Страны Ближнего Востока: Турция, Ирак и Иран после Второй мировой войны. Германия включается в Ближневосточные дела

С началом операции ВКС РФ в Сирии Россия вновь стала прямой и непосредственной участницей процессов, протекающих в ближневосточном регионе. Не вызывает сомнения и то, что это надолго. Последнее обстоятельство требует от российского общества понимания сути этих процессов, понимания места и роли в них России.


Ближний Восток должен решить свои проблемы без Европы

Ближний Восток - не субъект, а объект

Во второй половине прошлого века, когда Советский Союз был активным игроком на ближневосточной арене, для описания ситуации существовал особый понятийный и логический аппарат. Центральной проблемой региона считался палестино-израильский конфликт, лежавший в основе более широкого арабо-израильского конфликта, который, в свою очередь, был вписан в контекст глобального противостояния между СССР и США.

Каждая из этих двух мировых держав имела собственных союзников в арабском мире, который был, соответственно, расколот на "прогрессивный" и "консервативный" (в советской терминологии) лагеря. К первым относились такие государства, как , Египет (до 1976 года), Ливия, Алжир, Народно-демократическая республика Йемен (со столицей в Адене). Ко вторым — прежде всего монархии Персидского залива, Египет (после 1976 года), Йеменская арабская республика (со столицей в Сане), Марокко.

Внимательно присмотревшись к этой схеме, можно заметить ее принципиальную особенность: в ее рамках Ближний Восток являлся сценой, на которой основные роли принадлежали внешним игрокам — СССР и США, — а государства региона выступали как объекты приложения внешних сил.

Эта логика по умолчанию исключала возможность субъектности стран арабского мира, все процессы, протекавшие там, рассматривались в качестве функций от главного аргумента — холодной войны, т.е. столкновения интересов внерегиональных держав.

Если же заглянуть поглубже в историю, то выяснится, что такая ситуация сложилась гораздо раньше, еще в период Первой мировой войны, и с тех пор коренных изменений в ней не произошло: арабский мир не является полноправным субъектом международных отношений. И именно это обстоятельство лежит в основе всех проблем ближневосточного региона.

Поэтому базовый вопрос, определяющий развитие ситуации на Ближнем Востоке, заключается в том, каким путем и насколько успешно будет идти формирование регионального полюса того самого многополярного мира, в котором нам предстоит жить.

Трижды обманутые

Выступая 22 октября 2015 года на Валдайском форуме, президент России Владимир Путин дал предельно сжатое, но исчерпывающее описание сути проблемы: " в своей истории часто становился ареной столкновений разных империй и держав. Они перекраивали границы и политическое устройство региона под себя, исходя из своих собственных интересов. И последствия были не всегда приятными и хорошими для людей, которые там проживали.

Да, собственно говоря, их, как правило, и не спрашивали. Последними, кто узнавал о том, что происходит в их собственных странах, были как раз люди, которые и проживали на Ближнем Востоке".

Это — не преувеличение. За последние 100 лет арабы, как минимум, три раза оказывались "последними, кто узнавал о том, что происходит". По сути, они трижды были обмануты.

Соглашение "Сайкс — Пико"

Началось все 1915 году, в разгар Первой мировой войны. Одной из важнейших задач, которую стремились решить в ее ходе основатели Антанты Франция и Британия, было овладение азиатскими вилайетами Османской империи. Речь шла о территории, которую теперь занимают современные Сирия, Ливан, Палестина, Израиль, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Ирак.

Чтобы реализовать свои планы, Лондон и Париж подталкивали арабское население этих территорий к восстанию против турок. Наиболее активно и успешно действовали британские эмиссары, в частности, знаменитый Томас Лоуренс, прозванный Аравийским. Именно он разработал проект создания на большей части перечисленных земель единого независимого арабского государства со столицей в Дамаске.

Проект был в целом принят арабскими лидерами той эпохи, и они в надежде на скорую самостоятельность охотно вступили в войну и вместе с войсками Антанты освободили от турок земли, которые считались исконно арабскими.

Однако ни Британия, ни Франция не собирались выполнять данные арабам обещания, и в 1916 году был подписан документ, вошедший в историю как соглашение Сакса — Пико (по именам британского и французского дипломатов Марка Сакса и Франсуа-Жоржа Пико, подготовивших эту сделку).

Это соглашение предусматривало раздел между странами Антанты территорий, обещанных арабам: земли нынешних Сирии и Ливана переходили под управление Франции, Палестина, Иордания, Ирак — под управление Британии. Никакого единого арабского государства Париж и Лондон создавать там не намеревались.

Независимыми были признаны некоторые части Аравийского полуострова, в частности, Хиджаз, правитель которого оказался единственным представителем арабов, допущенным к подписанию Версальского и Севрского мирных договоров, завершивших Первую мировую войну.

Справедливости ради следует отметить, что в соглашении Сайкса — Пико принимала участие и Российская Империя. Ей союзники обещали передать контроль над Черноморскими проливами и Константинополем, а также отдать часть исторической Армении и Северного Курдистана. Неизвестно, насколько искренними были британцы и французы в этом случае: Россия вышла из войны в феврале 1917 года.

Однако нужно подчеркнуть два обстоятельства: во-первых, Россия не претендовала на участие в разделе собственно арабских территорий. Во-вторых, именно благодаря России арабы узнали о существовании тайных соглашений Сайкса — Пико: новые власти страны опубликовали их текст наряду с другими секретными договорами.

Совершенно естественно, что соглашение Сайкса — Пико было воспринято в арабском мире как наглый обман, как сделка, заключенная за спинами арабов и за их счет. Память об этом живет до наших дней, и арабы ни на миг не забывают, что после Первой мировой войны, несмотря на принесенные ими жертвы, они не получили ни единства, ни государственности, ни независимости.

Более того, новые хозяева "мандатов на управление" — Париж и Лондон — присвоили себе право проводить границы внутри своих "зон ответственности". В результате огромные территории от Средиземного моря до Тигра, испокон веков бывшие для арабов единым пространством, оказались разделены между различными "протекторатами", а затем — и между возникшими на их месте отдельными государствами.

Раздел Палестины и образование Израиля

Второй раз важнейшее решение, предопределившее судьбу ближневосточного региона, было принято без участия арабов сразу после Второй мировой войны, в 1947 году. Речь шла о плане раздела Палестины (от мандата на управление которой отказалась Британия) и о создании государства Израиль.

В мае 1947 года недавно созданная ООН сформировала особый комитет — UNSCOP (United Nations Special Committee on Palestine), — который подготовил доклад и большинством голосов рекомендовал Генеральной ассамблее ООН осуществить раздел этой территории на еврейское и арабское государства и установить особый международный статус для Иерусалима.

При этом весьма забавно, что в состав UNSCOP не было включено ни одно арабское государство, хотя с 1945 года членами ООН уже были Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия. В то же время в UNSCOP вошли, например, такие далекие от Ближнего Востока страны, как Австралия, Канада, Гватемала, Перу, Уругвай.

Генассамблея ООН, равно как и UNSCOP, отвергла план создания федеративного государства для двух народов Палестины — еврейского и арабского, который был предложен арабскими странами и поддержан меньшинством членов UNSCOP (Индией, Ираном и Югославией).

Последовавшее за этим провозглашение государства Израиль было воспринято арабами не как вступление в законную силу решения мирового сообщества, а как очередное проявление диктата, которое они отказались признать. Тем самым было положено начало целой серии войн, конфликтов и неослабевающей напряженности, которые, собственно, до сих пор формируют облик ближневосточного региона.

Ядерная сделка с Ираном

Наконец, третий раз арабы были фактически исключены из процесса принятия решений, имеющих критическое значение для их безопасности, в 2015 году, когда группа из шести стран (постоянные члены Совета Безопасности ООН плюс ФРГ) заключили так называемую "ядерную сделку" с Ираном. И очень любопытно, что в положении "ожидающих за дверью" наряду с арабскими государствами оказался и Израиль.

Не вдаваясь в детали этой сделки (о которых, кстати, мало что известно), следует, тем не менее, учитывать, что Иран — мощнейшая региональная держава, имеющая многовековую историю крайне сложных, порой драматических, отношений с арабскими соседями, с некоторыми из которых у него остаются неурегулированными территориальные споры. Даже название залива, отделяющего Иран от Аравийского полуострова, является спорным: арабы называют его Арабским, тогда как в Иране и во всем остальном мире принято название Персидский.

Важно помнить, что во времена шаха, до исламской революции, Иран обладал сильнейшей в регионе армией и расценивался как основной стратегический союзник США в Заливе. После революции 1979 года разразилась десятилетняя ирано-иракская война.

Нельзя не заметить и того факта, что за последние десять лет, что американцы вели громогласную и весьма артистичную кампанию, направленную на то, чтобы лишить Иран возможности иметь ракетно-ядерное оружие, иранцы обзавелись целыми арсеналами ракет самых разных модификаций и вплотную подошли к созданию атомного заряда.

Является ли это угрозой для арабов? Безусловно. И тут не имеет никакого значения, каковы намерения Тегерана. Важно то, что он способен нанести сокрушительный удар — обычным или ядерным (а вдруг?) оружием. Ответственные политики в арабском мире, особенно непосредственные соседи Ирана, обязаны оценивать ситуацию в соответствии с золотым правилом, сформулированным Отто фон Бисмарком: "Важны не намерения, а потенциалы". Из этого обязан исходить и Израиль.

Неслучайно соглашение, достигнутое летом 2015 года между "шестеркой" и Ираном, было крайне критично воспринято и арабами, и Израилем. И хотя в течение последующих месяцев арабские государства Залива, а затем и Израиль добились неких гарантий безопасности со стороны США, тем не менее не приходится сомневаться, что "осадок остался". Получить гарантии из уст хозяина Белого дома — это, конечно, хорошо, но лучше было бы принимать непосредственное участие в решении вопросов, затрагивающих их безопасность.

Главный вывод, который, как представляется, нужно сделать из приведенных трех эпизодов истории взаимоотношений арабов с внешним миром за последние сто лет: теперь арабы постараются "быть в курсе" всех проблем, затрагивающих их интересы, с самого начала. Верить на слово, полагаться исключительно на милость Всевышнего они больше не намерены.

А это значит, что и в , и в Йемене, и в Ираке, и в деле борьбы с ДАИШ, и в других конфликтах или проблемных вопросах, возникающих вокруг арабского мира и влияющих на его стабильность и безопасность, арабы будут стремиться участвовать напрямую, формируя различные коалиции, пытаясь выработать единые подходы и позиции.

Понятие региона Ближнего Востока в политических и научных кругах. «Большой Ближний Восток». Страны и государства Ближнего Востока и их территории. Израиль как европейское государственное образование. Араб­ские страны Юго-Западной Азии и Северной Африки, Магриш и Магриб. Расовый, этнонациональный и религиозно-общин-ный состав населения. Арабы и евреи, курды и тюрки, копты, берберы, суданские и мавритан­ские негры. Иудаизм, христианство и ислам на Ближнем Востоке, взаимоотно-шения представителей трёх мировых религий между собой. Род заня­тий, культура и быт народов населяющих Ближний Восток. Последствия колониального владычества Великобритании, Франции и Италии в регионе.

Ближний Восток после окончания второй мировой войны. Процесс деколонизации и образования молодых независимых государств /1946 -1971 гг./. Создание Государства Израиль. Достижение политической неза­висимости и восстановление государственного суверенитета арабскими стра­нами Юго-Западной Азии и Северной Африки. Борьба между силами реак­ции и прогресса, успехи и неудачи национально-освободительных, антиимпе-риалистических и антифеодальных движений.

Основные формы государственного и политического устройства в странах Арабского мира. Республиканские режимы и их характеристика. Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Йемен, Ливия, Тунис, Алжир, Судан и Мавритания. Монархические режимы и их характеристика. Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн и Марокко. Палестинский и курдский вопросы. Проблема Западной Сахары.

Государство Израиль. История зарождения, становления и развития. Основные тенденции политического и социально-экономического развития во второй половине XX-начале XXI века.

Еврейский народ и его место в истории мировой человеческой циви­лизации. Антисемитизм как явление в социально-политической жизни ряда стран Европы, Азии, Африки и Америки, его корни. Причины усиления антисемитских настроений на рубеже XIX-XX веков.

Сионизм как политическое, националистическое и социальное дви­жение. Образо-вание Всемирной сионистской организации /ВСО, Базель, 1897 г./, её программа, цели и задачи. Теодор Герцль как основатель сионистского движения. Эрец - Исраэль. Деятель-ность ВСО по созданию «еврейского очага на исторической родине» в Палестине. Отно-шение к про­цессу еврейской иммиграции правительства Великобритании. Декларация Бальфура /2 ноября 1917 г./ и обсуждение проблемы Палестины на международной конференции в Сан-Ремо /19 апреля 1920 г./.

Активизация процесса еврейской иммиграции в Палестину в межвоен­ный период. Алия и создание политической системы ишува в 20-х - 30-х гг. XX века. Закладывание основ еврейской государственности. Возникновение межобщинного противостояния евреев и арабов в Палестине. «Белая книга» правительства Великобритании /17 мая 1939 г./.

Взрыв антисемитской истерии в нацистской Германии и его послед­ствия /1933 - 1945 гг./. Нюрнбергские законы о гражданстве и расе /15 сентября 1935 г./. Евреи и мишленги. Распространение юдофобии в оккупированных странах Европы в годы второй мировой войны /1939 -1945 гг./. Совещание высших чинов нацистского рейха в Гроссен - Ванзее /20 января 1942 г./ и принятие «окончательного решения еврейского вопроса». Геноцид и холокост. Уничтожение шести миллионов евреев Европы.

Внеочередной конгресс ВСО и принятие Билтморской программы, её основные положения /Нью-Йорк, 11 мая 1942 г./. Призыв к созданию независимого еврейского государства на территории Палестины и реакция на него со стороны ведущих держав - участниц антигитлеровской коалиции - США и СССР.

Политическая ситуация в Палестине к моменту окончания второй мировой войны. Приток новой алии из Европы и других регионов земно­го шара. Резкое обострение межоб-щинных противоречий евреев и арабов, перерастание их в открытый вооружённый кон-фликт. «Хагана» и «Пальмах» как иррегулярные воинские формирования палестинских сио­нистов. Террористическая деятельность «Иргун цвай леуми» и «Лехи». Трагедия в Дейр - Ясин /9 апреля 1948 г./.

Кризис системы британского мандата в Палестине, фактический отказ и самоустра-нение правительства Великобритании от решения проблем данной территории. Обсужде-ние палестинского вопроса в ООН /1946-1948 гг./. Основные варианты решения данного вопроса. Проект создания суверенного арабо-еврейского государства с равными правами для арабов и евреев. Проект раздела Палестины на два самостоятельных государства - арабское и еврейское. Позиции великих держав в процессе обсуждения этих проектов. Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН и принятие резо­люции 181/II/ о разделе Палестины на два независимых и суверенных государства - арабского и еврейского /29 ноября 1947 г./.

Принятие Декларации о создании Государства Израиль /Тель-Авив, 14 мая 1948 г./. Народный совет и народная администрация еврейского го­сударства как временные законодательные, исполнительные и распорядите­льные органы. Политический портрет и деятельность Давида Бен-Гуриона, его роль в истории еврейского народа и создании Израиля.

Конституционно - правовая система Государства Израиль, её харак­терные черты и особенности. Правовые основы возникновения и существо­вания еврейского государст- ва. Отсутствие конституции, сочетание еврейского религиозного права с английским общим правом и элементами торго­вого и частного права Османской империи. Опреде-ление израильского граж­данства и статус личности. Законы о возвращении /1950 г./, о гражданстве /1954 г./, о земле /1960 г./ и о регистрации населения /1965 г./. Евреи и гои. Сабра, ашкенази, сефарды и мамцерим. Арабы-уроженцы Израиля, палестин­ские арабы, бедуины и друзы.

Государственные институты Израиля. Особенности реализации прин­ципа разделе-ния властей. Правительство, Кнессет, Верховный суд. Статус президента. Местные орга-ны исполнительной, распорядительной и судебной власти. Влияние ортодоксального иудаизма на деятельность государствен­ных органов и учреждений Израиля. Закон о раввинских судах /1953 г./.

Партийная система Израиля. Отсутствие крупных политических партий и органи-заций общенационального масштаба, пестрота партийного спектра. Сионистские партии социал-реформистской, центристской и правоконсервативной ориентации. Религиозные партии традиционалистского и ультраорто­доксального иудаизма. Светские партии марксистско-социалистической и демократической ориентации. Блокирование израиль-ских партий и группиро­вок на парламентском и правительственном уровнях. «Маарах» /1969 г./ и «Ликуд» /1973 г./ как основные политические блоки-соперники в последней четверти XX - начале XXI века.

Роль силовых структур в общественно-политической жизни Израиля. ЦАХАЛ /Армия обороны Израиля/ и МОССАД, их функции. «Система вращающихся дверей». Быстрая сменяемость офицерского корпуса и делеги­рование отставных высших чинов армии на руководящие посты в государст­венном и административном аппарате.

Общественные организации Израиля и специфика их деятельности. Гистадрут /Всеобщая конфедерация труда рабочих Израиля, 1920 г./ как основной профсоюзный центр, его структуры и подразделения.

Политические портреты наиболее известных государственных дея­телей Израиля второй половины XX - начала XXI века. Хаим Вейцман, Голда Меир, Моше Даян, Менахем Бегин, Шимон Перес, Ицхак Рабин, Бееньямин Нетаньягу, Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт.

Израиль как новая индустриальная страна. Основные этапы социаль­но-экономичес-кого развития с момента воссоздания еврейского государства. Восстановительный период /конец 40-х - середина 50-х гг. XX века/. Развитие сельскохозяйственного производства и начало процесса индустриализации. Киббуцы и мошавы. Процессы репатриации и абсорб-ции прибыва­ющей алии.

Промышленный подъём и создание импортозамещающей модели развития /середина 50-х - середина 70-х гг. XX века/. Образование макроэко­номических пропорций характерных для индустриально развитой страны. Процесс милитаризации экономики, возникновение военно-промышленного комплекса/ВПК/ Израиля.

Переход Израиля к экспортноориентированной модели развития /середина 70-х - конец 80-х гг. XX века/. Период медленного и неустойчиво­го роста, поиск путей интенсификации экономики. Нарастание финансовых проблем, вызванных макроэконо-мической несбалансированностью. Структурные сдвиги вследствие переплетения инду-стриальной и научно-техниче­ской стадий развития. Первая волна хозяйственной либе-рализации.

Ускорение экономического роста на основе вовлечения в воспроизвод­ственный процесс новых ресурсов труда и капитала /рубеж XX - XXI веков/. Значительное усиление интенсивных факторов роста, повышение роли кон­куренции и рыночных стимулов. Завер-шение формирования основ хозяйст­венного профиля путём выделения специализирован-ных, высокотехнологи­чных видов военного и гражданского промышленного производ-ства. Актив­ное развитие сферы услуг.

Факторы способствовавшие бурному росту израильской экономики на протяжении второй половины XX- начала XXI веков.

Военно-политический союз Израиля и США в годы «холодной войны» и после её окончания. Предоставление правительством США Израилю круп­ных кредитов на льгот-ных условиях, оказание широкой безвозмездной помо­щи в экономической, финансовой, промышленной, военной и иных сферах деятельности. Поддержка Израиля сионистскими и просионистскими круга­ми разных стран, еврейской диаспорой, представителями круп-ного финансо­вого капитала еврейского происхождения. Жёсткое противостояние Израиля с арабо-исламским миром в ходе ближневосточного конфликта. Синдром «осаждённого государства-крепости» и политика «наращивания мускулов», милитаризация экономики и труда. Постоянный приток алии обладающей достаточно высоким уровнем интеллекту-ального развития, квалификации, общей и профессиональной культуры. Наличие относи-тельно дешёвой ра­бочей силы в лице израильтян сефардийского и арабского происхож-дения, палестинских арабов и друзов.

Основные отрасли современной израильской экономики. ВПК и свя­занные с ним виды высокотехнологичного производства. Ядерная программа Израиля. Металлооб-рабатывающая и машиностроительная промышленность. Электротехническая и элек-тронная промышленность. Добыча полезных ис­копаемых, фосфатов и солей Мёртвого моря. Производство минеральных удобрений. Обработка алмазов. Строительная индустрия и сфера услуг. Высокорентабельное сельскохозяйственное производство. Создание сети ирригационных систем, широкое внедрение новинок агротехники и агрокультуры. Выращивание зерновых и цитрусовых культур. Развитие животново­дства и птицеводства.

Общие итоги политического и социально-экономического развития Государства Израиль во второй половине XX - начале XXI веков. Перспек­тивы дальнейшего сущест-вования еврейского государства.

Ближневосточный конфликт и динамика его развития. Причины, характер и основные этапы ближневосточного конфликта.

Международные аспекты ближневосточного конфликта. Позиции великих мировых держав – США, Великобритании, Франции, СССР /России/ и КНР в процессе урегулиро-вания данного конфликта. Геополитические противоречия, региональные проблемы и нефтяной вопрос.

Арабо-израильские противоречия. Бойкот государства Израиль его арабскими сосе-дями, длительный отказ от признания права на существование суверенного еврейского государства.

Палестинский вопрос как краеугольный камень ближневосточного конфликта. Первая арабо-израильская /Палестинская/ война /1948 – 1949 гг./ и её результаты. Включение Западного берега реки Иордан в состав Иордании, установление над сектором Газа египетского административного контроля. Возникновение проблемы палестинских бежен-цев. Палестинские арабы как народ диаспоры.

Зарождение Палестинского движения сопротивления – ПДС /1948 – 1964 гг./. Ранние политические организации палестинских арабов и их деятельность. Арабская армия освобождения /ААО, 1948 – 1949 гг./ и «Аль-Джихад ал-мукаддас» /«Священная война», 1949 г./.

Вторая арабо-израильская война /Суэцкий кризис, 30 октября – 6 ноября 1956 г./. Тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта и её последствия. Поддержка палестинцами идей панарабизма, их активное участие в движении обще-арабского единства. Г.А. Насер и ПДС.

Создание Организации освобождения Палестины /ООП, 1964 г./. «Харикат ат-тахрир ал-Филастыни» – «Движение палестинского освобождения» /ФАТХ – Победа, 1959 г./ как костяк ООП. Народный фронт освобождения Палестины /НФОП/, Демократический фронт освобождения Палестины /ДФОП/, Коммунистическая партия Палестины – Партия народа /КПП – ПН/ и другие палестинские организации – члены ООП. Армия освобождения Палестины /АОП, 1965 г./ как вооружённое крыло ООП. Салах Халаф, Халиль аль-Вазир и Ясир Арафат как лидеры ООП и ПДС.

Первый Палестинский национальный конгресс /Иерусалим, май 1964 г./ и его решения. Палестинский Национальный пакт, характеристика этого документа.

Третья арабо-израильская война /«Шестидневная война», июнь 1967 г./. Захват Израилем оставшейся части Палестины – Западного берега реки Иордан и сектора Газа, сирийских Голанских высот и египетского Синайского полуострова. Новый отток беженцев. Конференция арабских стран в Хартуме /1967 г./. Решение Совета Безопасности ООН №242 /22 ноября 1967 г./. Политика израильской колонизации оккупированных арабских территорий.

Появление экстремистских палестинских организаций. Группировки «Чёрный сентябрь» и «Орлы палестинской революции». Террористическая акция и гибель израильских спортсменов во время Мюнхенской Олимпиады /сентябрь 1972 г./. Конфликт руководства ООП с властями Иордании, вооружённые столкновения отрядов АОП с иорданской армией /1968 – 1970 гг./. Перебазирование основных сил ООП в Ливан.

Четвёртая арабо-израильская война /«Война Судного дня», октябрь 1973 г./ и её результаты. Постановление XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН /1974 г./ о праве арабов Палестины на создание суверенного государства. Выход Египта из арабо-израильского конфликта в результате заключения сепаратного мирного договора с Израилем /Вашингтон, 26 марта 1979 г./.

Втягивание Ливана в ближневосточный конфликт. Поддержка правительством Ливана ПДС на оккупированных Израилем арабских территориях. Обострение межкон-фессиональных проблем в ливанском обществе. Борьба национально-патриотических сил страны с местной реакцией. Гражданская война в Ливане /1975 – 1990 гг./. Ввод в Ливан сирийских войск согасно решениям Совещания в верхах арабских государств в Эр-Рияде и Каире /1976 г./.

Пятая арабо-израильская война /Ливанская война, 1982 г./ и её последствия. Оккупация южной части страны израильскими войсками и их выход к Бейруту. Эвакуация отрядов ПДС их Ливана в Ливию. Резня в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила. Отказ ливанского правительства от сепаратного соглашения с Израилем. Ослабление ООП.

Поддержка мировой общественностью национально-освободительной борьбы палестинского народа. СССР /Россия/ и ООП. Постепенное складывание благоприятных условий для решения палестинского вопроса. Рост численности арабского населения в Израиле и на оккупированных Израилем арабских территориях. Интифада как невооружённое восстание арабов Палестины /1986 – 1993 гг./.

Поиск путей урегулирования ближневосточного конфликта – Мадрид, Москва, Осло, Вашингтон /1991 – 1993 гг./. Посредничество ООН. Начало прямого политического диалога между Израилем и ООП. Совместная палестино-израильская декларация и её основные положения /Осло, 13 сентября 1993 г./. Образование Палестинской национальной автономии /район Газы – Иерихона/. Нерешённость проблемы Иерусалима. Создание Совета палестинской автономии, трансформация последнего в Палестинскую национальную администрацию /ПНА/. Я. Арафат как председатель ПНА.

Оппозиции мирному урегулированию в Израиле, арабских странах и ООП. Провокации и террористические акции.

Исламский фундаментализм и ПДС. «Мусульманская ассоциация» /1973 г./ и «Движение исламского сопротивления» /ХАМАС, 1987 г./. «Исламский джихад» /1979 г./ и «Хезбола» /«Партия Аллаха», 1983 г./. Шейх Ахмед Ясин и Фатхи Шакики как лидеры палестинских фундаменталистов. Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. и реакция на них в Арабском мире.

Смерть Я. Арафата /11 ноября 2004 г./ и проблема преемственности в руководстве ООП, ФАТХ и ПНА. Политический портрет и деятельность Махмуда Аббаса.

«Дорожная карта» палестино-израильского урегулирования как документ /30 апреля 2003 г./. Судьба этого плана.

Победа ХАМАС на выборах в Законодательный совет Палестины в 2006 г. Фактический раскол в руководстве Палестинской национальной автономии и обострение борьбы за власть между ФАТХ и ХАМАС /июнь 2007 г./. Двоевластие в Палестине. «Зимняя война» в Газе и её последствия /27 декабря 2008 г. – 18 января 2009 г./.

Перспективы мирного урегулирования ближневосточного конфликта.

Египет во второй половине XX - начале XXI века. Основные тенденции внутренней и внешней политики после установления республи­канского строя.

Политическая ситуация в Египте на рубеже 40-х - 50-х гг. XX века. Проимпериали-стическая позиция правительств короля Фарука, неспособно­сть и нежелание последних отстаивать национальный и государственный суверенитет Египта. Острый внутренний кризис в стране, подъём демокра­тического, антиимпериалистического и национально-освободительного дви­жения. Требование разрыва неравноправного англо-египетского договора 1936 г. и эвакуации британских войск с территории страны. Роль передовой части офицерского корпуса египетской армии в освободительной борьбе. Создание и деятельность организации «Свободные офицеры» /1948 г./ Политические портреты Мухаммеда Нагиба, Гамаль Абдель Насера и Анвара Садата.

Революция 23 июля 1952 г. в Египте, её причины и характер. Особен­ности египетской революции. Свержение монархического режима и переход власти в руки Совета револю-ционного командования /СРК/. М.Нагиб как глава временного революционного правите-льства. Размежевание в рядах СРК и победа радикального крыла национально-патриоти-ческих сил в его составе. Провозглашение Египта республикой /июнь 1953 г./ и принятие первой республиканской конституции /июнь 1956 г./. Г.А.Насер как глава правительства и государства.

Политика экономических и социальных реформ в Египте в эпоху Г.А.Насера. Аграрные реформы и постепенная ликвидация крупного феода­льного, вакуфного и помещичьего землевладения, Принятие законодатель­ства регулирующего сферу арендных отношений, установление порядка фиксированного налогообложения в деревне. Поощре-ние частных образцо­вых хозяйств феллахов и развитие кооперативного движения. Вне-дрение в сельское хозяйство новинок агротехники и агрокультуры. Реконструкция и стро-ительство ирригационных систем. Процесс национализации иностранной собственности в Египте, его особенности. «Египтизация» промышленности, банковского дела и внешней торговли. Создание государственного сектора в экономике и поощрение частного наци-онального капитала. Введение элемен­тов общегосударственного планирования и разра-ботка пятилетних планов. Индустриализация Египта, создание крупных предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Развитие энергетики и строительство Асуанского гидро­узла. Сотрудничество Египта с СССР и другими социалистическими страна­ми в экономической сфере.

Антиимпериалистическая позиция нового Египта в международных отношениях. Вывод британских оккупационных сил из страны /1954 г./. Национализация Египтом Компании Суэцкого канала /июль 1956 г./. Обост­рение отношений со странами Запада. Суэцкий кризис и тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта /30 октября - 6 ноября 1956 г./.

Позиции СССР и США в период Суэцкого кризиса. Поддержка СССР правительства Г.А.Насера. Вынужденное отступление колонизаторов и вывод войск агрессоров.

Египет как лидер арабского мира. Идеология панарабизма и её основ­ные положе- ния. Создание Объединённой Арабской Республики в составе Египта и Сирии /ОАР, февраль 1958 г./. Выход Сирии из ОАР, его причины /сентябрь 1961 г./.

Роль Египта в международных организациях молодых освободивши­хся государ- ств Азии, Африки и Латинской Америки. Г.А.Насер как один из создателей и лидеров Движения неприсоединения/ДН/. Участие Египта в деятельности ДН, ОСНАА, ОИК и ЛАГ.

Положение в ОАР после выхода из её состава Сирии. Принятие Хартии национального действия /1962 г./. Временная конституция 1964 и её содержа­ние. Арабский Социалистический Союз /АСС, 1962 - 1963 гг./. Рост бюро­кратической буржуазии и усиление её влияния в египетском обществе.

Поражение Египта в «Шестидневной войне» /июнь 1967 г./ и его причины. Попытки внутренней реакции свергнуть правительство Г.А.Насера и их провал. «Программа 30 марта» /1968 г./, продолжение политики прог­рессивных преобразований. Трудности процесса ликвидации последствий израильской агрессии. Договор о дружбе и сотрудничестве между Египтом и СССР /27 мая 1971 г./ и его значение. Восстановление Египтом своего эконо­мического и военного потенциала. «Война Судного дня» и её резу-льтаты /октябрь 1973 г./.

Арабская Республика Египет /АРЕ, 1972 г./ в постнасеровскую эпоху. Усиление активности «новой буржуазии». Социальный кризис. Приход к власти А.Садата и ревизия им внутренней и внешней политики своего пред­шественника. Конституция 1971 г. и её основные положения.

«Октябрьский документ» /18 апреля 1974 г./ и провозглашение полити­ки «инфитаха». Переход к рыночному хозяйству посредством частичной де­национализации и привати-зации государственной собственности, укрепления позиций национальной буржуазии и предоставления свободы деятельности иностранному капиталу.

Роспуск АСС и создание на его базе трёх политических партий - Либерально-социалистической партии/ЛСП, 1976 г./, Арабской социалисти­ческой партии /АСП, 1976 г./ и Национально-прогрессивной партии /НПП, 1976 г./. «Демократический эксперимент» конца 70-х гг. XX века и его сущ­ность. Образование и деятельность проправительственной Национально-демократической партии /НДП, 1978 г./ и Социалистической партии труда /СПТ, 1979-1980 гг./ как партии «легальной оппозиции». Возникновение полулегального и нелегального оппозиционного движения в Египте. Новый Вафд /1979-1980 гг./ и Национальный фронт /1979-1980 гг./. Исламско-фундамен-талистский фактор в политической и общественной жизни страны. Рост численности и резкая активизация деятельности исламистских партий, организаций и группировок. «Аль-Джихад», её характеристика. Исламская революция в Иране и её влияние на внутреннюю ситуацию в Египте.

Сближение АРЕ с США и их союзниками, ухудшение отношений с СССР. Односторонняя денонсация египетской стороной Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР /март 1976 г./. Сепаратные переговоры АРЕ с Израилем при посредничестве США. Соглашение о Синайском полуострове /сентябрь 1975 г./. Кэмп-Дэвидское соглашение «Рамки мира на Ближнем Востоке» /сентябрь 1978 г./. Мирный договор между АРЕ и Израилем, его основные положения /Вашингтон, 26 марта 1979 г./. Последствия и результа­ты сепаратного сговора. Выход наиболее развитой страны арабского мира из ближневосточного конфликта. Кризис отношений Египта с арабскими стра­нами. Политические и экономические санкции арабских государств против АРЕ. Приостанов-ление членства Египта в ЛАГ.

Кризис садатовского режима. Объединение оппозиционных сил в рамках Египетского патриотического фронта /ЕПФ, 1980 г./. Репрессивная политика властей в отношении оппозиции. Убийство А.Садата исламскими экстремистами /6 октября 1981 г./. Введение режима чрезвычайного поло­жения в стране.

Приход в АРЕ к власти нового руководства. Мухаммед Хосни Мубарак как политик и президент, его роль в истории независимого Египта. Очеред­ной этап модернизации страны.

Положение в Египте в начале 80-х гг. XX века. Застой и стагнация в политической, идеологической, экономической и социальной сферах. Бюро­кратизация государственного и административного аппарата, безудержный рост коррупции и взяточничества. Диспро-порции в экономике, Снижение темпов развития в промышленном и аграрном секторах. Приток капиталов в сферу услуг, туризма и индустрии развлечений. Резкая социальная диффе­ренциация в египетском обществе. «Жирные коты» и отношение к ним про­стых египтян. Этнические и конфессиональные проблемы. Арабы-мусуль­мане и копты-христиане, их взаимоотношения.

Отказ правительства М.Х.Мубарака от крайностей внутренней и вне­шней политики прежней администрации. «Египет для всех». Стремление к внутренней стабилизации и консолидации египетского общества. Сохране­ние лидирующих позиций НДП и полити-ческий диалог с оппозиционными партиями, организациями и группировками. Укрепле-ние национальной экономики АРЕ путём переноса инвестиций из сферы потребления в сферу производства. Нормализация отношений АРЕ с арабскими странами, восста­новление членства Египта в ЛАГ. Возбновление политического и экономиче­ского сотрудничества с СССР.

АРЕ на рубеже и в начале XXI века. Продолжение политики экономи­ческих и социальных реформ администрацией М.Х.Мубарака.

Ускоренное развитие рыночных отношений в Египте и особенности этого процесса. Приватизация без абсурда, с заказом тендера и на основе аудита независимым фирмам. Интенсивное разгосударствление промыш­ленных, сельскохозяйственных, инфраструк-турных и иных объектов не имеющих стратегического назначения. Сохранение государ-ственного конт­роля над рядом предприятий добывающих отраслей промышленности, энер­гетическим комплексом и ВПК, Совершенствование системы общегосудар­ственного планирования национальной экономики. Строительство новых городов и создание круп-ных промышленных районов с собственными пор­тами. Развитие ирригационных систем и освоение новых земель в пустын­ных и полупустынных районах. Повышение жизненного уровня египтян. Создание системы доступного и бесплатного народного образования и здравоохранения. Перспективы превращения Египта в НИС.

Всплеск исламского экстремизма в Египте в середине 90-х гг. XX века. «Аль-Гамаа аль-исламийя» /«Исламская ассоциация»/ и подобные ей органи­зации ради-кального исламизма. Террористический акт в Луксоре против ино­странных туристов /17 ноября 1997 г./ и его последствия. Политика египетс­ких властей в отношении ислам-ско-фундаменталистского движения, сочета­ние политического диалога и силовых методов борьбы. Взятие под государ­ственный контроль религиозно-духовной жизни страны. Под-держка дейст­вий правительства М.Х.Мубарака традиционным мусульманским духовен­ством и умеренным крылом исламизма.

Изменения в политической системе АРЕ. Принятие поправок к Конституции 1971 г. /май 2005 г./ и переход к прямым выборам президента Египта на альтернативной основе. Подтверждение М.Х.Мубараком полно­мочий президента на очередной срок /7 сентября 2005 г./.

Социально-политический кризис и революционный взрыв в Египте (январь – февраль 2011 г.), его основные причины и характер. Свержение правительства М.Х. Мубарака. Перспективы политической модернизации страны.

АРЕ и внешний мир. Взаимоотношения Египта с США и странами Западной Европы, Японией и Китаем. Сотрудничество Египта и России в политической, экономической, военной и культурной сферах. Возрастание авторитета АРЕ среди арабских государств. Позиция Египта в процессе ближневосточного урегулирования.

Ирак как страна и государство Ближнего Востока. Территория, национальный и этнический состав населения страны. Религиозно-конфессиональный фактор в Ираке, взаимоотношения шиитской и суннитской общин. Курдский вопрос и его роль в поли-тической жизни страны. Культура и быт иракского народа.

Подъём национально-освободительного движения в Ираке после второй мировой войны. Усиление реакции и репрессии против демократических сил. «Чёрный режим» и диктатура Нури Саида. Участие Ирака в Багдадском пакте /1955 – 1959 гг./.

Революция 14 июля 1958 г. в Ираке, её основные причины, характер и результаты. Свержение монархии и установление республиканского строя. Организация «Свободные офицеры», Партия арабского социалистического возрождения /ПАСВ – БААС/ и Иракская коммунистическая партия /ИКП/. Соперничество юнионистов-панарабистов, баасистов и коммунистов. Политический портрет и деятельность Абдул Керима Касема.

События 1963 г. в Ираке. Приход к власти первого баасистского правительства /8 февраля 1963 г./ и его последствия. Свержение баасистов и установление военной диктатуры генерала Арефа /18 ноября 1963 г./. Война против курдского народа.

Государственный переворот 17 июля 1968 г. в Ираке и возвращение баасистов к власти. Образование и деятельность Совета революционного командования /СРК/. Ахмед Хасан аль-Бакр и Саддам Хусейн как лидеры ПАСВ и СРК, их взаимоотношения.

Взаимодействие ПАСВ с другими политическими партиями и общественными орга-низациями Ирака. Раскол ИКП и его последствия. Призыв С. Хусейна от имени СРК к созданию Национального Патриотического фронта /НПФ, июль 1970 г./. Подписание руководством ПАСВ и ИКП Хартии Национального действия /ХНД, июль 1973 г./. Диалог с курдскими политическими партиями и организациями и декларирование авто-номии Иракского Курдистана.

Политика социально-экономических преобразований в Ираке. Национализация соб-ственности транснациональных нефтяных компаний. Проведение аграрной реформы. Развитие государственного сектора сектора в промышленности, поддержка и поощрение среднего и мелкого национального предпринимательства. Создание системы государст-венного страхования и экономических гарантий для трудящегося населения страны. Закладывание в иракском обществе основ арабского национального социализма.

Развитие советско-иракских отношений. Договор о дружбе и сотрудничестве между Ираком и СССР 1972 г. и его осноные положения. Укрепление экономического и военного потенциала Ирака. Поддержка Ираком национально-освободительной борьбы арабов Палестины.

Становление персонифицированного режима С. Хусейна в Ираке. Концентрация всей полноты государственной власти в руках руководства ПАСВ. Постепенное ослабление позиций в ПАСВ и отрешение от власти А.Х. аль-Бакра и его сторонников. Занятие С. Хусейном ведущего положения в партийном аппарате ПАСВ и правительственных структурах Ирака /17 июля 1979 г./. Фактическое установление однопартийной диктатуры ПАСВ. Специальный аппарат ПАСВ /«Джихаз Ханин», 1963 г./, Мухабарат и «Народная армия» в государственной системе саддамовского Ирака. Репрессии против реальных и мнимых противников режима – панарабистов, баасистов-оппозиционеров, коммунистов и исламистов. Возобновление военных действий в Иракском Курдистане.

Сползание Ирака к внешнеполитическим авантюрам. Претензии С. Хусейна на роль регионального лидера в зоне Персидского залива. Обострение отношений с Ираном после победы исламской революции в этой стране и утверждения фундаменталистского режима Р.М. Хомейни. Ирано-иракская война /1980 – 1988 гг./, её основные причины, характер, этапы и итоги. Позиции СССР и США в свете даннного конфликта. Резолюция №598 СБ ООН /1988 г./ и принятие её условий воюющими сторонами. Подписание соглашения о прекращении огня и замораживание конфликта. Последствия войны для экономики Ирака.

Иракский кризис и динамика его развития. Распространение Ближневосточного конфликта на зону Персидского залива /1990 – 2003 гг./.

Кувейтская авантюра С. Хусейна и её последствия. Оккупация Ираком соседнего Кувейта /1 – 2 августа 1990 г./ и мотивация этого процесса иракской стороной. Аннексия Кувейта и провозглашение его 19-й провинцией Ирака /8 и 28 августа 1990 г./. Реакция в международном сообществе на данную акцию. Экстренные заседания СБ ООН и приня-тие резолюций №660 – 665 /2 – 25 августа 1990 г./. Требование вывода иракских войск из Кувейта и восстанвления его как независимого и суверенного государства. Введение в отношении Ирака режима всеобъемлющих торгово-экономических санкций.

Позиции США и СССР в период эскалации кризиса. Использование администрацией Дж. Буша-старшего кризисной ситуации в целях укрепления и наращивания военно-политического присутствия США на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Мнения М.С. Горбачёва, Э.А. Шеварднадзе и Е.М. Примакова в свете происходящих на Ближнем Востоке событий. Стремление советского руководства к политико-диплома-тическому разрешению конфликтной ситуации. Челночная дипломатия Е.М. Примакова, его визиты в Багдад /5 и 28 октября 1990 г./, Дамаск и Каир /25 – 26 октября 1990 г./, переговоры с С. Хусейном, Х. Асадом и Х. Мубараком.

Резолюция СБ ООН №:670 /25 сентября 1990 г./ и ужесточение всеобъемлющего режима торгово-экономических санцкций. Установление морской блокады побережья Ирака. Попытки ООН, ОИК, ДН и ЛАГ остановить сползание к полномасштабной войне и вернуть разрешение конфликта в политическое русло.

Поездка государственного секретаря США Дж. Бейкера по столицам 20-ти государств мира с целью заручения поддержки возможной военной акции против Ирака со стороны США /ноябрь 1990 г./. Обсуждение ситуации на Ближнем Востоке в ходе внеочередной встречи на высшем уровне глав государств и правительств - участников СБСЕ в Париже /18 – 19 ноября 1990 г./.

Резолюция СБ ООН №678 /29 ноября 1990 г./ и фактическое предъявление ульти-матума руководству Ирака с требованием незамедлительного выводв войск из Кувейта до 15 января 1991 г. Отказ СРК Ирака от условий выполнения данной резолюции.

Первая военная кампания США и союзных им держав в зоне Персидского залива. Подготовка и осуществление операции «Буря в пустыне».

Разработка оперативных планов войны против Ирака Объединённым центральным командованием /ОЦК/ вооружённых сил США. Чрезвычайные сессии Совета НАТО /Брюссель, 10 августа 1990 г./ и Совета Западноевропейского союза /ЗЕС, Париж, 21 августа 1990 г./, их решения. Раскол в арабском мире и его последствия. Поддержка Ирака Организацией освобождения Палестины /ООП/, Иорданией, Йеменом, Суданом, Ливией, Алжиром, Тунисом и Мавританией. Жёсткая антииракская позиция Египта, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Омана, ОАЭ, Бахрейна, Катара, Марокко, Сомали и Джибути. Создание США широкой антииракской коалиции с участием государств придерживающихся различных политических, идеологических и религиозных позиций /август – ноябрь 1990 г./. Многонациональные силы /МНС/ и их состав.

Непосредственная подготовка к военным действиям. Операции «Щит пустыни» и «Вольный ветер» /август 1990 – январь 1991 г./. Сосредоточение и наращивание войск и кораблей союзников по антииракской коалиции в районе конефликта. Переброска тяжёлого вооружения и боевой техники, средст материально-технического обеспечения соединений и частей, организация планового снабжения войск и сил развёртывания в зоне Персидского залива. Создание ударных группировок из авиационных и бронетанковых соединений. Развёртывание сил флота. Передислокация из Средиземного моря и западной части Тихого океана ударных и обеспечивающих сил из состава 6-го и 7-го флотов США. Переброска из США авианосных и ракетных ударных групп, десантных формирований, надводных кораблей и подводных лодок.

Замысел операции «Буря в пустыне». Концепция «воздушно-наземной операции /сражения/». Возложение решения основных задач на стратегическую, тактическую и палубную авиацию с широким применением вертолётов огневой поддержки.

Состояние вооружённых сил Ирака накануне проведения операции «Буря в пустыне». Подготовка высшим военным руководством Ирака оборонительной операции. Создание крупной группировки войск в Южном Ираке и Кувейте.

Соотношение сил сторон накануне военных действий. Превосходство МНС над воо-ружёнными силами Ирака в качественном отноршении, преобладающий перевес ВВС и ВМС союзников при примерном равенстве количественного состава наземных соедине-ний и бронетехники.

Одним из наиболее «невралгических» районов нашей планеты вот уже в течение весьма длительного времени считается Ближний Восток. Напряженность положения, обостренные до предела отношения между расположенными здесь арабскими странами и Израилем в сочетании со сложным внутриполитическим положением в отдельных странах района, непрекращающиеся акты вмешательства империалистических держав во внутренние дела арабских государств, неудержимый рост национально-освободительного движения арабских народов – все это создает ту исключительно пеструю и постоянно меняющуюся политическую мозаику, которая привлекает к району Ближнего Востока самое пристальное внимание.

Стратегическое и политическое значение «ближневосточного театра» определяется целым рядом причин политического, военно-стратегического и экономического порядка.

Ближний Восток является ареной открытого столкновения сил национально-освободительного движения с империализмом и колониализмом, сил прогресса с силами реакции, нового со старым. Эта борьба осложняется многими внешними и внутренними факторами.

Будучи правопреемницей Советского Союза, Россия при разработке своей внешнеполитической стратегии в регионе Ближнего и Среднего Востока столкнулась с проблемой сохранения преемственности. Сложность ее решения во многом была обусловлена той специфической ролью, которую играет регион в современных международных отношениях, и тем значением, которое он имеет для России. Ближний и Средний Восток представляет наиболее конфликтогенный регион мира. На протяжении всей половины XX века там периодически вспыхивали кратковременные и долгосрочные войны, в которые в той или иной форме оказывались втянуты великие державы и прежде всего СССР и США. Арабо-израильская война 1973 г. вообще имела ярко выраженную тенденцию для международного мира и безопасности, расположенными у границ России.

Перманентная конфликтогенность региона превратила его в самый емкий рынок вооружений. Для ВПК СССР, а затем и России, именно он является наиболее перспективным, поглощая значительную часть российского экспорта вооружений. Российский ВПК кровно заинтересован в его сохранении и расширении, что требует активной политической поддержки.

Затяжной экономический кризис, переживаемый Россией, ставит перед ней неотложную задачу увеличения инвалютных поступлений от экспорта. В этом плане экспорта вооружения имеет немалое значение, однако львиную долю экспортных поступлений Россия получает от энергоносителей. Поскольку страны данного региона играют доминирующую роль на мировом рынке энергоносителей (прежде всего нефти), то координация с ними экспортной политики имеет для России немалое значение.

В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама регион превратился в мощный идеологический центр мирового значения. Его идейное влияние все более серьезно сказывается не только в Азии и Африке, но даже в Европе и США.

Формирование нового внешнеполитического курса России в регионе проходило в условиях ожесточенной внутриполитической борьбы и постоянного социально-экономического кризиса. Серьезная дискуссия развернулась по поводу отношений с двумя основными стратегическими союзниками СССР в регионе: Ираком и Сирией. Именно эти две страны были наиболее крупными покупателями советского оружия, а поскольку значительная его часть поставлялась в кредит, то к моменту распада СССР их долги составили почти 20 млрд. долларов. Испытывая постоянный дефицит финансовых ресурсов, правящие круги России сочли для себя наиболее целесообразным наладить отношения с этими двумя странами, несмотря на то, что они находились в чрезвычайно сложном международном положении. Бесспорно, это была победа сторонников сохранения преемственности.

Из двух бывших стратегических союзников в наихудшем положении оказался Ирак. Агрессивная, авантюрная внешняя политика, проводимая Саддамом Хусейном, сначала развязавшего войну с Ираном, а затем оккупировавшего Кувейт, вызвала резко негативную реакцию мирового сообщества.

Со второй половины 1989 г. Иракская пресса начинает широкомасштабную пропагандистскую кампанию против политики стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в ОПЕК, обвиняя их в том, что именно они виновны в том, что ОПЕК не пошла на увеличение квоты Ирака и тем самым блокировала восстановление иракской экономики. Постепенно эта политика начинает квалифицироваться как «экономическая война». 30 мая 1990 г. На заседании Совета Лиги арабских государств (ЛАГ) Саддам Хусейн заявляет, что «экономическая война стала невыносимой». 17 июня он прямо обвиняет Кувейт в том, что тот является одним из инициатором «экономической войны» и, кроме того, незаконно пользуется нефтяными месторождениями Румейлы, находящимися на иракско-кувейтской границе. В качестве компенсации за «кражу иракской нефти» Садам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд. долл., а затем доводит эту сумму до 10 млрд. долл.

Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. долл. Однако решение уже принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. 150-тысячная иракская армия вторгается в Кувейт.

Небольшая, двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению. Ее сопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив Кувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от вторжения – 240 млрд. долл.

Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 660, в которой осуждаются агрессивные действия Ирака и содержатся требования о немедленном и безоговорочном выводе иракских войск из Кувейта. Поскольку Ирак отказался выполнить эту резолюцию, то 6 августа принимается резолюция 661, предусматривавшая введение системы санкций против Ирака, для обеспечения соблюдения которой была создана специальная комиссия (ЮНСКОМ).

Инициатором принятия этих резолюций были США, которые с самого начала заняли предельно жесткую позицию по отношению к Ираку. Было принято решение дать немедленный военный ответ на агрессию, чтобы не допустить вторжения иракских войск в Саудовскую Аравию. Вполне реальную опасность такого вторжения осознали и Саудовские правящие круги. Получив согласие короля Фахда, президент Дж. Буш отдал 7 августа приказ +о переброске в Восточную провинцию Саудовской Аравии крупного контингента американских войск, который был поддержан в регионе Залива мощной эскадрой, насчитывающей 80 боевых кораблей. Затем к американским войскам присоединились воинские части Франции, Великобритании, Египта, Сирии и ряда других стран. Они образовали межнациональные силы, численность которых к январю 1991 г. Достигла 780 тыс. человек.

29 ноября Совет Безопасности принимает резолюцию 678, санкционирующую использование военной силы для освобождения Кувейта. Ираку был предъявлен ультиматум, согласно которому все иракские войска должны быть выведены из Кувейта к 15 января 1991 г. Садам Хусейн его отверг.

17 января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием «Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональным силам 547-тысячной группировке иракских войск.

26 февраля Садам Хусейн заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Системе санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения.

В ноябре 1994 г. Иракское правительство подтвердило свое признание суверенитета и территориальной целостности Кувейта, а в декабре согласилось с демаркацией ирако-кувейтской границы.

В отличии от Ирака, другой стратегический союзник СССР на Ближнем Востоке, Сирия, смогла выйти из эпохи холодной войны с минимальными потерями, хотя к концу 80-х гг. международная обстановка для нее также складывалась весьма неблагоприятно. Опираясь на военно-политический союз с СССР, президент Сирии Х. Асад в рамках своего традиционного курса на конфронтацию с Израилем пошел на сближение с Ираком, который рассматривался на Западе как один из основных центров «международного терроризма». Поскольку и до этого Х. Асад постоянно солидаризировал с экстремистским крылом ПДС (Палистинское движение сопротивления), которое в свою очередь поддерживало самые тесные контакты с различного рода радикальными террористическими организациями, то Сирия была причислена к государствам, «поддерживающим международный терроризм» и против нее были введены экономические санкции странами Западной Европы и США. Это не могло не оказать отрицательного влияния на экономику страны, которая в значительной степени связана со странами Западной Европы.

Кроме того, страны ССАГПЗ в ответ на сближение Сирии с Ираком прекратили оказание ей финансовой помощи с 1985 г. Эта помощь покрывала основную часть сирийских военных расходов, обеспечивать которые на необходимом уровне экономика страны была не в состоянии. В какой-то степени острота проблемы была снята благодаря поставкам советского оружия в кредит.

Ситуация для Х. Асада осложнялась конфликтами с соседями: Турцией, Иорданией и Ираком. Конфликт с Турцией возник в связи с неофициальной поддержкой Сирией действий боевиков КРП (Курдская рабочая партия). И хотя в 1987 г. был подписан сирийско-турецкий протокол о взаимном обеспечении безопасности, но косвенная поддержка КРП продолжалась через экстремистское крыло ПДС.

Наиболее острым был конфликт с Иорданией. Он возник в результате действий сирийского филиала организации «Братья-мусульмане» (будучи первоначально чисто египетской организацией, они смогли распространить свою политическую доктрину и в других мусульманских странах). В конце 70-х – начале 80-х гг. эта организация развязала гражданскую войну в стране, организовав ряд массовых вооруженных выступлений против режима Х. Асада. Только используя танки и авиацию, сирийская армия смогла подавить эти выступления. Затем «Братья-мусульмане» перешли к широким диверсионно-террористическим действиям. Базы и лагеря боевиков находились на территории Иордании, что привело к резкому обострению отношений между двумя странами. Хотя в конечном итоге Х. Асаду удалось подавить вооруженное сопротивление «Братьев-мусульман», но они сохранили свои опорные пункты в Иордании и свою инфраструктуру в стране.

В начале ХХ века главным средством проникновения на Ближний Восток были железные дороги. Все крупные колониальные державы: Великобритания, Франция, Германия и Россия строили в своих восточных владениях железные дороги, связывая свою территорию, свои форпосты с пока еще не занятыми территориями.

Наибольшую известность получило строительство Транссибирской железной дороги, связавшей восточную оконечность российских железных дорог с Владивостоком. Длинная железнодорожная магистраль, 2 тысячи километров из которой прошли по территории Китая, помогла России захватить и привязать к себе Маньчжурию. Привязать к себе Среднюю Азию помогла Закаспийская железная дорога, связавшая Оренбург с городом Верный (Алматы). Англия связывала свои африканские колонии Трансафриканской железной дорогой от Александрии до Кейптауна. Стремились построить дорогу от Стамбула до Басры через территорию Османской империи немцы. Этот проект так и не осуществился, но был долгое время причиной дипломатических войн. Значение железных дорог было очень велико. Кто владел железными дорогами, а строители делали все, чтобы не выпустить из рук контроля над ними, тот владел ввозом-вывозом, а вместе с этим и торговлей, как внешней, так и внутренней. С помощью несложных манипуляций с тарифами можно было монополизировать рынок любой страны, вытеснив с него и внешних продавцов, и внутренних. С помощью железной дороги Россия осуществила сначала экономическую, а потом, в 1900-1901 годах, и военную оккупацию Маньчжурии. Железные дороги имели военное значение. По ним легко можно было перебросить войска и припасы в любое место, куда была протянута колея. Когда готовились соглашения о строительстве железных дорог, страны-строители выговаривали право на военное сообщение по ним, а также право на охрану придорожной полосы и станций. Если снова обратиться к хрестоматийному примеру русской железной дороги в Маньчжурии, то ее строительство на территории независимой Цинской империи охраняли русские войска. Впоследствии, по этой дороге возились грузы и материалы для русской военно-морской базы в Порт-Артуре. Именно войска, расквартированные вдоль КВЖД, приняли участие в подавлении боксерской войны 1900-1901 годов и в оккупации Китая. Во все времена колонизация требовала охраны имущества. Когда колонизация велась торговыми факториями, иностранные войска охраняли склады, товарные базы и сеттльменты. Когда колонизаторы проводили колонизацию путем железных дорог, то войска охраняли пути, станции, депо и прилегающие к ним поселки персонала. Теперь же, когда колонизация ведется с помощью развития нефтедобычи, войска охраняют скважины, нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня на Ближнем Востоке железных дорог не строят. Единственный железнодорожный проект, который сегодня обсуждается, строительство железной дороги в Афганистане, так и не двигается с места. Зато есть другой объект, который сегодня выполянет колонизаторские функции железных дорог. Это нефтепромыслы и нефтепроводы. Нефтепромыслы – это чрезвычайно уязвимое производство. Для вывода его из строя достаточно удачного взрыва или даже выстрела. Загорание нефти или нефтепродуктов, и пожар довершат разрушение оборудования нефтепромысла или нефтеперерабатывающего завода. Поэтому территория, где ведется добыча или переработка нефти, а также производится ее погрузка или транспортировка по нефтепроводам, должны быть надежно защищены. На этой территории не должно вестись и даже планироваться войн и боевых действий. Эта защищенная территория должна быть достаточно велика по площади, чтобы исключить любую вероятность нападения или диверсии. Яркий пример установления такой защищенной зоны можно наблюдать на строительстве нефтепровода Баку – Джейхан. Часть нефтепровода пролегает по турецкой территории, часть по грузинской, а часть по азербайджанской. За турецкую часть можно не беспокоиться, потому что Турция – член НАТО и обладает достаточными силами для охраны трубы. Турецкое правительство следует союзническим США курсом, и гарантирует безопасность проекта. Для обеспечения полной безопасности трубы необходимо поставить под контроль Грузию и Азербайджан. История того, как Госдеп США пытался управлять событиями в этих странах, заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же пока обратим внимание на то совпадение, что подготовительные работы и начало строительство нефтепровода Баку – Джейхан сопровождалось предложениями США к Грузии и Азербайджану: помощь, принятие в НАТО, содействие в подготовке и вооружении армии, а также и давлением, как было в Грузии. Война в Ираке, если принять во внимание нефтяные интересы США, тоже является частью грандиозного проекта по созданию зоны безопасности. Садам Хусейн мог нанести внезапный удар по нефтепроводу. Война в Ираке также преследовала цель безопасности трубы Баку – Джейхан, но уже с юга, с границ с Ираком. Нужно защищить также нефтепромыслы Казахстана и Туркменистана, которые являются источниками нефти, наряду с Бакинскими месторождениями. Это задача более сложная, ибо южная часть этого региона – это зона боевых действий. Но и эту задачу американцы постарались разрешить, вторгшись в Афганистан, и создав военные базы в Узбекистане и Киргизии. Правда, решение этой задачи еще далека от завершения, однако абрис американского контроля уже обозначился. На западе это член НАТО – Турция. Турецкий порт Джейхан является краним западным пунктом нефтепровода, с которого должна вестись погрузка нефти на суда. Затем, восточнее, две подконтрольные страны: Грузия и Азербайджан. В Баку идет перегрузка нефти с каспийских танкеров для перекачки по нефтепроводу. Госдеп США прилагает максимум усилий, чтобы поставить эти две страны под свой контроль, вплоть до принятия их в НАТО и объявления их "частью Европы". Главным поставщиком нефти предполагается быть Казахстану, который, используя частично оставшуюся от советских времен, частично новопостроенную, инфраструктуру, ведет добычу и транспортировку нефти к побережью Каспия, в порт Мангышлак. Казахское правительство долго колебалось в вопросе участия в этом проекте, но не столь давно это соглашение было подписано. Вместе с участием Казахстана в этом нефтяном проекте заговорили и о том, что казахская армия будет вооружаться американским оружием. Это и понятно. Казахстан нужен как союзник, и как возможная база для развертывания американских войск. Политическая проблема проекта заключается в том, что южнее этих стран находятся страны с очень нестабильным положением: Ирак и Афганистан, или враждебные к США – Иран. Вторжение в 2001 году в Афганистан и в 2003 году в Ирак преследовало именно эти цели – обезопасить новый район добычи нефти. Американские военные базы появились в Ираке, Афганистане, Узбекистане и Киргизии. Остался лишь один Иран. В принципе, складывается очень серьезный узел противоречий, который будет масштабнее, чем даже узел противоречий в Персидском заливе. Трасса нефтепровода пролегает почти в самой географической середине мусульманского мира. Рано или поздно американцы почувствуют себя здесь полными хозяевами и возьмуться перекраивать границы и переставлять правительства. Об этом достаточно ясно говорит в своих последних работах Збигнев Бжезинский. Но в этом регионе есть интересы таких крупных стран, как Россия и Китай. Перестройка политической карты региона без учета интересов двух крупных и влиятельных соседей неизбежно вызовет новый мировой конфликт. Итак, политику США на Ближнем Востоке можно назвать неоколониалистской только лишь потому, что она начинается вновь. По сути же и по результатам они ничем не отличается от колонизаторства тех же англичан или русских. Ближний Восток определенно возвращается в эпоху колониальной зависимости. В принципе, это является очевидным. Если какая-то страна разместила на территории другой страны какое-то достаточно ценное имущество, в виде торговой фактории, железной дороги или нефтеперерабатывающего завода, то логичным продолжением этого является требование обеспечения возможности охраны этого имущества. В слаборазвитой стране правительство, как правило, плохо контролирует территорию, и потому это имущество охраняют иностранные войска. От иностранного военного присутствия до установления колониальной администрации – только шаг. Размещение военных баз – это уже колонизация. Если это очевидно, то нельзя ли от таких проектов, которые чреваты зависимостью, отказаться? Теоретически, конечно, отказаться можно, но практический опыт говорит, что отказов от проектов не было. И вот почему. Колонизатор в самом начале своей деятельности предлагает нечто выгодное не только ему, но и той стране, правительству которой адресовано предложение. Выгода от торговли, от развития коммуникаций или производства – бесспорно обоюдная. Потому предложение колонизатора, как правило, принимается. Так было и на этот раз. Казахстан быстро принял предложение о совместной эксплуатации месторождения Тенгиз, потом предложения о разработке других месторождений, а вот сейчас вступил в проект, который закабаляет добрую треть мира. Все взаимосвязано. Казахстан уже сейчас превратился в американский протекторат, чтобы там не говорили официозные агитаторы из Вашингтона и Астаны. Американская активность чревата еще и тем, что обнадеживает те политические силы в ближневосточных странах, которые возлагают надежды на колониальный путь развития. Это обстоятельство, теперь уже независимо от американцев, помогает колонизации Ближнего Востока. Оппозиционные политики в ряде стран уже сейчас воюют за власть, надеясь по приходу к ней тут же включиться в "мировой рынок", то есть большой колонизационный проект, и обеспечить то процветание, которое они обещают. Что следует из этого положения? Во-первых, что американцы не уйдут из этого региона. Ни через год, ни через десять лет. Они постараются сидеть в них до самой последней возможности, о чем и заявил Дональд Рамсфелд в Ташкенте. Думаю, все это продлится не меньше, чем несколько десятилетий. Во-вторых, ради великого нефтяного проекта, экономическое развитие стран этого региона откладывается на неопределенное время. Нефть не сделает их богаче, а только разорит. Арабам удалось под шумок, в удобный момент, национализировать нефтепромыслы, и положить большую часть прибыли от нефти в свой карман. Сейчас же национализация не пройдет. Для того и контроль вводится, и войска расставляются, чтобы не допустить к власти правительство с идеями национализации, а если же такое появится, то быстро его ликвидировать. В-третьих, американские усилия и экономические проблемы региона выращивают и воспитывают такую генерацию политиков, которые будут считать колониальное развитие своей страны само собой разумеещимся делом. Они будут добровольно и идейно помогать американским колонизаторам в деле затягивания колониального ярма.

Ближний Восток -- название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название дано европейцами ближайшему к ним восточному региону.

Основное население: арабы, персы, турки, курды, евреи, армяне, грузины, ассирийцы и азербайджанцы. Большинство населения по вероисповеданию -- мусульмане, однако Ближний Восток является колыбелью также иудаизма и христианства. Через Ближний Восток пролегает главный путь из Европы и Африки в Азию.

Климат в основном засушливый, имеется несколько крупных рек, которые используются для орошения.

Ближний Восток является наиболее важным нефтедобывающим регионом планеты.

Государства Ближнего Востока

Азербайджан

Иордания

Палестинская национальная администрация

Саудовская Аравия

История

История Ближнего Востока восходит ко времени «зарождения человеческой цивилизации на Ближнем Востоке». На протяжении всей своей долгой истории Ближний Восток оставался одним из важнейших политических, экономических, религиозных и культурных центров. В этом регионе появились зороастризм, иудаизм, христианство и ислам. На территории Ближнего Востока существовали одни из древнейших государств на Земле -- Древний Египет, Урарту, Шумер, Хеттская держава, Финикия, Эгейская цивилизация (Минойская держава Крита и Кипра), Карфаген, Израильское и Иудейское царства, Великая Армения, Персидская империя, Парфия, Вавилон, Ассирия, Арабский Халифат, и др.

Современная политическая карта Ближнего Востока сформировалась после Первой мировой войны, когда Османская империя была разделена на ряд отдельных государств. Также важным политическим событием в современной истории региона является образование Государства Израиль в 1948 году.

Значительные запасы нефти на Ближнем Востоке придали новое политическое и экономическое значение региону в XX веке. После 1945 года в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Ираке, ОАЭ ведётся активная нефтедобыча.

Во времена холодной войны Ближний Восток стал театром идеологической борьбы между США и СССР. В настоящее время регион политически неустойчив. Актуальными политическими проблемами на Ближнем Востоке являются война в Ираке, палестино-израильский конфликт, гражданская война в Сирии, геноцид армян, греков, ассирийцев и курдов в Турции, и (в более широком восприятии Ближнего Востока) конфликты, а также неустойчивая политическая ситуация в Пакистане и Афганистане, конфликт Пакистана с Индией из-за Кашмира, угроза нападения США на Иран, грузино-осетинский конфликт.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!