Варяжский князь основатель династии. События в период правления рюрика

Фигура Рюрика является одной из самых ключевых и загадочных в российской истории. Именно он положил начало государственности восточных славян. Достоверных фактов об этом князе известно немного. Исследователи до сих пор спорят о том, откуда он был родом.

Призвание варягов в Новгород

В IX веке многочисленные племенные союзы славян и финнов находились в зависимости от варягов - германских язычников, живших на Скандинавском полуострове. На короткий период им удалось изгнать интервентов и прекратить выплачивать дань. Однако местные племена тут же начали воевать между собой. Мир мог начаться только при появлении легитимной власти.

Важнейшим источником по эпохе Рюрика является Именно она содержит сведения о том, что союз ильменских словен, мери и кривичей предложил ему княжить в Новгороде. Случилось это в 862 году.

Устраивала всех. Этот человек был компромиссной фигурой. Князь из-за моря не был ставленником или сторонником какой-то группировки. Некоторые источники свидетельствуют о том, что новгородцы и их соседи рассматривали самые разные кандидатуры: от хазар до полян. Тем не менее выбор пал именно на варяга (то есть викинга).

Рюрик и его братья

Делегация славян отправилась за море. Рюрик также взял с собой двух своих братьев: Синеуса (правил на Белоозере) и Трувора (отправился в Изборск). Когда они умерли, их наделы вновь перешли к новгородскому князю. Биография Рюрика до его появления на Руси практически неизвестна и по большей части основана на догадках. Тем не менее есть точные сведения о том, что у него была своя собственная дружина. Именно она стала опорой новой власти и обеспечивала порядок в новгородской земле. В обмен на защиту населения князь получил право собирать налоги.

Интересно, что некоторые источники противоречат друг другу в том, где же на самом деле правил Рюрик. Например, говорит о том, что его первой резиденцией была Ладога. В Новгороде князь появился только после смерти двух своих младших братьев. Кроме того, под его властью оказались земли кривичей, главным городом которых был Полоцк. На востоке этого государства оказались финские племена. Они жили в Ростове, Муроме и соседних землях.

Правление

Биография Рюрика в качестве князя Новгорода не отличалась яркими событиями. Единственным исключением можно считать волнения в столице, когда жители, недовольные правлением варяга, восстали против него в 864 году. Их предводителем был Он и его главные соратники были убиты Рюриком. Из-за обрывочности и неполноты сведений об этих волнениях некоторые историки или считают их вымыслом, или связывают с более поздними событиями. повествующая о восстаниях новгородцев против власти варягов, была составлена в XVI веке и, конечно, могла быть недостоверной. Этот эпизод является ярким примером того, насколько биография Рюрика туманна и мало изучена.

Он скончался в 879 году, оставив единственного сына Игоря. Власть в Новгороде перешла к Олегу - или родственнику, или соратнику Рюрика. Новый князь был регентом при подрастающем наследнике. Уже через три года Олег захватил Киев, куда перенес свою столицу. Позже там правил Игорь и его потомки. Так возникло древнерусское государство, князьями которого были представители Последний ее представитель - Федор - скончался в 1598 году, будучи московским царем.

Происхождение

Князь Рюрик, краткая биография которого вызывается ожесточенные споры, не был зафиксирован в летописях и других документах до его призвания славянами. Исследователи часто ассоциируют его с викингами. Чаще всего в научной литературе упоминаются датчане или шведы, к которым мог принадлежать новгородский князь Рюрик (862-879). Биография этого конунга туманна, что плодит многочисленные гипотезы о его происхождении.

Норманнская теория

В древнерусских источниках в описании Рюрика используется слово «варяг», что указывает на его скандинавское или нормандское происхождение. В IX веке жители этих регионов будоражили всю христианскую Европу своими беспощадными набегами. Некоторые из них захватывали земли на континенте и встраивались в общую феодальную систему, попутно принимая христианство.

Многие историки считают, что Рюрик - это Рёрик Ютландский. Это был известный датский конунг. Он воевал с Каролингами за Фризию. Возможно, он также некоторое время был вассалом франкского государя, так как при нем чеканились монеты с изображением Лотаря. В конце 50-х годов он пытался завладеть Ютландией, но неудачно. Чуть позже воевал с западными славянами-вендами, проживавшими на южном побережье Балтийского моря. Сторонники идеи о том что Рюрик - это Рёрик, в качестве аргумента своей правоты приводят тот факт, что в западных летописях упоминания об этом конунге пропадают примерно с той даты, когда варяг стал править в Новгороде. Эта гипотеза остается недоказанной и часто становится предметом споров. Рюрик, краткая биография которого почти неизвестна, даже не имеет документально подтвержденной могилы.

Славянская и прибалтийская теории

Существуют теории о том, что варягами, призванными на Русь, были названы представители западнославянского племени вагров. Если это так, то князь Рюрик, биография которого не опровергает и не доказывает эту версию, возможно, был далеким соплеменником жителей Новгорода.

Еще одно близкое предположение к этой теории сделал великий русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал Рюрика выходцем из пруссов - балтского народа, жившего на территориях нынешних Польши и Литвы. В преданиях онемеченных славян из тех же земель остались сказания о трех братьях, призванных в далекий Новгород. Это были ободриты, представителем которых мог являться князь Рюрик. Краткая биография этого человека не позволяет в точности определить его этническую принадлежность. Кроме того, сложно вычислить год его рождения.

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос "откуда есть пошла земля русская". Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик - это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом - Карелия, Эйстландом - Эстония, Курландом - Курляндия, Аустрвегом - Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик - это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) - «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба - ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика - родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски - «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

В последнее время с новой силой развернулась дискуссия о происхождении российского государства, роли и этнической принадлежности варягов, прежде всего Рюрика и его братьев, которые, согласно летописным источникам, были призваны восточными славянами на княжение. Какие исторические факты скрывает это предание? Об этом журналист Александр Пронин попросил рассказать члена-корреспондента Российской академии наук Андрея Николаевича Сахарова .

И.Глазунов. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Центральная часть триптиха. 1986 г.

– Появление Рюрика и его братьев в северо-западных русских землях – не просто версия, а историческая реальность, в которой вряд ли могут быть какие-то сомнения. К такому выводу пришла в последнее время историческая наука – и отечественная, и зарубежная. Сведения о приходе на Русь варягов отражены во многих источниках и прочно вошли в научный оборот.

Кстати, сам факт их княжения в Новгороде и в других русских городах не является чемто необычным, экстраординарным. Во времена Средневековья практика приглашения со стороны не вовлечённых во внутренние конфликты князей с дружинами была делом обычным, традиционным. Званые гости помогали останавливать кровавые междоусобицы и примирять враждующие стороны, на приглашённых воинов часто возлагалась и защита от внешней агрессии. Надо иметь в виду и постоянные давнишние связи восточных славян (ильменских, или новгородских) с землями, которые были заселены варягами, что также подтверждает реальность пришествия Рюрика на Русь.

Наконец, давайте вспомним о человеке, благодаря которому, собственно, до нас и дошло предание о Рюрике и его роде, – о летописце Несторе. Создатель «Повести временных лет» – совершенно уникального произведения в русском летописании – был не каким-нибудь полуграмотным шарлатаном, склонным к мистификациям и фальсификациям, а исследователем исключительно добросовестным, скрупулёзным. Там, где у него появлялись сомнения в достоверности происходившего, где он чувствовал налёт легендарности, обязательно делал оговорку. Обратитесь к тексту «Повести…» и убедитесь в этом. К тому же излагаемые им сведения подтверждаются и другими данными. Всё это и даёт нам право считать созданную им летопись основным и достаточно убедительным источником по истории Древней Руси.

– Итак, по словам Нестора, в 862 году состоялось призвание варягов на новгородские земли. К нам прибыли три брата с родами своими: Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик сел на княжение в Новгороде Великом, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. По смерти Синеуса и Трувора вся власть перешла к Рюрику. К какому же этносу принадлежали Рюрик и его братья? Долгое время считалось, что они были норманнами. Так ли это?

– Ни в коей мере. Этническая принадлежность Рюрика и его братьев стала предметом споров около двухсот лет назад. Между прочим, и сама версия о норманнском их происхождении появилась лишь в XVII столетии, совпав со шведским завоеванием русского Северо-Запада. Занятное совпадение, не правда ли? Оно легко объяснимо: шведам потребовалось обосновать свои притязания на исконные славянские земли, в частности приладожские – Ингерманландию. Из летописей же однозначно следует, что варяги – выходцы из южнобалтийского славянства, представители этноса, близкого к восточнославянскому, по сути родственного.

Н.Рерих. Заморские гости. 1901 г.

Если мы обратимся к труду Нестора, то увидим, что варягов он чётко отделяет от скандинавов. Среди самостоятельных этносов перечисляет такие, как урмане (норвежцы), свеи (шведы), дане (датчане), варяги. Заметьте: и речи нет ни о каком отождествлении варягов с первыми тремя этническими группами, которых Европа знала под именем викингов.

– Появилась, однако, теория, что пришедшие на Русь варяги представляли некий конгломерат искателей счастья из многих племён: и скандинавов, и балтов, и прочих. Этакий интернационал…

– Варяги действительно были «интернационалом», но славянским, достаточно однородным по своему корню (во всяком случае, в IX веке). Возможно, позднее в него добавились представители других национальностей, но ядро оставалось прежним – славянским. И Нестор указывает район расселения варягов – южное побережье Балтийского моря. Здесь, в устьях рек Лабы (Эльбы), Одры (Одера), Вислы, жили многочисленные племена южнобалтийских славян. В VIII–X веках они представляли довольно сильные племенные конфедерации, со своими князьями, дружинами, самобытной языческой религией. Это была уникальная цивилизация, во многом определявшая политический и этнический климат Южной Балтии (это часть территории современной Германии, Калининградская область и польское Поморье).

– Цивилизация, стёртая с лица земли?

– Совершенно верно. Эти славянские этносы исчезли в XI–XII веках, когда тевтоны захватывали их земли, огнём и мечом онемечивали. Кроме того, часть южнобалтийских славян поглотила польская нация. Оставшиеся мигрировали к восточным славянам, которых считали своими братьями по крови.

– А на чём основывается предположение о братских узах, соединявших варягов с нашими предками?

– На общности языка. Она стала основой тесных отношений. Не случайно Нестор говорит: славянский и русский языки суть «одно есть». Варяги же многократно упоминаются под именем Русь. Не только в наших летописях, но и в сочинениях западноевропейских, латинских хронистов упоминаются обитавшие в различных регионах Европы славянские племена, в корнях названий которых присутствует одинаковое созвучие: русичи, русины, рутены, руги… Огромный славянский мир, населявший большие территории и Восточной, и Западной Европы.

– Если пригласившие Рюрика и его родичей новгородцы (ильменские славяне) хорошо понимали их речь, знали нравы, обычаи, традиции и не считали иноплеменниками, тогда многое становится на свои места и описанные Нестором события перестают казаться фантастическими.

– Конечно. Языковое родство и другие признаки этнической близости и побудили новгородцев пригласить варягов. Это было вопросом элементарного здравого смысла, о чём нынешние защитники норманнской теории умалчивают. Вдумайтесь: кому придёт в голову звать к себе во властители чужеземцев, воинственных, жестоких и жадных (а именно такими остались викинги в памяти народов Франции, Великобритании и других европейских стран), с которыми вдобавок и объясниться-то трудно?

Это, однако, не значит, что отношения населявших русские земли народов с варягами были такими уж безоблачными. Они и воевали, и мирились, и торговали.

– Кроме родственного со славянами языка, какие ещё существуют аргументы в пользу южнобалтийского происхождения варягов?

– Их очень много. Обратимся снова к Нестору. Созданная им летопись свидетельствует, что он великолепно знал географию народов Европы. Но, последовательно перечисляя этносы и называя, кто где обитал, о поморских славянах он не обмолвился ни словом. О чём это говорит? Да всё о том же: южнобалтийские славянские племена известны были ему под именем варягов! Их место расселения он указал в районе южнобалтийского побережья.

Или вот ещё пример. Из летописи мы знаем, что в последней четверти X века, в период усобицы между сыновьями Святослава, князь Владимир бежал за море, к варягам, спасаясь от Ярополка. Давайте на миг предположим, что местом его изгнания была Скандинавия. Тогда, вернувшись с варяжской дружиной и победив около 980 года Ярополка, он, наверное, попытался бы утверждать в Киеве порядки, чем-либо напоминавшие норманнские, хотя бы отдалённо, например в области верований.

Владимир действительно проводит в жизнь религиозную реформу – я имею в виду реформу, предшествовавшую принятию христианства им и дружиной, а затем и всеми киевлянами и новгородцами. В дохристианский период, явно под влиянием впечатлений от пребывания на чужбине, он насаждал в благодарность варягам за помощь в завоевании Киева культ языческих богов, ничего общего с богами викингов не имеющих. В древнеславянских капищах нет и намёка ни на Одина, ни на Торна… Зато насаждается культ языческих богов во главе с Перуном, которому приносят человеческие жертвы, как у поморских славян – жертвы богу Световиту. Это, между прочим, главный бог южнобалтийских славян, вагров и ранов. Нельзя забывать, что именно варяжская дружина помогла Владимиру добыть престол.

Или возьмём имена. Приходится слышать утверждения, что Рюрик и прочие имена (скажем, Ивор), упомянутые в летописи и относящиеся к концу IX – началу X вв., – скандинавского происхождения. Да ничего подобного, они характерны и для поморского славянства, для балтов, пруссов…

– Кстати, о пруссах. Мог Рюрик быть прусским князем, о чём сейчас тоже говорят?

– В принципе, это не исключено. Пруссы были балтийским племенем. А балты и славяне – фактически двоюродные братья. Долгое время они представляли единую балто-славянскую общность, которая, сначала отсоединившись от германцев, в последние века первого тысячелетия сама начала разделяться. Так появились литовцы и латыши. Пруссы близки им. А проведённые недавно археологические раскопки в районе Калининграда дали новые материалы, подтверждающие тесные связи местных жителей с теми, что заселяли восточнославянские земли.

Однако есть существенное «но»: Нестор называет пруссов, считая их самостоятельным этносом. То есть с варягами он их не отождествляет. Тем не менее, даже не будучи пруссами, Рюрик и его братья могли выйти из прусской земли – археологи нашли свидетельства расселения поморских славян и на этой территории.

– Мы с вами говорим о варягах как о родичах наших предков. Но ведь известно, что Киев большой промежуток времени платил им дань, как, скажем, позднее – монголо-татарам. Выходит, вели себя поморские братья на Руси как завоеватели. Нет ли здесь противоречия со сказанным вами ранее?

Современному человеку действительно такие отношения могут показаться странными. А в Средневековье это было нормальным делом. После того как родственник умершего Рюрика Олег (тоже варяг), опираясь на ильменских славян, кривичей, чудь и свою дружину, двинулся из Новгорода на юг и подчинил себе Смоленск, Любеч, а затем и Киев, объединив северную и южную Русь и образовав единое древнеславянское государство со столицей на Днепре, он заключил мир с варягами. И ради упрочения этого мира с 882 года выплачивал им дань: по 300 гривен ежегодно. Деньги эти должен был платить Новгород. Так Олег обезопасил границы Киевского государства на севере, развязав себе руки для более активной политики на юге. Но ведь выплату дани продолжали и его потомки, и длилось это по меньшей мере вплоть до княжения Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.). Полтора столетия получали её варяги от Руси.

И это ещё один аргумент против попыток выдавать норманнов за варягов. В Скандинавии в ту пору просто не было целостного государственного образования, стабильно существовавшего столь длительный период. Зато многие признаки государственности наблюдаются у южнобалтийских славян.

Какой из варяжских конфедераций платил Киев дань, в летописи не уточнено. Возможно, это были вагры. Во всяком случае, историк Татищев полагал, что от них-то и произошло название варяги.

– Однако единой варяжской державы в Балтии так и не сложилось. Способны ли были в таком случае варяги принести нам государственность?

– Утверждение, что государственность появилась на Руси с приходом варягов, – абсолютно ложное. Множество фактов свидетельствует, что она сложилась задолго до их призвания, и на северо-западных территориях, где со временем возвысился Новгород, и в поднепровских землях полян с центром в Киеве. Другой вопрос – в каких формах, насколько она была развитой. Но то, что государственность существовала, – несомненно.

Вот яркий пример. Летом 860 года Константинополь подвергся масштабному нашествию восточных славян – Руси. Его результатом стал заключённый византийским императором с северными «варварами» (они названы всё тем же именем – Русь) мирный договор. Договор дружбы и любви, включавший в себя такие характерные для межгосударственных отношений той эпохи обязательства, как выплата дани, привилегии купцам, приглашение русской дружины на службу. Ну а межгосударственные отношения без государства, сами понимаете, невозможны.

Уместен здесь, конечно, вопрос: с кем же мирились византийцы? Одни историки считают, что это были черноморские славяне, возможно, киевские поляне; другие настаивают на их северном, ильменском происхождении. По моему мнению, это был мощный союз племён во главе с государственным центром в Киеве, который только и мог в ту эпоху осилить столь масштабное военно-политическое предприятие, как поход на Византию. Можно вспомнить также факт из истории дипломатии: 838–839 годами датируется посольство русов (в данном случае речь идёт именно о восточных славянах) в Константинополь и во Франкскую империю. Активная внешнеполитическая деятельность – это ли не признак государственности?

– Некоторые авторы порой высказывают мнение, что раннее государственное образование под названием Русь первоначально возникло для обеспечения стабильности восточного торгового пути. Вы согласны с этой точкой зрения?

– Лишь отчасти. Роль пути «из варяг в греки» действительно была велика и безусловно повлияла на складывание древнерусского государства. Но преувеличивать её не стоит. Государственность не возникает из торгового предприятия, это всегда результат действия многих исторических факторов – социальных, политических, экономических, культурных, этнических, религиозных… Главное же заключается в том, что у восточных славян развивалось структурированное общество, со всеми присущими ему отношениями и институтами. Это развитие и привело к появлению государства Русь. А проходивший через его земли важнейший трансъевропейский путь лишь ускорил многие процессы.

Беседовал Александр Пронин

Биография князя Рюрика.

Так как жил и правил Рюрик уже очень давно, то осталось мало информации о его рождении и семье. Дата его появления на свет точно не установлена. Годы его правления принято считать с 862 по 879 . Рюрик был выходцем из варяг. И когда в Новгороде начались междоусобицы местные жители позвали его их прекратить. Он стал родоначальником всемирно известной династии Рюриковичей. Сам великий русский Рюрик был язычником.

По летописям у Рюрика было еще два брата, одного звали Трувор, а другого Синеус. Когда Рюрик взял бразды правления в Новгороде, его братья начали княжить в других городах. В Белоозере – Синеус, а в Изборске – Трувор. В некоторых исторических источниках пишется о том, что у Рюрика братьев вообще не существовало. До 860 года Рюрик был предводителем варяжской дружины. До пришествия в Новгород Рюрик правил в Ладоге. Умер Рюрик в 879 году, после его смерти править начал князь Олег.

Правление князя Рюрика.

Внутренняя политика князя Рюрика.

Внутренняя политика Рюрика была направлена на то, чтобы укрепить границы государства и защитить их от врагов, а так же расширить эти границы. За период княжества Рюрика он сумел присоединить Ростов, Смоленск и Муром к своим землям.

Чтобы обезопасить свои южные границы Рюрик подписывает мирный договор с правителями Киева Аскольдом и Диром. С 866 по 870 год Аскольд нападает на северные земли, входящие в состав Новгорода, но в конечном итоге Рюрик разбивает их армию, но захватывать Киев он не стал. В последние годы своего правления все усилия Рюрика были направлены на заключение мира с западными странами, которые были воинственно настроены против Киева.

Внешняя политика князя Рюрика.

Рюрик был очень умелым руководителем, он огородил свои земли с юго-восточной и северной части от вражеских вторжений и поэтому его жители не знали войн. Постепенно он начал подчинять себе фино-угорские племена. Рюрик во времена своего правления в Восточной Европе, в северной ее части восстановил мир между племенами. На его попечительстве была часть торговли Балтийско-Волжского пути. Благодаря этому он наладил обмен товарами между Булгарией, Скандинавией и Арабским Халифатом.

Рюрик положил начало Российской Монархии, он был умелым руководителем и за времена своего правления укрепил государственность.

Рюрик (862 — 879) - первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.

1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в "Повести временных лет" "володеть и княжить восточными славянами" был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так "Повесть временных лет" рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть "до земли аглянской", т.е. до области Ангельн в Гольштейне.

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из "мужичьего рода", на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVI I века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного "призвания". Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали "шведского" князя Рюрика. Вывод о "шведском" происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь "из-за моря", а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. "норманнскую теорию", согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. "немцами", как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что "норманнская теория" не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что "звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы". Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю "норманнскую теорию". Понятно, что в таком виде "норманнская теория" не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о "скандинавском происхождении варягов", сколько о своеобразном разделе "сфер влияния" в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что "немецкой" она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были "призваны" около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место "призвания". Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик "срубил" позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его "королём руссов". В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из "рода Русского", а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег (Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства - Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — "вещий" — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!