Александр Невский: неизменно успешный. Волнения против татар в Суздальской земле

13 мая 1221 года родился Александр Невский — человек, на чью долю выпало немало испытаний. сайт вспомнил основные факты об одном из самых известных князей средневековой Руси.

Александр Ярославович родился в Переяславле-Залесском в 1221-м. Когда ему было четыре года, отец «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины.

Первые сведения об Александре относятся к 1228 году, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. При этом он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. Александр лично участвовал в битве. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Традиционно полагают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.


Печать Александра Невского. После 1236-го

По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр Невский был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель.


Генрих Семирадский «Князь Александр Невский принимает папских легатов», 1876

Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Тот направил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр. Он освободил занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выбил из Пскова немецкий гарнизон. Вдохновленные успехами новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Вышедшие из Риги рыцари, уничтожили передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Невского отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению.

Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии.

Фрагмент фильма Серея Эйзенштейна «Александр Невский»


Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом.


Икона Святого благоверного князя Александра Невского


Успешные военные действия Александра Невского обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед монголо-татарами.

В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы — Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра — Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). Тогда в Каракорум были вызваны его сыновья — Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев.

Лишь в 1249 братья смогли вернуться на родину. Невский в свои новые владения не поехал, а вернулся в Новгород, где тяжело заболел. Приблизительно в это время, римский папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов. Это предложение было отвергнуто.



Святой Александр Невский. Фреска 1666 г. Москва, Кремль, Архангельскии собор


В 1252 в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менгке). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды.


Александр Невский на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. В 1257 году в Новгород, как и другие русские города, были направлены «численники» для проведения подушной переписи населения. Это вызвало возмущение новгородцев, которых поддержал князь Василий.

В Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. Александр лично навел порядок, казнив наиболее активных участников волнений. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду.

В 1262 году вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 в Городце скончался.

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными богу. Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.


А вот новый великий князь владимирский Ярослав Всеволодович в том же 1239 г. отправился в Булгар с большой казной. Замечу, год еще 1239-й, Киев еще не взят, никакой Золотой Орды нет, практики выдачи ордынских ярлыков русским князьям нет, я уж не говорю о том, что Ярослав сел абсолютно законно на место своего старшего брата. Наконец, татары еще никакой дани не установили.

И вот великий князь Ярослав приезжает в Булгар к татарскому наместнику Кутлу-Буга. Привезенную Ярославом дань поделили между собой Гази Барадж и Кутлу-Буга: три четверти взял посол-наместник, а четверть - эмир.

Профессор 3.3. Мифтахов иронизирует по сему поводу: «Кто заставил Ярослава привезти такое огромное количество дани? Никто. Эмир Гази Барадж даже очень удивился такой прыти, такой степени покорности. Еще более удивился и посол, и эмир тому, в каком виде явился великий князь. По свидетельству очевидца Гази Бараджа, Ярослав «явился с обритыми в знак покорности головой и подбородком и выплатил дань за три года». Возникает резонный вопрос: кто заставил великого князя в знак покорности сбрить голову и бороду? Это он сделал по своей инициативе, ибо и эмир Волжской Булгарии, и посол-наместник великого хана Монгольской империи были поражены увиденным. Так началось развитие того явления, которое впоследствии стало называться игом. Как известно, в мир русской историографии термин «иго» запустил Н.М. Карамзин (1766–1826). «Государи наши, - писал он, - торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров». Необходимые пояснения: слово «выя» означает «шея», а «иго» - «хомут», а также то, чем скрепляют хомут.

Итак, Н.М. Карамзин утверждал: «Наши государи добровольно отреклись от прав народа независимого и склонили шею под хомут варваров». Сказано образно, сказано верно! Действительно, великий князь Ярослав Всеволодович по своей инициативе заложил фундамент новых отношений между Северо-Восточной Русью, с одной стороны, Монгольской империей и Волжской Булгарией, с другой».

Как русскому человеку, мне обидно читать такое, но чем возразить? Разве тем, что, видимо, эти деньги Ярослав считал платой татарам и Гази Бараджу (участнику похода) за то, что они не схватили его по пути во Владимир и дали возможность сесть на владимирский престол. Вполне возможно, что Ярослав не думал, что таким способом он устанавливает «иго».

Второй раз Ярослав Всеволодович поехал в Орду в 1242 г. По одним летописям он отправился по приглашению хана Батыя, по другим - опять в инициативном порядке. Но в любом случае, Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честью и, отпуская, сказал ему: «Будь ты старший между всеми князьями в русском народе».

Вслед за великим князем владимирским в Орду чуть ли не толпой двинулись кланяться и другие князья. Так, в 1244 г. туда явились Владимир Константинович Углицкий, Борис Василькович Ростовский, Глеб Василькович Белозерский, Василий Всеволодович, а в 1245 г. - Борис Василькович Ростовский, Василий Всеволодович, Константин Ярославович, Ярослав II Всеволодович, Владимир Константинович Углицкий, Василько Ростовский со своими обоими сыновьями - Борисом и Глебом и с племянником Всеволодом и его сыновьями Святославом и Иваном.

Но вот в 1246 г. в Орде впервые был убит русский князь - Михаил Всеволодович Черниговский. Наши церковники, а затем и историки раздули и мифологизировали этот инцидент. Поэтому нам придется рассмотреть его поподробнее.

После ухода Батыя на Волгу Михаил Всеволодович решил вернуться из путешествия по Европе. Он приехал в Киев и решил там покняжить. Однако Киев был разорен, и взять с немногих уцелевших жителей оказалось просто нечего. Сын же Михаила Всеволодовича Ростислав в конце 1241 г. затеял войну с Даниилом Галицким, потерпел поражение и бежал в Венгрию. Там ему в 1243 г. как-то удалось заполучить руку и сердце принцессы Анны, дочери Белы IV. Узнав об этом, Михаил срочно отправился в Венгрию. Надо ли говорить, что в сей вояж он пустился не для того, чтобы поздравить новобрачных, а за венгерским войском, которое должно было захватить ему какой-нибудь русский удел.

Однако не только сват Бела IV, но и сын Ростислав не поддержали Михаила. Замечу, что Ростислав отказал отцу не из-за патриотизма (мол, жалко Русь подводить под мадьярские мечи), а потому, что видел в отце конкурента. В 1245 г. Ростислав с венгерским войском все же вторгся на Русь, но был разбит Даниилом Галицким. Через некоторое время он вновь вторгся в Галицкие земли, но на этот раз не только с венгерским, но и с польским войском. В битве под городом Ярославлем на реке Сан вся компания была вдребезги разбита, причем Даниил Галицкий велел казнить часть венгерских пленников и всех русских изменников.

Урок пошел впрок, и к Даниилу Галицкому явились венгерские послы с предложением заключить мир, скрепленный родственным союзом. Даниил согласился, и в 1250 г. Констанция, дочь Белы IV, стала женой Льва, сына Даниила Галицкого.

После поражения на реке Сан Ростислав Михайлович навсегда забыл дорогу на Русь. Бела произвел его в сербские баны. В 1258 г. Ростислав выдал свою дочь Мачву за болгарского царя Михаила Асеня, а за сестру царя - Марию выдал своего сына бана Михаила. В 1259 г. царь Михаил Асеня был убит своим братом Коломаном. Тогда Ростислав Михайлович вторгся с венгерским войском в Болгарию и провозгласил болгарским царем своего сына Михаила. Кстати, вторая дочь Ростислава, Кунута, вышла замуж за чешского короля. Сам же Ростислав Михайлович умер в 1264 г. (по другим сведениям - в 1262 г.) сербским баном.

Но вернемся к Михаилу Черниговскому. Обиженный сватом и сыном, он вернулся в Киев и увидел там… дружинников великого князя владимирского. Пока Михаил вояжировал в Пешт, Киев занял Ярослав Всеволодович, который оставил там в качестве наместника своего боярина Дмитро Еиковича.

В житии Михаила Черниговского утверждается, что-де хан Батый вызвал в Орду князя Михаила Всеволодовича. Риторический вопрос, а зачем он был нужен хану? Ему что, не доставало десятков русских князей, законно владеющих своими княжествами? А тут авантюрист без удела, без дружины, большую часть жизни мотавшийся по чужим странам.

Наоборот, Михаил поехал в Орду в инициативном порядке - жаловаться на князей-конкурентов. Батыю он явно не был нужен, а князья Ярослав Всеволодович и Даниил Романович видели в нем врага.

По житию хан Батый ласково встретил Михаила, но попросил его пройти «сквозь огонь и поклониться кусту и онге-ви и идолом их». Князь же гордо отказался и заявил: «Не хощу только именем зватися христианин, а дела творити поганых». Хан-де приказал убить князя Михаила и его боярина Федора, причем убийство совершил русский - некий Роман из города Путивля.

Судя по всему, убийство Михаила было организовано конкурирующим кланом князей, скорее всего кланом Ярослава Всеволодовича. Замечу, что еще в XII веке имела место жесткая борьба младших Мономаховичей (Юрьевичей), суздальских князей, с черниговскими князьями - потомками Олега Святославовича.

Итак, 1243–1246 гг. следует считать временем установления так называемого «татаро-монгольского ига». Почему «так называемого»? Да потому, что за два века наши горе-историки не только не договорились, было ли татаро-монгольское иго на Руси, но даже не сформулировали, как понимать термин «иго».

Любопытно, что термина «иго» нет ни в многотомной Военной энциклопедии, ни в «Большой советской энциклопедии», ни в энциклопедических словарях и т. д. Таким образом, нет ни правового, ни исторического термина «иго». Термин «татарское иго» был придуман русскими историками в XVIII - начале XIX века. В первые годы советской власти его стали именовать «татаро-монгольским игом», а с 1960-х - 1970-х годов - «монголо-татарским игом». Сделано сие было, дабы не раздражать население Татарской АССР. Согласно БСЭ, монголо-татарское иго - система властвования монголо-татар-ских феодалов над русскими землями в XIII–XV веках.

В «Советском энциклопедическом словаре» говорится: «Монголо-татарское иго на Руси (1243–1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер».

Как видим, оба определения несколько противоречивы, как, впрочем, и все труды официальных советских историков по данной проблеме. Нашествие Батыя было в 1237–1238 гг., ну а если учесть поход на Киев, то до 1240 г. А при чем тут 1243 год? Составители словаря сами себя высекли, правильно поставив начальную дату «ига» - 1243 год. Таким образом, «иго» было установлено в ходе визита Ярослава Всеволодовича в Орду в 1243 г. Отмечу, что никакой системой отношений «иго» не было. Отношение Орды к русским княжествам постоянно менялось, то есть было функцией времени и географического положения княжеств. Так, «иго» по отношению к Владимиро-Суздальской Руси принципиально отличалось от «ига» по отношению к Киевской и Волынской Руси, Смоленску, Пскову и Новгороду.

Полемизировать же с официальными историками о том, было или не было «иго» на Руси, без определения, что это такое, бессмысленно. Прочитав до конца книгу, каждый может сделать свой вывод.

Однако в определении ига, данном Словарем, есть одно стоящее словосочетание: «традиционное название». В таком смысле термин «иго» можно и принять как обозначение периода русско-татарских отношений с 1243 по 1480 г. Короткое слово «иго» очень удобно как метка. Кстати, и я, грешный, ряд традиционных, но неверных исторических терминов использую как метки. Например, говоря о Московской Руси, у нас все без исключения историки пишут: «древний боярский род», тех же Романовых, на самом деле это так же неверно, как и «древний генеральский род». Если папа был генералом, то карьера его сына вполне может кончиться чином капитана - убьют или за пьянство со службы выгонят. Так и сын боярина вполне мог закончить свою карьеру в чине стольника или окольничего. Боярин - это высший чин при дворе князя. Таким образом, под «боярским родом» следует понимать группу родственников, служивших при дворе князя, среди которых несколько человек получили боярство. А главное, очень удобно термин «боярский род» использовать как понятную простому читателю метку.

А сейчас на время отойдем от термина «иго» и вернемся к деяниям князя Александра Ярославовича. Еще до прихода татар на Западе появилась страшная угроза Руси - Рим. Католическая церковь решает подчинить себе Русь, используя для этого немецких и шведских феодалов. Сразу замечу, римский папа желал не столько обращения язычников в христиан, сколько стремился получить новые страны, платящие десятину Риму. Если бы лишь религиозное рвение вело крестоносцев на Восток, то русские князья могли бы стать их естественными союзниками в обращении язычников и мусульман на севере, востоке и юге.

Нашим «западникам» раз и навсегда следует усвоить: никогда не было религиозного соперничества между православной и католической церковью, как, например, позже между протестантами и католиками в Европе в годы Реформации. Русская православная церковь никогда не пыталась мирно или войной отторгнуть у Рима его верующих. С XII века и до сих пор идет один и тот же процесс - агрессия Рима против православной церкви.

Во второй половине XII века миссионеры с немецкими рыцарями высадились в устье реки Западная Двина, где обитали племена ливов, платившие дань полоцким князьям.

В 1200 г. епископ Альберт основал при устье Двины город Ригу. Но мало было основать город, его надо было заселить, и Альберт сам ездил в Германию набирать колонистов. Но одного города, населенного немцами, было недостаточно. Население не могло предаваться мирным занятиям, так как должно было вести непрерывную борьбу с ливами, следовательно, нужно было военное сословие, которое бы приняло на себя обязанность постоянно бороться с коренным населением. Для этого Альберт стал вызывать рыцарей из Германии и давать им замки в ленное владение. Но рыцари ехали крайне неохотно. Тогда Альберт решил основать орден «воинствующей братии» по образцу военных орденов в Палестине. Папа Иннокентий III одобрил эту идею, и в 1202 г. был основан орден рыцарей Меча, получивший устав Храмового ордена. Рыцари ордена носили белый плащ с красным мечом и крестом, вместо которого после стали нашивать звезду. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах.

В 20-х годах XII века княжество Мазовия (Польша) вело длительную войну с языческими племенами пруссов. Мазовецкий князь Конрад принял христианство и, поверив рассказам попов о бескорыстии и прочих добродетелях военно-монашеских орденов, в 1226 г. решил подарить Тевтонскому ордену Кульм-скую и Лебодскую волости. Наивный Конрад надеялся, что рыцари будут защищать его от набегов языческих племен.

К тому времени предложение князя Конрада обрадовало и Рим, и руководство ордена. Арабы выставили крестоносцев из Палестины, и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальц перебрался в Венецию.

В 1228 г. большая часть рыцарей Тевтонского ордена вместе с гроссмейстером Германом фон Зальцем прибыла в Мазовию. Рыцари быстро завоевали земли пруссов. Большая часть населения была истреблена, а оставшиеся обращены в рабство. В Пруссию хлынул поток немецких переселенцев. Тевтонские рыцари построили в Пруссии несколько укрепленных городов, первый из которых, Торн, был заложен в 1231 г.

В 1234 г. Тевтонский орден получил от римского папы права на владение всей Прусской и Кульмской землей за обязательство платить дань лично папе, который таким образом стал сюзереном ордена. Дань орден платил исправно, но власть папы оставалась номинальной, и фактически орден был независим в своей внешней и внутренней политике.

У нас как-то принято считать рыцарями хорошо воспитанных мужественных и честных людей, особенно широко это заблуждение распространено среди прекрасной половины. Увы, оба этих Ордена представляли собой шайки негодяев и разбойников. Боюсь расстроить милых дам, но рыцари-монахи не считали зазорным насиловать всех молодых женщин как во взятых городах, так и просто встреченных на пути. При этом они совсем не чурались и «содомского греха». Так что нравы рыцарей-монахов в художественных фильмах «Александр Невский» и «Крестоносцы» не только не очернены, а скорее приукрашены, поскольку даже сегодня в кино нельзя показать всех мерзостей, которые творили монахи-рыцари. И это касается не только орденов Тевтонского и Меченосцев. Вспомним, сколько гнусных преступлений рыцарей-монахов было выявлено на процессе ордена Тамплиеров во Франции в 1307–1314 гг.

Но, прежде чем скрестить мечи с Ливонским орденом, Александру Ярославовичу, княжившему в Новгороде, пришлось заняться шведами. В Швеции в начале XIII века разгорелась война между готским и шведским владетельными домами. В середине 20-х годов XIII века эта борьба закончилась усилением властных кругов феодалов, между которыми первое место занимал род Фолькунгов, владевший наследственно достоинством ярла. Могущественный представитель этой фамилии Биргер, побуждаемый папскими посланиями, предпринял в 1249 г. крестовый поход против Руси. Замечу, что в 1239 г. папа Гонорий призвал рыцарей-крестоносцев соединиться со шведами в борьбе с Русью и финскими племенами.

Достоверные данные о силе шведского войска отсутствуют, хотя в трудах наших историков и появляются некоторые числа. Так, И.А. Заичкин и И.Н. Почкаев пишут о пятитысячном войске и 100 кораблях ярла Биргера.

Согласно «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» Биргер, прибыв с войском в устье Невы, отправил в Новгород своих послов заявить князю: «Аще можещи противитися мне, то се семь уже зде, пленяя землю твою». Это, по-видимому, интерполяция составителя «Повести о житии…», поскольку внезапность нападения зачастую была решающим фактором в сражениях на севере.

На самом деле шведов заметила новгородская «морская охрана». Эту функцию выполняло ижорское племя во главе со своим старейшиной Пелугием. По версии «Повести о житии…» Пелугий-де, был уже православным и имел христианское имя Филипп, а все остальное племя оставалось в язычестве. Мор-

екая стража ижорцёв обнаружила шведов еще в Финском заливе и быстро сообщила о них в Новгород. Наверняка существовала система оперативной связи: устье Невы - Новгород, иначе само существование морской стражи становится бессмысленным. Возможно, это была оптическая система связи - огни на курганах, возможно - конная эстафета, но, в любом случае, система оповещения срабатывала быстро.

В дальнейшем морская стража вела скрытое наблюдение за шведскими кораблями, вошедшими в Неву. В «Повести о житии…» это описано следующим образом: «Стоял он (Пелугий) на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна».

Князь Александр, которому было около 20 лет, быстро собрал дружину и двинулся на ладьях по Волхову к Ладоге, где к нему присоединилась ладожская дружина.

Ярл Биргер находился в полном неведении о движении новгородской рати и решил дать отдых войску на южном берегу Невы у впадения в нее реки Ижоры.

В 1242 г. Александр и Андрей Ярославовичи взяли Псков. В ходе штурма погибло 70 рыцарей и множество кнехтов. Согласно Ливонской хронике, Александр приказал «замучить» в Пскове шесть рыцарей.

Из Пскова Александр двинулся во владения Ливонского ордена. Передовой отряд русских под командованием новгородца Домаша Твердиславовича попал в немецкую засаду и был разбит.

Получив известие о гибели своего авангарда, князь Александр отвел войско на лед Чудского озера близ урочища Узме-ни у «Воронея камени». На рассвете 5 апреля 1242 г. немецко-чухонское войско построилось сомкнутой фалангой в виде клина; в Европе такой строй часто называли «железной свиньей». В вершине клина находились лучшие рыцари ордена. Немецкий клин пробил центр русского войска, отдельные ратники обратились в бегство. Однако русские нанесли сильные фланговые контрудары и взяли противника в клещи. Немцы начали отступление. Русские гнали их на расстоянии до 8 км, до противоположного Соболицкого берега. В ряде мест лед подломился под столпившимися немцами, и многие из них оказались в воде.

О Ледовом побоище 1242 г. написано множество книг, в которых приводятся подробнейшие детали битвы, карты, схемы и т. д. Однако до сих пор остается множество вопросов, среди которых наиболее важные - сколько же немцев оказалось на льду озера, где конкретно проходило сражение и, наконец, кто же стал победителем в битве?

Так, Новгородская Первая летопись сообщает, что в сражении было убито 400 рыцарей, а 50 рыцарей взято в плен, чуди же побито «без числа». Западные историки, например Джон Феннел, ставят под сомнение достоверность летописи: «Если летописец считает этих 450 человек рыцарями, тогда приводимая цифра является, несомненно, крупным преувеличением, поскольку в то время, когда произошло сражение, два ордена имели чуть больше ста рыцарей».

Ливонская хроника, написанная в последнем десятилетии XIII века, говорит, что в битве погибло только двадцать рыцарей, а шестеро попали в плен. По моему же мнению, не следует забывать, что каждого рыцаря на войне сопровождало до нескольких десятков конных воинов в тяжелых доспехах. Видимо, летописец под рыцарями подразумевал хорошо вооруженных конных воинов. А чухонцев ни русские, ни немцы принципиально считать не хотели.

Место сражения историки ищут с середины XIX века. Причем одни считают местом битвы западный берег Чудского озера, другие - западный берег Псковского, некоторые называют разные места Теплого озера.

Из десяти историков, занимавшихся этим вопросом (Костомаров, Васильев, Трусман, Лурье, Порфиридов, Бунин, Беляев, Тихомиров, Паклар, Козаченко), только эстонец Пак-лар производил специальные изыскания на месте, остальные же пытались найти решение в тиши своих кабинетов. В итоге предполагаемые места битвы разбросаны на участке протяженностью около ста километров!

И, наконец, подойдем к самому крамольному моменту и посягнем на святая святых. Суздальская летопись отводит главную роль в Ледовом побоище не Александру, а Андрею Ярославовичу и его дружине: «Великыи князь Ярославь посла сына своего Андрея в Новъгород Великыи в помочь Олександрови на немци и победиша я за Плесковым (Псковом) на озере и полон мног плениша и възратися Андреи к отцу своему с честью».

Эта информация косвенно подтверждается немецкой «Рифмованной хроникой»:

И поскакал король Александр,
С ним много других
Русских из Суздаля.
У них было луков без числа,
Очень много блестящих доспехов.
Их знамена богато расшиты,
Их шлемы славились своим сиянием

В хронике никто из русских, участвовавших в сражении, кроме короля Александра, не упомянут. Из текста явствует, что хронист никогда не был на Чудском озере и информацией владеет весьма посредственно. Александр и до сражения, и после был хорошо известен немцам, в отличие от Андрея. Но рыцарям, сражавшимся на Чудском озере, с рассказов которых писал хронист, запомнились не толпы новгородских мужиков из кинофильма «Александр Невский», а кованая суздальская рать.

Да и у нас нет оснований считать, что новгородские ополченцы могли побить рыцарское войско. Дело решила суздальская рать в «блестящих доспехах». И о них долго потом помнили битые крестоносцы. Передавать же свою дружину другому князю, а самому куда-то прятаться, на Руси принято не было (о князе Дмитрии Ивановиче мы еще поговорим). Так что вести суздальцев мог только один человек - князь Андрей Ярославович.

После сражения на льду Чудского озера Александр должен был ехать во Владимир проститься с отцом, отправлявшимся в Орду. В его отсутствие немцы прислали в Новгород с поклоном послов, которые говорили: «Что зашли мы мечом, Воть, Лугу, Псков, Летголу, от того от всего отступаемся. Сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите». Немцы отпустили также и заложников псковских. Мир был заключен на благоприятных для Пскова и Новгорода условиях.

В 1245 г. великий князь владимирский Ярослав Всеволодович поехал в Орду к хану Батыю, а затем отправился дальше в Монголию к Великому хану Гуюку, сыну покойного Угедея. Тут я процитирую Габдрахмана Хафизова: «Гуюк, хотя и возведенный на престол хуралом, все же общего признания не получил. Бату-хан, с которым он был в ссоре еще со времен Угедея, не признал Гуюка и присяги ему не дал. Источники отмечают, что даже готовилось военное столкновение между ними. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в дороге в 1248 году умер».

Читатель помнит, что по возвращении из Венгрии Батый принципиально отказался ехать в Каракорум, ножки-де заболели. Официальные историки утверждают, что Ярослава заставили туда ехать. А вот кто его заставил? Батый? Очень сомнительно, чтобы сюзерен отправил своего вассала к своему врагу. В средние века это было не принято. Наоборот, существовал принцип: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Остается предположить, что Ярослав хотел как-то сыграть на внутриордынских противоречиях. На обратном пути из Каракорума Ярослав Всеволодович умирает. То ли организм не выдержал долгого пути, то ли имело место отравление - этого мы не узнаем никогда.

Когда на Руси узнали о смерти Ярослава, владимирский престол «по старинке» занял следующий по старшинству брат Святослав Всеволодович. «По старинке» означает по русскому обычаю, существовавшему со времен Рюрика, когда после смерти князя ему наследовал не старший сын, а следующий брат, и лишь когда вымирало старшее поколение, сын старшего брата мог занять престол.

Святослав начал правление «без затей». Для начала закрепил за своими племянниками уделы, которые они получили при Ярославе Всеволодовиче. Кроме этого рутинного распоряжения, в летописи нет больше информации о деятельности Святослава в качестве великого князя владимирского.

Далее происходит не совсем понятное. В 1247 г. Святослав Всеволодович отправляется в Орду и берет с собой единственного сына Дмитрия. После этого ряд историков утверждает, что владимирский престол занял пятый сын Ярослава Всеволодовича Михаил Хоробрит (Храбрый). Наиболее вероятно, что московский князь Михаил Хоробрит попросту убрал бездарного дядюшку Святослава с владимирского стола. Понятное дело, тот отправился жаловаться Батыю и сына взял с собой.

Княжение Михаила Хоробрита продолжалось недолго. В 1248 г. он отправился в поход против Литвы. На берегах реки Протвы в Смоленском княжестве произошла битва. Литовцы были разбиты, но и Михаил погиб.

Но мы забежали вперед, и придется вернуться в 1247 год. Тогда в Орду поехали не только Святослав с сыном Дмитрием, но и Александр Невский с братом Андреем. Зачем? В житии говорится, что его потребовал к себе Батый.

Риторический вопрос, почему позже поездки татарских послов будут отмечаться в русских летописях. Мало того, будут указываться их имена, подробные протоколы встреч и т. д. А тут что, за всеми четырьмя князьями - Святославом, Дмитрием, Александром и Андреем - в разные города приехали послы? Но тихо, без конвоя, без эскортов? Может, они вообще приехали «инкогнито» из Сарая? И почему о вызовах этих князей молчат татарские, булгарские и другие восточные источники?

Ларчик, видимо, открывался проще. Вся великолепная четверка поехала жаловаться на Михаила Хоробрита, и каждый, разумеется, мечтал получить владимирский стол. Причем, Александр с Андреем ездили даже в Каракорум. В результате Александр получил Киев и южнорусские земли, а Андрей - Владимир. Причина, почему младший брат Андрей получил намного больше старшего Александра, историкам не ясна. Так, историк В.Т. Пашуто полагал, что регентша Огуль-Гамиш, вдова хана Гуюка, была настроена враждебно по отношению к Батыю и, поскольку считала, что Александр имел слишком тесные связи с Золотой Ордой, поддержала Андрея. Выдвигались и другие гипотезы. Дошло до утверждения, что старая ханша влюбилась в красавца Андрея.

Замечу, что Святослав Всеволодович с сыном Дмитрием вернулись из Орды с пустыми руками. Далее летопись молчит об их судьбе. Известно лишь, что осенью 1250 г. Святослав вновь решил попытать счастье в Сарае, и после этого о нем сообщается только, что умер он в феврале 1253 г.

В начале 1249 г. Андрей и Александр Ярославовичи вернулись на Русь. Андрей сел на великокняжеский престол во Владимире, но Александр принципиально не захотел ехать в Киев. После Батыева погрома не было восстановлено и десятой части города. Мало того, как писал итальянский путешественник Плано Карпини, проезжавший через эти места в 1246 г., Канов стал уже татарским городом. Так что кормиться князю и его дружине в Киеве было нечем, да и в любой момент могли нагрянуть татары.

В итоге Александр Невский несколько месяцев погостил у брата Андрея во Владимире, а потом отъехал в Новгород. О пятилетнем же княжении Андрея во Владимире историки не имеют никаких достоверных сведений. Известно лишь, что зимой 1250–1251 г. митрополит Кирилл обвенчал Андрея с дочерью князя Даниила Галицкого.

Надо ли говорить, что Александру неуютно жилось в Новгороде, где его ненавидела значительная часть горожан. И вот историк С.М. Соловьев вынужден признать, что «в 1252 году Александр отправился на Дон к сыну Батыеву Сартаку с жалобою на брата, который отнял у него старшинство и не исполняет своих обязанностей относительно татар. Александр получил старшинство, и толпы татар под начальством Неврюя вторгнулись в землю Суздальскую. Андрей при этой вести сказал: «Что это, господи! покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им». Собравши войско, он вышел против Неврюя, но был разбит и бежал в Новгород, не был там принят и удалился в Швецию, где был принят с честию. Татары взяли Переяславль, захватили здесь семейство Ярослава, брата Андреева, убили его воеводу, по-пленили жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир».

Таким образом, наш герой донес татарам на брата. Сартак послал царевича Неврюя на Русь. Войско его было невелико по сравнению с армией Батыя, от 10 до 20 тысяч человек, но опустошение от неврюевой рати было соизмеримо с Батыевым нашествием. Татары разорили десятки больших и малых русских городов. Так Александр Невский стал великим князем владимирским. Уже в конце XIX века начались попытки реабилитации Невского, ну а после 1938 г. его у нас превратили из доносчика в заступника за Андрея. Мол, к хану Сартаку он поехал не служить, а наоборот - спасать брата.

Одна беда, нет у лакировщиков истории никаких достоверных аргументов, хоть чем-то подтверждающих их точку зрения. Вот один из таких аргументов: «Прежде всего - Андрей отправился не в Швецию, а к сыну своего мнимого врага - Василию, княжившему в Новгороде по отъезду отца… «Очевидно, - справедливо говорит Беляев, - Андрей не побежал бы к сыну своего врага, боясь, что его непременно выдадут татарам: да и в Новгороде бы его действительно схватили и отослали к хану, ежели бы в самом деле Александр был враг Андрею».

Увы, забыто, как новгородцы несколько раз выгоняли князя Александра из города. А через три года, в 1255 г., новгородцы выгонят прочь четырнадцатилетнего Василия, сына Александра Невского, с его небольшой дружиной.

Андрей Ярославович же приехал не к двенадцатилетнему Васе, а к Господину Великому Новгороду, где его хорошо помнили по Ледовому побоищу. Как видим, опровергнуть «изыскания лакировщиков истории» несложно, но нудно. Гораздо интереснее, на мой взгляд, был ли донос Александра на Андрея ложным? Или действительно, как полагает ряд историков, Андрей и Даниил Галицкий заключили тайный антитатарский союз и готовились свергнуть «иго»? Увы, опять огорчу читателей, никаких достоверных данных на сей счет нет. Другой вопрос, что бойцовский характер Андрея вряд ли мог мириться с подчинением Руси басурманам.

Одним из первых деяний нового великого князя владимирского Александра был поход на Новгород, жители которого выгнали его сына Васю. До битвы дело не дошло, новгородцам пришлось покориться Александру. Как гласит летопись: «Посол Александров явился на вече и объявил народу волю княжескую: «Выдайте мне Ананию посадника, а не выдадите, то я вам не князь, еду на город ратью». Новгородцы отправили к нему с ответом владыку и тысяцкого: «Ступай, князь, на свой стол, а злодеев не слушай, на Ананию и всех мужей новгородских перестань сердиться». Но князь не послушал просьб владыки и тысяцкого. Тогда новгородцы сказали: «Если, братья, князь согласился с нашими изменниками (т. е. со сторонниками князя - А.Ш. ), то бог им судья и св. София, а князь без греха», - и стоял весь полк три дня за свою правду, а на четвертый день Александр прислал объявить новое условие: «Если Анания не будет посадником, то помирюсь с вами». Это требование было исполнено: Анания свергли, его место занял Михалко Степанович, и Василий Александрович опять стал княжить в Новгороде.

В 1255 г. умер Батый. Ему наследовал болезненный сын Сартак. Он процарствовал около двух лет, и в 1256 г. Золотая Орда досталась брату Батыя Берке, которому было примерно 56 лет. Одним из первых мероприятий нового хана стала всеобщая перепись населения Руси на предмет взимания дани. Замечу, что это была вторая татарская перепись. Первая проводилась в 1246–1250 гг., но, судя по всему, прошла неудачно. И вот в 1257 г. приехали татарские численники и начали перепись в Суздальской, Муромской и Рязанской землях. Переписывали всех, за исключением игуменов, чернецов, священников и клирошан.

О татарской переписи в Новгороде узнали в начале лета 1257 г. Несколько недель город был в смятении. И вот в Новгород приехал Александр Невский с татарскими послами, которые потребовали десятины и тамги.

Новгородское вече не согласилось с требованием татар. Горожане послали богатые дары Берке и отпустили послов с миром. Замечу, что даже Василий, сын Невского, княживший в Новгороде, был против дани татарам. При приближении отцовской дружины Василий бежал в Псков.

Каким-то способом Александру удалось схватить сына и отправить его в Суздаль, а потом он жестоко расправился с руководством дружины Василия. Это был единственный успех Невского, обложить же вольный Новгород данью ему не удалось.

Вначале 1259 г. перед Новгородом вновь появился Александр с войском и татарские послы - «окаянные татары сыроядцы». Появиться в городе «сыроядцы» не рискнули и стали просить Александра: «Дай нам сторожей, а то убьют нас». И Невский велел посадскому сыну и детям боярским по ночам охранять татарских послов. Но татарам вскоре наскучило ждать. «Дайте нам число, или побежим прочь», - говорили они.

Александр начал шантажировать новгородцев, и, заметим, делал он это не бескорыстно. Как писал историк Н.И. Костомаров: «Этот платеж выхода привязал его (Новгород - А.Ш. ) к особе великого князя, который был посредником между ханом и князьями и русским народом всех подчиненных земель».

В конце концов новгородцы уступили, «и начали ездить окаянные татары по улицам, переписывая домы христианские». Закончив перепись, татары уехали, вскоре уехал и Александр, оставив в Новгороде своего второго сына Дмитрия.

Новгородцы подчинились силе, а не авторитету Невского. Как только он умер, Дмитрий был с позором изгнан из города. Новым князем новгородцы взяли себе младшего брата Невского Ярослава Ярославовича. Одним из достоинств нового князя была его жена - дочь новгородского боярина.

Как писал Костомаров: «Заключая договор с Ярославом, новгородцы припомнили ему, что прежний князь делал насилия Новгороду, но того вперед не должно быть. В самом деле, обращение князя с Новгородом и Новгорода с князем в это время носит признаки равенства. Ярослав, говоря с новгородцами, выражался о князьях так: «Братия мои и ваши». В 1269 году Новгород не поладил с князем за то, что он употреблял во зло право охоты около города, держал много ястребов, соколов и собак, выводил из города иноземцев и делал поборы: - вече судило его и изгнало. Напрасно Ярослав хотел примириться с вечем и присылал сына своего Святослава. - «Простите мне этот раз, - говорил он через сына: - вперед буду так поступать; целую крест на всей воле вашей». Новгородцы закричали: - «Мы не хотим тебя! Ступай от нас добром, а не то прогоним тебя, хоть тебе и не хочется идти от нас!».

Но вернемся к началу 60-х годов XIII века. Для сбора дани на Русь начали прибывать татарские баскаки. В 1262 г. по Руси прокатились восстания, направленные против баскаков. Так, в ходе восстания в Ярославле горожане убили баскака Изосима, бывшего монаха, принявшего мусульманство. Возможно, это был тот самый нижегородский монах Ас-Азим, который в 1237–1238 гг. был проводником у татар и булгар. Баскак Буга публично покаялся на вече в Устюге, вымолил прощение и принял православие.

В 1263 г. Александр Невский вновь едет в Орду. По одной версии, он хотел уговорить хана организовать карательную экспедицию на Русь в связи с восстанием 1262 г. По другой - Александр поехал для переговоров об участии русских войск в походе золотоордынцев в Персию.

Александр провел несколько месяцев у хана Берке, а затем отправился домой. По дороге великий князь заболел и 14 ноября 1263 г. умер в Городце на Волге. Перед смертью князь постригся в монахи под именем Алексея.

Тело князя было перевезено во Владимир. При встрече останков митрополит Кирилл устроил грандиозное представление, на которое собралась большая часть населения города. «Чада моя милая! - возвестил Кирилл. - Зайде солнце земли Суздальской Благоверный великий князь!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Так у нас начался культ Александра Невского. Потом его забыли на сто с лишним лет. Но вот накануне Куликовской битвы московскому князю Дмитрию Ивановичу срочно потребовалась моральная поддержка. А, как известно, чудо всегда происходит, когда на то есть социальный заказ. И тут в одну прекрасную ночь иноку владимирского Богородицкого монастыря привиделся князь Александр Ярославович. Монахи разрыли его могилу и обнаружили там нетленные мощи. Князь Александр Ярославович был канонизирован и вошел в пантеон московских святых.

В общерусский пантеон Александр Невский был введен лишь в 1547 г. Читатель помнит, что это был год венчания на царство Ивана IV (еще не Грозного). Тут тоже понадобились знаменитые и, желательно, святые предки.

В дальнейшем легко заметить, что всплески популярности Александра Невского совпадали по времени с конфликтами с нашими соседями - шведами и немцами, например, в начале XVIII века в ходе Северной войны или в конце 30-х годов XX века при обострении отношений с гитлеровской Германией.

Петру I для укрепления престижа новой столицы потребовались мощи. И вот по его распоряжению и при его личном участии мощи Александра Невского (а точнее, то, что от них осталось после пожара 1491 г.) были перенесены из заштатного Владимира в стольный Санкт-Петербург. Не считаясь с церковными традициями, Петр даже чествование Александра Невского перенес с 23 ноября (день погребения князя во Владимирском Рождественском монастыре) на 30 августа - день заключения знаменитого Ништадского мира.

Примечания:

Шумск - город на Волыни; Несвиж - город Туровского уезда Минской губернии.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I, М., Издательство социально-экономической литературы, 1959. С. 664.

Текст повести приведен переводе с древнерусского языка, сделанном Д.С. Лихачевым. Однако тут академик допустил грубую ошибку и именовал рязанского князя Юрия Игоревича Ингоревичем. На самом деле Юрий Игоревич был сыном ярзансого князя Игоря Глебовича и братом князя Ингваря Игоревича, умершего около 1222 г.

Воинские повести древней Руси. Лениздат, 1985. С. 106–107.

Пусть отчество не вводит читателя в заблуждение. Отцом Михаила был Всеволод Святославович Чермный, удельный князь черниговский, а Ярослав Всеволодович Михаилу приходился весьма отдаленным родственником.

Опять уточню для непосвященного читателя: 15 лет в XIII в. на Руси - это возраст взрослого мужчины и воина. В 1232 г. 14-летний князь Федор не только участвовал в походе на мордву, но и лично принимал участие в рукопашных схватках.

Предположительно ее отец Брячислав Василькович, сын полоцкого князя Василька Брячиславича, о жизни и деятельности которого историкам ничего не известно.

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225–1552 гг.). С.126.

Бан - гражданский и одновременно военный чин в Венгрии. Гражданский - наместник короля в провинции, а военный - подобие генерала.

Военная энциклопедия / Под ред. К.И. Величко, В.Ф. Новицкого, А.В. Фон-Шварца и др. Петербург. 1911–1915.

Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М. Советская энциклопедия, 1982. С. 824.

Точная дата рождения суздальского князя Андрея Ярославовича неизвестно. К этому времени ему могло быть от 14 до 18 лет. Однако, как уже говорилось, в таком возрасте князья Рюриковичи были воеводами, а не подростками.

Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200–1304 гг. М., Прогресс, 1989, С. 145.

О профессиональных воинах-новгородцах мы подробнее поговорим в главе "Уймите ушкуйников". А сейчас лишь замечу, что ушкуйники всегда не любили вставать под княжеские стяги. Соответственно, ни в "Житии Александра Невского", ни в летописи нет сведений об участии новгородской вольницы в Ледовом побоище.

Хафизов Г.Г. Распад Монгольской империи и образование улуча Джучи. Казань. Татарское книжное издательство, 2000. С. 41.

Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра (Александр Невский. Сборник /Составитель Т.А. Соколова. С. 17–18).

Святого благоверного великого князя Александра Невского (1221-1263 гг.) по праву считают великим военачальником, образцом русской воинской доблести. Но главным были отнюдь не ратные подвиги князя, а его политическая деятельность. Недаром орденом Александра Невского, учрежденным в 1725 году Екатериной I награждались не только за боевые заслуги, но и за государственную службу (в том случае, если орденом награждали за военные подвиги, к орденскому знаку присоединялись скрещенные мечи, проходящие через середину креста и звезды), а девиз ордена был: «За Труды и Отечество». Ведь именно за великие труды на благо отечества Александр Невский был причислен к лику святых.

Вся жизнь Александра Невского - это жизнь между молотом и наковальней, время постоянной угрозы русским землям как со стороны Востока, так и со стороны Запада. С Востока - монгольские орды, с Запада - рыцарские полчища, подогреваемые папскими благословениями и указаниями Ватикана. Мудрость Александра Невского проявилась в том, что он не стал воевать на два фронта, а, договорившись с монголами и обезопасив таким образом свой тыл, он начал масштабную войну с Западом, защищая русские земли от вражеских нашествий.

Первая победа была одержана на Неве над шведским войском под командованием ярла Биргера. Александру не было тогда еще 20 лет - 1240 год. Но девятнадцатилетний юноша нашел единственно верные слова, которые смогли направить его воинов на битву и вдохновить на победу: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!». С небольшой дружиной Александр одержал победу («И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителя возложил печать на лицо острием меча»), за которую его и стали называть Невским.

А ведь ярл Биргер был абсолютно уверен в победе. Даже его объявление войны дышало этой уверенностью: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород в одиночку стоял перед шведским войском, остальная Русь была слишком ослаблена нападениями с востока, чтобы оказать хоть какую-то поддержку. И вот в это время всеобщих невзгод и поражений Александр Невский выиграл сражение.

Александр Невский наладил великолепную разведывательную сеть, которая наблюдала не только за внешними врагами, но и выявляла внутренних (во все времена существовали желающие продаться за кусочек повкуснее, а папские посланцы всегда славились вкусными приманками). Подобная организация позволяла ликвидировать многие угрозы до того, как они могли вылиться в полномасштабные неприятности, а также послужила основой для молниеносных и неожиданных для противника атак русского воинства.

Главным достижением Александра Невского стала его мирная политика на Востоке. Благословенный князь нравился всем. Его обаяние покорило сначала Батыя (в 1247 году), и Александр получил от хана ярлык на княжение в Киеве, затем (в 1252 году) он завязал тесную дружбу с Сартаком (сын Батыя, который управлял всеми делами «ввиду старости отца»), и получил ярлык на княжение во Владимире.

Когда Батый пожелал отделиться от Монголии, Александр Невский пообещал хану свою поддержку - и в результате похода против Монголии Батый, дружески относившийся к Александру, стал главной силой Великой Степи.

В 1254 году Александр Невский заключил договор о мирных границах с Норвегией, во время его княжения было просвещено и освоено все Поморье. В 1261 году стараниями Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви.

Политика Александра Невского во время восстания в 1242 году, когда были перебиты во многих русских городах татарские сборщики дани, привела к тому, что хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и объявил Золотую Орду самостоятельным государством. Так Александр Невский получил защиту от монгольских нашествий - между Русью и монголами встала Золотая Орда.

Именно Александр Невский заложил основы будущего многонационального Российского государства, которое впоследствии вобрало в себя практически все наследие Чингиз-Хана.

Герой многих сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич умер 14 ноября 1263 года в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 года. Во время погребения произошло «чудо дивно и памяти достойно»: когда хотели вложить духовную грамоту в руку князя, он сам простер руку и взял грамоту у митрополита Кирилла. Канонизирован Александр Невский был Русской Православной Церковью в 1547 году.

Показательно, что именно Александр Невский стал победителем конкурса «Имя Россия. Исторический выбор 2008». Именно его большинство россиян признали настоящим символом России - мудрейшего дипломата, искуснейшего политика, удачливого полководца.

София ВАРГАН


«Путь к успеху» - Что движет людьми, желающими достичь успеха? Выбрал неподходящие по размеру качели. Мой герб. Подставить скамейку. Смог ли ребенок достичь успеха? Взрослый, несущий ответственность за свои успехи и неудачи. Герб – отличительный знак, официальная эмблема А чем Вы отличаетесь от других? Кто виноват? Неправильно спланировал действие.

«Ситуация успеха» - Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. С педагогической точки зрения. Демонстрируйте детям полное доверие. Успех ученика находится в прямой зависимости от успешной деятельности учителя. Улыбайтесь!!! С социальной точки зрения. У. Глассер, американский психолог. Для создания ситуации успеха:

«Конкурс успех» - Цели и задачи конкурса: Награждение участников конкурса. Список литературы для подготовки и организации конкурса «Успех». Содержание конкурса «Успех»: Участники конкурса: Приглашаем к сотрудничеству. Конкурс профессионального мастерства «Успех». Формирование общественного представления о творчески работающих педагогах.

«Центр Успех» - Занятия организуются на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги). Занятия в свободное от основной учебы время. Ожидаемые результаты реализации программы результаты. Ближайшие конкурсы и олимпиады. Кадры ЦПОД «Успех». Дистанционные занятия с преподавателями вузов. Организация подготовки к участию в олимпиадах и турнирах по математике разного уровня.

«Урок успеха» - Высокая мотивация: во имя чего? Педагогический совет. Создание ситуации успеха на уроке. Ради чего? С кем из учителей вы с радостью отправились бы в многодневный поход? Цель. Уважаемый коллега! Оценивание действий с акцентом на детали произведенного. Листок лежит здесь рядом. Работа в творческих группах.

«Формула успеха» - Задания: Желаем вам… Вперёд, к удаче! Волшебные кнопки. Группа «Знаменитости». Какие качества мешают мне достигать успеха в школе? Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть. Формула успеха. Группа «Успешные люди нашего края». Учиться, т.к. в настоящее время без образования трудно пробиться в жизни.

Александр Невский: мифы и реальность

Александр Невский – достаточно неоднозначная фигура в истории Руси. Одни считают его героем, другие – предателем. О человеке судят по его делам, так давайте подробнее рассмотрим биографию князя.

Александр Невский – второй сын Ярослава II Всеволодовича, Великого князя Владимирского, и Феодосии Игоревны, рязанской княжны. Традиционно датой рождения князя считают 30 мая 1220 года, однако некоторые исследователи ставят это под сомнение. Например, Владимир Андреевич Кучкин считает, что Александр родился 13 мая 1221 года.

Святой благоверный князь Александр Невский

Житие князя восхваляет качества его ума и сердца, красоту и храбрость. Душевным качествам соответствовали телесные: высокий рост, звучный голос, недюжая сила.

С ранних лет Александра готовили к управлению княжеством. Уже в 1223 году княжич расстался с детством: в переяславском Преображенском соборе над Александром был торжественно совершен обряд постригов. Мальчика учили письму и счету, книжной мудрости, а главное, ратному делу. Это ученье было трудным и продолжительным: Александр должен был освоить уменья простого дружинника, без которых и князю невозможно обойтись. Но были и княжеские ратные уменья: построить полки для сражения, в походах позаботиться о дозорах, знать, где и как ставить потаенные засады, и самому уберегаться от вражеских ловушек. Не со слов можно было этому научиться, только в деле.

Летом 1228 года «Ярослав пошел с княгинею из Новгорода в Переяславль, а в Новгороде оставил [на княжении] двух сыновей своих, Федора и Александра, с [боярином] Федором Даниловичем, с тиуном Якимом». Однако уже в ночь на 20 февраля 1229 года Александр с братом вынужден был бежать из Новгорода в Переяславль, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород с отцом и с тех пор, как кажется, долго не покидал его, только в 1235 году вместе с отцом Александр ходил войной на немцев и литовцев.

10 июля 1233 года со смертью брата Федора Александр становится старшим наследником своего отца, а с 1236 года начинается его самостоятельная деятельность. Отец Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в Великом Новгороде.

В конце 1237 года Ростово-Суздальская земля столкнулась с грозной опасностью: в течение декабря монголы под командованием хана Бату (Батыя) покорили соседнюю Рязанскую землю. Разорив Торжок, кочевники двинулись к Новгороду, но, не дойдя 100 верст, повернули обратно. Весной 1238 года монголо-татары покинули пределы Руси, однако надежды на то, что захватчики ушли навсегда, не оправдались.

В те же годы новая угроза нависла над Северо-Западной Русью: ослаблением страны решили воспользоваться рыцари-крестоносцы. Специальный посол римского папы – легат Вильгельм – ездил по Ливонии, Дании и Швеции, организуя совместный поход против «неверных». Немецкие и датские рыцари предлагали нанести Руси удар с суши, из своих Ливонских владений. Шведы решили напасть с моря, через Финский залив.

Летом 1240 года на реке Неве появилось шведское войско, численностью до пяти тысяч человек. Поход возглавил ярл и правитель Швеции Ульф Фаси, с ним был его двоюродный брат Биргер, будущий ярл и известный полководец. Александр решил не собирать новгородское ополчение (на что требовалось несколько дней), а выйти навстречу врагу со своей конной дружиной и теми пешцами, которые были в городе, под рукой. Князь успел застать шведов на привале близ устья Ижоры. 15 (22) июля 1240 года Александр нанес шведам решительный удар, после чего – видимо, из-за недостатка своих сил – отступил. Этого оказалось достаточно. Шведы среди ночи покинули негостеприимный берег Невы. Победа была полной и достигнута малой кровью: погибло всего двадцать воинов князя Александра. За это сражение молодой князь был назван Невским.

Интересно, что Невская битва, далеко не самая крупная в тревожном XIII столетии, произвела огромное впечатление на современников и навсегда сохранилась в памяти народной. Советский историк И. У. Будовниц объясняет это тем, что в момент всеобщей подавленности и смятения народ увидел в победах Александра Невского отсвет былой славы и предзнаменование своего будущего освобождения от тяжкого ига. В молодом новгородском князе народ увидел образ воителя за землю Русскую, образ светлый и героический.


А. Шевелёв "Ледовое побоище"

Но Невская битва не решила до конца западную проблему. Немецкие рыцари из всех крепостей Ливонии выступили к русским рубежам, к ним присоединились датские рыцари из Ревеля. Объединенным рыцарским войском командовал вице-магистр Ливонского ордена Андреас фон Вельвен, опытный военачальник.

Летом 1240 года немцы осадили Изборск и взяли его, к зиме вся Псковская земля была потеряна, нашествие приближалось к Новгороду. В сложившихся условиях Александр Ярославич потребовал от новгородских бояр средств для набора войска, полной власти военного вождя. Бояре не поддержали эту идею, и Александр «отъехал» с семьей и дружиной в Переяславль-Залесский. Однако уже весной 1241 года Невский вернулся в Новгород и штурмом взял крепость Копорье. В марте 1241 года суздальско-новгородская рать двинулась к Пскову (прибыли полки, посланные великим князем Ярославом Всеволодовичем) и освободила город. Разведывательные отряды донесли, что главные силы немцев идут к Псковскому озеру. Здесь и стал ждать сражения Невский.

Место было выбрано на Узмени, неширокой протоке между Псковским и Чудским озерами, неподалеку от Вороньего камня. Ранним утром 5 апреля 1242 года состоялась решающая битва, вошедшая в историю как «ледовое побоище». Спустя столетия военные историки признают, что многое Александр Невский в этой битве совершил впервые: в полной мере были использованы условия местности, было организовано преследование, конница была разбита в основном пехотой и др. Характерно, что Александр Ярославич в 1242 году не воспользовался благоприятным моментом приобрести для себя какую-либо выгоду. Зато немцы не замедлили «с поклоном» прислать послов в Новгород.

Значительно меньше, чем об указанных битвах известно о других походах Александра Невского против немецких, шведских и литовских феодалов. В целом за свою недолгую жизнь князь, судя по письменным источникам, провел не меньше 12 битв и военных операций и во всех добился успеха. Для русского полководца того времени это факт удивительный.

Трудную войну пришлось вести Новгороду с пограничными литовскими князьками, предупредить набеги которых было почти невозможно. Приходилось перехватывать отступающих литовцев и отбивать добычу. В 1245 году литовцы напали большими силами. Войска Ярослава Владимировича, рати из Твери и Дмитрова потерпели поражение. В этих условиях три победы Невского подряд после обидных поражений его единомышленников были особенно удивительны!

В то же время шведские феодалы организовали второй крестовый поход, направленный на Финляндию. Случилось это осенью 1249 года, в отсутствие князя Александра Невского. Правда, общеевропейского крестового похода на этот раз не получилось: на призыв папы откликнулась лишь Швеция. Когда Невский прибыл с полками в Новгород, захватчиков на русской земле уже не было. В тайне Александр стал готовить поход в Центральную Финляндию, недавно захваченную Швецией. Восстановить маршрут полярного похода Невского в 1256 году попытался восстановить академик Б. А. Рыбаков. В конце зимы Александр и его воины благополучно возвратились в Новгород.


В. Серов "Въезд Александра Невского во Псков"

Итогом западного направления внешней политики Александра стал ряд мирных договоров. В 1253 году был заключен мир с немцами, а в 1254 – с Норвегией. С Литвой несколько позднее, в 1262 году, был заключен не только мирный, но и торговый договор. Невский один из первых заговорил о нерушимости государственных границ – «житии не преступающе в чужую часть». На западных границах Новгородской земли наступило долгожданное спокойствие.

После смерти отца 30 сентября 1246 года Александр оказался в непосредственной близости к Востоку; ему пришлось уже самостоятельно решать между Востоком и Западом. И тот и другой звали его каждый на свою сторону...

В 1248 году составлена была папская булла, в которой папа обещал Александру за признание Римского престола помощь ливонских рыцарей против татар. В 1251 году папа Иннокентий IV прислал к Александру двух кардиналов Гальда и Гемонта. Папа уверял, будто отец Ярослав изъявлял обещание монаху Плано-Карпини подчиниться римскому престолу, но смерть не допустила его до исполнения этого намерения. Папа убеждал Александра идти по следам отца, представлял выгоды, какие русский князь и Русь получат от этого подчинения, и обещал против татар помощь тех самых рыцарей, от которых недавно Александр освобождал русские земли. В летописях есть ответ Александра папе, явно сочиненный впоследствии, но не подлежит сомнению, что Александр не поддался увещаниям и отказал наотрез. Посольство это повлекло за собою в последующей русской истории множество подобных посольств, также бесполезных.

С другой стороны, Батый прислал Александру сказать: «Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собою землю свою, прийди ко мне: увидишь честь и славу царства моего».

Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших русских князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитою решил отбиваться от Запада.

Политика Даниила Галицкого не была, впрочем, последовательной и прямолинейной. Даниил лавировал между римским папою, Уграми (Венгрией), Чехией, Польшей, Литвою, татарами, собственными боярами и родственниками-князьями.

Все же, рассчитывая на помощь Запада, Даниил деятельно подготовлялся к борьбе с монголами: собирал войска и деньги, укреплял города. Однако помощь не приходила: призывы папы остались без последствий. Тогда Даниил прервал с ним сношения. Князь увидел, что не в силах предотвратить начавшееся опустошение своей земли татарами. Ему пришлось уступить и бросить все свои мечты. Вся «большая политика» его, таким образом, кончилась неудачею; он имел успех только в борьбе с непосредственными соседями литовцами, которых против него не поддерживали ни монголы, ни крестоносцы – латиняне.

Полную противоположность деятельности Даниила Романовича представляет собой деятельность Александра Ярославича. С гораздо меньшими историческими данными Александр добился больших и несравненно более прочных политических результатов. Глубокая и настойчивая политическая работа Александра Невского привела к великим следствиям.


С. Присекин "Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!"

Северо-западный угол европейской России не открывал перед Александром широких международных перспектив. Но если князь мало мог приобрести, он мог очень много – если не все – потерять. Он мог потерять не только «окна в Европу» – Новгород и Псков: речь шла о самом существовании Руси, ее культуры и самобытности, о срединном очаге этой культуры. Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Александр Невский ненавидел татарских завоевателей, но полагал, что сейчас не время для открытого противостояния врагам. Разрозненная и обессиленная Русь не сможет одержать победу над сильным и многочисленным войском татар.

Александр приехал в Волжскую Орду вместе с братом Андреем в 1247 году. Оттуда по воле Батыя Ярославичи отправились в Большую Орду к великому хану; там они были приняты ласково и возвратились благополучно домой.

Посещение монголов должно было многому научить Александра и во многом изменить его взгляды. Он познакомился близко с завоевателями Руси и понял, с какой стороны с ними ужиться возможно. Монголы умело сочетали кнут и пряник. Сначала своей беспримерной жестокостью они стремились внушить покоренным народам животный страх, а затем довольно терпимо относились к их национальным и религиозным особенностям – лишь бы те исправно платили налоги, поставляли воинов в монгольское войско и не пытались бороться с верховной властью. Возможно, подчинение Александра монголам не было чисто механическим, только вынужденным. Князь мог видеть в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада. Так это или нет – историки спорят до сих пор.

Андрей получил княжение во Владимире, Александру дали Киев; по-видимому, в этом было предпочтение Александру, так как Киев был старше Владимира, но киевская земля была в те времена до такой степени опустошена и малолюдна, что Александр мог быть только по имени великим князем. Невский не поехал в Киев, а отправился в Новгород. Пока он не был старейшим, он еще ладил с новгородской вольностью. Новгородцы считали себя независимыми от татар, но через два года произошел переворот на Руси.

Андрей не удержался на владимирском княжении. Весной 1252 года на Северо-Востоке Руси разгорелся новый русско-монгольский конфликт, приведший к походу рати хана Неврюя и разорению края. Это событие вызывало и вызывает споры в кругу историков. Существует устойчивое мнение, что Неврюеву рать привёл на Русь сам Александр Невский: с целью упрочить единоличную власть, объединить разобщенные русские земли, чтобы избежать междоусобной войны. Другие исследователи утверждают, что Андрей сам вызвал на себя гнев Орды, не явившись вместе с Александром на поклон новому великому хану Менге (Мунке) и мог винить брата лишь в пассивности в период его столкновения с Неврюем (Александр в это время находился у монголов). Так или иначе, после Неврюева похода Александр Невский получил старейшинство и сменил брата на Владимирском княжении.

В 1255 году умер хан Батый. Его сын Сартак, едва начав править само-стоятельно, погиб от руки своего дяди Берке. Последний вверил дела Руси своему наместнику Улагчи. Новый хан ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью, получивший у русских название «ордынский выход». В конце 1257 года на Русь прибыли чиновники из Каракорума, проводившие по приказу великого хана исчисление и обложение налогами всего подвластного ему населения.

Для Новгорода такие выплаты были новыми и неприятными. Город восстал. На стороне новгородцев оказался даже правивший у них сын Александра Невского Василий. Александр вынужден был помогать чужеземцам. Его приезд с численниками в Новгород зимой 1257/58 г. закончился изгнанием из Новгорода Василия и жестокими пытками людей, подвигших его на противодействие монголам и отцу.

Вероятно, управление Новгородом Александр взял на себя, осуществляя свою власть через собственных наместников. Тем не менее, полностью усмирить новгородцев князю не удалось. Когда зимой 1259/60 года в Новгород вторично приехали монгольские численники, здесь снова начались сильные волнения, которые не переросли в вооружённую борьбу только из-за вмешательства Александра. Ему удалось, видимо, найти какой-то компромисс, который удовлетворил новгородцев.


М. Нестеров "Александр Невский" (Мозаичная икона в храме Воскресения в Санкт-Петербурге. 1894-1895)

В начале 1260-х годов Волжская Орда отделилась от Монгольской империи, став суверенным государством. Разладом между каракорумским и сарайским правительствами немедленно воспользовались на Руси. Во многих русских городах произошли восстания против сидевших здесь имперских чиновников. Александр Невский поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом «тотар побивати». В Сарае на эти действия смотрели сквозь пальцы, поскольку дело шло о ликвидации превратившейся в чуждую структуры власти.

Однако, став самостоятельными, сарайские ханы начали испытывать недостаток в вооружённых силах. В 1262 году сарайский хан потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский вынужден был отправиться в Орду.

Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение бесерменов, но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну в составе монгольского войска. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето, и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников. Князь чувствовал, что здоровье его пошатнулось. Больной возвращался он в родные пределы. Добравшись до Городца, он понял, что дни его сочтены, и решил принять схиму с именем Алексий. 14 ноября 1263 года великий князь Александр Невский скончался. Тело его было встречено народом близ Боголюбова и похоронено во Владимире в церкви Рождества Богородицы. За веру великого князя, за любовь к отечеству, за сохранение целостности Руси Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать возражения. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Н.С. Борисов, «любители разрушать мифы постоянно «подкапываются» под Александра Невского, и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % сказать».

Однако, как бы ни относились историки к личности Александра Нев-ского, в народном сознании его образ является одним из немногих положительных о своем великом прошлом. Приведу один единственный пример. Во второй половине 2008 года в проекте телеканала «Россия» и Телекомпании ВиD «Имя Россия» Александр Невский был назван победителем проекта, как по итогам народного голосования, так и по результатам голосования жюри. И кстати, орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей с определёнными изменениями в наградных системах и Российской империи, и Советского Союза, и Российской Федерации.

В своей серии научно-популярных книг «Мифы о России» Владимир Мединский пишет: «Речь в моих книгах не об «исторических деталях». Речь о том, как наши представления влияют на сознание людей. Как формируется то, что называют духом нации. Доведу этот тезис до крайности. Оставляю историю историкам. для меня историческая фактура – это рамка для картины. Главное действие моих книг развивается не в далеком прошлом, а сегодня, в наших собственных головах. И шире – в общественном сознании сегодняшней России. У нас история есть – великая, мудрая и богатая. Мы не имеем права думать о себе плохо. Мы не имеем права думать плохо о нашем народе. Это – основа основ».

Как историк, я за историческую точность. Но также я считаю, что положительные образы о собственной истории необходимы как народу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Я хочу, чтобы Невский оставался великим полководцем и защитником Руси на все времена.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!