Изменение имени существительного. Образование множественного числа существительных в английском языке

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что? Отсюда следует, что существительное обозначает предметы одушевленные и неодушевленные. А как изменяется имя существительное, по каким признакам?

Морфологические признаки

Существительное имеет морфологические признаки. Слово «морфология» (от греч. "морфе" - форма) означает систему форм изменения слов в каком-то языке. К этим признакам, кроме одушевленности, относятся еще нарицательность (собственное, нарицательное), склонение, род, число, падеж. В русском языке существительное изменяется по числам и падежам.

Сразу отметим, что по родам (как многие думают) имя существительное не изменяется. Оно просто относится к одному из родов – женскому, мужскому или к среднему. Определить принадлежность к роду можно с помощью местоимений:

  • мужской – он, мой;
  • женский – она, моя;
  • средний – оно, мое.

Число существительных

Как правило, существительные употребляются и в единственном и во множественном числе. Зависит это от того, о каком количестве слов говорится. Например: корабль – корабли, дорога – дороги, река - реки.

Но есть слова, форма которых предполагает только единственное число. Это собирательные названия, качества, признаки, действия, имена собственные: детвора, синева, Волга и др.

Слова, используемые только во множественном числе, это составные предметы (брюки), промежутки времени (будни), действия (хлопоты), игры (салки), географические названия (Анды).

Изменение по падежам

Такое изменение называется склонением. Шести падежам русского языка соответствуют определенные вопросы:

  • Именительный падеж: кто? что? (океан, океаны).
  • Родительный: кого? чего? (океана, океанов).
  • Дательный: кому? чему? (океану, океанам)
  • Винительный: кого? что? (океан, океаны)
  • Творительный: кем? чем? (океаном, океанами)
  • Предложный: о ком? о чем? (об океане, об океанах).

Определяя падеж существительного, поставьте вопрос от слова, к которому оно относится.

Итак, запомните: имена существительные изменяются по числам и падежам.

Русский язык - один из самых сложных языков. Чтобы идеально знать его, требуется тщательно изучать правила и лексические нормы. Самым трудным по грамматике является именно русский язык.

Первая изучаемая часть речи в школе - это существительное. Многим пришлось сталкиваться с трудностями изучения имени существительного, поскольку эта часть речи имеет много различных исключений из правил. Они представляет собой совокупность слов, не укладывающихся в рамки правил. Выучить наизусть все исключения нужно каждому.

Проблема заключается в неверном произношении и склонении слов. Чтобы решить эту проблему, необходимо обращаться к словарям, энциклопедиям и любым другим источникам информации об имени существительном. Овладев в совершенстве языком, люди могут повысить уровень эрудиции. Научиться всем тонкостям и хитростям поможет представленная информация. Она будет полезна всем: детям, школьникам, взрослым людям, учителям, студентам. Проще всего продемонстрировать изменение имен существительных по числам примерами, которые смогут помочь при изучении материала.

Терминология

Существительное - часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на следующие вопросы: кто? что? Значение предмета может иметь разный смысл. Например, название предметов: стул, кресло, название веществ (уксус, молоко), названия животных, людей и другие значения. Существует более миллиона значений предметов, поэтому привести все примеры невозможно.

Использование существительных может быть представлено в единственном или множественном числе. Например, единственное число - квартира, тогда множественное - квартиры. Также изменять существительные можно по падежам.

Особенности числа

Грамматическое число представляет собой признак для обозначения одного или множества предметов. Единственное число подразумевает только один предмет: человек, шкаф, диван. Множественное число означает несколько предметов. Например, шкафы, столы, люди.

Примеры единственного числа

Изменение имени существительного по числам является простейшей темой для изучения. В качестве примеров будут использоваться простые слова, чтобы достичь необходимого уровня понимания. Например, сорока - птица (одна), стул - предмет (один), кролик - животное (одно). Стоит помнить, что существительное может иметь несколько значений одного слова, поэтому некоторые слова в единственном числе могут обозначать множественность. Пример: рыбалка - обозначает ряд занятий, но предмет один. Учителя объясняют тему в начальной школе: изменения имен существительных по числам (2 класс). Именно во втором классе приходится знакомиться с данным разделом существительных.

  • Нужно правильно задавать вопрос, чтобы определить существительное. Вопросы: кто? что?
  • Определить единственное число можно с помощью окончаний: -а; -и; -я.

Исключения, относящиеся к единственному числу

Русский язык - грамматически трудный язык. В нем присутствует ряд исключений. Изучение изменения имени существительного по числам в 4 классе подразумевает повторение программы. Все слова, относящиеся к исключениям, необходимо выучить наизусть. К ним относятся:

  • Химические вещества, продукты употребления: железо, сталь, сахар, вода, бензин. Форма множественного числа возможна при обозначении отдельных видов веществ. Например, эфирные масла, малосольные воды.
  • Важно понимать, что множество исключений зависит от определения предмета. Мозг - главный орган человека, не может использоваться во множественном числе. Мозги - пища из органов животных (не имеет единственного числа).
  • Предметы, которые несут собирательный характер: студенчество, человечество, листва.
  • Имена существительные, представляющие абстракцию. Примеры: злоба, доброта, лень, холод, теплота. Множественное число может быть использовано, если говорить о характеристике абстракции: досягаемые высоты, каменные глубины.
  • Собственные имена. Например, братья Карамазовы, род Рюриковичей.

Примеры множественного числа

Существительные множественного числа обозначают несколько предметов. Это может быть группа или категория. Например: столы, диваны, заводы, кольца. Любое слово, которое говорит о двух или более предметах, является множественным числом.

Виды множественного числа

Множественные числа образуются различными способами:

  • При помощи окончаний - столы, кроты.
  • Замены - дети, люди, господа.

Постановка ударения

Некоторые слова при произношении во множественном числе кажутся трудными, поэтому есть смысл рассказать о правильной постановке ударения. Например:

  • Стол - столы (ударение на Ы).
  • Багаж - багажи (И).
  • Шут - шуты (Ы).
  • Язык - языки (И).
  • Орден - ордена (А).

Существуют также слова, не требующие изменения ударения. Оно падает только на одну букву. Аналогичный вариант возможен при нулевом окончании или при постановке существительного в родительный падеж. Например:

  • Капля - капли.
  • Грунт - грунты.
  • Минус - минусы.

Чтобы закрепить, пройденный материал, предлагается пройти небольшое задание. Игроку нужно расставить существительные в две колонки с единственным и множественным числами.

Список слов, которые необходимо вставить в таблицу:

Мальчик, животные, шарики, игрушка, мячи, щит, стулья, магнит, чашки, ряд.

Если возникают трудности, то ниже представлены ответы. Выглядит это так:

А теперь предлагается усложнить задание - к каждому слову нужно подобрать недостающее число. В течение 10 минут необходимо выполнить задание и свериться с нижним списком.

  • Мальчик - мальчики.
  • Игрушка - игрушки.
  • Щит - щиты.
  • Магнит - магниты.
  • Ряд - ряды.
  • Животное - животные.
  • Шарик - шарики.
  • Мяч - мячи.
  • Стул - стулья.
  • Чашка - чашки.

Особенности нулевого окончания

Нулевое окончание - окончание, не имеющее звуков или букв. возможно в нескольких случаях:

  • Если существительное имеет такое окончание в именительном падеже в единственном числе, то во множественном числе окончание появляется. Дом - дома, степь - степи.
  • Если начальная форма слова имеет ненулевое окончание, то родительный падеж во множественном числе имеет нулевое окончание. Место - нет мест. Груша - нет груш.
  • Если существительные мужского рода, в основе которого лежит твердая согласная буква, то оба числа будут иметь нулевое окончание. Один цыган - несколько цыган. Один солдат - несколько солдат.

Исключения из правил

Множественное число имеет ряд своих исключений. Как правило, тема часто освящается в учебниках и называется так: изменение имени существительных по числам (3 класс). Практика показывает, что дети хорошо усваивают материал, поскольку исключений не так много. Эти существительные могут употребляться только во множественном числе. В них входят такие категории, как:

Памятка

В заключение ниже приводится оригинальная памятка, с помощью которой любой сможет выучить исключения среди изменений имени существительных по числам. Таблица "Изменение имен существительных по числам" с примерами выглядит так:

Вывод

В заключение необходимо сказать, что существительные способны изменять свою форму благодаря изменению чисел. Также существуют слова, которые употребляются только в одном числе. Например, кофе - только единственное число. Консервы - только множественное.

Прочитав вышенаписанный материал и сделав предложенные упражнения, любой учащийся сможет повторить основные правила, связанные с категорией числа у существительных.

1.ВСЕ ЛИ СЛОВА СКЛОНЯЮТСЯ?КАК НАЗЫВАЮТСЯ СЛОВА КОТОРЫЕ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ?

2.НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ?КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОНО ЯВЛЯЕТСЯ?
3.НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ?С КАКИМИ ПРЕДЛОГАМИ ОНИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ

Скажи те плиз Заранее спасибо))

1)найди слово, которое соответствует (схеме- приставка, корень окончание)

дорожка
доплата
домино
дочка.

2)из предложения выпиши существительное, в котором отсутствует суффикс
Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

3)Какое из слов является именем существительным женского рода?
1)печальный
2)печалиться
3)печаль
4)календарь.

4)Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в предложном падеже
1)приехать к бабушке
2)писать ручкой
3)сшить кукле
4)купаться в речке

5)Даны четыре словосочетания. Определи, что нарушено в каждом из этих сочетаний (род, число, падеж). Отметь свой ответ в каждой строке
Словосочетание Род Число Падеж Ничего не нарушено
талантливое пианист
порхали мотылёк
кружатся за окно
сообщили по радио

6)Выбери правильное утверждение.
Имена существительные не изменяются по падежам.
Имена существительные изменяются по родам, но не изменяются по падежам.
Имена существительные изменяются по числам.
Имена существительные не изменяются по родам и не изменяются по числам.

7) Три слова из четырёх имеют общий грамматический признак (род, число, ....) . Найди и подчеркни лишнее слово. ЛИСТЬЯ, УЧИТЕЛЯ, ЛИМОН, ЗАДАЧИ
Объясни, почему это слово можно считать лишним.
Потому что ____________________________

8)Найди слово с предлогом и отметь его.
(по)крытый
(по)дарок
(по)други
(по)дороге

9) Найди слово с непроизносимой согласной
опас...ный
мес...ный
чудес...ный
интерес...ный

10)Каким словом можно проверить орфограмму в корне?
засолка
солёный
солить
соленья

11)В каком случае возможны два разных написания?
др_жать
ж_лтеть
ст_рожил
б_льшие
запиши, какие при этом получаются слова ______________________

12)В каком из сказочных слов нужно по правилам русского языка написать мягкий знак после шипящего?
цасий плыж
артая едын
щкарный ардуш
арувая троч

13)Найди ту группу слов, в которой содержится лишнее слово.
рожь, дочь, ночь, мышь
смеяться, хихикать, хохотать, посмеиваться
земля, земле, землю, землей
блеск, блестящий, сверкать, блестеть
Запиши лишнее слово из этой группы.
____________________
____________________

14)Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне.
ГУБКИ, НИЗКО, ЗВЁЗДНЫЙ, КОВЁР, БОЛЯЧКА, ПОЗДНИЙ, ГРУСТНЫЙ, ГЛАЗКИ, ТЕМНИЦА.

15)Какие части слова, кроме корня, есть в слове (РЕЧЕНЬКА)
приставка и суффикс
приставка и окончание
приставка, суффикс и окончание
суффикс и окончание.

Инструкция

В русском языке существует шесть падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный. Каждому падежу соответствуют вспомогательные вопросы:
- И. п. – «кто?», «что?»;
- Р. п. – «кого?», «чего?»;
- Д. п. – «кому?», «чему?»;
- В. п. - «кого?», «что?»;
- Т. п. – «кем?», «чем?»;
- П. п. – «о ком?», «о чем?».

Изменяясь по падежам, имена существительные приобретают определенные окончания. А в зависимости от того, какие это окончания, имена существительные относятся к I, II или III склонению.

Слово «работа», как и другие имена существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «а/я», относится к I склонению. Изменяется оно следующим образом: в единственном числе: И. п. – «работа», Р. п. – «работы», Д. п. – «работе», В. п. – «работу», Т. п. – «работой», П. п. – «о работе»; во множественном числе: «работы», «работ», «работам», «работы», «работами», «о работах» соответственно.

Слова мужского и среднего рода принадлежат II склонению. Например, слово мужского рода «лес». Его формы в ед.ч.: «лес – леса – лесу – лес – лесом – о лесе»; мн.ч.: «леса – лесов – лесам – леса – лесами – о лесах».

К III склонению относятся слова женского рода с мягким знаком на конце. Например, слово «молодежь» («молодежь – молодежи – молодежи – молодежь – молодежью – о молодежи»).

В русском языке существует два числа: единственное и множественное. Большинство имен существительных имеют формы и единственного, и множественного числа. Значит, изменяясь по числам и падежам, эти слова будут иметь по 12 форм.

Которые используются только в единственном или только во множественном числе. Например, такие слова, как «листва», «молоко», «молодежь» – всегда в единственном числе. А слова «ножницы», «брюки», «обои» – только во множественном числе. Соответственно, эти слова будут иметь уже не 12, а только 6 падежных форм. Например, «молоко – молока – молоку – молоко – молоком – о молоке», или «обои – обоев – обоям – обои – обоями – об обоях».

Иногда бывает сложно определиться с выбором той или иной падежной формы. Как правильно сказать «слесари» или «слесаря», «хочу чая» или «хочу чаю»? В этом случае на помощь придет орфографический , в котором, кроме начальной , указываются и некоторые падежные окончания. А также даны варианты употребления слов.

Иногда говорят, что имена существительные изменяются по родам. Это грубейшая ошибка. Имена существительные по родам не изменяются, но имеют категорию рода. Слово « » - женского рода, «лес» – мужского, «поле» – среднего. Те слова, которые имеют форму только множественного числа, с категорией рода не связываются.

Источники:

  • существительное как изменяется

Морфологический признак числа имеется у всех существительных. Большинство слов, относящихся к этой части речи, может употребляться во множественном и единственном числе. Однако часто встречаются существительные, обладающие формой какого-либо одного числа. Здесь важно учитывать лексическое значение слова.

Инструкция

Число помогает передать количественную характеристику слов, относящихся к . На один предмет или лицо указывает единственное число (генерал, государство), наличие нескольких передается множественным (декларации, документы). Есть немало именований, которым свойственно употребление только в каком-либо одном числе. Если возникает затруднение в определении этого морфологического признака, обратите внимание на смысловое содержание слова.

Некоторые существительные обладают только формой единственного числа. Среди них именования со значением собирательности: учительство, детвора, молодежь. Употребляться только в единственном числе могут слова, передающие состояние и действие (тление, ), качества ( , старость), указывающие на вещество (алюминий, бензин, лук). Называющие единичные предметы имена собственные (Новгород, Байкал), некоторые разносклоняемые существительные (пламя, темя, вымя, бремя) не изменяются по числам.

Именующие парные (брюки, очки) и составные (грабли, вилы) предметы, материал (белила), временные периоды и состояние природы (сутки, ), представляющие названия игр (прятки, шашки) существительные отличаются свойством отсутствия единственного числа. Среди географических названий немало подобных слов: Альпы, Сочи, Нидерланды.

Бывают случаи, когда существительные единственного числа используются в несвойственном им множественном. Это происходит в связи с изменением лексического значения. Например, слово «работа», указывающее на процесс, в предложении «Ученики представили творческие работы на выставку» приобрело категорию множественного числа. Для индивидуальной авторской и народной речи свойственна конкретизация отвлеченных наименований (современные реальности, прогрессивные движения). Используемые иногда во множественном числе узкопрофессиональные формы наименований не соответствуют литературным нормам, поэтому лучше от них отказаться (например, «капитальные ремонты»). Для обозначения вида и сорта различных веществ может появляться признак множественного числа: «минеральные соли», «смазочные масла».

Имена существительные изменяются по числам. В современном русском языке различаются два числа: единственное и множественное. Если речь идет об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два или больше – множественное число: стол – столы, окно – окна, книга – книги, конь – кони, ночь – ночи, тетрадь – тетради, дерево – деревья, перо – перья и т. п.

В единственном числе существительные, как правило, имеют разные окончания (стол, окно, книга), а во множественном числе большая часть существительных оканчивается на – ы, – и и – а, – ья (для среднего рода и некоторых существительных мужского рода). Родовые различия во множественном числе оказываются затушеванными. Так, существительные облака, берега, города, снега, поля, моря, края, деревья, друзья, колосья, сучья, платья относятся либо к мужскому, либо к среднему роду, но во множественном числе они имеют одинаковые окончания. А существительные парты, руки, земли, столы, плакаты, полки, врачи, ножи, гости, гвозди, дни, ночи, тени относятся либо к мужскому роду, либо к женскому. Особенность эта подчеркивает разумное устройство языка, его экономность, поскольку главная задача числа – указать на количество предметов (один предмет или их много), а какого они рода – для нас в данный момент несущественно.

Тут есть и вторая особенность: не все существительные могут изменяться по числам. Существительные вещественные (молоко, масло, крупа, чай, мед, творог, сметана; шелк, бархат, сатин, шерсть, ситец; медь, марганец, олово, золото, серебро, нефть и др.), собирательные (человечество, юношество, студенчество; хворост, тряпье, сор, листва и др.), отвлеченные (нежность, красота, белизна; молодечество, девичество; терпение, развитие, давление, наследие и др.), собственные (Москва, Петербург, Карпатыг и др.) не изменяются по числам.

Объясняется это тем, что перечисленные группы слов, особенно вещественные и собирательные существительные, уже в форме единственного числа обозначают множество. Ведь крупа состоит из крупинок, хворост – из хворостинок, сор – из соринок, пух – из пушинок, молодежь – из молодых людей и т. д. Следовательно, по существу своему, по содержанию они обозначают множество, поэтому и не нуждаются во множественном числе.

Можно, конечно, возразить: разве не говорят крупы, колбасы? Разве это не множественное число? Да, это форма множественного числа (ее показателем является окончание – ы), но она обозначает не количество данного продукта, а разные его сорта. Если говорят: «В магазине большой выбор круп», то хотят подчеркнуть, что есть разные виды крупы (манная, перловая, ячневая, пшенная и др.); «Мастера молочного комбината вырабатывают более 200 различных сыров» – указание на количество сортов сыра.

Есть в русском языке слова, которые употребляются только во множественном числе (оканчиваются на – ы, – и), но могут обозначать и один предмет, и много предметов. Так, в предложении В шкафу висели рубашки и брюки очевидно, что рубашек несколько, а вот количество брюк неясно (или одни, или несколько), поэтому для полной ясности необходимо указать количество (одни или двое, трое, четверо и т. д.). Вот подобные слова: джинсы, носилки, весы, часы, вилы, ворота, выборы, переговоры, сливки, дрова, каникулы, деньги, обои, белила, кудри и др. Есть у них еще одна интересная особенность – они теряют показатель рода, т. е. если существительные всегда употребляются в форме множественного числа, то признака рода у них никогда не будет.

Раскинем умом

На доске – имена существительные. Задание – быстро и аккуратно написать эти слова в два столбца: в один – существительные, употребляющиеся только во множественном числе, в другой – остальные слова, но в форме единственного числа.

брюки, башмаки, расспросы, вопросы, дверцы, хлопоты, грабли, косы, вилы, весы, гири, посевы, всходы, дебри, прения, споры, встречи, проводы, шахматы, игры, плоскогубцы, щипцы, заботы, качели, карусели, котлеты, пельмени, недра, сокровища, сливки

Существительные, имеющие только форму множественного числа, часто используются в произведениях литературы. Назовите эти произведения.

а) …Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор…

Пустился мой хитрец

В переговоры

б) Очки не действуют никак…

в) Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол.

г) Кудри черные

Лежат скобкою;

Что работаю -

Все мне спорится!

а) И. А. Крылов. «Волк на псарне».

б) И. А. Крылов. «Мартышка и очки».

в) И. С. Тургенев. «Муму».

г) А. В. Кольцов. «Косарь».

Ведущий (учитель) зачитывает определения, участники кружка записывают существительные, употребляемые только во множественном числе.

2) Широкий вход или проезд, запираемый створами.

3) Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания.

4) Празднование по случаю дня рождения.

5) Кандалы, цепи.

6) Инструмент для резания ткани, бумаги.

7) Земные глубины.

8) Пищевые продукты в герметически закрытых банках.

9) Обсуждение какого-либо вопроса на собрании.

10) Перерыв занятий в учебных заведениях.

11) Усердное и деятельное занятие чем-либо, заботы.

12) Сооружение, на котором качаются для забавы.

13) Боевое снаряжение воина в старину (щит, панцирь, шлем).

14) Грибки, вызывающие брожение.

4) именины

6) ножницы

8) консервы

10) каникулы

11) хлопоты

12) качели

13) доспехи

14) дрожжи

Задание на дом. Найдите в предложении существительные и определите их грамматические значения.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!