливость, "упругость" произнесения коротких слов четвертой строфы, чтобы передать убыстряющийся ритм дождя.) Попутно обратим внимание на аллитерацию. (Проходящий через третью и четвертую строки звук "р"позволяет "услышать" грозовые раскаты).

Перечитаем последнюю строфу. Какую картину вы представляете? На воображаемых рисунках ребят предстает небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца на мгновенье показался в разрыве туч, и тут же яркий разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре. Попросим учеников прочитать все стихотворение, добиваясь выразительности чтения.

Для подготовки к уроку можно дать коллективное задание, разделив класс на четыре группы (по временам года). В группу могут входить ученики, родившиеся в это время года. Групповая работа приучает к коллективной ответственности, поддержке, взаимопомощи, учит разделению функций, общению, поэтому желательно ее использование не только в старших, но и в средних классах. И урок с ее применением эффективен, так как у ребят возникает ощущение общей заинтересованности в результате, особенно если устроить конкурс-соревнование, какая группа лучше всего "представит" свое время года.

Каждой группе дается задание:

Выбрать еще одно стихотворение о "своем" времени года, которое особенно понравилось. Выучить его наизусть или подготовить выразительное чтение;

Найти и принести репродукцию картины одного из русских или советских художников, которая соответствовала бы по теме и настроению избранному стихотворению;

Написать небольшое домашнее сочинение о "своем" времени года. Темы сочинения (обязательно творческого характера) можно дать на выбор.

О чем могла бы рассказать весенняя сосулька?

Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?

Разговор березки с ландышем.

Разговор поспевающих колосьев.

Галчата учатся летать.

Приключения солнечного луча.

Осинкам холодно.

Краски художника-осени.

Разговор падающих листьев.

В зимний лес (парк) - за сказкой.

Мелодии зимнего дня.

О чем чирикает воробей в солнечный морозный день?

Нужно проверить написанные сочинения заранее, чтобы на уроке прозвучали лучшие работы о каждом из времен года.

Характер домашнего задания определит структуру урока внеклассного чтения. После небольшого вступительного слова учителя или музыкальной "заставки" (например, пьеса "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского) каждая группа учеников "представляет" свое время года.

Можно предложить ребятам оформить выставку картин, украсить класс и одежду цветами или "символами", например, сделанной из бумаги аппликацией снежинки, молодого листочка или цветка, только ни в коем случае не допускать коварства в виде ободранных веток и деревьев или разоренных газонов. Фантазия ребят, если они увлечены работой, бывает безграничной: кокошники, элементы костюмов, собственные рисунки, панно: Один ученик по выбору группы или учителя читает стихотворение, другой рассказывает о своих впечатлениях от него, понимание стихотворения углубляется высказываниями других учеников, вопросами учителя. Например, в стихотворении А.В.Кольцова "Косарь" ребята обычно чувствуют воспетую поэтом красоту труда, но не понимают, какими поэтическими средствами это достигается. Поэтому напомним, как работает косарь, как движется рука с косой, а потом перечитаем последнюю часть стихотворения. Как звучат стихотворные строки, что они напоминают? Обратим внимание, что каждая строчка дает ощущение ритмичного взмаха косы. Какие звуки в этих строчках повторяются и на что похоже такое звучание? И ребята отмечают шипящие и свистящие, которые передают звук косы, шум падающей скошенной травы. Затем два-три ученика (возможно, также по выбору группы) читают избранные ими стихи о данном времени года и обращаются к картинам, соответствующим стихотворению по настроению и деталям. Звучит одно-два лучших сочинения. Затем вступает вторая группа. В финале урока учитель оценивает результаты коллективной работы.

Заканчивая изучение пейзажной лирики, напомним, со стихами каких русских и советских поэтов мы встретились. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром "рисовать словами", так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому внимательному.

Именно этому и должны учить наши уроки литературы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!