Как написать описание главного героя. Создаем внешний вид героя. Эмоциональные и поведенческие реакции

Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой - веселый, романтичный, честный. Другой -циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один - "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой - думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери - молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна". Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное - труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Как написать характеристику героев

Групповая характеристика героев.

1. Вступление (место героев в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героев;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:

Профессия, занятия;

Цель в жизни;

Уровень развития.

2.4. Мир чувств героев:

Внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

С помощью портрета;

В речевой характеристике героев;

Через поступки героев;

С помощью предыстории и биографии героев;

3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Индивидуальная характеристика героя.

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героя;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:

Профессия, занятия героя;

Цель в жизни;

Уровень развития героя.

2.4. Мир чувств героя:

Отношения с окружающими людьми;

Внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

С помощью портрета;

В речевой характеристике героя;

Через поступки героя / героев;

С помощью предыстории и биографии героя;

Через окружающую обстановку;

Через характеристику других действующих лиц;

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сопоставительная характеристика героев.

1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

3. Что отличает двух героев.

Сравнительная характеристика героев.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

В умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

В эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

В социальном (материальном, профессиональном) плане;

В отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

6. Ваше отношение к данным персонажам.


Герои и персонажи играют ключевую роль в повествовании – их глазами мы смотрим на мир, их чувствами живем, им сопереживаем на протяжении всей истории. Однако чтобы образ получился цельным и «живым», над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.

Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.

Создаем внешний вид героя

1. Визуальный облик.

Общие элементы визуального образа — цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица, наличие-отсутствие каких-либо конечностей, походка – сутулая или с прямой спиной. Дополнительные элементы – необычная форма ушей или губ, прическа, шрамы, хромота, очки, родинки, усы-борода, веснушки и т.д.
Внешний вид – это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове «яблоко» мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с характера.

К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.

Выбирая персонажу цвет глаз и волос, мы не только ориентируемся на собственный идеал, но и подсознательно приписываем ему черты стереотипа. И на этом можно играть, делая пухлого «добряка» главным злодеем, а блондинистого ангелочка – бесенком, удивляя читателей неожиданностью восприятия.

2. Одежда и обувь.

Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.

Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.

3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.

К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.

К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки. И неустанно сопящий или сморкающий человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи – известное диалектное «оканье» или «яканье», «проглатывание» последнего слога и др.

Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.

Кинестетическое восприятие – это ощущения от человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения – «от него исходила аура опасности», «у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой». А уж про запахи много говорить не стоит, и так понятно. И пренебрегать этими ощущениями не стоит, они являются неотъемлемой частью персонажа и

Литературный курс "Создаем героя"

Подходит тем, кто начинает писать книгу, и тем, кто хочет доработать и «оживить» уже готового героя.

За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.

4. Эмоциональные и поведенческие реакции.

Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.

Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.

Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.

Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.

Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.

Кто-то любит накручивать на палец прядь волос, кто-то – пощипывать мочку уха, кто-то – почесывать нос или пятку, кто-то при разговоре подкрепляет слова жестами и машет руками. Сюда же можно отнести и походку, и посадку – на диване или за столом (часто встречается: «привычно развалившись на диване» или «привычно забравшись с ногами в кресло»).

Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.

Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается или потирает копчик после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.

Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.

Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором пойдет речь .

Приглашаем!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

  • - произведение, героя которого описываете;
  • - критическая литература о произведении;
  • - информация о постановках по данному произведению и иллюстрациях к нему.

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору пришла мысль о таком образе.

Опишите героя. Это касается и внешности, и образа жизни, и рода деятельности. Ваша задача – выбрать по максимуму все описания автора, короткие фразы других действующих лиц, которые касаются героя, проанализировать их. Привести в качестве цитат лучше те, которые наиболее ярко передают образ человека, а остальное выразите своими словами.

Переходите к личностной характеристике героя. На основании поведения его в произведении, его поступков, постарайтесь передать мировоззрение, определить личные качества, стремления, характер. Для усиления вашего описания вы можете сравнить его с другими лицами в этом произведении или обозначать сходство с героями других произведений, былин. Но используйте этот прием умеренно.
Существует ли какой-то конфликт в личности героя? Сделайте вывод об особенностях этого человека и о том, что хотел передать автор с помощью данного образа, какие особенности эпохи или слоя населения. Каково отношение самого автора к герою? Приведите в пример цитаты из произведения, которые подтверждают ваши мысли. Неплохо здесь использовать и мнение разных критиков по поводу описываемого персонажа.

Сделайте вывод. Укажите собственное мнение о герое, выразите согласие или несогласие с автором. Какие чувства лично у вас вызывает этот человек: сочувствие, радость, ненависть или что-то другое. Отметьте, близок ли вам хоть в чем-то герой или непонятен, остается ли актуальным его образ в современном мире, оказал ли он какое-то влияние на дальнейшую литературу, стало ли его имя нарицательным, проявляли ли к нему интерес художники и режиссеры.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

В России поручик Ржевский, а в Америке Генри Чинаски – главный герой и alter ego одного из наиболее знаменитых писателей 20-го века Чарльза Буковски. Бабник, алкоголик, прямолинейный человек, который не стесняется высказать свое мнение наиболее…

Умение анализировать художественное произведение является показателем читательской культуры. При это следует отличать академический анализ от читательского. Для того чтобы воспринимать произведение не в формате учебного процесса, следует постараться…

Написание сочинения всегда вызывает у школьников определенные трудности. Однако это нелегкое занятие может стать довольно интересным и увлекательным. К тому же, оно побуждает к чтению литературного произведения, способствует развитию образного…

Умение выделять ключевые черты героев произведений помогает при написании сочинений в школе, служит хорошей подготовкой к ЕГЭ по литературе. Для анализа художественного образа важно следовать определенному порядку действий, правильно составить план.…

Проведение анализа стихотворений является обязательной частью школьной программы. Кроме того, такая практика помогает развивать аналитические способности. Вам понадобится- лист бумаги;- ручкаИнструкция 1Прочитайте стихотворение от начала до конца.…

Читательский дневник может пригодиться как в учебе, так и в повседневности. Вы сможете зафиксировать в нем основные факты, которые пригодятся при сдаче экзамена. Записанные впечатления от книги помогут воскресить в памяти литературные образы даже…

Выделяется три рода художественной литературы: эпический (повествовательный), драматический и лирический. Название последнего произошло от музыкального инструмента, лиры, в сопровождении которого исполнялись стихи. Главной особенностью лирического…

Провести анализ лирического произведения не очень просто, поскольку многое зависит от личного субъективного восприятия поэзии. Тем не менее, существуют определенные схемы анализа, которые помогают более четко структурировать анализ. Единой схемы или…

Написание рецензии на какое-либо литературное произведение часто практикуется в старших классах. Это нелёгкая задача, особенно для тех школьников, кто мало читает. Рецензент должен обосновать свое мнение о прочитанной книге глубоким и…

О том, что такое литературный образ, до сих пор нет единого мнения. Однако в школе для понимания конкретного образа в конкретном произведении нельзя отказываться от составления плана-характеристики персонажа. Только подходить к этому надо творчески,…

Для большинства школьников и студентов анализ лирического произведения является более сложным, чем анализ прозы. Сказывается то, что стихотворение труднее воспринимается читателем, поскольку в нем присутствует множество эпитетов, метафор, сравнений.…

При знакомстве и рассмотрении литературного произведения, учитель часто просит написать характеристику его героя. По тому, насколько полно и последовательно вы сможете раскрыть образ героя, можно судить о вашем знании и понимании содержания…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!