Что является предметом логики как науки. Цель и задачи дисциплины «логика


Этимологически термин «логика» восходит к древнегречес­кому слову «λογοσ» (logos), означающему «мысль», «слово», «учение». Он многозначен: логикой могут отличаться не только мысли, но и поступки, и действия человека, развитие общества и культуры, связь знаков языка и т. д.

Логика – это философская наука о законах и формах теоретического мышления, о взаимосвязи указанных форм, об ошибках в процессе мышления и способах их преодоления.

Статус и роль любой науки в познании характеризуются, пре­жде всего, ее объектно-предметной областью.

Объектом науки в широком смысле является область действительности, на ко­торую направлены исследовательские усилия ученых.

Предмет науки, в свою очередь, - это определенная сторона объекта, способствующая его качественно-количественному уточнению.

Предмет науки уточняет ее объект, выделяет ее в ряду других наук, иссле­дующих данный объект.

Объект логики – человеческое мышление. Мышление является объектом и других разделов философии и наук: онтологии, физиология, психологии, генетика, кибернетика и др.

Сущность мышления, его происхождение, отношение его к ма­териальному миру и его познавательные возможности изучает онтология. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мышления на машинах.

Из всех сторон мышления прямое отношение к логике имеет его опо-средованность, т.е. способность переходить от старых знаний к новым, не обращаясь каждый раз непосредственно к опыту. Логика интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации. Поэтому она называется формальной ло­гикой. Основательную и систематическую разработку формальной логики впервые осуществил Аристотель. Его работы объединены под названием «Органон» (орудие знания). В конце 16 - начале 17 века английский ученый Фрэнсис Бэкон создал «Новый Органон» - учение об индукции, обнаруже­ние причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов.

Таким образом, предмет логики – это сложная система, объ­единяющая всеобщие, обеспечивающие истинность мышления условия, которые необходимо соблюдать независимо от содержа­ния мыслей.

Предмет логики составляют:

1) формы теоретического мышления– понятие, суждение, умозаключение;

2) общие законы мышления, или принципы логики, называе­мые ее основными законами (к ним относятся законы тождества, исключенного третьего, противоположности и достаточного ос­нования);

3) всеобщие методы науки, теоретического мышления в целом, такие как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.;

4) структурные законы и правила отдельных форм мысли, на­пример, закон обратного отношения объема и содержания поня­тия, правила посылок и терминов, специальные правила фигур простого категорического силлогизма и т. д.;

5) язык логики как система специализированных символов для обозначения форм мысли и их связей;

6) обосновываемые в логике теоремы и определения;

7) логические ошибки, возможные в процессе мыслительной деятельности.

Любая наука о мышлении различает два уровня познания: эмпирический и теоретический .

Предметом эмпирического познания является непосредственно данная в восприятии реальность, которую можно на­блюдать, над которой можно экспериментировать. Формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие и представление. Эмпирическое познание даёт представление о внешних отдельных свойствах и качествах мышления. Человек же стремиться к познанию глубинных свойств и сущностей вещей, закономерностей мира. Поэтому он прибегает к исследованию интересующих его проблем на абстрактно-теоретическом уровне. На этом уровне складываются такие формы теоретического познания как понятие, суждение и рассуждение (умозаключение) .

Относительно каждой из форм теоретического познания в логике определен конкретный круг специфических логических проблем.

Для анализа понятия как логической формы теоретического познания такими проблемами являются правила и способы их определения и классификации, а также прояснение логических отношений между понятиями.

Анализ суждения как логической формы теоретического познания предполагает уточнение его логической структуры, прояснение логических условий его истинности в различных логически возможных ситуациях, а также определение логических отношений между суждениями.

Анализ рассуждения как логической формы теоретического познания сводится к выработке методов и средств контроля за логической корректностью доказательственных процедур в процессе интеллектуального общения и познания.

Особую роль в логике играет язык, поскольку это единственный инструмент, позволяющий в лаконичной, предельно краткой символической форме отобразить логическую структуру мысли и тем самым сделать возможной формализацию последующих логических операций– действий с рациональными формами мысли. Следовательно, язык обеспечивает главную научную цель логики – вывод одних логических форм из других согласно установленным в ней правилам и законам.

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos , что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

    для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

    для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

    для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

    чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;

    рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного 1 мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы - это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза - красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления яв­ляются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их, выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент - это учащийся высших образовательных учреждений; ученик - тот, кто получает образование; а сам человек - тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы мо­жем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения. Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные - люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ - человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ - смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек – смертен

Сократ - человек

Сократ – смертен 2 .

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений че­ловек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел " дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил - преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление.

Вопрос о правильности умозаключений - это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении. Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития. Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли - «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»). Иногда правильное мышление называют логичным - по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.

Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение - такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва - столица России», «Преступник - человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург - столица России», «Преступник - праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука - философия.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики и ее роль в познании и мышлении человека, необходимо остановиться более подробно на рассмотрении логической формы и законов мышления.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Наука логика [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Логика является сложной дисциплиной, необходимой для специалистов различных профилей. Понимание особенностей логики и этапов ее становления позволит шире воспринимать понятийный аппарат в рамках юридических наук.

Понятие логики

Термин "логика" имеет несколько определений. Первую очередь следует отметить, что логика – это понятие, которое можно рассматривать как широком так и в узком смыслах.

Однако начнем с многозначности логики. Она используется не только для изображения закономерностей природы, но и для отражения законов общества, права, философии и т.д. Такая логика является объективной. Она направлена на выражение "логики фактов", "логики борьбы" или "логики политического противостояния".

Логика также часто понимается как закономерность мышления. Такая логика получила название "логика мышления". Логика мышления отражает ключевые аспекты восприятия мира и его законов. Она актуальная для правовых и психологических наук. Именно логика мышления является основой науки "логика".

В настоящее время бытует несколько трактовок термина "логика". Нам следует обратиться к определению, предложенному В.И. Кириловым и В.А. Старченко.

Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир .

С.Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин приводят другое определение согласно которому:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей .

Рассмотрев разные подходы к логике как к науке можно выделить единое зерно, объединяющее все подходы, а именно:

Логика – это наука о мышлении.

Логика интересуется главным образом не самим мышлением, а тем как человек должен мыслить, чтобы решать те или иные задачи, которые ставит перед ним, сознание, общество, государство и т.д. Однако решение задач должно быть таким, чтобы оно могло бы обеспечить достижение истинных результатов в процессе познания.

История логики как науки

Логика относится к числу древнейших наук. Логика упоминается в античности. Греческие философы говорили о логике как о величайшем явлении, на котором базируются многие науки.

Родиной логики принято считать Древнюю Грецию. Первые упоминания встречаются именно в трудах греческих философов в V-IV вв. до н.э. Логика поминается в работах Демокрита, Сократа и Платона. Родоначальником же логики по праву считается Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

Средневековая Европа долгое время считала логику проявлением ереси и мракобесия. Однако философы позднего средневековья рассматривали логику как один из инструментов церковной догматики и уделяли ей немало внимания.

Важным трудом, по окончании средневековой эпохи, является работа Френсиса Бэкона "Новый органон", который, по его мнению, должен был заменить аристотелевский "Органон" в качестве орудия познания. Идеи Бэкона были продолжены и усовершенствованы в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля. Результаты этих разработок вошли в историю логики под названием "Индуктивные методы установления причинных связей" .

Позднее Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Лейбни выдвинули ряд важнейших положений, которые отражены в современной логике.

Новейший этап развития логика ознаменован трудами великих мыслителей Дж. Буля, О. де Моргана и русского логика П.С. Порецкого. В настоящее время логика является одно из важнейших областей знаний. К логике обращаются и естественные и гуманитарные науки.

Наука логика и мышление

Исходя из определения логики как науки, следует, что ее основой является мышление. Мышление термин широкий и многоаспектный. Оно является объектом логики. Доподлинно известно, что человек давно интересовался соотношением мысли и бытия. Этот интерес послужил базой для создания мышления, как термина. Само мышление своим возникновением обязано трудовой деятельности. Существует несколько основополагающих характеристик мышления в рамках логики:

  • Мышление – это свойство высокоорганизованной материи, а именно – свойство мозга.
  • Мышление не существует и не может существовать само по себе.
  • Мышление является отображением материального мира в человеческой голове .

Наука логика изучает формы мышления. К ним относят:

  • Понятие
  • Умозаключение
  • Суждение

Отдельно следует отметить, что суждения бывают общими, частными и единичными.

Умозаключение делятся на дедукцию и индукцию. Под индукций понимается такой способ рассуждения, который подразумевает переход от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Что касается дедукции , то это такой способ рассуждения, при котором имеет место переход от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил.

Мышление в рамках науки лежит в основе законов логики. Существует четыре закона логики. Три закона были сформулированы Аристотелем:

  • закон тождества
  • закон противоречия
  • закон исключенного третьего

Г. Лейбниц ввел в логику четвертый закон, а именно закон достаточного основания. Данный закон есть также определенное требование, необходимое условие правильности нашего мышления .

В завершении следует отметить, что все логические законы являются общечеловеческими. В процессе эволюции меняется мышление, но логика и её законы на все времена. Это обусловлено тем, что логические законы обладают устойчивостью, постоянством.

Литература

  1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Изд-во Проспект, 2008
  2. Виноградов С.Н. Кузмин А.Ф. Логика – М.: Издательство "учпедгиз" 1954год
  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

Логика: философия вывода Объект и предмет логики

E. J. Lemmon. Beginning Logic. Cambridge. CUP Publisher. 2004. Chapter 2.

Объект и предмет логики

Формальная логика исследует дедуктивный вывод. Она не исследует индуктивное рассуждение. Предмет логики – строгое, или дедуктивное, доказательство с точки зрения его достоверности, или правильности.

Мышление как объект логики

Есть знания, истинность которых видна непосредственно . Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия физического действия, допустим, следы ног на песке. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна.Т.о., к числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания .

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания – мышления.

Мышление способно отражать окружающую действительность. Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей.

Однако мышление, с одной стороны, являясь производным от бытия, с другой стороны, обладает относительной самостоятельностью. Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Так, например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т.п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания (реальности) и начинает формулировать знания, которые искаженно отражают объект познания или совсем с ним уже не связаны. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Причем это может произойти не только непроизвольно, случайно, но и преднамеренно (например, ложные показания). Это одно из отрицательных проявлений самостоятельности мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении . Таким образом,объектом логики является мышление .

Главной особенностью мышления является идеальность. Материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального ничего этого нет. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду, рассматривая мышление как объект изучения логики.

Но мышление – это сложный, многогранный процесс. И логику в нем интересует отнюдь не все. Происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга – материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности. Языкознание интересуется сущностью слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека.

Кроме того, человеку присущи различные типы мышления, которые представлены на схеме.

МЫШЛЕНИЕ

Теоретическое Практическое

понятийное образное наглядно- наглядно-

образное действенное

сфера логики

Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности.

Какаю же сторону мышления изучает логика. В чем состоит ее предмет? Рассмотрим это более подробно.

Предмет логики

Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности.

Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого правила. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, о смысле жизни и пр. При этом вполне очевидно, что в содержательном плане мысли математика, например, отличаются от мыслей юриста.

В различных по-содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов.

Наши знания о форме достаточно разнообразны. Мы различаем форму правления, форму территориально-государственного устройства, форму политического режима, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства – это способ организации государственной власти, порядок образования органов государства, их структура и взаимоотношения в едином механизме. В приведенных примерах форма, таким образом, отражает способ связи содержательных частей.

Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли.

Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково – как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия.

В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами.

Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений.

Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах :понятиях, суждениях и умозаключениях , каждая из которых имеет при этом специфическую структуру.

Возьмем, к примеру, два высказывания: «Некоторые юристы – преподаватели» и «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлением против личной собственности граждан». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим – латинской буквой S, а то, что мыслится обS, - латинской буквойP. В итоге получим в обоих в обоих случаях одни и те же элементы мысли: «НекоторыеSестьP». Это и есть логическая форма приведенных суждений. Она получена в результате отвлечения конкретного содержания.

Таким образом, логическая форма (или форма абстрактного мышления) – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание мысли существует и отражает эмпирическую действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют неразрывно. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, приведенная выше логическая форма суждений «Некоторые Sесть Р» имеет все-таки некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета мысли, обозначаемого буквойS, есть признак, обозначаемый буквойP. Причем слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».

Однако в целях специального анализа мы можем отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу логики. Отсюда и ее название – формальная.

При этом следует иметь в виду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны с предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может, и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме.

Рассматривая истинность мышления, формальная логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления – это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. Аложность – свойство мышления искажать это содержание, извращать его.

Правильность мышления – это свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в мысли эмпирическую реальность, - предметы, явления и отношения между ними. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать связи и отношения действительности.

Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однакоцентр тяжести онапереносит на правильность мышления . Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще логическим. Правильное (логическое) мышление имеет следующие существенные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Определенность – это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.

Непротиворечивость – свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой реальности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.

Последовательность – свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий» Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе.

Обоснованность – есть свойство правильного мышления отражать причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.

Нарушение правильности мышления ведет к логическим ошибкам. Соблюдение правильности – есть закон мышления .

Таким образом, формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна, на основе изучения формальных структур абстрактного мышления, сохранять и учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами (далее будут рассмотрены).

Какие же аспекты абстрактного мышления изучает формальная логика?

Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний.

Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.

В-третьих, абстрактное мышление рассматривается как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления.

Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.

Итак, формальная логика – есть изучение общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления.

Следовательно, предмет формальной логики составляют:

    формы мыслительного процесса – понятия, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;

    законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания эмпирической реальности и самого мышления;

    методы получения нового выводного знания – сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др.;

    способы доказательства истинности или ложности полученных знаний – прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т.д.;

Таким образом, логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основании закономерности. Однако абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Иванов Евгений Акимович

Глава I. Предмет логики

Глава I. Предмет логики

1. Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой - мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии - в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве - практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство» - искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» - совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» - средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но - лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука - и притом весьма развитая, сложная и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе - естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе - общественные науки (история, социология, юридические науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление . Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения и ряда других наук - философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики...

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, тоже изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

Философия , важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека в процессе его функционирования - мышления, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности, а также с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине . Однако такое определение, будучи удобным для запоминания, но слишком кратким, требует дополнительных пояснений каждого из его компонентов.

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

ЛЕКЦИЯ № 4 Предмет логики 1. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира Разными учеными предмет логики понимается по-разному. Некоторые указывают в качестве предмета рассуждения{2}, другие придерживаются более широкого толкования и

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не падающему на предмет Отход схоластики от монастырского литературного гуманизма вскоре столкнулся с обилием древних текстов, вышедших из-под печатного пресса. Четыре века

Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К

1. Постановка вопроса: логика предмета и предмет логики Как наука, совпадающая с логикой и теорией познания, диалектика рассматривает вопрос об отношении мышления к бытию не только со стороны содержания, но и со стороны формы, под углом зрения совпадения форм

Из книги Метаполитика автора Ефимов Игорь Маркович

1. Политика - предмет страсти или предмет науки Если бы мы жили в пещерах и хижинах, охотились на диких зверей, били острогой рыбу, отыскивали съедобные коренья, то, наверное, мы так же, как наши далекие предки, молились бы усвоим деревянным богам о ниспослании удачной

Из книги Введение в логику и научный метод автора Коэн Моррис

Глава I. Предмет логики § 1. Логика и совокупность оснований Подавляющее большинство наших ежедневных дел мы проделываем, не задумываясь, и лишь изредка задаемся вопросом об истинной природе того, что по привычке считаем истинным. Однако при этом мы не можем всегда

Из книги Форма - Стиль - Выражение автора Лосев Алексей Федорович

Глава I. Предмет логики 1. Что из перечисленного ниже мы знаем непосредственно, а что с опорой на основания?a. Существует центр Земли.b. Существует король Италии.c. Мы обладаем легкими, с помощью которых дышим.d. Существует бельгийская колония Конго.e. Между Индией и Китаем

Из книги Фрэнсис Бэкон автора Субботин Александр Леонидович

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая работа состоит из нескольких очерков, писавшихся в разное время и по разным поводам и читавшихся в свое время в виде докладов в Государственной академии художественных наук и в Государственном институте музыкальной

Из книги Учение логики о доказательстве и опровержении автора Асмус Валентин Фердинандович

V. Предмет и задачи логики К середине XVI века перипатетическая диалектика окончательно завязла в логико-грамматических тонкостях той проблематики, которую почти две тысячи лет назад так свежо и оригинально сформулировал Аристотель. На фоне настойчивого стремления

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

ІІІ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ Чрезвычайно важное значение доказательства для всякого мышления и в особенности для мышления научного делает эту логическую форму важным предметом изучения логики.Логика изучает строение доказательства, его составные части, виды

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

§ 2. Предмет науки логики. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях,

Из книги Гоббс автора Мееровский Борис Владимирович

1 ГЛАВА. Предмет и задачи логики

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Предмет и значение логики Приступая к изучению какой-либо науки, прежде всего необходимо выяснить ее предмет. Для этого есть несколько путей, и каждый из них дает определенный результат. Первый путь, или метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Глава I. Предмет логики 1. Специфика логики как науки Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой - мысль, смысл, разум.Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные

Из книги автора

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

Из книги автора

ГЛАВА I ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ “Логика” (от древнегреческого слова “логос”) означает “понятие”, “разум”, “рассуждение”. В современном языке это слово употребляется в следующих основных значениях.Во-первых, логикой называют закономерности в изменении и развитии вещей и



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!