Латинский язык и основы медицинской терминологии читать. Скачать бесплатно Чернявский М.Н

А) основная литература

1. М.Н. Чернявский Латинский язык и основы медицинской терминологии. Издание четвертое, стереотипное. М., «Шико», 2011. Допущено Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.

Б) дополнительная литература

1. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Указания по латинскому языку для самостоятельной работы. СПб, СПбГМУ, 2008.

2. Введение в античную культуру. Указания к элективному курсу, ч. 1, СПб, СПбГМУ, 1998.

3. Основы медицинской терминологии. Рецептура. Указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов I курса. СПб, СПбГМУ, 2008.

4. Латинский язык и основы анатомической терминологии. Указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов I курса стоматологического факультета. СПб, СПбГМУ, 2009.

5. Регистр лекарственных средств России. Энциклопедия лекарств. ООО

«РЛС – 2004».

6. Энциклопедический словарь медицинских терминов /под ред. акад. В.И. Покровского/. Москва, «Медицина», 2001.

7. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения. Учебное пособие /под ред. Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой/. СПб, Специальная литература, 1999.

8. Арнаудов Г. Медицинская терминология на пяти языках. София: Медицина и физкультура, 1978.

ФОРМЫ И МЕТОДИКА ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Успешное формирование знаний и умений зависит от систематического контроля успеваемости.

Основные формы текущего контроля - проверка заданий, выполненных самостоятельно в аудитории и дома, устный (ответы на вопросы) или письменный контроль (в виде теста).

Форма итогового контроля – зачет.

ТЕСТ 1. Правила чтения и ударение.

ТЕСТ 2. Имя существительное. Несогласованное определение. Именительный падеж множественного числа.

ТЕСТ 3. Имя прилагательное. Согласованное определение. Именительный падеж множественного числа.

ТЕСТ 4. Способы образования клинических терминов. ТЕСТ 5. Латинская часть рецепта.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ.

1. Краткий очерк истории латинского языка

2. Краткий очерк создания греко-латинской медицинской терминологии.

3. Латинский алфавит. Характеристика гласных и их сочетаний, произношение буквосочетаний согласных.

4. Основное правило латинского ударения. Правила долготы и краткости.

5. Имя существительное. Грамматические категории. Словарная форма.

6. Характеристика 1 склонения существительных.

7. Характеристика 2 склонения существительных.

8. Характеристика 3 склонения существительных.

9. Характеристика 4 склонения существительных.

10. Характеристика 5 склонения существительных.

11. Имя прилагательное. Грамматические категории. Словарная форма.

12. Прилагательные 1 группы.

13. Прилагательные 2 группы.

14. Клиническая терминология. Способы образования терминов.

15. Клиническая терминология. Греческие частотные суффиксы.

16. Фармацевтическая терминология. Наименования лекарственных средств.

17. Структура фармацевтического термина.

18. Химические элементы, названия кислот и оксидов.

19. Образование солей.

20. Латинская часть рецепта. Винительный падеж в рецептах.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ В ВИДЕ ТЕСТА

1.УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

1.processus 2.cranium 3.amoeba 4.angulus 5.apertura 6.canalis 7.philosophus

А. ударение на 2 слоге, т.к. в нем долгий суффикс

Б. ударение на 3 слоге, т.к. во 2 слоге краткий суффикс В. ударение на 2 слоге, т.к. гласная стоит перед двумя согласными Г. ударение на 2 слоге, т.к. стоит знак долготы Д. ударение на 3 слоге, т.к. гласная стоит перед гласной

Е. ударение на 2 слоге, т.к. он содержит монофтонг (дифтонг)

Ж. ударение на 3 слоге, т.к. гласная стоит перед греческим диграфом З. ударение на 3 слоге, т.к. во 2 слоге стоит знак краткости

2.ДОПОЛНИТЕ СЛОВАРНУЮ ФОРМУ:

3.eminentia, 4.nodus, 2, 5.tractus, 4, 6.gelu,

3. ДОПИШИТЕ ПРИСТАВКИ:

1.сращение пальцев-…dactylia

2.отсутствие памяти-…mnesia

3.недостаточное желчеобразование -…cholia

4.повышенная чувствительность- …aesthesia

2.Добавьте недостающие ТЭ:

1.разрушение крови-haemo…

2.мочеотделение с гноем-py…

3.пластическая операция носа-rhino…

4.уплотнение легкого-…osclerosis

М.Н. Чернявский
Москва, "ШИКО", 2007
Учебная литература для студентов медицинских вузов

Учебник латинского языка для студентов-медиков имеет четкую терминологическую направленность. Преподавание элементов латинской грамматики ориентировано на преподавание основ медицинской терминологии, т.е. студенты обучаются тем знаниям и умениям, которые необходимы главным образом для номинации - обозначения латинскими терминами специальных понятий в различных дисциплинах медико-биологического и медицинского характера. Лексический мимнимум, предлагаемый для усвоения, составляет 900 единиц.
Во вступительной к курсу лекции кратко изложены история профессионального языка врача и некоторые ключевые понятия терминологии. Также включены некоторые сведения о греческом языке и принципах латинской транскрипции греческих слов. Имеется учебный понятийно-терминологический словарь и "Клятва Гиппократа" в латинском и русском переводах с подробными лексико-грамматическими пояснениями. Широко представлены латинские афоризмы, специальные выражения и пословицы с переводом на русский язык. Студенты найдут в пособии развернутый перечень вопросов по истории и теории медицинской терминологии и образцы практических заданий для подготовки к экзаменам.

Формат: DjVu
Размер: 4.54 MB

СКАЧАТЬ | DOWNLOAD
turbobit.net
Латинский язык и основы медицинской терминологии [Чернявский]

Шульц Ю. Ф., Захарина С. Д., Мерцалова Т. В., Савельева Л. Л., Сизякина Е. С., Хмель Л. А.; под ред. Ю.Ф. Шульца
М.: Медицина, 1982

Учебник предназначен для студентов медицинских ВУЗов. Особый акцент в изложении материала сделан на изучении основ медицинской терминологии (анатомической, клинической и фармацевтической). Материал расположен по занятиям. Приложение содержит сведения по латинской грамматике и синтаксису, элементарные сведения из области древнегреческого языка, а также латинские афоризмы и изречения, Латинско- русский и Русско-латинский словари.

Формат: DjVu
Размер: 9.76 MB

СКАЧАТЬ | DOWNLOAD

depositfiles.com

Латинский язык: Учебник

Латинский язык. Учебная литература для учащихся медицинских училищ
Ю.И. Городкова
Москва, "Медицина", 1988

В центре внимания при составлении данного учебника было положено обучение элементам основ медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической).
Наиболее распространенные греко-латинские терминоэлементы последовательно распределены по всему учебнику в соответствии с изучаемыми грамматическими темами. Рецептура дана с учетом применения её в сестринской и фельдшерской практике. Приведены частотные отрезки наименований лекарств. Весь учебный материал изложен дифферецированно с учетом разного профиля медицинских училищ.

Год выпуска: 2007

Жанр: Латинский язык

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: В условиях глубоких перемен и трудностей, которые переживают в начале XXI в. российское здравоохранение, медицинская наука и высшее медицинское образование, нельзя допустить снижения профессионально-культурного уровня новых поколений врачей. Свою скромную стабилизирующую роль в этом смысле призван сыграть и настоящий учебник.
Формирование профессионального языка - существенный фактор подготовки врача. Основы профессионального языка образуют системы терминов, или терминосистемы.
Автор исходит из убеждения, подкрепленного несколькими десятилетиями преподавательской деятельности и тесными контактами с представителями фундаментальных и клинических наук, что профессионально ориентированная дисциплина «Латинский язык и медицинская терминология» является неотъемлемым элементом обучения любой медицинской специальности. Усвоение этой дисциплины в рамках базового медицинского образования на I курсе способствует подготовке студентов второго и третьего уровней высшего образования и в конечном итоге формированию терминологически грамотного врача, его профессиональной языковой культуры.
В учебнике «Латинский язык и основы медицинской терминологии» наиболее полное и последовательное выражение нашли научные и методические принципы, которые автор на протяжении многих лет пропагандировал и внедрял в процесс обучения. Эти принципы получили одобрение и поддержку у преподавателей латинского языка медицинских вузов Российской Федерации и за ее пределами. В учебнике нашли отражение некоторые идеи и научные обобщения, которые возникли в новой теоретико-прикладной области современного языкознания - терминоведении. В ней разрабатывается теория образования, функционирования и упорядочения естественно сложившихся терминологий, формирования терминосистем. Терминоведение оперирует такими понятиями, как «термин», «дефиниция», «терминология и номенклатура», «терминообразование», «терминосистема», «терминоэлемент», «терминологический словарь», «терминологический стандарт» и др.
Настоящий учебник имеет четкую терминоведческую направленность. Преподавание элементов латинской грамматики последовательно ориентировано на преподавание основ медицинской терминологии. Студенты обучаются тем знаниям-умениям, которые необходимы главным образом для номинации - обозначения латинскими терминами специальных понятий в различных дисциплинах медико-биологического и медицинского характера.
Логико-дидактическая структура учебника базируется на системно-терминологическом принципе обучения. Как известно, в рамках всей медицинской терминологии, рассматриваемой как «система систем», ведущими подсистемами являются следующие: 1) терминология морфологических дисциплин - анатомии и гистологии; 2) терминология комплекса патологической анатомии, патологической физиологии и клинических дисциплин; 3) фармацевтическая терминология с номенклатурой лекарственных средств.
Содержание учебника распределено по трем самостоятельным разделам, каждый из которых посвящен одной терминосистеме. Поскольку каждая из указанных подсистем имеет характерные особенности: языково-генетические, структурные, словообразовательные, семантические, - организация обучения по отдельным терминосистемам значительно эффективнее, чем смешанное их изучение. Принцип системно-терминологического преподавания полностью себя оправдал. Он обеспечивает прочную мотивационную базу для учебно-познавательной деятельности студентов.
В практике преподавания полностью оправдала себя и та последовательность разделов, которая принята в учебнике. Клиническая терминология в понятийном и материальном плане органично связана с терминологией морфологических дисциплин. Третий раздел в значительной степени специфичен в грамматическом, лексическом и словообразовательном отношениях. Поэтому он вполне автономен и замыкает собой курс преподавания.
Структурная единица учебника - занятие. Оно строится по однотипной схеме и, как правило, включает следующее: содержание очередной новой темы; задание «Для самостоятельной работы» в аудитории с целью определения исходного уровня знаний по предшествующей теме и его коррекции; объяснение нового грамматического или терминологического материала; задание «Для самоконтроля», в котором путем подстановки пропущенных слов, играющих стержневую роль в усвоении определенных понятий, правил и т. п., студент не просто контролирует себя, а более активно овладевает новым материалом; упражнения и лексический минимум. В структуре некоторых занятий имеются контрольные вопросы для уточнения и систематизации знаний-умений.
Наиболее важные теоретические положения обозначаются аббревиатурой NB! (Nota bene!) - Заметь хорошо! (Обрати внимание!).
Материал упражнений и лексический минимум, как правило, разделены на две части. Первая, основная, под индексом А, включает наиболее частотные или тематически значимые термины и предназначена для обязательной проработки студентами всех профилей. Вторая, под индексом Б, содержит факультативный материал для всех профилей. Под индексом С представлен материал, интересный прежде всего и в основном для студентов стоматологических факультетов. По усмотрению преподавателя могут быть перемещены некоторые конкретные элементы упражнений и лексического минимума.
В данном издании для закрепления минимума лексических единиц и терминоэлементов больше внимания уделено их повторяемости в упражнениях на последующих занятиях.
Лексический минимум, представленный в учебнике в объеме около 900 единиц (слова и терминоэлементы), предназначен для прочного запоминания на уровне долговременной памяти. При его отборе учитывался ряд принципов, в первую очередь частотность применения, тематическая важность и словообразовательная валентность (участие в образовании производных слов).
Лексический минимум и соответственно упражнения составлены с учетом тех уточнений и изменений, которые были внесены за последние годы в новейшие издания Международной анатомической и гистологической терминологии, а также в учебники по общей патологии, патанатомии, патофизиологии и др.
Впервые в учебнике такого рода практическому курсу предшествует вступительная лекция, в которой кратко изложены история профессионального языка врача и некоторые ключевые понятия теории терминологии. Также впервые включены краткие сведения о греческом языке и принципах латинской транскрипции греческих слов; Сводный список-минимум «общих основ» для МНН и частотных отрезков с их значением в названиях лекарственных средств; учебный понятийно-терминоэлементный словарь; «Клятва Гиппократа» в латинском и русском переводах с подробными лексико-грамматическими пояснениями; развернутый перечень учебных вопросов по истории и теории медицинской терминологии; образцы практических заданий для подготовки к экзаменам. Достаточно широко представлены латинские афоризмы, специальные выражения, пословицы и их переводы на русский язык.
Автор выражает сердечную благодарность Ю.И. Городковой за неоценимую помощь в подготовке рукописи учебника к печати.

Предисловие
Список условных сокращений
Введение

Раздел I. ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ. ФОНЕТИКА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКОЙ ГРАММАТИКИ. АНАТОМО-ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Занятие 1 (§ 1-10). Латинский алфавит. Фонетика. Произношение гласных. Особенности произношения дифтонгов и согласных
Занятие 2 (§ 11-16). Долгота и краткость слога. Правила ударения
Занятие 3 (§ 17-32). Структура анатомического термина. Части речи и грамматические категории слов, составляющих термин. Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Словарная форма. Общие сведения о склонениях и основе. Общие правила определения рода. Несогласованное определение
Занятие 4 (§ 33-47). Имя прилагательное. Грамматические категории имени прилагательного. Две группы прилагательных. Словарная форма. Принципы согласования прилагательных с существительными
Занятие 5 (§ 48-59). Сравнительная степень прилагательных в именительном и родительном падежах. Образование сравнительной степени. Наиболее часто встречающиеся в анатомической терминологии прилагательные в сравнительной степени, особенности их значения и употребления
Занятие 6 (§ 60-74). Превосходная степень прилагательных. Обобщение сведений об имени прилагательном. Краткие сведения о некоторых префиксальных, сложных и субстантивированных прилагательных
Занятие 7 (§ 75). Самоподготовка к контрольной работе
Занятие 8 (§ 76-89). III склонение существительных: их родовые признаки и характер основ. Существительные мужского рода III склонения
Занятие 9 (§ 90-96). Существительные женского рода III склонения
Занятие 10 (§ 97-103). Существительные среднего рода III склонения
Занятие 11 (§ 104-114). Именительный падеж множественного числа (Nominativus pluralis) существительных I-V склонений и прилагательных
Занятие 12 (§ 115-125). Родительный падеж множественного числа (Genetivus pluralis) существительных 1 - V склонений и прилагательных
Занятие 13 (§ 126-127). Самоподготовка к итоговой контрольной работе по 1 разделу курса на материале анатомо-гистологической терминологии

Раздел II. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Занятие 14 (§ 128-134). Некоторые общие понятия терминологического словообразования: состав слова->морфема->словообразовательная структура->производящая (мотивирующая) и производная (мотивированная) основа->терминоэлемент (ТЭ)->членимость слов->способы словообразования. Суффиксация в терминологическом словообразовании
Занятие 15 (§ 135-146). Осново(слово)сложение. Производные - сложные слова. Греко-латинские дублеты и одиночные терминоэлементы. Общее представление о структуре клинических терминов
Занятие 16 (§ 147-152). Словообразование (продолжение). Суффиксы -osis, -iasis, ismus, -itis, -oma в клинической терминологии. Сложносокращенные слова. Греко-латинские дублеты и одиночные ТЭ (продолжение)
Занятие 17 (§ 153-156). Словообразование (продолжение). Префиксация. Префиксально-суффиксальные производные
Занятия 18-19 (§ 157-160). Словообразование в клинической терминологии (продолжение). Греко-латинские дублетные обозначения тканей, органов, секретов, выделений, пола, возраста. Одиночные ТЭ, обозначающие функциональные и патологические состояния, процессы
Занятие 20 (§ 161 - 163). Словообразование в клинической терминологии (продолжение). Одиночные ТЭ, обозначающие различные физические свойства качества, отношения и другие признаки
Занятие 21 (§ 164-166). Самоподготовка к контрольной работе по II разделу курса на материале словообразования и клинической терминологии

Раздел III. ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКОЙ ГРАММАТИКИ В СВЯЗИ С РЕЦЕПТУРОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И РЕЦЕПТ

Занятие 22 (§ 167-177). Общее представление о фармацевтической терминологии. Номенклатура лекарственных средств
Занятие 23 (§ 178-186). Глагол. Грамматические категории и словарная форма глаголов. Представление о 4 спряжениях и основе. Повелительное наклонение (Imperativus) Сослагательное наклонение (Conjunctivus)
Занятие 24 (§ 187-200). Винительный падеж и аблятив. Предлоги. Структура рецепта. Основные правила оформления рецептурной строки и латинской части рецепта
Занятие 25 (§ 201-208). Химическая номенклатура на латинском языке. Названия химических элементов, кислот, оксидов
Занятие 26 (§ 209-215). Названия солей
Занятие 27 (§ 216-221). Важнейшие рецептурные сокращения. Частотные отрезки с химическим значением
Занятие 28 (§ 222). Самоподготовка к контрольной работе по III разделу курса па материале рецептуры и фармацевтической терминологии

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Занятие 29 (§ 223-226). Настоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов
Занятия 30-31 (§ 227-234). Причастия (Participia). Причастие настоящего времени действительного залога (Participium praesentis activi). Причастие прошедшего времени страдательного залога (Participium perfecti passivi)
Занятие 32 (§ 235-241). Числительные. Наречия. Местоимения

Теоретические вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
Образцы практических заданий для подготовки к дифференцированному зачету
Латинские афоризмы, специальные выражения, пословицы
Латинско-русский словарь
Русско-латинский словарь
Список использованной литературы

В четвертом издании учебника (третье вышло в 1994 г.) существенно переработаны, обновлены и дополнены профессионально-образовательные и учебно-методические материалы, необходимые для базовой терминологической подготовки будущих провизоров. С этой целью латинский язык изучается в органической связи с теоретическими и практическими основами фармацевтической терминологии. Впервые изложены исторические и теоретические сведения, освещающие программу и практику внедрения Международных непатентованных наименований лекарственных веществ в медицинские и фармацевтические науки, законодательную документацию и т.п. Расширены сведения о торговых названиях препаратов. Внесены изменения в структуру учебника. Впервые в этом издании дан список латинских афоризмов с русским переводом. Для студентов фармацевтических вузов и факультетов.

ИЗ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.
ВКЛАД ЛАТИНСКОГО И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКОВ В РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.
Для медиков и фармацевтов древнегреческий и латинский языки имеют особое значение. Почему именно эти древние классические языки продолжают по сей день играть роль основного источника при образовании новейших терминов? Почему для написания, произношения и функционирования современных медицинских номенклатур используются алфавит, фонетика и грамматика латинского языка? Для ответа на эти вопросы необходимо ознакомиться с краткой историей латинского языка.

Латинский язык, принадлежащий к италийской группе индоевропейской семьи языков, относится к числу так называемых мертвых языков, подобно древнеиндийскому (санскрит), древнегреческому и др. Но когда-то он был живым, разговорным. Слово «латинский» происходит от названия италийского племени - латинов, проживавших в области Latium (Лаций), расположенной в средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению реки Тибр. Первой общиной Лация был город Рим, основанный по преданию в 754 (753) г. до н.э. Языком жителей Рима являлся латинский. В ходе завоевательных войн и усиленной колонизации под власть Рима попали другие племена Ладил, а затем всей Италии. Постепенно латинский язык, или язык города Рима, стал средством общения почти всей объединенной Италии (к I веку н.э.).

Начиная с эпохи Пунических войн (III-II века до н.э.) вместе с римскими легионами латинский язык вышел за пределы Италии. Он проникает в страны с более высокой древней культурой (Греция, Карфаген, Египет, Сирия и т.д.), распространяется среди малокультурных древних племен Европы: галлов (кельтов), иберов, даков и др. Территории, населяемые этими племенами, завоевывались римлянами и превращались в римские провинции.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Латинский язык и основы фармацевтической терминологии, Чернявский М.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Французский без проблем для продвинутых, Кобринец О.С., 2013
  • Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие витамины, полисахариды, жирные масла, Коренская И.М., Ивановская Н.П., Колосова О.А., 2008


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!