Проблема взаимоотношения человека и природы. Литература и поэзия. Почему нужно беречь неисчерпаемые ресурсы

*В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой не мог обрести душевную гармонию, справиться с «русской хандрой» в том числе и потому, что был равнодушен к природе. А «милый идеал» автора Татьяна ощущала себя частью природы («Она любила на балконе предупреждать зари восход...») и потому проявляла себя в сложной жизненной ситуации человеком духовно сильным.

Бог во всем своем творении: понимание процессуальной мысли. На этом этапе мы хотим показать, что существует глубокая заинтересованность Бога в отношении его создания. В Бытие 1 говорится, что «Дух Божий был на поверхности вод». Благодаря этому утверждению можно понять, что не существует конфликта или противоречия между трансцендентностью и имманентностью, или между ними и за ее пределами. Чтобы думать о необходимости приверженности, которую должны испытывать общины веры с экологическими проблемами, подразумевается понимание присутствия Бога в мире и вера в это присутствие.

*Мятежный, настроенный на конфликт и вечную борьбу лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтов обретает гармонию, только слившись с природой: « Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит».

* Герой рассказа А. Иванушкина «Лес». студент Васечка, поначалу, приехав в тайгу на заработки, нарушает «строгую чистоту настоящего леса». Но позже понимает, что лес обречён. Имя его болезни – человек.

Теология процесса значительно помогает в этом отражении между теологией и экологией и в отношениях Бога с его творением. Мысль о процессе противоречит доминирующим практикам современной жизни, а также является альтернативой дуализмам душой и телом, духом и природой, разумом и материей, индивидуальной и коллективной. Чтобы иметь актуальную речь в современной ситуации, это большой вызов, и теология, которая наиболее правильно соотнесена с вкладом в процессное мышление, называется теологией процесса.

Мыслители процесса занимаются пониманием мира как организма, живого, динамичного, отдаленного от механического способа увидеть реальность. Таким образом, характеристикой этой теологии является процесс, то есть осознание того, что реальность не является статической, неподвижной, отдельной и существенной, но она динамична, она находится в процессе. Очень важно в идее организма, что существование каждой сущности должно рассматриваться в связи с ее окружением. Следуя этой линии мышления, в перспективе веры в творческого Бога внимание должно быть сосредоточено на творении, которое все еще находится в процессе совершения, то есть в полном характере творческой энергии.

* Ф.И. Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Проблема восприятия мира животных человеком

* Известный русский писатель М. Пришвин в рассказе «Предательская колбаса» повествует об удивительном, интересном мире животных. Автор считает, что наши четвероногие питомцы бывают порой необыкновенно сообразительны и способны удивлять нас своим поведением не меньше, чем люди.

Описанный выше аспект можно назвать экологической моделью, поскольку он ценит позу оценки всех живых существ в попытке преодолеть утилитаризм, воплощенный механической моделью, которая имеет человека как центр и меру всех вещей. Это означает расширение и стремление к изменениям: от антропоцентрического до экологического.

Важно сказать, что экологическая модель имеет очень значительные события, особенно в доктрине Бога. В классическом теизме Бог характеризуется как непреложная субстанция, а богословие процесса рассматривает его как самый прекрасный пример экологической модели. Это божественное совершенство не означает, что Бог нечувствителен к страданию и боли своего творения, но открыт, восприимчив и отзывчив. Бог состоит из отношений со всем его творением, и эти отношения выражают любовь. Бог не отдален, просто наблюдая страдания своего творения, которое подвергается суровому нападению.

* Известный русский писатель М. Пришвин в рассказе «Предательская колбаса» утверждал, что, если в доме есть четвероногий друг, хозяин обязан нести ответственность за него, воспитывать его, чтобы избежать неприятных недоразумений, трагедий.

*С. Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

* Д.Гранин в очерке о книге английского ветеринара Д. Хэрриота «Обо всех созданиях – больших и малых» восхищается работой этого человека, который изо дня в день исцеляет, а порой и спасает братьев наших меньших.

Таким образом, Бог с любовью связан с Его творением. Аспект, который мы можем упомянуть в вопросе имманентности Бога или его необходимого отношения к миру, - это поиск целостного видения Бога и мира. Один из основных вкладов богословов процесса состоит в том, чтобы представить видение Бога, действительно присутствующего в его творении. «Дух Господа наполняет землю».

Экофеминизм: богословие и экология от женского взгляда. Отражение Бога - и все, что связано с Ним - с точки зрения женщин, нельзя игнорировать в наши дни. Когда речь заходит о женском опыте Бога и мира, чтобы описать отношения Бога с миром, речь идет об экофемизме. Центральное суждение состоит в том, чтобы пересмотреть, как Бог относится к миру. Поэтому термин экофеминизм объединяет две проблемы: экологию и феминизм. Экофеминисты говорят, что существует тесная связь между доминированием женщин и доминированием природы.

Проблема отношения человека к животным

*В рассказе М. Москвиной «Не наступите на жука» семиклассница Женя узнаёт, что её одноклассники убивают собак и отдают их дельцам для изготовления шапок. Девочка спрашивает: «О чём люди думают? Как будут жить?»

* В повести Н. Леонова «Стервятники» внешне респектабельный юноша ради самоутверждения уничтожает животных, а потом и человека…

Эта взаимосвязь между доминированием женщин и доминированием природы происходит на символико-культурном и социально-экономическом уровне. Религия встроена в эту динамику западного господства, поскольку, в частности, христианская традиция, она играла определяющую роль в процессах, которые усугубляли женщин и природу посредством их символико-культурных моделей. Столкнувшись с этим символико-культурным и социально-экономическим господством, экофеминисты подтвердят, что здоровые отношения между людьми и землей требуют новой духовности и новой символической культуры.

* В творчестве В. Маяковского есть замечательное стихотворение о лошади, которая «на круп грохнулась». Поэт осуждает людей, не замечающих в суматохе городской суеты упавшего животного, которое смотрит на всё в перевёрнутом виде и понимает, что никому не нужна. Автору очень жаль лошадь, он убеждает читателя, что не только люди могут страдать, переживать. Только почему-то забывают об этом.

Они также предполагают, что священные тексты о творении, грехе, зле и разрушении мира не были истолкованы так, чтобы позитивно сфокусировать женщину и, следовательно, должны быть перечитаны и переосмыслены. Важен аспект, подчеркиваемый экофеминизмом относительно возможности мыслить в жизни личных отношений ближе к природе, а также больше в контакте с мечтами, питаемыми разными группами. Экофеминизм стремится думать о богословии, которое связывает все, уважает и празднует разнообразие, комбинации, как написано: «Существуют разные дары благодати, но тот же Дух».

* В рассказе «Орс» Ю. Бондарев повествует о том, как хозяева убили лопатой собаку лишь за то, что она не уберегла от воров яблоки в саду.

Проблема экологической катастрофы

*Известный публицист В.Яворивский в статье «Уроки Чернобыля» пишет, что любая «авария как бы предупреждение из завтрашнего дня: человек, вооружая себя суперсовременной техникой, будь сам на её уровне!»

Сокращение до одного выражения несет риск убить жизнь. Кроме того, биоразнообразие или множественность откроют, что Космос, Земля и все существа находятся в процессе, в постоянном развитии; крайне необходимо утверждать сосуществование в разгар такой диверсификации. Единство нельзя рассматривать как синоним утраты идентичности, а как подтверждение этой идентичности.

Наконец, экофемистическая перспектива не закрыта, но открыта для диалога, а женщины - как привилегированные собеседники. Сочленение феминизма думать о жизни и экологии «открывает нам не только реальную возможность равенства между женщинами и мужчинами, разных культур, но и другое отношение между нами, Землей и всем космосом».

*Известный писатель и публицист С.Залыгин пишет, что «природа когда-то приютила в своём доме человека, но он решил, будто он-то и есть единоличный хозяин, и создал в доме природы свой собственный надприродный дом. А теперь ему ничего не остаётся, как приютить природу в этом своём доме».

*Русский писатель Ю.Бондарев писал: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало...Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

Сообщества веры и текущая экологическая проблема. Нынешние движения Духа столь же бросают вызов теологии, как и нынешняя экологическая реальность. Учитывая это, невозможно выполнить эти задачи, используя нормативную интерпретацию. Центральность Святого Духа в современном христианском богословии, безусловно, изменяет способ разработки теологии и ее классические темы, такие как экклезиология и христология, которые занимают центральное место в нормативной интерпретации. Западная теология двигалась в пределах интерпретирующей экклезиологической-христологической оси.

* Ч. Айтматов в романе «Плаха» показал, что разрушение природного мира ведёт к опасной деформации человека. Причём происходит это повсюду. То, что происходит в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения.

Проблема отношения человека к пейзажу, к внешнему облику родных мест, к малой родине с её природным миром

То, что мы предлагаем, и мы называем пневмато-экологическим, - это теологическая интерпретация, которая предполагает новую ось, которая должна возникнуть из диалога с движениями Духа и текущей экологической реальностью. Эти социально-антропологические артикуляции всегда предлагают интерпретации, которые ассоциируют символическое перепроизводство как компенсацию за реальный экономический дефицит в жизни верующих людей. Теология использовала большую часть этого посредничества, чтобы сформулировать свой дискурс, как второй акт этих социоантропологических чтений.

* Известный публицист В.Песков писал: «Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Наш общий дом - Родина - должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга».

* Наши прадеды поклонялись Солнцу, Дождю, Ветру. Каждое дерево, каждая травинка, цветок означали что-то особенное и неповторимое. Наши предки верили в гармонию Матушки-Природы и были счастливы. Мы потеряли эту веру. Наше поколение в неоплатном долгу перед детьми и внуками. В.Фёдоров писал:

Таким образом, она не смогла сделать богословское чтение этих новых движений и осознать свою динамику, символическое богатство в них и образы Бога, которые выходят из них. Это гораздо более значимо в Латинской Америке. Дело в том, что теология следовала за следствием этих социально-антропологических интерпретаций и повторяла акцент на экклезиологии и христологии.

Оба были решающими для богатой и творческой теологической рефлексии Латинской Америки. Однако привилегия христологии и экклезиологии в богословии нашего континента означает, что существует большая проблема в диалоге с богословским наследием, в котором преобладает герменевтическая предвзятость христологии-экклезиологии в богословской рефлексии освобождения. Таким образом, великие нововведения латиноамериканской теологии произошли внутри этой интерпретационной оси. Несмотря на вклад, предлагаемый и предлагаемый теологией освобождения, необходимо сделать эти критические выводы относительно его пределов.

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы и ввести

Непогрешимый культ природы.

* В.Распутин в «Прощании с Матёрой» пишет о том, что мы не только природу уничтожаем, но и свою духовность, связь поколений.

*Меня поразила история, рассказанная известным писателем Ю.Бондаревым о спиленной берёзе, которая, погибая, мучительно стонала от предсмертной боли, как человек.

Поэтому необходимо продвигаться вперед, ища образ Святого Духа, правдоподобный для реальности Латинской Америки, таким образом, что природа также включена в этот проект освобождения, поскольку современный мир уничтожает его без меры и пределы действия Духа Святой не исчерпывается в человеке, а распространяется на все творение.

Дух и природа: окончательные соображения. Интересно подумать о аспектах христианской веры и жизни в перспективе пневматологии, исходя из опыта и богословия Святого Духа. Из опыта это означает выйти за пределы богословия Церкви, что является «теологией пасторов и священников». Поэтому из опыта это означает «богословие мирян», и это подразумевает привилегию и расширение пространств, в которых жизнь производится и переделана, произведена и воспроизведена, что эквивалентно расширению пространств общения с Духом.

*Известный современный публицист В. Белов писал, что встреча с малой родиной, с теми местами, где прошло детство, приносит человеку ощущение радости, счастья. Автор вспоминал своё детство, считая, что именно прошлое в родной деревне не даёт ему стареть, врачует душу своей зелёной тишиной.

* Обращаясь к истокам патриотических чувств, К. Симонов писал:

Богословие присутствует, когда оно выходит за рамки методов, которые ограничивают действие Духа в ограниченных церковных пространствах - потому что они подчеркивают связь между пневматологией и экклезиологией - или они понимают действие Духа только как полностью субъективное подтверждение объективного раскрывающего процесса Иисуса, которые подчеркивают подчиненную связь пневматологии с христологией. Однако животворящий Дух дует туда, куда он хочет.

Богословие должно быть сформулировано диалогическим и инклюзивным способом, а также решать социальные, этнические, политические и экологические проблемы. Когда богословие говорит о спасении, оно должно относиться к вечной жизни и к исцелению в этой угнетенной, больной и бедной жизни. Таким образом, спасение не должно означать отдельные случаи за пределами и ниже. «За пределами» и «ниже» нет разных уровней бытия на земле и на небесах, но в разное время в мире единственного процесса искупления. Настоящее и будущее время переплетаются друг с другом перикоритически, как ожидание и исполнение.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал…

Ты вспомнишь родину такою,

Какой её ты в детстве увидал:

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Другим элементом интерпретирующей оси, который мы предложили, является экология. Отражение Бога и все, что с ним связано, должно быть полным, таким образом, что он празднует всю свою жизнь. Человек не является главенством и центром творения, но он обязан заботиться о творении, охранять его и развивать гармоничные отношения с «матерью-землей». Вот почему мы настаиваем на том, что латиноамериканское богословие не должно уклоняться от экологических проблем, как если бы оно не было частью нашей реальности.

История первых жителей нашего континента показывает унаследованность отношения уважения к природе, которая каким-то образом нуждается в спасении. Уважать творение - значит уважать жизнь. Нельзя пренебрегать определенными харизмами в повседневной жизни в мире, в экологическом движении, в процессах утверждения жизни. Экологические проблемы здесь связаны с вопросом о качестве жизни, особенно наиболее хрупких существ и беднейших людей в их неустойчивых условиях существования. Поэтому харизматический опыт Духа Божьего нельзя деполитизировать и деполитизировать, потому что Святой Дух является источником энергии, источником жизни, всей жизни.

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Проблема материнства

Тема материнства затрагивается Н.А. Некрасовым в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы её дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили бы свободно, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки».

Своим личным примером воспитывает детей Матрёна Тимофеевна, одна из героинь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Она принимает на себя унизительное наказание, предназначенное сыну, ограждает его чистую душу от потрясений.

Известный писатель А.Фадеев в «Слове о матери» призывал читателей оглянуться на свою жизнь и ответить на вопрос: «Не от наших ли неудач и не от нашего ли горя седеют наши матери?» Он с огорчением отмечал, что «придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы».

В рассказе В.Астафьева повествуется о кошке Белогрудке, у которой ребята из деревни унесли котят. Автор с болью пишет о боли матери, ищущей своих детей.

Известный писатель А. Фадеев в «Слове о матери» писал: «Не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы».

Проблема преобразующей силы родительской любви

В небольшом рассказе «Счастье» известный писатель Ю. Бондарев повествует об истории, произошедшей в одной обычной семье. Главная героиня размышляла о безысходности, о несчастиях, которые преследуют людей на протяжении всей их жизни. Её поразило то, что отец считал себя счастливым человеком, потому что все живы, нет войны, вся семья в сборе. На душе у женщины потеплело, она поняла, что счастье – ощущать себя любимым близкими людьми и дарить им свою любовь.

Проблема родительского подвига

В рассказе «Белый гусь» известный детский писатель Е. Носов повествует о красавце-гусе, который во время сильного града закрыл собой своих малышей. Выжили все двенадцать пушистых «одуванчиков». Сам же погиб.

Проблема немилосердного отношения взрослых к ребёнку

* Известный талантливый писатель И. Бунин в рассказе «Красавица» повествует о жестоком обращении мачехи к своему маленькому пасынку. Страшно и то, что родной отец предпочёл предать собственное дитя, променяв его на собственное благополучие, спокойствие.

Жизнь и судьба женщин

*Сущностью жизни главной героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Натальи Ростовой является любовь.

женской доле писал в своих произведения А.Н. Некрасов.

Глобальные проблемы современности

Исторические типы взаимодействия общества и природы

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества

И природы. Глобальные проблемы современности

Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества

Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих.

П. Кууси

1. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

2. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997, № 11.

3. Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «Конец света» природного человека. Доклад на XIX Всемирном философском конгрессе в Москве. Брянск, 1993.

4. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.

5. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992, №3.

6. Предупреждение человечеству. Декларация ученых по глобальным проблемам // Человек. 1993, № 5.

7. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

8. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

9. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

«Не то, что мните вы, природа./ Не слепок, не бездушный лик – / В ней есть душа, в ней есть свобода,/ В ней есть любовь, в ней есть язык», – так в поэтической форме Ф.И. Тютчев выразил основной мотив философских размышлений о сущности природы и ее роли в жизни человека.

Природа – это непосредственно окружающий нас материальный мир, к которому еще не притронулась рука человека. Природа – это естественные условия существования человека и общества, и, следовательно, неизбежна философская постановка проблемы их взаимоотношений. Человек вышел из природы, но существует в ней. И. Гете так писал о взаимоотношениях человека и природы: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем не выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее».

Наука, которая занимается взаимодействием живых организмов, человека и общества с окружающей природной средой и является естественно-научной основой философии природы называется экология (от греч. oikos – жилище, logos – учение). Этот термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого. В философии к понятию природы тесно примыкает понятие биосферы . Биосфера – это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (географическая среда). Огромный вклад в изучение биосферы внесли Ч. Дарвин и В.И. Вернадский.


Географическая среда включает в себя литосферу, гидросферу и атмосферу. Но в ходе трудовой деятельности человек создает «вторую природу», т.е. мир вещей, которые нигде в природной среде не встречаются. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера : орудия труда, техника, здания, коммуникации. В XX в. В научный оборот вошло понятие ноосфера – разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера, названная В.И. Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала мощным фактором глобальных изменений на Земле.

Определим роль природы для общества и человека.

Во-первых, природа – это биологическая составляющая человека, «рождающее нас начало».

Во-вторых, природа влияет на человеческие обычаи и нравы, на развитие общества. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. От него зависят особенности характера людей. Например, как отмечают многие исследователи, климат оказал немаловажное влияние на характер труда на Руси. Россия – страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл – 4-5 месяцев – заставлял земледельца постоянно торопиться. Посев и жатва превращались в настоящую страду, битву за урожай. Развивает эту мысль В.О.Ключевский: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». Не найдем мы, поэтому, умеренности в русской душе, а заметим предрасположенность впадать в крайности. Космос России – Север суровый, присоединенный к линии умеренных широт, и поэтому у нас естественно замедленны все процессы. Эти обстоятельства определяют экстенсивность русской жизни и культуры. Экстенсивное хозяйствование способствует закреплению сравнительно низких потребительских нужд у русского человека и соответствующих им невысокой культуры труда. Отсюда безынициативность русского человека, отсутствие в нем самодисциплины, слабое чувство ответственности, аритмический характер трудолюбия и лень. Однако, чувствуя природные ограничения сурового и малоблагоприятного климата, русский народ выработал умение стойко переносить материальные лишения. Природное начало русского менталитета связано также с необъятностью России. Русская душа не видит границ, и эта безграничность порабощает ее. «Духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в духовность, она не может обратиться к истории, связанной с оформлением… Русский человек чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их», – писал Н.А.Бердяев. Русский человек природой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчета, не полагается на разум, не верит в прогресс. Неблагоприятная природная среда превратила его в фаталиста. Он верит больше в удачу и случай. Русская душа открывается всеми далями, устремлена в даль конца истории. Русские люди вообще имеют привычку жить мечтами о будущем. Им кажется, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, временная задержка в наступлении истинной жизни, но вскоре все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь.

Сторонники геополитики – политологической концепции – считают, что внешняя политика государства определяется географическими факторами (положением страны, природными ресурсами, климатом). К примеру, природная незащищенность внешних рубежей, гигантские пространства повлияли на характер государственной власти в России. Авторитаризм и централизация являются объективной исторической закономерностью ее устройства. Государство в России явилось не только защитником, но и главным эксплуататором народа. Г.Д. Гачев замечает: «Государство – главный хозяин и предприниматель, толкач цивилизации. И вот у Народа и Государства в России разные темпо-ритмы во Времени. Народ тяготеет к натуральному развитию медленным шагом времени, что органично для русского медведя. Так и сложилось веками, что русский человек свыкся трудиться, исполняя наряд организующей воли Державы». В русском менталитете всегда тлеет анархическое стремление к бунту против собственного государства. Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное, и на него, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные государству, можно не выполнять. С другой стороны, изначально суждено было русским вступать с многочисленными цивилизационно неоднородными этническими группами и народами в разнообразные этнические процессы смешения; в целях собственной безопасности строить отношения с ними на началах мира и согласия. Отсюда сформировались важные черты менталитета русских – комплементарность, толерантность, уважение к другим народам, гостеприимство.

В-третьих, природа является источником всех потребительских благ (пищи, одежды, жилья, энергии, полезных ископаемых и т.д.).

В-четвертых, природа является, безусловно, объектом эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа – это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!