Основы темы и мотивы пушкинской лирики. Темы и мотивы в лирике тема

Был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский . Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением .

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как

Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта - невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни.

Пушкин прежде всего - выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде «Вольность», написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Эта же тема, тема вольности и борьбы с самодержавием, звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Пушкин призывает отчизне посвятить «души прекрасные порывы», бороться за ее свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой, и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: «Взойдет она, звезда пленительного счастья!».

Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение «Деревня», в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя «другом человечества », Пушкин говорит о «диком барстве», которое «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и у него срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!». Его пламенное желание - увидеть «народ неугнетенный» и взошедшую над страной «прекрасную зарю свободы просвещенной». Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его «Сказки», стихотворения «В Сибирь», «Арион» и другие. Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству - дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья, которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:

И, признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья,

Где ум кипит, где в мыслях волен я.

Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки «19 октября 1827 года». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин». Сначала его стихи носят романтический характер, например, стихотворение «К морю». В нем звучит речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени, зима в «Евгении Онегине», описания замечательной крымской природы в «Бахчисарайском фонтане »! Всем знакомы его стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Туча», «Вновь я посетил» и другие.

Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно воплощенном в стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое - ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит так безнадежно:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: «Кто знает край, где небо блещет», «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах, цикле произведений о Петре I, в его поэме «Полтава» и повестях Белкина, романе «Евгений Онегин» и трагедии «Борис Годунов».

Но особо хочется остановиться еще на одной теме - это размышления о судьбе поэта, его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создает стихотворение «Пророк», написанное непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами. В образе пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное, свободное слово в народ. Только тот поэт, по мнению Пушкина, кто всегда душой и помыслами со своим народом. Только он может оправдать свое назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта «глаголом жечь сердца людей».

Подводя итог своему творчеству, А. С. Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» утверждает, что заслужил право на признание и любовь народа тем, что:

…чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Равнодушно принимая хвалу и клевету, «обиды не страшась, не требуя венца», Пушкин следовал своему призванию. Лирика Пушкина, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению Родине. Думаю, что стихи Пушкина вечны, что они интересны людям разных поколений «всех времен и народов».

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений, поэтому тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение “Пирующие студенты”. В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре “19 октября”, написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто по неволе,

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву”. Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность”. Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

Тираны мира! трепещите!”

Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу

Твою погибель, смерть детей.

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы.

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле.

На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится стихотворение “Деревня”. Произведение условно можно разделить на две части. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея.

Первая часть - это “приют спокойствия”, где все полно “счастья и забвенья”.

От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья!

Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещает взрыва негодования.

Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества губительный позор.

Не видя слёз, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта – гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. В заключительных строках стихотворения – раздумье автора:

Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы посвященной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Пушкин ощущал себя изгнанником, и это не могло не сказаться в его творчестве.

1820-1822 годы в творчестве Пушкина - расцвет романтизма. Наверное, наиболее подходящим примером романтической направленности поэта является стихотворение “Узник”.

Основное содержание романтизма – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь”, которое передает декабристам через Александру Муравьёву. Поэт призывает их “хранить гордое терпение”, говорит о том, что их “скорбный труд” не пропадёт, что их дело будет продолжено единомышленниками и что “придёт желанная пора” - свобода.

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Один из декабристов, Александр Одоевский, в стихотворении “Наш ответ” пишет Пушкину:

Наш скорбный труд не пропадёт:

Из искры возгорится пламя,

И просвещённый наш народ

Сберётся под святое знамя.

Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион”, написанном в 1927 году:

…А я - беспечной веры полн, -

Пловцам я пел...

Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою”.

Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов.

Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно обратиться к его поэтическому шедевру “Пророк”, написанному в 1826 году.

Герой этого стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим “духовной жаждой”, и тут ему является посланник Божий “шестикрылый серафим”. Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье.

Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, - возлагают на него трудную задачу. “Бога глас” взывает к поэту:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного.

В 1836 году Пушкин написал стихотворение “Памятник”, где он говорит о своей роли поэта. Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им “памятник нерукотворный” даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение “Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Даже общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении “Я вас любил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Лишь одну метафору использует автор: “Любовь угасла не совсем”. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение “Мадонна”. Это произведение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака выразились в строках:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

Гоголь утверждал, что лирика Пушкина «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...»

Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому - лирика Пушкина.

Анализ стихотворения «Деревня»

Стихотворение написано в 1819 г., в нем отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. Пейзане точно воспроизводит окрестности Михайловского: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами»:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада...

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма.

Верность Пушкина взглядам просветителей и многих участников декабристского движения отразилась в идее «просвященной монархии», способной преобразить общество:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако, продолжая традицию классицизма XVIII века, произведение отличает преодоление условностей. «Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Это создает ту реалистическую основу, которая отличала Пушкина от его предшественников. Бесспорное влияние радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», полемика с державинским посланием «Евгению. Жизнь Званская», с его идиллическими картинами сельской жизни, обогатили пушкинскую лирику, дали толчок к новым открытиям.

Гражданственность и свободолюбивый пафос придали особый эмоциональный настрой стихотворению. Все это нашло отражение в композиционном строе и в выборе изобразительных средств.

Композиция «Деревни» не только двухчастная, но и двуплановая. Особенность построения произведения отразилась на его жанровой структуре, в нем сочетаются элегия и сатира. Первая элегическая часть (кончая стихом «В душевной зреют глубине...») была напечатана, а вторая распространялась в списках.

Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении), что ярко выражено в начале второй части и подчеркнуто союзом «но»: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает...» С этих строк начинается обличение «барства дикого», которое контрастирует с картинами сельской природы, изображенными в начале.

В произведении, даже в первой части, сильно выражен социальный мотив. «Пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» поэтом противопоставлен «порочному дворцу Цирцей».

Отстаивая цельность и единство поэтического текста пушкинского стихотворения, Е. А. Маймин пишет: «Вторая часть «Деревни» и продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть - это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья, родившиеся в «уединении величавом», и это сатира, которая вызвана к жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного, гражданского служения».

Интонационный строй отражает своеобразие композиции и идейного содержания, сочетая в себе раздумья и гневный голос поэта-гражданина. Ораторские интонации подчеркиваются в стихотворении риторическими фигурами:

Почто в груди моей горит бесплодный жар...

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина отличается тематическим разнообразием и богатством идейного содержания. Центральное место в поэзии А.С. Пушкина занимает тема свободы: она звучит и в гражданской лирике (как призыв к разрушению «самовластья» и освобождению народа от «барства дикого»), и в любовной лирике (как признание права любимой на свободный выбор, на счастье с «другим»), и в размышлениях об искусстве и судьбе художника (провозглашение свободы творчества, его независимости от мнений «толпы»). На развитие свободомыслия поэта большое влияние оказали сочинения французских просветителей XVIII в. и А. Радищева. дружба с П. Чаадаевым и Н.М. Карамзиным. Ещё в начале своего творческого пути, в лицейский период, поэт высказывает мысль о губительности деспотизма: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён» («Лицинию», 1815 г.). Эту мысль Пушкин развивает в оде «Вольность» (1817 г.), напоминая самодержцам: «Владыки! вам венец и трон // Дает Закон - а не природа; // Стоите выше вы народа, // Но вечный выше вас закон». В стихотворении «К Чаадаеву» (1818 г.) отражены этапы гражданского взросления лирического героя. На смену мечтам о любви и «тихой славе» приходит осознание своего гражданского долга и потребность активного действия: «Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы, // Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! // Товарищ, верь: взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!». В 1819 г. А.С. Пушкин создаёт стихотворение «Деревня», в котором мотив вольности обретает новое звучание. Страстно обличая крепостное право, лирический герой уповает уже не на революцию, а на реформы: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный // И рабство, падшее по манию царя, // И над отечеством свободы просвещенной // Взойдет ли наконец прекрасная заря?». Тема свободы получает дальнейшее развитие в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.): поэт с горечью замечает, что тем, кто не понимает, что такое свобода, она не нужна: «Паситесь, мирные народы! // Вас не разбудит чести клич. // К чему стадам дары свободы?». Олицетворением свободы - политической, духовной, творческой - в поэзии А.С. Пушкина стало море. Находясь в Михайловской ссылке, поэт пишет элегию «К морю» (1824 г.), в которой шлёт прощальный привет «свободной стихии». После подавления восстания декабристов А.С. Пушкин пытался поддержать сосланных друзей, уверяя, что их жертва не напрасна: «Не пропадёт ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье» («В Сибирь», 1827 г.). Не боясь монаршего гнева, поэт прямо заявлял в своём творчестве о верности идеалам свободы: «Я гимны прежние пою» («Арион», 1827 г.). Именно это качество А.С. Пушкин считает несомненной заслугой своего творчества («Памятник», 1826 г.). Свобода для Пушкина и его лирического героя - мерило всех ценностей. В неопубликованной десятой главе романа «Евгений Онегин» автор делится с читателем своими мечтами о независимой частной жизни: « Мой идеал теперь - хозяйка. // Мои желания - покой, // Да щей горшок, да сам большой». Свобода личности невозможна без свободы творчества. Высокая миссия поэта и назначение его творчества - вот ещё одна важная тема в лирике А.С. Пушкина, над которой он размышлял на протяжении всей жизни. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.) поэт на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - гордо отвечает: «Свободу». Назначение поэта - подобно эху откликаться на все проявления жизни («Эхо», 1831 г.), исполнять Божью волю, «глаголом жечь сердца людей» (Пророк», 1826 г.). Поэт - избранник Божий: «Поэзия - удел избранных: // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв» («Поэт», 1827 г.). О независимости творчества от мнений толпы заявляет автор в стихотворении «Поэту» (1830 г.): «Поэт! не дорожи любовию народной»; «Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. ». Для поэта главное - служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни». Именно об этом говорит Пушкин в стихотворении «Памятник». » (1836 г.): «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал». Философским раздумьям поэта о смысле и цели бытия, о жизни и смерти, о добре и зле посвящены стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829 г.), «Телега жизни» (1823 г.), «Анчар» (1828 г.), «Сцена из Фауста» (1825 г.), «Безумных лет угасшее веселье» (1830 г.), «О нет, мне жизнь не надоела. » (1836 г.) и др. Несмотря на уныние и тревожные предчувствия, лирический герой стихотворения «Элегия» (1830 г.) охвачен жаждой жизни: «Но не хочу, о други, умирать, // Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Лирический герой стихотворения «Пора, мой друг, пора!» (1835 г.) знает, что жизнь несовершенна, но он принимает её и находит в ней смысл: «Летят за днями дни, и каждый час уносит // Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем // Предполагаем жить. И глядь - как раз умрем. // На свете счастья нет, но есть покой и воля». В рукописи этого стихотворения Пушкин оставил заметки: «О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь еtс. - религия, смерть». Мысль о бесконечности жизни, о нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «. Вновь я посетил. » (1835 г.), написанного Пушкиным во время его последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест навевает лирическому герою мысли о вечности бытия, о том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. Пейзажная лирика занимает важное место в поэзии А.С. Пушкина. Для поэта гармоничная жизнь невозможна без единения с природой. В лирике А.С. Пушкина можно найти и романтические южные пейзажи («Редеет облаков летучая гряда»,1820 г.; «Кавказ»,1829 г.; «Обвал»,1829 г. и др.), и реалистические картины неброской северной природы («Зимний вечер»,1825 г.; «Зимняя дорога»,1826 г.; «Зимнее утро»,1829 г.; «Осень»,1833 г.; «Туча»,1835 г.). Объединяет их то, что у А.С. Пушкина они проникнуты «глубоким чувством жизни и объективности» (М. Леднёв). Как замечают исследователи пушкинского творчества, он не навязывает природе своих чувств, зная, что она равнодушна к человеку. Пушкинский пейзаж - это великолепные, «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины» (В.Г. Белинский). Шедевром пушкинской пейзажной лирики по праву считается стихотворение «Осень» (1833 г.), в котором поэт размышляет не только о русской природе и сельском уединении, но и о жизни в целом, о творческом вдохновении. Сравнивая разные времена года, лирический герой признаётся, что более всего ему мила осень с её «красою тихою, блистающей смиренно», дарящей лирическому герою прилив творческих сил. Осенью поэт испытывает мощный душевный подъем, он бодр, к нему приходит вдохновенье: «И забываю мир - и в сладкой тишине // Я сладко усыплен моим воображеньем, // И пробуждается поэзия во мне. // И мысли в голове волнуются в отваге, // И рифмы легкие навстречу им бегут, // И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута - и стихи свободно потекут». Именно картиной осени открываются воспоминания А.С. Пушкина о лицейском братстве: «Роняет лес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто по неволе // И скроется за край окружных гор» («19 октября», 1825 г.). Мотив дружбы пронизывает всё творчество поэта. Такие произведения, как «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «К Языкову», «В Сибирь», «Арион» свидетельствуют, что А.С. Пушкин навсегда остался верен лицейским друзьям. Дружба для лирического героя - это высшая ценность, защита от «сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Строки стихотворения «19 октября» звучат гимном дружбе: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен - // Неколебим, свободен и беспечен - // Срастался он под сенью дружных муз. // Куда бы нас ни бросила судьбина, // И счастие куда б ни повело, // Все те же мы: нам целый мир чужбина; // Отечество нам Царское Село». Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. »(1836 г.) А.С. Пушкин посвятил последней лицейской годовщине. Говоря о нерушимости дружбы, о верности редеющему год от года лицейскому братству, поэт сопоставляет начало жизни и ее конец; отмечает перемены, происходящие в судьбе России, и делает философское заключение: «Недаром - нет! - промчалась четверть века! // Не сетуйте: таков судьбы закон; // Вращается весь мир вкруг человека, - // Ужель один недвижим будет он?». Философски мудрое, благодарное приятие жизни во всех её проявлениях, радостных и печальных, свойственно и любовной лирике А.С. Пушкина. Для лирического героя любовь - это возвышенное, одухотворяющее чувство («Я помню чудное мгновенье. »,1825 г.). В XIX в. существовали строгие каноны женской красоты: «овальное лицо с тонкими правильными чертами, изящный рисунок прозрачных глаз, в меру полные нежные губы, чистая гладкая свежая кожа, прекрасной формы голова, хорошо поставленная на стройной шее, точеные округлые плечи, высокая грудь и тонкая талия». Пушкин был великим ценителем женской красоты, однако только физическое совершенство, без духовного, не имело для него особого значения. Лишь гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты могло вызвать восхищение поэта, дать стимул к творчеству: появление «гения чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье») воскрешает для лирического героя «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Женский идеал А.С. Пушкина - «чистейшей прелести чистейший образец» - нашёл яркое выражение в стихотворении «Мадонна» (1830 г.), посвящённом Наталье Николаевне Гончаровой. ставшей женой поэта. Любовь, даже безответная, наполняет жизнь человека смыслом, дарит ему ощущение полноты бытия: «Мне грустно и легко; печаль моя светла; // Печаль моя полна тобою, // Тобой, одной тобой. Унынья моего // Ничто не мучит, не тревожит, // И сердце вновь горит и любит - оттого, // Что не любить оно не может» («На холмах Грузии. »,1829 г.) Истинная любовь - не эгоистична, самоотверженна, поэтому лирический герой желает своей возлюбленной быть счастливой с другим: «Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим» («Я вас любил. », 1829 г.) Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Высочайшая оценка поэта звучит в отзыве В.Г. Белинского. «. Он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем искусства. К особым свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека. Несмотря на генеалогические свои предрассудки, Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Придет время, когда он будет в России поэтом классическим. ». Видеолекция «Основные мотивы лирики А.С. Пушкина».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!