Что относится к малому фольклорному. Что такое фольклор? Из какого языка заимствовано слово «фольклор»? К определениям малых жанров фольклора, приведённым

Малые жанры фольклора. Детский фольклор

А1 Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) из английского; б) из греческого; в) из латинского.

а) поэт; б) летописец; в) народ.

А3 Что такое закличка ?

а) обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы;

б) фраза (чаще стихотворная), в которой специально подобраны труднопроизносимые слова;

Это мнение существует; и не сейчас. Это не продукт нашего времени или посткоммунистического перехода, это выражение определенного способа взглянуть на классы, социальные категории и даже нации с точки зрения оппозиции, ситуацию, которая давно появилась в истории человечества. Некоторые иностранные путешественники, приезжающие через румынские земли, подчеркнули этот примитивизм, с позиции интеллектуального или западного миссионера, представляющего так называемую высшую культуру. Но есть и некоторые западные интеллектуалы или дворяне, которые, наоборот, оценили нашу сельскую жизнь и даже считали ее более естественной и здоровой, чем городская и промышленная цивилизация, из которой они пришли.

в) стихотворное обращение к живым существам.

А4 Что такое загадка ?

а) песня, которой убаюкивают ребёнка;

б) вид фольклора, представляющий собой вопрос или задание, которое требует решения, разгадки;

в) смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающий речи юмористический оттенок.

А5

Шёл баран по крутым горам,

Стратегии превращения крестьянина во что-то другое, кроме того, что он есть - бояр, интеллигент, рабочий, промышленник, европейский фермер, возникли около двух столетий и, несомненно, продолжаются. Например, коммунизм обязательно хотел перевоспитать крестьянина, предложив ему рабочую карьеру. Это был неудачный эксперимент. После краха государственной промышленности и колхозов крестьяне вернулись в деревни, то есть они были «переквалифицированы», как говорят эксперты. Говоря с местными жителями, они заметили, что существование их людей, их повседневные проблемы и успехи не были затронуты в хорошем или плохом законодательными мерами, продиктованными в Брюсселе.

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто её возьмёт, тот и вон пойдёт.

а) скороговорка; б) потешка; в) считалка.

А6 К какому малому жанру фольклора относится приведённый ниже текст:

Ястреб, ястреб, ящичком,

Твои дети горят,

Тебе кричат:

«Не таскай цыплят».

а) приговорка; б) закличка; в) пестушка.

У жизней этих людей есть свои объединения, которые не были «реализованы» вчера, а на века. Эти суставы, которые являются правилами жизни в ее общих чертах, трудно двигаться, они только адаптируются к новым временам или новым руководствам. Надеяться, что они изменятся, потому что они говорят или просят о европейском механизме или административном режиме, доказывают отсутствие знания о том, как работает «ментальность травы». Возраст популярной культуры, будь то наша или другая восточноевропейская нация, не должен рассматриваться как дефект, а как качество.

А7 Как называется занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях?

а) прибаутка; б) потешка; в) сказка.

А8 Какого вида сказки не существует?

а) фантастические сказки; б) сказки о животных; в) волшебные сказки.

А9 Как называется начало сказки, в котором рассказывается о том, где происходит действие, когда и какие герои будут в сказке?

У меня есть большие сомнения в том, что любая западная культурная программа наших деревень будет успешной в ближайшем будущем. Вместо того, чтобы пытаться перевоспитать, давайте подробнее рассмотрим, что такое эта старая культура, и помогают ли эти ценные предметы выявиться.

Должны ли румыны, как говорят некоторые публичные голоса, отказаться от религии, обычаев и традиций, потому что они сохраняют их и обскурантизм? Как уже упоминалось ранее, вы не можете отказаться от религии и обычаи, чтобы дать объект, который принадлежал. Некоторые из румынских крестьян пытались что под воздействием индустриализации и урбанизации. Румынская за рубежом прибыли в начале прошлого века, сделали все возможное, чтобы «Вестернизируется». Обычаи людей, которых вы родились и вы набираете в конечном счете, исчезают в течение нескольких поколений, но когда они исчезают остаются тоской, чувство полую потери.

а) присказка; б) зачин; в) повтор.

А10 К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?

а) к бытовым; б) к волшебным; в) сказкам о животных.

Часть В.

Сформулируйте и запишите краткий ответ на каждый вопрос.

В1 Что означает слово «фольклор»?

В2 Как называется ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках?

Существует психологическое объяснение: духовная культура человека, который фактически разделяют группы, к которой он принадлежит, чтобы заполнить оставшееся время каждый день после нашей практической деятельности, рациональный. Мы сеть социальных отношений с семьей, соседями. Эта часть нашей жизни наполнена социально-культурные факты, и если люди с архаической культурой, они пронизаны моделями поведения, сознательно или бессознательно, в целом такие же, как следовало нашим предкам. Существует, таким образом, противоречие в терминах и ограниченное понимание слова, когда речь идет о людях мракобесия очистить и просветить его. «Культура» на любом языке, на Земле, предполагает целый ряд фактов, поведения, идей, разделяемых человеческого сообщества.

В3 Что обозначают приведённые ниже выражения?

а) жили-были; б) за тридевять земель; в) в некотором царстве, в некотором государстве.

В4 Какое изобразительно – выразительное средство языка используется в предложениях: «Ехали, они ехали и сильно утомились», «Скакали – скакали, скакали-скакали…»?

В5 Какова отгадка к приведённой ниже загадке?

В заключении, эти традиции и духовная жизнь является важной частью нашей культуры. Некоторые ораторы говорят, даже в этот период, что села должны быть привлечены огромные азиатские рабочие, чтобы компенсировать односельчан, которые пошли на работу за границу, и лица не хотят возвращаться туда. Конечно, эти сельскохозяйственные рабочие из Азии придут с их культурой и обычаями. Как они сделают нашу страну люди чувствуют, что их новые сельчан?

Но, может быть, если эти азиаты будут жить среди румынских фермеров, мы узнаем, сколько они ценят эти человек с долгой историей, как новые привычки. Нет взаимного отторжения не было бы проблемой, но может быть и больше их неадекватность к румынской деревне. Вы знаете, что одна из основных характеристик нашей популярной культуры является то, что она построена на ряде факторов, геоморфологических и климатических факторов, т.е. характеристик почвы, география, специфической погода, сезоны, осадки. Румынский крестьянин был вынужден адаптироваться интеллигентным определение приручить среды с его присутствием, со своими сельскохозяйственными инструментами, привычками и его верой.

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.

Часть С

Подготовьте устный ответ на один из предложенных вопросов в виде связного текста.

    Какой из малых жанров фольклора мне понравился больше всего?

    Почему я люблю разгадывать загадки (или произносить скороговорки)?

    Каков мой любимый герой русской народной сказки?

    Хроника это приспособление и прикрепление фермером и окружающей среды можно найти в народных сказках. Идя дальше в высокую культуру, мы имеем Константин Бранкузи, если бы мы не имели искусства деревянной скульптуры в горных районах, и к нему, мы не имели бы древесные цивилизации в Пенджабе. «Мы хотим, чтобы молодые люди на себя с достоинством, осознанности, гордость, возможно, их культурной самобытности, найти естественный, сбалансированный, полезный».

    Румынская деревня должна столкнуться способствовали наступательные плохой вкус в полной Джунглей субкультуры невежестве и ложных ценностей, продвигаемых румынской онлайновой среде и за ее пределами. Если румынское село будет знать лучше, кто он, что культура, и поняли бы значение, которые уже есть, было бы в состоянии отразить вторжения легче. Это просто: то, что это не мое, или то, что мои предки не ценят то, что мои предки говорили мне, вы принимаете, хвалить, получить меня? Конечно, мы говорим об этих навязчивых элементах мы служили в качестве «культуры» и, что еще хуже, как «народная культура» и культура этнических групп меньшинств.

Особенности фольклора:

Своеобразие родов и жанров в фольклоре. Классификация жанров, их генетическая взаимосвязь и историческая изменчивость.

Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп) Жанр является единицей классификации фольклора

Например, спросить себя: они слышали на свадьбах обоих родителей и наши бабушки и дедушки и большие? Возможно, некоторые другие слушали и пели народные песни. На самом деле, они всегда присутствуют сегодня самые роскошные партии. Существует поток в нашей жизни, мы должны следовать, к которым мы должны относиться, когда мы заблудитесь, прежде чем варианты «культурные» предложил нам, и мы толпились жизнь, глаз и ушей. Почему страна фольклор должен провел ценности? Какие предложения Академии, и люди в деревнях?

Студенты будут восприимчивы и будут рассматривать этот материал в качестве нагрузки в дополнении к программе и поэтому громоздкий и перегруженного? Как студенты могут убедиться в том, что стоит изучить этот вопрос? Никто не говорит, что фольклор не может быть адаптирован к временам и культурным требованиям нового поколения, но не может изменить необходимый фундамент. Фольклор, на самом деле, не «учить» как обязательства в срок, но молодые люди направляются к их общине, чтобы испытать, как создавать и управлять идентификацией, почему они находятся в определенном смысле и другие в другом.

Ф-р делится на роды, а роды на жанры.Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён на обрядовый и внеобрядовый.

1)Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин. В эпических фольклорных жанрах столкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками

Это один из ключей к успеху в создании средств преподавания западный характер сильный, уверен молодой из которых впоследствии будут сделаны в любом исполнении на местах. Они говорили о трудностях, с которыми сталкиваются их ученики и студенты в понимании и интеграции народной культуры. Нам также сообщают о успешных инициативах учителей, которые внедрили темы или занятия народной культурой в классы. Эти учителя заметили, что их ученики положительно отреагировали на соответствующие классы. Но проблема в том, что мы привели к учителям знаний является то, что они не могут ответить на желание студента в этом направлении учебный план оставляет мало времени и доступной энергии, чем подготовка выпускных экзаменов в школе цикла.

Песенные (стихотворные)

Исторические песни

Духовные стихи

Прозаические

Сказочная проза

Сказки о животных

Волшебные сказки

Анекдоты

Несказочная проза

Предания

Былички (демонологические рассказы)

2)Лирика – лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека

К сожалению, это, по-видимому, является конечной целью образования в Румынии: сосредоточиться на предметах экзамена, однако они не являются окончательными для обучения молодежи. Ну, изучая его личность даже не требует особых усилий, а просто приходит естественно связать студентов со своей семьей, с дедушкой со своими соседями. Наше желание, чтобы добавить информацию, но, чтобы стимулировать использование существующего продуктивным, что позволяет им в новом контексте, чтобы стимулировать творчество и аналоговые студент.

Что можно сделать, чтобы противостоять наступательным корифеям культурной глобализации и поддерживать интерес и любовь румын по отношению к популярной культуре своего народа? Как румыны и Румыния проявят свою культурную самобытность? Похоже, что мы находимся между двумя фронтами, и мы должны действовать с большой мудростью и не торопиться выбирать свой собственный путь. Что сохранить для будущих поколений ЗНАЧЕНИЯ тысячелетия Румынской народная культура не теряется, в то время как румынская деревня и все румынское общество будут модернизированы, чтобы идти в ногу с передовой западной цивилизацией?

Частушки (обрядовые, внеобрядовые)

Причитания (только обрядовые)

3)Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу

Обрядовые игрища (переросли в медвежьи потехи)

Драматические игры

Поздние театральные жанры (фольклорный театр)

Театр живых актёров (народная драма)

Кукольный театр (вертеп, Петрушка)

То есть мы должны сохранить суть. И эта сущность пришла во времени, отфильтровывая все паразитные элементы, бесполезные. Фольклор на самом деле имеет это качество для записи самой сути, для кодирования подробной информации в простых и удобных для передачи структурах. То, что мы должны помнить, что, в целом, наша культура крестьянских народных передают данные о взаимосвязи с окружающей средой, практическая информация о том, как мы должны вести себя по отношению к окружающей среде. Вторая основа истории фольклора, передают информацию о самых важных, самых красивых и наиболее страшной истории моменты жизни румынского народа.

Раёк (театр картинок с пояснением к ним)

Поспособу бытования произведений фольклор подразделяется на:

1)Обрядовый

Обрядовый календарный

Обрядовый семейный

2)Внеобрядовый

Кроме этого различают малые жанры фольклора :

Пословицы и поговорки

А также такие виды как детский фольклор.(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д.,фольклор рабочих(песни, частушки, проза),фольклор ВОВ(частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы,все фольклорные жанры взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшие ф.ж. и на их основе рождаются новые.

Третья основа - это отношения с другими людьми: как происходит повседневная жизнь, а также особые моменты в жизни человека. Трудно определить основу, потому что она более абстрактна, чем первые три, которые были конкретными: аффективно-духовная основа. Несмотря на свою абстрактную природу, ей также удалось выйти на поверхность коллективной души и создать модели ситуаций, эти сущности.

Именно здесь аффективные отношения крестьянина с Богом связаны с природой, красотой, любовью, болезнью и смертью. Если бы румынская деревня лучше знала, кто она такая, ее культура, она будет знать о тех ценностях, которые она уже имеет, она сможет легче отказаться от вторжений. Мы хотели бы, чтобы молодые люди принимали с достоинством, ясностью, гордостью, в конечном итоге свою собственную культурную самобытность, чтобы найти ее естественной, сбалансированной, полезной. Это один из ключей к успеху Запада в создании сильных персонажей посредством обучения, уверенных в себе молодых людей, которые затем могут выступать в любой области. Это, по-видимому, является конечной целью образования в Румынии: сосредоточиться на предметах экзамена, однако это неубедительно для обучения молодежи. Кажется, что мы находимся между двумя фронтами, и нам нужно действовать с большой мудростью и не спешить выбирать свой собственный путь. Румыны, не имеющие культурной самобытности, будут выглядеть как любая нация без культурной самобытности: подавленная, расстроенная, подавленная, живущая в бетоне, но стремящаяся к духовному. Ирландский францисканский колледж Святого Антония Падуанского в Лёвене был сценой одной из самых славных глав в истории ирландского католицизма, а также Ирландии как нации.

Генетическая связь жанров предполагает, что жанры складываются на предшествующей им общефольклорной основе, в силу чего им свойственны общие или весьма сходные особенности, или что один жанр служит почвой для возникновения другого. Так, былина формировалась не только на основе ранних типов героических песен, но, и на основе легендарно-сказочных жанров. В свою очередь, былина предшествовала исторической песне. Эту точку зрения поддерживал в своих работах Потебня.

Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народной». эволюционный путь происхождения жанров связывает их между собой. В истории фольклора существует противоположные явления - воздействие новых жанров на старые и распадение старых под влиянием новых жанров. Так, историческая песня, возникнув как продолжение былины, сама, в свою очередь, вызывает в былине изменения: большее развитие социальных конфликтов и освещения личных отношений героев, упрощение поэтики, например уменьшение роли общих мест, изменение стиха. Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого. Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической песне, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц или ход действия. А в сказку вводятся песни.

Загадки и их место в системе жанров фольклора. Определение жанра. Содержание и художественные особенности. Собирание и изучение загадок.

Загадка-краткое поэтическое замысловатое описание или вопрос, на которые нужно дать ответ,"хорошо сформулированная метафора".

Загадка – занимает особое место среди малых жанров фольклора. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта. Её художественная особенность заключается в метафоричности, также используются приемы сравнения, гиперболы. Загадки строились по принципу сходства или различия предметов. Они могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ. В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие.

В 60-е годы 19 в в исследованию загадок приступила В. В. Митрофанова, внесшая, пожалуй, самый весомый вклад в их изучение.

Собирание и изучение былин.

Начало изучения былин относится к первой половине 18 в., когда ими заинтересовались известные историки В. Н. Татищев и Г. Ф. Миллер. Они оценили былины как источник сведений о жизни русского народа дописьменного периода. Позже связь былин с русской историей пытался установить К. Ф. Калайдович, редактор второго издания (1818) сборника Кирши Данилова. Исторический подход к былинам был свойствен также историку Н. И. Костомарову и публицисту и писателю К. С. Аксакову. Последний, однако, в славянофильском духе толковал былины, искал в них идеализацию патриархальности и отражение религиозной морали. Костомаров сопоставлял былины с летописными преданиями, что, по его мнению, позволяет увидеть связь былин с историческими событиями. Глубокое и прогрессивное истолкование былинам дал В. Г. Белинский. В 1841 г. он написал ряд статей о народном творчестве и рецензию на сборник Кирши Данилова. Он увидел в былинах не только отражение общественных отношений и условий жизни народа, но и выражение его исторического сознания. Белинский отметил патриотический характер былин, поэтизацию физической силы, но не увидел в них борьбы против социального зла. Особенностями былин он считал стихотворную форму, изображение подвигов богатырей, сказочность некоторых ситуаций, не связывая их, однако, с мифологическими мотивами. Основные мысли Белинского были развиты Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Чернышевский высоко ценил русские былины, хотя указывал на некоторую статичность и однообразие изображаемых в них картин. Почвой эпоса он считал участие народа в великих событиях. Добролюбов высказал немало важных соображений об идейном значении былин. По его мнению, в них выразились мечты народа о свободной жизни; в пору монголо-татарского гнета эти мечты приняли фантастический и гиперболический характер. Взгляды Белинского, Чернышевского и Добролюбова дали основу для формирования исторической школы. Этому помогали и суждения о былинах известных собирателей П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга, наблюдавших жизнь былин на Севере, открывших талантливых сказителей. Однако этот процесс в былиноведении был задержан влиянием немецкой мифологической школы, основоположником которой был Якоб Гримм. С 50-х годов XIX в. в русской фольклористике стали формироваться особые направления в подходе к былинам. Первым из них было мифологическое, или мифологическая школа, как обычно его называют. Оно было представлено Ф. И. Буслаевым, О. Ф. Миллером и др. Представители мифологической школы полагали, что в основе эпических жанров лежат древние мифологические сказания. Федор Иванович Буслаев (1818-1897), профессор Московского университета, начал свою научную деятельность как сторонник мифологического подхода к фольклору, в частности к эпосу. Историю эпоса он делил на три периода: мифологический, двое-верный и христианский. По его мнению, эпос вначале существовал как мифологический, героями которого были боги, затем он перерос в героический, в котором все более усиливались исторические черты. В основе былин лежат древние предания языческого времени, которые впоследствии историзировались. Взгляды Ф. И. Буслаева значительно отличались от взглядов Я. Гримма, так как он поставил вопрос об общественном значении и нравственных основах фольклора. Основные работы Ф. И. Буслаева собраны в книгах: «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861), в первом томе которых помещена статья «Эпическая поэзия», и «Народная поэзия» (1887), где особенно важны статьи «Русский богатырский эпос»-о сборниках Киреевского и Рыбникова, и «Бытовые слои русского эпоса». Глубоким исследователем былин был Орест Федорович Миллер (1833-1889). В своей книге «Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом русского эпоса» (1869) Миллер стремился раскрыть древнейшую мифологическую основу образов богатырей, которые, по его мнению, были воплощением светлых сил, борющихся с темными силами ради освобождения пленных существ. Критика работы О. Миллера Ф. И. Буслаевым и А. А. Котля-ревским показывала, что мифологическая школа переживала глубокий кризис. Действительно, скоро Буслаев перешел на иные научные позиции. В русской фольклористике стала складываться так называемая школа заимствования. Теория заимствования, или миграционная теория, возникла в Германии. Ее основоположником считают Теодора Бенфея, который в 1859 г. издал свой перевод индийской книги «Панча-тантра» с обстоятельным вступлением, где изложил взгляды на существование сходных сюжетов в фольклоре, в том числе и в эпосе разных народов. Это явление он объяснил заимствованием сюжетов одним народом у других. В 1868 г. в журнале «Вестник Европы» была опубликована статья В. В. Стасова «Происхождение русских былин». В ней автор последовательно использовал теорию заимствования для объяснения происхождения русских былин. Цель своей работы Стасов определял как борьбу против славянофильского подхода к былинам и критику мифологической теории. Своей цели он достиг. Но доказательно объяснить происхождение былин не смог. Его резко критиковали А. Ф. Гильфердинг, О. Ф. Миллер, П. И. Бессонов, Ф. И. Буслаев. Стасова обвиняли в преувеличении значения восточных элементов в былинах. Значительный шаг вперед в разработке теории заимствования сделал крупнейший русский фольклорист А. Н. Веселовский (1838-1906). В своем исследовании «Южнорусские былины» (1-2, 1881; 3-4, 1884) он по-новому подошел к проблеме заимствования и странствующим сюжетам. Он увидел и доказал двусторонний 139 процесс: «Заимствование предполагает встречную среду с мотивами или сюжетами, сходными с теми, которые приносились со стороны», - писал он в «Поэтике сюжетов». Более того, основное место от отвел не заимствованиям, а влияниям, явлению более ^широкому и более ограниченному, чем заимствования. Он разработал так называемую теорию встречных течений и критиковал тех сторонников теории заимствований, которые изучали одни мотивы, забывая о художественном целом. К теории заимствования примкнули и некоторые более молодые ученые. М. Г. Халанский в монографии «Великорусские былины киевского цикла» (1885) отнес создание былин к более позднему времени, чем это предлагали другие, а циклизацию вокруг Киева и князя Владимира к XV-XVI вв., создание былин считал делом дружинных певцов. В большом труде «Южнославянские сказания о" кралевиче Марке в связи с произведениями русского былевого эпоса» (1893-1896) он сопоставлял русские былины с сербскими и болгарскими юнацкими песнями и высказал мнение о переходе эпических сюжетов. Неудовлетворенность методами исследования былин, которые применялись мифологической школой и сторонниками миграционной теории, вызвала их острую критику. Их обвиняли в отрыве русского эпоса от русской истории. В русской фольклористике стало складываться новое научное направление, которое получило название исторической школы. Не отрицая фактов заимствования, она прежде всего стремилась раскрыть связи русских былин с русской историей, объяснить их возникновение условиями русской общественной жизни. В основе воззрений представителей исторической школы лежала мысль о том, что былины исходили от исторических событий и в качестве прототипов героев имели исторических лиц, что в результате длительного бытования произведений в народной среде стиралось. Поэтому возникала задача восстановить первичные тексты былин, снимая верхние, т. е. более поздние, слои и идя к более ранним. Историческая школа разработала методику исследования былин, задачу которой В. Ф. Миллер (1848-1913) определял так: «...из сопоставления вариантов вывести наиболее архаический ее (былины.- Я. К.) извод и, исследуя историко-бытовые данные этого извода, определить по возможности период его сложения и район его происхождения» . В. Ф. Миллер сложение основной части былин относил к домонгольскому времени, утверждая, что в тяжелую эпоху ордынского ига не мог сложиться столь оптимистический эпос. Он считал едиными циклы киевский и новгородский, объясняя это тем, что Киев и Новгород были неразрывно связаны и политически, и экономически. Эпохе Владимира Миллер придавал большое значение как времени объединения русских земель, самостоятельности и мощи государства, больших исторических событий (реформы, крещение). Именно поэтому в то время и складывались былины. Сложение их он приписывал дружинным певцам, а характер их творчества считал аристократическим. По его мнению, из среды придворной былины впоследствии спустились в среду городского простонародья, а затем и в крестьянскую, где их начальный вид значительно изменился. В. Ф. Миллер не понял, что дружинные певцы также представляли народное искусство. Основным недостатком работ В. Ф. Миллера была односторонность: он считал былины непосредственным отражением исторических фактов, забывая, что они представляют собой поэтические произведения. .Критику его научных воззрений дал А. П. Скафтымов в книге «Поэтика и генезис былин» (1924). Основные работы Миллера собраны в двух его трудах: «Экскурсы в область русского народного эпоса» (1892) и «Очерки русской народной словесности» (т. 1-3, 1897, 1910, 1924). В советской науке воззрения В. Ф. Миллера оценивались различно. Сложились два подхода к исторической стороне былин: одни ученые старались выяснить исторические основания былин, найти те события и лица, которые получили отражение в былинах, конечно, усовершенствовав методику В. Ф. Миллера (Б. А. Рыбаков, М. М. Плисецкий, Л. И. Емельянов); другие резко отвергли его воззрения, положив в основу подхода к былинам понимание их как художественного явления (В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов). Место и время сложения былин. Многие фольклористы и историки расходятся во мнениях о месте сложения былин. Некоторые ученые считают, что деление былин на циклы свидетельствует не только о том, что местом действия служат Киев или Новгород, а и о том, что былины эти сложены в киевских или в новгородских землях. Однако былины складывались не только в названных двух политических центрах Древней Руси, но и в других местах. Это мнение было высказано еще в XIX в., потом его придерживались М. Н. Сперанский, Ю. М. Соколов, с известными отличиями-В. Я. Пропп и др. С этим связана историческая классификация былин. В. Я. Пропп делит былины на три группы произведений: эпос периода развития феодальных отношений, куда относит былины о Волхе и Святогоре, былины о сватовстве и былины о борьбе с чудовищами; эпос времени борьбы с монголо-татарским нашествием; эпос эпохи образования централизованного Русского государства, считая, что сюда можно отнести былины о Микуле и Вольге, Сухмане, Даниле Ловчанине, Василии Буслаеве, Дюке Степановиче. Такое деление- нельзя принять из-за слишком общей его мотивировки. В. П. Аникин делит былины на древнейшие (докиевские), это былины о Волхе, Дунае, Потыке; киевские-о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские - об Илье Муромце, Алеше Поповиче (ростовская); галицко-волынские - о Дюке; псковско-новгород-ские -о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские-об Иване Гостином сыне; брянские-о князе Романе и братьях Ливиках . В некоторых работах отмечается, что в XIV-XV вв. происходил процесс «киевизации» былин; они приспосабливались к киевскому циклу, включались в общерусский эпос. В. Я. Пропп отметил ошибочность мнений ученых, которые, увлекаясь теорией областного происхождения русского эпоса, забывали, что создавался общерусский эпос. Дело тут не в «киевизации», а в том, что уже во время сложения новых былин или их вариантов они прямо включались в общерусский эпос, который был широко известен и знаком. Мы считаем, что вопрос о киевском цикле упрощен. Учет обстоятельств и материалов позволяет заключить, что он существовал и сложился в домонгольское время, отразив борьбу с печенегами и половцами; во времена ига, в процессе эволюции, он, естественно, трансформировался. Большая часть советских ученых относит формирование жанра былин к X-XI вв. Два основных цикла былин - киевский и новгородский - сложились во время расцвета Киева и Новгорода, тесно связанных между собой. С конца XI в. единое Киевское государство начинает распадаться на отдельные княжества; процесс этот в полной мере развился в XIII-XV вв. Это вместе с тем время монголо-татарского господства. Происходит новое осмысление сложившихся ранее, былин. Основными врагами становятся ордынцы. Создаются и новые былины - «Илья и Калин царь», «Илья и Батыга», «Камское побоище», «Василий Игнатьевич», «Добрыня и Василий Казимиро-вич». В это время окончательно формируется общерусский эпос. В него входят областные сюжеты, которых, впрочем, очень мало, Но особенно важно то, что былины, возникающие позже, тем не менее относят действие ко временам князя Владимира. Этот важный вопрос всегда занимал русскую науку (О. Миллер). Однако эту мысль в стройную теорию развил лишь Д. С. Лихачев. Он показал, что время действия былин относится к прошлому и всегда к условной эпохе русского прошлого, которую можно бы назвать «эпической эпохой». В нее включается и эпоха новгородской вольности. Эта эпоха - идеальная старина, время «русской независимости, славы и могущества», время «патриархальных взаимоотношений князя и дружины богатырей», в лице которых действовал народ. Д. С. Лихачев отмечает важную особенность русских былин: «Былины многослойны, их создавал народ в течение многих веков. В былинах отразились сюжеты и древнейшего эпоса, еще «докиевского» и «доновгородского», и сюжеты последующих веков. Однако и в том и в другом случае былина становится былиной лишь перенеся действие в эту «эпическую эпоху», в ее условную историческую обстановку . Основу образу «эпической эпохи» дало время Владимира, богатое важными событиями. Оно стало выражать идеалы народа, особенно во время монголо-татарского владычества./ Из сказанного ясно, . что нельзя относить сложение былины к тому времени, которое в ней изображается. Дальнейший этап развития русского эпоса -XV-XVII вв. В это время новые былины почти не создаются, старые осмысляются в связи с современностью. С XVII в. общерусский эпос начинает угасать, хотя живут традиции его исполнения. Идет переработка старых сюжетов, часто искажающая былины, как, например, включение Ермака в былину об Илье Муромце. Эпос живет теперь в основном в окраинных областях, более всего на Севере. Меняется трактовка некоторых сюжетов: в них усиливаются антифеодальные и антицерковные тенденции. К XVII в. ученые относят былины «Илья и голи кабацкие», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Добрыня и Маринка».

Киевский цикл былин.

Эти былины оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.

1)действие происходит в Киеве или около
2) в центре события князь Владимир.
3) основная тема – защита рус. земель от кочевников.
4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси.
5) события и враги русской земли до монгольского периода.

Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом.

Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские ст-я» Даниловым.

Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием.

Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев.
После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.

Новгородский цикл былин.

Основой сюжетов Новгородского цикла былин стали не ратные подвиги и политические события, а случаи из жизни обитателей большого торгового города- Великого Новгорода. Слагали и рассказывали эти былины скоморохи. Героями этих былин являлись купцы, князья, крестьяне, гусляры.
Эти былины считаются бытовыми, новеллистическими.
Содержание былин:

1) Былины о Садко
2) Былина о Ставре
3) Былины о Василии Буслаеве

Поэтика исторических песен.

На протяжении веков менялось содержание и поэтика исторических песен. Ранние исторические песни во многом сохранили традиции поэтики былевого эпоса. В группе песен, по поэтике сближающихся с былинами, можно встретить зачин и запев, а также замедленность действия. Позднее в песнях XVI века появляются произведения, в которых сюжет чаще всего ограничивается одним эпизодом. Для исторических песен также характерен лирический монолог героя, характерны приемы повтора. В песнях часто используется прием контраста, например, при описании военных действий. Также можно отметить, что в песнях XIX века начинает присутствовать и влияние литературной поэзии.

Фольклор как вид искусства. Особенности фольклора на ряду с другими видами искусства. Коллективное и индивидуальное, устойчивость и изменяемость, вариативность, синкретизм в фольклоре.

Термин фольклор возник в середине 19 века и в буквальном смысле обозначает "народная мудрость", термин ввел англ. ученый Вильям Томс. Первоначально обозначал более широкий круг явлений и включал в себя все виды искусства и трудиций. Позднее значение сузилость, сейчас фольклор- художественное коллективное творчество народа,отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы,создаваемые народом, бытующая среди народа поэзия(предание,песни,частушки,анекдоты,сказки,эпос). фольклор отличает трационализм и устносая передача информации.

Особенности фольклора:

Устность(как форма бытования и передачи потомкам) обеспечивает особое место в культуре.

Синкретизм(соединение). Фольклор сущ. в тесном единстве. Синкретизм музыки, танца, действия. На уровне бытования: синкретизм творца, исполнителя, слушателя. Синкретизм эстетического,улитарного, бытового, магического в творчестве.

Традиционность.В фольклоре традиционность обеспечивалась устойчивой жанровой структурой(жанры:былины, героический эпос, сказка

Вариативность. Фольклор не имеет закрепленного текста и каждое исполнение представляет собой вариант, где есть устойчивое и меняющееся. Устойчивы:функции, события и следствия. Изменяются:образы.

Фолклор-характеризуется коллективным творчеством. но каждый сказитель может менять образы, и индивидуализировать произведения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!