Социально-экономический и политический строй России в конце XV- начале XVI вв. Социально-экономическое и политическое развитие Руси

В 16-м в. Московское государство занимало около 2,9 млн кв. м. К 16-му в. крестьяне перестали облагаться налогом (налог возложили на земли), и, став более самостоятельными, люди могли переезжать на другие территории.

Важнейшую роль в процессе заселения и освоения народом новых территорий сыграли монастыри. Хотя хозяйство сохраняет за собой натуральный характер, в некоторых районах берет свое развитие пашенное земледелие и продуктивное скотоводство.

Идет активное развитие промысла и ремесла, центров железоделательного производства. Торговым центром по-прежнему остаются малонаселенные города, но возрастает число торговых сел.

Во время правления во многих российских городах развилось . Для этой цели, а также пушкарского дела князем были привлечены иностранные рабочие.

И не обошлись без последствий для Руси:

  • разорение городов и деревень, сбегающие на новые земли крестьяне;
  • экономика страны застыла на месте, а эпидемия чумы и крайне жуткая урожайность усугубили ситуацию - наступил экономический кризис;
  • практически все земли в центральных районах были заброшены. Выжившие крестьяне покидали земли.

Сильное желание найти выход из кризиса побудило правительство принять решение ввести «заповедные годы» (с 1581 по 1582 г.), в течение которых людям не разрешалось покидать свои земли. Феодалы пытались сдавать крестьянам в аренду земли, но большого успеха это не принесло. В 90-х гг. 16-го в. намечался подъем сельского хозяйства, но оно было крайне уязвимо. Земли в собственности имели в основном светские и церковные феодалы, владения которых облагались различными льготами, закрепленными великокняжескими грамотами.

В 16-м в. произошли важные изменения в структуре феодальной собственности: доля поместного землевладения сильно вырастает, развитие поместной системы привело к уменьшению численности черносошных крестьян в центре страны. На Руси закономерно возникли территориально разделенные две формы феодального землевладения:

  • уже укрепившееся ранее поместно-вотчинное (светских и церковных феодалов) в центральных районах;
  • общинное крестьянское на малонаселенных территориях, периодически контролируемое государством и, как следствие, попадавшее в сферу широкого спроса.

Это являлось отличительной чертой развития экономики России в Средних веках.

Общим направлением социально-экономического развития страны в 16-м в. было укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества являлась феодальная собственность на земли.

По социальному положению крестьян делили на три группы:

  • владельческие - принадлежали светским и церковным феодалам;
  • дворцовые - принадлежали дворцовому ведомству московских князей, а затем и царей;
  • черносошные (государственные) - проживали на территориях, не принадлежащих тому или иному владельцу, но обязанных выполнять общественные работы в пользу государства.

В 16-м в. возросла торговля с центрами в Москве и других городах. В северные земли доставляли хлеб, а оттуда - соль, рыбу и пушнину. Для внутренней торговли большое значение имели феодалы, у которых были привилегии, а также сам великий князь. В сфере товарного образования значились продукты промыслового хозяйства и ремесленные изделия. Внешняя торговля активно набирала обороты. Новгород и Смоленск были связующим звеном торговых связей с Западом. В 1553 г. через Белое море был открыт торговый путь в Англию. Экспортировались продукты русских промыслов и лес, а импортировались оружие, металлы, сукно. С Востока в Россию завозились китайские ткани, фарфор, драгоценности, а вывозились меха, воск.

Рост товарного оборота страны в 16-м в. привел к развитию денежных отношений и накоплению капиталов. Но из-за господства феодально-крепостнических порядков и жестокой фискальной политики государства капиталы или обогащение казны направлялись на предоставление денег в долг под проценты и втягивание населения в тяжелую долговую зависимость.

Во время расширения торговли из разных общественных слоев формировалась богатая купеческая прослойка. В Москве были созданы купеческие объединения, имеющие привилегии. В правовом отношении их уравняли с феодальными землевладельцами.

В 16-м в. крупнейшими купцами являлись Строгановы, они были из поморских крестьян, ставших основателями мощного торгово-промышленного дома в 15-м в., действующего до 1917 г.

Создание централизованного государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя России. Прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил. Продолжалось освоение русскими крестьянами новых территорий: колонизационные потоки двинулись в Приуралье, за Оку, увеличивалось население Поморья.

Экстенсивная подсечная система земледелия сохраняла ведущую роль во многих районах страны. Вместе с тем появились двупольные, а в некоторых местах и трехпольные севообороты.

Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения князей. Став, подданными государя всея Руси, они в значительной степени сохранили свои бывшие домениальные земли, которые все больше сближались с обычными феодальными вотчинами.

При Иване III широко проводились земельные раздачи служилым людям за счет владений новгородских вотчинников, других присоединенных земель.

Таких феодалов, переселённых на новые места, «испомещениых» там, стали называть помещиками, а их владения - поместьями. Первоначально поместья мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, а вотчинники были обязаны также служить. Главным было то, что поместья было запрещено продавать и дарить. Вскоре помещикам начали раздавать земли черносошных крестьян, в первой трети XVI века поместья были уже почти во всех уездах страны, во многих из них были проведены массовые поместные раздачи. Служилые люди - помещики были главной социальной опорой нарождавшегося самодержавия.

Создание централизованного государства послужило одной из предпосылок закрепощения крестьянства. Давно существовало правило, по которому крестьянин мог покидать своего владельца только в течение двух недель в году. Теперь это стало общегосударственной нормой. Судебник 1497 года установил единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Эго было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но еще не закрепощение крестьян.

Среди феодальных повинностей крестьян господствовал натуральный оброк, хотя местами взимался и денежный. Барщина по-прежнему была слабо развита, а собственную запашку феодала обрабатывали главным образом холопы.

Продолжали развиваться ремесла, главными центрами которых были города. Росла ремесленная специализация, в крупных городах часто существовали слободы, населенные ремесленниками одной специальности (гончарная, кузнечная, бронная в Москве и т. д.). Высокого уровня достигло оружейное дело. В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, где изготовлялись артиллерийские орудия. Развитие ремесла каменщиков позволило провести в Москве работы небывалого масштаба по строительству новых кремлевских стен.

Во второй половине XV - первой трети XVI вв. продолжали развиваться экономические связи между разными областями страны. Этому способствовало создание централизованного государства. Но эти связи было бы неверным преувеличивать. Для развития оживлённой торговли слишком ничтожна была доля городского населения. Натуральное хозяйство сохраняло безраздельное господствующее положение.

Быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплеталось с новым, общегосударственным. Наряду с государем всея Руси сохраняли долю своей власти на местах «государи» рангом пониже, из бывших князей.

Некоторые князья из родственников великого князя (обычно его братья) имели даже свои уделы, выдавали жалованные грамоты.

Но политический строй Русского государства рубежа XV-XVI вв. развивался в сторону большей централизации. Великие князья Иван III и Василий III все более проявляли себя как самодержцы. Даже внешний вид государя во время торжественных церемоний должен был показать его отличие от подданных. В руках он держал скипетр и державу, на голове - великокняжеская корона, «шапка Мономаха» - выкованная из золота тюбетейка, отделанная мехом и увенчанная крестом. Предполагалось, что она была подарена Ивану Калите ханом Узбеком. Официальная же московская легенда «Сказание о князьях Владимирских» рассказывала, что это якобы византийская корона, перешедшая к Владимиру Мономаху от его деда - византийского императора1 Константина Мономаха как знак царского достоинства.

В 1472 году овдовевший Иван III женился на племяннице последнего императора Византии Софье (Зоё) Палеолог, после чего великокняжеским гербом стаи византийский двуглавый орел. В это же время распространяется идея о Москве как третьем Риме.

Совещательным органом При великом князе была Боярская дума. До середины XV века в ней заседали только люди из старых московских боярских родов, но с образованием централизованного государства в составе бояр оказываются князья прежде независимых княжеств. Формально их «жаловали» в бояре, на деле же переход в боярское звание был знаком их превращения из вассалов в подданных великого князя, то есть снижал их социальный статус. Благодаря тому, что дума была невелика, государь мог делать своими советниками только тех аристократов, на лояльность которых он мог твердо рассчитывать.

Система управления централизованным государством в начале XVI века еще не сложилась и была довольно архаичной, сохранялось ещё много пережитков феодальной раздробленности. В 1497 году был принят Судебник

Первый свод законов, централизованного государства. Хотя Судебник и применялся на практике, но все же не получил широкого распространения и, вероятно после смерти Ивана III (1505 г.)," был почти забыт: до нас дошел лишь один список этого документа.

В XV столетии в результате длительного процесса развития сложилась великорусская народность с присущим ей языком. На территории Северо- Восточной Руси в связи с наплывом туда населения, переселявшегося из других районов под угрозой внешней опасности, происходило смешение особенностей различных говоров: «аканья», типичного для Юго-Восточных русских земель, и «оканья», характерного для Северо-Западных областей. Ведущее значение в формирующемся русском языке приобрел ростово- суздальский диалект. В дальнейшем стало возрастать диалектное многообразие на расширяющейся1 территории Русского государства за счет присоединения новых земель.

Яркое выражение процесс образования великорусской народности нашел в подъеме русской культуры, которая, развиваясь на основе культурных традиций древней Руси, приобрела в это время ряд специфических черт.

Таким образом, в результате сложных исторических процессов к началу XVI века сложилось русское централизованное государство. Обстоятельства, в которых проходило его становление, наложили отпечаток на всю дальнейшую историю России.

Освобождение от монголо-татарского ига принесло русскому народу новые возможности по развитию торговли и политики. Усиление производственной сферы в Московском государстве стало важнейшей предпосылкой складывания всероссийского рынка. Жёсткая политика Ивана Грозного внесла значительные противоречия в российское общество, которые выразились в дальнейшем в массовых городских выступлениях. Споры в сфере религии проявлялись в противостоянии нестяжателей и иосифлян – главной причиной дискуссий стало отношение к церковному имуществу. Несмотря на все внутренние проблемы, международный авторитет России значительно увеличивался.

  • - К концу ХVI века число городов в Московском государстве достигло двухсот. Некоторые из них выросли из ремесленных центров, находившихся при крупных монастырях. Старые города обрастали посадами и слободами, в которых трудились ремесленники разных специальностей.
  • - Государственная территория оказывается охвачена крестьянскими восстаниями, причиной которых послужил феодальный произвол. На фоне социальной нестабильности в середине XVI века проявляют себя вольнодумцы и еретики, однако, что-то серьезно изменить в обществе им пока не под силу.
  • - Середина XVI века - время дворцовых переворотов и борьбы за власть дворян и боярских группировок. На руку последним сыграла проведенная судебная реформа, лоббирующая интересы феодального класса. Однако, все должно измениться в 1547 году, после прихода к власти Ивана IV.
  • - Крым и Казань оказываются самыми проблемными территориями для Русского государства на рубеже XV-XVI веков. Длительные военные кампании, длящиеся с переменным успехом обеих сторон, приводят к приемлемым результатам. Роль государства на международной политической арене возрастает с каждым годом.
  • - Москва превращается в третий Рим - и таким образом, формулируется основной принцип российского самодержавия. Учение нестяжателей отвергается, однако, это не помешало Максиму Греку, дважды подвергавшемуся осуждению и заключенному в монастырь, стать известным публицистом своего времени.
  • - В начале XVI века верховные правители всерьез задумываются о создании четкой иерархии званий и титулов. Это необходимо для ведения внешней и внутренней политики. Борьба за престол ведется между двумя основными конкурентами - Дмитрием (внук Ивана III) и Василий III.
  • - Работа над «Судебником» началась по указанию Ивана III. Этот свод законов предусматривал разные наказания за уголовные преступления для разных сословий. Он также закреплял за крестьянами право переходить от одного помещика к другому, но разрешал делать это один раз в году – в Юрьев день.
  • - В процессе централизации удельные княжества постепенно заменялись на уделы, а местные органы самоуправления уступали свою власть институту приказчиков. Власть князя постоянно укреплялась, хотя он всё ещё нуждался в опоре на крупную аристократию, представленную боярской думой.
  • - На московских рынках реализовались товары не только из ближних сёл, но и из далёких городов: Устюга, Перми и Ярославля. Получая сырьё, московские ремесленники изготовляли из него готовые изделия. Изделия из Москвы достигали таких далёких стран, как Бухара и Иран.
  • - В Московском государстве ХVI века насчитывалось 186 ремесленных специализаций. Самые эффективные ремесленные производства, сосредоточенные в городах (Новгород, Москва, Вологда), вытесняли с рынка доморощенную продукцию вотчинных ремесленников, зависимых от феодалов.
  • - Русские крестьяне в ХV–ХVI веках осваивали новые земли Поволжья и Урала. Они всё больше зависели от феодалов, которым должны были платить оброк и натуральную ренту. Крупнейшим феодалом была церковь – ей принадлежала треть всех сельскохозяйственных земель.

Социально – экономическое и политическое развитие Руси

Социально – экономическое

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).

К IX-Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица

Социально-политическое

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

В силу длительного периода, в течение которого существовало государство под общим названием Древняя Русь, а так же из-за колоссальных размеров и раздробленности этого государства, точно установить социально-экономический и политический тип его развития просто невозможно.

Каждая версия подкрепляется многочисленными доказательствами. Однако большинство историков уже сошлись во мнении, что Древняя Русь не имела четко выраженной формы социально-экономического развития. Таким образом, на сегодняшний момент можно сделать вывод о том, что Древняя Русь имела черты феодального уклада, первобытнообщинного строя и рабовладения.

Согласно сохранившимся древним летописям, расслоение общества началось еще со времен существования Киевской Руси, где во главе стоял князь, которому помогали бояре и дружинники, а так же наместники великого князя, которые правили на более мелких территориях.

Что же касается развития феодальных отношений в Древней Руси, то здесь большинство исследователей сходятся во мнении, что своей развития подобная форма получила не ранее XI века. Именно тогда во многих летописях начинают встречаться такие термины, как «люди» и «смерды». Позднее становится понятно, что «люди» или «людины» являлись свободными крестьянами, которые работали на своих собственных земельных участках.

На изменении ситуации со свободой повлияло появление, так называемых «вотчин», т.е. наследственных феодов, которые и стали получать в свое полное распоряжении не только земли, но и крестьян, работавших на них. Еще одну важную роль в определении строя играет понятие «смерды», четкого толкования которому в летописях не дается. Однако абсолютное большинство исследователей полагают, что так называли зависимых от феодалов крестьян.

Еще одной категорией зависимых крестьян являлись закупы и рядовичи, которые имели совершенно иные, отличные от остальных групп социально-экономическую степень зависимости от высших сословий.

Ученые выделяют еще и группу свободного городского населения, которую называли «градские люди». Самым же низшим сословием являлись холопы и челядь, которые находились фактически в рабской зависимости от господ.

Челядь изначально состояла только из военнопленных и их потомков, поэтому эта категория угнеталась в наивысшей степени. Понятие же холопов появилось с развитием феодальных отношений, когда многие соплеменники стали попадать в рабскую зависимость от своих господ.

Если же говорить исключительно об основе экономического развития, то здесь, в наибольшей степени, роль играло натуральное хозяйство, торговля и ремесло.

Социально-экономическое и политическое развитие Руси

Последнему большой толчок дало развитие городов, благодаря чему население быстро осваивало различные профессии. Развитие торговли в Древней Руси так же не являлось неожиданным, т.к. государство располагалось на всемирно известном торговом пути «из варяг в греки». Из Руси в наибольшей степени вывозились продукты натурального хозяйства, ремесленные изделия и рабы. Феодалы очень часто продавали челядь в другие страны.

Внутренняя экономика, однако, существенно развития не получала и в ее основе лежало натуральное хозяйство.

Торговых взаимоотношений меn.жду многочисленными городами внутри страны практически не было, т.к. население самостоятельно обеспечивало себя всеми необходимым продуктами.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социально-экономическое развитие Древней Руси представляло собой совокупность сразу несколько форм внешнего и внутреннего устройства, которые в разной степени проявлялись в разные времена существования государства.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 163 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Особенности социально экономического развития Древней Руси.

1) Разные подходы к теме характера древнерусского лбщества. До революции считалось что русичи это бродячие скотоводы.

2) Марксисто-Ленисты считали что было рабовладельческое общество.

3) Греков предстовил концепцию феодального типа.

Князья присваивали часть прибавочного продукта в виде дани (больше чем растрачивали)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

2.1. Характер общественного строя. Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.

Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма.

2.2. Основные черты зрелого феодального строя:

— монопольная собственность феодалов на землю;

— наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;

— за ее пользование он нес повинности — оброк, барщину или денежную ренту;

— личная зависимость крестьянина от феодала;

— господство натурального хозяйства.

Историки пытались обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Особенности общественного строя Древней Руси.

2.3.1. Община и свободные общинники. Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники — люди (в единственном числе – "людин", отсюда – "простолюдин"). В Древней Руси и в Х1 в. земледельческая община — вервь составляла экономическую и социальную основу общества.

Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями.

(Само слово "вервь" чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.

е. распоряжение и пользование землей, а также за охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

На практике даннических отношений основана выдвинутая Л. В. Черепниным концепция "государственного феодализма", трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей "коллективному феодалу" – государству. И. Я. Фроянов же видит в ней "военную контрибуцию", собираемую князем с покорённых племён.

Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х в. появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать.

Князья стали посылать посылали своих наместников-бояр на "кормление", передавая им право сбора полюдья в какой-либо деревне или местности. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю.

села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее ХII вв. Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции – направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:

— увеличение численности княжеско-дружинной верхушки;

— сокращение традиционных источников её существования (дани, виры, военная добыча);

— возрастание ценности пахотной земли;

— появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и увеличением численности различного рода социальных изгоев;

— изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, а с другой — главной ценностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов и пр.), а землю.

Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд самой многочисленной группы зависимого населения – рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу.

Социально-экономическое развитие Древнерусского государства – Киевская Русь

Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет.

Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким – от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале ХII в.

появилась новая группа зависимых людей — закупы, Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды – "купы". Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство.

Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в "обельного" (т. е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп больше других групп походил на феодально зависимого крестьянина.

"Русская Правда" не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего — это люди, работавшие в княжеских селах.

Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны – общинников. (Термин крестьяне появится лишь в ХIV в.).

Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а свободного общинника – "людина" – 40 гривен.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.

Хозяйство в Древней Руси.

ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2–3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.

В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ в.

Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия.

Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII–IX вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

1.1.2.На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом.

Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило – производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива.

Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Стр 1 из 2Следующая ⇒

На территории нашей страны в 6-10 вв. жили восточные славяне: Вятичи, Поляне и другие. К 10 веку у восточных славян складывается клановое общество.

Его становление завершается образованием древнерусского государства. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгороде утвердился Рюрик. После его смерти власть захватил Олег в 879 г., и в 882 г. он с помощью обмана захватил Киев, ставший центром объединенного государства. Древнерусское государство раннефеодальной монархии. Во главе государства стоял великий князь, а его сыновья, братья и дружинники осуществляли суд и сбор дани.

Социально экономическое развитие древней Руси

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством.

Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована.

Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).

К IX-Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась.

Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни.

Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами.

Древнерусское государство: экономическое и политическое развитие. Социальная структура Древней Руси

Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Социально политическое развитие древней Руси

(особенности соц-полит строя России)

Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам.

Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

Земли древней Руси 11-13в.в. (Новгородская; Владимиро-суздальская; Пледско-волынские земли)

Монголо-татарское нашествие

Весной 1223 г. к Днепру вышли полчища кочевников под командованием Чингисхана.

Это были монголо-тата-ры. Их общество находилось на стадии заката военной демократии при переходе к раннефеодальной монархии. Войско кочевников отличалось строгой военной дисциплиной. Например, за побег одного воина с поля боя казнили весь его десяток, за побег десятка погибала сотня.

К Днепру монголо-татары пришли, чтобы напасть на половцев, хан которых, Котян, обратился за помощью к своему зятю – галицкому князю Мстиславу Романовичу.

Русские, таким образом, впервые встретились в бою с захватчиками на р.

1) бесперспективность попыток русских войск помочь союзникам;

2) отсутствие единой организации;

3) слабость командования.

Все вместе сделало дальнейшее сражение с захватчиками бессмысленным для русских.

Зимой 1237 г. монголо-татары под командованием Батыя вступили на территорию Северо-Восточной Руси.

Их первой жертвой стал русский город Казань, затем захватчики разграбили Коломну.

В феврале 1238 г. пала столица Северо-Восточной Руси – Владимир.

Кочевники покорили Чернигов, пал и стольный Киев. Захват русских городов сопровождался нечеловеческой жестокостью, жителей убивали, несмотря на пол и возраст.

Не коснулась война православной церкви.

Завоеватели не вмешивались в религиозную область завоеванных стран.

С монастырей они не брали дань. Монголо-татары стремились также привлечь на свою сторону церковных деятелей.

На Руси установилось монголо-татарское иго: 1) Русь попала под власть ордынского протектората.

Золотая Орда – улус Джучи, мощное государство, созданное монгольскими ханами.

Столицей его был Сарай-Бату, находившийся неподалеку от современной Астрахани; 2) хан вручал ярлык на великое княжение Владимирское и контролировал ситуацию на всей территории.

Ярлык был желанной целью для русских князей и причиной феодальных раздоров; 3) завоеватели всячески поощряли феодальную раздробленность, стравливая потомков Рюрика между собой; 4) главной формой зависимости от Орды являлся сбор дани, «ордынского выхода». Им на Руси занимались ханские чиновники (баскаки).

Дань собиралась с дома-хозяйства. Действия баскаков отличались крайней жестокостью. Они брали в плен людей и переписали все население Северо-Восточной Руси в 1257–1259 гг. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда в это время практически переместился политический центр страны.

Главными причинами поражения Руси и установления Ордынского ига были:

1) существовавшая в то время феодальная раздробленность, так как каждое княжество оказывалось наедине с силами завоевателей.

Таким образом, русские князья были поодиночке разбиты врагами;

2) монголо-татары использовали передовую военную технику (камнеметы, стенобитные машины, порох);

3) численное превосходство противника.

Итоги завоевания: города и деревни сжигались, искусные ремесленники уводились в рабство, поля приходили в негодность, а внешнеэкономические связи Руси оказались нарушены на долгие годы.

Монголо-татарское завоевание завершило историю Древней Руси в 1240 г.

Монголо-татарское завоевание при этом сыграло роль катализатора во время дележа территории и сфер влияния.

Данной специфической чертой отличалась и борьба Московского и Тверского княжеств в более поздний период. Как результат этого возросла эксплуатация зависимого населения на местах.

Господство золотой орды 13-14в.в.

формы подчинения русской Руси, борьба с монголо-татарами

Образование Московского нашествия, собирание земель вокруг Москвы 13-15в.в.

Внешняя политика

Образование древне Русского государства (9-10 в.в.)

На территории нашей страны в 6-10 вв.

жили восточные славяне: Вятичи, Поляне и другие. К 10 веку у восточных славян складывается клановое общество. Его становление завершается образованием древнерусского государства. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгороде утвердился Рюрик.

После его смерти власть захватил Олег в 879 г., и в 882 г. он с помощью обмана захватил Киев, ставший центром объединенного государства. Древнерусское государство раннефеодальной монархии. Во главе государства стоял великий князь, а его сыновья, братья и дружинники осуществляли суд и сбор дани.

Главной задачей страны являлась защита границы от набегов кочевников. В 991 г. князь Олег подписал с Византией первый международный договор. Древнерусское государство значительно укрепилось при князьях Игоре и Святославе, но подлинный рассвет Киевской Руси произошел при князе Владимире I. При нем все земли восточных славян объединялись в состав Киевской Руси. В 988 г. Владимир принимает христианство в качестве новой государственной религии.

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальность единства Киевской Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь становилась равной другим христианским странам

Социально экономическое развитие древней Руси

экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы.

Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие.

Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).

появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни.

Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами.

Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. Огромное по территории, в шесть раз большее бывшего Московского великого княжества, Российское государство имело гораздо более сложную структуру господствующего класса и его правящих учреждений. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Если в феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление были слабо расчленены, то теперь появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей.
В международных отношениях уже не отдельные земли и княжества, а централизующееся государство противостояло другим народам и государствам, что в условиях классово антагонистического общества с при-сущими ему постоянными международными конфликтами значительно повышало устойчивость народов в борьбе за независимость, которая в свою очередь была первостепенным условием социально-экономического и культурного прогресса.

Великокняжеская власть

Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть нaд феодальной знатью. Особыми клятвенными грамота ми бояр заставляли присягать на верность великому князю Московскому. Последний стал налагать «опалы» на бояр, удаляя их от своего двора и тем самым - от высших ступеней государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев. Женитьба вторым браком на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, введение нового пышного церемониала при московском дворе, государственного герба - двуглавого орла, особых знаков великокняжеского достоинства - «барм» (оплечья) и так называемой «шапки Мономаха», якобы полученной Владимиром Мономахом из Византии, не говоря уже о полной перестройке Кремля, - все это должно было внешне подчеркнуть возросшую силу московских государей. Однако действительная степень государственной централизации зависела не столько от субъективных устремлений великокняжеской власти, сколько от реального соотношения социально-политических сил, а это последнее определялось уровнем и направлением общественно-экономического развития.

Следы прежней автономии

Поскольку объединительный процесс в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства и ослабленного монголо-татарским вторжением и игом развитием городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Духовные и светские феодалы располагали громадными богатствами - землями, промыслами, иногда небольшими городами.
Крупную феодальную организацию представляла собой церковь со своей системой суда и управления. У главы церкви - митрополита - были свой «двор», бояре, войско, служилые люди, обеспечивавшиеся условным феодальным держанием. Сходной была организация местных церквей, подвластных митрополиту и управлявшихся архиепископами и епископами. Только по наиболее крупным уголовным преступлениям суд над церковными людьми осуществлялся светскими властями, в то время как церкви принадлежало право суда по семейным и некоторым другим делам над всем населением.
Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войскам, состоявшим из служилых людей - дворян. После смерти Ивана III вновь восстановились уделы в Московском княжестве, что также являлось одним из важных следов прежней автономии.

Феодальная знать в новом государстве

Шла острая борьба группировок знати за место во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства. В старомосковскую знать, поколениями служившую великому князю Москов-скому, вливалась княжеско-боярская знать прежде самостоятельных княжеств и уделов в них. Новая система иерархии облекалась в форму «местничества» - порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки «Рюриковичей» и выходцев из Литвы - «гедиминовичей».
Политическим строем Российского государства стало самодержавие с Боярской думой. и боярской аристократией. Так определял этот строй В. И. Ленин применительно к XVII в. 1 , когда значение боярской аристократии по сравнению с предшествующим временем стало уменьшаться - тем более эта характеристика может быть отнесена к концу XV-XVI в.

Боярская дума

При великом князе сложился постоянно действующий совет знати - Боярская дума. Ее члены назначались великим князем на основе местнических правил. Первоначальное количество бояр было небольшим (около 20 человек). К «думным чинам» относились бояре. Впоследствии чины бояр получали не только сыновья бояр и князей, а в XVII в. в обиходе стали называть боярами всех господ вообще; позднее слово «боярин» превратилось в слово «барин». Вторым по старшинству думным чином были окольничьи, далее - думные дворяне, позднее появились думные дьяки - представители растущей правительственной администрации. Боярская дума засе-дала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Формулой решения были слова: «великий князь указал, и бояре приговорили». Скоро великокняжеская власть стала выделять узкий круг непосредственных советников - так называемую «ближнюю думу».
В дальнейшем круг участвующих в решении государственных вопросов сословий расширился за счет дворянства и верхушки купечества. Это произошло в середине XVI в. и воплотилось в практике Земских соборов зародышем которых исследователи считают совещания Ивана III с представителями разных слоев феодалов накануне похода на Новгород в 1471 г.

Церковные соборы

На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению (собираемые по его инициативе церковные соборы лишь утверждали выбор великого князя), на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя - порой они противодействовали его мероприятиям, если последние противоречили их интересам. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.

Приказы

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В старинных органах дворцового управления - Большом дворце и Казне - начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться («приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г., но возможно, что они возникли несколько раньше.
Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали древние принципы нераздельности судебной и административной власти. Для обеспечения приказов им нередко давались в управление отдельные города и уезды, где они собирали в свою пользу налоги и пошлины. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Образо-вание новых приказов происходило в значительной мере стихийно, под влиянием вновь возникавших потребностей. Границы деятельности приказов нередко бывали весьма противоречивыми.
Например: финансовые дела делились между приказами Большого дворца, Большого прихода и другими. Разбойный приказ занимался преследованием «лихих людей». Были территориальные приказы - «чети».
С присоединением новых территорий возникли Казанский, Сибирский и другие приказы, ведавшие всеми делами на определенной территории. В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей - знатоков своего дела, со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов.

Местное управление

Для управления в уездах - бывших самостоятельных землях и княжествах или их уделах - назначались на некоторый срок бояре-наместники. В помощь им посылались по волостям «волостели», а для выполнения судебных функций - «приставы» и «доводчики». Уезды делились на станы, станы - на волости, а иногда и наоборот. В некоторых случаях существовало деление на земли - трети и четверти. Единого принципа административно-территориального устройства не было. За выполнение своих судебно-административных функций наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу «корм», подобно тому как в древней Руси по «Русской Правде» существовал «покон вирный». Такая форма управления и его обеспечения на практике легко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков, фактически вновь возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель, с той разницей, что во главе их стоял не местный князь, а московский наместник. Наместники управляли также местными военными силами.

Судебник 1497 г.

Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судебник Ивана III. Устанавливались единые нормы уголовной ответственности и процедуры ведения следствия и суда. Классовая сущность Судебника видна очень отчетливо - всем своим содержанием он направлен на защиту интересов феодальных землевладельцев, их жизни и собственности, их власти над зависимым населением, а также феодального государства. 57 статья Судебника устанавливала в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня, осеннего (26 ноября), и в течение недели после него, с обязательной
выплатой «пожилого» - оплаты за проживание на земле феодала, а в действительности компенсации землевладельцу за потерю рабочих рук. Вместе с тем в интересах сохранения контингента налогоплательщиков для государства Судебник ограничил источники холопства (холопы не несли тягла). Человек, поступивший на службу к феодалу в городе, - чаще всего городской ремесленник, не должен был становиться холопом. Оставляя горожанину личную свободу, великокняжеская власть тем самым сохраняла его для себя в качестве объекта эксплуатации, тяглеца.

1 См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 346.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!