Символ королевской власти в византии. Двуглавый орел: значение символа, история

Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Одним из самых ранних изображений двуглавого орла в Византии является хрисовул императора Андроника II городу Монемвасия (1301). Хрисовул хранится в византийском музее в Афинах. Император протягивает жалованную грамоту монемвасийцам, призывая в свидетели самого Христа. Это документ официальный, и Андроник изображен здесь со всеми властными регалиями, включая алый суппендион с вытканными на нем золотыми двуглавыми орлами. Думается, что неслучайно именно при этом императоре двуглавые орлы появляются на монетах, хотя для византийской нумизматики использование этой птицы скорее исключение.

Изображения двуглавых орлов в Византии XIV-XV веков столь многочисленны, что перечислить их все невозможно. Остановимся лишь на нескольких самых характерных примерах. Большинство картинок кликабельны.

Миниатюра из Греческого манускрипта 1242 из Национальной библиотеки Франции, 70-е годы XIV века, (f. 5). Император Иоанн Кантакузин (1347-1351) председательствует на церковном соборе в Константинополе. Император изображен со знаком власти в окружении монахов и епископов, он одет в традиционные императорские одежды и держит скипетр с крестом, на голове корона, ноги Иоанна покоятся на алой подушке с изображением двуглавых орлов.

Стоит отметить, что использование двуглавого орла в Византии в качестве эксклюзивного императорского символа не имеет прецедентов в исламском и западном мире. Подушки, изображенные на миниатюрах, производились в императорских мастерских Константинополе и нигде более и были символами императорской власти.

Также мы встречаем двуглавых орлов на одеждах знатных византийских вельмож, связанных с императорским домом.

Фрагмент фрески из монастыря Христа Вседержителя в Константинополе (первая половина XIV), неизвестный с монограммами родов Асанов и Палеологов, а также двуглавыми орлами.

Миниатюра из типикона, который хранится в Оксфордском Lincoln College. Здесь изображен севастократор Константин Палеолог, брат императора Михаила VIII. Серия миниатюр отражает более позднюю традицию регалий высших санов императорского двора, описанную у Псевдо-Кодина и относящуюся к середине XIV века.

Икона Христа-Пантократора, середины XIV века, слева внизу изображен великий пирмикирий Иоанн, в одеянии, расшитом двуглавыми орлами.

Миниатюра из Ms. 416 с сочинениями Святого Дионисия Ареопагита, Лувр, Париж, около 1415 года. Слева направо изображены: Иоанн VIII со-император с 1415, император Мануил ΙΙ (с 1391), его младшие сыновья Феодор ΙΙ, деспот Мистры с 1407 года и Андроник, правитель Фессалоник (1415-23), а также его жена Елена Драгаш. Знаки власти Иоанна и Мануила не видны на миниатюре, так как их супендионы оказались в левом нижнем углу, одежды Феодора и Андроника расшиты двуглавыми орлами. Судя по всему, расшитые орлами одежды полагались наиболее знатным представителям династии, не имевшим, однако императорского сана.

Двуглавый орел как символ императорской власти упоминается и в письменных источниках. В первый раз в 1295 в Liber Pontificalis, а также у Георгия Пахимера, вероятно, у Псевдо-Кодина и у Георгия Сфрандзи. Последний пишет, что после штурма османами Константинополя тело императора Константина Драгша, погибшего в бою, опознали только по сапогам с двуглавыми орлами.

Уже в первой половине XIV веке мы встречаем двуглавого императорского орла далеко за пределами Византии. В частности, на саркофаге доны Ватацы, греко-португальской принцессы, внучки императора Феодора Ласкариса.

Особую популярность двуглавый орел приобрел в Морейском деспотате - небольшой византийском государстве на Пелопоннесе, где правили младшие отпрыски дома Палеологов. Здесь, благодаря соседству с княжествами крестоносцев, он приобрел явно геральдические черты: геральдическую царскую корону и щиток с палеологовской монограммой на груди.

Двуглавый орел из Евангелия Дмитрия Палеолога ГПБ, греч. 118.

Двуглавый орел. Греция. Мистра. Монастырь Св. Димитрия (Митрополия); материал: камень; техника: резьба по камню.

Встает вопрос, был ли двуглавый орел символом императорской державной власти в широком смысле этого слова, либо геральдической эмблемой династии Палеологов? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как геральдики в западноевропейском смысле этого слова в Византии не было.

В немецком гербовнике второй половины XVI века Wappenbuch, его автор Мартин Шрот называет двуглавого орла знаком достоинства императора Константинополя, не связывая его с конкретной династией.

Любопытной, что в этом немецком гербовнике орел приобретает ярко выраженные «германские» черты, становясь похожим на двуглавого орла Священной римской империи германской нации. Сказанное также справедливо для гравюры с изображением стен Константинополя, на которых видны императорский герб и двуглавый орел, в книге хроник Гартмана Шеделя (1493).

Но с другой стороны, европейские бароны, размещавшие на своих гербах двуглавого орла, явно хотели подчеркнуть не зависимость своих владений от Византии, а родственные связи с династией Палеологов. Речь идет о Гаттилузи, Джустиниани, Монферратских Палеологах и других баронских родах.
Так, на монетах маркиза Монферратского Гульельмо IX Джованни (1493—1518), чьи предки происходили от брака Андроника II Палелога и Виоланты Монферратской, мы видим герб Монферратской ветви Палеологов, где двуглавый орел имеет явно династический характер.

То же самое можно сказать о гербах рода Гаттилузи. Франческо Гаттилузи в 1354 году был союзником Иоанна V Палеолога в борьбе против Иоанна Кантакузина. За эту помощь Иоанн Палеолог выдал за него замуж свою сестру Марию и отдал в управление остров Лесбос.

Герб рода Гаттилузио на воротах крепости Митилина (Лесбос).

В статье мы предлагаем подробное описание одного из главных государственных атрибутов - герба РФ: что он символизирует и означает для нас и всей России, и в чем значение двуглавого орла.

Изображения на знаменах и печатях подчеркивают независимость и индивидуальность народа, демонстрируют его историческую самобытность. Именно эта национальная эмблема изображена на денежных купюрах, документах и нашивках правительственных органов. Основная функция этого знака состоит в духовном объединении всех людей, проживающих на территории России. Каждое событие прошлых лет имеет определенный уровень влияния на потомков. Создание атрибутики - не исключение.

История России: описание и значение символов государственного герба

Первые упоминания о единых образах страны, их утверждении датируются десятым веком.Именно тогда начали использовать изображение на оттиске государственной печати. В то далекое время использование такого отличительного знака уже было большим новаторством, так как в основном для этих целей использовались церковные обозначения. Геральдика на тот момент ограничивалась образом Креста Спасителя или Пресвятой Богородицы. Орел стал одним из первых «нехристианских» символов России и положил начало использованию анималистических образов в державных эмблемах.

Издавна эта гордая птица была национальным атрибутом могущественной Византийской империи. Ее появление на наших просторах произошло благодаря Иоанну III. Многие эксперты утверждают, что причиной того стало заключение брачного союза с принцессой Софией. Она была византийских кровей. Обмен культурным наследием разных народов обусловил заимствование исторически важного объекта в геральдике нашего государства.

Многие исследователи рассуждали на тему, что обозначает герб Российской Федерации и в чем значение его символики. Для полноценного анализа необходимо получить информацию о происхождении знака и дать оценку авторитетности национальной атрибутики. До появления двуглавого орла наиболее распространенным олицетворением могущества страны был лев, убивающий змею. Его изображение было связано с Владимирским княжеством. Примерно в то же время большую популярность обрел образ всадника. Немного позже его преобразили в Георгия Победоносца.

Стоит отметить тот факт, что орнитологические мотивы в геральдических знаках находят свое отражение во многих государствах Старого Света. Историки говорят о том, что Иоанну III просто понравилось это отображение державной власти. Вероятнее всего он увидел его на каком-то иноземном приказе или договоре. После исследования тенденций тех времен монарх мог учредить эту символику в собственной стране - таким образом и произошло утверждение нового и оригинального герба.

У алхимиков орел о двух головах олицетворял мистический философский камень и процесс его создания. Большинство лекарей и иностранных аптекарей работали при дворе российского императора. Скорее всего они и подсказали идею поместить гордую птицу на герб московскому государю. Это еще одна гипотеза, откуда и с чьей помощью позаимствован будущий образ державной власти.

Исторический путь установления основных атрибутов

Первое использование печати с оттиском орла произошло при скреплении документов на землевладение. После этого этот знак применяли при украшении интерьера стен Кремля. Именно в этот период и начинается распространение анималистической фигуры. Этот символ был использован многими российскими правителями.
Во времена Бориса Годунова эмблема Российской Федерации получает в свой состав три короны. Под влиянием европейских нравов и традиций происходят изменения и в эмблеме. В результате мы можем наблюдать более агрессивное изображение самой птицы. Клюв раскрыт и из него высунут язык, что показывает ее готовность к нападению в любой момент. Изменились со временем и головные царские уборы. В самом начале на изображении была не одна геральдическая корона, а две. Вместо третьей иллюстрировали разные вариации креста.

После окончания Смуты, с правлением династии Романовых, орел на гербе расправил крылья. Стоит отметить, что все Лжедмитрии использовали печать имеющую оттиск герба.

В 17 веке изображение национального атрибута России дополняют не только скипетром, но и державой. Эти элементы царской власти царь птиц надежно удерживает в своих крепких лапах. Оба компонента стали отчетливым знаком самодержавного могущества. С тех далеких времен к нам дошли первые описания значения символов эмблемы. До сих пор все документы хранятся в архивах и тщательно изучаются научными работниками.

Серьезные изменения в гербе РФ происходят в момент правления великого императора - Павла I. В это время началась эпоха грандиозных войн с французами. Уже 1799 году британские войска захватили Мальту. А именно ее покровителем выступал наш правитель.

Непредусмотрительный поступок англичан привел монарха в состояние большой ярости. Внешнеполитический конфликт подтолкнул его к союзу с самим Наполеоном и привел к подписанию соглашения с французским императором, позже послужившего одной из причин гибели Павла. После этого в составе государственного знака появился образ креста - свидетельство претензий на территории Мальты.

При жизни Павла I был подготовлен величайший проект на изготовление Большого герба будущей Российской Федерации - в нем была информация и о том, что он символизирует, что означает каждая деталь. Его выполнили в полном соответствии геральдическим нормам и стандартам, характерным для тех времен. Вокруг изделия с точным изображением орла в центре были собраны все 43 символа, входящие в общий состав земель. Целостный щит со всеми эмблемами держали два главных архангела. Но грандиозной задумке не суждено было воплотиться в реальность. Императора убили заговорщики и план так и остался только на бумаге.

После описанных событий знак державы прошел долгий путь внешних изменений. Изображение двуглавой птицы появляется с начала 1497 года в качестве обновленной версии.

Значение символа на гербе России: что обозначает двуглавый орел

Теория, сравнивающая Москву с могущественным Римом, появилась на свет уже после кончины правителя Иоанна III. Есть много известных версий о происхождении образа величия страны, увековеченного на элементах атрибутики. Выбор данного образа мог стать причиной спора о праве владения изображением с сильнейшей империей Габсбургов. Ученые установили, что до появления данного знака на нашей территории он уже фигурировал на государственных печатях Фридриха III. Германская Священная империя также считала себя полноправной преемницей могущественного Рима.

У этих теорий есть много слабых мест.

  • Историки не могут объяснить, почему орел, как «приданое» от византийской принцессы, начал свое существование спустя 20 долгих лет после брачного союза.
  • У «габсбургского» происхождения птицы тоже нет логического объяснения. А именно - почему Москва позаимствовала символ у империи, с которой не было никаких дружеских отношений.

Если рассмотреть последнюю версию внимательнее, она окажется наиболее правдоподобной. Территориально близкий сосед РФ - Золотая Орда, которая некоторое время выпускала монеты с образом орла. Существует большая вероятность того, что Иоанн III видел эти деньги. После распада Улуса Джучи царь позаимствовал понравившиеся обозначения для нашей страны.

Ученые рассмотрели все теории геральдического происхождения и выяснили, что исторически означает государственная символика герба России и в чем основное значение изображенного на нем двуглавого орла.

Официально вид эмблемы был утвержден только в 1993 году. Соответствующий указ подписал первый правитель современной России - Борис Ельцин. Позже, в 2005 году, изображение было закреплено главным конституционном законом и стало главной эмблемой державы. Страна вошла в новую эпоху с исторически установленными традиционными знаками.

Краткое описание национального атрибута

Внешне он представлен в виде взаимосвязанной системы цветовых сочетаний и традиционных образов. При этом они неразрывно соединены с народной ментальностью. Это четырёхугольный геральдический щит, имеющий округлые края и слегка заостренный центр. Герб выполняется строго в красном цвете, на фоне которого изображен орел с двумя расправленными крыльями. Каждая из двух голов увенчана геральдической короной. Между ними также расположен царский убор, но уже большего размера. Все они соединены воедино при помощи золотой ленты. Правая когтистая лапа удерживает скипетр, а левая - державу.

На груди у этой гордой птицы размещено еще одно полотно. Оно также выполнено в красном цвете и внешне повторяет силуэт основного, но отличается меньшими размерами. На нем изображают одетого в синий плащ всадника, который поражает серебряным копьем страшного черного змея. Мы все знаем легенду о том, как Георгий Победоносец убил дракона. Существует много икон на эту тему.

Как образовались символы на гербе (орел, короны) и что они означают для России

Геральдика, наука о происхождении знаков, помогает расшифровать эмблемы и дополнить уже имеющуюся информацию новыми фактами. Учеными установлено значение каждого из элементов государственного атрибута.

  • Двуглавый орел. Он смотрит в две противоположные стороны. Можно предположить, что таким образом птица охватывает взглядом всю Азию и Европу, что демонстрирует единство этих могущественных начал. Его расположение указывает на объединение многонациональных российских земель.
  • Короны. Три монарших убора обозначают суверенитет РФ, соединение ранее завоеванных царств или же Пресвятую Троицу.
  • Предметы на гербе. Держава олицетворяет государственную власть и могущество. Стоит отметить, что скипетр имеет идентичного двуглавого орла с таким же символом в сильной лапе.
  • Георгий Победоносец. Значение этого образа - победа сил добра над злом. Воин стал олицетворением защитника Отечества.
  • Тройной ряд из перьев. В современном трактате - это отсылка к единству таких понятий, как доброта, истина и красота.
  • Щит. Еще один атрибут, говорящий о защите земли от врага.

Изначально герб имел в своем составе изображение единорога, но позже оно было заменено серебряным всадником. Воин на коне воспринимался как образ самого государя. При правлении Ивана Грозного была утверждена власть Москвы, а конника убрали с герба. Стоит отметить, что святого Георгия считают покровителем столицы. Сейчас можно утверждать, что образ на гербе несет в себе информацию и об основной вере для народа России - о православии. Автор современного знака, украшающего знамены, печати, монеты - Евгений Ильич Ухналев. Сам художник родом из Санкт-Петербурга.

При создании нового образа национальной эмблемы он оставил основные элементы. Целостный вариант включает детали из разных эпох и подчеркивает многолетнюю и неразрывную связь событий российской истории. Внешний вид современного герба строго регламентирован законодательством.

Символизм цвета герба России: что значит красный фон

Окрас - самый яркий и в то же время простой способ подчеркнуть величие общего образа государственности. Только в 2000 году решили вернуть двуглавому орлу золотое оперение, подчеркивающее могущество и богатство великой страны. В благородном тоне заложен и другой смысл - он свидетельствует о справедливости и милосердии православной церкви.

Серебряный всадник указывает на благородство и чистоту происхождения, изображает особое стремление к правым делам, показывает борьбу за истину, желание достичь ее любой ценой.

Красное поле говорит о пролитой крови. Народ, населяющий российские территории, не жалел ее при защите родной земли. Красный - еще и мужество, любовь к Родине, знак многонациональности государства, где мирно проживают разные братские народы.

Но изображенный дракон или, как его еще называют, змей выполнен в черном цвете. Большинство геральдических специалистов склоняются к единой версии. Этот образ обозначает постоянные испытания в судьбе державы, вечную память и скорбь о невинных погибших.

Конституционная регламентация использования национальных атрибутов

На законодательном уровне определен список возможных сфер применения герба России. Его размещают на всех сооружениях Высшей государственной власти.

  • Главная Резиденция Президента.
  • Совет РФ.
  • Государственная Дума.
  • Конституционный суд.
  • Силовые структуры и организации.

В дни важных праздников для всей страны принято украшать дома, здания флагами с гордой птицей.

Образы главных атрибутов нашей державы создавались в разные эпохи и разными людьми, начиная с первых древних упоминаний в летописях Х веков. Двуглавый орел, изображенный на гербе России, и то, что он символизирует, - знак с длительной историей создания. Историки до сих пор не могут определить окончательную теорию возникновения образа: был ли он заимствован у европейцев или азиатов, были ли его создателями славяне, кто принес державный атрибут в его изначальном виде на русскую землю.

Со временем развитие геральдики вносит свои коррективы в живописный образ державного обозначения страны. Но в целом эмблема отражает вечное единство и сплоченность всех народов и национальностей, мирно живущих на территории государства.

(Восточная) Римская империя, Византия
Byzantium (лат.) , Imperium Romanum, Romania (лат.) , Βασιλεία Ῥωμαίων, Ῥωμανία (греч.)

Раздел находится в разработке!

Византийская империя или Восточная Римская империя была продолжением Римской империи в эпоху Средневековья. Столицей был Константинополь, ныне известный как Стамбул. За тысячу лет империя превратилась в мощную силу, несмотря на военные неудачи и потери территории. Империя вступила в длительный спад после двенадцатого века, что привело к падению Константинополя от турков в 1453 году.

Византийская история с удобством может быть разделена на следующие периоды.

Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница только та, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособляемости к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя поплатилась лишь временными потерями. Труднее было положение в VI и VII вв., когда с одной стороны теснили авары и славяне, с другой персы.

Победы Юстиниана (527-565) и Гераклия (610-641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организовать отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва III на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на св. иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой - подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.

Третий период - от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; патриарх Фотий положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. В сфере научной этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий; в сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный из утраченных теперь писателей. Во внешней истории самый выразительный и проходящий через весь период факт - войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 г. Болгария замирена и вошла в состав империи. Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крита у арабов в 961 г.

Четвертый период - от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения - Св. Землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея I и Мануила I) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление - половецкие и печенежские орды на службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов с Феодором Ласкарисом во главе удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти на счет Византийской империи. На западе - с одной стороны норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой - болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце ХII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имеет тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив - сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы, Никеи и Никомидии турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти Андроника Младшего, внутренние усобицы из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем - Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особности. При царе Константине XI Палеологе (1449-1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.

Восточная Римская империя

Династия Константина

Вне династий

Династия Феодосия

Династия Львов

(1) 474-475
475-476

Византийская империя

Династия Львов

(2) 476-491

Династия Юстиниана

Вне династий

Династия Никифора

Вне династий

Аморийская династия

Македонская династия

Династия Дука

Династия Комнинов

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!