Программа дополнительного образования детей «Школа дизайна. Оригами. Схемы оригами - школа оригами

Программа
дополнительного образования детей

«Школа дизайна. Оригами»

Программа рассчитана на детей начальной школы

Срок реализации программы – 1 год

Шмакова О.В.учитель технологии

МБОУ СОШ № 14

г. Новосибирск2013 г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Школа дизайна. Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.). Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемая программа направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей.

В одной из тщательно нарисованных иллюстраций есть надпись, которая гласит. На море два корабля, которые выглядят замечательно, как традиционные бумажные лодки. Он нарисован на папирусе и имеет сетку трещин и складок на нем, которые, по-видимому, указывают на то, что она была первоначально сложена таким образом.

Эрик чувствовал, что это должно относиться к водяной бомбе, используемой в качестве ловушки для мух. Если исходный текст содержит эти слова, то это будет первая известная ссылка на бумажную фальцовку на английском языке. Чанг относится к тому, чтобы учиться в детстве с помощью формы водяной бомбы, чтобы положить мух.

Форма реализации программы– кружок «Школа дизайна. Оригами».

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности .

Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере художественно-эстетического направления деятельности.

Токи проверял, что это действительно была водяная бомба. Впоследствии «Принц» сказал, что они использовали небольшую трубку с бумагой, чтобы посмотреть на муху и назвать ее камерой. Неллис, родившийся без оружия, дал два спектакля, состоящих из семи разных частей в Вашингтон-Холле. Во второй части он заявляет.

Итак, здесь у нас есть еще одна ссылка на водяную бомбу как тюрьму или коробку для мух. Мир Оригами - Исао Хонда. Искусство Оригами - Сэм Рэндлетт - Предисловие к Каллопу. Синто - Жан Герберт, стр. 116 Группа Сосаку Оригами 67. Книга подушек Сей Шонагона. Жестко складчатое оригами позволяет двигаться, когда все отклонения происходят на линиях сгиба и облегчают применение оригами в материалах, отличных от бумаги. В этой статье мы используем недавно обнаруженный метод определения жесткой складчатости для идентификации существующих плотно сложенных жестко сложенных тесселяций, которые также классифицируются.

Во-вторых, способствует практическому применению геометрических знаний, умений и навыков, полученных в школе.

В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.

В-четвертых, самое главное - дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком.

Мы вводим жестко сложенные гаджеты оригами, которые могут быть использованы для изменения существующих тесселяций или для создания новых тесселяций. Представлены несколько модифицированных и новых жестко сложенных тесселяций. Важной характеристикой структур оригами является жесткая складчатость. Тесселяция оригами жестко складывается, если все сектора остаются жесткими, а отклонение происходит только на линиях сгиба. Поскольку многие материалы, используемые в технике, намного жестче, чем бумага, нежестко складывающиеся тесселяции могут иметь ограниченное движение, когда они построены из этих жестких материалов.

Кружок «Школа дизайна. Оригами» предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, конструкторские способности. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Однако жестко складывающиеся тесселяции могут быть построены с использованием жестких материалов, что приведет к потенциальным приложениям, таким как архитектура и развертываемые массивы. Методы оригами также использовались в упаковке, и был разработан робот с оригами.

Оригами также представляет интерес для архитектурного сообщества и используется в качестве вдохновения в дизайне деревянной часовни в Швейцарии. Исследования оригами были сосредоточены на нескольких смежных областях. Халл разработал теоремы, которые управляют плоскими складками оригами и оценил возможные складки складок, которые приводят к плоскому складному оригами.

Отличительные особенности программы

Разработанная программа рассчитана на детей начальной школы. Программа включает в себя не только обучение технике оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в этой технике. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник оригами (модульное, конструирование, мозаика, аппликация). Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок развивает мелкие и точные движения рук.

Исследование жестко сложенного оригами рассматривало проблему несколькими способами. Хаффман получил основные соотношения между различными двугранными углами в жестко сложенной полиэдральной вершине степени-4 с использованием сферической тригонометрии. Ву использовал кватернионы и двойные кватернионы для моделирования жестких оригами, в результате чего была создана система из шести нелинейных уравнений, в которых сходилась нелинейная оптимизация, чтобы сходиться к решению. Тачи разработал условия для частично сложенных четырехсторонних поверхностей.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Эти методы привели к системам нелинейных уравнений, требующих, чтобы методы оптимизации сходились к решениям. Тачи также разработал уравнения, которые сравнивают двугранные углы четырехсторонней сетчатой ​​оригами. Метод анализа жесткой складчатости оригами, составленный целиком из плоских складчатых вершин степени 4, был ранее разработан авторами. В этой статье мы используем этот метод для оценки ранее существующих тесселяций для жесткой складчатости Эти тесселяции характеризуются и представлено сравнение этих тесселяций.

Мы разрабатываем несколько новых гаджетов оригами, которые являются инструментами в модификации и создании жестко сложенных тесселяций. Эти гаджеты используются двумя разными способами: во-первых, они используются для замены части существующих жестко сложенных тесселяций для создания слегка модифицированных тесселяций.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие креативности мышления детей средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи:

    закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, математики, окружающего мира, способствовать их систематизации;

    знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

    Во-вторых, гаджеты тесселяции, чтобы создавать новые жестко сложенные узоры. Образец оригами, как говорят, жестко складывается, если все панели остаются жесткими, в то время как все отклонения происходят на линиях сгиба во время развертывания. Ранее мы представили метод определения того, является ли образ оригами, составленный из вершин степени 4, жестко сложенным. Из-за его значимости для этой работы здесь кратко рассматривается этот метод.

    В этой статье мы фокусируемся на шаблонах, состоящих из вершин степени 4. Как показано на рисунке, вершина степени 4 образована соединением четырех складок. Бумага между смежными складками называется сектором, а угол между смежными складками называется угол сектора, обозначаемый α. Сумма всех углов сектора вокруг вершины равна 2π. Угол самой складки представляет собой двугранный угол или угол сгиба, обозначаемый γ, который является углом между нормалями поверхности двух инцидентных секторов.

    совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

    развивать мелкую моторику рук и глазомер;

    развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Принципы построения программы

Вершина оригами степени 4 в ее развернутых и частично сложенных состояниях. Горные складки обозначены сплошными линиями и складками долины пунктирными линиями. Плоская складная вершина начинается в исходном плоском положении и может складываться для достижения вторичного плоского положения. Все двугранные углы равны ± π во вторичном плоском положении вершины степени 4. Аналогично, рисунок оригами, состоящий полностью из вершин степени 4, считается плоским складным, если существует конфигурация, где все двугранные углы в шаблоне равны ± π.

Программа «Школа дизайна. Оригами» построена на основе следующих принципов:

    доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

    Хорошо известны условия плоской складчатости; для вершин степени 4 они выглядят следующим образом. Существует три раза одной четности и одно целое другого: наименьший угловой сектор, если он уникален, связан с складками противоположной четности: наибольший угловой сектор, если он уникален, связан с складками той же четности; Соответствующие углы сектора суммируются с π. Где «паритет» «складки» относится к его назначению в виде горы или долины.

    Мы называем две противоположные складки с противоположным паритетом незначительными сгибами и двумя противоположными складками с равным паритетом - крупные складки. Эти условия дают нам следующую зависимость между углами сектора в вершине-4 вершины: α 1 α 3 = α 2 α 4 = π. 1.

    демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

    научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

    линейности «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

    Это необходимые условия, недостаточные; узор оригами, полностью состоящий из плоских складчатых вершин, может самопересекаться перед окончательным плоским состоянием. Такая картина считается не плоской складкой. Кроме того, любая тезаица оригами, содержащая одну или несколько не плоских складчатых вершин, не может быть плотно-складной.

    Для оценки тесселяции мы будем использовать множители складного угла. Умножители с разворотными углами, как определено в, определяют соотношение между тангенсом полуугольника смежных двугранных углов в вершине оригами. Это отношение является постоянным в любой плоской складчатой ​​вершине оригами оригами в течение всего движения вершины.

Методы

Для реализации программы используются следующие методы:

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);

    наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);

    практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

    Следует отметить особый случай: когда основные линии складчатой ​​складчатости коллинеарны, получаются нулевые и бесконечные множители разворота. Это происходит из-за того, что основные линии сгиба должны быть полностью свернуты до того, как мелкие линии сгиба начнут складываться. Поскольку такие вершины имеют более 1 д.ф. они не рассматриваются в этой статье.

    Многоугольник в плоской складчатой ​​тесселяции оригами жестко складывается только в том случае, если произведение всех множителей разворота на многоугольник равно единице. Это обеспечивает метод определения того, жестко ли многоугольник. Во-первых, для каждой вершины должны быть оценены множители складного угла. Значение метода показано здесь, оценивая жесткую складчатость существующих тесселяций и вводя новые гаджеты оригами для создания новых жестких складчатых тесселяций. Тесселяция оригами может содержать много полигонов.

    Методы, в основе, которых лежит уровень деятельности детей:

    объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

    репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

    частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

    Тесселяция может быть жестко складываемой, только если каждый из этих многоугольников жестко сложен. Однако тесселяция оригами, содержащая только жестко сгибаемые многоугольники, может быть жестко сгибаемой в ограниченном диапазоне из-за глобального самопересечения.

    Этот метод может быть использован для включения дополнительной информации в шаблоны сгиба, чтобы продемонстрировать четкие углы разложения в тесселяции. Для каждого типа вершин мультипликаторы угла сгиба гарантируют, что определенные пары углов разворота одинаковы в вершине, и мы указываем однообразие, добавляя цветной фон к каждой линии сгиба, выбирая разные цвета для каждого отдельного угла сгиба. Затем ясно видно, что данный рисунок жестко складывается, отмечая, что линии сгиба, исходящие из каждой вершины, совпадают как в направлении сгиба, так и в направлении сгиба с линиями сгиба каждой соседней вершины.

    исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);

    стимулирования и мотивации (игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение).

Срок реализации, объем программы

Программа "Школа дизайна. Оригами" адресована детям младшего школьного возраста (1-4 класс) и рассчитана на 1 год обучения, 34 часов в год.

Это не только демонстрирует жесткую складчатость тесселяции, но и является примером мощности метода умножения угла сгиба. Можно построить и доказать жесткую складчатость чисто графическими методами и проверкой, дополненную скалярной алгеброй. В этой статье мы сначала оцениваем существующую плоскую складчатую тесселяцию, чтобы идентифицировать те, которые жестко складываются. Затем мы представляем гаджеты, которые облегчают создание жестко сложенных тесселяций и показывают некоторые полученные тесселяции.

Известные жестко сложенные тесселяции

Существует несколько мозаичных тезисов, которые, как известно, жестко сгибаются. показывает организацию жестко сложенных периодических тесселяций. Эта диаграмма не представляет собой хронологию развития этих тесселяций, а скорее способ увидеть, как они связаны. Цель этой диаграммы заключается не в том, чтобы представить строгую древовидную таксономию организации таких шаблонов, а скорее для того, чтобы объединить как известные, так и новые жестко сложенные шаблоны и проиллюстрировать некоторые из этих отношений.

Форма и режим занятий

Для активизации познавательной деятельности школьников используются нетрадиционные формы проведения занятий: игра, путешествие, исследование, экскурсия, праздники, конкурсы, соревнования; следующие формы работы: индивидуальная, парная, коллективная, групповая.

Занятие проводится 1 раз в неделю. Наполняемость группы не превышает 15 человек.

Методическое обеспечение

    наглядный материал;

    раздаточный материал.

Материально-техническое обеспечение

    компьютер;

    демонстрационный экран (интерактивная доска);

    мультимедийный проектор;

    методическая литература.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по данной программе школьники

должны знать:

    приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

    историю возникновения техники оригами;

    основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

    приемы создания композиции на плоскости, уметь осуществлять разметку по шаблону для дальнейшего составления композиции.

должны уметь:

    уметь организовывать свое рабочее место;

    следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

    распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать и выполнять разметку с опорой на них;

    самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы;

    создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

    работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

    уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Способы определения и фиксации результатов

Педагог отслеживает результаты детей с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. В процессе реализации программы проводится:

I . Диагностика обучающихся (Приложение 1).

    Тест – игра «Закорючка».

    Тест - задание «Что попало в сети?».

    Тест – игра «Геометрический человечек».

    Серия заданий «Волшебная клякса».

    Методика «Изучение умения моделировать объект».

    Методика «Изучение пространственных ориентировок при конструировании».

II . Анкетирование родителей (Приложение 2).

    Определение интенсивности познавательной потребности.

    Определение уровня проявления способностей ребенка.

Формы подведения итогов реализации программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:

    в классе,

    в школе,

    в библиотеке.

3. Участие в выставках детского прикладного и технического творчества различного уровня.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

теория

практика

Организационное занятие. Формирование группы

Беседа по охране труда

Знакомство с оригами

Базовая форма «треугольник»

Базовая форма «воздушный змей»

Базовая форма «двойной треугольник»

Базовая форма «двойной квадрат»

Базовая форма «конверт»

Летние композиции

Впереди – лето!

Итоговое занятие

Выставка-ярмарка

ИТОГО:

Календарно-тематическое планирование кружка «Школа дизайна. Оригами»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Элементы

Планируемые

результаты

Характеристика

деятельности

обучающихся

Давайте познакомимся

1 ч

Формирование группы.

Правила безопасности и личной гигиены. Рациональное размещение материалов и инструментов. Техника оригами (складывание поделки).

Игра «Давай познакомимся».

Демонстрация поделок и образцов моделей, которые предстоит сделать в процессе обучения

Знать приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.

Уметь организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, планировать предстоящую практическую работу

Организовывать свою деятельность, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Выделять известное и неизвестное

Мир вокруг тебя

1 ч

Правила безопасного использования инструментов и приспособлений.

Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами.

Бережное использование и экономное расходование материалов Подбор материалов.

Разметка.

Обработка материала: отрывание, резание

Уметь распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать и выполнять разметку с опорой на них

Прогнозировать результаты.

Осуществлять самоконтроль.

3, 4

Знакомство с историей техники оригами.

Знакомство с терминологией, условными обозначениями техники.

2 ч

Представление о последовательности практических действий. Знакомство с краткой историей бумаги и японского искусства оригами. Знакомство с используемыми в техники терминами

Уметь изготавливать плоскостные изделия по простейшим чертежам

Учиться выделять и формулировать цели, планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

5, 6

Основные базовые формы оригами

2 ч

Обработка материалов (сгибание, складывание); виды условных графических изображений (схема).

Разметка по линейке.

Демонстрация базовых форм и с техникой их выполнения. Знакомство с условными обозначениями базовых форм, основными знаками

Знать правила и приемы рациональной разметки.

Уметь соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями, аккуратно и ровно сгибать бумагу, вырезать детали по прямолинейному контуру.

Организовывать свою деятельность.

Искать, отбирать, использовать необходимую информацию.

Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Прогнозировать результаты.

Осуществлять самоконтроль.

Оценивать результаты своей деятельности

Театр зверей «Весёлые мордочки»

1 ч

Изучение базовой формы «треугольник». Знакомство с первой базовой формой, сложенной из квадрата. Обработка материала: сгибание. Изготовление мордочек собачки, лисенка, бычка

Уметь воспринимать инструкцию (устную и графическую) и действовать в соответствии с ней, аккуратно и ровно сгибать бумагу

Создаватьмысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планироватьпоследовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

8, 9

Театр домашних питомцев

2 ч

Изготовление аппликации на основе базовой формы «треугольник». Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме «треугольник» создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Пусть всегда будет солнце

1 ч

Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Демонстрация поделок из бумаги, основанных на базовой форме «воздушный змей». Изготовление мини – картинки «Солнышко» Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения

Уметь создавать в воображении несложный художественный замысел и находить адекватные способы его практического воплощения

Обобщать

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Удивительное рядом

1 ч

Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Беседа «Мир птиц».

Изготовление аппликации «Птицы». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, самостоятельное оформление работы

В деревне у бабушки и дедушки

2 ч

Изготовление коллективного панно «В деревне у бабушки». Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь выполнять разметку по шаблону и линейке, устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию

Анализироватьконструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

Как прекрасен этот мир

2 ч

Изготовление открытки «Лилии».

Презентация «Земля – планета цветов».

Уметь самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить способы работы по их воссозданию, выполнять разметку копированием

Обобщать(структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на занятии Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Удивительный подводный мир

2 ч

Изготовление аппликации «Аквариум с рыбками». Видеофильм «Подводный мир морей и океанов».

Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, составлять план последовательности действий. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Игрушка «Перекати поле»

1 ч

Изготовление игрушки «Перекати поле». Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Знать правила техники безопасности при работе над изделиями.

Уметь выполнять простые формы и конструкции из пластилина

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию

В гостях у курочки Рябы

1 ч

Изготовление аппликации «Курочка». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения

20, 21

Коллективная работа «Птенцы»

2 ч

Изготовление коллективного панно «Птенцы на дереве Беседа «Птицы. Как помочь пернатым друзьям зимой»

Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение»

Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов, самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

22, 23

Праздничные конверты

2 ч

Беседа «История почтовых марок в России». Презентация «Праздничные конверты».

Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов.

Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Анализировать и читать графические изображения

24, 25

2 ч

Изготовление подснежников, тюльпанов. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Знакомство с историей праздника. Демонстрация вариантов открыток. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме

Знать приемы складывания квадрата.

Уметь различать диагонали квадрата по линейке, аккуратно и ровно сгибать бумагу, аккуратно вырезать детали

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Участвовать в совместной творческой деятельности, работать в малых группах

26, 27

Летняя палитра

2 ч

Изготовление коллективной аппликации на основе изученных базовых форм «На лесной полянке». Беседа – путешествие «В лесу».

Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность, выполнять симметричные вырезания

Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка)

28, 29

Краски лета

2 ч

Изготовление аппликации «У озера». Виртуальная экскурсия «Летние пейзажи в творчестве русских художников»

Знать приемы создания композиции на плоскости, уметь осуществлять разметку по шаблону для дальнейшего составления композиции

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Оценивать результат деятельности

Гости на цветке

1 ч

Изготовление аппликации «Бабочки на цветке». Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Презентация «Разноцветные друзья».

Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах.

Уметь

Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства – способы обработки материалов (сборка, отделка)

Море, море – мир бездонный

1 ч

Изготовление мозаики с элементами техники оригами «Маленький кораблик». Виртуальная экскурсия по музею И. Айвазовского. Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь анализировать приемы складывания по техническим рисункам

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий

По грибы мы в лес пойдём

Изготовление аппликации «Кузовок с грибами». Беседа «Царство грибов».

Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь

Сравнивать различные виды конструкции и способы их сборки. Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических задач в зависимости от конкретных условий

Итоговое занятие

Распределение ролей в группе, продумывание плана защиты проекта, использования наглядности.

Награждение активных членов кружка.

Внесение предложений в план работы на следующий учебный год. Представление творческого проекта «Теремок».

Оформление проекта в технике оригами «Теремок», сообщения о проекте

Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Выставка – ярмарка

Распределение ролей в группе, продумывание плана оформления работ, использования наглядности.

Уметь устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить способы работы по ее созданию

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Список использованной литературы

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы. – С-Пб.: Кристалл, 2002.

2. Афонькин С.Ю., Е.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким.

    Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 [Электронный ресурс] /Режим доступа: (дата обращения: 14.03.2011)

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. (стандарт второго поколения).

    Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 3 – 12.

    Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2001. – 144 с.

    О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2002 № 06-1844 // СПС Консультант Плюс: http :// www . consultant . ru (дата обращения: 21.04.2011).

    Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993).

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

    Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика. – М.: ЭКСМО.

    Тарабарина Т. Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль.: Академия развития, 1997.

    Федеральный Государственный Образовательный стандарт: начальная школа [Электронный ресурс] /Режим доступа обращения: 14.03.2011)

    Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс] /Режим доступа: (дата обращения: 14.03.2011)

    для педагога

    Афонькин С.В. Оригами и аппликация. - С.-Петербург: Кристалл, 2001. - 173с.

    Корнева Г. В. Поделки из бумаги. - С.-Петербург: Кристалл, 2001. – 98с.

    Оригами. Игрушки из бумаги. Выпуск 3 - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995. – 134с.

    Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии Москва. Academia , 1998. – 203 с.

    для обучающихся

    Долженко Г.И.. 100 оригами. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2000.

    Кошелев В.М. , Афонькин С.Ю.. Вырезаем и складываем. – С-Пб.: Кристалл, 2002.

    Сержантова Т.Б.. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

Приложение 1

    Тест-игра «Закорючка» . Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается шесть рисунков-закорючек. Задача ребёнка: каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка.

Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

    Тест-задание «Что попало в сеть?» . Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов.

    Тест-игра «Геометрический человек» . Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

    Тест «Игра в прятки» . В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.

Методика

Изучение умения моделировать объект

Подготовка исследования. Подготовить карточки – образы и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разной конфигурации и величины, соответствующие и несоответствующие образцам.

Проведение исследования. Ребенку по одному показывают образцы и просят составить такую же картинку из геометрических фигур. Взрослый предлагает рассмотреть образец и расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них). После выполнения задания ребенка просят выложить изображение, а затем проверить правильность деления образа.

Обработка данных.

На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с тремя уровнями выполнения задания.

1 уровень. Ребенок выполняет задание на расчленение изображения и его моделирование почти без ошибок (допускается 1-2 ошибки). Самостоятельно замечает и исправляет ошибки. Изображение полностью соответствует образу по форме и величине деталей.

2 уровень. При расчленении образца ребенок допускает много ошибок или выполняет данное задание после того, как смоделирует объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки ребенок замечает и исправляет сам или с небольшой помощью взрослого.

3 уровень. Ребенок не справился с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получает объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает.

4 уровень. Ребенок не справляется ни с заданием на расчленение образца, ни с задачей смоделировать объект.

Подсчитывается количество детей разного возраста, соответствующих каждому из уровней, и делают вывод о развитии у них мыслительной операции анализа и моделирования.

Методика

Изучение пространственных ориентировок при конструировании

Подготовка исследования. Подготовить детали строительного материала, чертежи домиков, на которых показаны отдельные детали постройки.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет. Промежуток между сериями – 7 дней.

Первая серия. Ребенку показывают чертеж в обычном расположении и просят построить подобный домик.

Вторая серия. Ребенку показывают перевернутый чертеж и просят построить такой же домик. В протоколе фиксируют не только последовательность конструирования, но также речь и эмоции дошкольника, зарисовывают выполненные постройки.

Обработка данных. Подсчитывают число ошибок в пространственном расположении деталей. Устанавливают соответствие конструкции чертежу. Особое внимание обращают на их соответствие при положении чертежа «вверх ногами».

Приложение 2

Анкета для родителей.

Определение интенсивности познавательной потребности

(Юркевич B .C .)

1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умствен­ной работой (час-полтора - для младшего школьника; несколь­ко часов подряд, не отрываясь - для подростков и т.д.)?

а. Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?

а. «Помучиться», но самому найти ответ.

б. Когда как.

в. Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает дополнительной литературы?

а. Постоянно много.

б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в. Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а. Очень эмоционально.

б. Когда как.

в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

5. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

6. Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выра­женной познавательной потребности, «б» - об умеренной, «в» - о слабо выраженной.

Анкета для родителей.

Определение уровня проявления способностей ребенка

(Сазанов А.Н.)

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо облас­тью проявления интересов. Для этого приведем перечень ха­рактеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы ан­кеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

2. Он с готовностью откликается на все новое.

3. Любит все загадочное и непонятное.

4. Часто нуждается в поддержке старших.

5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некото­рые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.

Одаренный

1. Его интересы достаточно стабильны.

2. Его любознательность устойчива.

3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

6. Начатое дело всегда доводит до конца.

7. Имеет особую склонность к определенному виду заня­тий или предмету.

8. Настойчив в достижении поставленной цели.

9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к сле­дующим вопросам.

Яркая одаренность

1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литера­турном творчестве проявляет свою одаренность.

2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего воз­раста.

3. Его речь очень развита, характеризуется большим запа­сом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

4. Всегда ищет самостоятельные решения.

5. В спорных вопросах опирается на собственное сужде­ние, не любит общепризнанных мнений.

6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях. Положительные ответы на эти девять вопросов дают се­рьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, опре­деляющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

1. Желание привнести в выполняемую работу элемент но­визны.

2. Стремление освоить незнакомое дело.

3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоми­нания.

5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и яв­лениями.

8. Способность к творческому воображению, созданию нового.

(дословно "сложенная бумага") - древнее искусство складывания из бумаги, уходящее своими корнями в традиции Японии и Китая.

На протяжении многих веков оригами было неотъемлемой частью многих японских обрядов. На свадебную церемонию из бумаги складывали бабочек, представлявших жениха и невесту. А средневековые самураи обменивались подарками, украшенными символами удачи, сложенными из бумажных лент.

В современной Японии сохранились традиции использования фигурок, сложенных из бумаги для защиты дома и семьи, достижения гармонии. Так, ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства. Из бумаги же складывают гофу – бумажные амулеты.

Изначально обрядовое, в XII - XIII вв. оригами становится и светским увлечением. Придворные и аристократы использовали записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, как символ дружбы или доброго пожелания для любимого человека.

Отдельно стоит сказать и о традиционных японских журавликах. Священная птица Японии - журавль - символ счастья и радости. По легенде, тот, кто сложит из бумаги тысячу журавликов, сможет загадать любое желание, которое обязательно исполнится.

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Однако сегодня существует множество техник складывания бумажных, наиболее популярной из которых, наравне с классической, является модульное оригами.

В модульном оригами целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Модульное оригами схемы и видеоуроки: каталог

Одной из самых популярных моделей такого вида оригами является кусудама , или "волшебный шар" - объемный шар, собранный из различных элементов, сложенных из бумаги (цветов, плетеных лент, маленьких геометрических фигурок).

Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной.

(складывание по развёртке) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Данный метод используется при разработке новых моделей, т.к. позволяет увидеть, как она была придумана. При этом, на развёртке (паттерне) могут быть нанесены не все складки, он может передавать лишь основные черты окончательной модели. Наиболее известным специалистом в области оригами, работающим с паттернами, является американский физик Роберт Лэнг, достигший больших успехов в применении оригами к инженерным проблемам.

Мокрое складывание - техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой, используется для создания объектов со сглаженными углами и плавными линиями, например цветов или животных. Для такой техники используют слегка смоченную бумагу.

Аэрогами или «бумажная авиация» - техника оригами, при которой необходимо не только сложить красивую фигурку, похожую на оригинал, но и предусмотреть её летные характеристики. К изделиям в этой технике относятся летающие бумажные самолетики и прыгающие лягушки.

– техника, допускающая использование ножниц и разрезания бумаги для изготовления модели.

Базовые обозначения оригами

Схема оригами "Сердце"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!