Как карамзин показывает чувства между молодыми людьми. Н.М.Карамзин `Бедная Лиза`. питать в себе святое….желание всеобщего блага

Иллюстрации к `Бедной Лизе` Н.М.Карамзина.

Н.М.Карамзин. Сентиментализм. Повесть `Бедная Лиза`
Светлана Васильевна Ерина

Инна Александровна Круглова

Надежды Владимировны Богодуховой
Практикум по повести `Бедная Лиза`

Контрольные вопросы
из презентации Шейкиной Ирины Федоровны
учителя русского языка и литературы
МОУ «Пичпандинская средняя общеобразовательная школа»
uchportal.ru/load/32-1-0-8878
1.Каков жанр произведения?
2.От какого лица идет повествование?
3.Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
4.Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью?
5.Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
6.Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
7.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
8.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
9.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
10.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
11.Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
12.Как понимать финальную фразу повести?
13.Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?
14.Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
15.Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Исследование лейтмотивов повести

Если бы вы внимательно читали, вы бы назвали ее «густыми ресницами», ее весом или даже маленькими пушистыми усами. Но как выглядит Анна Каренина? Вы можете быть знакомы с персонажем, но это не значит, что вы на самом деле изображаете человека. Ничто так не исправлено - ничто так не выбирает.

Большинство авторов предоставляют своим вымышленным персонажам более поведенческие, чем физическое описание. Даже если автор выделяется при физическом описании, мы остаемся с размытыми смешениями бродячих частей тела и случайными деталями. Анна: ее волосы, ее вес - это только грани и не составляют истинного образа человека.

Часть вопросов вынести на предварительную проработку.

Каков жанр произведения?

От какого лица идет повествование?

Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?

Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?

Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья …»

Эти читатели утверждают, что успех произведения художественной литературы зависит от предполагаемой достоверности персонажей. Некоторые читатели идут дальше и полагают, что единственный способ, которым они могут наслаждаться романом, - это то, что главные персонажи легко видны.

«Да, - говорят они, - как будто она стояла здесь передо мной». «Как выглядит ее нос?». Но подождите. Где она держит ее вес? Хотя Толстой никогда не устает упоминать тонкие руки Анны. Некоторые читатели клянутся, что могут прекрасно изображать этих персонажей, но только пока они читают.

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

Как понимать финальную фразу повести?

Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

Эксперимент с мыслями: Подумайте о своей матери. Персонаж не будет так легко раскрываться. Когда это привлекло внимание, это было не приятное зрелище. Литературные персонажи физически расплывчаты - у них есть только несколько особенностей, и эти функции вряд ли кажутся важными - или, вернее, эти особенности имеют значение только в том смысле, что они помогают уточнить смысл персонажа. Описание персонажа - это своего рода ограничение.

Это то, что текст не разъясняет, что становится приглашением к нашим фантазиям. Мы можем представить любое количество других предложений о г-на. То же самое можно сказать о любом персонаже - Нанде из той же книги или Анны Карениной. Конечно, разве не факт, что Анна неизменно привлекает Вронского более значительным, чем просто морфологический факт ее существа, скажем, «полный фигуры»?

Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

Каков спектр эмоций и настроений, пропитывающих текст, и посредством чего, кроме пейзажа, они выражены автором?
II. Формулируем итоговый вопрос

Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Это поведение персонажей по отношению ко всем и всему в их вымышленном, очерченном мире, что в конечном итоге имеет значение. Хотя мы можем думать о символах как видимых, они скорее напоминают набор правил, определяющих конкретный результат. Физические атрибуты персонажа могут быть декоративными, но их особенности также могут способствовать их значению.

В Петербурге, как только поезд остановился, и она вышла, первым человеком, который привлек ее внимание, был ее муж. О, милосердие! Уши Каренина растут пропорционально недовольству его жены. Таким образом, эти уши ничего не говорят нам о том, как выглядит Каренин, и о том, как чувствует себя Анна.

Можно дать задание творчески-исследовательского характера:

Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

Если предшествующий материал усвоен, учащиеся без труда найдут отличия.

III. Введение понятия «сентиментализм»

На примере повести Карамзина мы можем говорить о новом для уча щихся литературном направлении.
Сентиментализм в России 1

Десять страниц печатного текста. Но эти десять

Измаил. Что происходит, когда вы читаете первую строку «Моби-Дика»Германа Мелвилла? Вас решают, но кем? Скорее всего, вы слышите линию перед тем, как изобразить динамик. Если вам удалось вызвать образ Измаила, что вы придумали? Морячий человек какой-то? Вы представляете Ричарда Бадхарта, актера в адаптации Джона Хьюстона?

Какого цвета волосы Ишмаэля? Если вы не представляете его ясно, вы просто отложите кусок, заполнитель, который говорит: «Протагонист, рассказчик-первый человек»? Измаил, вероятно, вызывает у вас чувство, но это не то же самое, что видеть его. Возможно, у Мелвилла был особый образ для его Измаила. Возможно, Измаил выглядел как человек, которого он знал из его лет в море. Но образ Мелвилла не наш. И независимо от того, насколько хорошо иллюстрированный Измаил может быть или не быть, возможно, нам придется постоянно пересматривать наш образ его по мере продвижения книги.

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental - чувствительный, фр. sentiment - чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio ) классицистов.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои - «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок - созвучен личному переживанию.

Какое лицо, которое вы назначаете для Измаила, может зависеть от того, какое настроение вы испытываете в определенный день. Измаил может выглядеть иначе как от одной главы к следующей, как, скажем, Таштего от Стабба. Иногда в пьесе несколько актеров выполняют одну роль. В этих случаях когнитивный диссонанс, возбуждаемый несколькими актерами, очевиден для театральной аудитории. Но, прочитав роман, мы вспоминаем его персонажей, как если бы их играли одинокие актеры.

Разница в социальном положении

Предположим, что кто-то, кто изучает уровень обязательного среднего образования, просит нас рекомендовать книгу. Затем мы включаем компьютер и ищем в Интернете книгу, которая вам может понравиться. Одной из основных целей этих страниц является выяснение того, почему авторская работа считается полезной и уместной предложить ее чтение или, во многих случаях, заставить школьников читать некоторые из своих книг, т.е. откуда вытекает этот консенсус и какие причины, литературные или социологические, которые ведут нас, как учителей для работы в Сьерре.



Представители сентиментализма:

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо - автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 годах ХVII в. (М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский).

Основная тематика - любовная.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике - идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Практически и, следуя информации, которую автор предлагает нам на своем веб-сайте, он разработал все жанры, кроме того, с огромным успехом как у публики - данные о продажах впечатляют, например, он уже продал более тысячи копии его работ «Области земляники» - как критик, не зря, получили более шестидесяти наград самого разного характера. Для этого мы выбрали некоторые из его самых популярных книг.

Большинство рассмотренных книг имеют несколько общих точек. В качестве отправной точки мы можем взять определение, которое Тейсидор дает нам о «лучшей ювенальной литературе». Для автора он будет соответствовать следующим характеристикам. Позже мы заметим, что эти этические точки стали одним из краеугольных камней тематического создания литературы, которая нас интересует. Сосредоточив внимание на работе Сьерры, в первую очередь и с точки зрения формы, можно сказать, что прочитанные книги имеют довольно схожую длину, ни одна из пересмотренных версий не превышает 175 страниц, поэтому мы сталкиваемся с определенным литературным продуктом, возможно, в частично, самими издателями, которые могут подумать, что они должны ограничивать количество страниц для определенной аудитории.

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики - «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархальною быта.

Роулинг или в саге Майера. Точно так же преобладают очень короткие главы, а также простая конструкция предложения, иногда простая, с очень заметным преобладанием простого предложения. Что касается используемой лексики, мы можем считать, что она имеет двойную функцию. Во-первых, с преподавательской точки зрения, дают лексические модели и, таким образом, увеличивают лексику читателей, одну из косвенных целей продвижения чтения. Во-вторых, в пользу процесса идентификации с читателем с использованием доступного лексикона, в принципе, адаптированного к лексике, используемой молодой публикой, однако в случаях, которые мы укажем позже, автор может ошибаться на стороне избытка.

Черты:

Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

Подчеркнутая субъективность подхода к миру;

Культ чувства;

Культ природы;

Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

Это качество, связь с одной из самых поверхностных характеристик хронотопа приключенческого романа и романа рыцарства. С одной стороны, главные герои прекрасны, они, с одной стороны, вызывают восхищение, а с другой - моделируют эти типы персонажей и подражают им.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина

Мы должны также учитывать, что основная аудитория этого типа работ обнаруживает практически все, привлекает внимание в этом отношении, частоту, с которой описания кажутся загруженными робкой эротикой, ингредиент, если не фундаментальный, ни ничтожный, для привлечь внимание общественности, будь то в кино, на телевидении или в мире рекламы. Следуя этой логике и принимая во внимание, что мы сталкиваемся с серией книг, предназначенных и предназначенных для молодежи, это делает процесс распознавания и идентификации с персонажами, подобно читателям с точки зрения возраста, вкусов и обычаев, а также, они погружены в сюжет своей повседневной жизни, всегда быть точным.

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Из статьи Н. М. Карамзина «Что нужно автору?»

«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. <...>

Это достигается разными способами. Очень поверхностно можно отметить, что один из них - это лексика, используемая теоретически, хотя и с уже высказанными оговорками, близкими к молодым людям. Другое - частое выражение проблем, близких к публике. Другим является конформация символов как можно ближе к потенциальным читателям, иногда с критериями на основе тем или с теми же механизмами, которые могут использоваться, например, в рекламе. Возвращаясь к Мендосе и наблюдая за характеристиками параязыков, мы видим, например, если мы говорим о одежде персонажей, внешней оболочке, но чрезвычайно мощной по количеству тем, которые окружают способ одевания: согласно Кнаппу функции одежды это украшение, защита, сексуальные претензии, самоутверждение, сокрытие, групповая идентификация и выставка статуса и власти личности.

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...»
Домашнее задание

1. Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста я историка.

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «ЭХО»

К этим значениям необходимо добавить, что культура связывает определенные черты личности с модой или с некоторыми артефактами. Например, Аргил и Мак-Хенри исследовали население учащихся, которые в очках ассоциируются с умными и трудолюбивыми людьми. Однако, и углубляя в этом вопросе немного больше, кажется, что процесс идентификации читателя с персонажами достигается с помощью гораздо более сложного маршрута. Одной из констант проанализированных книг Сьерры является систематическое использование эстетики пафоса и выводов, которые эта эстетика страдает с течением времени, таких как идентификация, биография или самый ясный и самый активный сентиментальный пафос.

2. Выбрать для выразительного чтения в классе стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина. Обосновать свой выбор.

Урок 15. Н. М. Карамзин - писатель и историк

Цель урока: познакомить с биографией Карамзина (журналист, писатель, филолог).

Словарная работа: публицист, эпистолярный жанр.
К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало

Как отмечает Белтрант, пафос - «самая важная эстетика, которую когда-либо знала история». Этот пафос следует понимать в литературном смысле, хотя его значение является сложным и значительно развивалось на протяжении всей истории. Этот термин должен пониматься в литературном и не здравом смысле, также нельзя смешивать его сущность, которая не является красотой или разумной красотой. Литературный феномен пафоса, который будет подробно рассмотрен позже, состоит из.

Постройте героя, пафос. Пафос - это героизм, способ поднятия персонажа, который делает его героем. Если пафос обычно сводится к сентиментальности, то героизм отсутствует у дидактицизма, как мы увидим позже, и от юмора, что составляет эстетическую репликацию пафоса.

положено Карамзиным: журналистике, критике,

повести-роману, повести исторической,

публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский
Ход урока



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!