Научные подстили. Функции научного стиля

Контрольная работа

По дисциплине: «Исследование систем управления»

Тема: «Научный стиль».

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и особенности научного стиля…………………………...………….4

2. Общие черты научного стиля………………………………………………….6

3. Подстили и жанры научного стиля………...………………………………….9

Заключение……………………………………………………………….………11

Список используемой литературы……………………………………………...12

Введение.

Исключительная роль, которая принадлежит языку в научном осмыслении и освоении мира, обусловливает философское значение его анализа. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них - научный.

Каждый стиль появляется в свое время - тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития.

Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству.

Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

1. Понятие и особенности научного стиля.

Нау́чный стиль - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счёте их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития.

Научный стиль - не прихоть, а обязанность. В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано, прежде всего, необходимостью избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется, в конечном счете, их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Исконная форма существования научной речи - письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения. Научная речь должна быть строго доказательна, аргументирована. Действительно научное изложение в основном все же ориентировано на письменную речь, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).

Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность , как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т.п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Эмоциональность , как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, "интеллектуального" изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского "я" - это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами ( в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики .

Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общеупотребительная лексика составляет основы изложения. В первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением (бытие, сознание, фиксирует, температура). При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники (система, вопрос, значение, обозначить). Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в узком контексте.

Термин - это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание. Термин несет логическую информацию большого объема. В толковых словарях термины сопровождаются пометкой “специальное".

Морфологические черты научного стиля:

Преобладание имен существительных;

Широкое распространение отвлеченных существительных (время, явления, изменение, состояние);

Использование во множественном числе существительных, не имеющих в обычном употреблении форм множественного числа (стоимости, стали…);

Употребление существительных единственного числа для обобщенных понятий (береза, кислота);

Употребление почти исключительно форм настоящего времени во вневременном значении, указывающий на постоянный характер процесса (выделяется, наступают).

3. Подстили научного стиля.

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:

1. Научный. Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

2. Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций.

3. Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Заключение.

Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества.

Широкое и интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких, как: статья, монография, учебник, патентное описание (описание изобретения), реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, спецификация, инструкция, реклама (имеющая признаки и публицистического стиля). Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.

Список использованной литературы :

1. Альбеткова В.И. Русская словесность. - М., 2001.

2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник. - М.: Просвещение, 2003.

3. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М.: Просвещение, 2001.

4. 4. Русский язык: Учебник. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2002.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_язык

Научный стиль и его подстили. Общая характеристика.

К научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи. Основными чертами данного стиля являются: логичность изложения, точность словоупотребления.

В научном стиле выделяют ряд подстилей: собственно научный, научно-учебный, научно-деловой и научно-популярный.

Для научного стиля характерно: отвлеченно-обобщенный характер речи, однозначность и терминологичность слова.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли, которая должна быть аргументирована. Назначение науки – вскрывать закономерности. Отсюда обобщенный характер.

Черты:

-отвлеченно-обобщенный

-подчеркнутая логичность изложения

-смысловая точность

-объективность изложения

Подстили:

-собственно-научный

-научно-технический

-научно-учебный

-научно-популярный

22. Языковые особенности научного стиля. Лексика и фразеология.!!!

Лексико-фразеологический состав научного стиля. Лексико-фразеологический состав научного стиля с точки зрения семантики можно разделить на три группы. К первой относятся слова и выражения, свойственные общенациональному русскому литературному языку и используемые в книжной речи с тем же значением, которое закрепилось в языке. Они составляют основу лексики и фразеологии книжного стиля, но не создают его своеобразия. Например: исполнять, рассматривать, основы, опыт, результаты и др.

Ко второй группе относятся слова и выражения общенационального русского литературного языка, которые в научном стиле изменили свою семантику и стали терминами. Поэтому не само их наличие в тексте, а специфика значения может служить указанием на принадлежность текста к научному стилю, например употребление слов мышление, предлог, кора в выражениях: «Мышление реализуется в речи»; «Предлог- служебная часть речи»; « Земная кора подвержена колебаниям».

К третьей группе принадлежат специальные слова и сочетания, которые нигде, кроме как в научной речи, не употребляется. Сюда относится узкоспециальная и общенаучная терминология , например: известкование, гранулирование, сфера, атмосфера, симптом, импульс и др.

Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили. Различия между ними особенно отчётливо проявляется в следующих моментах:

    в специфике адресата;

    в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;

    в использовании в научном тексте терминологии.

Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение термина объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.

Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в следующей таблице:

Таблица 1.1

Подстили и жанры научного стиля

Подстили

Адресат

Основные жанры

Первичные

Вторичные

С обственно

научный

(академический)

преподаватели,

аспиранты

Монография

Диссертация

Научная статья

Научный доклад

Научное сообщение

Научная дискуссия

Дипломная работа

Дипломный проект

Отзыв на диссертацию

Отзыв на дипломную работу

Научное обозрение

Научная рецензия

Научно-

учебный

Учащиеся,

студенты

Учебное пособие

Учебная лекция

Методические указания

Конспект

Конспект лекции

Отчёт по лабораторной работе

Отчёт по учебной практике

Производственно-технический

Промышленные и сельскохозяйственные работники; ремесленники; лица, занятые домашним трудом

Учебное пособие

Инструкция

Научно-

справочный

Лица любого возраста и образовательного уровня

Энциклопедия

Грамматика

Аннотация

Патентное описание

Статья в каталоге

Справочник

Научно-

популярный

Напомним, что к первичным жанрам относятся тексты, в основе которых лежит творческая, исследовательская работа по изучению того или иного объекта действительности, а ко вторичным  тексты, представляющие собой результат переработки, обобщения, оценки и т. другого, исходного, первичного текста. Дипломная работа (дипломный проект), как мы видим, является первичным жанром.

Наиболее отчётливо стилеобразующие черты научного текста выражены в собственно научном подстиле (об этом свидетельствует и его название); наименее в научно-популярном. Дело в том, что читателя научно-популярного текста нужно привлечь, заинтересовать не только предметом речи, но и авторской манерой изложения научной информации. Именно поэтому научно-популярные произведения должны быть написаны в доступной, занимательной форме, в них широко используются разнообразные выразительные и разговорные языковые средства. Хотя это и противоречит самой сути научного стиля, однако придаёт тексту черты публицистичности и даже художественности.

В тексте дипломной работы (дипломного проекта) черты научно-популярного стиля выглядят чужеродными и поэтому являются недопустимыми.

Научный стиль относится к системе книжных стилей русского литературного языка. Ему присущи такие специфические особенности, как предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи (Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. С. 32-38).

Научный стиль речи используется в научно-профессиональной, научно-учебной сфере, среди ученых, инженерно-технических работников, специалистов-профессионалов в той или иной области. Поэтому научная речь имеет и своего адресата. Адресатами произведений научного стиля являются преимущественно специалисты - лица, подготовленные к восприятию научной информации.

Стиль научных работ определяется содержанием и целями научного сообщения. Как писал академик В.В. Виноградов, функция научного мышления - это “осознание мира через логическое освоение его путем превращения фвактов познания в смысловые (логические) категории, понятия, лишенные экспрессивной окраски и эмоциональных оценок (соответственно функция художественного мышления - осознание мира через освоение его путем творческого воссоздания)”

Таким образом, основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, точное и полное описание фактов действительности, доказательство истинности научного знания, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление закономерностей исторического развития и т.д.

Научный стиль осознается таковым прежде всего потому, что существуют другие функциональные стили, которым он противопоставляется и с которыми, наоборот, соотносится. Их отличия определяются рядом специфических черт, которые присущи данному стилю речи, а также прослеживаются в количественном и качественном распределении лексем, морфологических форм, синтаксических конструкций.

Научный стиль речи отличается рядом черт, обусловленных особенностями научного мышления, прежде всего отвлеченностью, обобщенностью и строгой логичностью изложения. М.Н. Кожина отмечает, что самыми общими специфическими чертами научного стиля, вытекающими из абстрактности и строгой логичности мышления, являются отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность изложения. Производными стилевыми чертами при этом являются смысловая точность (однозначность) и объективность изложения. Н.М. Разинкина отмечает, что “логическая строгость, объективность, последовательность и точность - вот те свойства, которые считаются идеалом научной прозы” (Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. С. 175).

Наиболее общие стилевые черты, присущие научной речи, предопределяют использование в ней специфических языковых средств и категорий. Характерной чертой практически всех без исключения научных работ является их насыщенность научной терминологией, в частности интернациональной, без которой невозможен обмен современными научными знаниями, взаимопонимание на национальном и межнациональном уровне, поступательное движение современной науки.


Термином называется слово или словосочетание, которое определяет то или иное понятие специальной области знаний или деятельности. Термину свойственна функция дефиниции, т.е. определения, толкования понятия.

Специфическими свойствами термина как особой единицы лексической системы русского языка являются:

1) системность;

3) тенденция к однозначности в пределах своего терминологического поля;

4) стилистическая нейтральность;

Причем все эти свойства термин реализует только внутри терминологического поля, за пределами которого теряются его дефинитивные и системные характеристики (Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 1998. С. 170).

Отвлеченно-обобщенность научного стиля речи требует и использования в нем абстрактной, отвлеченной лексики (например, слов значение, внимание, состояние, типология, классификация ), глаголов с обобщенным значением действия или состояния (существует, имеется, состоит, используется, употребляется ). Почти каждое слово, используемое в научной речи, обозначает абстрактное понятие или явление. В целом научной речи присущ именной характер изложения информации; наблюдается преобладание имени существительного над глаголом.

Широко употребляются имена прилагательные, выполняющие в основном терминологическую функцию. Например, в юридической речи может быть обнаружено использование имен прилагательных в составе юридических терминов (мягкой наказание, ножевое ранение, тяжкие последствия ).

Языку научных работ свойствен и ряд грамматических особенностей. В области морфологии это использование более кратких вариантных форм имен существительных (клавиш вместо клавиша , манжет вместо манжета (кольцо для скрепления концов труб), банкнот вместо банкнота) в целях экономии языковых средств.

В научных расчетах часто употребляется форма единственного числа имен существительных в значении множественного: Рыба дышит жабрами, Волк - хищное животное отряда собак (называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков). Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: атмосферные осадки, низкие температуры, тяжкие последствия .

Для научного стиля в целом не характерно использование личных местоимений. В частности, в нем не употребляется местоимение 1-го лица единственного числа “я”, вместо него для обозначения пишущего - автора данного научного сочинения - используется местоимение 1-го лица множественного числа мы (так называемое “авторское” мы ). “Авторское” мы используется в целях скромности, когда пишущий как бы скрывается за авторитетом науки. Поэтому в научном стиле низок процент глаголов 1-го лица, в основном это глаголы множественного числа в сочетании с авторским мы (В данной статье мы наблюдаем…; Исходя из вышеизложенного, мы можем наблюдать развитие следующей тенденции… ).

Как показывают специальные исследования, синтаксические структуры научной речи сложнее и насыщеннее, чем в художественной прозе. Научная речь в целом отличается сложным, но ясным синтаксисом.

Объективность научной речи проявляется в прямом порядке слов, когда изложение информации идет от известного к неизвестному, от “старого” к “новому”. Обратный, субъективный порядок слов в предложении практически невозможен, за исключением случаев актуализации информации, когда наиболее важный в коммуникативном плане член предложения помещается на первое место.

Подчеркнутая логичность научного стиля речи требует использования большого количества вводных слов и предложений, выражающих отношения между частями текста (во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно, исходя из вышеизложенного, на основании вышесказанного, как уже говорилось ), специальных слов, подчеркивающих логику развития мысли (вначале, затем, далее ), производных предлогов (благодаря, вследствие, в течение, в продолжение, кроме ). Связь между предложениями может осуществляться путем повторения слов.

В научном стиле речи распространены сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, причины, цели, условия, следствия, уступки. Показательны такие сложноподчиненные предложения, в которых основная информация содержится в придаточном предложении; главное же предложение служит для перехода от одной части высказывания к другой (Можно сказать, что план - это зеркало научной работы; Следует сказать, что наблюдения над синтаксисом уголовного закона начаты нами впервые ).

Подстили научного стиля

Научный стиль весьма неоднороден. Он имеет свои разновидности (подстили). Наиболее традиционным является деление научного стиля на такие подстили, как собственно научный (академический), научно-учебный, научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический. Некоторые исследователи выделяют также научно-фантастический подстиль, хотя четкую грань между научно-фантастической литературой и научно-фантастическим подстилем в составе научного стиля провести трудно.

Произведения, написанные в рамках собственно научного подстиля научного стиля, создаются для специалистов. Поэтому им свойственны строго научное изложение фактов, подчеркнуто информативная направленность. Важными организующими признаками данного подстиля являются предельная точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения материала, лаконичность и краткость формы. К академическому подстилю относятся такие научные сочинения, как научная статья, диссертация, монография, тезисы доклада, научный доклад .

Важным подстилем современной научной прозы является научно-учебный , который определяется целями обучения, овладения обучаемыми основами знаний в той или иной научной области. Адресованное будущим специалистам, такое обучающее изложение изобилует примерами, иллюстрациями, сравнениями, пояснениями, толкованиями. К жанрам учебно-научного подстиля относятся учебник, учебное пособие .

Научно-популярный подстиль в составе научного стиля имеет свои существенные особенности. Эти особенности определяются тем, что адресатом научно-популярных произведений являются неспециалисты - лица, которые стремятся пополнить свои знания в той или иной науке. Созданию научно-популярного подстиля способствовала идея популяризация науки, что предполагает преподнесение научных знаний в доступной, занимательной, интересной и увлекательной форме. Цель такого повествования - не освоение, как в научно-учебном подстиле, основ науки, а лишь ознакомление читателя с определенными научными сведениями.

Иные задачи вызывают и иные принципы структурной и текстовой организации языковых средств. Автор научно-популярного текста стремится не к краткости, лаконичности и строгой научности изложения, так как при этом есть опасность уменьшить степень понимания читателем труднодоступного материала. Напротив, он старается сделать изложение максимально понятным, доступным для читателя, что достигается использованием образных, эмоционально окрашенных элементов языка. Строго научное изложение фактов переплетается здесь с художественным, книжные элементы сочетаются с разговорными.

Особое место занимает научно-деловой (научно-информативный) стиль речи, который представляет собой синтез элементов научного и официально-делового стилей и реализуется в таких жанрах, как автореферат диссертации, отчет о проведении научно-исследовательской работы . Основное назначение этого вида литературы - сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов, а также правовая, юридическая защита этой информации. К языку научно-деловой литературы предъявляются весьма жесткие требования: стереотипность композиции, максимальная стандартизация и унификация языковых средств.

Научно-технический подстиль связан с разработкой и описанием различных научных технологий и методик, планированием и организацией научно-технических исследований, регистрацией новейших научных разработок, ноу-хау. Если академический подстиль связан со сферой научных исследований, то технический подстиль - со сферой высокотехнологичного производства и организации науки. Научно-технический подстиль отличается от академического также тем, что в нем более активна не абстрактная терминологическая лексика, а профессионализмы.

Таким образом, научный стиль речи объединяет виды литературы, весьма неоднородные по содержанию, структуре и назначению, в результате чего внутреннее членение научного стиля на подстили может быть несколько условным, границы между отдельными разновидностями весьма размытыми.

Кроме того, среди ученых нет единого мнения относительно количества и состава самих подстилей.

Так, некоторые исследователи выделяют еще и такие разновидности научного стиля речи, как:

а) научно-публицистический, который характеризуется мотивом провозглашения социальной роли науки в современном мире, необходимостью ее популяризации среди широких слоев населения;

б) научно-мемуарный, который связан с описанием истории различных открытий, биографий ученых.

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

Научный. Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».

Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.Пример: «Ботаника - наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).



Научно-технический. Адресат - специалисты технико-технического профиля. Цель - применение достижений фундаментальной науки в практике.

Жанры научного стиля.

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра. Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста. К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Аннотация(от лат. annotatio - замечание), краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их идейно-политической направленности, содержания, назначения, ценности и др. Аннотация может быть описательной или рекомендательной, общей или специализированной. Аннотированные библиографические указатели помогают читателю ориентироваться в выборе произведений печати.

Рецензия - критическое сочинение, в котором содержится разбор и оценка произведения. Различается внешняя (печатная) и внутренняя рецензия. Последняя, в свою очередь, может быть внешнеиздательской и внутрииздательской.

Отзыв- высказанное мнение о ком-либо, чем-либо, оценка кого-либо, чего-либо. Критическая статья, рецензия. Официальный документ, содержащий оценку чьей-либо деятельности.

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere - докладывать, сообщать)- письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!