Объект и предмет изучения отечественной истории. Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории



Московский государственный университет приборостроения и информатики

Отечественная история

Конспект лекций

Москва, 2011


УДК 94 (100) «654»

Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., доц., к.и.н. Гусарова М.Н., к.и.н. доц. Захаров В.Ю.

Отечественная история. Конспект лекций. 3-е издание. М.: МГУПИ, 2011, 149 с.

© Бодрова Е.В., 2011.

© Гусарова М.Н., 2011.

© Захаров В.Ю., 2011

© Московский государственный

университет приборостроения

и информатики 2011.


Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития.. 5

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 5

2. Общая периодизация всемирной истории. 10

3. Проблема места и роли России в мировой истории. 11

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья (IX-XIII вв.) 17

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 17

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь. 29

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 33

Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия 35

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 35

3. Причины и последствия опричнины. 35

1. Становление Московского централизованного государства. 35

1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных. 38

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 38

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.) 40

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.. 42

1. Возникновение капиталистического уклада. 42

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 44

3. Московское государство в годы правления первых Романовых. 47

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 59

1. «Петровская революция» и ее значение. 59

2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения. 66

3.Просвещенный абсолютизм в России. 69

Внешняя политика России в XVIII веке. 72

Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России.. 75

1.Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития 75

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?. 79

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I 81

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. 83

5. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. 87

6. Внешняя политика России в XIX веке. 93

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века.. 97

1. Начало капиталистической индустриализации её особенности. 97

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 98

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции. 100

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма. 102

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 103

1. Причины революции. 103

2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии. 104

3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства. 104

Тема 9. Советская Россия: практика выживания.. 107

1. Первые преобразования Советской власти. 107

2. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия 108

3. Советское государство. Модели социалистического строительства. 110

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.. 116

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века. 116

2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы 117

3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. 120

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг. 124

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса. 125

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 126

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.. 128

1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса 128

2. НТР ее социально-экономические последствия. 129

3. НТР: СССР и современная Россия. 131

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.) 132

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985) 134

6. Перестройка (1985 –1991) 135

7. Распад СССР. 136

Тема 12. Современная Россия.. 138

1. Последствия распада СССР. 138

2.Причины смены общественной модели. 138

3. Складывание новой политической системы.. 143

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации. 144

Заключение к курсу.. 148


Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития

План

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.


«История существует сама по себе, и ей безразлично, одобряем мы ее или не одобряем ».

Московский государственный университет приборостроения и информатики

История

Конспект лекций

Москва, 2012


Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., проф., д.и.н. Гусарова М.Н., проф., д.и.н Захаров В.Ю., доц. к.и.н. Беспятова Е.Б., доц. к.и.н. Ефременко В.В.

История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.

© Бодрова Е.В., 2012.

© Гусарова М.Н., 2012.

© Захаров В.Ю., 2012.

© Беспятова Е.Б., 2012.

© Ефременко В.В., 2012.

© Московский государственный

университет приборостроения

и информатики 2012.

Тема 1. Введение в учебный курс «История» ….................................................................. 5

  1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения

истории, историография …..................................................................................................... 5

  1. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего

Востока и Античности …....................................................................................................... 9

  1. Проблема места и роли России в мировой истории ….............................................10

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья …................... 14

  1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития …..............................14
  2. Развитие русских земель в период середины XII-начала XV вв. Удельная Русь...23
  3. Борьба Руси с иноземными захватчиками …............................................................ 26

Тема 3. Образование Российского государства …................................................................27

  1. Становление Московского централизованного государства …...............................27
  2. Московское царство. Реформы «Избранной рады»...................................................30
  3. Причины и последствия опричнины …......................................................................31

Тема 4. «Новое время». «Смутное время» Московского государства …........................... 33

  1. Возникновение капиталистического уклада...............................................................34
  2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени» ….......................... 34
  3. Московское государство в годы правления первых Романовых ….........................37

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII веке …...................................... 47

  1. «Петровская революция» и ее значение ….................................................................47
  2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения …........................52
  3. Просвещенный абсолютизм в России.........................................................................54
  4. Внешняя политика России в XVIII веке …................................................................57

Тема 6. На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской

истории ….................................................................................................................................59

  1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции

развития …................................................................................................................................59

  1. Правление Александра I - время упущенных возможностей? …...........................63
  2. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I.........64
  3. Реформы 60-70-х годов XIX в. в контексте общемирового развития …................66
  4. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке …............................69
  5. Внешняя политика России в XIX веке …................................................................. 74

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти

в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году …........................78

  1. Начало капиталистической индустриализации и ее особенности …......................78
  2. Аграрная реформа П.А. Столыпина ….................................................................... 79
  3. Причины, основные эапы, итоги первой российской революции....................... ...81
  4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма.82
  5. Причины революционного кризиса 1917 года …..................................................... 83
  6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии..................................... 84
  7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства …................................. 84
  8. Октябрьская революция 1917 года. Феномен большевизма ….............................. 85

Тема 8. Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы

ХХ века …................................................................................................................................. 86

  1. Тенденции социально-экономического и политического развития мира в

20-30-е годы ХХ в. Первые преобразования советской власти ….................................. 87

  1. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны …................................ 89
  2. Советское государство. Модели социалистического строительства …............... 91

Тема 9. Кризис международных отношений в первой половине ХХ века......................... 97

  1. Генезис военно-политического кризиса первой половины ХХ века ….......... ....... 97
  1. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и

национальные интересы ….....................................................................................................98

  1. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и ее

противоречия …................................................................................................................... 101

  1. Советская Россия в системе международных отношений в 1920-30-е годы …....104
  2. Вторая Мировая война как продолжение кризиса …..............................................105
  3. Великая Отечественная война: триумф и трагедия …............................................106

Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного

развития ….............................................................................................................................108

  1. Возникновения и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического

процесса …..............................................................................................................................108

  1. НТР и ее социально-экономические последствия …..............................................109
  2. НТР: СССР и современная Россия ….......................................................................111
  3. «Оттепель» в СССР: (1953-1964 годы) …................................................................112
  4. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964-1985 годы) …..............114
  5. «Перестройка» (1985-1991) …...................................................................................115
  6. Распад СССР …...........................................................................................................116

Тема 11. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков …............................................................117

1. Последствия распада СССР …....................................................................................117

  1. Реформирование социально-экономической сферы …...........................................118
  2. Складывание новой политической системы …........................................................122
  3. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации ….................................123

Заключение к курсу …............................................................................................................126

Тема 1. Введение в учебный курс «история»

План

1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.


История - это наука, изучающая прошлое человечества в его неразрывной связи с настоящим и отчасти с будущим.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум ».

М.В. Ломоносов

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться ».

В.О. Ключевский.

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники : предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии , историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX вв., они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется для анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования.

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии , исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным . Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории .

I. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества .

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное , в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий.

II. Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций , каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели . Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться.

Английский историк и социолог А. Тойнби , изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную . Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер.

III. Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Однако в теории отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.

Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности

1.Предмет и метод отечественной истории.

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, обузнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Предметом истории является изучение человеческого общества в нашей стране. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук). Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический, классификации и типологизации и т.д.). Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

2.Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.

Общественно-экономических формаций, фиксируя основные ступени исторического процесса, раскрывает магистральную линию развития человечества, показывает то, что при всем великом многообразии путей исторического развития отдельных стран и народов в истории имеется известная повторяемость, правильность, закономерность. Итак, общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства. Экономическим скелетом общественно-экономической формации являются исторически определенные производственные отношения. Но она включает в себя и другие общественные явления и отношения, облекающие этот скелет плотью и кровью. Поэтому возникает необходимость разобраться в сложной структуре общественно-экономической формации. Также важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения.

3.Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIII в. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).

4.Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.

Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая дли-тельная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производи-тельных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному. Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

5.Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.

Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, парцеллизации производства, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.

6.Основные черты рабовладельческого строя.

7.Античные города и Боспорское царство в Северном Причерноморье.

Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) - первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.. Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины и вообще всей Восточной Европы. Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) - важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро. Калос-Лимен (у пгт Черноморское) - основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до.н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами - скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э. Феодосия - основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н.э. - захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия - аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа; Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н.э или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. Столица – Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Понтийский царь Митридат и Рим разорили царство, прекратили существование в IV в. н.э.

феодальный раздробленность опричнина сталин

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

  • 1) познавательная, интеллектуально-развивающая - исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог - теоретического обобщения исторических фактов;
  • 2) практическо-политическая - выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
  • 3) мировоззренческая - при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
  • 4) воспитательная - состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

  • 1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
  • 2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.
  • 3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
  • 4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

Предметом изучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.

В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.

История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.

Метод

(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико –материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно – исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально – исторические методы исследования:

Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

Дихронный – метод периодизации;

Историческое моделирование;

Статистический метод.

Если в школе на первый план выдвигается задача

познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском – выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.

Россия в конце XVI - начале XVII вв. Царствование Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова. Начало Смутного времени
18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), а младшему сыну Дмитрию было лишь два года. на престол вступил средний сын Грозного – двадцатисемилетний Федор Иванович (1584 - 1598), мягкий по натуре и неспособный к управлению государством.Фактическим правителем г...

Роль авиации на первом этапе Корейской войны. Успехи лета 1950 г.
Как выше было показано, первый период боевых действий был очень удачен для армии Северной Кореи. Ее сухопутные силы при поддержке авиации, оснащенной советскими поршневыми штурмовиками Ил-10 и истребителями Як-9, нанесли классический молниеносный удар по армии Южной Кореи. Фронт У демаркационной линии, проходивший вдоль 38-й параллели, ...

Государственный механизм в Древней Греции
Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III–II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). В ахейскийпериод в результате постоянных войн происходит воз...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!