События 20 века в истории мира. Россия в начале XX века

В 1903 г. Уилбор и Орвилл Райты построили аэроплан «Флайер». Самолет был оснащен бензиновым двигателем, а его первый полет совершился на высоту 3м и длился в течении 12 секунд. В 1919 г. была открыта первая воздушная линия из Парижа в Лондон. Максимально допустимое количество пассажиров было , а длительность полета составляла 4 часа.

Радиоэфир

В 1906 г. вышла в эфир первая радиопередача. Канадец Редженалд Фессенден играл на скрипке в радиоэфире, а его выступление принималось на кораблях за тысячи миль. К началу 1960-х гг. появились первые карманные радиоприемники, работающие на батареях.

Первая Мировая Война

В 1914 г. , в которой принимали участие 38 стран. В военных действиях участвовали Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария) и блок Антанты (Россия, Англия, Франция, Италия и др.) Конфликт произошел между Австрией и Сербией из-за убийства австрийского наследника престола. Война более 4-х лет, и в сражениях погибло более 10 млн. солдат. Блок Антанты одержал победу, но экономика стран за время военных действий пришла в упадок.

Русская Революция

В 1917 г. в России началась Великая Октябрьская Революция. Был свергнут царский режим и расстреляна императорская семья Романовых. На смену царской власти и капитализму пришел социалистический строй, который предлагал создать равенство для всех трудящихся. В стране установилась диктатура пролетариата, а классовое общество было ликвидировано. Появилось новое тоталитарное государство - Российская Социалистическая Федеративная Республика.

Телевидение

В 1926 г. Джон Бэрд получил телевизионное изображение, а в 1933 г. Владимир Зворыкин добился лучшего качества воспроизведения. На экране 25 раз в секунду обновлялись электронные изображения, благодаря чему возникали движущиеся образы.

Вторая Мировая Война

В 1939 г. началась Вторая Мировая Война, в которой принимали участие 61 государство. Инициатором военных действий стала Германия, которая напала сначала на Польшу, а позже на СССР. Война длилась 6 лет и унесла 65 миллионов жизней. Наибольшие потери в ходе войны выпали на долю СССР, но благодаря несокрушимому духу Красная Армия одержала победу над фашистскими оккупантами.

Ядерное оружие

В 1945 г. впервые было применено : на японские города Херасиму и Нагасаки американские вооруженные силы сбросили ядерные бомбы. Таким образом США стремились ускорить окончание Второй Мировой войны с Японией. Погибли сотни тысяч жителей, а результаты бомбардировки имели катастрофические последствия.

Компьютеры и Интернет

В 1945 г. два американских инженера Джон Эккерт и Джон Моукли создали первую электронно вычислительную машину (ЭВМ), которая весила около 30 тонн. В 1952 г. к ЭВМ был подключен первый дисплей, а первый персональный компьютер был создан компанией Apple в 1983 г. В 1969 г. была создана система Интернет для обмена информацией между научными центрами США, а к началу 1990 гг. интернет превратился во всемирную сеть.

Полет в космос

В 1961 г. советская ракета преодолела земное притяжение и совершила первый полет в космос с человеком на борту. Трехступенчатая ракета была построена под руководством Сергея Королева, а управлял космическим кораблем русский космонавт Юрий Гагарин.

Распад СССР

В 1985 г. в Советском Союзе началась «Перестройка»: появилась система, на смену жесткой цензуре пришла гласность и демократия. Но многие реформы привели к экономическому кризису и обострению национальных противоречий. В 1991 г. в Советском Союзе произошел переворот, и СССР распался на 17 отдельных независимых государств. Территория страны сократилась на четверть, а США стали единственной в мире сверхдержавой.

На рубеже двух веков российский капитализм стал перерастать в свою высшую стадию — империализм. Буржуазные отношения, став господствующими, требовали ликвидации пережитков крепостничества и создания условий для дальнейшего прогрессивного развития общества. Уже сложились основные классы буржуазного общества — буржуазия и пролетариат, причем последний был более однороден, связан одними и теми же невзгодами и трудностями, сконцентрирован в крупных промышленных центрах страны, более восприимчив и мобилен по отношению к прогрессивным новшествам. Необходима была лишь политическая партия, которая могла бы объединить различные его отряды, вооружила бы его программой и тактикой борьбы.
В начале XX века в России сложилась революционная ситуация. Происходило размежевание политических сил страны на три лагеря — правительственный, либерально-буржуазный и демократический. Либерально-буржуазный лагерь представляли сторонники т.н. «Союза освобождения», ставившие своей задачей установление в России конституционной монархии, введение всеобщих выборов, защиту «интересов трудящихся» и т.д. После создания партии кадетов (конституционных демократов) «Союз освобождения» прекратил свою деятельность.
Социал-демократическое движение, появившееся в 90-х годов XIX века, представляли сторонники Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), в 1903 г. разделившейся на два движения — большевиков во главе с В.И.Лениным и меньшевиков. Кроме РСДРП сюда входили эсеры (партия социалистов-революционеров).
После смерти императора Александра III в 1894 г. на престол вступил его сын Николай И. Легко поддающийся посторонним влияниям, не обладающий сильным и твердым характером, Николай II оказался слабым политиком, чьи действия во внешней и внутренней политике страны ввергли ее в пучину бедствий, начало которым положило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Бездарность русских генералов и царского окружения, пославших в кровавую бойню тысячи русских
солдат и матросов, еще больше накалила обстановку в стране.

Первая русская революция

Крайне ухудшившееся положение народа, полная неспособность правительства разрешить насущные проблемы развития страны, поражение в русско-японской войне стали главными причинами первой русской революции. Поводом к ней стал расстрел демонстрации рабочих в Петербурге 9 января 1905 г. Этот расстрел вызвал взрыв негодования в широких кругах российского общества. Вспыхнули массовые беспорядки и волнения во всех районах страны. Движение недовольства по-степенно приняло организованный характер. К нему присоединилось и российское крестьянство. В условиях войны с Японией и полной неготовности к таким событиям у правительства не хватило ни сил, ни средств для подавления многочисленных выступлений. В качестве одного из средств снятия напряженности царизм объявил о создании представительного органа — Государственной думы. Факт пренебрежения интересами масс с самого начала поставил Думу в положение мертво-рожденного органа, так как полномочий у нее практически не было.
Такое отношение властей вызвало еще большее недовольство как со стороны пролетариата и крестьянства, так и со стороны либерально настроенных представителей российской буржуазии. Поэтому к осени 1905 г. в России были созданы все условия для назревания общенационального кризиса.
Теряя контроль над ситуацией, царское правительство пошло на новые уступки. В октябре 1905 г. Николай II подписал Манифест, даровавший россиянам свободу печати, слова, собраний и союзов, что закладывало основы российской демократии. Этот Манифест внес раскол и в революционное движение. Революционная волна потеряла свою широту и массовость. Этим можно объяснить поражение Декабрьского вооруженного восстания в Москве 1905 г., которое являлось высшей точкой развития первой русской революции.
В сложившихся условиях на первый план вышли либеральные круги. Возникли многочисленные политические партии — кадеты (конституционные демократы), октябристы (Союз 17 октября). Заметным явлением было со-здание организаций патриотического направления — «черносотенцев». Революция шла на спад.
В 1906 г. центральным событием в жизни страны стало уже не революционное движение, а выборы во II Государственную думу. Новая Дума не смогла противостоять правительству и была разогнана в 1907 г. Так как манифест о роспуске Думы был обнародован 3 июня, государственный строй в России, продержавшийся до февраля 1917 года, получил название Третьеиюньской монархии.

Россия в Первой мировой войне

Участие России в Первой мировой войне было обусловлено обострением российско-германских противоречий, вызванных образованием Тройственного союза и Антанты. Убийство в столице Боснии и Герцеговины городе Сараеве наследника австро-венгерского престола стало поводом для начала военных действий. В 1914 г. одновременно с действиями германских войск на западном фронте русское командование предприняло вторжение в Восточную Пруссию. Оно было остановлено германскими войсками. Зато в районе Галиции войска Австро-Венгрии потерпели серьезное поражение. Итогом кампании 1914 г. стало установление равновесия на фронтах и переход к позиционной войне.
В 1915 г. центр тяжести боевых действий был перенесен на Восточный фронт. С весны по август русский фронт по всей своей протяженности был взломан германскими войсками. Русские войска были вынуждены оставить Польшу, Литву и Галицию, понеся тяжелейшие потери.
В 1916 г. ситуация несколько изменилась. В июне войска под командованием генерала Брусилова прорвали австро-венгерский фронт в Галиции на Буковине. Это наступление было остановлено противником с большим трудом. Военные действия 1917 г. происходили в условиях явно назревшего политического кризиса в стране. В России произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в результате которой пришедшее на смену самодержавию Временное правительство оказалось заложником прежних обязательств царизма. Курс на продолжение войны до победного конца привел к обострению ситуации в стране и к приходу к власти большевиков.

· Россия пережила три революции:

· -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,

Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

· -Первую мировую войну 1914-1918гг.,

Гражданскую войну

Трагическая история литературы 20 века

В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др.

Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка.

В 30-е годы писателя рас-стреляют.

С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.

С начала 30-х годов появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.

Литература конца 19 – начала 20 веков

· В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.

· (отражение реальности, жизненной правды)

26) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” - один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. "Грибоедов новатор не только в постановке актуальных социально-политических проблем, в переосмыслении сюжета комедии, но и в изображении характеров героев и в создании типов, в использовании особого языка и стиля. Стиль комедии Грибоедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский. Громоздкий александрийский стих прежних комедий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи (“Гляди в окно: Молчалин на ногах давно”).

Предполагается, что у каждого героя в классицистической комедии должна быть речевая маска. Некоторые из гостей на балу и Скалозуб ее имеют, речь же остальных разнится сильно. Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, поэтому все его герои говорят хорошо и остроумно: (афоризмы есть не только у Чацкого (“Свежо предание, да верится с трудом”), но и у Софьи (“Счастливые часов не наблюдают”), и у Лизы (“Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”). Гончаров в статье “Мильон терзаний пишет: “Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом”.

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысляет характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются. Грибоедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, комедию, в которой нет однозначно положительного героя. Его комедия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков. По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия.. . какая едва ли найдется в других литературах.

27) Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: однообразными занятиями «словесностью» и отработкой ружейных приемов, попойками в клубе да пошлыми интрижками.Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт.Работа над повестью «Поединок» в 1902 - 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности.
Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Армия - это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Осознать все эти недостатки,весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Проблемы,затронутые Куприным,в повести:
непонимание большинством солдат своих командиров,проблема «рукоприкладства» ,
бедственное положение рядовых,модель крепостнического строя в русской армии,
участь тех людей, которые пытаются идти против системы.

Проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства.А телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и не в лучшую сторону.

Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет.
Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру.Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство - это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты - это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена.
Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться.
Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны - это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны.

28)Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений - от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки - вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. В первом, общефилософском значении, музыка для них универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха.Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

29) Анна Андреевна Горенко (Ахматова) – одна из наиболее известных русских поэтесс XX века, литературный критик и переводчица. Родилась 11 (23) июня 1889 года в дворянской семье в Одессе. Когда девочке был 1 год, семья переехала в Царское село, где Ахматова смогла посещать Мариинскую гимназию. Она была настолько талантлива, что ей удалось освоить французский язык, слушая, как учительница занимается со старшими детьми. Во время проживания в Петербурге, Ахматова застала частичку эпохи, в которой жил Пушкин и это наложило отпечаток на её творчество.

Её первое стихотворение появилось в 1911 году. За год до этого она обвенчалась с известным поэтом-акмеистом Н. С. Гумилевым. В 1912 году у писательской четы появился на свет сын – Лев. В этом же году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Следующий сборник «Чётки» появился в 1914 году и был распродан внушительным тиражом. Основные черты творчества поэтессы сочетали отличное понимание психологии чувств и личные переживания по поводу общенародных трагедий XX века.

У Ахматовой была довольно трагичная судьба. Несмотря на то, что она сама не находилась в заключении или изгнании, многие близкие ей люди были подвергнуты жестоким репрессиям. Так, например, первый муж писательницы, Н. С. Гумилёв, был казнен в 1921 году. Третий гражданский муж Н. Н. Пунин был трижды арестован, погиб в лагере. И, наконец, сын писательницы, Лев Гумилёв, провел более 10 лет в заключении. Вся боль и горечь утрат была отражена в «Реквиеме » (1935-1940) - одно из наиболее известных произведений поэтессы.

Будучи признанной классиками XX века, Ахматова долгое время подвергалась замалчиванию и травле. Многие её произведения не публиковались из-за цензуры и были запрещены десятилетиями даже после её смерти. Стихотворения Ахматовой переведены на многие языки. Поэтесса пережила тяжелые годы во время блокады в Петербурге, после чего была вынуждена уехать в Москву, а затем эмигрировать в Ташкент. Несмотря на все трудности, происходившие в стране, она не покинула её и даже написала ряд патриотических стихотворений.

В 1946 году Ахматов наряду с Зощенко была исключена из Союза писателей по приказу И. В. Сталина. После этого поэтесса преимущественно занималась переводами. В это же время её сын отбывал наказание, как политический преступник. Вскоре работы писательницы постепенно начинали приниматься боязливыми редакторами. В 1965 году вышел в свет её итоговый сборник «Бег времени». Также, она была удостоена итальянской литературной премии и звания почетного доктора Оксфордского университета. Осенью того же года у поэтессы случился четвертый инфаркт. В результате этого 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась в кардиологическом санатории в Подмосковье.

30)Мертвые души:

Поэма имеет кольцевую «композицию», которая отличается своеобразием и не повторяет подобной композиции, скажем, романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или гоголевской же комедии «Ревизор».

Композиция всего задуманного произведения подсказана Гоголю бессмертной «Божественной комедией» Данте: первый том - «ад» крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - «чистилище», третий - «рай». Этот замысел остался неосуществленным. Написав первый том, писатель не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. Не смог Гоголь провести своего героя через чистилище и показать русскому читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.

Выбранный сюжет предоставил Гоголю «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». В поэме огромное количество действующих лиц, представлены все социальные слои крепостной России: приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, представители высшей знати, помещики и крепостные крестьяне. Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления, в которых автор касается самых острых общественных вопросов, и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра.

Главные герои:Чичиков, Манилов, Коробочка,Ноздрев, Собакевич,Плюшкин Чиновники города N:Губернатор, Председатель палаты, Прокурор Полицеймейстер, Почтмейстер

Другие герои:Петрушка, Селифан,Феодулия Ивановна Собакевич,Каретник Михеев, Степан Пробка, Елизавет Воробей, Мижуев (зять Ноздрева) Дочь губернатора.

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.Однако этим замыслам не суждено было осуществиться.

Смех в поэме «Мертвые души» - беспощадное орудие зла. Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Вот почему произведения Гоголя - это «сначала смешно, потом грустно»

«Мертвые души» - одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый взгляд не имеют отношения к сюжету поэмы, но которые для автора важны. Это и есть авторская позиция.

· 31) Максим Горький. Пьеса «На дне»: жанр, композиция, сюжет. Правда жизни и философскийсмысл.
Жанр–социально-философскаядрама
Сюжет - Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его люди с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы - Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) - совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ пытается выручить денег на лечение своей смертельно больной жены.
В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, и тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
Правда жизни и философский смысл -
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, "дна". Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На "дне" происходит страшное - морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств - и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога - на "дно".
Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные,отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
Все участники споров встают перед вопросом: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" - так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: "Человек - вот правда! Человек! Это -великолепно! Это- звучит... гордо!". Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на "дно"? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания - Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на "дно", уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей "дна", растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово - и осуждение мрака, и надежда на свет.

Вот уже более 10 лет мы проживаем в двадцать первом веке, и практически никто не задумывается о том, почему мы обустроены всем тем, что делает нашу жизнь проще и комфортнее. Почему так развита нынешняя наука и общество, откуда все это взялось? Ответ на этот вопрос очень прост – вся революция и построение современного общества, открытия позволившие взлететь практически на высоты науки, произошли за целых сто лет.

Сто лет 20 века, довольно длительного, и порой ужасного времени. Иногда, не зная, люди спрашивают: 20 век, какие это года? Но когда незнающие люди отвечают: 20 век начался в 1900 году и закончился в 1999, они ошибаются. На самом деле, 20 век начался 1 января 1901 года, и закончился 31 декабря 2000 года. Начнем с классификации основных понятий и событий 20 века.

Хронология

  • Индустриализация – развитие новых технологий в процессе производства. Улучшается качество и работоспособность предприятий, количество вырабатываемого сырья, происходит меньше аварий и несчастных случаев на производстве, отказ от мануфактур. Предприятия начинают работать на абсолютно новом уровне, повышая не только качество жизни населения, но и количество прибыли государств.
  • Первая мировая война – (1914 – 1918 года). Один из наиболее широкомасштабных военных конфликтов за всю историю существования человечества. Результатом войны, стало прекращение существования четырех империй – Австро-Венгерской, Германской, Российской и Османской. Страны, выступавшие в сражениях, потеряли свыше 22 млн. человек.
  • Создание СССР – произошло в 1922 году, тогда на свет появилась одна из величественнейших, когда-либо существовавших держав, которая охватила огромную территорию 15 современных государств.
  • Великая депрессия – всемирный экономический кризис, который начался в 1929, и завершился в 1939 году. В большей степени пострадали промышленные города, в некоторых странах практически прекратилось строительство.
  • Построение авторитарных и тоталитарных режимов – построение некоторыми государствами режимов, приводящих к полному тоталитарному контролю над населением, усечению прав человека, геноциду.
  • Мир увидели революционные лекарственные препараты – пенициллин и сульфаниламиды, антибиотики, были придуманы вакцины от полиомиелита, тифа, коклюша, дифтерии. Все эти препараты резко сократили количество смертей от различных инфекционных заболеваний.
  • Голодомор 1932-1933 годов – искусственный геноцид украинского народа, который спровоцировал своими репрессиями Йосиф Сталин. Унес жизни около 4 млн. человек.
  • Спросив у любого человека, каким был 20 век, можно быстро получить ответ – веком войн и кровопролития. В 1939 году началась Вторая Мировая война, ставшая крупнейшей войной за всю историю человечества. В ней принимало участие более 60 государств, около 80% населения планеты. Погибло 65 млн. человек.
  • Создание ООН – организации, которая укрепляет мир, и предотвращает войны, и по сей день
  • Деколонизация – освобождения ряда стран от колониальных захватчиков, на то время могущественных стран, ослабленных Второй Мировой войной.
  • Научно-техническая революция – превращение науки в производительную силу, во время которой роль информации в обществе выросла.
  • Атомная эпоха – начало применяться ядерное оружие, ядерные реакции в качестве источника электроэнергии.
  • Покорение космоса – полеты на Марс, Венеру, Луну.
  • Массовая автомобилизация и применение реактивных самолетов в качестве гражданских.
  • Массовое применение антидепрессантов и противозачаточных препаратов.
  • Холодная война между странами гигантами – США и СССР.
  • Создание блока НАТО.
  • Распад Советского Союза и Варшавского блока.
  • Распространение международного терроризма.
  • Развитие коммуникационных и информационных технологий, массово применяются радио, телефоны, интернет и телевидение.
  • Создание Европейского Союза.

Какие писатели 20 века самые известные

Какие достижения 20 века самые впечатляющие

Определенно, достижениями можно назвать революционные изобретения, среди которых самыми впечатляющими оказались:

  • Самолет (1903).
  • Паровая турбина (1904).
  • Сверхпроводимость (1912).
  • Телевидение (1925).
  • Антибиотики (1940).
  • Компьютер (1941).
  • Атомная электростанция (1954).
  • Спутник (1957).
  • Интернет (1969).
  • Мобильный телефон (1983).
  • Клонирование (1997).

XX, какой это век? Прежде всего, это век научного прогресса, становления многих государств, уничтожения нацизма, и всего того, что помогает нам с вами идти вперед в будущее, не забывая прошлого, которое стало для нас определяющим фактором в развитии.

Я бы сказал, что пост не совсем пятничный, так что, если не хотите - не смотрите.
---
Американский журнал Vanity Fair опубликовал 25 лучших фотографий, отражающих текущие события за время его издания.

Легкоатлет Джесси Оуэнс побеждает на Олимпийских играх 1936 года в Берлине (фюрер говорят, был вне себя от такого позора арийцев).

Гибель республиканца, 5 сентября 1936 года, Испания.
Республиканцам противостояли формирования уроженцев Северной Африки - марокканских добровольцев, о смелости и крайней жестокости которых ходили легенды. Не добавило оптимизма известие, что генерал Франко снабдил их новыми сверх-скорострельными немецкими автоматами, которых не было у республиканцев.
Когда командир отдал приказ: «В атаку», солдаты стали довольно робко вылезать из окопов.
Позднее Капа вспоминал: «В тот день нам всем было очень страшно. Мы знали, что франкисты стреляли из новых автоматов. Количество убитых республиканцев исчислялось десятками. Я целый день так и просидел в окопе. Когда началась атака республиканцев, я высунул из окопа свою "лейку", а когда услышал автоматную очередь, вслепую нажал на спуск».
Негатив был переправлен в Париж и 23 сентября опубликован в журнале «VU». Полное название фотографии - «Лоялистский ополченец в момент смерти, Сьерра-Морена, 5 сентября 1936 года» («Loyalist Militiaman at the Moment of Death, Cerro Muriano, September 5, 1936»), но обычно ее называют более коротко: «Падающий Республиканец» или «Смерть Солдата Лоялиста».
Ситуация, конечно, абсолютно уникальная. Фотограф за все время атаки сделал всего один снимок, при этом сделал его наугад, не глядя в видоискатель. Да что там «в видоискатель», он вообще не смотрел в сторону «модели». И эта одна из лучших, одна из самых знаменитых его фотографий, сделавших его в одночастье знаменитым.
Потом было много чего. Под Мадридом погибла его подруга, немецкая фотожурналистка Герда Таро, случайно раздавленная маневрировавшим танком.
В 1938 Капа работал фотокорреспондентом во время японско-китайской войны. В 1940 переселился в США. Работал в северной Африке и Италии. В 1944-м снимал высадку союзнических войск в Нормандии. В 1947-м вместе с Картье-Брессоном и др. основал фотоагенство «Магнум», в 1951-м возглавил его, но в 1953-м был вынужден переехать в Европу, спасаясь от маккартизма. В 1948-м и 1950-м работал в Израиле. Погиб во Вьетнаме в самом конце Индокитайской войны, подорвавшись на мине.
Имя же главного героя фото - Федерико Борель Гарсия - удалось установить только много лет спустя.

Женщины-коллоборационистки, Франция, 1944 год.

Американские морские пехотинцы устанавливают знамя США на японском острове Иводзима 23 февраля 1945 года. Фото является для американцем таким же символом Победы, как для нас фото Евгения Халдея (флаг над Берлином). И также как и наше фото, американское - постановочное.

Американские военные самолёты сбрасывают берлинцам продукты, прорывая блокаду, установленную советской военной администрацией, 1948 год.

Победивший на очередных президентских выборах в США, кандидат от демократов Гарри Трумэн со статьёй The Chicago Daily Tribune "Девей побеждает Трумэна" от 2 ноября 1948 года. Фотография вскоре стала известной всему миру. На просьбу прокомментировать случившееся Трумэн сказал: "Это для книг".

Первый день Дороти Коунтс в средней школе Гарри Хардинга, штат Северная Каролина, США, 4 сентября 1957 года. Дороти была одним из первых черных школьников, которым разрешили учиться в школе. Однако девочка не выдержала и 4 дней из-за гонений в школе.

Тич Куанг Дук, буддистский священник в Южном Вьетнаме, сжёг себя, протестуя против политики правительства, направленной против священников. Тич Куанг Дук не издал ни звука, пока он не сгорел полностью. 11 июня 1963 года.

Мартин Лютер Кинг, американский баптистский священник и борец за гражданские права в 60-х годах ХХ века (убит в 1968-м году) 28 августа 1963 года. В этот день около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна Кинг произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей; речь стала широко известна под названием «У меня есть мечта» («I have a dream»).

Маленький сын убитого президента США Джона Кеннеди прощается со своим отцом, Вашингтон, 25 ноября 1963 года.

1 февраля 1968 года, Сайгон, южный Вьетнам. Шеф южновьетнамской национальной полиции Нгуйен Нгок Лоан расстреливает участника вьетконговской армии. Скандальный снимок обошёл весь мир. Южно-вьетнамские власти заявили, что убитый являлся участником диверсионной группы, который убил нескольких полицейских. По одним данным его звали Нгуен Ван Лем, по другим, погибшего звали Ле Конг На.
Сам же Нгуйен Нгок Лоан после поражения в войне перебрался в США, где американцы считали его убийцей и всячески портили ему жизнь. Умер от рака в 1998 году.

Астронавт Базз Олдрин, урождённый Эдвин Юджин Олдрин делает первые шаги по Луне (второй человек, высадившийся на Луне после Нила Армстронга), июль 1969 года. Многие до сих пор считают, что американцы никуда не летали, а просто сфальсифицировали свой полёт.

Режиссёр Роман Поланский после жестокого убийства своей беременной жены, Шарон Тэйт, бандой Чарльза Мэнсона, 1 августа 1969 года.

День 4 мая 1970 года навсегда вошел в историю Америки. В этот день четыре студента Кентского университета были убиты и еще девять ранено представителями Национальной гвардии штата Огайо, охранявшими порядок на территории студенческих городков во время проведения акций протеста против войны во Вьетнаме.
Студент-старшекурсник факультета фотожурналистики Джон Фило сделал фотографию убитого студента Джефри Миллера и склонившейся над ним четырнадцатилетней Мэри Эн Веккио. В следующем году он стал обладателем Пулицеровской премии за этот снимок.
Позже он так рассказывал об этом:
"Я думал, что они используют холостые патроны. Когда я поднял камеру то заметил, что один солдат целится прямо в меня. Я сказал сам себе: «Я сфотографирую это» и тут раздался выстрел. В ту же секунду облачко пыли отделилось от статуи рядом со мной, а пуля отскочила от нее и застряла в дереве.
Я даже выпустил камеру, когда понял что патроны настоящие. Я не знаю, откуда на меня нашла эта смесь наивности и тупости, но я не стал прятаться. На склоне холма никого рядом со мной не было. Я ощупал себя, потом повернулся налево и увидел тело Джефри Миллера и лужу крови вытекающую из-под него: как будто кто-то опрокинул целое ведро крови. Я испугался и побежал вниз, но остановился. «Куда ты бежишь?» - спросил я себя, - «Ты должен быть здесь».
И я стал фотографировать. Я фотографировал лежащие на улице тело Джефри Миллера и людей, выходящих из своих укрытий, есть фотография Мэри Веккио, когда она еще только появилась там. Пленка уже кончалась. Я видел, как Мэри буквально переполнялась эмоциями. Она начала плакать. А в тот самый момент она что-то воскликнула. Точно не помню … что-то вроде «О, боже мой».

Все знают эту фотографию. Снимок, в большой мере повлиявший на отношение американцев к войне в Индокитае. Снимок, за который вьетнамский фотограф Associated Press Ник Ут vietnamHuỳnh Cфng Ъt) получил Пулитцеровскую премию и вошел в историю фотографии. 8 июня 1972 года у деревни Чанг-Банг к северо-западу от Сайгона шел бой между отрядами армии Северного Вьетнама и южновьетнамцами. Несколько мирных жителей, спасаясь от северовьетнамцев, покинула деревню и направлялась к позициям правительственных войск.
Пилот самолета южновьетнамцев по ошибке принял жителей деревни за солдат противника и сбросил на них несколько бомб с напалмом. Ник Ут запечатлел момент, когда группа детей сразу после бомбовой атаки бежит по дороге. В центре - девятилетняя Ким Фук, обожженная напалмом, с искаженным от боли лицом.

Сад округа Нью-Орлеан (США) пал жертвой поджога и грабежей после урагана "Катрина", 4 сентября 2005 года.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!