Арабский халифат какие земли объединил. Как Арабский халифат стал исламской супердержавой

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорении и присоединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-восточной Африкой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становления арабского государства.

1. Государство и право в ранний период Арабского Халифата

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н.э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII–II вв. до н.э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южно-арабских государств – Химьяритское царство – пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в.

К VI–VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейшин – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы.

Развитие земледелия и животноводства ведет к имущественной дифференциации общества, к использованию рабской работы. Вожди родов и племен (шейхи, сеиды) базируют свою власть не только на обычаях, авторитете и уважении, но и на экономическом могуществе. В среде бедуинов (жителей степей и полупустынь) встречаются салухи, что не имеют средств существования (животных) и даже тариди (разбойники), которых выгоняли из племени.

Религиозные представления арабов не были объединены в какую-то идеологическую систему. Объединялись фетишизм, тотемизм и анимизм. Распространенные были христианство и иудаизм.

В VI ст. на Аравийском полуострове существовало несколько независимых одна от одной дофеодальных государств. У старейшин родов и племенной знати сосредоточивалось много животных, в особенности верблюдов. В областях, где было развитое земледелие, происходил процесс феодализации. Этот процесс охватил города-государства, в частности Мекку. На этой почве возникло религиозно-политическое движение – халифат. Это движение было направлено против племенных культов за создание общей религии с одним божеством.

Халифское движение было направлено против родоплеменной знати, в руках которой была власть в арабских дофеодальных государствах. Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный строй приобрел большего развития и значения – в Йємене и городе Ятрибе, охватил также и Мекку, где одним из его представителей был Мухамед.

Знать Мекки выступила против Мухамеда, и в 622 г. он вынужден был бежать в Медины, где нашел поддержку со стороны местной знати, которая была недовольная конкуренцией со стороны знати Мекки.

Через несколько лет арабское население Медины вошло в состав мусульманской общины, которой руководил Мухамед. Он выполнял не только функции правителя Медины, но и был военным руководителем.

Суть новой религии состояла в признании Аллаха единым божеством, а Мухамеда – его пророком. Рекомендуется каждый день молиться, отсчитывать сороковую часть доходов в пользу бедных, постится. Мусульмане должны принимать участие в священной войне против неверных. Подрывалось предшествующее деление населения на роды и племена, из чего начиналось почти каждое государственное образование.

Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк-посланник бога на земле. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число приверженцев и уже в 630 г. сумел поселиться в Мекке, жители которой к тому времени прониклись его верой и учением. Новая религия получила названиеислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий – христианами, иудеями и зороастрийцами – последователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах чеканилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед – посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20–30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров.

К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники – абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» – преемник, заместитель), – пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634 – 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабское государство расширилось за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

С расширением границ государства исламские богословские и законоведческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покорение Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу Х в. Арабское государство, сплотившее до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата – Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»).

После смерти Мухаммада объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу. Внутренние противоборства были подавлены. В правление первых четырех халифов («праведных») арабское протогосударство, опираясь на всеобщее вооружение кочевников, стало быстро расширяться за счет соседних государств.

§ 16. Арабский халифат

Вы узнаете

· О природе и населении Аравийского полуострова.

· Как возник ислам и какую роль он сыграл в жизни арабов?

· Почему арабам удалось покорить большие территории в Азии, Африке и Европе.

· Какой вклад арабской культуры в сокровищницу мировой.

1. Аравийский полуостров и его населения

Большая часть огромного Аравийского полуострова, площадь которого равна четверти Европы, - это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природными условиями областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями, богатой тропической растительностью, высокой плотностью населения, которое издавна жило с полеводства и садоводства. Середина полуострова - Неджд ("Плоскогорье") - огромное, засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря - Хиджаз ("Граница") - пригодна разве для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов были кочевниками - бедуинами ("Жителями пустыни"), которые разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда, это животное - неразлучный спутник и средство существование кочевых арабов.

Верблюд идеально приспособлен к жизни в пустыне, может несколько дней обходиться без воды. Бедуин питается его молоком и мясом, носит одежду из верблюжьей шерсти. В пустыне нет дерева или любого другого топлива, вместо него бедуины используют верблюжьи помет. Кочевники жили в палатках с верблюжьей войлока; сбрую, седла, обувь изготавливали из шкуры верблюда. Во время странствий верблюды, которых бедуины называли "кораблями пустыни", перевозивших грузы и семейное сокровище. Верблюд правил за деньги, как единица расчетов. Арабы верили и знали: если кончилась вода или караван заблудился в пустыне, надо пустить вперед верблюда, - он найдет воду и путь.

Бедуины жили племенами , Которые делились на роды и семьи. У них существовала знать - шейхи и Саид , Которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии в них не существовало. Из почитаемых были бог войны и плодородия Астар , Богиня луны Син , Богиня-мать Лат. Олицетворениями своих богов арабы считали рукотворных каменных идолов и природные каменные столбы. Случались и немногочисленные сторонники иудаизма и христианства.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города - Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки - Каабу (В переводе с арабского "Куб"), в стену которого было вмурован черный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Населения полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединение, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

2. Возникновение ислама и объединение арабов

Объединению арабов способствовало появление новой религии - ислама . Основателем ислама стал Мухаммед (570 - 632 гг.) Это имя означает "вдохновенный", "пророк". В Европе его называли Магометом.

Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова. После смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу - Коран (В переводе с арабского - "чтение").

Житель Мекки Мухаммед принадлежал к бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджа и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на своей хозяйкой и разбогател. Спустя несколько времени Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он - орудие божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Примерно 630 г. он начал проповедовать ислам (в переводе с арабского - "Покорность"). Не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов. Он был вынужден перебраться в Ятриб - Соперника Мекки. Ятриб , жители которого 622 г. приняли Мухаммеда , Начали называть Мединой - городом пророка. С тех пор, из года Хиджры , как называют его мусульмане (Те, которые исповедуют ислам), ведется отсчет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммеда быстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба , Является наибольшей святыней мусульман. По религиозной легенде, после смерти пророка со своим конем знисся на небо.

Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога - Аллаха. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его "- главная религиозная формула ислама . Влияние на ислам иудейской и христианской религий выражается в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда . Священный город иудеев и христиан - Иерусалим - признавалось и мусульманами. Для того, чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений :

1)верить в существование единого бога - Аллаха;

2)пять раз в день выполнять обязательную молитву;

3)раз в год придерживаться обязательного поста - Рамазана - от рассвета до заката;

4)чтобы освободиться от грехов, тратить пятый часть прибыли на милостыню;

5)один раз за свою жизнь совершить паломничество (Посещение святых мест) в Мекку и Медину.

Храм Кааба. Мекка, современный вид

Мухаммед изложил и "завещание священной войны". Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а вот язычников призвал уничтожать.

В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлено Богом, и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче.

Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - признак жестокого сердца.

6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приветливость к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммеда его сторонникам?

После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать вынуждена была подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращение пророка в Мекку, большинство арабских племен признала власть Мухаммеда и приняла ислам.

Вступив в Мекки, Мухаммед направился к главному святилищу - Каабы . Объехав ее на коне семь раз, коснулся посохом в черный камень и сказал: "Истина пришла, пусть исчезнет неправда!" Далее приказал уничтожить почти 300 различных племенных идолов, окружавших Каабу . Мухаммед объявил Каабу главным святилищем всех мусульман. Запретил посещать ее неверующим арабам, евреям и христианам. Каждый мусульманин, как говорил Мухаммед , Должен хотя бы раз в жизни побывать в Каабе . Главным святилищем она была признана том, что по арабским переводам Каабу построил "праотец евреев "Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. Авраам, как и мусульмане, верил в единого бога, которому и посвятил этот храм, а язычники, по мнению Мухаммеда , Впоследствии осквернили святыню.

Теперь Кааба находится в центре мечети аль-Харам ("Священной"). Это - кубическая каменное здание высотой в пятиэтажный дом. В ней хранится "черный камень", подаренный Богом Адаму - первому человеку на земле.

Так во знаменем ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.

3. Завоевания арабов во времена первых халифов

После смерти пророка между его старыми сторонниками и мединской знатью начались споры о преемственности. Ведь дело было не только в том, кто будет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит государство, созданное им. Наконец было решено, что государством будут управлять халифы - "Заместители пророка ". В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифы, правившие в 632 - 661 гг, были близкими друзьями и родственниками Мухаммеда .

Халифы призвали народ отправляться в поход за распространения ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. Значительные захват был осуществлен за правления второго халифа - Омара (634 - 644 гг.) Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана - значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья. Сохранилось предание, что после завоевания Египта халиф Омар приказал уничтожить знаменитую Александрийскую библиотеку, сказав: "Все, что соответствует Коране в древних книгах, есть в нем, а то, что не отвечает, не требуется мусульманам ".

Военным успехам арабов способствовали превосходства в военной тактике. Онисоздалипервоклассную легкую конницу , Что стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стала возможной благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму "священной войне во имя Аллаха ". Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы захватывали прежде имущество богачей, поэтому большинство порабощенных видела в них освободителей . Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. Результате завоеваний возникла огромная государство - Арабский халифат .

Уже при первых халифов развернулась борьба за власть в Арабском халифате. Особенно усилилась она за старого и безвольного третьего халифа - Османа (644 - 656 гг) и четвертого халифа - Али (656 - 661 гг.) Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя . Он стал основателем новой династии Омейядов . Так начался новый период в истории Арабского халифата.


Арабские завоевание VII - IX ст. Образование халифата

4. Омейяды и Аббасиды

Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратившийся в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661 - 750 гг.) За это время арабы значительно увеличили свои владения. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабский название Магриб - "Запад".

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с 7 тыс. конников переправился через пролив Геркулесовы столбы, названную позже его именем (Гибралтар). Он разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.

Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла . Продвижение ислама в Западную Европы было остановлено. На востоке арабские полководцы продвинулись в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии в г. Инд. Три раза совершали арабы походы на Константинополь, в 717 - 718 гг продержали его год в осаде, однако покорить так и не смогли. Византийский император Лев III Исавр цене чрезвычайного напряжения сил империи сумел остановить захватчиков. Вследствие завоеваний границы халифата Омейядов протянулись от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В 750 г. Омейядов сбросила иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских властьимущих. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейядов . Он основал новую династию Аббасидов , что правила в750 - 1055 гг . Столицу халифата была перенесена в Багдад в Ирак. Багдадский период истории халифата называли "золотым веком Аббасидов " , Порой неслыханной роскоши халифов.

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. В сумерках парков журчали фонтаны, пели диковинные птицы.

На огромных рынках Багдад можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира - византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые ткани с Китай, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далекие земли. Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф Гарун аль-Рашид стали прототипами героев сказок "Тысячи и одной ночи".

5. Общественный халифата

По первых четырех халифов государством управляла высшее религиозное лицо, которое выбирали из друзей и родственников Мухаммеда . После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии - формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, не отвечает ни перед кем за свои поступки, утверждается способом насилия и террора.

Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию - до 160 000 воинов, а для собственной защиты - дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам. После смерти вельможи все его имущество переходило в казну халифа, и исключительно от желания и привязанности халифа зависело, получит потомок умершего некоторое наследство.

Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов:

1)харадж - Земельный налог;

2)джизия - Подушные, которые платили немусульмане ;

3)зякят - Десятина, которая поступала в распоряжение халифа.

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны - Книги дополнений к Корану. Не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значение Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов , Которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов , Которые не признавали Сунны и не поддерживали Омейядов .

Как и все предыдущие империи, созданные результате завоеваний, Арабский халифат обветшал и развалился. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых , Халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор как они оказались под властью арабов, не прекращалась их борьба за независимость. Во-вторых , Власть халифов, что погружались в неслыханную роскошь, а управление государством передавали своим приближенным, чем дальше, тем больше ослабевала. Эмиры (Наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, добиться независимости от халифа.

Все это привело к того, что от конца VIII в. к началу XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки,халифат прекратил существование.


Распад Арабского халифата

6. Культура халифата

Сутки Арабского халифата обогатила мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: в ней состояли документы, велись переговоры и молились. Кроме того она стала языком науки и культуры всего мусульманского Востока.


Образец арабской каллиграфии

Самый весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицине. Они изучали и переводили арабском труда Аристотеля , Гиппократа , Евклида, Птолемея . Европейцы познакомились с трудами Аристотеля за переводами латыни с арабского. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.

Страница арабской рукописной книги

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.

Арабы первыми стали делать вивисекцию - вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980-1037 гг.) известный в Европе под им. именем Авиценна . В главной своей работе - "Канон медицинской науки "- он свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд на много веков стала настольной книгой врачей Востока и Мероприятия.

Арабские путешественники (Ибн Фадлан , Аль-Масуди , Ибн Русте и др.) посетили первыми странами, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX - Х вв. Арабским путешественникам был известен значительно больший мир, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль - дау , Точные карты и навигационные приборы.

Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается "Тысяча и одна ночь", вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос "Шахнаме " ("Книга царей"), в котором описываются деяния персидских шахов.

Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворце халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Мавзолей Саманидов. Бухара, Х в.

Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

Арабы умели красиво организовать свой быт и досуг. Соединив традиции античности, Византии, Персии арабы создали изящную восточную роскошь. Созданные арабскими мастерами предметы роскоши (тончайшие ткани, керамика, стекло, украшения, оружие) были желанными на просторах от Китая до Европы. Большого успеха арабская культура получила в украшении дворцов и разведенные садов. Умели арабы и организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара. Большой популярностью у арабов пользовались бани, которые были не только местом где мылись, но и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.

Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захвачена арабами Испания стала источником, откуда распространялись в европейские страны научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы , Которую они называли "светлым красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств ". Отсюда они привозили в Европу переведены на арабский язык труды ученых древности. В европейских монастырях существовали центры перевода с арабского языка латинским. Так, благодаря арабам, средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов. Кроме того европейцы многое позаимствовали у арабов в быту и повседневной жизни.

Проверьте, как запомнили

  1. Где находится родина арабов?
  2. Охарактеризуйте природные условия и население Аравийского полуострова.
  3. Какими были верования арабов до возникновения ислама?
  4. Кто считается основателем ислама и почему?
  5. Где находит главная святыня арабов? Как она называется?
  6. В каком году произошло объединение арабов под главенством Мухаммеда ?
  7. Как называется священная книга мусульман?
  8. Куда были направлены военные походы арабов? Какие территории им удалось завоевать.
  9. За которого халифа были осуществлены крупнейшие завоевания арабов?
  10. Какие битвы положили конец продвижению арабов в Европу?
  11. Какое название имело государство арабов?
  12. Назовите династии правителей арабского государства?
  13. Когда прекратил свое существование арабский халифат?
  14. Какими культурными достижениями обогатили мир арабы?

Подумайте и ответьте

  1. Определите причины появления ислама. Чему учит мусульманская религия? Которые основные положения ислама?
  2. Почему ислам довольно быстро распространился среди арабских племен?
  3. Объясните, почему арабские завоевания были осуществлены относительно быстро и с небольшими силами.
  4. Чем общественный халифата отличается от строя Франкского королевства во времена Хлодвига ?
  5. Что обусловило распад и упадок арабского халифата?
  6. Благодаря чему арабская культура достигла значительных достижений? Каковы ее истоки?

Выполните задание

  1. Сравните ислам и христианство. Определите общие и отличительные черты.
  2. Составьте сравнительную таблицу: "развитие Арабского халифата во времена правления династий Омейядов и Аббасидов " .
  3. Раскройте содержание понятий и терминов: бедуин, эмир, халифат.
  4. Подготовьте рассказ о завоевании арабов при первых халифов.
  5. Определите ключевые моменты истории Арабского халифата.

Для любознательных

Почему именно Аравия стала колыбелью новой мировой религии?

На территории Аравийского полуострова уже во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. В V-VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей.

Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством. Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию.

Кроме того Мекка стала религиозным центром Западной Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба. По легенде этот храм воздвиг библейский патриарх Авраам (Ибрахим) со своим сыном Исмаилом. Этот храм связан с упавшем на землю священным камнем, которому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш Аллаха (от араб. илах – хозяин).

В VI в. н, э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать.

Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Эту идею проповедовали приверженцы секты ханифов, одним из которых был Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама. В основе этой религии лежат догматы иудаизма и христианства: вера в единого бога и его пророка, страшный суд, загробное воздаяние, безусловная покорность воле бога (араб. Ислам-покорность).

Об иудаистских и христианских корнях ислама свидетельствуют общие для этих религий имена пророков и других библейских персонажей: библейский Авраам (исламский Ибрахим), Аарон (Харун), Давид (Дауд), Исаак (Исхак), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иаков (Йакуб), христианский Иисус (Иса), Мария (Марйам) и др. Ислам имеет с иудаизмом общие обычаи и запреты. Обе религии предписывают обрезание мальчиков, запрещают изображать бога и живых существ, есть свинину, пить вино и т.д.

На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, так как они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов. В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб (Медину).

Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Земледельческое население Ясриба (Медины), соперничающее с торговцами из Мекки, поддержало Мухаммеда. Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.

Значительно позже (ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (в переводе с арабского означает чтение), которая стала священной для мусульман. Книга включает 114 сур (глав), в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты.

Более поздняя исламская религиозная литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами. Шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями) Мухаммеда, духовными и светскими главами мусульман только его родственников.

Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского хозяйства земли, высоким приростом населения, подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель. Это нашло отражение и в Коране, где говорится, что ислам должен быть религией всех народов, но для этого надо бороться с неверными, истреблять их и забирать их имущество (Коран, 2:186-189; 4:76-78, 86).

Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим. До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис. В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Северо-Западная Африка.

В 711 г. арабские войска под руководством Тарика переплыли из Африки на Пиренейский полуостров (от имени Тарика произошло название Гибралтар – гора Тарика). Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Галлию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели поражение от короля франков Карла Мартелла.

К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь.

Основные арабские завоевания были произведены при халифах Абу Бекре (632-634), Омаре (634-644), Османе (644-656) и халифах из династии Омейядов (661-750). При Омейядах столица халифата была перенесена в Сирию в город Дамаск.

Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.

Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие.

Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.

В 750 г. династия Омейядов в восточной части халифата была свергнута. Халифами стали Аббассиды, потомки дяди пророка Мухаммеда – Аббаса. Они перенесли столицу государства в Багдад.

В западной части халифата, в Испании продолжали править Омейяды, которые не признали Аббассидов и основали Кордовский халифат со столицей в городе Кордова.

Разделение арабского халифата на две части было началом создания более мелких арабских государств, главами которых стали правители провинций – эмиры.

Халифат Аббассидов вел постоянные войны с Византией. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббассидов перестало существовать.

Испанский халифат Омейядов также постепенно сужался. В XI в. Кордовский халифат в результате междоусобной борьбы распался на ряд государств. Этим воспользовались возникшие в северной части Испании христианские государства: Леоно-Кастильское, Арагонское, Португальское королевства, которые начали борьбу с арабами за освобождение полуострова – реконкисту.

В 1085 г. они отвоевали г. Толедо, в 1147 г. – Лиссабон, в 1236 г. пала Кордова. Последнее арабское государство на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират – просуществовал до 1492 г. С его падением закончилась история арабского халифата как государства.

Халифат как институт духовного руководства арабов всеми мусульманами продолжал существовать до 1517 г., когда эта функция перешла к турецкому султану, захватившему Египет, где жил последний халифат духовный глава всех мусульман.

История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.

Трудное экономическое положение населения Аравийского полуострова в VI-VII вв. в связи с перемещением торговых путей в другую зону обусловило необходимость поиска источников существования. Для решения этой задачи проживавшие здесь племена встали на путь утверждения новой религии – ислама, который должен был стать не только религией всех народов, но и призывал к борьбе с неверными (иноверцами).

Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Объединение бывших разрозненных племен в единое государство дало импульс к экономическому и культурному общению народов Азии, Африки и Европы.

Будучи одной из самых молодых на востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, представляя на протяжении средних веков значительную военную угрозу.

Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.

Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.

Почему империя называлась халифат?

Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

  • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
  • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

  1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
  2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
  3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

  • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
  • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
  • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
  • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
  • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского — это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.

Эпоха правления выборных халифов

После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.

Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.

Распад халифата

Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.

Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.

В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

Кордовский халифат, его расцвет и падение

Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.

Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».

В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Военные действия против Исламского государства

Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.

Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.

Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.

Является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632-1258 гг.

После смерти халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!