Возникновение городов как центров развития государственных форм. Возникновение средневековых городов

ОБЛИК ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Мостовые в Париже появились в XII веке - каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. Эта мера была распространена затем к XIV в по королевскому приказу и на другие французские города. Но, например, в Аугсбурге мостовых не было почти до XV в., так же как и тротуаров. Водосточные канавы появились только в XIV-XV вв., и то лишь в крупных городах.

Мусор и нечистоты в городах обычно сбрасывали в реки или в близлежащие рвы. Только в XIV в. в Париже появились городские мусорщики.

Ф еодальный город мало похож на современный. Он, как правило, окружен стенами, которые ему были необходимы, чтобы защищаться от нападений врагов, чтобы давать убежище и сельскому населению в случае нашествий.

Жители города, как уже было сказано, имели свои огороды, свои поля, свои пастбища. Каждое утро по звуку рожка открывались все ворота города, через которые скот выгонялся на общинные пастбища, а вечером этот скот опять загонялся в город. В городах держали, главным образом, мелкий скот - коз, овец, свиней. Свиней из города не выгоняли, они в самом городе находили себе обильную пищу, так как весь мусор, все остатки пищи выбрасывались тут же, на улицу. В городе поэтому была невозможная грязь и вонь, - пройти по улицам средневекового города, не выпачкавшись в грязи, было невозможно. Во время дождей улицы города представляли собой болото, в котором застревали телеги и мог потонуть иногда всадник с конем. В бездождье же в городе невозможно было дышать из-за едкой и зловонной пыли. При подобных условиях повальные болезни в городах не переводились, и во время больших эпидемий, которые время от времени вспыхивали в средние века, больше всего страдали города. Смертность в городах была необычайно велика. Население городов убывало бы непрерывно, если бы оно не пополнялось новыми выходцами из деревень. ествия неприятеля. Население города несло сторожевую и гарнизонную службу. Все жители города - купцы и ремесленники-умели владеть оружием. Городские ополчения наносили нередко поражения рыцарям. Кольцо стен, за которым располагался город, не давало ему возможности разрастаться вширь.

Постепенно вокруг этих стен возникали предместья, которые в свою очередь тоже укреплялись. Город, таким образом, развивался в виде концентрических кругов. Средневековый город был мал и тесен. В средние века в городах жила лишь незначительная часть населения страны. В 1086 г. в Англии была произведена общая земельная перепись. Судя по этой переписи, во второй половине XI в. в Англии не более 5% всего населения жило в городах. Но и эти горожане еще не были вполне тем, что ми понимаем под городским населением. Часть их еще занималась сельским хозяйством и имела землю за городом. В конце XIV в. в Англии была произведена новая перепись для податных целей. Из нее видно, что уже примерно 12% населения в это время жило в городах. Если от этих относительных цифр перейти к вопросу об абсолютной численности городского населения, то мы увидим, что даже в XIV в. города с 20 тыс. населения считались большими. В среднем же в городах насчитывалось 4-5 тыс. жителей. Лондон, в котором в XIV в. насчитывалось 40 тыс. населения, считался очень большим городом. При этом, как мы уже сказали, большинству городов свойствен полуаграрный характер. Было много "городов" и чисто аграрного типа. В них имелись и ремесла, но преобладали сельские промыслы. Такие города отличались от деревень в основном лишь тем, что они были обнесены стенами и представляли некоторые особенности в управлении.

Так как стены мешали городам разрастаться вширь, то улицы суживались до последней степени, чтобы поместить возможно боль ше строе ний, дома нависали друг над другом, верхние этажи выдавались над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть не соприкасались друг с другом. У каждого дома имелось множество пристроек, галерей, балкончиков. Город был тесен и переполнен жителями, несмотря на незначительность городского населения. В городе обычно имелась площадь - единственное более или менее просторное место в городе. В базарные дни она заставлялась ларьками и крестьянскими возами со всякого рода товарами, привозимыми из окружающих деревень.
Иногда в городе было несколько площадей, из которых каждая имела свое специальное назначение: была площадь, на которой происходила хлебная торговля, на другой торговали сеном и т. д.


КУЛЬТУРА(ПРАЗДНИКИ И КАРНАВАЛЫ)

В числе определений, которые дают человеку ученые, - "человек разумный", "общественное существо", "человек трудящийся" - есть и такое: "человек играющий". "действительно, игра - неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка. люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.
Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.
С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.
Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.
И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия. К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.
В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.
Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправиться с теми, кого они давно ненавидели.

БЫТ(САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА)

По причине скученности городского населения, множества нищих и прочего бесприютного и беспризорного люда, отсутствия больниц и какого-либо регулярного санитарного надзора средневековые города были постоянно рассадниками всяких эпидемий.
Для средневекового города характерно было весьма антисанитарное состояние. На узких улицах было достаточно душно. Они чаще всего были немощеными. Поэтому в жаркую и сухую погоду в городе было очень пыльно, в ненастную, наоборот, грязно, и по улицам тогда с трудом проезжали повозки и пробирались прохожие.
В населенных пунктах нет водостока для сбрасывания нечистот. Воду добывают из колодцев и непроточных источников, в которые часто попадает зараза. Дезинфицирующие средства пока неизвестны.
Из-за отсутствия санитарии роженицы часто не выживают после сложных родов, а многие младенцы умирают в первый же год жизни.
Для лечения простых заболеваний, пользуются бабушкиными рецептами, основанными обычно на лекарственных травах.
В тяжелых случаях заболевшие решаются на кровопускание, которое делает цирюльник, или покупают снадобья у аптекаря. Бедняки идут за помощью в больницу, но теснота, неудобства, грязь почти не оставляют тяжелобольным шансов выжить.

НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ

Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным». Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В Италии цехи возникли уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Почти во всех городах средневековой Европы в XIII-XV веках происходила борьба между ремесленными цехами и узкой, замкнутой группой городских богачей (патрициатом). Результаты этой борьбы были различными. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха (Кёльн,Аугсбург, Флоренция). В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение (Гамбург, Любек, Росток).

Во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи существовали еврейские общины. Евреи жили в специальных кварталах (гетто), более или менее четко отделенных от остального города. На них обычно распространялся ряд ограничений.

БОРЬБА ГОРОДОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной денежной суммы. В Италии города добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные окрестные области и стали городами-государствами (Венеция, Генуя, Пиза,Флоренция, Милан и др.)

В Священной Римской империи существовали так называемые имперские города, которые фактически являлись независимыми городскими республиками начиная с XII века. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие. Символом свободы городов Священной Римской империи была статуя Роланда.

Иногда большие города, особенно расположенные на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления. Однако такие органы действовали совместно с представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лоррис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но некоторые города, особенно мелкие, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, и право взимать налоги. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Обязанности городов-коммун по отношению к своему феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной суммы и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

Муниципальное управление городских коммун Италии состояло из трёх основных элементов: власти народного собрания, власти совета и власти консулов (позже – подеста).

Гражданскими правами в городах Северной Италии пользовались взрослые мужчины-домовладельцы, обладающие собственностью, подлежащей налогообложению. По данным историка Лауро Мартинеса, лишь от 2% до 12% жителей североитальянских коммун обладало избирательным правом. По другим оценкам, например, приведённым в книге Роберта Патнэма «Демократия в действии», во Флоренции гражданскими правами располагала 20% населения города.

Народное собрание (“concio publica”, “parlamentum”) собиралось в наиболее важных случаях, например, для избрания консулов. Консулы избирались на год и были подотчетны собранию. Все граждане делились на избирательные округа (“contrada”). Они с помощью жребия избирали членов Большого Совета (до нескольких сотен человек) . Обычно срок полномочий членов Совета ограничивался также одним годом. Совет называли “credentia”, потому что его члены (“sapientes” или “prudentes” – мудрые) первоначально давали присягу доверять консулам. Во многих городах консулы не могли принимать важных решений без согласия Совета.

После попытки подчинения своей власти Милана (1158 г.) и некоторых других городов Ломбардии, император Фридрих Барбаросса ввел в городах новую должность подеста-градоначальника. Будучи представителем императорской власти (независимо от того назначался он или утверждался монархом), подеста получил власть, ранее принадлежавшую консулам. Обычно он был из другого города, чтобы местные интересы не оказывали на него влияние. В марте 1167 г. возник союз ломбардских городов против императора, известный под названием Ломбардской лиги. В результате политический контроль императора над итальянскими городами был фактически ликвидирован и подеста стали теперь избираться горожанами.

Обычно для избрания подеста создавалась специальная электоральная коллегией, сформированная из членов Большого Совета. Она должна была предложить кандидатуры трёх человек, которые достойны управлять Советом и городом. Окончательное решение по этому вопросу принималось членами Совета, которые выбирали подеста сроком на один год. После завершения срока полномочий подеста он не мог в течение трёх лет претендовать на место в Совете.


Успехи в с\х Успехи в ремесле Рост населения. Увеличение количества пашни из-за осушения болот, вырубки лесов Рост добычи железной руды и усовершенствование обработки металлов Появление большого числа орудий труда из железа Использование приспособлений ремесленниками из-за необходимости делать сложные изделия Широкое применение тяжелого колесного плуга. Увеличение урожая. Появление ремесленников- профессионалов Появление мельниц, что обеспечивало быстрый помол Увеличение поголовья скота из-за увеличения количества корма Использование лошадей не только в военном деле, но и в с\х после появления хомутов




XIXIII века время расцвета европейского средневековья. В Европе, почти забывшей за предшествующие столетия о городской жизни, вновь начали строить города. Их возникновение и рост одно из самых замечательных явлений этого периода. Несколько примеров того, где и как чаще всего основывались средневековые города.


Этот город на реке Рейн к XI в. уже имел тысячелетнюю историю. Сначала римский военный лагерь. Потом крупный город на границах империи с Германией. В раннее средневековье его население сократилось, многие здания разрушились. Но крепостная стена, возведенная римлянами, надежно защищала город, ставший местом пребывания влиятельного епископа. Именно здесь, у подножия крепостной стены, довольно рано возник небольшой рынок, а затем и поселение вокруг него.


В X в. новые укрепления оградили и древний город, и новое предместье. Торговые связи крепли, развивались ремесла. Город продолжал быстро расти. Еще дважды строители возводили крепостные стены, чтобы обеспечить безопасность жителей. Такова история возникновения одного из самых знаменитых городов средневековой Германии Кёльна.


А близ Парижа город вырос у стен крупного монастыря. Люди привыкли искать здесь защиту от опасности. Считалось, что преступление или любой злой проступок, совершенные на территории монастыря, направлены не только против человека, но и против Бога и караются на небесах. Так считали все: монахи, крестьяне, торговцы, рыцари, странствующие богомольцы. Но многие ли могли найти приют за спасительными укреплениями?


В европейских языках многие названия городов имеют общие части – бург - крепость, хафен - гавань, честер – военный лагерь, форт – брод, бридж – мост. Задание: найдите на карте учебника на стр.106 по одному примеру таких городов, объясните как они возникли.


Средневековый город Вскоре большую часть населения в городах стали составлять торговцы и ремесленники. Главными видами деятельности были: производство продуктов питания, тканей и обработка дерева и металлов. Так появился новый слой общества – горожане или бюргеры.





В Европе в X- XI вв. наблюдался рост производства, особенно ярко этот процесс наблюдался в развитии ремесла. Совершенствование орудий труда и рост мастерства ремесленников привели к постепенному отделению ремесел от земледелия.
Двуполье сменилось трехпольем. Пашню уже делили не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной - яровыми, а третье оставляли под паром. Теперь отдыхала не половина, а треть пахотных земель.

Начали шире применять тяжелый колесный плуг. Теперь землю под посев озимых вспахивали 2-3 раза. После изобретения хомута лошадей стали впрягать в плуги, и это ускорило вспашку земли. Благодаря повышению урожайности у крестьян нередко оставались излишки сельхозпродуктов, которые они обменивали на изделия ремесленников.

Увеличивалось количество видов, повышалось качество изготавливаемых ремесленниками товаров для обмена. Однако в деревне возможности для развития товарного ремесла были ограниченны, а власть феодала лишала ремесленников самостоятельности. Поэтому они бежали из деревни и селились там, где были условия для свободного труда и сбыта продукции.

Средневековые города.

Рост городов в отдельных странах Европы происходил по-разному. Раньше всего - IX-X вв. они сформировались в Италии и на юге Франции (Венеция, Генуя, Флоренция, Нар-бонн, Тулуза и др.). Этому способствовали их торговые связи с более развитыми В ТО время Византией И Средневековый город, странами Востока. В X-XI вв. города стали возникать в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии. В XII-XIII вв. города возникают в Венгрии, Прибалтике, на Руси. Основная причина образования в разные века городов Европы была в различиях социально-экономического развития.

Города, во-первых, появлялись в безопасных от нападений неприятеля местах, во-вторых, они служили центрами торговли изделиями ремесленников и сельхозпродукцией.

Жизнь городов.

Города чаще всего появлялись на землях феодалов. Сначала феодалы покровительствовали им, освобождали от налогов переселившихся ремесленников. Однако по мере роста городов, их богатств хозяева все чаще стали покушаться на их доходы. Притеснения феодалов тормозили развитие ремесла и торговли. Горожане стремились освободиться от власти сеньора. В XII-XIII вв. во всех городах Западной Европы велась борьба с сеньорами. Многие города добивались свободы путем откупа, другие - в результате восстаний и долгих войн. В ряде городов Франции в XII-XIII вв. развернулась вооруженная борьба городов против сеньоров.

В Европе ряд городов возник вокруг замков и монастырей. Во-первых, обитатели монастырей и замков давали заказы ремесленникам на изготовление мебели, оружия, одежды, а в случае войны ремесленники могли найти защиту за стенами крепостей. В Европе вокруг монастырей образовались города Мюнстер, Сен- Галлен, Сен-Дени; вокруг крепостей Страсбург, Гамбург, Аугсбург; возле рек Падерборн, Бремен, возле мостов Цвейбрюккен, Брюгге и другие.

Как выглядели города. Сначала города отличались от разбросанных вокруг них селений плотностью населения и построек. Средневековый город был окружен стеной с башнями и глубоким рвом, наполненным водой. В башнях круглосуточно дежурили часовые. Для защиты от врагов мосты и городские ворота делались из прочного металла. Ворота снабжались крепкими засовами, на ночь мосты над рвами убирались и ворота в город запирались.

В центре города была рыночная площадь, неподалеку от нее находилась главьная городская церковь - собор. На площади располагалось здание городского совета - ратуша.
Жилой район каждого города делился на кварталы, в каждом из которых селились ремесленники одной профессии.

Большинство домов были деревянными. Они тесно примыкали друг к другу. Улицы были узкие - не более 2 метров в ширину. Освещение, водопровод, канализация отсутствовали. Мусор, бытовые отходы нередко выбрасывались прямо на улицу, где разгуливали домашняя птица и скотина. Из-за тесноты и антисанитарии часто распространялись инфекционные болезни, от которых умирало очень много людей. Во время пожаров часто выгорали целые улицы, кварталы бедняков.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Цивилизация 11 - 13 веков: 1. Арабы. 2. Византия. 3. Феодальный Запад - более отсталые в экономике, культуре; вотчинное ремесло не конкурировало с Византией, с/х на уровне примитивизма.

11 -13 вв. - период расцвета экономического З. Европы.

Предпосылки и проявления подъёма З. Европы:

1. Отказ от рабства, был вытеснен феодальным крестьянством

2. Демографический взрыв, между 1000 - 1300 гг. - это существенно подняло экономический расцвет после чумы

3. Относительная стабильность крестьянства в рамках поместного строя, т.к. была защита больше, чем свободная община (Социальное изменение)

4. Природно-климатическое потепление, стало теплей.

1150 - 1250 - пик, высокое Средневековье.

Проявление подъёма:

1. Колонизация земель, к 13 веку всё было распахано в Европе - показатель, что развитие шло на количественных основаниях

2. Возрождение городской жизни, большинство городов возникло до конца 13 века

3. Роскошь жизни господствующего класса - для этого нужны средства. Формирование рыцарской культуры: умение вести за столом себя, ухаживать за женщинами

4. Интеллектуальный бум:

Школа оставила монастырь, возникновение городской школы и университетов

Веротерпимость от церкви к школам

5. Фактор экономического и общего увеличения европейца, контакты с арабами и Византией

6. Возвышение роли Папства, Церкви; революционный подъём папства - сплочённое начало и единообразие

7. Расширение границ католического мира

Средневековой город и феодальная Синьория:

Что привело к возрождению городов в Европе?:

1. Развитие производственных сил, развитие ремесла и торговли - главная причина , в отличие от земледелия. Начало урбанизации.

2. Было мощное экономическое основание: сначала - с/х, пастбища, виноградники.

Что такое город? Какая разница между городом и деревней?:

1. Город - это укреплённое, защищённое место; защита от опасности

2. Деревня - ничего этого нет.

Викинги спровоцировали в Европе много крепостей.

Причина урбанизации:

1. Феодальные усобицы и внешняя опасность

2. Социальный аспект: формирование сословий, военного сословия, аристократии. Для аристократии нужна рабочая сила

Какие были землевладельцы:

9 век - довольствовались кашей и домоткаными штанами

13 век - стремление к роскоши и красивому.

3. Возвышение военного сословия стимулировало потребление роскоши, - где добыть Роскошь? - Завоевать за границей. Это привело к возрождению внешней торговли и экономических связей

4. Внешняя торговля - фактор урбанизации Европы

5. Аграрное перенаселение Европы, землю нельзя делить до бесконечности. Что делать родным? - часть лишнего населения искало место «под солнцем» - шли искать работу в городе

6. Города не способны производить население, приток сельского населения. В возрождении города активно участвовали крестьяне

7. Сельские ремесленники шли в город для рынка сбыта, они возрождали тоже город, но не особо

8. Возрождение Церкви. К середине 11 века, когда уже не было Викингов, то угроза от рыцарей. Церковь попыталась использовать свой авторитет, чтобы упорядочить феодальную войну.

Начало процесса рыцаря - церкви.

Идёт трансформация в религиозное действо посвящения в рыцари, чтобы рыцари не нападали на Церкви.

Испытание рыцарей - должны были создавать союз и противостоять неистинным рыцарям.

Понятие «Божье общество».

По мнению Церкви - феодальная война не возможна возле Церкви, чтобы охранить себя. Сюда идут люди для защиты, а отсюда рост городов. Во время праздников войны тоже не допускались, а так же в воскресенье и пост.

9. Т.о. Божий мир и Божий договор - факторы, которые стимулировали городскую жизнь.

Всё внесло вклад в возрождение городской жизни.

Чем отличались города от других мест и какова характеристика и что предполагает Средневековой город?:

1. Центр торговли и ремесла, рынок опережал развитие производства, сначала развивался обмен. Город втягивал сельчан

2. Жители города - особая корпорация, задирали нос по отношению к селу, было стремление сплотиться и защитить свои интересы, стали городскими коммунами .

Слои города - коммуны:

1. Патрициат - городская верхушка, нити управления городской коммуной

2. Плебс - нищие, тот, кто ничего не имеет

3. Бюргерство - буржуазия, слой городских собственников, мелкие торговцы, ремесленники, которые сплочались: в цеха и корпорации.

Проникнуть в патрициат было сложно, например: через брак. Характерна замкнутость города.

Средневековой город - это корпорации, самоуправляющая единица.

Проблема была политическая в городах. С чем город столкнулся?:

Возникали на чьей-то земле: короля, графа или церкви

Алчность феодала и увеличение состояния города приводили к конфликту.

Город добивался свободы, независимости и самоуправления, как это сделать?:

1. Путь №1 - выкупить свободу, землю

2. Путь №2 - получить иммунитет, привилегии от короля. Получить от короля Хартию Вольностей .

3. Путь №3 - завоевать свободу; восставать. Если власть у короля большая - то ни о какой свободе говорить не приходится и наоборот.

Типы свобод:

1. Город - государство - в Италии, свободные центры, суверены

2. Феодально-зависимые города, нет самоуправления

3. Коммуна - город имеет право на самоуправление, город решает всё сам

4. Город буржуазный - возникал на королевской земле. Самоуправление и надзор от короля.

Коммуна - это тайный союз лучших горожан.

Была поговорка: «Воздух города - делает человека свободным». Если человек живёт в городе 1 год и 1 день, то становится свободным.

Отличие Средневекового города от Античного:

1. Особая корпорация; вольный город в той, или иной степени; самоуправление; объединение торгово-ремесленного населения; противопоставляет себя округе

2. В античном городе: метеки и иноземцы; Не торгово-ремесленное население; Не противопоставляли себя округе.

Что такое Восточный город?: - это всегда административный город, где правители, в т.ч. округом(?). Нет свободы торгово-ремесленного населения, но там развито ремесло и торговля.

Крестьянин едет в Восточный город продать товар, заработать денег, а не купить.

Что продают в Восточном городе?: - предметы роскоши, посуда, драгоценности.

Средневековой город, с т.з. истории, - это феномен, нигде такого не было.

Почему не достигли свобод в других местах (в Китае, Индии)?:

Как правило, город и государство вырастают одновременно

Европа отстала в развитии, чем другие страны и нужно было считаться уже с вольностями.

Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли Таким образом, примерно к X-XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло - мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий. Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке не появлялся. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества. Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. Но, производя изделия для продажи на рынке, ремесленник становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними. Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли. Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе. Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Население и внешний вид городов.

В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи и др.), а также на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье), так как здесь начиная уже с IX в. развитие феодальных отношений привело к значительному росту производительных сил и отделению ремесла от сельского хозяйства. Одним из благоприятных факторов, содействовавших развитию итальянских и южнофранцузских городов, были торговые связи Италии и Южной Франции с Византией и Востоком, где существовали многочисленные и цветущие ремесленно-торговые центры, сохранившиеся от древности. Богатыми городами с развитым ремесленным производством и оживлённой торговой деятельностью были такие города, как Константинополь, Фессалоника (Солунь), Александрия, Дамаск и Бахдад. Ещё более богатыми и многолюдными, с чрезвычайно высоким для того времени уровнем материальной и духовной культуры, являлись города Китая - Чанъань (Сиань), Лоян, Чэнду, Янчжоу, Гуанчжоу (Кантон) и города Индии - Каньякубджа (Канаудж), Варанаси (Бенарес), Уджайн, Сураштра (Сурат), Танджор, Тамралипти (Тамлук) и др. Что же касается средневековых городов в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Юго-Западной Германии, по Рейну и по Дунаю, то их возникновение и развитие относятся лишь к X и XI вв. В Восточной Европе древнейшими городами, рано начавшими играть роль центров ремесла и торговли, были Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк и Новгород. Уже в X-XI вв. Киев был очень значительным ремесленным и торговым центром и поражал современников своим великолепием. Его называли соперником Константинополя. По свидетельству современников, к началу XI в. в Киеве было 8 рынков. Большим и богатым юродом являлся в это время и Новгород. Как показали раскопки советских археологов, улицы Новгорода были замощены деревянными мостовыми уже в XI в. В Новгороде в XI-XII вв. существовал и водопровод: вода шла по выдолбленным деревянным трубам. Это был один из самых ранних городских водопроводов в средневековой Европе. Города древней Руси в X-XI вв. имели уже обширные торговые связи с многими областями и странами Востока и Запада - с Поволжьем, Кавказом, Византией, Средней Азией, Ираном, арабскими странами, Средиземноморьем, славянским Поморьем, Скандинавией, Прибалтикой, а также со странами Центральной и Западной Европы - Чехией, Моравией, Польшей, Венгрией и Германией. Особенно большую роль в международной торговле с начала X в. играл Новгород. Значительны были успехи русских городов в развитии ремесла (особенно в обработке металлов и изготовлении оружия, в ювелирном деле и др.). Рано развились города и в славянском Поморье по южному берегу Балтийского моря - Волин, Камень, Аркона (на острове Руян, современный Рюген), Старград, Щецин, Гданьск, Колобжег, города южных славян на Далматинском побережье Адриатического моря - Дубровник, Задар, Шибеник, Сплит, Котор и др. Значительным центром ремесла и торговли в Европе была Прага. Известный арабский путешественник географ Ибрахим ибн Якуб, побывавший в Чехии в середине X в., писал о Праге, что она «является богатейшим из городов в торговле». Основное население городов, возникших в X-XI вв. в Европе, составляли ремесленники. Крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка, становясь горожанами, постепенно освобождались отличной зависимости феодалу «Из крепостных средневековья, - писали Маркс Энгельс, - вышло свободное население первых городов» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, изд. 2, стр. 425,). Но и с появлением средневековых городов процесс отделения ремесла от сельского хозяйства не закончился. С одной стороны, ремесленники, став горожанами, ещё очень долго сохраняли следы своего сельского происхождения. С дрчгой стороны, в деревне как господское, так и крестьянское хозяйство продолжало ешё в течение длительного времени удовлетворять большую часть своих потребностей в ремесленных изделиях собственными средствами. Отделение ремесла от сельского хозяйства, начавшее осуществляться в Европе в IX-XI вв., далеко ещё ве являлось полным и завершённым. К тому же ремесленник первое время был одновременно и торговцем. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы - новый общественный слой, сферой деятельности которого являлось уже не производство, а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов, существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и занимавшихся почти исключительно внешней торговлей, купцы, появившиеся в европейских городах в XI-XII вв., занимались уже преимущественно внутренней торговлей, связанной с развитием местных рынков, т. е. с обменом товаров между городом и деревней. Отделение купеческой деятельности от ремесленной было новым шагом в общественном разделении труда. Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений. Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечастоты обычно выбрасывались прямо на улицу. В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!