Гигиенические требования к освещенности классной комнаты. Гигиенические требования к школьной мебели и оборудованию классных помещений, посадке ученика за партой

В 11 - 15-летнем возрасте быстро растет тело преимущественно за счет значительного увеличения длины нижних конечностей, благодаря чему общий центр тяжести перемещается вверх. Это часто приводит к нарушению координации движений, что отрицательно сказывается на развитии плечевого пояса, изгибах позвоночника и манере держать свое тело. Быстро прогрессируя, процессы окостенения могут содействовать закреплению этих нарушений в виде дефектов осанки. Наиболее часто такие дефекты возникают от неправильного положения тела ребенка во время ходьбы (неправильная осанка), сидения (неправильная поза), во время занятий или от чрезмерной нагрузки. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка. Если он сидит за неудобным столом, горбится, наклоняет туловище в одну сторону, ложится грудью на стол, низко опускает голову, то, во-первых, фиксируется искривление позвоночника (сколиоз), во-вторых, нарушается легочная вентиляция, уменьшается поступление кислорода в мозг и, в-третьих, затрудняется приток к нему крови. Неправильная поза школьника при работе за партой и столом вызывает быстрое утомление мышц. Вначале развивается исправимое, а затем стойкое (фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношением пропорций костно-мышечного скелета, изменяющим ход физиологических процессов в организме. К наиболее частным нарушениям опорно-двигательного аппарата относят боковое искривление позвоночника - сколиоз (правосторонний или левосторонний), кифоз грудного отдела позвоночника, или сутулость, и плоскостопие. В основе всех названных нарушений лежит слабость мышц, развивающаяся от длительного неправильного положения при посадке, плохого подбора правильной обуви, ношения портфеля на одном плече .

Гигиенические требования к классной мебели. Классная комната

Площадь классной комнаты в начальных школах должна быть 50 кв. м, чтобы при наполняемости в 40 учеников на одного учащегося приходилось 1,25 кв.м. И только в зависимости от местных и других условий в начальных школах как исключение допускается площадь классов на 40 учеников – 46 кв.м. Классные комнаты должны быть прямоугольной формы, глубиной (расстояние от окон до противоположной стороны) 6,2 м, длиной 8,1 м, высотой не менее 3 м. В классной комнате меньше 6,2 м не размещается три ряда парт с соблюдением интервалов между рядами парт и стенами. А при глубине больше 6,2 м снижается освещенность третьего ряда парт. Указанная длина классной комнаты соответствует физиологической норме слышимости шепотной речи и зрительного восприятия. Классная комната прямоугольной формы имеет входную дверь в боковой стене (из коридора или рекреационного помещения) против стола учителя, что позволяет вести контроль за свободным входом и выходом учеников.

Значение чистоты участка и помещений школы. За всеми помещениями школы необходим правильный гигиенический уход, который поможет создать наиболее благоприятную среду для занятий детей. Правильная уборка полов в помещениях поможет сохранить чистый воздух, что в значительной степени будет способствовать снижению заболеваемости. В период между сменами и по окончании занятий в школе убирают классные комнаты, коридоры, лестницы и туалеты. Уборку проводят только влажным способом и при открытых форточках. При этом нельзя пользоваться одной тряпкой для уборки классов и коридоров. Для протирки мебели надо иметь специальную тряпку. Уборку вестибюля проводят ежедневно. Не реже одного раза в месяц в школьном здании проводят генеральную уборку. Обязательно каждую неделю моют комнатные цветы .

Подбор парт. Пристального внимания педагогов требует посадка детей во время учебных занятий. Корпус должен быть слегка наклонен вперед. Ученик должен глубоко сидеть на скамье. стуле – ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. При такой посадке обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения, создаются благоприятные условия для зрительного восприятия. Однако длительное сохранение однообразной позы, даже удобной, становится утомительным. Поэтому педагогам не следует требовать от учащихся длительного неподвижного сидения во время занятий – следует чаще менять позу.В зависимости от занимаемой позы напряжение определенных мышц спины, шеи, конечностей может привести к утомлению, а также нарушению осанки (сутуловатость, асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы). Поэтому для предупреждений подобных нарушений предъявляют особые требования к мебели, определяющей в значительной мере правильность посадки.

Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту и пропорциям тела (табл.1).

Таблица 2. Соответствие роста школьника размерам мебели

Для подбора парты ученику вначале необходимо измерить его рост. Можно воспользоваться данными роста учеников, имеющимися у школьного врача, но в этом случае надо увеличить рост на 2 см, т. е. на высоту каблука обуви, так как врачи измеряют рост без обуви. Парты расставляют в три ряда. Впереди - более низкие, сзади - высокие. Проходы между рядами двухместных парт не менее 70 см. Между партами первого ряда и наружной продольной стеной - 50 - 60 см, а между партами и внутренней продольной стеной - 1 м и более. Преобладающий свет должен падать только слева сидящих. Детей с пониженной остротой зрения сажают за первые парты в первом ряду от окна, а с пониженным слухом, но нормальным зрением за первые парты второго и третьего ряда, подобрав по их росту парту. При этом они не должны мешать ученикам, сидящим за ними. Таких учеников, как и всех остальных, не менее двух раз за учебный год пересаживают. Подобное перемещение исключает появление у школьников сколиоза (бокового искривления позвоночника).

Наилучшие физиологические и гигиенические условия работы (нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание и нормальное кровообращение) ученика за партой в школе и за столом дома бывают при прямой посадке.

Неправильная поза школьника при работе за партой и столом вызывает быстрое утомление мышц. Он изгибается, наклоняется и т. д. Вначале развивается исправимое, а затем стойкое (фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношением пропорций костно-мышечного скелета, изменяющим ход физиологических процессов в организме. К наиболее частным нарушениям опорно-двигательного аппарата относят боковое искривление позвоночника - сколиоз (правосторонний или левосторонний), кифоз грудного отдела позвоночника, или сутулость, и плоскостопие. В основе всех названных нарушений лежит слабость мышц, развивающаяся от длительного неправильного положения при посадке, плохого подбора правильной обуви, ношения портфеля на одном плече .

Кипаев Михаил

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Миллионы детей и подростков значительную часть своего времени проводят в школах, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.

Знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение развития детского организма, поэтому данная работа актуальна.

Скачать:

Предварительный просмотр:

8. Российская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/

Приложение 1

Таблица № 1

Площадь и кубатура помещения, приходящиеся на 1 учащегося.

Таблица № 2

Оценка внутренней отделки помещения

Таблица № 3

Измерение и оценка параметров микроклимата

Классные помещения проектируются из расчета 1,25 2 м на одного ученика, общей площадью не менее 60 м. Они должны быть прямоугольной формы, шириной не более 6,1 м, длиной - 8,2 м. При таких размерах класса сидящие на последних партах могут хорошо видеть написанное на доске и слышать речь учителя. Вместе с тем обеспечивается естественная освещенность парт, стоящих у внутренней стены. Стены классной комнаты до высоты 1,8 м от пола покрываются масляной, а выше - клеевой краской. При использовании эмульсионных красителей стены окрашиваются на всю высоту.

Важное гигиеническое значение имеют микроклиматические условия. Температура воздуха в зависимости от климата поддерживается на уровне 17-24°; относительная влажность - 25-60%; скорость движения воздуха - 0,15-0,25 м/с.

Вентиляция классных помещений осуществляется централизованным притоком подогретого воздуха в количестве не менее 16 м 3 /ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха, если при этом соблюдаются указанные выше микроклиматические условия. В каждой комнате предусматривается естественная вентиляция, обеспечивающая однократный обмен воздуха за 1 ч.

Достаточная естественная и искусственная освещенность является необходимым условием для поддержания оптимальной работоспособности учеников и профилактики близорукости. В связи с этим необходимо парты располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и немного сверху, для чего подоконники должны быть выше уровня парт. Световой коэффициент должен равняться 1:4, а коэффициент естественной освещенности- 1,5 %, освещенность на поверхности и рабочих столах - не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания. В классных комнатах следует использовать люминесцентное освещение с лампами белого света (типа ЛБ) и светильники рассеянного света. Для ламп накаливания рекомендуется применять предназначенные для классных комнат кольцевые светильники отраженного света.

Школьная парта - основной вид мебели в классе. Нерациональная конструкция парты может отрицательно сказаться на физическом развитии школьников, способствовать быстрому утомлению, ухудшению зрения, снижению работоспособности.

Конструкцию школьных парт для I - IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений определяет ГОСТ 5994-72. Парты (одно- или двухместные) могут быть двух типов: с постоянными размерами и универсальные - с изменяющейся высотой стола, сиденья и наклоном крышки.

Ученические столы и стулья используются для учебных кабинетов общеобразовательных школ. Их основные размеры приведены в ГОСТе 11015-77 и 11016-77.

Следует постоянно следить, за тем, чтобы школьники правильно сидели за партой. Посадка на скамье должна быть глубокой, туловище - прямым, голова лишь немного наклонена вперед, между туловищем и партой остается свободное пространство в 3 - 4 см. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или на подножку парты. Предплечья свободно лежат на столе.

Санитарно - гигиенические требования к учебным кабинетам.

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами.
При этом должно выдерживаться следующее расстояние:
от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м ;
- от внутренней стены до третьего ряда -0,5 м;
- от задней стены до последних парт (столов) --0,65 м;
- от классной доски до первых парт (столов) -2м;
от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;
- между рядами - 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах (в кабинетах) за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко- желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-11 классов - 80-90 см.

2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной
освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, по этому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются.
Наглядные пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале, занятий в 8 ч. 30 мин, на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.
Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы- их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол про 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
- для потолка - 0,7-0,8;
- для стен - 0,5-0,6;
- для пола - 0,3-0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
-для мебели (парты, столы, шкафы) - цвёта натурально го дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый ;
- для дверей, оконных рам - белый.

4. Воздушно -тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.
При температуре наружного воздуха более + 1О°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

-18-20°С при их обычном остеклении;
- в учебных мастерских -15-17°С;
- в актовом зале, классе музыки, клубной комнате -18-20 °С;
- в дисплейных классах оптимальная температура -19- 21°С, допустимая - 18-22°С;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий-15-17°С;
в раздевалке спортивного зала -19-23°с;
- в медицинских кабинетах - 21-23°с;
- в рекреациях -16-18°С;
- в библиотеке 17-21° С.

Перепады температуры воздуха в учебном кабинете, как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3 °С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен в отсутствие учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15- 14° С проветривание зала следует прекращать.
В помещениях школы относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция: Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Кировская средняя школа»

Полещук Л. В.

ПАСПОРТ

КЛАССНОЙ КОМНАТЫ № 2.1

1 КЛАСС

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ответственный за классную комнату:

Гришина Елена Анатольевна

Справка о нахождении классной комнаты № 2.1

    Классная комната № 2.1 начальных классов МБОУ «Кировская средняя школа».

    Адрес школы: 296423, ул. Ленина, д. 8, с. Кировское, Черноморский район, Республика Крым.

Структура паспорта

    Пояснительная записка.

    Положение о классной комнате начальных классов.

    Анализ работы классной комнаты и задачи на 2014-2015 учебный год.

    Анализ работы по оборудованию и оснащению классной комнаты № 2.1.

    Валеологический паспорт классной комнаты № 2.1.

    План классной комнаты № 2.1.

    Опись имущества классной комнаты № 2.1.

    Инвентарная ведомость на ТСО.

    Занятость классной комнаты № 2.1.

    Видео- и аудиоматериалы.

    Перспективный план развития классной комнаты 2.1 на 2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка

Классная комната учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная и внеклассная работа с учащимися.

Цель паспортизации классной комнаты:

Проанализировать состояние классной комнаты, ее готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению классной комнаты в соответствии с требованиями учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Кировская средняя школа»

Полещук Л. В.

ПОЛОЖЕНИЕ

о классной комнате начальных классов

    Общие положения.

    Классная комната начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

    Занятия в классной комнате должны служить:

    Оснащение классной комнаты включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.

    Основные требования к классной комнате.

    Соответствие оборудования и оснащения классной комнаты требованиям СанПиН.

    Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в классной комнате.

    Соблюдение эстетических требований к оформлению классной комнаты.

    Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование классной комнаты:

    положение о классной комнате начальных классов общеобразовательного учреждения;

    должностная инструкция заведующего классной комнаты;

    правила пользования классной комнаты для учащихся;

    валеологический паспорт классной комнаты;

    инвентарная ведомость на имеющееся оборудование;

    паспорт автоматизированного рабочего места учителя;

    каталог учебных, учебно-информационных и учебно-методических материалов;

    анализ и план работы по развитию кабинета.

    Наличие расписания работы классной комнаты по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

    Наличие в классной комнате инструкций и журнала инструктажа по технике безопасности для учащихся.

    Требования к учебно-методическому обеспечению классной комнаты.

    Укомплектованность классной комнаты учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения, необходимым для реализации ФГОС и выполнения образовательной программы школы.

    Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям ФГОС, реализуемому учебно-методическому комплекту.

    Обеспеченность обучающихся учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы и реализуемым учебно-методическим комплектом.

    Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

    Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал классной комнаты должен содержать:

    правила техники безопасности работы и поведения в классной комнате;

    материалы, используемые в учебном процессе.

Анализ работы классной комнаты № 2.1

В 2014-2015 учебном году классная комната № 2.1 была организована как учебно-воспитательное подразделение образовательного учреждения, оснащённое учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по предметам. Кроме того, классная комната используется в преподавании различных учебных предметов, в организации общественно полезного труда учащихся, внеурочной деятельности, дополнительного образования, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Классное помещение просторное, хорошо проветриваемое и в меру светлое.

В 2014-2015 учебном году классная комната №2.1 и находящиеся в нём материалы используются для работы с учащимися начальной школы. Ежедневно в первой половине дня в классной комнате проводятся уроки в 1 классе по утверждённому расписанию. Используется возможность для организации индивидуальной, групповой и коллективной работы. Так же проходят встречи с родителями, родительские собрания и родительские всеобучи.

Психологически и гигиенически комфортная среда в классной комнате организована так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию учебной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по предметам и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Занятия в классной комнате способствуют:

    формированию у учащихся общеучебных умений, навыков и знаний об окружающем мире;

    ознакомлению учащихся с применениями полученных знаний в учебном процессе на практике;

    совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.

В 2014-2015 учебном году проводится большая и плодотворная работа по обновлению материально-технической базы кабинета и совершенствованию образовательного процесса, а именно:

    установлен компьютер;

    осуществлено подключение к сети ИНТЕРНЕТ;

    установлено для классной комнаты 14 парт и 28 стульев для учащихся, отвечающих современным требованиям гигиены и возрастным особенностям учащихся;

    модернизирован и обновлён раздаточный материал;

    систематизирован демонстрационный материал.

Планируется в следующем учебном году:

    проводить дальнейшее внедрение средств ИКТ в образовательный процесс;

    пополнение фонда электронных пособий, электронных учебников и программ;

    оборудовать кабинет современным стендовым и раздаточным материалом;

    разработать пособия, методические указания и конкретный учебный материал для работы с одарёнными детьми, индивидуальных и групповых занятий.

Анализ работы по оборудованию и оснащению

классной комнаты начальных классов № 2.1

Классная комната предназначена для организации учебного процесса учащихся 1 – 4 классов, включающего проведение:

    учебных занятий;

    индивидуальной работы с учащимися;

    классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.

Цель работы классной комнаты: обеспечение здоровьесберегающей, развивающей, предметно-пространственной среды для учащихся начальных классов.

Задачи классной комнаты:

Основными направлениями деятельности классной комнаты являются:

    Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

    Дидактическое обеспечение учебных занятий.

    Создание развивающей образовательной среды.

По первому направлению проводятся следующие мероприятия:

Установлены регулируемые с учётом роста учащихся парты и стулья, что способствовало сохранению осанки учащихся, уменьшению количества детей со сколиозом (по данным диспансерного осмотра). Над доской планируется установить софиты, что способствует сохранению зрения учащихся.

Данные мероприятия способствуют сохранению физического здоровья учащихся, в том числе осанки, зрения; созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий.

Установлены пластиковые окна, что облегчает возможность проветривания классной комнаты и обеспечивает более высокую звукоизоляцию и светопроницаемость, повышает соблюдение правил ТБ.

По второму направлению разрабатываются дидактические материалы по основным темам, изучаемым на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира, которые позволяют учитывать особенности восприятия информации на этапе изучения новых знаний и способов действий.

Разрабатываются и подготавливаются индивидуальные разноуровневые карточки для организации работы по закреплению и применению знаний и способов действий с учётом различного уровня обученности учащихся; комплекты для развития познавательных интересов учащихся и организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению отдельных предметов; разноуровневые дидактические материалы к урокам русского языка и математики.

С целью формирования и развития навыков работы с текстами подготавлтваются тестовые контролирующие материалы по темам, включённым для изучения на уроках литературного чтения.

Таким образом, использование в учебном процессе дидактического материала позволяет добиться более высокого уровня обученности учащихся.

В перспективе потребуется разработка дидактического материала, направленного на развитие логического мышления: умение анализировать, выделять главное, делать выводы, материалов для развития объёма вербальной памяти учащихся.

По третьему направлению систематически обновлялся стенды с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся. В то же время этого недостаточно. Необходимо привлекать учащихся к обновлению стендовых материалов.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод , что данные направления работы классной комнаты актуальны и в предстоящем учебном году необходимо направить усилия на решение следующих задач:

    Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.

    Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

    Систематически обновлять стендовые материалы классной комнаты для создания развивающей среды.

    Содействовать формированию эстетической культуры личности.

Валеологический паспорт классной комнаты № 2.1

Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты

Коэффициент естественной освещённости

(наиболее удалённое место 1,75 – 2 %)

согласно нормам

Основной поток света

(только с левой стороны)

с левой стороны

Наличие световых проёмов в стене, где висит доска (не допускается)

Расположение пособий

впереди, сбоку

Оптимальная ориентация окон классных комнат

согласно нормам

Гигиенические нормы соблюдение окон

чистота

Место цветов в классе

сзади, сбоку

Освещённость классной комнаты

согласно нормам

Включение светильников

(раздельное)

раздельное

Освещённость рабочей поверхности

норма

Наполняемость классной комнаты

Площадь классной комнаты

49,8 м 2

Форма классной комнаты

норма

Расположение столов в классной комнате

согласно нормам

Вход в класс

сбоку, впереди

План классной комнаты № 2.1

Шкаф для пособий

Парта ученическая регулируемая по высоте

Стул ученический регулируемый по высоте

Стол учителя однотумбовый

Кресло учителя, стул п/м

Парта ученическая

Шкаф двухчастей

Доска ученическая

Раковина

Опись имущества классной комнаты № 2.1

Наименование имущества

Инвентарный номер

Учительский стол

Кресло учителя

Ученические парты

Ученические стулья

Шкаф 2-х частей

Доска школьная 1х4

Настенные часы

Лампа над доской (дневного освещения)

Шкаф для пособий

Парта ученическая

Освещение классной комнаты № 2.1

Наименование рабочих зон

Размещение светильников

Тип освещения

Рабочие места учителя и учащихся

На потолке

Лампа дневного освещения

Поверхность классной доски

Над доской

Лампа дневного освещения

Инвентарная ведомость на технические средства обучения

классной комнаты № 2.1

Наименование ТСО

Инвентарный номер

Компьютер

Расписание занятости в классной комнате № 2.1

п/п

Расписание занятий

Время

пребывания

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.Литературное чтение

8.00-8.45

2.Математика

8.55-9.40

9.50-10.35

10.55-11.40

12.00-13.00

ВТОРНИК

8.00-8.45

2.Математика

8.55-9.40

3.Русский язык

9.50-10.35

4. Украинский язык и литературное чтение

10.55-11.40

12.00-13.00

СРЕДА

1.Математика

8.00-8.45

8.55-9.40

3.Русский язык

9.50-10.35

4.Окружающий мир

10.55-11.40

5.Изобразительное искусство

12.00-12.45

12.55-13.55

ЧЕТВЕРГ

1.Литературное чтение

8.00-8.45

2.Русский язык

8.55-9.40

3.Окружающий мир

9.50-10.35

4.Технология

10.55-11.40

12.00-13.00

ПЯТНИЦА

1.Русский язык

8.00-8.45

8.55-9.40

3.Математика

9.50-10.35

4. Украинский язык и литературное чтение

10.55-11.40

12.00-13.00

Видео- и аудиоматериалы

Наименование

Литературное чтение

Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской

Литературное чтение

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В., Бойкиной М. В.

Русский язык

Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Математика

Электронное приложение к учебнику «Математика» М.И. Моро, С.В. Волковой, С. В. Степановой

Окружающий мир

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова

Перспективный план развития классной комнаты № 2.1

на 2014-2015 учебный год

Что планируется

Ответственный

Мероприятия по оформлению классной комнаты (оформление места педагога, ученических мест, подготовка постоянных и сменных учебно-информационных стендов).

В течение года

Гришина Е. А.

Обновление учебно-методического обеспечения классной комнаты (составление дидактического материала, тестов, текстов контрольных работ, раздаточного материала).

В течение года

Гришина Е. А.

Пополнять данные об учащихся, создавая портфолио каждого ученика.

В течение года

Гришина Е. А.

Пополнять классную библиотеку методической литературой, справочной литературой, наглядными пособиями.

В течение года

Гришина Е. А.

Мероприятия по обеспечению сохранности материально-технической базы классной комнаты.

В течение года

Гришина Е. А.

Мероприятия по обеспечению соблюдения в классной комнате правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, обеспечение сохранности классной комнаты в целом (пола, стен, окон, мебели), обеспечение уровня освещенности.

В течение года

Гришина Е. А.

Мероприятия по озеленению классной комнаты.

В течение года

Гришина Е. А.

Пополнять накопительные папки.

В течение года

Гришина Е. А.

Оборудовать полки в нишах левой стены.

В течение года



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!