Какие символы были на гербе ивана 3. Государственный герб от Ивана III до первых Романовых

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Печать Ивана III

Печать Ивана III

Историки, изучавшие старинные печати, – этой сферой науки занимаются ученые, посвятившие себя сфрагистике, – обратили внимание на необычную печать, скреплявшую жалованную, меновую и отводную грамоту великого князя Московского Ивана III (1440–1505), данную в 1497 году волоцким князьям – братьям Федору и Ивану Борисовичам.

Грамота позволяла решать вопросы владения и пользования землей, а также предоставляла некоторые привилегии тому и другому брату, отцом которых был младший сын царя Василия Темного – Борис. Борис доводился родным братом Ивану III, а волоцкие князья – Федор и Иван – были племянниками великого князя Московского. За три года до того, как Федору и Ивану была дана эта грамота, их отец умер, и появилась необходимость решить вопросы, возникшие между осиротевшими братьями, их дяде и опекуну Ивану III Васильевичу. Однако данная грамота оставалась бы одной из сотен ей подобных, если бы не прикрепленная к ней печать.

Не обратить внимания на эту печать невозможно. От всех предшествующих княжеских печатей она отличалась прежде всего цветом (оттиск не из черного или светлого воска, а из красного), а также исключительно высоким качеством оттиска и круговой легендой, содержащей полный титул великого князя Московского, сложившийся к 1490 году. Главное же отличие печати заключалось в ее изобразительных компонентах. На лицевой стороне помещен всадник в военных доспехах и развевающемся плаще, копьем поражающий дракона (крылатого змея) в шею. Круговая надпись обозначает титул Ивана III: «ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИ КН(Я)ЗЬ». Оборотную сторону печати занимает двуглавый орел с коронами на головах и с распростертыми опущенными вниз крыльями. Его окружает легенда, являющаяся продолжением титула лицевой стороны: «И ВЕЛИКЫИ КН(Я)З. ВЛАД. И МОС. И НОВ. И ПСК. И ТВЕ. И УГО. И ВЯТ. И ПЕР. И БОЛ».

Восстановим сокращения, сделанные в тексте на оборотной стороне печати: «И Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Угорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский».

Икона св. Георгия из Успенского собора Московского Кремля. XII в.

Обозначение полного титула князя на государственной печати, конечно же, было весьма важным обстоятельством. Но еще более значимым было то, что на двух сторонах печати одновременно появились и Георгий Победоносец, побеждающий змея, и двуглавый орел – эмблемы, до той поры существовавшие на Руси совершенно независимо друг от друга. Впоследствии они будут объединены в Государственном гербе.

Высоко оценив значение этой печати, Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» принял версию Василия Никитича Татищева о заимствовании Иваном III византийского орла и написал: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Карамзинская интерпретация версии В. Н. Татищева о происхождении российского государственного герба оказалась принятой русским обществом настолько, что превратилась в политическую доктрину. В 1897 году даже отмечалось 400-летие герба, а сто лет спустя, в 1997 году, уже в новой России, – его 500-летие.

Историки до сих пор спорят: «Какой и чей двуглавый орел – византийский или же западноевропейский – изображен на печати Ивана III?» Приводя доводы в пользу той или другой версии, мало кто оспаривает сам факт, что впервые изображение двуглавого орла на государственной печати появилось в 1497 году. Как и то, что два элемента будущего Государственного герба России – Георгий Победоносец и двуглавый орел – обозначены вместе именно там же, хотя, разумеется, печать могла появиться и раньше. Академик Николай Петрович Лихачев, например, полагал, что печать возникла в 1489 году, но самым ранним документом, попавшим в руки исследователей, который ею заверен, была грамота Ивана III волоцким князьям Федору и Ивану, датированная 1497 годом.

Поражающий дракона святой воин Георгий не случайно появился на лицевой стороне этой государственной печати: Георгий Победоносец был необычайно популярен на Руси и считался небесным покровителем русского воинства. Этот святой великомученик был славен во всем христианском мире, хотя письменные свидетельства о нем появились гораздо позже того времени, в которое он жил, и относятся к IV–V векам.

Иван III и его печать. 1497 г.

Государственная печать Ивана III

Официальная христианская литература считает, что Георгий родился в Малой Азии (Каппадокии), принадлежал к местной знати, имел высокий военный чин. Римский император Диоклетиан (284–305) боролся с христианами. Принуждали отречься от веры в Христа и Георгия, но он, несмотря на жестокие мучения, отрекся только от своего воинского чина. По преданию, Георгий был обезглавлен 23 апреля 303 года. Такая смерть поставила его рядом с другими христианскими мучениками из военного сословия – Федором Стратилатом, Дмитрием Солунским. Все они считались покровителями «христолюбивого воинства».

Народная молва разукрасила жизнь святого Георгия множеством легенд. Среди них – ставшая на Руси одной из самых любимых и более известной, чем его церковное «Житие» – «Чудо Георгия о змие». В этой легенде рассказывалось, как гигантский дракон-людоед поселился в озере. Ему отдавали на съедение юношей и девушек, пока наконец жребий не пал на дочь царя. Стоя на берегу, она ждала гибели, и в это время к озеру подъехал Георгий, чтобы напоить своего коня. Вопреки старой традиции, когда богатырь побеждает чудовище в бою, Георгий не поднимает на людоеда оружие, а заставляет дракона покориться силой молитвы, начертав на земле крест.

Как гласит легенда, Георгий, «на небо воззрев», обратился с молитвой к Богу: «Выслушай меня, недостойного раба твоего, и покажи на мне прежние твои милости, и повергни лютого этого зверя к ногам моим». Как только змей показался из воды, святой Георгий воскликнул: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». Змей упал к ногам святого, царевна накинула на шею обессилевшего чудовища свой пояс и повела его в город на поводке, «как послушнейшего пса». Увидев свою дочь живой и невредимой, а чудовище укрощенным, царь с царицей и все горожане-язычники воскликнули, обращаясь к святому воину: «Тобою веруем в единого Бога-Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух». Тогда Святой Георгий «извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю». А царь повелел поставить церковь во имя Георгия и украсил ту церковь золотом, и серебром, и дорогими каменьями.

Святой Георгий. Икона. 1-я пол. XIV в.

Заметим, что в описанной ситуации Георгий выступает не просто как воин, но как святой проповедник, чья сила не только в оружии, но и в слове.

Совершал Георгий и другие чудеса. В одной из византийских легенд говорится о том, что он защищал скот от воровства, приумножая его количество. Русский крестьянин считал святого воина покровителем скотоводов и земледельцев (имя Георгий по-гречески – «земледелец»), призывая его на помощь при болезни скота. Наказывал святой воин и воров, возмещая потерпевшему сторицей украденное имущество. Словом, различными были его подвиги, и оттого снискал он любовь и князей, и крестьян, и воинов.

Выражена эта народная любовь в русских стихах «О Егории Храбром». По воле создателей стихов Георгий в них сын Софии Премудрой, царствующей на Святой Руси. От «царища Демьянища» терпит он многие мучения за свою веру, в том числе 30-летнее заточение в подземелье. Затем чудесным образом освобождается из плена и идет по Русской земле, защищая Христову веру. Доказательством всенародного почитания святого Георгия служат сохранившиеся до наших дней многочисленные каменные, медные, деревянные и даже костяные иконки, изображающие его в основном в виде драконоборца. Так же он представлен и на иконах.

Икона св. Георгия Победоносца. XV–XVI вв.

Святой Георгий был образцом сословной чести: в Византии – для военной знати, в Западной Европе – для рыцарства, в славянских странах – для князей. В XI веке он и пришел в Киевскую Русь прежде всего как покровитель князей, которые стали считать его своим небесным заступником, особенно в военных делах. Один из первых христианских князей – Ярослав Владимирович Мудрый (в крещении Георгий) особенно много сделал для прославления своего святого патрона: в Киеве построил в его честь придел в церкви Святой Софии, открыл монастырь, в Чуди основал город Юрьев, где также поставил Георгиевскую церковь. Лик святого Георгия украсил и выпущенные в Новгороде серебряные монеты – сребреники («Ярославле сребро»).

Ярослав Владимирович чеканил в Новгороде сребреники очень недолго – в 1014 – начале 1015 года – и не возобновлял их выпуск во время своего киевского княжения. Однако найденная недавно в Новгороде уникальная металлическая печать (булла) Ярослава Мудрого с его портретом и надписью «ЯРОСЛАВ КНЯЗЬ РОУССКИЙ», подобно сребренику, несет (на оборотной стороне) изображение святого воина Георгия. По мнению академика В. Л. Янина, она относится ко времени окончательного вокняжения в Киеве (1019–1054) Ярослава Мудрого, который считался «всея Рускыя земли князем». Таким образом, начало русской государственности зафиксировано официальной атрибутикой с изображением лика святого Георгия. Георгий-воин изображался всегда с оружием: со щитом и копьем, иногда – с мечом.

Сребреник Ярослава Мудрого

Если учесть, что имя Георгий принадлежало к излюбленным именам русских князей в крещении, то можно представить, насколько часто святой Георгий-воин «украшал» их знаки власти. Так, изображения Георгия имеются на печатях Юрия Долгорукого и великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего на реке Сити в 1238 году, а также многих русских князей, чье собственное имя не было Юрий или Георгий.

После победы на Куликовом поле 1380 года образ святого драконоборца для московских князей, несомненно, стал особенно привлекательным. Вряд ли они оставили без внимания и популярность его в народной среде как помощника в мирских делах и защитника христианства. И великий князь Московский Иван III, также выделял его как своего покровителя.

Современные исследователи пишут, что борясь за объединение русских земель, а также за право называться «царем», Иван III, как бы мы сейчас сказали, «формировал свой имидж». Особую роль должна была сыграть борьба князя за чистоту веры, противопоставление его иноверцам и отступникам. Церковь в этом усиленно поддерживала Ивана III, призывая «крепко стояти за православное христьянство», «оборонити свое отечьство… от безбожных варвар… безбожного бессерменьства», подобно тому, как прадед его (Дмитрий Донской) «мужьство и храбьство показа за Доном… над теми же окаанными сыроядци».

Образ защитника православия как нельзя лучше соответствовал любимому на Руси образу Георгия-драконоборца. Имеется много свидетельств об особом внимании Ивана III к этому святому. Например, при нем украшаются скульптурой Георгия Победоносца главные ворота Кремля, не без его ведома создаются деревянные скульптуры драконоборца, которые, как предполагают исследователи, предназначались для храмов Подмосковья. Наконец и для своей главной печати, отличающейся от всех предшествующих, великий князь Московский выбрал изображение известного всей Руси святого воина Георгия-змееборца.

Святой Георгий. Деревянная скульптура. XV в.;

Однако согласно церковному канону в любом виде искусства Руси этого времени (будь то живопись – иконопись, малая пластика, скульптура) святой Георгий-драконоборец имеет типичные характерные признаки: над головою – нимб, левая рука согнута и придерживает конские поводья, копьем он поражает дракона в пасть; на святом длинные одежды, почти закрывающие ноги, отчего они кажутся короткими. Подобным образом Георгий-драконоборец изображался на многочисленных образках из камня, металла, кости, дерева и в скульптурных памятниках, не говоря уже об иконах.

На печати Ивана III – красновосковом оттиске – святой Георгий не столь каноничен: над головой его отсутствует нимб, волосы как будто стягивает широкая повязка, обе руки воина охватывают копье, которое поражает дракона не в глотку, как в русских вариантах «Чуда Георгия о змие» того времени, а в шею. Всадник кажется очень длинноногим из-за короткого военного одеяния. Мощь человека, воля, напор, желание победить чудовище – вот что отличает изображенного на печати всадника от русской иконописной традиции. На печати Ивана III святой Георгий-змееборец более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего – итальянского. В подобном виде святой Георгий, побеждающий дракона, известен не только в живописи и скульптуре, но также на итальянских монетах и медалях.

Знаменитый историк искусства Виктор Никитич Лазарев, много лет изучавший итальянское и древнерусское искусство, художественному образу святого Георгия посвятил большое исследование. В нем В. Н. Лазарев подчеркивал, что именно итальянские мастера, прибывшие в Москву в последнюю четверть XV века, принесли традиции североитальянского Возрождения, «которые были умело использованы в целях усиления авторитета Московского великого князя». Конечно, в первую очередь имеется в виду каменное строительство в Кремле, которое осуществляли итальянские зодчие. Им великий князь Московский доверил благоустроить святыню Москвы – Кремль, где итальянцы возводили Успенский и Архангельский соборы, Спасскую и Тайницкую башни, Грановитую палату.

Георгий Змееборец. Белокаменная скульптура с Фроловской (Спасской) башни Московского Кремля. 1464 г.

Но итальянцы занимались в Москве не только строительством. Немало было их и среди иностранных мастеров серебряных дел, которых Иван III приглашал на работу в столицу. Да и сами «архитектоны» (строители кремлевских соборов) знали чеканное дело и резьбу. Известно, например, что резчиком монетных штемпелей был и великий Аристотель Фьораванти, еще в юности согласно требованиям своей эпохи приобретший основательные познания в области чеканного дела.

Иван Васильевич, великий князь Московский, доверивший благоустроить итальянским зодчим Кремль, мог поручить итальянским медальерам и изготовление новой печати, символика которой соответствовала его властным устремлениям в период создания единого Русского государства.

Именно в Северной Италии, с которой московские князья установили контакты еще с середины XV века и откуда в основном приезжали в Москву «архитектоны», образ Георгия Победоносца особенно широко был распространен в это время. На многих монетах и медалях Ломбардии и соседних с ней областей запечатлен его мужественный облик.

Живописное изображение Святого Георгия.

Отсутствие канона в изображении Георгия Победоносца на печати Ивана III Васильевича и печатях последующих русских государей сделало Георгия в представлении русских людей «человеком на коне», «царем», если на всаднике красовалась корона.

Только в конце XVII – начале XVIII века, когда пришли в Россию гербы – одно из западных новшеств, в светской эмблематике появились и святые под собственными именами – Георгий Победоносец, святой апостол Павел, архангел Михаил. Головы святых воинов стали украшать шлемы с плюмажем, шлемом украшается и голова Георгия Победоносца. Так принято было изображать его на груди двуглавого орла с XVIII века, в таком виде он помещен и в герб города Москвы.

Святой Георгий. Изображение на монетах конца XV – нач. XVI в. Италия. Ломбардия (верх.) Святой Георгий на лицевой стороне печати Ивана III. 1497 г. (низ)

Следует сказать и о двуглавом орле – эмблеме оборотной стороны печати Ивана III. Появление эмблемы двуглавого орла ученые относят к III тысячелетию до н. э. Исследование начальной художественной формы этой эмблемы показало, что она является продуктом фантазии и мифологии – удвоение человека, животного или отдельных его частей характерно, в частности, для древнешумерской культуры. Как мифологическое существо, сакральный символ и художественный образ двуглавый орел (в отличие от одноглавого), например, «римского» орла, встречается в древности прежде всего в Передней Азии. У арабов и сельджуков двуглавый орел появился в результате заимствования ими элементов искусства персидских царств и всего переднеазиатского культурного наследия. В Византии двуглавая птица в качестве восточного орнамента становится широко известной с XI века. Однако многие исследователи подчеркивают, что подобное изображение ни в коем случае не является гербом, ибо Византия гербов не знала. Хотя допускают, что морейские деспоты Палеологи, которым удалось объединить всю Морею (византийские владения на полуострове Пелопоннес), ставшую накануне падения Византии ее оплотом и продлившую на какое-то время существование государства, использовали двуглавого орла в качестве герба. Этот факт и послужил отправной точкой мифа о гербе Византийской империи в виде двуглавого орла.

Изображение двуглавого орла: на ткани одежд средневековых болгарских правителей, на плите, вделанной в пол в храме города Мистры (XIV–XV вв.), на шиферной плите из Старой Загоры (Болгария, XI в.), на итальянской монете (кон. XV в.), на печати императора Священной Римской империи Карла V. XVI в.

В символ власти герб – двуглавый орел превратился у императоров Священной Римской империи. На Сицилии в самом начале XIII века его поместил на монетах с соответствующим титулом Фридрих II Штауфен, король Сицилийского королевства, а затем император Священной Римской империи. В качестве герба империи двуглавый орел утвердился в правление Сигизмунда I (1368–1437). В 1410 году Сигизмунд I стал императором Священной Римской империи, где гербом королей оставался одноглавый орел, но как только король наследовал императорский трон, на печатях появлялся орел двуглавый.

С такой печатью познакомился Иван III, когда в конце 80-х годов XV века установил контакты и дипломатические отношения с домом Габсбургов – первых по значению монархов тогдашней Европы, в результате чего начался обмен посольствами, грамотами, переговорами «для приятельства и любви». При всей своей силе и могуществе Иван III, как человек исключительно прагматического ума, не мог не понимать, что на новом уровне русской государственности потребуются чисто внешние атрибуты, которые подтверждали бы крепость и силу его власти «в глазах мировой общественности». Отсюда и новое написание на западноевропейский манер титула на печати, и новая символика, аналогичная европейской. Свидетельства о стремлении Ивана Васильевича поставить себя наравне с первым монархом Европы общеизвестны. Упоминавшийся выше Николай Петрович Лихачев писал когда-то по этому поводу: великий московский князь «хотел во всем равняться – в титулах, и в формулах грамот, и во внешности булл – цесарю и королю римскому».

Печать Василия

Речь, однако, не может идти о простом подражании знатному иностранному государю. Двуглавый орел вряд ли занял бы место на печати русского государя, если бы последний не знал, что эмблема символизирует высокое положение европейских монархов. Иван III устами послов, отправляемых к западным императорам, неоднократно заявлял о своем знатном и высоком происхождении. Русские послы говорили: «И цесарь, и его сын Максимиан государева великие, а наш государь великий ж государь». Знатность происхождения ассоциировалась с определенной эмблемой, какой является двуглавый орел. По сути двуглавый орел использовался Иваном III Васильевичем для доказательства его права называться кесарем (императором).

Столь подробное рассмотрение эмблем печати 1497 года и трактовки ее образов не случайны. Думается, это необходимо, ибо из-за отсутствия прямых сообщений в письменных источниках причины появления первых гербовых фигур, которые сохранялись в российском гербе на протяжении многих столетий, в представлении современников так и остаются неясными.

После смерти в 1505 году Ивана III на троне воцарился его сын – Василий III Иванович, правивший до 1533 года. Он не носил официального титула «царь», однако был таким же «ревнителем» самодержавства, как и его отец. В книге современника Василия III австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии» русский государь изображен под «цитатой», раскрывающей его представления о собственной власти: «Аз есмь царь и господин по праву отцовской крови, державных титулов ни у кого не просил, не купил; нет закона, по которому я был бы чьим-либо подданным. Но, веруя только в Христа, отвергаю права, (выпрошенные) у других». Василия III называли «царем» и зарубежные «корреспонденты», а он, в свою очередь, «внедрял» в сознание первых монархов Европы идею равенства с ними, посему скреплял отсылаемые за рубеж грамоты золотой печатью (буллой) «по образу и подобию» отцовской печати 1497 года.

Василий III и «герб» Московии

В правление Василия Ивановича появился ряд публицистических трудов, отражавших самоутверждение правящей династии Руси в глазах Европы. По заказу, по-видимому, Вассиана Патрикеева, занимавшего видное положение при дворе Василия III, просвещенный писатель, известный как Спиридон-Савва, широко образованный человек, которого интересовала не только церковная, но и современная ему историческая и политическая литература, написал произведение, фигурирующее под названием «Послание о Мономаховом венце». В нем получила оформление литературная легенда о том, как Владимир Мономах получил царский венец от византийского императора. Автор доказывал, что русские князья издревле владели регалиями императорского достоинства. Кроме того, в «Послании» так же, как и в другом памятнике этого времени – «Сказании о князях Владимирских», содержится обоснование высокого положения Рюриковичей, ведущих свой род от римского императора Августа (подобно другим европейским государям) через Пруса, который якобы был родственником Рюрика. Таким образом, в изложении Спиридона-Саввы Василий III, подобно Владимиру Мономаху, являлся «вольным самодержцем» и царем.

Такое «теоретическое» обоснование характера власти русского государя подвигло Ивана Грозного, сына Василия III, на практические действия. В возрасте 16 лет (перед женитьбой) он заявил своему окружению, что «желает поискать прежних своих прародителей чинов», т. е. завел речь об официальном принятии царского титула. 16 января 1547 года произошло венчание молодого правителя Московии на царство. С этого времени и в искусстве, и в атрибутике власти заметно проявляет себя идея – подкрепить, обосновать, прославить правление и деяния первого «венчанного самодержца». В 1551 году возникает памятник русского искусства – Царское место, иначе Мономахов трон. Двенадцать барельефов, украшающих стенки трона, иллюстрируют историю передачи русским князьям византийских императорских регалий. Царское место, помещенное в Успенский собор Московского Кремля, явилось зримым доказательством законности царского сана русского государя Ивана IV.

В этом контексте, очевидно, следует рассматривать и другие атрибуты власти, в частности, печати первого русского царя. В течение всего своего правления Иван Грозный использовал печать, образец которой создал его дед – Иван III, а затем применял отец, естественно, с соответствующей легендой. Таким образом, символы, принятые Иваном III для печати, как потом оказалось, общегосударственной, приобретают наследственный признак, что является характерным для герба как особого знака. Кроме этой печати, Иван IV использовал еще целый ряд совершенно новых печатей.

«Мономахов трон» – молельное место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. 1551 г.

Еще во время Монетной реформы 1535–1538 годов, когда правила Елена Васильевна Глинская, мать Ивана Грозного, в России появилась копейка. Так назывались серебряные монеты, на которых изображался «князь велики на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозвашеся денги копейные». На обороте, в строчной надписи, сообщалось, что это князь великий; затем, когда Иван IV принял титул царя, надпись на копейке, изменившись, сообщала: «царь и государь всея Руси». Композиция, представленная на копейке, очень напоминает изображение «Чуда Георгия о змие», только под копытами коня нет дракона. Корона на всаднике копейки свидетельствовала, что изображен государь. Ту же корону с пятью зубцами можно видеть и на всаднике, который во времена Ивана IV «перебрался» на грудь двуглавого орла. Именно Иван Грозный повелел поместить Драконоборца, украшенного короной, на грудь двуглавого орла. Таким образом, со времени Ивана IV двуглавый орел и воин-драконоборец воссоединились в одной фигуре.

Печати Ивана IV Васильевича Грозного. XVI в

Создание новой печати казалось для современников настолько важным событием, что об этом записано в летописи: 3 февраля 1561 года «учинена» печать – «орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инрог» (единорог – мифический зверь с прямым рогом).

Выдающимся историческим памятником времен Ивана Грозного является еще одна печать, неизменно привлекающая внимание отечественных и зарубежных историков, наиболее вероятная дата создания которой – 1577 год.

В «Словаре древнерусского языка» указывается, что слово «герб» в ХVI веке использовалось лишь в посольских делах, когда речь шла о других странах, с которыми Россия поддерживала дипломатические связи. По приказанию царя в 1564 году была изготовлена печать Ливонской земли (она скрепляла соглашение между Россией и Швецией). Вот что говорится о ней в летописи: «а на печати клейно: орел двоеглавный, а у орла у правые ноги герб печать маистра Ливоньского, а у левые ноги герб печать Юриевского бискупа; около же печати подпись: царского величества боярина и Вифлянские земли боярина и наместника и воеводы печать». Употребление этой печати строго регламентировалось: ею запечатывались «грамоты перемирные с Свейским королем… и грамоты в ыные государьства». Композиция рисунка (двуглавый орел попирает лапами эмблемы, символизирующие присоединенные балтийские земли) такова, что не может вызвать сомнения в предназначении печати, которая должна была иллюстрировать успехи русского царя в Ливонской войне. Эта задача была основной при создании печати, поэтому изображения гербов прибалтийских земель не отличались точностью: эмблемы не соответствовали в деталях гербам Ливонского ордена и Дерпта.

Вообще надо отметить, что к эмблемам, написанию титула и прочей символике Иван Грозный относился очень внимательно, особенно если речь шла о внешнеполитических контактах. Известна размолвка Ивана Васильевича со шведским королем из-за титула «Лифляндский» в период Ливонской войны. В 1572 году, когда русские добились определенных успехов в Ливонии, Иван IV потребовал не только именовать его в титуле «Свейским», но и «при-слати образец герб свейской, чтоб тот герб в царьского величества печати был». В ответ он получил от Юхана III, по-видимому, какие-то замечания, что заставило русского царя с гневом возразить шведскому королю: «А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не дико: мы от Августа Кесаря родством ведемся».

Действительно, первый русский царь использовал печать и эмблемы прародителей своих и «римскую печать» – изображение двуглавого орла, а также «строил» новые печати, например, печать 1577 года, по типу печатей тех государств, с которыми вступал в дипломатические контакты.

Печать царского наместника в Ливонии. 1564 г.

Печать Лжедмитрия. 1604 г.

Преемники Грозного исправляли на своих знаках власти (печатях) некоторые элементы его многочисленных печатей, однако не изменяли их в целом.

В Смутное время Лжедмитрий I, став в 1605 году русским царем, использовал матрицу печати 1577 года, запечатывая письма польскому магнату Ю. Мнишку. Заранее для него была приготовлена и новая государственная печать. По-видимому, она польского «производства», ибо вырезана в соответствии с западноевропейскими художественными канонами. Крылья двуглавого орла, увенчанного третьей короной, на печати подняты вверх, всадник на груди орла повернут влево от зрителя – согласно правилам западноевропейской геральдики. Подобная композиция имеется на серебряных коронационных медалях, которые прибыли в Москву вместе с Лжедмитрием I.

В 1613 году Земским собором был избран первый царь из рода Романовых Михаил Федорович (1596–1645). При нем двуглавый орел с Драконоборцем на груди получил «прибавление»: над головами орла (скорее, между головами), увенчанными коронами, появляется третья корона. О дате «прибавления» сообщалось в грамоте, отправленной из центра воеводе Туринска И. И. Баклановскому в феврале 1625 года. В ней шла речь об изменении царской печати: она делалась по размерам большей, нежели прежняя, ибо «на прежней печати… Государское титло описано было не сполна; ныне перед прежнею печатью прибавлено на печати в подписи, в… Государственном именованьи: Самодержец;…и ныне…над главами у орла коруна». Предписывалось с 25 марта 1625 года скреплять новой печатью различные документы: грамоты, наказы, подорожные и т. д.

Печать царя Михаила Федоровича с изображением Государственного герба. 1625 г.

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

УЛИЦА ИВАНА ФОМИНА Улица Ивана Фомина соединяет в Выборгском районе два бульвара – Поэтический и Сиреневый. Она была наименована 15 июля 1974 года в честь русского архитектора Ивана Александровича Фомина (1872-1936).Иван Фомин родился в 1872 году в Орле в семье почтового

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

УЛИЦА ИВАНА ЧЕРНЫХ С 1881 года эта улица именовалась Ново-Сивковской, по фамилии землевладельца Сивкова. Ново-Сивковской она стала потому, что рядом существовал Сивков переулок. В 1914-м название стало писаться слитно: Новосивковская.15 мая 1965 года улица была переименована в

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Статуя Ивана Грозного (1871 г.) Иван Грозный, выдающийся государственный деятель, человек необузданных страстей, умный и жестокий, властный и деспотичный, словом, человек сложного и противоречивого характера, неизменно привлекал к себе внимание историков. В пятидесятых -

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Библиотека Ивана Грозного (либерея) «Античная либерея», чаще называемая по имени своего последнего владельца - Ивана Грозного, появилась в России никак не раньше XV века. По-видимому, большую её часть привезла вместе со своим богатым приданым племянница последнего

Из книги Энциклопедия юриста автора

День Ивана Купалы В половине июня, набравшись сил, солнце достигает высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце поворачивается на зиму и начинает всё ниже спускаться по небесной горе. Дни убывают. Природа торопится насладиться теплом.

Из книги По следам шпионов Александра Дюма в столице Универсиады-2013 автора Курносов Валерий

Судебник Ивана III СУДЕБНИК ИВАНА III - первый русский общегосударственный судебник, важнейший памятник юридического характера Московской Руси конца XV в. (1497). Сохранился в единственном списке, найденном в 1817 г. Калайдовичем и Строевым. Создание централизованного

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Судебник Ивана IV СУДЕБНИК ИВАНА IV (Царский судебник) - сборник русского феодального права, утвержденный на Земском соборе 1550 г. и одобренный Стоглавым церковным собором в 1551 г. Был обнаружен в 1734 г. историком Татищевым. В С.И.IV повторены почти все статьи Судебника Ивана

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

В ночь на Ивана Купалу Ночь с 6 на 7 июля в России считают волшебной и отмечают как праздник «Ивана Купала». Более трех тысяч лет славяне в этот срок пели и танцевали в священных рощах. Парни и девушки попарно прыгали через костер. Все выше и выше. Так заклинали огонь.Еще

Из книги автора

Гилязева А.Ф. Сходство и различия между гербами Российской Империи и Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.– 2017. –Т. 2. №3. – С. 13-19.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГЕРБАМИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Ф. Гилязева , с тудент

Казанский (Приво лжский) федеральный университет

(Россия, г . Казань)

А ннотация. В статье ставится задача выявления сходств и различий между гербами Российской империи и Российской Федерации пут ем изучения их историй .

В ходе исследования выяснено, при каком царе образовался гер б, символы которого имеются в гербе Российской Федерации , и через какие изменения он прошел до того , как оказаться перед нами в виде, в котором мы можем видеть его сегодня.

В статье приведены результаты исследования, в ходе которого удалось ответить на вопрос происхождения герба Российской Федерации и степени сохранения им в себе м о тивов герба Российской империи.

Н а основе проведённого анализа выявлены сходства и различия государственных ге р бов Российской империи и Российской Федерации, а также приведена история развития государственной символики России.

Ключевые слова: символика, герб, гимн, флаг, Российская империя, Российская Фед е рация, Россия, история .

У России величаво й

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

А.Н. Трифонов

Слово «символ», дошедшее до нас из древнегреческого языка, имеет не одно значение. В том смысле, в каком оно упо т ребляется применительно к атрибутике государства, следует понимать его как у с ловное обозначение образа, понятия, идеи.

В «Толковом словаре живого велик о русского языка» В. И. Даля слово «символ» определяется как «полная картина, су щ ность в немногих словах или знаках». К о гда же понятие «символ» употребляется для обозначения трех основных символов государства – герба, флага и гимна, – сл е дует четко различать, что каждый из них собой представляет и какова их история, ибо за ними стоит многовековая богатая и бурная история России, в них, так или иначе отражаются коренные перемены , происходившие в судьбе страны .

Государственный герб – тип гербовой эмблемы с особым правовым статусом, обозначающий государство как террит о риальную и административную целос т ность; один из трёх государственных си м волов суверенитета (наряду с государс т венным флагом и государственным ги м ном). Подавляющее большинство гос у дарст в имеют свои Государственные ге р б ы – официально утверждённые особые знаки, как правило, с ложившиеся истор и чески. Функцией Государственного герба является визуализация государственной власти, её политической, администрати в ной и территориальной принадлежности. Государственный герб обозначает прису т ствие государст в а в лице его учреждений, полномочий и т.п., а также испо льзуется для непосредственной иденти фикации конкретного государства в ряду других государст в (в международных структурах и т.п.). Изображение Государственного герба на печатях, бланках, денежных зн а ках и т.п. гарантирует и свидетель ствует о его правомочности в да нной области пр а воотношений. В изобразительном отнош е нии Государственный герб может сущес т вовать в краткой и в расширенной версия х.

В основе герба Российской Федерации — исторический герб Российской империи. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображ е ниям на памятниках эпохи Петра Велик о го. Над головами орла изображены три и с торические короны Петра Великого, си м волизирующие в новых условиях сувер е нитет как всей Российской Федерации, так и субъектов; в лапах орёл держит скипетр и державу, которые олицетворяют гос у дарственную власть и единое государство; на груди изображён всадник, поражающий копьем дракона. Это один из древних си м волов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление дв у главого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко тр а диционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия .

История Государств енного герба Ро с сийской империи

Во многих западно-европейских странах эмблемы, из которых сло ж ился российский Государственный герб, появились в средние века. Россия не стала исключением. В числе основных эмблем, составляющих российский Государстве н ный герб, — всадник, поражающий копьём дракона, и двуглавый коронованный орёл . Они изображены на печати (один – на л и цевой стороне, другой – на оборотной) в е ликого князя московского Ивана III В а сильевича , которая скрепляет его жалова н ную меновую и отв одную грамоту воло ц кому князю Фёдору Борисовичу и рус ск о му князю Ивану Борисовичу (1497). По мнению Н.М. Карамзин а, именно эти эм б лемы могут служить первым примером использования символики российского Г о сударственного герба. В отечественной литературе с XVIII в . существует версия о заимствовании Иваном III Васильевичем двуглавого о рла в качестве Го сударстве н ного герба из Византии , в то время как он вступил в брак с племянн ицей последнего византийского им ператор а З.(С.Ф.) Пале о лог. В начале ХХ в. Н.П. Лихачёв подверг эту гипотезу сомнению, так как со времени брака Ивана III Васильевич а и Палеолог до того, как орла поместили на русской печ а ти, прошло 25 лет. Многие учёные прив о дят доказательства того, что знаком в В и зантии двуглавый орёл никогда не был.

Рис. 2 Печать Ивана III

Рис. 3 Герб Российской империи при Петре I

Вероятнее всего, ве ликий князь моско в ский, в стремлении повысить свой межд у народный авторитет, использовал эту эм б лему в соотве т ствии со своими политич е скими замыслами . Возможно, он подражал гербу императора Священной Римской им перии, где двуглавый орёл как полит и ческая эмблема олицетворял императо р скую власть. XVI в. д вуглавый орёл заво е вал господствующее положение, став главной фигурой композиции: с этого вр е мени драконоборец в щитк е располагается на груди орла. По мере укреплени я сам о державия в Российской Империи к двугл а вому орлу и всаднику в государственной символике добавились и атрибуты власти. В 1625 г. при царе Михаиле Фёдоровиче над головами орла появилась третья кор о на. Во 2-ой половине XVII в . царь Алексей Михайлович начал использовать печати, на которых двуглавый орёл держит в л а пах скипетр и державу , – являющи ми ся общепринятыми регалиями королевской или императорской власти во всех мона р хических государствах . Государственный орёл , принятый при Алексее Михайлов и че, явился прототипом последующих оф и циальных изображений русского гербов о го орла. Официально значение государс т венной эмблемы растолковывалось в сп е циальном царском указе 1667: «орёл дво е главый есть герб державный великого г о сударя, царя и великого князя Алексея Михайловича»; три короны «знаменуют три великие Казанское , Астраханское, С и бирское славные царства», скипетр и я б локо (державное) «особо являют государя, самодержца и обладателя».

При царе Петре I российский Госуда р ственный герб видоизменился: щиток с драконоборцем , которого сам царь наз ы вал «святым Егорием», на груди двуглав о го орла стал окружаться цепью Андрея Первозванного ордена, на крыльях орла или вокруг него размещались эмблемы з е мель. После поднесения Петру I импер а торского титула (1721) появились новы е символы власти, в частности им перато р ская корона, ею стал увенчиваться двугл а вый орёл Государственный герб. Были у с тановлены государственные гербовые цв е та – чёрный и жёлтый, в Государственном гербе чёрный двуглавый орёл изображалс я на золотом (жёлтом) поле. В XVIII в . в описаниях ге рбов и инструкциях по их с о ставл ению драконоборец именуется св. Георгием.

Император Николай I был очень озаб о чен большей наглядностью и доступн о стью для народа главного символа имп е рии – Государственного герба. Хотя он явился инициатором преобразования гла в ного учреждения по составлению гербов, при нем долго не могли найти человека, который будет пособен выполнить в гл о бальном масштабе царскую волю. В эпоху императоров Александра I и Николая I двуглавый орёл очень часто изображался в гос подствующем в то время стиле амп ир: вместо скипетра и державы он держит в левой лапе венок или ленту, в правой – пучок стрел, факел, ленты; щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму; цепь ордена С в. Андрея Перв о званного, титульные гербы на крыл ьях или вокруг орла отсутствуют . Крылья орла и з менили свою традиционную форму – они распростёрты и опущены вниз. Подобные новации допускались при изображении герба на монетах, гербовой бумаге, пуг о вицах мундиров, кокардах. Государстве н ной печати изменения не коснулись. На монетах с 1830-х гг. изменился набор ге р бов на крыльях орла – вместо эмблем в е ликих княже ств Вл адимирского, Новг о родского, Киевского появились гербы Царства Польского, Царства Херсонеса Таврического, Великого княжества Фи н ляндского. При императоре Александре II произошла новая «реконструкция» Г ос у дарственного герба. В 1857 г. Б. Кёне з а нял должность управляющего в созданном Гербовом отделении Департамента г е рольдии. П од руков о д ством барона , во з главлявшего Гербовое отделение Депа р тамента герольдии Сената, были созданы большой, средний и малый Государстве н ные гербы и соответствовавшие им печати. В их художественном воплощении Кёне ориентировался на общепризнанные в е в ропейской м онархической геральдик е нормы, а также на принципы, существ о вавшие в российской государственной символике.

Кроме новой атрибутики в виде мантии, щитодержателей , разного вида корон, н о вого расположения земельных гербов, с о ответствовавших перечислению в импер а торском титуле, по-новому изображался и всадник на груди орла: в рыцарском шл е ме, повёрнутым в левую от зрителя стор о ну, нехарактерную для русской традиции. Особым комитетом при участии Кёне р и сунки новых Государственных гербов б ы ли представлены и одобрены монархом, и 11 (23) апреля 1857 года подробное опис а ние Государственного герба – Большого, Среднего и Малого и Государственной п е чати (соответственно) было опубликовано. Окончательные варианты большого, сре д него и малого Государственных гербов у т верждены императором Александром III : большой – в 1882, средний и малый – в 1883. После Февральской революции 1917 пришедшее к власти Временное прав и тельство отложило решение вопроса о Г о сударственном гербе до созыва Учред и тельного собрания, а на своей печати п о местило двуглавого орла (художни к- И.Я. Билибин ) без корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем на груди орла и пр.

История Государственного герба Ро с сийской Федераци и

C распадом СССР перед бывшими с о ветскими республиками, ставшими сув е ренными государствами, встал вопрос об их государственных си м волах – гербах, флагах, гимнах. В начале 1990-х гг. в ро с сийском обществе возникла идея возвр а тить России её историческую символику. Предложен ный проект Государственного герб а – двуглавый орёл без корон, скипе т ра, державы и других «царских» атрибутов – был, однако, отвергнут, оставшись на металлических деньгах как эмблема Це н тробанка .

Указом Президента РФ от 30.11.1993 было введено Положение о Государстве н ном гербе России . Согласно Конституции РФ, Государственный герб РФ, его опис а ние и порядок официального использов а ния устанавливаются федеральным ко н ституционным законом. Такой закон – «О Государственном гербе РФ » — принят 25 .12.2000.

В многоцветном варианте Государс т венный герб помещается на бланках фед е ральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и расп о ряжений Правительства РФ, решений Ко н ституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, п а латы Федерального собрания, Правител ь ства РФ. В одноцветном варианте Гос у дарственный герб помещается на бланках федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Генеральной прокуратуры РФ, Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Счётной палаты РФ, Центральной и з бирательной комиссии РФ. На бланках р я да учреждений и организаций Государс т венный герб помещается в одноцветном варианте без геральдического щита. В многоцветном или одноцветном варианте Государственный герб помещается на д о кументах, удостоверяющих личность гр а ждан РФ, или на иных документах общ е государственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществля ю щими государственную регистрацию актов гражданского состояния; на гербовых п е чатях органов государственной власти РФ, на официальных резиденциях органов вл а сти РФ, в кабинете Президента РФ, на его транспортных средствах, в залах заседаний федеральных судов и т.д. Он помещается также на пограничных знаках (осн . погр а ничных столбах) и пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Допускается размещение Государс т венного герба РФ на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной гос у дарственной службе, а также использов а ние его в качестве геральдической основы геральдических знаков – эмблем фед е ральных органов исполнительной власти.

Государственный герб РФ может пом е щаться на денежных знаках, государс т венных наградах РФ. Президент РФ может также устанавливать иные случаи офиц и ального изображения Государственного герба в РФ.

Выявление сходств и различий между гербами Российской империи и Росси й ской Федерации

В 1993 было введено Положение о Г о сударственном гербе России, в результате чего новым Государственным гербом Ро с сии стал двуглавый орёл, рисунок котор о го выполнен (худ. Е.И. Ухналёв ) по мот и вам малого герба Российской империи – в иной цветовой гамме, без территориал ь ных гербов на крыльях орла, без цепи о р дена Св. Андрея Первозванного.

Рис. 5 . Малый Государственный герб

Российской империи

Рис. 6 . Государственный герб РФ

Герб РФ представляет собой четырё х угольник, с закруглёнными нижними у г лами, заострённый в оконечности красный геральдич , щит с золотым двуглавым о р лом, поднявшим вверх распущенные кр ы лья. Орёл

увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, с о единёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, пор а жающий серебряным копьём чёрного о п рокинутого навзничь и попранного конём дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде гл. фигуры – дв у главого орла.

Сравним гербы Российской империи и Российской Федерации на основе опис а ния сегодня действующего Государстве н ного герба РФ.

Сходства:

1. Двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья.

2. Над головами орла три короны, с о единенные лентой.

3. В правой лапе орлы держат скипетр, в левой – державу.

4. На их грудях в красных щитах из о бражен серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём опрокинутого н а взничь и попранного конём дракона.

Различия:

1. Клюв орла, изображенного на гербе Российской империи раскрыт шире, неж е ли клюв орла на гербе РФ.

2. На крыльях орла герба Российской империи раскинуты гербы царств и вел и ких княжеств, входящих в её состав, чего мы не замечаем на гербе РФ.

3. На гербе Российской империи имеет место цепь ордена Андрея Первозванного, а на гербе РФ её нет.

4. Драконоборец в щитке на груди дв у главого орла РФ повернут в правую от зрителя сторону, а в щитке герба Росси й ской империи – в левую.

5. Окраска герба Российской империи представляет собой чёрный и золотой (жёлтый) цвета, а окраска герба РФ – красный и золотой (жёлтый).

З аключение

Как мы уже отметили, современный российский Государственный герб соста в лен «по мотивам» Малого Государстве н ного герба Российской империи. Выявив схо дства и различия двух гербов, мы п о дытоживаем , что они имеют различные «геральдические окраски» , отмечаем о т сутствие на крыльях орла гербов царств и княжеств и цепи ордена Андрея Перв о званного на гербе РФ. Также внимание о б ращаем на драконоборца , смотрящего на разных гербах в разные стороны. Однако сохранены размах крыльев, три короны, соединяемые

лентой, скипетр и держава в лапах орла.

Таким образом, мы можем сделать в ы вод, что нынешний герб России имеет в основе своей символы, сложившиеся на протяжении всей истории нашей Родины.

Библиографический список

1. Осипов Ю.С. Большая российская энциклопедия, т. 7 . Гермафродит-Григорьев. – М о сква: Большая российская энциклопедия, 2007.

2. Балязин В. Святыни и награды Российской державы. – Москва: Олма-Пресс , 2004.

3. Федеральный закон РФ от 2 5 .12. 2000 (В ред . Федерального конституционного закона от 12.03.2014) № 5-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

4. Янин В.Л. Отечественная история: История России с древнейших времён до 1917 г о да. – Москва: Большая российская энциклопедия , 1994.

5. Жуков Е.М . Советская историческая энциклопедия. – Москва: Советская энциклоп е дия , 1973 – 1982.

6. Каменцев Е.И. , Устюгов Н.В . Русская сфрагистика и геральдика. – Москва: Высшая школа, 1974.

7. Пушкарев С.Г . Обзо р русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993 .

8. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. – Москва: Издательство М о сковского университета, 1 993 .

9. Конов А. Геральдика российская. – Санкт-Петербург: Нева, 1982 .

COMMON AND DIFFERENT SIGHTS BETWEEN COATS OF ARMS OF RUSSIAN EMPIRE AND RUSSIAN FEDERATION

A.F. Gilyazeva , student

Kazan (Volga region) federal university

(Russia, Kazan)

Abstract. In this article the set task is detection of common and different sights between coats of arms of Russian Empire and Russian Federation.

During research we knew when a coat of arms of Russian Empire which has its symbols in the coat of arms of Russian Federation appeared, and what changes there were before today.

In the article you can find the results of the research, in the course of which we were able to learn the origin of coat of arms of Russian Federation and the extent of signs which remained in it after Russian Empire’s one.

On basis of the performed analysis there are some detected common and different sights of coats of arms of Russian Empire and Russian Federation. Also there is a history of development of Russian state symbols.

Keywords: symbolic, coat of arms, anthem, flag, Russian Empire, Russian Federation, Russia, history.

Герб России утверждён 30.11.1993 года.

Описание герба

На основании Положения о государственном гербе Российской Федерации, п.1:

"Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. "

Символизм

Три короны означают суверенитет страны. Скипетр и держава - символ государственной власти и единства государства. Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Ухналёв Евгений Ильич . Впервые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году, хотя на тверских монетах встречался еще раньше. Двуглавые орел - символ Византийской Империи. Заимствование этого символа, также как у Сербии, Албании от Византии объясняется экономической, дипломатической, а также культурной близостью. Геральдический щит стал красного цвета по той причине, что изображение орла на красном относится к Византийской геральдической традиции, а изображение орла на жёлтом ближе к Римской геральдической традиции (герб Священной Римской Империи).

Возможные варианты герба

Все вышеуказанные гербы допустимы к использованию. Чаще всего изображается герб в полноцветном варианте с щитом, а также в чёрно-белом без щита (на печатях).

История происхождения герба России

Герб России 1497 года

Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец - Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по 1462 г.) начал процесс объединения земель русских.

При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.

В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву.

Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул "Государь Всея Руси".

В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

"Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом - всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского ". /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./

Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.

Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл. Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.

Теории появления в России двуглавого орла как официального символа

Существует несколько точек зрения на появление в России (Руси) изображений двуглавого орла. Во-первых, орёл использовался первоначально на монетах и печатях Твери и Москвы. Во-вторых, орёл начал использовать примерно в одно и то же время - ориентировочно конец XV века совместно с изображениями копьеносца.

В настоящее время существует три теории, объясняющие появление на двуглавого орла на печатях царей.

Византийская теория

Данная теория активно поддерживалась монархистами России и многими историками. В большинстве источников она остаётся единственной. По этой теории двуглавый орёл стал использоваться после брака Иоанна III с византийской царицей Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

В пользу этой теории относится и то, что брак монархов совпал с появлением на Руси монет сочетающих изображение копьеносца с одной стороны и двуглавого орла с другой.

Теория заимствования символа в Священной Римской империи

В Священной Римской империи до 1440 года используется обычный орёл. После этого периода он меняется на двуглавого орла.

Некоторые историки и геральдисты отмечают, что в Московии двуглавый орёл мог быть принят к использованию под влиянием Священной Римской Империи.

Теория заимствования символа в Балканских странах

Третьей версией заимствования символа является заимствование двуглавого орла ряда балканских стран: Болгарии, Сербии.

Каждая из теорий имеет собственное право на существование.

Подробнее о появлении двуглавого орла на гербах мира можно прочитать в отдельной статье: орёл в геральдике .

С 1539 года в геральдике России ощущается влияние центральноевропейской геральдической традиции. В соответствии с ней клювы у орла раскрыты, язык высунут. Такое положение птицы называется: "вооруженный"

В этот период двуглавый орёл с реверса печати переносится на аверс. Закрепляется его значение в геральдике России.

На оборотной стороне впервые появляется мифологическое животное: единорог .

С этого периода на груди у двуглавого орла появляется щит (сначала барочной геральдической формы), на котором расположен всадник с копьём, поражающий дракона с одной стороны (главной) и единорог на щите с другой (реверсной стороне).

Данная версия герба отличается от предыдущей тем, что над головами у орла расположена теперь одна зубчатая корона, что символизирует единство и верховенство Московского князя Иоанна IV Грозного над землями русскими.

На данной печати с каждой сторон расположены эмблемы 12 земель русских (в общем 24 эмблемы с обеих сторон).

Единорог на государственных печатях

Впервые единорог как один из символов государственной власти появился в 1560 году. Значение данного символа до сих пор не ясно. На государственных печатях появлялся ещё несколько раз - во времена царствования Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Фёдоровичи и Алексея Михайловича. После 1646 года данный символ не использовался.

В период Смутного времени государственный герб на короткий период времени привели в соответствие с европейской геральдической традицией. Копьеносец был развёрнут влево, над головами у орлов вновь были помещены короны. Крылья орла стали изображать расправленными.

После окончания периода Смутного времени и царствования новой династии Романовых в России видоизменяется государственная печать, герб и другие символы.

Главные изменения заключались в том, что в соответствии с европейской геральдической традицией крылья орла теперь расправлены. В соответствии с русской эмблематической традицией, копьеносец развёрнут вправо. Над головами орла окончательно расположились три короны. Клювы голов орла открыты. В лапах зажаты скипетр и держава.

Именно при государе Алексее Михайловиче впервые появляется описание государственного герба.

"Тремя венцами орел восточный сияет:
Веру, Надежду, Любовь к Богу являет.
Криле простер - объемлет все мира конца:
север, юг, от востока аж до запада солнца
простертыми крылами добре покрывает " ("Славянская Библия" 1663 г., стихотворная форма описания).

Второе описание даётся в государственном нормативном акте: указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года:

"Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России Саможержца, его царского величества Российского Царствия, на котором (гербе - прим. ред.) три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению … на персях (на груди - прим. ред.) изображение наследника (так был истолкован ездец - прим. ред.); в пазноктах (когтях - прим. ред.) скипетр и яблоко (держава - прим. ред.), и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя ".

Герб России во времена правления Петра Великого

Начиная с 1710 года, всадника на гербе России всё больше ассоциируют с Георгием Победоносцем, а не простым копьеносцем. Также в период правления Петра Великого короны на голове у орла стали изображаться в форме императорских корон. Лепестковые и другие короны с этого момента больше не использовали.


Мастер - Хаупт

Матрица государственной печати 1712 г.
Мастер - Беккер

Именно при Петре I герб принял следующее цветовое оформление: двуглавый орёл стал чёрного цвета; клюв, глаза, язык, лапы, атрибуты золотого цвета; поле стало золотого цвета; поражённый дракон стал чёрного цвета; Георгий Победоносец изображался серебряным цветом. Данному цветовому оформлению следовали все последующие правители из дома Романовых.

При Петре Великом герб получил первое официальное описание. Под руководством графа Б.Х. фон Миниха можно встретить и в настоящее время: "Герб Государственный по старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона - золотые; в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия: епанча (плащ - прим. ред.) и копье желтые, венец (корона, венчающая Святого Георгия - прим. ред.) желтой, змий черный; поле кругом (то есть вокруг двуглавого орла - прим. ред.) белое, а в середине (то есть под Святым Георгием - прим. ред.) красное".

В XVII веке государственный герб претерпел большое количество изменений и вариантов

Гербы России при Павле I

После Петра Великого, герб России изменился значительно при Павле I. Именно при данном правителе все варианты герба России были унифицированы и приведены к одному виду

В данном году на гербе России появляется мальтийский крест . Россия в этом году приняла под покровительство остров Мальту. В следующем году Британия захватила данный остров. Павел велел перевести Мальтийский орден в Россию. То, что мальтийский крест остался на гербе России, означало её претензию к данной территории.

Также при Павле I появляется Полный герб с щитодержателями, выполненный в соответствии с традициями того времени. В это время был подготовлен "Манифест о полном гербе Всероссийския Империи". На большом гербе размещались 43 герба земель, входивших в её состав. Щитодержателями стали архангелы Михаил и Гавриил. Манифест так и не вступил в действие по той причине, что главу государства убили.

При Александре I впервые появился данный вид герба. Он отличался от стандартного герба. Главное отличие заключалось в том, что на военном гербе не были размещены гербы зависимых территорий (Финляндии, Астрахани, Казани и пр.). Щит на груди орла имел отличную французского щита геральдическую форму. Крылья не были подняты вверх.

При следующем императоре - Николае I данная традиция закрепилась.

Данный герб существовал в период правления Николая I.

Реформа Кёне (1857 год)

Кёне Бернгард родился в 1817 году в Берлине. В 1844 году назначается на должность хранителя нумизматического отделения Эрмитажа. В 1857 году Кёне назначили на должность начальника гербового отделения департамента герольдии.

Под редакцией Кёне выходит в свет книга "Гербовник Российской империи" (XI-XIII).

Именно Бернгард Кёне упорядочивает гербы территорий Российской Империи. Считается, что именно под влиянием Кёне, государство получает новый государственный чёрно-желто-белый флаг . Хотя на самом деле Кёне использовал лишь уже наработанные исторические материалы (стоит обратить внимание на проект большого полного герба Российской Империи от 1800 года; на нём щитодержатели свободной рукой поддерживают жёлтый флаг с чёрным орлом).

Кёне в соответствии со сложившейся в то время геральдической традицией приводил в соответствие все гербы. Первый исправленный Кёне герб был герб Российской Империи. Именно при нём были сформированы три версии герба: большой, средний, малый.

Как и говорилось выше, под руководством Кёне художником Александром Фадеевым был создан новый рисунок герба.

Основные изменения в гербе:

  • прорисовка двуглавого орла;
  • добавлено количество щитов (увеличилось с шести до восьми) на крыльях орла;
  • всадник, поражающий дракона, теперь направлен геральдически вправо (по направлению к правому крылу орла).

Годом позже под руководством Кёне были подготовлены также средний и большой гербы.

В данном гербе были оставлены основные элементы герба прошлой версии. Цвет корон изменился - теперь он стал серебряный.

На печати были удалены все атрибуты монархической принадлежности, щиты были удалены.

Эскиз эмблемы-герба был выполнен Владиславом Лукомским, Сергеем Тройницким, Георгием Нарбутом, Иваном Билибиным.

Интересным фактом является то, что эмблема использовалась на реверсе монет, выпущенных Центральным Банком России в конце XX в. - начале XXI. Многие ошибочно считают эту эмблему государственным гербом, что является заблуждением.

Распространенные заблуждения о гербе России

На груди орла размещен не герб Москвы, хотя элементы очень схожи с гербом Москвы. Не менее важно и то обстоятельство, что всадник государственного герба не является изображением Святого Георгия. На гербе Москвы всадник "скачущий", а на государственном гербе - "едущий". На гербе Москвы у всадника присутствует головной убор. На гербе России дракон повергнут (лежит на спине), а на городском гербе дракон стоит на четырёх лапах.

Использование герба на фасадах

Источники

  • Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
  • "Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации" Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
  • Сайт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации ;
  • Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
  • Указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года.
  • "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона".
  • Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.

Княжение Ивана Васильевича (1462-1505) было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства.

В 15в впервые в письменных источниках появляется термин “Россия”. С этих пор мы стали именоваться Рос гос-вом.

В январе 1478 года новгородские власти капитулировали, вече было отменено, вечевой колокол был снят и увезен в Москву, вместо посадников и тысяцких в Новгороде теперь правили московские наместники.

Также Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). На Руси началось складывание крепостного права.

При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии. Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.

Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты.

В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти, у нас: интересы Рос гос-ва простираются в обе стороны). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Также была введена собственная печать. После принятие герба и печати он заставил именовать себя "Государь всея Руси".

В конце жизни И III понял, что все его усилия могут пойти крахом. Следствием этого стал указ о престолонаследии: власть передается старшему сыну, потом среднему и т.д.

Рос гос-во отныне со столицей в Москве не имело право делиться. Остальным князьям отдавались земли на окраине. Земля после смерти князя не может делиться.

Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

История изменений герба

Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.

XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.

Середина XVI века
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.

Конец XVI — начало XVII века

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

30-60-е годы XVIII века
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».

Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.

Рубеж XVIII-XIX веков
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.

1-я половина XIX века
Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.
Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.

Середина XIX века

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Большой Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.

Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

Герб России, 1917 г.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.

Государственный герб РСФСР, 1918-1993 гг.

Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.

Еще раньше (16 апреля 1918 года) был узаконен знак Красной Армии: пятиконечная Красная звезда, символ античного бога войны Марса. 60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

Государственный герб Российской Федерации, 1993 г.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации». Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!