Сочинение на тему «Основные темы и мотивы пушкинской лирики. План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Творчество А.С Пушкина

Лирика (от греч. lyга -- музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ -- это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни -- природы и общества -- могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,-- законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич -- в Польше, Гюго -- во Франции, Байрон -- в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев -- в России).

Виды и тематика лирики

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

· философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева)

· гражданская («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Прощай, немытая Россия"» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия"» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского)

· пейзажная («Осенний вечер» Ф.И. Тютчева, циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» А. А. Фета, “Зеленая прическа”, «Белая береза» С. А. Есенина)

· любовная («Я Вас любил» А.А. Пушкина, «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова)

· политическая («Наполеон», «Как дочь родную на закланье...» Ф.И.Тютчев) и пр.

Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

Выделяют следующие лирические жанры:

· Ода - жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.

· Песня - жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня Мери из «Пира во время чумы» А.С. Пушкина.

· Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина.

· Послание - жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому-то лицу: «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.

· Сонет - жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.

· Эпиграмма - короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина.

· Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый…» А.С. Пушкина. Сатиру часто относят к эпическому виду.

Такое деление на жанры очень условно, потому что в чистом виде они представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание.

Основная форма лирических произведений - стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).

«Солнце русской поэзии….»

В.Ф. Одоевский


Период

Детство поэта

Годы

Болдинская осень

Петербург

Последние годы жизни




Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)

Мария Алексеевна Ганнибал








Наумов. «Дуэль Пушкина с Дантесом.»

Адриан Волков. «Последний выстрел Пушкина»



Политическая лирика

Патриотические мотивы:

А)любовь к родной природе; б) гордость за героическое прошлое своего народа; в) чувство национальной гордости

Вольнолюбивые мотивы:

г)протест против самодержавия и крепостничества; д) стремление к «святой вольности»; е) воспевание свободолюбия, независимости человека


Стихотворения:

Ода «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар» , «Узник», «Птичка», "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "К морю" (1824).


Пейзажная лирика

Стихотворения: «Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня», "Редеет облаков летучая гряда..." (1820), "Кавказ" (1829), "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю..." (1829), "Осень" (1833), "...Вновь я посетил..." (1835)


Философская лирика

Размышления поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия.

Стихотворения : «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия», "Я пережил свои желанья..." (1821), "Бывало в сладком ослепленье..." (1823), "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), "Анчар" (1828),"Бесы" (1830) и др.


Тема поэта и поэзии:

а)отношения поэта и власти; б) назначение художника в обществе; в) поэт и народ; поэт и толпа; г) оценка собственного творчества.

Стихотворения : «Пророк», »Памятник»,

«Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н. Я. Плюсковой», «Поэт»


Тема дружбы:

а)дружба как братский союз лицеистов; б) дружба как единство единомышлен-

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу»,


Любовная лирика:

а)любовь как идеальное, высокое чувство человека; б) любовь безответная

Стихотворения: «Я вас любил»,

«Я помню чудное мгновенье …», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы»,

«Мадонна», «Сожжённое письмо», "На холмах Грузии лежит ночная мгла...« и др.


Гоголь утверждал, что лирика Пушкина «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...»

Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому - лирика Пушкина.

Анализ стихотворения «Деревня»

Стихотворение написано в 1819 г., в нем отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. Пейзане точно воспроизводит окрестности Михайловского: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами»:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада...

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма.

Верность Пушкина взглядам просветителей и многих участников декабристского движения отразилась в идее «просвященной монархии», способной преобразить общество:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако, продолжая традицию классицизма XVIII века, произведение отличает преодоление условностей. «Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Это создает ту реалистическую основу, которая отличала Пушкина от его предшественников. Бесспорное влияние радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», полемика с державинским посланием «Евгению. Жизнь Званская», с его идиллическими картинами сельской жизни, обогатили пушкинскую лирику, дали толчок к новым открытиям.

Гражданственность и свободолюбивый пафос придали особый эмоциональный настрой стихотворению. Все это нашло отражение в композиционном строе и в выборе изобразительных средств.

Композиция «Деревни» не только двухчастная, но и двуплановая. Особенность построения произведения отразилась на его жанровой структуре, в нем сочетаются элегия и сатира. Первая элегическая часть (кончая стихом «В душевной зреют глубине...») была напечатана, а вторая распространялась в списках.

Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении), что ярко выражено в начале второй части и подчеркнуто союзом «но»: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает...» С этих строк начинается обличение «барства дикого», которое контрастирует с картинами сельской природы, изображенными в начале.

В произведении, даже в первой части, сильно выражен социальный мотив. «Пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» поэтом противопоставлен «порочному дворцу Цирцей».

Отстаивая цельность и единство поэтического текста пушкинского стихотворения, Е. А. Маймин пишет: «Вторая часть «Деревни» и продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть - это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья, родившиеся в «уединении величавом», и это сатира, которая вызвана к жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного, гражданского служения».

Интонационный строй отражает своеобразие композиции и идейного содержания, сочетая в себе раздумья и гневный голос поэта-гражданина. Ораторские интонации подчеркиваются в стихотворении риторическими фигурами:

Почто в груди моей горит бесплодный жар...

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Человек эпохиТворчество Пушкина – уникальное
явление. Вбирая в себя все
предшествующие литературные
эпохи, оно завершает процесс
развития литературы своего времени и
в то же время, создавая новый язык,
рождая новые темы и жанры, стоит у
истоков современной русской
литературы, открывая дорогу в
будущее.

Лирика
О природе
Философская
Свободолюбивая
Тема поэта и поэзии
Любовная

Пушкина
Поиск опоры "самостоянья человека",
идея домостроительства - важнейшие
составляющие пушкинской философской
лирики.
Проблемы цели и смысла жизни,
соотнесения бытия и личности,
самопознания, места человека в мире,
отношений с Богом и природой - центральные
Философские мотивы
вопросы всей русской литературы. Их
называют "вечными вопросами", потому что
нельзя найти на них однозначного ответа,
они всегда волновали и будут волновать
людей. И это залог бессмертия человечества,
потому что вечная жизнь духа - в этой
неуспокоенности, в этой бесконечной жажде
самопознания.

Брожу ли я вдоль улиц шумных.

Брожу ли я вдоль улиц
шумных,
Вхожу ль во многолюдный
храм,
Сижу ль меж юношей
безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны
своды И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век
забвенный,
Как пережил он век отцов…
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» было написано 26 декабря
1829 года. Оно представляет собой
философское размышление над
тридцатилетним итогом жизни поэта.
В стихотворении мысль о неизбежности и
предначертанности смерти. Здесь жизнь
представляется переходом к чему-то вечному,
абсолютному и неизбежному.
Кажется, что первая строфа звучит заунывно.
Такая «заунывность» помогает погрузится в
атмосферу безысходности, неотвратимости
смерти. Мысли поэта устремлены лишь к
одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»
Мысль о смерти нагнетается в стихотворении
постепенно, и в каждом следующем
выразительном образе чувствуется все
большая неизбежность кончины.
В стихотворении поэт передает движение.
Это движение поэтической мысли, путь к
вечности через смерть. Именно благодаря
наличию движения можно понять, какое
именно идейное содержание вкладывает поэт
в свое стихотворение.

Воспоминания о Царском Селе

Свободолюбив
ая лирика

Арион.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик
умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн, -
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827
году.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в
путешествие. У каждого на корабле своя работа:
«иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь
мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают
препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой,
«беспечной веры полн», поет им, уверенный в том,
что его талант, его песни помогают пловцам в их
нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый,
открытый, свободный, безусловно, очень близок
автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не
зная о готовящемся восстании, о замыслах его
руководителей, не зная о том, какое «плавание»
готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения - «вихорь
шумный», разбивший корабль, унесший жизни и
кормщика, и пловцов. Это метафорическое
изображение восстания декабристов, его разгрома.
Для Пушкина события 1825 года были трагедией,
штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт,
Арион избежал гибели в шторме, он «на берег
выброшен грозою». Но эта случайность не сломала
героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны
прежние пою» - в этих словах и верность
декабристам,
и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

И сердце вновь горит и люб
Что не любить оно не може
Любовная лирик

Сожженное письмо.

Прощай, письмо любви! прощай: она
велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо
любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои
приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий
дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О
провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел
милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной
груди...
Данное стихотворение было написано в 1825
году, в период ссылки Пушкина в село
Михайловское и посвящено Воронцовой.
Вечная тема любви разработана Пушкиным
Очень своеобразно. Он пишет о сожженном
письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей
любви, а письмо является лишь способом
передачи переживаний лирического героя,
неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью
с самого начала. Настроение лирического героя
не равномерно. Едва успокоившись, он тут же
снова начинает страдать; это видно, благодаря
тому, что автор использует восклицательные
предложения и умолчание.
Переживания лирического героя читателю
помогают понять и многочисленные эпитеты:
«жадное пламя», «милый пепел», « бедная
отрада», «унылая судьба», «горестная грудь».
Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а
также «бедной отрадой», ведь это единственный
след, единственное воспоминание о сгоревшей
любви, без которой лирический герой не видит и
проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Тема поэта и поэзии
он не учил людей, не проповедовал он пробуждал "чувства добрые" в их
душах, стремился дать людям
мощный импульс к духовному
самосовершенствованию, пробудить
к жизни то доброе, что есть в каждой
душе - единственное, к чему может и
должно апеллировать искусство

Поэт.

Пока не требует поэта
К священной жертве
Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный
сон,
И меж детей ничтожных
мира,
Быть может, всех
ничтожней он.
Стихотворение «Поэт» было написано в 1827
году, когда Пушкин начал все чаще
задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все
творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в
этом плане не является исключением. В этом
стихотворении автор говорит о поэте как о
неземном существе, для которого обыденная
жизнь среди обычных людей – это оковы,
мешающие проснуться его душе.
Разделение стихотворения на две части как
нельзя лучше показывает изменение чувств
лирического героя. Первая часть – это
жизнь поэта без вдохновения, под гнетом
обыденности до прихода Музы.
А вторая часть – это период сотворения
поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в
целом мире не может сломить великую силу
поэта, его голос проникающий повсюду. Он как
бы становится выше всех людей, для него
исчезает все вокруг, и он остается один на
один со своим творчеством. Это и есть, по
мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Тема
природы

Зимнее утро.

Пушкина видное место принадлежит стихотворению
…Вечор, ты помнишь, вьюга В лирике
«Зимнее утро»,
написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно
злилась,
проникнуто солнечным
настроением, точно передает чувства, которые одолевали
На мутном небе мгла
автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и
носилась;
та красавица,
которой посвящено само стихотворение, являющееся
Луна, как бледное пятно,
монологом лирического героя.
Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и
Сквозь тучи мрачные
«друг милый».
желтела,
Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в
стихотворении основное
И ты печальная сидела место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по
сравнению со вчерашней
А нынче... погляди в окно:
бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен
Под голубыми небесами
сравнениями и
олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини.
Великолепными коврами,
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом,
насыщена цветом: это
Блестя на солнце, снег
и голубой, и чёрный, и зелёный.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется
лежит;
навестить «поля
пустые».
Прозрачный лес один
По-моему, в последней строке лежит главный магнит
чернеет,
произведения. Ведь всё
это монолог человека, уговаривающего «друга
И ель сквозь иней зеленеет, стихотворение
милого» проснуться,
чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
И речка подо льдом блестит…

Вывод

Пушкин вне времени, его поэзия искренняя,
завораживает легкостью изложения и глубиной
чувств. И как ни странно, находит отклик в
наших душах! Мы тоже можем так чувствовать
и любить, вот только выразить ТАК не можем.
Он писал о вечных, изначальных чертах
человека и общества. Антураж с веками
меняется, а сущность человеческой жизни
остается, поэтому творчество Пушкина будет
современным и актуальным всегда.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина — это не только стихи о любви. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.
Примерами гражданской лирики являются ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд».
Самое первое произведение на эту тему — ода «Вольность». Ее написал в 18 лет. Первая же строка говорит нам, о чем будут эти стихи:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Уже в юности Пушкин чувствовал, что его произведения будут восславлять свободу, борьбу за нее, потому что был воспитан на произведениях таких вольнодумных авторов, как , Бомарше и Вольтер. Особое влияние на его становление как поэта-вольнодумца оказали Н.М. Карамзин — дядя Александра Сергеевича, учителя В.А. , Г.Р. Державин. Его молодость проходит бурно: романы, дуэли, пишутся резкие стихи, остроты и эпиграммы. Его дружба с Чаадаевым, Н.И. Тургеневым, который является противником крепостничества, также оказывают влияние на творчество А.С. Пушкина. Влияние взглядов сказывается в стихотворении «Деревня»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца,
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачиться по браздам.

Однако Пушкин верит, что стремление бороться за свободу обязательно принесет свои плоды:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С. Пушкина всегда волновало предназначение поэта и поэзии. Он всегда высоко оценивал роль поэта в обществе. Уже его лицейские стихи говорили о том, что Пушкин задумывался над тем, какова роль поэта в современном ему обществе.
В одном из первых стихов «К другу стихотворцу» присутствуют такие размышления:

Не так, любезный друг, писатели богаты,
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки,
Лачужка под землей, высоки чердаки.

Предупреждая «друга» о трудной и незавидной судьбе поэта, Пушкин, однако, сам выбирает именно путь поэта:

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

Его не трогает суждение общества о нем, поэт должен быть свободен от этого и идти своим путем, что Пушкин и доказывает своими стихами. Во времена Пушкина считалось плохим тоном не уметь писать стихи. Но не все те, кто их писал, достигли такого уровня, как Пушкин. Ему удавались все жанры поэзии: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Его стихи далеки от классицизма. Пушкин отказывается воспевать царей, но воспевает «свободу миру» и своими стихами «поражает пороки» общества, о которых он писал, еще будучи совсем юным. Свою жизненную позицию А.С. Пушкин обозначил не только свободолюбивыми стихами, но и дружбой с декабристами. «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин», — эти строки написал Пушкину Рылеев.
Без стихов о любви совершенно невозможно представить поэзию Пушкина. В них раскрывается талант видеть и ощущать красоту человеческих чувств. Его стихи доказывают, что Пушкин ценил чувства так же высоко, как дружбу и служение отчизне.
Все его стихи о любви создают ощущение, что это чувство беспредельно и что ему «все возрасты покорны». Любовь околдовывает не только молодых, но и зрелых, умудренных жизненным опытом. Стихотворение «Желание», которое написано в лицейские годы, передает тоску первой несчастной любви, от которой герой не хочет избавляться, несмотря на то, что она несет с собой боль:

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Со временем, с порой взросления восприятие любви у поэта меняется. Любовь уже не столь мучительна, а наоборот, источник жизни. Она творит с людьми чудеса, душа пробуждается.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Это стихотворение посвящено А.П. Керн. Знакомство с ней произвело на 20-летнего Пушкина незабываемое впечатление, он посвятил ей 7 посланий на французском языке.
Уже много лет спустя, плененный красотой звучания этих строк, композитор М. Глинка написал романс. Анна Керн сама отдала ему стихи, написанные рукой Пушкина, о чем потом очень жалела. Глинка стихи потерял. Но романс все-таки был написан в 1840 году и посвящен дочери А.П. Керн. В нее был влюблен М. Глинка. Так прекрасные стихи о «гении чистой красоты» нашли свое продолжение в чувствах совершенно другого человека. Но не только Керн Пушкин посвящал свои стихи. Многие женщины: Е.К. Воронцова, Е.П. Полторацкая, Е.Н. Ушакова, княгиня З.А. Волконская — были удостоены такой чести. Пушкин видел в них не только внешнюю красоту. Он очень ценил женский ум.
Нельзя обойти стороной его любовь к своей жене Наталье Гончаровой. Пушкин пишет о первой встрече: «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова моя закружилась».
Женившись на Наталье Гончаровой, Пушкин всю свою недолгую жизнь с ней восхищался своей женой. Она для него всегда была прелесть, милое, доброе создание:

Я влюблен, я очарован,
Я совсем оганчарован.

Пушкин настолько очарован одной из красавиц Петербурга, что, судя по слову «оганчарован», поэт просто потерял себя.
Стихотворение «Мадонна» — еще одно доказательство того, что для А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова — совершенный идеал. И на самом деле она была такой. Жена поэта, по воспоминаниям современников, была красива настолько, что в свет ее начали выводить с 15 лет. Поэтому неудивительно, что поэт написал о ней:

Исполнились мои желанья.
Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Все стихи А.С. Пушкина, написанные о любви, говорят нам о том, что любовь — это не эгоистичное чувство. Любовь — чувство, которое возвышает человека над обыденностью. Влюбленный человек становится духовно чище, душа в этот момент источает доброжелательность и благородство. Любовь делает мир ярче и прекраснее. Красота для Пушкина — святыня. Нельзя написать о таких чувствах, не испытав их самому. Поэтому стихи о любви А.С. Пушкина такие прекрасные — поэт все это прочувствовал и пережил сам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!