Гигиенические условия урока. Требования к расписанию уроков

Таблица 4.4.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

«рациональный»

«нерациональный»

Плотность урока

Не менее 60%

и не более 75-80%

Количество видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Для 1-4 классов:

не более 7-10 минут;

Для 5-11 классов:

10-15 минут

более 15 минут

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через:

7-10 минут (1-4 классы);

10-15 минут (5-11 классы)

смена через 15-20 минут

Количество видов преподавания

не менее 3

Чередование видов преподавания

чередование

видов преподавания

не чередуется

Наличие эмоциональных разрядок (количество

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами٭

В произвольной форме

Чередование позы

позы чередуются в соответствии с видом работы; учитель наблюдает за посадкой учащихся

частые несоответствия позы виду работы; поза не контролируется учителем

Таблица 4.5.

Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Требования к компьютерным средствам обучения (ТСО):

    Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам

– яркость - не менее 35 кд/м 2 и не более 120 кд/м 2 ;

– отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости - не более ±20%.

    Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).

    В оформлении электронных страниц КСО следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне. При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне. Цветовое сочетание красных знаков и зеленого фона является благоприятным для любых типов дисплеев.

    Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах КСО для учащихся 1–4 классов в зависимости от объема текста единовременного прочтения должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 4.6.

Таблица 4.6.

Объем текста единовременного прочтения, количество знаков, не более

Кегль шрифта, пункты, не менее

Высота прописной буквы, мм не менее

Группа шрифтов (примеры гарнитур)*

рубленые (Arial, Verdana, Helvetica и т.п)

Рубленые

или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.)

Рубленые

Рубленые

рубленые или с засечками

Рубленые

Рубленые

*Следует применять гарнитуры, разработанные иди адаптированные

к использованию для предъявления информации на экране дисплея

    Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.

    Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,3 мм.

    Кегль шрифта в таблицах должен быть не менее 10 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,5 мм, с возможным выводом одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы. На отдельных электронных страницах кегль шрифта в ячейках должен быть не менее 12 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 3 мм. Расстояние между колонками текста в таблице должно быть не менее 12 мм.

    Шрифтовое оформление словарной части КСО должно соответствовать параметрам, изложенным в таблице.

    Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:

    узкое и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта;

    более четырех различных цветов на одной электронной странице;

    красный фон;

    «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.

    В рамках КСО следует применять только одну гарнитуру шрифта различных начертаний, кроме узкого и курсивного. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

    Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема электронных страниц КСО (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%.

    Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий для учащихся, занимающихся в первую смену – 16 часов, для обучающихся во вторую смену – 9 часов. Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Физиологически оптимально, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5–2-часового пребывания на свежем воздухе. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: для учащихся 2-3 классов до 1,5 часов, в 4–5-х классах – до 2 часов, в 6-8 -м классе – до 2,5 часов, в 9-11х классах – до 3,5 часов. Учитель должен давать индивидуальные задания таким образом, чтобы с ним ученик справился в пределах отведенного (рекомендуемого) времени. Для создания условий для полноценного отдыха детей следует минимизировать объем домашних заданий на каникулы и выходные дни.

Уроки физической культуры, обеспечивающие основную часть потребности в двигательной активности учащихся, также должны быть организованы гигиенически грамотно. Урок должен обеспечить реальную нагрузку организму ребёнка и восстановление функционального состояния к началу следующего урока.

Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах) должна составлять на занятиях в зале не менее 70%, и не менее 80% - на воздухе. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивается достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.

В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. Основная часть урока длится 25-30 минут, прирост ЧСС составляет до 80-100%. Продолжительность заключительной части - 3-5 минут. ЧСС возвращается к исходным величинам после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.

В зависимости от состояния здоровья (или на основании справок о здоровье) учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную и специальную.

Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом.

С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также учащимся после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен - это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомлеиия и восстановления работоспособности. Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 - 20 - 20 - 10; 10 - 10 - 20 - 20 - 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.

Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.

За гигиеническую норму принята длительность малых перемен -- 10 мин, большой -- 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе. Задача администрации школы -- обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2--3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11--15 лет около 20 тыс. шагов в день.

Гигиенические требования к уроку

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, -- СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависят от продолжительности урока и учета некоторых гигиенических требований при его проведении. Многолетний опыт привел к установлению 45-минутной продолжительности урока. Удлинение урока ведет к более резкому утомлению учащихся. Однако возрастные особенности высшей нервной деятельности учащихся требуют дифференцированного подхода к установлению длительности урока. Для детей 7-летнего возраста, т. е. для школьников I класса, 45-минутный урок чересчур длинный. Исследования показали, что последние 10 мин урока в I классе слишком утомительны для учащихся и педагогически неэффективны. Сокращение уроков в I классе до 35 мин значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня. Для учащихся средних и старших классов 45-минутная продолжительность урока вполне целесообразна. Она позволяет сделать урок достаточно содержательным и не допускает чрезмерного утомления.

Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает не­которые изменения от его начала к концу.

Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают пять фаз: 1) переход на новый уровень; 2) установление максимального уровня работоспособности; 3) оп­тимальная работоспособность; 4) неустойчивая работоспособность; 5) падение работоспособности.

Длительность первой фазы на 1-м уроке составляет приблизительно 10 мин, на каждом последующем — 5 мин. Период оптимальной работоспособности характеризуется наибольшей активностью, и длительность его обусловливается продолжительностью активного внимания, зависящей от возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов. К концу урока активность, внимание и другие психические функции снижаются.

При планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часто использовать для относительно легкой ум­ственной работы.

Длительность объяснения нового материала различна в разных классах и зависит от длительности активного внимания учащихся. У учащихся младших классов длительность активного внимания

составляет 15-20 мин, у средних - 25-30 мин, и поэтому длительность объяснения нового материала на уроках не должна превышать этих величин. В старших классах в связи с увеличением длительности активного внимания новый материал можно объяснять в течение 30-35 мин. Уроки-лекции целесообразно проводить только в X классе, где учащиеся могут сосредоточенно, без перерывов заниматься одним и тем же видом деятельности около 45 мин.

На сроки возникновения утомления оказывает влияние и характер объяснения. Установлено, что объяснение по типу беседы менее утомительно, чем объяснение по типу лекции. Беседа, когда учитель ставит вопросы, активизирующие мыслительную и творческую способности учащихся, когда школьники активно участвуют в разборе нового материала, делает урок более интересным, способствует более легкому усвоению и запоминанию.

Большое значение для отдаления утомления имеет разнообразие видов деятельности. Необходимо объяснение материала перемежать с записями в тетради, рассказ - с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, решение задач - с устным счетом п т. п. Такое чередование занятий переключает внимание, способствует возникновению возбуждения в различных участках коры головного мозга, что ведет к сохранению работоспособности в течение более длительного времени.

Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и, наоборот, малоинтересный рассказ приводит к раннему наступлению утомления и делает урок малоэффективным. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести его, от поведения учителя, его речи. Тихая, монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния, и учебный материал воспринимается с трудом.

При проведении урока необходимо учитывать тот факт, что вторая сигнальная система, как филогенетически поздняя надстройка к высшей нервной деятельности человека, более истощима, чем первая. Кроме того, у девочек 11-13 лет и мальчиков 13-15 лет в силу нейроэндокринной перестройки, связанной с развитием, наблюдается ослабление второй сигнальной системы и как результат этого - усиление функции первой сигнальной системы. Поэтому все школьники, особенно начальных и средних классов, легче воспринимают раздражители первой сигнальной системы, непосредственно воздействующие на органы чувств. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учетом функциональных возможностей первой сигнальной системы, т. е. с максимальным использованием наглядных пособий.

В настоящее время на уроках по разным дисциплинам все шире используются технические средства обучения (ТСО). Применение их увеличивает объем информации и интенсивность умственной нагрузки, позволяет в более интересной и доходчивой форме излагать учебный материал, вызывает у школьников положительные эмоции, что повышает эффективность учебного процесса. Эффективность ТСО обусловлена и увеличением наглядности, что делает уроки с использованием ТСО целесообразными и с гигиенических позиций. Однако несоблюдение некоторых гигиенических условий при использовании ТСО может способствовать возникновению раннего утомления и перенапряжения центральной нервной системы.

Среди ТСО наиболее широкое распространение в школе получили программированное обучение, телевидение, диафильмы и учебное кино. Программированное обучение может проводиться через использование печатного программированного материала и программированной звукозаписи. Работоспособность школьников, обучающихся по печатным карточкам, несколько выше по сравнению с работоспособностью учащихся, обучающихся по традиционному методу. Это объясняется заинтересованностью учащихся, их активной мыслительной деятельностью и хорошей организацией урока. Однако уроки с использованием программированных звукозаписей нуждаются в строгом дозировании. Предельно допустимая продолжительность работы с программированными звукозаписями должна составлять на уроках математики 15-20 мин, а на уроках русского языка - 20-25 мин. Но даже при соблюдении этого требования уроки с программированными записями очень утомительны, поэтому применять их более чем на двух уроках подряд нецелесообразно. Не следует также использовать звукозапись в самом начале и конце урока, на последних уроках, во второй половине 4-й четверти, так как проведение уроков с использованием программированных звукозаписей па фоне сниженной работоспособности школьников приводит к резкому ухудшению функционального состояния их центральной нервной системы.

Телевидение как техническое средство обучения имеет целый ряд гигиенических и педагогических преимуществ. Однако при организации просмотра телевизионных передач необходимо учиты­вать, что большой объем информации, напряжение зрения на уроках с применением телевидения приводят к быстрому возникновению утомления у учащихся. Сроки возникновения утомления у учащихся на таких уроках зависят от длительности передачи, от ее содержания и условий просмотра. Предельно допустимая длительность просмотра телевизионных передач на уроке не должна превышать для учащихся I−II классов 15−20 мин, III−IV − 20−25 мин, V−VI − 20−25 мин и VIII-X - 25-35 мин.

Не менее важное значение имеет содержание передачи. Передача, построенная по типу беседы, лекции, т. е. с преобладанием слова над изображением, вызывает у школьников значительное функ­циональное напряжение центральной нервной системы и приводит к раннему утомлению. Телевизионные передачи, где слово ведущего чередуется с показом интересных кадров, вызывают положительные эмоции у детей, способствуя тем самым сохранению у них устойчивой работоспособности на протяжении всего урока.

Длительность показа диафильмов составляет для учащихся I-II классов 5-7 мин, III-IV - 15-20 мин, V-VI - 20-25 мин; продолжительность учебного кино для учащихся I-IV классов 15-20 мин, V-VII - 20-25 мин и VIII-X - 25-30 мин. При демонстрации диафильмов необходимо избегать частой смены уров­ня освещенности в помещении, так как это утомляет зрение. В целях охраны зрения рекомендуется постепенное включение и выключение общего освещения. Еще лучше использовать установки, позволяющие при просмотре диафильмов, диапозитивов и учебного кино не затемнять помещения.

Выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия. Эти требования обусловлены тем, что…

Рассмотрим основные из этих требований.

1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф , а в учебной мастерской или в спортзале после каждого урока необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.

2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение .

На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения (соответственно, наилучшей освещённости требуют кабинеты русского языка, математики, изобразительного искусства).

Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.

Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк ), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм ).
Пример. Обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.

3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.

4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.

Гигиенические требования к уроку:

    температурный режим;

    физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

    освещение;

    предупреждение утомления и переутомления;

    чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

    своевременное и качественное проведение физкультминуток;

    соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

    Соответствие классной мебели росту школьника.

    Требования к технике проведения урока:

    урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

    темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

    необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

    доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

    по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

    обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

    Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

    Разработка системы уроков по теме или разделу.

    Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

    Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

    Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

    Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

    Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

    Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в стандартных ситуациях.

    Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

    Проверка оборудования и технических средств обучения.

    Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

    Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

    Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

    Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

    Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

    Продумывание форм подведения итогов урока.

    Планирование внеклассной работы по данной теме.

    Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

______________________________________________________________________________________ 3. Общие вопросы посещения и анализа урока
Примерная схема тематического плана. Общие вопросы посещения и анализа урока. Система посещения урока. Классификация целей посещения уроков.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1. Отчетливая целенаправленность урока, что будет сделано для общего умственного развития:

    какие будут восполнены пробелы;

    что будет просто восстановлено;

    что потребует основательного закрепления;

    Какие частные цели поставлены (для слабоуспевающих и сильных учащихся).

2. Достаточно организованное и материальное обеспечение:
    к началу урока уч-ся должны быть на своих местах и готовы к уроку;

    кабинет в полном порядке;

    учебные материалы и технические средства на лицо;

    Классный журнал, классная. доска, мел - наготове;

3. Оптимальный психологический режим урока..(Создание такой психологической атмосферы, при которой лучше всего протекает учебная работа: хорошее рабочее настроение " учителя, его благожелательное отношение к ребятам, своевременная помощь затрудняющимся и т.д.)4. Оптимальный темп работы на уроке (коллективная работа со всем классом, самостоятельная работа по индивидуальным заданиям, где ученик работает со свойственным ему оптимальным темпом.)5. Систематическая последовательность и преемственность учебных операций (связь действий, где каждая последующая операция становится возможной только в том случае, если должным образом выполнена предыдущая.)6. Завершенность операций (Отработав часть учебного материала, завершай его соответствующим обобщением, выводом.)7. Экономия времени на уроке (предельная плотность, насыщенность полезной работы.)8. Непрерывный контроль и самоконтроль:
    наблюдение за работой уч-ся и на этой основе самоконтроль, т.е. оценка собственной работы учителя; развивать навыки самоконтроля у уч-ся: как получается и почему не получается.
9. Восстановление делового равновесия при его нарушении (переключение внимания отвлекшихся ребят, поднять их настроение, вызвать деловой азарт, снять утомление, разрешить возникшие затруднения. Не годятся упреки, длинные нравоучения, насмешки, угрозы.)10. Закрепление и отработка знаний и умений.(Каждый урок прибавляет старым знаниям какое-то новое качество, обогатит, усовершенствует их.)11. Непрерывное совершенствование учебного процесса. (Пусть каждый последующий урок будет хоть чем-то лучше предыдущего, обобщает свой опыт.) ________________________________________________________________________________________

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Общие вопросы плана: 1- дата; 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока; 5 - триединая задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и обратной связи; 9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 - реализация воспитательного потенциала урока; 2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 - дидактические средства урока; 4 - самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 - методы закрепления пройденного на уроке; 6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

    Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

    Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.

    Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

    Планирование “объектов”, целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.

    Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.

    Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе.

    Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических позиций.

Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся:

    работа учителя по подготовке к проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т.п.)

    определение учителем образовательных, воспитательных и развивающих целей урока, их актуализация

    мобилизирующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий работы;

    реализация на уроке дидактических принципов обучения;

    соответствие избранны учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и следовательский и другие методы);

    органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;

    активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;

    формирование у школьников познавательных интересов;

    знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся;

    практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческого содержание урока;

    межпредметные связи в процессе обучения;

    формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);

    использование ТСО и наглядных пособий;

    правильность отбора тренировочных упражнений и практических задачей необходимых для выработки умений и навыков;

    установление обратных связей в ходе урока;

    формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

    мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;

    соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;

    элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;

    методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация, своевременность);

    повторение ранее изученного, закрепление нового материала;

    рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;

    дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;

    практическое решение на уроке общешкольной методической темы;

    оценка знаний, умений и навыков учащихся;

    плотность урока, экономия времени;

    эмоциональная насыщенность урока;

    соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Система посещения уроков

Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.

Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.

Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

Классификация целей посещения уроков:

по времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях:

по широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитие познавательного, формирование общих учебных умений и навыков и др.);

локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся);

________________________________________________________________________________________

Общие требования к анализу урока. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета. Предложения.

Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведенных контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсии) объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы. Определение цели такого приглашения.

Схема наблюдений и техники записи хода урока. Схема наблюдений за уроком - условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающей четкую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ.

Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока. Просмотр записи посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализации. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителей и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.

Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Анализ урока проверяющим.

Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение идей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основный идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Оценка самоанализа , сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока . Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества , заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока . Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Заключительное слово учителя.

Стиль беседы с учителем . Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!