Дубровский благородный разбойник короткое описание. Урок литературы «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике. Почему Дубровского называли благородным разбойником

Цели:

Обучающая: через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”;
Развивающая: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;
Воспитывающая: на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Вступительное слово учителя

Короче говоря, это понятие означает добросовестность связывания необязательной. Здесь нужно сказать, что связь, которая заставляет автофишировать, заключалась бы в связывании Борхеса с двумя его самыми неуважительными антагонистами: Гомбровичем и Копи. Таким образом, новые вывески создали триаду в новой серии, несмотря на их членов, несмотря на их нынешний интерес к нарратологии. В этой новой форме самоидентификации, рожденной в разгар конфронтации с Борхесом, антагонисты Гомбрович и Копи похищают у мастера свой собственный повествовательный трюк, чтобы лучше обмануть его занимаемое им место, играя с иронией, которую мы могли бы судить как постмодерн, сказать, непочтительны перед ближайшей и самой близкой традицией, в то же время, для отцеубийства.

Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, слово учителя, проблемная ситуация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! Меня зовут Наталья Михайловна. Тема нашего урока “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”. Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради). Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.

Однако матч-реванш, как было сказано, не прекращает помещать преемников в опасную близость отца, в конфликте беспокойства за влияния. Последняя глава этой аргентинской мании для самореализации исполнена совершенно причудливой работой Сесара Айры. У нас здесь самая постмодернистская самофикция, которая не колеблясь создает кочевые и нестабильные сексуальные личности, на службе сюжета, который против боргезийского рецепта исчерпан в поворотах кошмарной логики без предвидения. Здесь также новый жанр самоидентификации жертвует значительную часть своей невинности, чтобы занять место, которое, на мой взгляд, должно сделать с новой вставкой в ​​минное поле аргентинской литературы, особенно после смерти Борхеса.

Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

2. Итак, начнем с анализа образа главного героя.

Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.

Именно тогда в этом контрасте освещается прохождение, подобное следующему. Среди них были его друзья из группы, которые толпились вокруг стола Джордано и Адрианы. Были Дарио Гонсалес, Серхио Куэто, Нора Аваро, Марсела Занин, последние - треть чернокожих. Маленькая группа молодых студентов прогуливалась вокруг бара снеговика, а песни и аплодисменты длились долго, что помешало нам говорить; они должны были сделать это с криками, и даже тогда было почти ничего не слышно: движения губ можно было увидеть, и звук можно было догадаться.

Неудивительно, кстати, что автореф. Работа Сесар Айры пробуждает столько успехов в Испании и в других европейских странах. В качестве венчания процесса, начатого с Борхеса, которого он отрицает с типичным избытком, жесткостью и бессмыслицей, Айра, похоже, представляла за границей не только противоположность литературного аргентинца, но и новую постмодернистскую фигуру в гармонии со временами подозрения в автономных и уверенных в себе историях.

  • При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).
  • Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса).
  • Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?
  • Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде? (Любящий сын).
  • Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца? Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении отца? (Стремящийся к мести).
  • Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал шайку, грабящую богатых путешественников).
  • Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый).
  • Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага? (Любящий).
  • Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести. Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры (Благородный).

3. Давайте подведем итог.

Жерар Генетт популяризировал концепцию «металексия» в нарратологии из своих исследований 80-х годов, установив, что металлический тестирование имело место, когда смешивались два разных уровня экструзии. Парадигматический случай - это вторая часть Дон Кихота, где ее главный герой утверждает, что знает первую часть. На примере прустского цикла, что удивительно, есть несвоевременное появление имени «Марсель», авторского следа, который был отклонен на сотнях предыдущих страниц.

В этой связи записку «Эль Борхес эквакодадо», написанную Гонсало Гарсе. Айра, Сесар, Тайны Росарио, Буэнос-Айрес: Эмеке. Амиккола, Хосе, автобиография как автофигурация. Борхес, Хорхе Луис, Инквизиции, Буэнос-Айрес: Сейкс Баррал. Генет, Жерар, Палимпесест.

Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом) являются:

4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?

Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.

Одним из первых соображений, которые налагаются при приближении к самореализации как литературной проблеме, является упоминание взрывной диффузии знака для родового типа, который, по мнению некоторых критиков, был бы давним. Таким образом, в дополнение к взрывоопасному способу распространения этого слова в современной литературной теории другая загадка, присутствующая здесь, связана с тем, какая ответственность приходится на буквы Речной плиты в этой необычайной диффузии. Очевидно, что отказ следовать этой квоте породил бы у автора, теперь находящегося в изгнании, противоречивое чувство, в котором смешивался бы инстинкт сохранения, а также чувство вины.

5. Учитель. Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин) , который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.

Там этот персонаж проявляет какое-то тупое интеллектуальное сопротивление, запертое на ферме польской аристократии, словно роман дает альтернативы возможной жизни, которая на самом деле не была выбрана. Гомбрович дал литературную реальность этой отброшенной альтернативе, благодаря своему искусству художественной литературы, живописи своей жизни в Польше в конфронтации с унижением и видении страдания войны, сражавшейся рука об руку с врагом. Это, как видно, что-то, что переполняет вопрос о вымыслах, чтобы пришивать швы к ранам я в его отношениях с миром.

Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?

6. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.

Благородный –

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.
  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).
  4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.

Разбойник –

Короче говоря, вымышленный странно и странно ссылки на текст под названием Порнография, по моему мнению, ключевой работы в производстве автора играет с элементами эротики на очень сложных уровнях, но уже не политический роман автобиографичен релиз, в той степени, он изобретает реальному автору траекторию, как воображаемый вариант, посредством литературной разработки. Границы шаткий альтернативы трансформируются благодаря искусству в золотых подачах. С другой стороны, это подталкивание бросало бы нас перед конституцией дополнительной жизни настоящего автора, что-то вроде видения животного как сказочного, как единорог.

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
  2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).

7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”

Рассуждения ребят.

Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:

Порно осуществляется еще дальше ересью неучастия в болезненном польском вопросе и немой борьбе между той, кто оставил и те, кто остался, утверждая, что автор, по сути, не был исключен из этой войны, что-то все нереальные огни. Теперь все толчки, выявленные в современной автобиографической письменности, являются питательной средой периода великой художественной изысканности. Именно поэтому Колонна заинтересована в том, чтобы вспомнить о прекрасном вкладе Лучано де Самосата, автора стилей разных жанров, особенно в самых лживых из его произведений, озаглавленной «Истинная история».

  1. Смерть князя Верейского;
  2. Жизнь Марьи Кириловны;
  3. Вдова;
  4. Англичанин;
  5. Свидание.

Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.

В то время эллинистическая автобиография в фантастической степени вступала в соревнование с зародышевой романтикой, которая имела большие трудности в том, чтобы соответствовать. На мой взгляд, тогда, по аргументу Колонны, нынешняя самофикция приобрела бы ту силу, которой она не обладала в эллинизме, так как теперь ее нужно понимать в контрапункте с спорным жанром автобиографии, спорным форматом, как контрабандист вымышленных элементов. Короче говоря, современная самоидентификация дает слово теоретическим сомнениям об автобиографическом пакте как критическом ключе одного из его самых заметных теоретиков Филиппа Леежуна и ставит под сомнение основы этого пакта, предположительно запечатанного между читателем и человеком реальный.

Итак, к какому выводу мы приходим?
- Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы.
- Согласны ли вы с этим?

8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.

Слово “синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Верно также, что тексты автофициалов, среди которых Колонна неоднократно нахо - дит местонахождение Борхеса, служили аргентинскому писателю, чтобы закрепить образ и создать мифологию о его личности. Действительно, таинственный «алеф» Боргеано показывает свою близость с текстом Лучано, но при этом также дает ключ к открытию риторического устройства. Таким образом, автор Борхес подделывает в своих автофицианах текст личности, используя неявный контраркт принятия читателем предполагаемого автобиографического пакта, который достигнет пародийных рельефов в его формулировке с помощью весьма конкретной риторики, как видно из следующего абзаца.

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая стро ка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья стро ка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая стр ока. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
  • Пятая стро ка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.

Протославянские народы уже существовали. Кочевая группа индоевропейского происхождения, называемая Зарабинецкая, простиралась от Урала до Запада. В палеолите эта культура была заменена другой, называемой Поморской, которая распространялась вдоль побережья Балтийского моря.

По сосуществованию обе группы разработали один и тот же лингвистический набор. Одновременно, в степях Черного моря и в том, что сейчас является Украиной, есть еще одна культура, называемая «из керамики гребня», они были воинами, и они работали на железе. Европа была захвачена гуннами, азиатскими племенами, опустошившими славянские территории. Это вызвало так называемую «Великую миграцию народов». Одна часть перемещалась с севера на юг и оседала вдоль Дуная, вторая группа двигалась на восток, а другая - на Балканский полуостров.

  • Золушка;
  • Бедная, работящая;
  • Страдает, мечтает, любит;
  • Верит в счастье, и оно приходит;
  • Счастливая.

Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.

  • Дубровский;
  • Храбрый, честный;
  • Защищает, мстит, любит;
  • Стремится быть справедливым;
  • Благородство.

9. Ребята зачитывают свои работы.

Другая группа осталась в районе Польши, а другая группа отправилась в Болгарию. Другие славянские группы - сербы, хорваты и словенцы. Все эти группы - южные славяне. Славяне начали продвигаться на восток от бассейна Дуная, образуя большие и укрепленные города, которые сразу стали городами. Они всегда устраивались на холмах у рек и занимались сельским хозяйством, охотой и животноводством. Эти популяции называются городише.

Восточные славяне были сформированы как смесь протославянского народа с турецкими, финскими, эскимосскими и иранскими народами. Это и есть основа того, что будет называться «старой русской национальностью». Персы также внесли свой вклад в славян, когда поселились в Черноморском регионе.

10. Выводы. Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.

Группа, которая была очень важна для эволюции славян, была группой скандинавских пиратов, совершивших вторжения на севере. Византийцы начинают называть «Рос или Русь» народом Княжества Киева. Столицей был Киев, и он очень быстро вырос из-за исторических обстоятельств.

Хроника Нестора - единственный документ этой эпохи. По словам автора, монах, славяне плохо организованы и посвящены убийству друг друга. Славяне приглашают варяжских князей к власти, и один из них, Риуник, начинает управлять в Киеве. Перед смертью, в 872 году, он покидает Олега, его родственника, в качестве опекуна своего сына Игоря. Затем Олег управляет Княжеством, а Игорь преуспевает в нем, который царствует с 913 года до.

Выставление оценок.

11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это …”.

Основой для романа А. С. Пушкина «Дубровский» стали реальные события - массовые восстания крестьян, которые были недовольны своей жизнью после войны 1812 года. Главный герой книги — молодой дворянин Владимир Дубров-ский, благородный разбойник. События, разворачивающиеся на страницах произведения, непосредственно связаны с его жизнью и судьбой.

Игорь проводит военную кампанию против Византии и побежден. Они образуют мирное соглашение, тем самым заканчивая конфликты между Киевом и Византией, а вскоре после этого славяне обращаются в христианство. На протяжении тысячелетий религия славян имела свои корни в азиатских и скандинавских мифологиях. Это была анимистическая религия, они верили в духов природы. Это очень важно, так как эти духи стали поэтическими фигурами, и все их метафизические концепции основаны на этой религии.

Самыми важными духами являются. Домовой → Дух дома. . Эти существа изобилуют русской популярной литературой. Позже он переходит к политеистическому понятию. Их самые важные боги - три.

  • Перун → Он бог молнии и грома, хранитель порядка Вселенной.
  • Велес → Он враг Перуна.
  • Он бог скота, земли.
  • Он был представлен змеем, а затем драконом.
  • Славяне отождествляли землю с телом женщины, потому что земля жива.
Эти боги и убеждения отражены в популярном русском песеннике и эпических песнях.

Дубровский - благородный разбойник. Краткое содержание

Для более глубокого понимания образа Владимира необходимо обратиться к содержанию книги.

Отцы главного героя и Маши Троекуровой были соседями и товарищами по службе. Они оба вдовцы. Однажды Андрей Гаврилович Дубровский, находясь в гостях у Троекурова, неодобрительно отозвался о плохих условиях жизни его слуг по сравнению с собаками. В ответ на это один из псарей заявляет, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру».

Дубровский-отец уезжает и в письме требует извинений от Троекурова. Тон письма не устраивает Кирилла Петровича. В это же время Андрей Гаврилович находит в своих владениях крепостных Троекурова, ворующих лес. Он отнимает у них лошадей и велит высечь. Троекуров решает отомстить соседу, незаконно завладев его имением, деревней Кистеневкой.

Из-за сильных переживаний Андрей Гаврилович слабеет. Его сыну, Владимиру, отправляют письмо, и он приезжает в деревню.

Кирилл Петрович понимает, что обошелся плохо со старым другом и отправляется к нему, чтобы помириться, но, увидев его, старик Дубровский умирает.

Дом передают Троекурову. Крепостные не хотят переходить к другому барину. Владимир приказывает сжечь дом, от пожара погибают чиновники, находившиеся внутри.

В скором времени в окрестностях начинает орудовать шайка разбойников, грабящая усадьбы. Идет молва, что предводитель разбойников — молодой Дубровский.

Владимир в качестве учителя-француза попадает в дом Троекурова. Маша и молодой Дубровский влюбляются друг в друга.

Владимир открывается девушке и исчезает, так как становится ясно, что Дубровский и учитель - одно лицо.

Маше делает предложение 50-летний князь Верейский. Троекуров приказывает дочери выходить за него. Дубровский просит Машу о свидании, надевает ей кольцо. Маша надеется, что сможет переубедить отца.

Однако Троекуров не уступает, и они с Верейским решают ускорить свадьбу.
Маша и князь венчаются. На обратном пути им попадается Дубровский. Благородный разбойник предлагает Маше освобождение. Верейский ранит Дубровского. Маша обвенчана, поэтому отказывается бежать с Владимиром. Дубровский распускает шайку.

Образ Дубровского в начале романа

На первых страницах книги Владимир предстает перед нами молодым дворянином, единственным сыном отца. Он получил хорошее воспитание и образование, несет службу. Дубровский ведет веселую жизнь, тратит отцовские деньги, не думает о будущем.

Причина изменений внутреннего мира и взглядов на жизнь

Известие о болезни отца, которого он очень любил, взволновало молодого человека. Его гибель и потеря имения изменили характер Владимира. После похорон он понимает, насколько одинок. Дубровский впервые задумывается о будущем. Теперь он несет ответственность не только за себя, но и за своих крестьян.

Месть Дубровского

«Дубровский - благородный разбойник». Сочинение на эту тему предлагается ученикам восьмого класса в каждой школе. Хочется понять, благороден ли он, учитывая, что им движет желание мстить? Мстить за всех, кого обидели несправедливо. Он грабит богатых и никого не убивает. Его образ обретает романтические черты.

Одержимый возмездием, он проникает в дом своего врага под видом француза Дефоржа. Однако любовь к Марье Кирилловне нарушает его планы, и он отказывается от них. Благородство натуры побеждает желание мстить.

Почему Дубровского называли благородным разбойником?

Владимир Дубровский встал на путь разбоя, так как не увидел другого выхода из сложившейся в его жизни ситуации. Он не мог допустить, чтобы родовое имение досталось Троекурову. Дубровский приказал поджечь дом, но при этом отпереть дверь, чтобы чиновники смогли выбежать. Архип не послушал барина, и люди сгорели. Он не рассчитывал на снисхождение судей в рассмотрении этого происшествия, так как они не пощадили его отца в правом деле. Дубровский с шайкой крепостных встал на путь разбоя. Так для Владимира началась совсем другая жизнь.

Для ответа на вопрос, почему Дубровский - благородный разбойник, нужно вспомнить содержание книги. Как написано в романе, шайка под предводительством Владимира грабила только богатых людей. Хотя разбойники наводили на всех ужас, они никого не убивали. За это их прозвали благородными.

Однако, встав на этот скользкий путь, Дубровский, благородный разбойник, преследуемый правительственными войсками, все же вынужден отказаться от своих принципов и совершить убийство офицера.

Для ответа на вопрос, почему его так называли, также нужно сопоставить жизненные обстоятельства и особенности внутреннего мира этого молодого человека. Владимир - выходец из дворянской семьи, представитель благородного сословия, сын человека, который отличался прямотой, смелостью, пользовался уважением богатых соседей и вверенных ему крепостных крестьян. Он перенял от отца многие положительные качества, но, как и Андрей Гаврилович, молодой Дубровский был склонен к горячности и не терпел несправедливости. После потери отца он становится предводителем шайки преданных ему людей.

По всем этим причинам Дубровский - благородный разбойник.

Как автор относится к герою?

Александр Сергеевич Пушкин, безусловно, симпатизирует главному герою этого романа. Он наделяет его такими качествами, как доброта, честность, умение любить и прощать. Однако он развенчивает миф о благородстве Владимира, объясняя это тем, что честный и порядочный человек не может бросить преданных ему людей на произвол судьбы и скрыться за границу. Благородная личность несет ответственность за свои поступки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!