Духовное и физическое здоровье основа развития личности. Сообщение на тему "связь духовного и физического здоровья"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Хакасский Технический Институт-филиал

Федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский Федеральный Университет»

«Взаимосвязь физического и духовного развития личности. Возрастная физиология и психофизиология»

Абакан-2014г

Введение

Возрастная физиология и психофизиология

Рост и развитие организма

Этапы и периоды онтогенеза

Физическое и психическое развитие

Биологические ритмы, их показатели и классификация

Биоритмы и работоспособность

Литература

Введение

Предметом общей физиологии человека является взрослый организм. Физиологические особенности, наблюдаемые на ранних и поздних этапах индивидуального развития, т.е. онтогенеза, излагаются в специальных разделах физиологии и физиологии развивающегося организма (чаще этот раздел называют возрастной физиологией) и физиологией стареющего организма (геронтологической физиологией).

Возрастная физиология и психофизиология

возрастная физиология биологический ритм

Возрастная физиология - биологическая дисциплина, изучающая:

1. Функции целостного организма и отдельных физиологических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) в онтогенезе;

2. Функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения) в онтогенезе;

3. Взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образования эритроцитов в красном костном мозге) в онтогенезе;

4. Регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервных и гуморальных) в онтогенезе.

Рост и развитие организма

Рост и развитие -- важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост -- количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие -- качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причем для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются.

Процессы Р. и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" -- для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.

Существуют периоды активации и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни: затем интенсификация роста происходит в 6--7 лет (полуростовой скачок) и 11--14 лет (ростовой скачок, или пубертатный скачок роста).

Развитие также процесс нелинейный. В течение онтогенеза выделяются периоды постепенного, плавного развития и переломные периоды, характеризующиеся существенным качественным преобразованием функций.

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Это качественно новый уровень клеточной формации

Любой организм для своего роста, развития и жизнедеятельности нуждается в определенных условиях существования, представляя единое целое с окружающей средой. У высших животных и человека в согласованной работе всех органов и систем, а также в осуществлении связи с окружающей средой руководящую роль играет нервная система. Всякие изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм через нейроэндокринный аппарат, в результате чего соответственно изменяются функциональные реакции, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Современный врач, призванный заботиться о здоровье ребенка, не может относиться к детскому организму как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.

Являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества, человек находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых и других факторов, своеобразной социально-экономической среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье -- это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Институтом гигиены детей и подростков России предложено более конкретное определение здоровья: “здоровье -- отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды”.

Этапы и периоды онтогенеза

Онтогенез (греч. on, ontos -- сущее, существо; genesis -- происхождение, развитие) -- процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В процессе О. выделяют количественные изменения -- увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни -- и качественные изменения -- тканевая дифференциация, появление органов и систем, возникновение новых структур и функций. В ходе О. четко вычленяются определенные фазы -- пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.

Этапы онтогенеза -- последовательные периоды онтогенеза с характерными морфофизиологическими особенностями: эмбриональный, ювенильный, зрелости, размножения, старости.

Эмбриональное развитие, или зародышевое развитие, включает стадии зародыша и плода. После родов начинается постэмбриональный период, продолжающийся всю жизнь и заканчивающийся смертью.

Постэмбриональный онтогенез человека делится на возрастные периоды (см. Возраст), каждый из которых характеризуется различными анатомическими и физиологическими изменениями в организме. Наиболее уязвимые, критические периоды онтогенеза - пубертатный (период полового созревания) и климактерический (период угасания половой функции). Изучение генетической программы онтогенеза помогает выявлять причины возникновения многих болезней и разрабатывать новые методы их лечения.

Закономерности онтогенетического развития. Индивидуальное развитие подчиняется общей закономерности -- оно находится под влиянием двух главных взаимодействующих факторов -- внутреннего (наследственная программа) и внешнего (окружающая среда). На разных этапах онтогенеза оба фактора характеризуются различной эффективностью влияний, и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.

В пренатальном периоде доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит, прежде всего, от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна).

Генетическая программа внутриутробного развития реализуется закономерно и последовательно во времени. Из физиологических причин, которые могут отрицательно повлиять на ее реализацию, следует упомянуть гипоксию. Развивающийся плод остро нуждается в притоке кислорода, поэтому нежелательны любые воздействия, приводящие к сужению или спазму сосудов у матери -- активное и пассивное курение и особенно стрессы.

Наследственная программа определяет органогенез -- закладку и развитие основных органов в первый, эмбриональный период (3-4 лунных месяца), и системогенез -- объединение элементов разных органов в существенные для выживания и развития системы жизнеобеспечения -- во второй, плодный (с 5--6 лунных месяцев).

В онтогенезе различают два периода:

эмбриональный;

постэмбриональный.

Для высших животных и человека принято деление на:

пренатальный, или антенатальный (до рождения), период;

постнатальный период (после рождения);

предложено также выделять проэмбриональный период, предшествующий образованию зиготы.

В онтогенезе можно выделить три фазы:

Эволютивную (внутриутробное развитие, детство и юношество);

Репродуктивную (половая зрелость);

Инволютивную (старость).

Каждая фаза онтогенеза распадается на периоды. Границы периодов определяются факторами, с которыми организм может взаимодействовать на данном этапе своей жизни. В эволютивную фазу эти факторы последовательно появляются, в инволютивной, напротив, также последовательно исчезают.

Физическое и психическое развитие

Жизненный путь человека -- это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой -- целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно в каждый отдельный момент -- гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции.

Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвоение суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.

Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности -- субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека -- это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. -- это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности.

Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпадениях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенциями как субъекта познания и деятельности.

Зрелость человека как индивида -- соматическая и половая -- определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма -- его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху.

Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения -- исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма существования которого оказывается реальной силой общественного развития.

Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды человеческой жизни, характеризуются специфическими комплексами психофизиологических особенностей, которые будут рассмотрены в следующих главах. Противоречия между этими формами с их различными психофизиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его состояний и свойств. Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия.

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет -- окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Биологические ритмы их показатели, и классификация

Биологические ритмы (биоритмы) -- регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Б. р. в той или иной форме присущи всем живым организмам. Б. р. описываются рядом характеристик: периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.

В зависимости от порождающей причины Б. р. делятся на экзогенные -- колебания, вызванные периодическими воздействиями извне, т.е. пассивные реакции на колебания факторов окружающей среды, и эндогенные -- автономные (син. спонтанные, самоподдерживающиеся, самовозбуждающиеся) колебания, обусловленные активными процессами в самой живой системе (к ним относится большинство Б. р.).

Эндогенные Б. р. поддерживаются механизмом обратной связи. В зависимости от того, на каком уровне биологической организации она замыкается, различают Б. р. в клетках (митотический цикл), органах (сокращения кишечника), организмах (овариальный цикл) и сообществах (колебания численности популяций в системе хищник-жертва).

По выполняемой функции Б. р. делят на физиологические ритмы -- рабочие циклы отдельных систем (дыхание, сердцебиение), и экологические, адаптивные (см. циркадные ритмы), служащие для приспособления организмов к периодичности окружающей среды. Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки; период экологического ритма, напротив, сравнительно постоянен, закреплен генетически. Экологические ритмы в естественных условиях захвачены циклами окружающей среды; выполняют функцию биологических часов (с их помощью организмы ориентируются во времени).

Б. р. с разными периодами у одного организма могут оказывать взаимное модулирующее влияние, но обычно сравнительно независимы. Б. р. с одинаковым периодом, напротив, часто сопряжены иерархическим образом: выделенные группы клеток могут играть роль центров синхронизации -- ритмоводителей.

Биологические ритмы интересны тем, что во многих случаях сохраняются даже при постоянстве условий среды. Такие ритмы называют эндогенными, т.е. «идущими изнутри»: хотя обычно они и коррелируют с ритмичными изменениями внешних условий, например чередованием дня и ночи, их нельзя считать прямой реакцией на эти изменения. Эндогенные биологические ритмы обнаружены у всех организмов, кроме бактерий. Внутренний механизм, поддерживающий эндогенный ритм, т.е. позволяющий организму не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами.

У человека не только сон, но и многие другие функции подчинены суточному ритму. Примеры тому - повышение и понижение кровяного давления и выделения калия и натрия почками, колебания времени рефлекса, потливости ладоней и т.д. Особенно заметны изменения температуры тела: ночью она примерно на t1С ниже, чем днем. Биологические ритмы у человека формируются постепенно в ходе индивидуального развития. У новорожденного они довольно неустойчивы - периоды сна, питания и т.д. чередуются бессистемно. Регулярная смена периодов сна и бодрствования на основе 24-25 часового цикла начинает происходить только с 15-недельного возраста.

Основными параметрами биоритмов являются такие показатели: Период -- время между двумя одноименными точками в волнообразно изменяющемся процессе. Акрофаза -- точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Мезор -- уровень среднего значения показателей изучаемого процесса. Амплитуда -- величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней.

Классификация ритмов базируется на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев.

По их собственным характеристикам, таким как период;

По их биологической системе, например популяция;

По роду процесса, порождающего ритм;

По функции, которую выполняет ритм.

Биоритмы и работоспособность

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех ритмов организма человека является чередование сна и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и являются главным условием организации режима деятельности и отдыха. Бодрствование выступает основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно две трети его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие психического тонуса. Психический тонус - это оптимальная интенсивность психических процессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности. Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями головного мозга, но возможна и осознанная его регуляция. Регуляция психического тонуса осуществляется с помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы психологического тренинга, дыхательной гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма. Подробный разговор о них пойдет в следующих главах.

Не следует забывать о заметном влиянии эмоций на тонус. Положительные эмоции, хорошее настроение, уверенность и оптимизм способствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлобленность - снижают. Для стимуляции психических процессов используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное поднятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.

Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет принцип постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего отдыха и перехода на другой вид деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую продуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная последовательность, определенная система труда.

Ритмический труд - это равномерное распределение нагрузки в течение дня, недели, месяца, года. Требование ритмичности основано на учете физиологических особенностей центров нервной системы, которые наиболее экономно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Резкое снижение работоспособности может быть вызвано как чрезмерным утомлением при высоком темпе работы, так и периодами бездеятельности. Организация режима труда, основанного на ритмичной деятельности организма и работы головного мозга, является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной работы.

Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в профилактике утомления.

Литература

1. К.Г. Юнг. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 2005- 718 с.

2. Л.С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 2002, N 2.

3. А. Коссаковский. Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 2005 - 183 с. - С. 37-67

4. И.А. Аршавский. Основы возрастной периодизации. - В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 2005 - С. 60

5. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,2008- 338 с.

6. П.К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 2008 - 547 с.

7. М. Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 2000 - 214 с.

8. А.В. Петровский. Проблема развития личности с позиций социальной психологии - Вопросы психологии, 1984. N 4

9. Е.С. Филатова. Соционика для вас. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. - 296 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Прикладные области психофизиологии: клиническая, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений. Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография. Психофизиология памяти и научения.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2012

    Натуралистические концепции онтогенеза человеческой психологии. Фундаментальные теории развития в соответствии с различными психологическими школами. Возрастные изменения психики человека в разные периоды жизни. Система диагностики психического развития.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития. Кризис семи лет. Самосознание подростка.

    книга , добавлен 14.06.2007

    Принципы выделения этапов психического развития, которое основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Периодизация развития личности З. Фрейда, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

    реферат , добавлен 17.04.2010

    Возрастные периоды становления личности в процессе онтогенеза человека, истоки возникновения личностного кризиса и его возрастная динамика. Типологизация кризисов психического развития человека в период от рождения до юности, от молодости до старости.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие. Психическое развитие как развитие личности, психоанализ Фрейда. Теория Ж. Пиаже. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Характеристика возрастных периодов личности.

    курс лекций , добавлен 17.02.2010

    Сущность психофизиологии как науки и физиология познавательных способностей человека, роль психических процессов в его поведении. Зависимость сознания от моделирующей системы мозга и физиология мышления. Рефлекторная теория и основные свойства памяти.

    реферат , добавлен 04.08.2009

    Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследование особенностей психического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Понятие и предмет исследования психофизиологии как научной дисциплины, возникшей на стыке клинической психологии и физиологии. Методика регистрации сочетания конкретных переживаний и поведения с физиологическими процессами (в норме и патологии).

    презентация , добавлен 17.06.2015

    Физиология ребенка первого месяца жизни, его сон и еда, двигательное развитие. Основные аспекты развития ребенка с двух по шести месяцев. Физическое и психическое развитие малыша второго полугодия жизни, полезные игрушки и режим дня, уход и кормление.

Надо стремиться, чтобы

дух был здоровым в теле

здоровом .

Д. Ювенал

Нужно поддерживать крепость тела,

По определению доктора философских наук профессора Б.М. Сапунова, духовная культура - это совокупность знаний человека об окружающей действительности и о самом себе, система ценностей и убеждений, определяющая его отношение к миру, обществу к другим людям, это цели и мотивы его деятельности.

В принципе соглашаясь с этим определением, хотелось бы к целям и мотивам деятельности человека добавить потребность - главный стимул поступков и действий человека.

Одно из наиболее полных и четких определений физической культуры, дано во «Введении в теорию физической культуры» (под редакцией Л.П. Матвеева), которая является совокупностью достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающего поколения, одним из эффективных средств всестороннего, гармоничного развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.

Ни духовная, ни физическая культура не могут в отдельности иметь приоритет или быть самоцелью, они - равноправные, тесно связанные между собой, средства формирования гармонично развитого человека.

Подчеркивая необходимость всестороннего духовного и физического развития молодого поколения, говорил поэт А. Безыменский, об этом так: «Юноши и девушки должны жить красиво и полнокровно как в общественной, так и в личной жизни. Борьба, работа, учеба, спорт, веселье, песня, мечта - вот области, в которых молодость должна проявить себя во весь размах».

Важно подчеркнуть, что физическая культура, как относительно самостоятельная, специфическая часть культуры личности и общества, обуславливается объективными требованиями его экономического, социально - политического и духовного развития. Она объединяет в систему разнообразные средства и методы, направленные на восстановление и совершенствование физических и тесно связанных с ними интеллектуальных сил человека, активно способствует формированию высоких моральных, эстетических и интеллектуальных качеств, развивает быстроту реакции, умение устойчиво концентрировать и переключать внимание, а также смелость, решительность, находчивость, волю и другие важные духовные качества личности.

С понятием «физическая культура» тесно связано понятие «спорт», для которого как части физической культуры характерны соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней, спортивные достижения и зрилищность.

Составные части известной триады - «духовное богатство», «моральная чистота», и «физическое совершенство» - как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.

Центральная задача нравственного воспитания - формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т.д. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю. «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество», - писал А.С. Мокаренко. Занятия спортом в числе немногих других видов деятельности постоянно создают именно такие условия.

Необходимой нравственной основой подготовки человека к участию в общественном трудовом процессе выступают такие качества, как трудолюбие, честность, доброжелательность, чувство ответственности, самодисциплины. Занятия спортом активно помогают воспитанию и этих качеств.

Многочисленные исследования подтверждают, что физкультурно-спортивные занятия эффективно способствуют воспитанию нравственной группы, как коллективизм. Это происходит не только потому, что занятия сами по себе - ярко выраженная коллективная деятельность, но и потому, что в них реализуется потребность человека в общении с людьми, близкими по интересу к роду занятий, прием в обстановке эмоциональной приподнятости, раскованности.

В таких условиях легко формируется чувство дружбы, взаимовыручки, взаимной ответственности. Это подтверждают примеры прочной, долголетней дружбы членов многочисленных спортивных команд - и функционирующих, и давно прекративших существование.

Нельзя недооценивать роль физической культуры и в формировании дисциплины труда - этой высшей духовной ценности - через механизм воспитания собранности, коллективной ответственности, умение концентрировать внимание, приобретаемые в процессе соревнований, командных игр, занятий физическими упражнениями.

Воздействие физической культуры на культуры духовную наиболее эффективно происходит посредством такого феномена, как массовые спортивные соревнования, являющиеся, по существу, душой массового спорта, важнейшим стимулом физического совершенствования людей. Главное предназначение соревнований - вызвать положительные эмоции, принести радость общения, самосовершенствования, укрепить и сохранить здоровье, почувствовать счастье преодоление себя. Их важнейшая духовно-нравственная роль в том, чтобы воспитать в человеке честность, справедливость, уважение к соперникам, а если это командные соревнования, то чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

В нашем техникуме уделяется большая работа по формированию духовно-нравственной культуры на уроках физической культуры и внеклассных (факультативных) занятиях:

Пропаганда здорового образа жизни (примером служат сами преподаватели физической культуры, которые являются действующими спортсменами, имеющие звания и высокие спортивные достижения);

Привлечение к систематическим и самостоятельным занятиям по физической культуре (утренняя гимнастика, физкульт минутка, физкульт пауза)

Сохранение и укрепление здоровья, как основной компонент здоровьесбережения (физкультурные занятия по оздоровительной гимнастике с элементами хатха-йоги для укрепления и оздоровления позвоночника).

Результативные выступления на городских и областных соревнованиях по следующим видам:

  • волейбол
  • баскетбол
  • настольный теннис
  • футбол
  • легкая атлетика
  • легкоатлетическое троеборье
  • лыжный спорт

Высокие места на соревнованиях различного ранга, это результат высокого уровня сплоченности спортивного коллектива техникума, проявление также личностных качеств, как: ответственность, принятие решения, взаимопомощь, честность, стойкость характера, сила духа, коллективизм, уважение к соперникам.

Физическая культура не панацея от всех бед и возможности ее нельзя переоценивать. Но нельзя и недооценивать. В преодолении пагубных привычек, например, физкультурно-спортивные занятия - одно из действенных средств. Притягательность, эмоциональность, оздоровительный эффект таких занятий, приносимые ими чувство радости, возможность человеческого сближения и общения, благоприятная для этого обстановка раскованности - не просто заполнение нравственного вакуума, а естественное духовное и физическое здоровье, элемент полноценного человеческого счастья.

Таким образом, формирование физических способностей и здоровья как базы интеллектуального развития человека существенную роль играет наличие у него потребности в физическом совершенствовании, на выработку которой влияют все стороны его духовной жизни: знание, мораль, мировоззрение, эмоции, интеллект, целевые установки, мотивы и т.д. Это и есть тот самый «мостик» между культурой физической и духовной.

Литература

  1. Б.И. Загорский. Физическая культура: Практическое пособие. - М., 1999
  2. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М., 2003
  3. А.В. Царик. Физкультура и спорт. - М., 1999

Здоровье человека характеризуется суммой его нескольких составляющих: физической, ментальной и духовной. Понятие здоровья, вкратце, сводится к способности человека вести определенный образ жизни, который его устраивает (или не устраивает) по всем своим показателям и приносит ему сумму удовлетворяющих его впечатлений.
Если понятие физического здоровья всегда было более-менее понятным, и у каждого есть свое представление о здоровье (или нездоровье) своего организма, то формулировка здоровья духовного вызывает у многих затруднения. Так что же такое духовное здоровье, и как оно связано с физическим?

Духовное здоровье человека в первую очередь связано с теми знаниями, которыми он владеет и с помощью которых занимает в жизни определенное место. Конкретные философские взгляды и убеждения, медитация, служение в церкви, йога для начинающих – это и есть признаки духовной жизни. Наличие или отсутствие этого аспекта жизни человека не так заметно внешне, как явное физическое уродство или умственная отсталость. Может быть поэтому далеко немногие задаются вопросом своей духовности, ее связью с физическим здоровьем.

Система философских взглядов, обеспечивающая человека положительными впечатлениями, и является, по сути, основой духовной жизни человека. Как правило, эти взгляды применимы ко всем областям человеческой жизни и проецируются на все события, происходящие в ней. Какие же принципы духовной жизни человека, проявляясь через психическую сферу, позволяют укреплять физическое здоровье?

Во-первых, это базовый принцип, который гласит, что человек должен видеть смысл в своей жизни. Человек, не понимающий, для чего он живет, не может добиться успеха в жизни; но, раскрывая этот аспект, надо понимать, что для разных людей смысл жизни реализуется по-разному.

Во-вторых, это важный принцип самосовершенствования. Тот, кто не идет вперед – тот движется назад. Это золотое правило, выполняя которое человек ежедневно растет духовно.

Третье правило гласит, что человек должен придерживаться принципа сохранения эмоционального равновесия и оптимистичного взгляда на жизнь. Иногда медитация является именно тем инструментом, с помощью которого корректируются эти параметры.
Принцип выстраивания гармоничных социальных отношений, который также включает в себя правильное воспитание детей.

Очень важный принцип свершения добрых дел. Именно он позволяет человеку видеть свой духовный рост и стремиться к дальнейшему его совершенствованию.
Немаловажный принцип разумности человеческих желаний. Нереальные планы, невозможность осуществить свои мечты порождают печаль, что непосредственно сказывается на физическом здоровье человека.

No related links found



Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство, понимаемое как единство духовного и физического, является ее неотъемлемым компонентом. Данное развитие личности целесообразно рассматривать с удовлетворением личных потребностей занимающихся, с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. В связи с этим важно заострить внимание на понятиях «культура личности», рассматриваемом как базовое по отношению к понятию «всесторонне развитая личность», а также «физическая культура личности».

Культура требует единства, цельности человека. Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль.

Таким образом, физическая и духовная культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Качество изменений, происходящих во всех сферах современного российского общества, во многом зависит от образовательного потенциала общества, и поэтому роль образования в его развитии как никогда возрастает.

Самобразование – это один из механизмов цивилизации, процесс освоения, распространения и передачи в поколениях культуры общества, которая и выступает в качестве его предметно-содержательной основы. Образование последовательно осваивает общечеловеческий опыт и вводит его в поток цивилизации, образуя базу дальнейшего развития культуры.

Продукт самосовершенствования – это образованный человек, который неизбежно вносит в свою деятельность ограничительный предел освоенного им кванта образования. В силу инерции научно-практического мышления этот предел приобретает форму познавательно-психологического барьера и становится препятствием для дальнейшего развития науки и культуры. В связи с этим в системе отношений «практика – культура – наука – образование» возникает напряжение. Отсюда вытекает естественная потребность в его периодическом обновлении.

Физическое и духовное самосовершенствование является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать в тесной взаимосвязи.

Древние учения самосовершенствования. Йога.

Одним из наиболее важных факторов по саморазвитию и самосовершенствованию есть познание. Эта мудрость дошла до нас из далекого Тибета еще семьей Рерихов. В них говорится, что каждая клетка человеческого организма излучает мощный поток энергии физической и духовной, а объединяясь воедино эти потоки способны защитить физическое тело от негативного воздействия окружающей среды. На основе этих учений была разработана целая система упражнений по самосовершенствованию человека в разных жизненных ситуациях.

Что такое «йога»? Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит «соединять», присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели.

Йога - это система морального и физического самосовершенствования, являющаяся частью многих философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

Существовало четыре основные Йоги - Карма Йога (путь активного действия и труда), Жнана Йога (путь знания, мудрости), Бхакти Йога (путь любви) и Раджа Йога (путь развития духа и концентрации). О них подробно рассказано в четырёх книгах, написанных индийским философом Свами Вивеканандой.

В Пуранах, древнеиндийских священных книгах, сказано: на смене эпох люди будут безумствовать, и если это безумие перейдёт границы, то огненное очищение будет единственным исходом.

Учение Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.

Агни Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения, те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в мире мысли.

Проблема духовного и физического здоровья в современном обществе. Необходимость самосовершенствования.

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Прямое влияние на духовное и физическое здоровье нации оказывает состояние нравственности в обществе.

Ныне в России отсутствует государственная концепция охраны здоровья. Поэтому встает задача принятия на федеральном уровне такой концепции, которая помогла бы выйти из кризисного состояния и заключалась бы в осуществлении права человека на полное физическое и социальное благополучие, психическое здоровье и духовное развитие при максимальной продолжительности жизни. Это соответствует доктрине Всемирной организации здравоохранения, которая провозгласила стратегию достижения здоровья для всех.

Важным представляется и признание проблемы охраны здоровья как высшего приоритета государства. Положение может быть коренным образом улучшено, если государственные руководители будут регулярно выступать перед народом с ежегодным обращением о здоровье нации по материалам очередной «белой книги» с последующей ее публикацией.

Особое внимание следует уделить духовному и физическому здоровью подрастающего поколения. Социальное оздоровление общества нужно начинать с молодежи. Государство должно воспитывать нравственно и физически здорового гражданина, патриота своей Родины. Для этого целесообразно принять на высшем государственном уровне специальную программу воспитания молодежи, финансируемую отдельной строкой бюджета. Необходимо также более эффективно проводить массовую спортивно-оздоровительную работу.

Заключение:

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле – здоровый дух» справедлива! Взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования неоспоримы.

Физическое развитие гражданина составляет такое же национальное достояние, как и духовное развитие человека. Именно это единство не только закладывает фундамент базовых ценностей развития личности, но и определяет вектор гармоничного развития всего общества, составляя богатство и силу нации.

Список литературы:

  1. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., Академия. – 2004. – 480 с.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М. – 1999. –321 c.

3. Завадич В.Н. Формирование духовной культуры. Дис... канд. пед. наук. – Луганск. – 1997. – 190 с. 4

4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. – М., Физкультура и спорт. – 1963.- 151 с. 5

5. Бех І.Д. Виховання особистості. – Т.2. – Київ, «Либідь» . –2003. – 342 с. 6. Уткин В.Л. Оптимизация двигательной активности человека.- М., Физкультура и спорт. – 1971. – 250 с.

7. Гориневский В.В. Избранные произведения. – М., Физкультура и спорт. – 1951. – Т. 1. – 319 c.

8. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. – М., Физкультура и спорт. – 1951.- Т.1.- С. 295.

Физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности — три кита, на которых стоит наше .

Очень часто бывает так, что мы усердно трудимся, но ни на шаг не приближаемся к намеченной цели. Это происходит потому, что выполняя намеченные действия, мы не изменяемся сами. Чтобы изменить свое окружение, свою жизнь, нужно измениться самому — таков закон Природы. Мы не изолированы от внешнего мира, и потому любое изменение Вашего внутреннего состояния влечет за собой изменение вокруг Вас.

Успех, который мы достигаем, напрямую связан с нашим внутренним миром, с нашим постоянным совершенствованием во всех сферах жизни: в бизнесе, в личной жизни, в духовном плане, здоровье, отношениях с окружающими. Достигая одного уровня, нужно стремиться к более высокому. Как только стремление пропадает, начинается деградация.

Важно найти людей, которые станут для Вас ориентирами в той или иной сфере жизни. Одному очень трудно понять, что делать, и к чему стремиться. У других людей можно поучиться, посмотреть, как они действуют, подражать им, и таким образом выйти на новый уровень своей жизни.

Есть три направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • Физическое развитие личности;
  • Интеллектуальное развитие личности;
  • Духовное развитие личности.

Физическое развитие личности

Наш основной ресурс — здоровье. Это — база для всех наших достижений. Без здоровья Вы ничего не сможете, потому что Вам ничего не будет нужно. Спросите себя — ведете ли Вы тот образ жизни, который укрепляет Ваше здоровье? Не обманывайте себя — сегодня Вы здоровы и прекрасно себя чувствуете, а завтра организм не выдерживает того образа жизни, который никак не укрепляет здоровье, а только разрушает его, и ломается, начинает болеть.

Нельзя травить себя спиртным и сигаретами, есть жирную некачественную пищу, напичканную химикатами, не нагружать себя физически — и надеяться на то, что у Вас будет хорошее здоровье. Рано или поздно организм не выдерживает, и награждает букетом болячек.

Для того, чтобы у Вас было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

Интеллектуальное развитие личности

Основа Вашего продвижения к Успеху — получение и переработка новой информации . Вы должны информацию уметь добывать, упорядочивать и систематизировать, а главное — применять. В идеале нужно стремиться получать только ту информацию, которая Вам нужна именно в настоящий момент, чтобы продвинуться вперед в реализации своих целей. В жизни получается не так — обычно Вы получаете и перерабатываете информацию в гораздо больших количествах.

Проанализируйте время, в течении которого Вы получаете какую-либо информацию: общаетесь, читаете книги, смотрите телевизор, сидите за компьютером. И спросите себя, действительно ли Вам необходимо делать то, что Вы делаете, и тратить на это время? Если Вы хотите отдохнуть, читая художественную книгу, или за телевизором, может быть, лучше пойти на природу? По крайней мере, это будет полезно для здоровья.

Читайте книги, которые будут Вам полезны. Если Вы занимаетесь своим развитием, то без труда найдете массу книг, которые стоит прочесть. Или займитесь совершенствованием своих профессиональных навыков.

Составьте список книг, которые Вам нужно прочесть, видео, которые Вам нужно просмотреть, и начинайте методично их прорабатывать. Затем нужно пересказать то, что Вы поняли, несколько раз своим друзьям и знакомым, чтобы идеи, которые Вы почерпнули, уложились у Вас в голове и стали Вашими.

Пройдет совсем немного времени, и Вы станете экспертом в любой области, которая Вам нужна.

Также посещайте тренинги, бесплатные и платные, учитесь в онлайн и реальных заведениях, найдите себе учителей, наставников и единомышленников. Повторяйте действия успешных людей, постоянно учитесь новому и применяйте на практике.

Духовное развитие личности

Без духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие — это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.

Есть один очень простой способ проверки, вкладываетесь ли Вы на все 100% во все, что делаете. После завершения любого дела спрашивайте себя и других: а какую оценку по 5 бальной шкале Вы заслужили? Стремитесь всегда к 5.

В любом деле есть три ступени:

  • Творчество . Мужская энергия зарождения идеи, планов, целей. Этап формирования мечты и планирования — как процесс зарождения ребенка, приятный и недолгий, но который является толчком для всего остального.
  • Реализация . Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.
  • Достижение . Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!