Роль личности в истории. А.С.Пушкин – ореол величия XIX века

Конспект урока Чуганской Т.Г.,учителя истории и обществознания лицея №1524 ЮВАО г.Москвы

10 класс. Обществознание.

Тема урока Исторический процесс .

тип урока - изучение нового материала

Цели и задачи:

I. Предметные результаты.

1 . Раскрыть суть исторического процесса и показать типы социальной динамики;

2. Исследовать факторы изменения социума;

3.Охарактеризовать роли субъектов исторического процесса

II. Метапредметные результаты .

1 Уметь строить высказывание по проблеме, слушать одноклассников (коммуникативные УУД);

2. Уметь работать в соответствии с поставленными задачами (регулятивные УУД);

3.Уметь выделять главное в тексте, сравнивать объекты, (информационно-логические УУД);

4. Уметь делать проект и владеть методами исследовательской деятельности, сравнивать, анализировать, делать выводы.

III. Личностные результаты .

Уметь работать в группе.

План урока.

1 Оргмомент.

II Изучение нового материала.

План.

1. Исторический процесс. (повествование учителя с использованием информационно-компьютерных технологий - икт, презентации)

2 Типы социальной динамики. (повествование учителя с использованием икт, презентации)

3. Факторы изменения социума. (проект ученицы, икт, презентация)

4.Роль народа в историческом процессе. (проект ученика, икт, презентация)

5. Социальные группы и общественные группы. (проект группы учеников, икт, презентация)

6. Роль личности в истории. . (проект группы учеников, икт, презентация)

III.Закрепление. Рефлексия. (решение тестов)

Домашнее задание: параграф 14, вопросы, составление таблицы "Факторы, влияющие на изменение социума"; Сильным ученикам найти материал по теории элит; по типам лидерства; по проблеме охлократии -власти толпы.

Повествование учителя.

На прошлом уроке мы рассматривали развитие истории и познакомились с различными теориями, объясняющими развитие человечества его смысл и направленность. Это цивилизационный и формационный подход. Сегодня мы рассмотрим исторический процесс, типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

1 пункт плана. Слово "процесс" означает ход какого-либо явления.

Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений. Он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания хлеба до изучения планетарных явлений. Исторический процесс - путь человечества с древнейших времён до настоящего времени.

Он характеризуется непрерывностью своего течения. Проходят эпохи, поколения сменяют друг друга, бушуют войны и революции, человечество преодолевает кризисы и делает выдающиеся открытия, меняются мода и вкусы.

Исторический процесс - свидетель бесконечных событий. Он связан с деятельностью людей: с появлением человека он начинается и с гибелью человечества может и закончиться.

По мнению нашего историка Н.Карамзина отображение исторического процесса должно быть "зерцалом бытия и деятельности народов."

Жизнь общества в прошлом и в настоящем изучает история. Исторический процесс изучает такая наука, как философия истории. Она выявляет общие законы , самые существенные взаимосвязи, общую природу исторического процесса . Философ К. Ясперс писал " Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу - всё это я узнаю в зерцале истории."

2 пункт плана. Типы социальной динамики.

Объяснение учителя . Мы уже поняли, что исторический процесс - это общество в движении, изменении, развитии. Как же функционирует общество? (учащиеся работают с приложением к уроку №1-2)

Социальное движение - рассматривают разные типы социальной динамики:

линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития (прогресс и регресс будут рассматриваться на след. уроке);

циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определённую протяжённость во времени, по истечении которой они прекращают своё существование;

спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом витке, на новом качественном уровне. Пример:от рассеянной мануфактуры к централизованной фабрике и в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того, что в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не параллельно и не как сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление новых свойств, функций, отношений.

Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние;

Социальные изменения могут быть в разных формах:

Эволюция - непрерывное постепенное изменение без скачков и перерывов;

Периодизация истории: первобытность - началась около 800-600 тыс.лет и продолжалась до 5-3 тысячелетия; - 750 тыс. лет

древний мир охватил с 4 тыс. до н.э. до 5 века н.э. - 5 тыс.

средние века -с 5 в. н.э. по 15 в. (включительно)- 10 веков-1 тысяча лет.

новое время - с 16 в. по 1914 г.- 4 века (400 лет)

новейшее время - XXI век/

Мы видим эту непрерывность, постепенность, а так же видим закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Социальная революция - коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества; приводит к смене общественного старого строя новым (мирные и немирные формы)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить о роли реформ.

Социальная реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении общественного строя; обычно проводятся "сверху". Глубокие реформы могут стать альтернативой революции, предупреждать или заменять их.

Гесиод, Ницше, Гегель,Маркс, Тойнби, Вико, Платон, Аристотель

Поппер Кондорсе, Тюрго Шпенглер

3 пункт плана. Факторы изменения социума.

Выступление с проектом и презентацией Арзиевой Алии

"Факторы двигатели исторического процесса."

Выделяют природные факторы, духовные, материальные. Некоторые учёные считают, что на исторический процесс влияют различные факторы в комплексе.

4 пункт плана. Роль народа в истории.

Слово учителя.

Объектом исторического развития является историческая действительность. Иными словам объект - это на что направлена деятельность. В то время, как под субъектом понимается тот, кто осуществляет деятельность. К субъектам мы относим народ, исторические личности, общественные объединения. Вопросы о том, кто является субъектом исторического процесса, какова роль народных масс в истории, как это показано в приложении, не имеют однозначного решения. Так, русский философ первой половины ХХ в. Л. П. Карсавин считал, что субъектом истории является все человечество, которое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.

Наиболее значительным субъектом исторического процесса, полагают многие ученые, в том числе марксисты, являются народные массы, роль которых ярко проявляется во всех сферах общественной жизни. Эта позиция, несомненно, имеет аргументированное обоснование, и ее отрицание непродуктивно. Вот как об этом говорится в учебнике «История Средних веков»: «Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других, так называемых „маленьких“, людей либо, по крайней мере, их пассивность и покорность. Но такого рода неучастие тоже есть участие в историческом событии. „Маленьких“ людей нет, есть люди, которые считают себя маленькими, которым внушили мысль, будто бы они маленькие» (Гуревич А. Я., Харитонов Д. Э. История Средних веков. - М., 1995. - С. 5).

Выступление учеников А. Баранова и А. Бурлова с презентацией и проектом " Роль народа в историческом процессе." (Класс работает с приложением № 3.)

Роль народа трактуется по-разному.

В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании матер. и духовных ценностей, в защите Родины.

Другие исследователи ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общ. отношений . Они включают в понятие "народ-творец истории" означает широкую общность, соединяющую только те классы и слои, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С понятием "народ" отделяются прогрессивные слои населения от реакционных. Конечно, народ -это прежде всего трудящиеся. Вместе с тем понятие "народ" охватывает и те слои населения, которые, не являясь трудящимися, на данном этапе выражают поступательное движение. (пример: роль буржуазии в антифеодальных революциях)

Ключевский насыщал "народ" социальным содержанием. вкладывал в него этническое и этическое содержание. " Для народа характерны этнографические и нравственные связи, создание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов". Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В.О.Ключевский, " в делах принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело" (народное ополчение во время Смуты, подъём народной борьбы в 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)

А.И.Герцен народ-консерватор по инстинкту.

Н.А.Бердяев считал, что народ может не иметь демократических убеждений.

К.Ясперс отмечал, что массу следует отличать от народа. Масса не обладает сознанием, не имеет традиций не сконструирован. Безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими тиранами." В массу как правило входят индивидумы, не проявившиеся как личности. В массе человек иррационален, он не принадлежит своим мыслям и ощущениям. Трудно предсказать поведение толпы.

Масса, отмечают исследователи, - это не социальный класс, а тип людей, встречающихся во всех социальных классах; принадлежность к массе чисто психологический признак. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех. В пособии отмечается, что люди в массе легко могут потерять голову. Социологи подчеркивают, что массой овладеть легче, чем небольшой группой слушателей, поскольку свое одобрение она выражает более темпераментно, спонтанно и категорично и, воодушевившись, уже не терпит сопротивления небольших групп и тем более отдельных индивидов. Толпа вытесняет индивида, его личность, его чувство ответственности.

Толпа - это масса - нерасчлененная общность людей, собравшаяся в одном месте (на площади, на рынке), часто стихийно и по неожиданному поводу, общность неустойчивая, развивающая относительно большую энергию (обычно на непродолжительное время), действия которой трудно предсказуемы. Толпа делает людей более иррациональными, происходит «разгерметизация эмоциональных сил», и может сложиться ситуация, когда (почти по Шекспиру) «безумные ведут слепых».

Итак, запишем определение:

Народ - исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.

Вопрос на закрепление: 1.Какая из приведённых точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории? Или у тебя сложилась своя точка зрения.

Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоёв, которые называют элитами - небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры.

Роль лидеров всегда была велика . Вспомним такие имена, как П. А. Столыпин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Роль лидеров возрастает в наше время. Именно государственный лидер, согласно конституциям многих стран, как правило, принимает самые ответственные решения, в том числе о вступлении государства в войну и о применении тех или иных видов оружия. Как говорят журналисты, он «человек у кнопки».

Сегодня фигура лидера приобретает беспрецедентное значение. Многое зависит от того, в какой степени он подотчетен обществу, в какой степени независим, способен выслушать других, не поддаваясь натиску частных интересов; обладает ли твердостью характера, мужеством идти на уступки; человечен ли он. Политическое доверие народа лидеру во многом зависит от его взаимоотношений с верящими ему людьми, от его открытости, внутренней свободы, способности получать импульсы из различных сфер жизни, от думающих и ведущих себя по-разному, суверенных людей.

Вопрос классу: какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной) ?

5 пункт плана. Социальные группы и общественные объединения

Проект и презентация Щетилина Ивана, Власовой Юли.

Каждый человек принадлежит к социальной общности, социальной группе. Большие исторические общности вам хорошо известны. Назовите их (классы, профессиональные группы, религиозные группы и др.). В разные периоды истории мы видим их активное участие в истории. Сейчас большую роль в жизни обществаиграют партии, движения, профсоюзы)

6 пункт плана. Роль исторической личности.

Проект и презентация Тюльпина Д., Басургина А.

На доске чертится схема:

Слово учителя.

Вот что о великих личностях говорит Карамзин:

“Сии любимцы неба, рассеянные в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его;…жизнь их есть история народов” (Н.М.Карамзин)

Цитаты

От самых великих людей не стоит требовать того, что может сделать человечество. Франсуа Фенелон

Исходя из высказываний мы видим, что вопрос о роль личности в истории - один из самых противоречивых вопросов, который пытаются решить политики, историки, философы, писатели, художники. Все по-разному отвечают на него.

Наша задача будет состоять в том, чтобы рассмотреть аспекты проблемы личности в истории.

Ученики провели социологический опрос среди 9-11 классов по данной проблеме. Ребята отвечали на вопросы:

Назвать 5 великих личностей 20 века;

Дать оценку их деятельности (положительную, многозначную, отрицательную). В результате ребята называли таких деятелей, как У.Черчилль, Ф. Рузвельт, В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзедун, С.П. Королёв, А.И.Солженицын, А.Д. Сахаров и др. Ребята расскажут о результатах этого опроса.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ - роль, выполняемая в истории человеком, который раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом. (Б.А.Введенский. Большая Советская энциклопедия).

Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью народу успешно решать задачи общественного развития. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности.

Многие великие люди пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит?

Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.

Вместе с тем, роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Историю делает личность, когда её поддерживают миллионы.

(Аркадий Давидович).

Я согласна с Маяковским в том, что «один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку - дело бесперспективное.

III. Рефлексия.

Учащиеся работают над анализом теста

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ.

Одна из великих загадок существования человечества - смысл и движущие силы исторического процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат). Если проанализировать то, что наработала за века своего существования историческая наука, то окажется, что исторический процесс в ее интерпретации - это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации. Недаром философ Н. Бердяев утверждал, что «история возможна только тогда, когда только возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический ». Долгие века история причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и балансирования на грани небытия другие.

Что касается логики исторического процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история - это результат промышления Божьего (или его попущения). По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций: рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический. Согласно этим взглядам, история вершилась под воздействием экономических процессов, а ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.

Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Петр I, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и др. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит - культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.

До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно. Вообще в истории (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьезным, глобальным последствиям. Опоздание Груши в финале битвы при Ватерлоо (после чего Наполеон окончательно сошел с исторической арены), убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу, и т. д.

Определенную популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам. Примеров масса: после Французской революции - империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и Гражданской войны в Испании - умиротворяющая диктатура Франко и восстановление монархии; после двух революций 1917 года, покончивших с монархией и буржуазными порядками, Гражданской войны в России - полумонархическая диктатура Сталина, умиротворяющий «застой» и, наконец, с 1992 года - возврат к буржуазной (частнособственнической) модели организации экономической, политической и общественной жизни.

Безумие двух мировых войн, серия разрушительных революций, катастрофические экономические кризисы, наподобие Великой депрессии 1929-1932 гг. в США, многому научили западный мир. Обеспечив доступ к экономическим ресурсам человечества и рационально организовав свою политическую и экономическую жизнь страны Запада, достигли к концу XX - началу XXI века высокой степени преуспевания материальной жизни и стабильности своего существования. К тому же рухнул такой враждебный западу колосс, как коммунистический Советский Союз, исчезли сильные оппоненты буржуазному, рыночному пути развития человечества. В научном виде эта тенденция нашла выражение в знаменитой статье ученого Фукуямы о конце истории. Идея конца исторического процесса заключается в том, что отныне нет смысла ждать в мире каких-то серьезных непредвиденных потрясений. Все в нем достаточно ясно, все определено, основные силы расставлены, мир и его богатства распределены в соответствии с возможностями каждой страны (групп стран), существуют мощные международные инстанции (вооруженные силы ООН, НАТО и т. п.), способные подавить очаги спонтанного возмущения. Однако эту точку зрения трудно признать бесспорной. Потому хотя бы, что в своей основе исторический процесс все-таки остается стихийным, далеко не всегда предсказуемым, и это (как ни парадоксально звучит) спасает мир от многих катастроф, которыми чревато претворение в жизнь умозрительных, часто революционных, моделей развития человечества.

Задание к тексту.

  1. Запишите 4 главных вывода по тексту.
  2. Какие мысли текста кажется вам спорными и почему?
  3. Какие взгляды автора текста вы разделяете? Приведите свои доказательства в их защиту.
  4. Докажите (опровергните) тезис: «Смысл и счастье истории в её непредсказуемости, стихийности, спонтанности.

Вариант №1 .Закрепление по вопросам.

1. В чём заключается смысл понятия "исторический процесс"?

2.Какие существуют представления о типах социальной динамики?

3.Какие факторы на ваш взгляд воздействуют на исторический процесс?

4. Кто творит историю?

5. Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающиеся личности?

Вариант №2. Закрепление нового материала по теме "Исторический процесс" (тестирование).

1.Закончите предложение

Понятие исторический процесс включает:

а. судебный процесс, вошедший в историю;

б. суд над фальсификаторами истории;

в. цепь исторических событий;

г. ход определённого события.

ответ- в

2. Исторической личностью является:

а. упомянутая в историческом романе;

б. профессионально изучающая историю;

в.попавшая в неприятную историю;

г. наложившая индивидуальный отпечаток на историческое событие

ответ- г

3.Примером роли народных масс в истории является:

а. создание теории относительности;

б.Указ Екатерины II "О вольности дворянской";

в. создание первой русской газеты "Ведомости";

г. революция 1789-1794гг. во Франции

ответ- г

4. Многообразие конкретных исторических процессов НЕ ВЫЗВАНО:

а. различием природных условий;

б.различием в языке;

в. спецификой хозяйства;

г. своеобразием духовной культуры;

д.особенностью образа жизни;

е. различием в тенденциях моды.

ответ- е

5. Реформа или революция являются:

1) проявлением социальной динамики;

2) элементами структуры общества;

3) видами социальных связей;

4) типами социальных институтов.

ответ- 1

6. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются):

1) скачкообразность;

2) революционный характер перемен;

3) постепенность;

4) насильственные методы.

ответ- 3

7.Понятию "общественный прогресс" противоположно понятие:

1) социальная революция;

2) общественный регресс;

3) общественное развитие;

4) социальная мобильность.

ответ- 2

8. Страна "А" с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны "А" к обществам традиционного типа?

1) основу хозяйства составляет аграрное производство;

2) в стране проживает многонациональное население;

3) слабо развита сеть услуг;

4) верховная власть в стране передаётся по наследству.

ответ- 1

Домашнее задание. Учебник "Обществознание" Л.Н.Боголюбов,А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин, Н.М.Смирнова

(профильный уровень): п.14 вопросы, анализ текста источника стр.146., составление таблицы "Факторы, влияющие на изменение социума"

Сильным ученикам найти материал по теории элит, по типам лидерства,

по проблеме охлократии -власти толпы.


В истории не бывает сослагательного наклонения, и то, что уже случились, можно оценивать лишь с точки зрения влияния на дальнейший ход событий. Недаром говорят - история рассудит... И то, что было сделано правильно, и допущенные ошибки. История белорусско–сербских отношений еще раз подтверждает эту неопровержимую истину.

Визит президента Сербии Томислава Николича в Минск для многих оказался неожиданным. Возможно, это и так для неискушенных в политике обывателей, которые в последний раз слышали в мировых новостях о сербах во время натовских бомбардировок страны, тогда еще называвшейся Югославией. С тех пор голос Сербии в европейских делах становился все тише и тише... Как сказал сам президент Николич в Минске, «Сербия много лет была под санкциями ЕС, и от этого идут корни ее проблем». Но уверена, для многих аналитиков и наблюдателей, хорошо знающих об этих проблемах, горькое, но мужественное откровение сербского президента было неожиданным лишь в одном. Мало кто предполагал, что история рассудит и все расставит по своим местам так быстро.

Визит Президента Лукашенко в Белград в 1999 году накануне натовских бомбардировок воспринимается сегодня как ключевое историческое событие, реально повлиявшее на ход истории. Никаких сослагательных наклонений - ни в прямом, ни в переносном смысле. Этот символический шаг снискал огромную признательность у рядовых сербов тогда. И он же реально предвосхитил новый поворот и в белорусско–сербских отношениях, и в сложной внутренней ситуации этой страны, и в общеевропейском контексте сегодня.

Сегодня эта поддержка выглядит даже более значимой, чем 14 лет назад, когда разваливали Югославию. Почему? Да потому, что тогда разрушалась государственная структура. А сегодня речь идет об уничтожении идентичности самих сербов, которые продолжают вести жесточайшую борьбу за свое национальное «сердце» - Косово и Метохию. И не случайно одним из первых тезисов совместного заявления сербского и белорусского президентов стали слова о поддержке Беларусью суверенитета и территориальной целостности Республики Сербия и выработке всеобъемлющего решения в отношении Косово и Метохии.

«Неожиданное» заявление? Нет, очень даже ожидаемое, если учесть, что совсем недавно президенту Николичу не позволили посетить рождественскую службу в православном монастыре на территории Косово. И вот уже один из высокопоставленных сербских политиков прямо говорит: «Мы 10 лет лгали, что Косово принадлежит Сербии». Да, эта принадлежность записана в сербской Конституции, но на деле при поддержке США и Евросоюза уже давно создана Республика Косово под управлением бывших албанских боевиков. Какое–то время там были параллельные структуры управления, но то, что сербского президента не пустили в святыню, говорит, что игры закончились. Назревает решающий поворот.

Буквально на днях глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон вылетит в Приштину, чтобы согласовать детали решающего раунда переговоров между главами Сербии и Косово. ЕС не скрывает своего стремления принудить Белград к уступкам. В это же время сотни тысяч сербов собирают подписи против «предательства властей» в вопросе о Косово. И вот именно в этот момент Николич прилетает в Минск за поддержкой. Почему?

Белорусский аналитик, профессор Сергей Кизима, отвечает на этот вопрос однозначно:

Сегодня политическая поддержка Беларусью Сербии вновь приобретает исключительную важность и актуальность. Все эти пережитые удары - распад некогда большой Югославии, отделение Черногории, а теперь и реальная угроза потери Косово - подорвали идентичность сербов.

Спасти Косово - только таким образом Сербия может иметь будущее. Правительству сегодня невероятно тяжело сплачивать народ для того, чтобы добиваться успехов и двигаться вперед. Если Сербия сегодня вступит в ЕС без Косово, как того добиваются ее западные партнеры, то это будет страна без идентичности, страна без своего сердца, страна без стержня... Из такой страны сербы тут же разбегутся по всему ЕС. По сути, это означает потерю ментальности, ибо Сербия без Косово - это то же самое, что, например, Беларусь без Полоцка. Косово - это символ страны. В этом смысле визит Александра Лукашенко в Белград во время бомбардировок столь же символичен.

Профессор Кизима подчеркивает важность этой позиции в сегодняшней внутриполитической ситуации Сербии:

Минимальные шансы имеет тот белградский политик, который сегодня скажет: «Да, ребята, сдаемся». Такой политик будет отвергнут сербами, какое бы сильное давление евроатлантических партий они ни испытывали.

Визит сербского президента Николича в Минск имеет огромное значение и в общеевропейском контексте. По мнению Кизимы, исходя из того, что европейский сепаратизм угрожает дестатабилизацией всего ЕС, сербский пример заставляет задуматься многие страны. А некоторые из них даже осмелились на пассивное сопротивление Брюсселю - независимость Республики Косово не признали пять членов ЕС.

На мой взгляд, сепаратизм - не единственная проблема. Как сказал сербский президент, «я надеюсь, что такой вид «демократии» (под давлением. - Н.Р.) больше нигде не будут вводить». Это уже выход на более серьезные общеевропейские проблемы. И не случайно этот разговор начал президент страны, готовящейся вступить в ЕС. Но какого ЕС?

Вспомним недавний мини–путч в Румынии, вынудивший ЕС к компромиссу. Или то, как брюссельскую бюрократию эпатирует венгерский «раскольник» Виктор Орбан. Массовые выступления в Болгарии прошли формально против повышения цен на электричество, а реально против навязываемых ЕС стандартов.

Некоторые говорят, что Евросоюз просто «недоделан», что ему не хватает еще каких–то надгосударственных полномочий, чтобы обуздать непослушание новых стран–членов. На мой взгляд, ЕС скорее «переделан» с точки зрения географической экспансии и столкнулся с внутренними вызовами.

Об этом предупреждал еще в прошлом веке выдающийся историк Арнольд Тойнби, написавший в своем «Постижении истории», что западная цивилизация добилась исключительного доминирования в мире. И это будет для нее главной проблемой. Потому что Запад добился доминирования только западной экономической модели. Но культурные, политические, мировоззренческие различия в мире как были, так и остаются. И игнорирование, а тем более подавление, причесывание под одну гребенку очень опасно. Гораздо перспективнее возобновить рост через энергию равноправного взаимодействия.

В заявлении двух президентов, подписанном накануне в Минске, сказано, что Сербия может использовать Беларусь как площадку в Таможенном союзе, а мы сможем работать через Сербию со всем Балканским регионом «и, может быть, дальше».

Кроме того, в совместном заявлении говорится о самом широком сотрудничестве, начиная от расширения взаимодействия на площадке ОБСЕ (в 2015 году предстоит председательство Сербии в этой европейской организации) и заканчивая взаимодействием всех структур общества.

Впрочем, историю творит не общество, а личности. Общество создает лишь поля, потенциал для тех или иных свершений. И только личности, способные превратить стимулы в действия, реально двигают историю вперед. И не случайно президент Николич, обращаясь к Александру Лукашенко, особо подчеркнул: «Беларусь - большой союзник Сербии. Это ваша личная политика».

Самое главное, что такая политика поддерживается народами. В этом - залог успешного ответа на исторические вызовы.

/ / Историю делает личность, когда её поддерживают многие

Нельзя не согласиться с тем, что историю делают личности, когда их многие поддерживают. Должен быть такой человек, за которым пойдут другие люди. Именно такая личность является выразителем идей всего народа. Если за человеком не пойдут другие люди, то он не сможет изменить историю и повлиять на события в стране или мире. Роль личности в истории действительно велика.

Об этой роли говорили многие писатели. Несмотря на то, что все действия совершает простой русский народ, в произведениях поэтов и писателей описываются личности-предводители, то есть люди, которые несут ответственность за те события, которые происходят в стране.

Так, Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее "Война и мир" пишет о Кутузове. Он описывает его как простого человека, который думает о благе всего народа. Именно для этого писатель помещает в повествование сцену в Филях, в которой Кутузов приближен к народу. Даже сама комната, в которой происходит действие, говорит о близости его к народу. Именно такой человек должен стоять во главе всего народа, который хотел победы в войне.

Кутузов противопоставлен императору, не понимающего народ и его необходимость. Поэтому Александр I злится на Кутузова и не понимает его действий. Однако народ уважал главнокомандующего, Кутузов был "отцом" для всей русской армии. Так называли его сами солдаты, они действительно надеялись на него и верили в его решение.

Так, Кутузов обрел поддержку со стороны всего народа. Это говорит о том, что в военных действиях принимали участие все солдаты, однако именно Кутузов был тем человеком, который взял на себя ответственность за совершаемые действия. Герой явился тем, кто сотворил историю.

Личность, которая делает историю, всегда имеют своих сподвижников и последователей. Один человек не может изменить ход все истории. Он должен заручиться поддержкой других людей, иначе у него ничего не получится.

Так, в повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" показан , предводителя крестьянского восстания. Хотя эта личность оценивается неоднозначно, нельзя не согласиться с тем, что она появилась в результате противоречий в обществе. Пугачёв не стал бы действовать в одиночку, если бы не было бы людей, согласных с ним. Когда произносят выражение "крестьянское восстание", вспоминают имя Пугачёва. Однако нужно учитывать то, что не только он совершал все действия, изменившие общество. Многие изменили ход истории, не только Емельян Пугачёв. Личность одного конкретного человека велика, однако она всегда поддерживается кем-то, кто также меняет ход истории, делает ее особенной и неповторимой.

Таким образом, роль личности в истории очень велика. Однако чтобы творить историю, этой личности необходима поддержка других людей.

Достижение цели всегда обусловливается наличием мотивации, силы духа и большим желанием добиться желаемого. Не все могут похвастаться значимыми успехами даже в бытовых делах. Всё дело в том, что современная обстановка не оставляет человеку выбора для благоприятных условий жизнедеятельности, поэтому даже самые простые задачи предстают перед современной личностью непреодолимой горой, на восхождение которой можно потратить всю свою жизнь и не дойти до её вершины.

Что такое цель?

Чтобы достичь цели, необходимо её правильно перед собой поставить. Что же такое цель? А это тот предмет, который обозначает результат. То есть это то, что должно получиться в конце нужных манипуляций или действий. Например, человек хочет научиться плавать. Это уже поставленная цель. А её процессом будут называться специальные занятия, с помощью которых человек научится покорять волны.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Чтобы цель возникла, нужно её поставить. Существуют два способа её постановки. Первый, прямой, подразумевает появление и планирование достижения цели. Второй, опосредованный, выявляет сначала процесс, в котором становится понятным вся суть действий. То есть намечается и сама цель.

Бывает и так, что достижение цели не является конечным результатом, а может продолжится, если ещё есть невыполненные задачи, соприкасаемые с выполненной задачей. Такие цели называются промежуточными. Так, чтобы устроится на работу шофёром (основная задача), необходимо иметь права и уметь водить машиной. Эти две цели, которые надо достигнуть, и будут промежуточными, потому что их нужно достичь для того, чтобы стать шофёром. А вот заполучить работу водителя – это основная цель, ради которой производятся другие манипуляции и достигаются второстепенные функции.

10 историй выдающихся личностей, добившихся своей цели

В жизни всегда есть примеры, на которые стоит равняться. В истории имеется довольно много личностей, которые, несмотря на большие трудности, смогли подготовить себя к грядущим переменам и добиться

нужного. Достижение цели для этих людей – венец всей их деятельности, доказательство того, что человек может объять необъятное.

Королёв – король инженерии

Известный инженер Королёв, до того, как в 1957 году создал ракету с искусственным спутником, прошёл тяжёлую школу жизни. Когда ему было 26 лет, в стране началась масштабная чистка людей. Власть, искавшая шпионов, не жалела учёных, а к тому времени Сергей Павлович уже работал в научно-исследовательском институте. Конечно, эта жестокая учесть со стороны правительства не обошла и его. Королёва арестовали, но по ходатайству оставшихся на свободе товарищей, его перевели работать к конструктору Туполеву. Но Сергей Павлович всегда мечтал только об одном: о создании реактивных двигателей.

В 1944-45 годах инженера выпустили из-под стражи и отправили в Германию, где он собирал документацию о нужной военной технике немцев. При Сталине Королёву не удалось осуществить свою мечту, как бы он ни старался. Но желание изобрести мощный и быстрый двигатель все ещё теплилось в душе инженера, и уже в середине 50-х годов его заметила новая власть, которая остро нуждалась в конструкторах, инженерах и учёных, которые могли бы приступить к изучению космоса.

С 1957 года научная карьера Сергея Павловича взлетела вверх. Начали появляться космические аппараты, летающие на Луну, в 1961-м году в космос полетел первый человек, а в 1965-м космонавтам удалось даже выйти в открытое пространство. Все эти достижения были возможны благодаря Королёву. Он так любил свою работу, что не тратил своего времени ни на что другое. Сергей Павлович хотел создать свой собственный космический корабль с расширенными возможностями, пытался сконструировать процесс стыковки кораблей в космосе. Но его организм не выдержал нагрузки, и в 1966 году Королёв умер.

Сергей Павлович, справляясь со многими запретами и лишениями, смог подарить миру величайшие изобретения мира. Он – один из лучших примеров в российской и мировой истории, доказывающий всем, что достижение цели возможно в любых условиях.

Мао Цзэдун – творец культурной революции Китая

Создатель Китайской Народной республики Мао Цзэдун по праву считается одним из основателей марксизма. Именно благодаря амбициозному политику Китай встал на путь всестороннего развития.

Его история началась в 1926 году, когда молодого Мао выдвинули на пост управляющего крестьянским движением. Уже тогда было понятно, что революцию в Китае совершить не удастся. Тогда Мао Цзэдун решил донести до населения свои идеи марксизма. Но каждый воспринимал его слова по-разному, поэтому учения молодого политика лишь привели к расколу крестьян на несколько ветвей: анархической, марксистской и социалистической.

Но распространение коммунизма нравилось не всем представителем верхушки Китая. Поэтому в 1934 году Мао Цзэдун столкнул свои воска с войнами идейного противника Чана Кайши и потерпел неудачу. Но в 1943 году его избрали председателем Центральной Комитета Коммунистической партии Китая, и с этого момента наметился большой подъем в деятельности Мао Дзэдуна. Он сумел захватить власть и стать единственным правителем Китая.

Его внутриполитическая деятельность была поистине масштабной. Он обучал китайский студентов, доставал для страны необходимое оборудование для работы, искал специалистов для своей страны. В 1958 году, думая обогнать по развитию СССР, Мао Цзэдун начал большое строительство водохранилищ и промышленных предприятий в деревнях, возросло число рабочих рук. Не осталась в стороне и военная мощь Китая: в стране происходила военизация крестьянства.

Но когда обнаружилось, что никакого скачка в развитии так и не произошло, Мао Цзэдун решил совершить «культурную революцию» Китая. Репрессиям стали подвергаться неугодные правителю лица аристократии. Далее претензии Цзэдуна стали выходить за пределы его страны. Под опалу попали и соседи Китая. Однако вскоре после этих событий правитель умер.

Мао Цзэдун смог сделать многое и даже выйти за пределы своих мечтаний. Поэтому китайский правитель заслуживает место на пьедестале выдающихся личностей.

А.С.Пушкин – ореол величия XIX века

Творчество Пушкина вызывает восторг и благоговение у всех, кто читал его произведения. Талант Александра Сергеевича затмевает многих его писателей- современников, и чем дальше время отводит человека от великого поэта, тем сильнее воспламеняется любовь к его персоне.

Свои первые шаги на пути к литературе и русскому языку Александр Сергеевич делал с помощью Арины Родионовны, легендарной няни, без которой многих бы произведений просто не появилось.

Вторым шагом, приблизившим поэта к ступени творчества, стал лицей, в котором юный Александр получил образование. Там он уже писал свои первые стихи. На одном из экзаменов он прочёл знаменитые «Воспоминания о Царском селе», не оставившие равнодушным самого Державина. Но не всегда произведения Александра Сергеевича вызывали только восторг. После написания поэмы «Руслан и Людмила» мнения в обществе по поводу написанного резко разделились. Но Пушкин всегда отличался свободолюбивыми взглядами, он не стеснялся писать то, о чём запрещалось даже говорить. Этим-то он и покорил сердца многих.

Повествуя о том, что волновало только его, А.С. Пушкин показывал всему народу, что боятся нечего. Его душа лишь выплёскивала наружу то, за что болела. Таким подходом к творчеству поэт и заработал себе всемирную славу.

Александр Дюма — скорописец

А. Дюма, известный всем своими «Тремя мушкетёрами», был человеком разносторонним. За всю свою жизнь он написал более 600 произведений на различные темы. Он всегда стремился находиться в эпицентре всех событий, происходящих в Европе, из-за этого его романы почти всегда имели авантюрную окраску. Уже в 27 лет он имел полный успех. А пришёл он к нему через чтение книг.

После первых успехов Дюма понял, что читателей интересуют видные фигуры истории, поэтому он начал писать свои романы про графов и герцогов. Своими произведениями Александр так покорил Париж, что все редакторы газет жаждали общения с ним.

Такое везение приходит не к каждому. Всё дело в таланте и стремлении, неудержимом желании рассказать обществу то, что его интересует больше всего.

Ф.М.Достоевский – защитник бедных и слабых

Признание и любовь к Фёдору Михайловичу пришли уже после его смерти. Многие произведения Достоевского оставили большой след в сердцах его коллег-последователей, восхищённых психологизмом написанного. Конечно, не все так очарованы творчеством великого русского писателя, но бесспорно весь мир признал Фёдора Михайловича защитником слабых и бедных людей, образы которых пронизывают каждое произведение писателя и трогают до глубины души своим трагизмом.

Достоевский прошёл через многое: через тюрьмы, ссылки, долги и смерти близких. Но он проходил через все испытания жизнью с высоко поднятой головой.

Наполеон Бонапарт – император всей Европы

Наполеон Бонапарт – одна из личностей в истории, которая кроме своей цели не видит ничего вокруг. Вся Европа роптала перед его именем, потому что вся она была покорена великим французом. И несмотря на поражение с Россией, Бонапарт смог решить поставленную перед собой задачу.

Улучив момент, когда Франция утопала в кризисах и революциях, Наполеон взял штурмом город Тулон. После этой победы о Наполеоне заговорили с восторгом. Далее он стал присоединять к Франции интересующие его страны: Италию, Каир, Александрию.

После того, как Наполеон вернулся с военных походов, он стал императором. За 10 лет своего властвования Бонапарт сумел превратить Францию в мощную державу. Но со временем запросы императора росли, и амбициозность французского государя подвела его в войне с Россией.

Однако это поражение не испортило общего впечатления о Наполеоне, и поэтому он до сих пор считается держателем всей Европы.

Жюль Верн- французский фантазёр

Жюль Верн – самый фантастичный писатель из всех. Его произведения поражают научными деталями и объёмом человеческой фантазии. Книгами французского писателя зачитываются все дети мира.

Еще в детстве Верн мечтал совершить кругосветное путешествие, но родители настаивали на серьёзном образовании. Жюль Верн его получил и стал адвокатом, однако после получения диплома он вернулся к своей мечте и вдобавок ко всему начал писать. Его первые приключенческие романы стали настолько популярными, что скоро писать купался в деньгах и роскоши. Но вскоре ему надоел Париж, и Жюль Верн переехал в более тихое место, где и продолжал свою писательскую карьеру.

Жюль Верн наперекор родителям построил свою судьбу так, как посчитал нужным. И как теперь понимают читатели, сделано это было не зря. Любители научной фантастики не могут пока сравнить ни одного автора по значимости с Жюлем Верном, который до сих пор остаётся эталоном путешественников.

Д.И. Менделеев – повелитель химии

Менделеев поначалу интересовался многими областями науки, особенно, физикой, но с появлением периодической системы элементов, остановился на химии. Великий учёный очень много путешествовал для того, чтобы собрать как можно больше информации, которую впоследствии обобщал.

В США он впервые заинтересовался способами добычи нефти, после чего написал книгу, где написал об увиденном и поделился своими доводами. В 1892 году его пригласили на работу учёного хранителя мер и весов. Благодаря ему в российской системе мер установились такие понятия, как аршин и фунт. Далее Менделеев удостоился чести читать лекции по химии в университете, после чего стал доктором химических наук. После этого события он стал заниматься химией, где достиг очень больших результатов.

Все его достижения связаны с упорством, желанием получать знания и никогда не отступать. Благодаря его упорному характеру весь мир имеет первичные представления о химии.

П.И. Чайковский – композитор всех времён

Музыкальные произведения Чайковского звучат каждый день на сценах филармоний, в его честь называют музыкальные школы, концерты и конкурсы. Такой чести удостаивается не каждый композитор. В чём же особенность Чайковского?

Свой талант Пётр Ильич долго не видел и не воспринимал, потому что был очень впечатлительным и стеснительным мальчиком. Но садясь за музыкальны инструмент, он с головой уходил в ноты. И не каждый мог понять композитора, ведь язык музыки дан не всем. Родители отправили учиться Петра Ильича в Петербург на юриста, но сам Чайковский вскоре забросил учёбу и полностью посвятил себя музыке.

Благодаря его таланту и великой работе над собой, человечество имеет его великие музыкальные произведения, мелодии которых используются даже в современном кинематографе.

Зигмунд Фрейд – отец психоанализа

Австрийский невролог Зигмунд Фрейд тоже стал выдающейся личностью, которая прошла довольно много испытаний. Его книги сегодня очень популярны в США.

Он смог доказать всему миру, что плохие поступки человека совершаются из-за бессознательных мотивов. Причины их появления, считал Фрейд, кроются в неудовлетворённых влечениях личности. Эта фундаментальная теория потрясла весь научный мир. Среди коллег невролога нашлось много противников данной теории, однако одна прошла испытания временем и осталась жива, дойдя до наших дней.

После нескольких открытий Зигмунд Фрейд поставил перед собой новую цель – стать материально обеспеченным человеком. Он открыл врачебный кабинет, где помогал больным.

В Австрии все открытия учёного сразу же высмеивались, но за рубежом его идеи воспринимались с большой восторженностью. Поэтому Фрейд знал, что его работы, пусть и не сразу, приобретут смысл и будут использованы в дальнейшем.

Достижение цели каждого из этих великих людей было трудным, но все они обладали стойкостью, верой в свой талант и знания, и только поэтому были признаны общественностью.

Людей, которые изменили мир, великое множество. Это и известные врачи, которые придумали лекарства от болезней и научились делать сложные операции; политики, которые начинали войны и завоёвывали страны; космонавты, которые впервые облетели Землю по орбите и ступили на Луну и так далее. Их тысячи, и рассказать обо всех невозможно. В этой статье перечисляется только небольшая часть этих гениев, благодаря которым появились научные открытия, новые реформы и направления в искусстве. Они личности, изменившие ход истории.

Александр Суворов

Великий полководец, живший в XVIII веке, стал культовым человеком. Он личность, которая повлияла на ход истории своим мастерством ведения стратегии и умелым планированием тактики войны. Его имя золотыми буквами вписано в летопись русской истории, его помнят как неутомимого блестящего военного командира.

Всю свою жизнь Александр Суворов посвятил баталиям и сражениям. Он участник семи воен, возглавил 60 битв, не зная поражений. Его литературный талант проявился в книге в которой он учит молодое поколение искусству ведения войны, делится своим опытом и знаниями. В этой сфере Суворов опередил свою эпоху на много лет вперёд.

Его заслуга в первую очередь в том, что он усовершенствовал тенденции ведения войны, развил новые способы наступлений и атак. Вся его наука базировалась на трёх китах: натиск, быстрота и глазомер. Этот принцип развивал у солдат целеустремлённость, развитие инициативы и чувство взаимопомощи по отношению к своим коллегам. В битвах он всегда шёл впереди простых военных, показывая им пример мужества и героизма.

Екатерина Вторая

Это женщина-феномен. Как и все другие личности, повлиявшие на ход истории, она была харизматической, сильной и умной. Родилась в Германии, но в 1744 году приехала в Россию в качестве невесты для племянника императрицы — великого князя Петра Третьего. Муж её был неинтересный и апатичный, они почти не общались. Всё свободное время Екатерина тратила на чтение юридических и экономических трудов, её захватила идея Просвещения. Найдя своих единомышленников при дворе, она без труда свергла мужа с престола и стала полноправной владычицей Руси.

Период её правления называют "золотым" для дворянства. Правительница реформировала Сенат, забрала церковные земли в государственную казну, что обогатило державу и облегчило жизнь простых крестьян. В данном случае влияние личности на ход истории подразумевает принятие массы новых законодательных актов. На счету у Екатерины: губернская реформа, расширение прав и свобод дворянства, создание сословий по примеру западноевропейского общества и восстановления авторитета России во всём мире.

Пётр Первый

Ещё один правитель России, который жил на сто лет раньше Екатерины, также сыграл огромную роль в развитии государства. Он не просто личность, которая повлияла на ход истории. Пётр 1 стал национальным гением. Его огласили просветителем, "светочем эпохи", спасителем России, человеком, который открыл глаза простому народу на европейский стиль жизни и правления. Помните словосочетание "окно в Европу"? Так вот, именно Пётр Великий "прорубил" его назло всем завистникам.

Царь Пётр стал великим реформатором, его изменения в государственных устоях сначала пугали дворянство, а потом вызывали восхищение. Это личность, которая повлияла на ход истории тем, что в "голодную и немытую" Россию, благодаря ему, были внедрены прогрессивные открытия и достижения Западных стран. Пётр Первый сумел расширить экономические и культурные границы своей империи, завоевал новые земли. Россию признали великой державой и оценили её роль на международной арене.

Александр Второй

После Петра Великого это был единственный царь, который начал проводить настолько масштабные реформы. Его нововведения полностью обновили облик России. Как и другие известные личности, изменившие ход истории, этот правитель заслуживал уважения и признания. Период его правления припадает на XIX век.

Главным достижением царя стала в России, которое тормозило экономическое и культурное развитие страны. Конечно, об ликвидации системы, очень похожей на рабство, задумывались и предшественники Александра Второго — Екатерина Великая и Николай Первый. Но никто из них так и не решился перевернуть устои государства вверх дном.

Столь кардинальные изменения произошли довольно поздно, так как в стране уже назревал бунт недовольного народа. Кроме того, в 1880-е годы реформы приостановились, что вызвало гнев революционной молодёжи. Царь-реформатор стал мишенью их террора, что привело к окончанию преобразований и полностью повлияло на развитие России в будущем.

Ленин

Владимир Ильич, известный революционер, личность, которая повлияла на ход истории. Ленин возглавил бунт в России против самодержавия. Он повёл революционеров на баррикады, в результате чего царь Николай Второй был свергнут и в державе пришли к власти коммунисты, чьё правление охватило целое столетие и привело к существенным, кардинальным изменениям в жизни простых людей.

Изучая труды Энгельса и Маркса, Ленин выступал за равенство и всячески осуждал капитализм. Теория хорошая, но на деле её было тяжело воплотить, так как представители верхушки всё равно жили, купаясь в роскоши, а простые рабочие и крестьяне круглосуточно тяжело работали. Но это было потом, во времена же Ленина, на первый взгляд, всё складывалось так, как он этого хотел.

На период правления Ленина припадают такие важные события, как Первая мировая война, Гражданская война в России, жестокий и нелепый расстрел всей царской семьи, перенос столицы из Петербурга в Москву, основание Красной Армии, полное установление Советской власти и принятие её первой Конституции.

Сталин

Люди, изменившие ход истории... В их списке ярко-алыми буквами горит имя Иосифа Виссарионовича. Он стал "террористом" своего времени. Основание сетки лагерей, сослание туда миллионов ни в чём не повинных людей, расстрел целых семей за инакомыслие, искусственный голод — всё это в корне изменило жизнь людей. Одни считали Сталина дьяволом, другие Богом, так как именно он в то время решал судьбу каждого гражданина Советского Союза. Ни тем, ни другим он, конечно, не был. Запуганный народ сам возвёл его на пьедестал. Культ личности был создан на всеобщем страхе и крови невинных жертв эпохи.

Личность, которая повлияла на ход истории, Сталин, отличился не только массовым террором. Безусловно, его вклад в историю России имеет и позитивную сторону. Именно во время его правления государство сделало мощный экономический рывок, стали развиваться научные институты и культура. Именно он стоял во главе армии, которая разгромила Гитлера и спасла всю Европу от фашизма.

Никита Хрущёв

Это очень противоречивая личность, которая повлияла на ход истории. Его разностороннюю натуру хорошо демонстрирует возведённый ему надгробный памятник, одновременно сделанный из белого и чёрного камня. Хрущёв, с одной стороны, был человеком Сталина, а с другой — руководителем, который пытался растоптать культ личности. Он начал кардинальные реформы, которые должны были полностью поменять кровавую систему, выпустил из лагерей миллионы невинно осуждённых, помиловал сотни тысяч приговорённых к расстрелу. Период этот даже назвали "оттепель", так как прекратились преследования и террор.

Но Хрущёв не умел доводить большие дела до конца, поэтому его реформы можно назвать половинчатыми. Недостаток образования делал его недалёким человеком, но отличная интуиция, природное здравомыслие и политическое чутьё помогли ему так долго держаться в высших эшелонах власти и находить выход в критических ситуациях. Именно благодаря Хрущёву удалось избежать ядерной войны во время а ещё перевернуть самую кровавую страницу в истории России.

Дмитрий Менделеев

Россия породила множество великих универсалов, которые совершенствовали разные сферы науки. Но Менделеева стоит выделить, так как его вклад в её развитие бесценен. Химия, физика, геология, экономика, социология — всё это успевал изучать Менделеев и открывать в этих отраслях новые горизонты. Он также был известным судостроителем, воздухоплавателем и энциклопедистом.

Личность, которая повлияла на ход истории, Менделеев, открыл позволяющий предсказывать появление новых химических элементов, открытие которых происходит и в наши дни. Его таблица — основа уроков химии в школе и в университете. Среди его достижений также полное исследование газовой динамики, эксперименты, которые помогли вывести уравнение состояния газа.

Кроме того, учёный активно изучал свойства нефти, разработал политику вливания инвестиций в экономику и предлагал оптимизировать таможенную службу. Его бесценными советами пользовались многие министры царской власти.

Иван Павлов

Как и все личности, повлиявшие на ход истории, он был человеком очень умным, обладал широким кругозором и внутренней интуицией. Иван Павлов активно использовал в своих опытах животных, пытаясь выделить общие черты жизнедеятельности сложных организмов, в том числе и человека.

Павлов сумел доказать многообразную деятельность нервных окончаний в сердечно-сосудистой системе. Он показал, как может регулировать артериальное давление. А ещё стал открывателем трофической нервной функции, которая заключается во влиянии нервов на процесс регенерации и образования тканей.

Позже он занялся физиологией пищеварительного тракта, в результате чего получил в 1904 году Нобелевскую премию. Главным его достижением принято считать изучение работы мозга, высшей нервной деятельности, условных рефлексов и так называемой сигнальной системы человека. Его труды стали основой многих теорий в медицине.

Михаил Ломоносов

Он жил и работал во время правления Петра Великого. Тогда был сделан акцент на развитие образования и просвещения, и в России была создана первая Академия Наук, в которой Ломоносов провёл немало своих дней. Он, простой крестьянин, смог подняться до невероятных высот, взбежать по социальной лестнице и превратиться в учёного, шлейф славы которого тянется по сей день.

Его интересовало всё, что касается физики и химии. Последнюю он мечтал освободить от влияния медицины и фармацевтики. Именно благодаря ему современная физическая химия родилась как наука и стала активно развиваться. Кроме того, он был известным энциклопедистом, изучал историю и писал летописи. Петра Первого он считал идеальным правителем, ключевой фигурой в становлении государства. В своих научных трудах он описывал его как образец ума, который изменил историю и перевернул представление об управленческой системе. Усилиями Ломоносова в России был основан первый университет — Московский. С этого времени начало развиваться высшее образование.

Юрий Гагарин

Люди, повлиявшие на ход истории... Их перечень трудно представить без имени Юрия Гагарина, человека, покорившего космос. Звёздное пространство притягивало людей многие столетия, но только в прошлом веке человечество приступило к его освоению. На то время была уже хорошо развита техническая база для таких полётов.

Космическая эра проходила под знаком конкуренции между Советским Союзом и США. Лидеры стран-гигантов пытались показать своё могущество и превосходство, и космос был одним из лучших вариантов это продемонстрировать. В середине XX века началось соперничество за то, кто быстрее отправит человека на орбиту. В этой гонке победил СССР. Все мы знаем знаменную дату ещё со школы: 12 апреля в 1961 году первый космонавт полетел на орбиту, где провёл 108 минут. Этого героя звали Юрий Гагарин. На следующий день после своего путешествия в космос, он проснулся знаменитым на весь мир. Хотя, парадоксально, никогда не считал себя великим. Гагарин часто говорил, что за те полтора часа не успел даже понять, что с ним происходит и каковы при этом его ощущения.

Александр Пушкин

Его называют "солнцем русской поэзии". Он давно стал национальным символом России, его стихи, поэмы и проза высоко ценятся и почитаются. И не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всём мире. Почти в каждом городе России есть улица, сквер или площадь, названные в честь Александра Пушкина. Дети изучают в школе его творчество, посвящая ему не только учебное время, а и внеурочное в форме тематических литературных вечеров.

Этот человек создавал настолько гармоничную поэзию, что равной ей нет во всем мире. Именно с его творчества началось развитие новой литературы и всех её жанров — от стихов до театральных пьес. Пушкин читается на одном дыхании. Ему присущи точность, ритмичность строк, они быстро запоминаются и легко декламируются. Если учитывать ещё просвещённость этого человека, его силу характера и глубокий внутренний стержень, то можно утверждать, что он действительно личность, которая повлияла на ход истории. Он научил говорить народ на русском языке в его современной интерпретации.

Другие исторические личности

Их так много, что перечислить всех в одной статье не удастся. Тут приведены примеры небольшой части русских деятелей, которые изменили историю. А сколько есть ещё других? Это и Гоголь, и Достоевский, и Толстой. Если анализировать иностранных личностей, то нельзя не отметить давних философов: Аристотеля и Платона; художников: Леонардо да Винчи, Пикассо, Моне; географов и открывателей земель: Магеллана, Кука и Колумба; ученых: Галилея и Ньютона; политиков: Тэтчер, Кеннеди и Гитлера; изобретателей: Белла и Эдисона.

Все эти люди смогли полностью перевернуть мир с ног на голову, создать собственные законы и научные открытия. Кто-то из них сделал мир лучше, а кто-то чуть его не разрушил. В любом случае их имена знает каждый человек на планете Земля и понимает, что без этих личностей наша жизнь была бы совершенно другой. Читая биографии знаменитых людей, мы часто находим себе кумиров, с которых хочется брать пример и равняться во всех своих делах и поступках.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!