Разработка заданий для диагностики читательской грамотности школьников. Интегрирование и интерпретация

Самое страшное.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.Один-одинешенек!

A1. Закончи предложение, выбрав правильный ответ.

Произведение «Самое страшное» Е. Пермяка – это…

  1. рассказ
  2. сказка
  3. быль

А2. Отметь количество абзацев в тексте.

А3. Отметь, как звали главного героя.

  1. Пушок
  2. Мурзей
  3. Вова

А4. Отметь, каким рос главный герой.

  1. крепкий и здоровый
  2. крепкий и сильный
  3. сильный и ловкий

А5. Дополни предложение: Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот…

  1. на шкаф забрался
  2. залез под шкаф
  3. на улицу убежал

А6. Отметь, почему бабушка была обижена на внука.

  1. грубил
  2. не помогал
  3. не слушался

А7. Отметь, кто перебрался в другой дом.

  1. собака
  2. ёжик

А8. Отметь, как окружающие относились к Вове.

  1. уважали
  2. любили
  3. боялись

А9. Отметь, в каком ряду даны антонимы к слову «старый»

  1. пожилой
  2. молодой
  3. красивый

А10.

Предварительный просмотр:

Прочитай текст.

В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.

Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину дугой, мяукнул и выскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершение всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я невольно подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.

День, другой, третий кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапами: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

а) о том, как живут в лесу ежи

б) о том, как кот Барин невзлюбил ежа

в) о том, как подружились ёж и кот

г) о том, как ёжик напал на кота.

2.Где произошла встреча кота с ежом?

а) на дороге в) в комнате

б) в лесу г) на крылечке

3.В какое время произошла встреча кота и ежа?

а) в сумерках в) утром

б) вечером г) ночью

4. Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что

а) он всю ночь до рассвета где-то бродил

б) ёжик хотел его ударить

в) ёжик, забравшийся в валенок, начал чихать, пыхтеть, фыркать

г) он любил дремать на старом тёплом валенке.

5.Выбери правильное утверждение.

а) Кот и ёж помирились через три дня.

б) Фомка никогда не просил молока.

в) Сначала рассказчик не верил, что кот и ёж подружатся.

г) Кот Барин не любил спать на старом валенке.

6.Как ты понимаешь выражение « сторонились друг друга»?

а) боялись друг друга в) старались не встречаться

б) прятались друг от друга г) ссорились друг с другом


Аналитическая справка № 17 по результатам диагностики читательской грамотности обучающихся 7 «А» классе

Диагностика грамотности чтения учащихся 7 «А» класса проводилась 22 января 2014 года по заявке образовательной организации в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22 июня
2013 г. № 000р.

Цель диагностикиопределение уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения, а также установление динамики развития читательских умений в сравнении с прошлым учебным годом.

Содержание и основные характеристики измерительных материалов определялись Кодификатором «Смысловое чтение и работа с текстом», в основу которого положены следующие документы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1089); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1897); Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. ], М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

Характеристика диагностических материалов

Диагностические материалы отражали основное требование федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

При создании диагностической работы учитывалась её преемственность по отношению к диагностике читательской грамотности, которая проводилась в 2013 году в 6 классах . Поэтому обе работы проверяли сформированность у учащихся трёх групп умений: поиск информации и понимание текста, преобразование и интерпретация информации,

Распределение заданий по блокам умений

Блок умений

Критический анализ и оценка информации

Количество заданий

Диагностическая работа состояла из 4 вариантов, построенных по единому плану. Каждый вариант состоял из 2-х блоков. Блок 1 включал художественные тексты и 12 заданий к ним, блок 2 включал тексты естественнонаучного характера и 12 заданий. Для 7-классников диагностическая работа содержала на 4 задания больше, чем для шестиклассников в прошлом учебном году.

Для анализа учащимся были предложены тексты различных стилей (художественный и научный), жанров (фрагмент романа, повести, стихотворение, статья, презентация) и видов (таблицы, сноски, слайды), работа с которыми является составной частью деятельности школьника на уроках по различным предметам. По содержанию тексты содержали достоверную научную информацию, имели ярко выраженную проблематику; воспитательную/образовательную ценность, учитывали возрастные особенности 7-классников, были незнакомы учащимся (не использовались ранее в обучении), позволяли оценить большой спектр читательских умений.

В диагностической работе использовались следующие художественные тексты: фрагменты романа «Герой нашего времени», романа «Князь Серебряный», романа в стихах «Евгений Онегин», повести М. Горького «В людях», повести «Невский проспект», стихотворения Н. Рубцова «Доволен я буквально всем!», «Конь», «Город пышный, город бедный…»

Тексты естественнонаучного характера были сгруппированы по следующим темам: чай (история напитка, технология производства); инфекционные болезни человека; витамины (история открытия, роль в жизни человека); редкие животные.

По сравнению с диагностикой прошлого года для 7-классников расширен спектр контролируемых читательских умений и добавлены умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию и умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

В каждом варианте использовались задания различного типа: задания с выбором единственного верного ответа из 4 предложенных (ВО); задания с кратким ответом (КО); задания с развернутым ответом (РО).

Распределение заданий по типам и видам деятельности

Тип задания

Количество заданий

Поиск информации и понимание текста

Преобразование и интерпретация информации

Критический анализ и оценка информации

ВО

КО

РО

В каждом варианте были представлены задания трёх групп, характеризующих степень сформированности умения, которая требуется для успешного выполнения данного задания. Группы выделены в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:

Группа 1 – общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).

Группа 2 – глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.

Группа 3 – применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов, выявление противоречивой, конфликтной информации, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении

Распределение заданий по группам

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Количество заданий

Максимальный балл

Все варианты диагностической работы были равноценны как по средней трудности, так и по примерному времени выполнения (80 минут с перерывом в 10 минут).

Задания с выбором ответа оценивались в 1 балл, задания с кратким ответом и с развёрнутым ответом – от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл составил 32 балла.

Шкала определения уровней читательской грамотности:

Уровень читательской грамотности

Низкий

Средний

Высокий

Диапазон тестовых баллов

Меньше 13

13 – 22

23 – 32

Основные результаты выполнения диагностической работы

В диагностике МПУ ОУ участвует второй год. Методической темой, над которой работали педагоги в учебном году было формирование УУД. Однако, несмотря на некоторый имеющийся опыт, подготовить обучающихся к таким диагностикам представляется достаточно проблематичным:

1. Некоторые заложенные в тестовых заданиях умения и предметные знания не входят в обязательный минимум образовательных программ.

2. Содержание тестов, формулировки некоторых заданий даны без учета того, что выполнять их должны учащиеся школы, для многих из которых русский язык является неродным (10 учащихся 7 «А» класса испытывают затруднения в понимании текста именно по этой причине – 30% класса)

3. Разработчиками тестов МПУ не учитывается контингент средних общеобразовательных учреждений: материалы тестов рассчитаны на хорошо владеющих русским языком обучающихся (навык беглого, смыслового чтения, хорошее владение лексикой, восприятие текстов разных стилей).

4. Демоверсия, предложенная МЦКО, отражает только структуру и предметные составляющие диагностической работы (литература, география, история, обществознание, биология), содержит большой объем информации, предложенной в разном виде (таблица, текст, диаграмма, схема), что, безусловно, затрудняет восприятие текста и переключение внимания обучающихся.

5. В содержании и объеме диагностических материалов (каждый вариант состоит из 9 печатных страниц) не учитывался реальный темп работы учащихся.

6. Содержание диагностической работы оказалось сложным не только для слабых детей, но и для мотивированных учащихся.

7. Снижение результатов диагностики по сравнению с прошлым годом (57% - 48%) объясняется объединением в этом учебном году 2 разных по уровню обученности групп 7 «А» класса на все предметы: организация индивидуальной работы в классе с 32 учащимися представляется затруднительной.

Несмотря на показатели ниже городских по всем контролируемым элементам, в целом структура овладения читательскими умениями соответствует общим результатам, кроме «03.03.05»

1. Поиск информации и понимание текста

%

03.01.02

56/64

03.01.03

67/72

03.01.04

48/55

03.01.06

55/66

03.01.07

58/66

03.02.03

29/44

03.02.04

66/72

03.02.05

54/66

3. Критический анализ и оценка информации

03.03.03

50/57

03.03.04

27/32

03.03.05

26/50

Средний уровень выполнения теста составил 48%. По сравнению с 2013 годом это показатель снизился на 9%. Такое снижение может быть связано с изменением структуры, содержания проверочных материалов и приоритетов обучающихся 7 «А» класса: к сожалению, для многих 7-классников значимее стали не учебные достижения, а личностные, проявляющиеся в общении, роли в коллективе .

Характеристика освоения учащимися различных групп умений

Поиск информации и понимание текста

Код

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.01.02

Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Различать темы и подтемы специального текста. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста

03.01.03

Отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию

03.01.04

Выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста

03.01.06

Объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д. Понимать смысл терминов, неизвестных слов

03.01.07

Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

В 2013 году по результатам диагностической работы выявлено, что данная группа умений наиболее освоена учащимися 6 класса. Для 7-классников (61%) сохраняется эта особенность освоения читательских умений. Однако результативность выполнения заданий отличается от показателей прошлого года в сторону снижения. Наименее успешно выполнено задание, которое в прошлом учебном году показало наивысшую результативность, – выстраивание последовательности описываемых событий (55% в 2014 году и 88% в 2013 году). На такой результат не могла не повлиять форма задания. Если 6-классники работали с заданием по выбору одного ответа из четырёх предложенных, то 7-классники самостоятельно выстраивали последовательность содержательных элементов текста.

Умение определять тему и основную мысль текста – базовое умение для учащихся 7 класса, во многом связанное с пониманием текста, что для многих учащихся 7 «А» класса представляется затруднительным. Описание как тип речи наиболее востребовано в учебной литературе по различным предметам, и поэтому умение определять правильную последовательность элементов описания в системе целого текста должно стать предметом обучения на всех предметах.

На 10% снижены показатели по заданиям, проверяющим умение определять главную тему (основную мысль) текста или его фрагмента. Причём задания, построенные на основе художественного текста, выполнены значительно лучше, чем на основе естественнонаучного текста. Причиной является то, что для художественного текста задание было базового уровня сложности с выбором ответа, а для естественнонаучного – повышенного уровня с развёрнутым ответом. На разницу в уровне выполнения заданий на основе художественного текста явное влияние оказывает тип речи текста: основная тема текста-описания хуже воспринимается учащимися, чем текста-повествования.

Для понимания текста очень важно умение понимания слов из текста. Данное умение проверялось в каждой части работы на художественном и естественнонаучном тексте. В первом типе текстов учащиеся должны были указать тот фрагмент, в котором было использовано устаревшее слово. Затруднения вызывали слова, мало использующиеся в речи самих школьников, поэтому слова типа «рытвина», «скакун», «приятель», «достопримечательность», «иконы», «церкви» у небольшой части учащихся вызвали затруднения.

Задание на основе естественнонаучного текста требовало установить значение двух слов из текста, выбрав их из четырёх предложенных формулировок. В список слов включены как термины, так и слова, мало использующиеся в повседневной речи, но установить значение которых возможно на основе внимательного чтения текста.

Пример 1

При чтении текста вам встретились слова "экспортировать" и "алкалоид ". Из содержания текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

экспортировать

ввозить из-за границы какие-либо товары

алкалоид

возбуждающее средство

успокоительное лекарственное средство

вывозить за границу какие-либо товары

Успешно его выполнили только учащиеся с высоким уровнем читательской подготовки.

Для того чтобы выяснить роль алкалоида (возбуждающее или успокоительное средство), нужно увидеть контекст, в котором это слово функционирует. Другого способа выяснить значение слова у ученика нет, т. к. из учебной практики это слово семикласснику незнакомо: «Главная ценность чая в содержащемся в нем алкалоиде кофеине (до 4% от сухой массы). Он воздействует на центральную нервную систему, усиливает сердечную деятельность, в больших количествах кофеин вызывает бессонницу , боли в сердце». Лексическое значение слова «экспортировать» ученик может осознать через значение однокоренного слова «экспортёр»: «За последние 100 лет мировое производство чая возросло в 30 раз. Крупнейшими его экспортёрами на сегодняшний день являются Индия, Китай, Шри-Ланка , Япония».

Одним из путей повышения результативности выполнения подобных заданий является обогащение словаря учащихся, лексическая работа над толкованием значения слов (даже самых распространённых) и их функционированием в речи.

2. Преобразование и интерпретация информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год

Выполнение

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.02.03

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора

03.02.04

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме

03.02.05

Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач

Задания данного блока читательских умений выполнены с меньшей результативностью, чем задания предыдущего блока умений: средний процент выполнения составил 43%, что на 5% меньше, чем результаты в первом блоке умений. Это объясняется прежде всего более высоким уровнем сложности заданий данной группы.

Пример на сопоставление разных точек зрения:

Какие высказывания отражают идею (основную мысль) строфы XXXVII романа «Евгений Онегин» (текст 2)? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Литературный критик XIX века в статье «Евгений Онегин» отмечал, что «12-й год, потрясши Россию из конца в конец, пробудил её спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, чувством всеобщей опасности возбудил народное сознание и народную гордость…» («Евгений Онегин»// «Избранные статьи». – М.: «Детская литература», 1978. – С. 147).

2. Пушкина, так отзывался о строфах из романа: «Читатель ожидает восторга при воззрении на Кремль, на древние главы храмов Божиих; думает, что ему укажут славные памятники сего Славянского Рима – не тут-то было». (Северная пчела. 1830. № 39).

3. , дочь фельдмаршала, в письме к редактору журнала «Русский инвалид» писала: «…размышления автора о Петровском замке были оценены читателями как имеющие величайшее

значение. И в самом деле, у какого русского не забьётся сердце при чтении этих строк:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою» (. « Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». – С-Пб: «Искусство – СПБ», 1995. – С.696).

Цитатный материал о Петровском замке в Москве представляет собой фактологическую информацию (отзывы современников о содержании конкретной строфы XXXV II романа в стихах – о значении Отечественной войны 1812 года и исторической роли Москвы). Учащиеся должны были интерпретировать содержание строфы, сопоставить различные, порой даже противоречивые, высказывания, соотнести разные жанры информации (публицистическая статья и художественный текст) и сделать самостоятельные выводы.

Отвечая неправильно, учащиеся обнаруживали непонимание текста поэта или его критика.

Белинского и (цитаты 1 и 3) предполагают наличие умения оценить правоту высказывания современников поэта относительно идеи конкретной строфы пушкинского текста, содержащей гордость поэта за своих соотечественников, не склонивших голову перед врагом.

Наибольшие затруднения вызвали задания, в которых требовалось обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. Два задания этой группы были на основе художественного текста и два – на основе естественнонаучного. Более высокий результат учащиеся показали при работе с художественным текстом. Задания с развёрнутым ответом вызывали у 7-классников значительные затруднения.

Как известно, в основе понимания художественного текста лежит понимание психологического состояния героя. В диагностической работе учащиеся должны были определить душевное состояние героев из двух текстов ­– прозаического и стихотворного. В трёх вариантах учащиеся довольно успешно выполнили это задание, т. к. в предложенных текстах состояние героя определялось однозначно: «отвечает конь печальный», «сердце моё обливалось кровью», «чувство душевного покоя и уюта», «чувство радости беспечной», обилие восклицательных предложений, рисующих восторг. Гораздо хуже семиклассники выполнили задание к тексту, в котором для определения душевного состояния героя не было явных вербальных опор или содержался иронический контекст, что трудно было понять учащимся, не читавшим текст полностью. В этом задании обнаружено отсутствие такого читательского умения, как умение понимать метафорическую основу текста и на основе этого интерпретировать его содержание. Это же умение интерпретировать содержание естественнонаучного текста, обнаруживая в нём доводы к предлагаемым тезисам, также вызывает у семиклассников затруднения, что свидетельствует о сложности при работе с информацией, которая требует преобразования для понимания причинно-следственных связей.

Анализ результативности выполнения заданий этого блока позволяет сделать вывод о необходимости усиления лексической работы, в большей степени обращая внимание на роль слова, фразы в контексте.

В работе с научным текстом учащихся больше всего затрудняло неумение работать со схемой как источником информации, прочитав задание, выделить в тезисе два смысловых центра.

Умение п рименять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач – составная часть читательских умений. Проверка уровня его сформированности проводилась двумя заданиями на текстах естественнонаучного содержания.

Пример

Для правильного выполнения задания требовалось сопоставить информацию из двух источников, которые давали возможность понять, в чём проблемы существования данного вида животных и какова классификация животных в Красной книге. В одном тексте говорилось о сокращении популяции дзеренов: « До конца 1930-х годов в нашей стране дзерены были многочисленны в Тыве, но позже популяция резко сократилась. Сегодня дзерен в России постоянно встречается лишь в Даурском заповеднике и его окрестностях на юге Забайкальского края ». В другом – на основе информации из Красной книги семиклассники определяли статус животного:

Статус редких животных*

«0» - вероятно исчезнувшие. Организмы, известные ранее на территории Российской Федерации и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных - в последние 100 лет, для позвоночных животных - в последние 50 лет).

«1» - находящиеся под угрозой исчезновения. Организмы, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.

«2» - сокращающиеся в численности. Организмы с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.

«3» - редкие. Организмы, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории или рассеяны на значительных территориях.

«4» - неопределённые по статусу. Организмы, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

«5» - восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Организмы, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

* Из Красной книги России

При выполнении подобных заданий учащийся должен хорошо владеть навыками поискового чтения, умением выделять ключевые слова, помогающие отличать один объект от другого. Результаты выполнения данного задания иллюстрирует недостаточную готовность семиклассников работать с двумя источниками для решения практической задачи.

Критический анализ и оценка информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год.

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год.

Выполнение

03.03.03

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

03.03.04

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию

03.03.05

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

Результаты диагностической работы свидетельствуют о низком уровне сформированности данных умений.

Проверка читательского умения подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов диагностировалась на примере художественного и научно-популярного текста.

Трудность в выполнении задания заключалась в том, что предложенные информационные запросы нужно было наложить на несколько текстов, это задание требовало применения навыка поискового чтения, задания на критический подход к достоверности информации недостаточно используются в школьной учебной практике. В задании для художественного текста задача была проще (нужно было найти 2 фактические ошибки в сочинении ученика по исходному тексту), но трудностей эта задача вызвала больше. Ошибки, которые учащиеся должны были обнаружить, касались фактологической информации: имена писателей, героев, кличка коня, название произведения, название города.

Задание на выявление конфликтной информации, предложенное в тестировании, относится к группе заданий высокого уровня сложности. Чтобы правильно выполнить его, ученик должен апеллировать не столько к тексту, сколько к той информации, которая была в предыдущих текстах, а также к своему чувственному опыту и представлению о том, как человек инфицируется. Учебно-методические комплекты, которые используются в образовательном процессе, не дают возможности ученику выработать навык работы с конфликтной, противоречивой информацией. Между тем это умение в повседневной жизни оказывается одним из наиболее востребованных.

Задание, проверяющее умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения о полученном сообщении (прочитанном тексте) , строилось на основе художественного текста и относилось к заданиям с выбором одного ответа из 4 предложенных.

Сложным оказалось определение роли художественной. В диагностической работе высокие результаты получены в тех случаях, если в тексте шла речь о явлениях, знакомых по бытовой жизни.

Уровень овладения читательскими умениями при работе

с текстами различных стилей и жанров

Анализ выполнения каждой части диагностической работы показал, что задания части 1, построенные на анализе художественных текстов, выполнены успешнее, чем задания части 2, построенные на анализе естественнонаучных текстов. Научная и научно-популярная информация, представленная как в виде сплошного текста, так и в виде схем, таблиц вызывает трудности у всех категорий учащихся

Уровни овладения учащимися читательскими умениями

Для учащихся с низким уровнем читательской грамотности (8 человек: Виткось Я., Ковалев С., Курносова О., Мароко Д., Милица А., Пелин В., Симонян А., Шинков Д.) уровень выполнения теста составил приблизительно 31%. Низкий уровень овладения читательскими умениями действительно характерен 4 учащимся этой группы: Виткось Я., Пелину В., Симонян А., Шинкову Д. Остальные учащиеся могут быть скорее отнесены к группе среднего уровня сформированности контролируемых умений. Результаты теста для них не совсем типичны, хотя работа с разными источниками информациями, сравнение данных, формулировка выводов действительно представляется затруднительной.

Обучающимися с низким уровнем читательской грамотности достигнуто овладение только одним из контролируемых читательских умений – умением отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. По сравнению с диагностикой читательской грамотности 6-классников в 2013 году с учётом изменения параметров диагностического теста отмечается прирост почти всех умений на 3 – 21% за исключением таких, как умение применять информацию, сопоставлять информацию из разных источников, понимать смысл незнакомых слов на основе текста. Самые низкие показатели для данной группы семиклассников получены при работе с конфликтной информацией.

Учащимися со средним уровнем читательской подготовки (20 человек) освоено большинство из проверяемых читательских умений. Выполнение теста этой категорией учащихся составило 56%. Из умений, слабо освоенных, отмечаются следующие: умение высказывать оценочные суждения (50%), выявлять конфликтную информацию (28%), обнаруживать в тексте доводы в подтверждение суждения (42%). Вместе с тем по сравнению с диагностикой прошлого года отмечается прирост умений применять информацию и сопоставлять разные точки зрения. В остальных читательских умениях наблюдается регресс , т. к. формат диагностики 2014 года изменился и возросла сложность как текстов, так и заданий к ним. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о нестойкости приобретенных читательских умений и, соответственно, возможной подвижности результатов в сторону уменьшения.

Сократилось количество учащихся, достигших высокого уровня читательской подготовки (3 человека: Борн М., Нерухов В., Мукминов И.), они продемонстрировали усвоение всех проверяемых в данной диагностике метапредметных умений не только на базовом, но и на повышенном и высоком уровнях сложности. Результативность освоения всего комплекса умений составила 77%. По сравнению с диагностикой 2013 года на 5 – 7% возросли читательские умения, относящиеся ко 2 и 3 блоку читательских умений, связанных с интерпретацией, преобразованием и оценкой информации. К дефицитам читательских умений для семиклассников с высоким уровнем читательской подготовки относится умение работать с противоречивой, конфликтной информацией.

Результаты выполнения диагностической работы показывают, что базовые читательские умения освоены более 50% учащихся 7 «А» класса. Семиклассники, показавшие низкий уровень читательской компетенции, нуждаются в специальной помощи по развитию читательских умений, без которых дальнейшее обучение проблематично. По сравнению с результатами диагностики читательской грамотности 6 класса в 2013 году значительно снизились результаты учащихся 7 «А» класса в целом. Из проверяемых групп умений наиболее освоенными являются умения, связанные с поиском информации в тексте. Учащиеся демонстрируют более высокий уровень сформированности умения, если оно проверяется на основе художественного текста. К недостаточно освоенным читательским умениям по результатам данной диагностики относятся следующие: умение выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; выводить заключение о намерении автора, подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять противоречивую, конфликтную информацию, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении. При формировании читательских умений необходимо:

· включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде, сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,

· организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,

· уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе , но и на основе контекста,

· использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,

· формировать критический взгляд на достоверность информации,

· использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т. д.),

· включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса,

· обучать различным видам чтения.

В этих целях:

1.Составить совместно с учителями план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях учащихся и совершенствованию умений.

2. Включить в план ВШК на текущий учебный год тематический контроль по направлениям: «Формирование и совершенствование метапредметных умений учащихся на уроках», «Формирование читательской грамотности на уроках разных предметов»

3. Проанализировать содержание диагностических тестов по метапредметным умениям (МПУ). Обратить внимание в тестах по МПУ на задания по критическому отношению к конфликтной информации, формированию оценочного мнения.

4. Определить причины недостаточного уровня овладения учащимися определенных групп умений (результаты выполнения ниже городских).

Школьным методическим объединениям учителей

Проанализировать содержание тестов; спланировать методическую работу, направленную на оказание помощи учителям в повышении качества обучения. Разработать алгоритмы (памятки) коррекционной работы с учетом результатов МПУ диагностики. Методическим объединениям учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов рекомендуется объединить усилия по формированию метапредметных умений и способов деятельности для обеспечения как горизонтальной (в рамках работы учителей различных предметов, преподающих в одном классе), так и вертикальной (на ступенях начальной и основной школы) преемственности в формировании МПУ. Подготовить методические рекомендации по совершенствованию МПУ учащихся на различных предметах (например, обучение составлению плана, работа над смысловым анализом текста, развитие логических умений при выполнении различных упражнений, использование современных учебно-методических комплектов в практике работы учителей и т. д.). Запланировать расширенные заседания методических объединений учителей гуманитарного и естественно-математического циклов с целью рассмотрения эффективных методик формирования и развития метапредметных умений и согласования различных видов деятельности учащихся (в том числе учебно-исследовательскую и деятельность в системе дополнительного образования).

6. Разработать пакет методических рекомендаций по развитию и формированию универсальных учебных действий, читательской грамотности

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Понятие

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).

В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков:

  • способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения;
  • умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний.

Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Составляющие элементы

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Типы текстов

Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно.

По стилю применяют тексты следующих видов:

  • научные;
  • деловые;
  • художественные;
  • технические;
  • публицистические и другие.

Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.

Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно:

  • определить, о ком идет речь;
  • найти причину какого-либо явления и подчеркнуть ее в тексте;
  • отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия).

Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.

Цели чтения

При проведении исследования в заданиях также учитывается цель чтения. В соответствии с ней подбирается определенный вид текста. Таких целей насчитывают несколько:

Способы оценки

Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах - в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся.

Задания со свободным изложением оцениваются по политомической системе. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ. Читательская грамотность оценивается дифференцированно для верного, частично правильного и неверного решения.

Извлечение информации

Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков:

  • беглое чтение;
  • выделение той части текста, где содержится ответ;
  • установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста.

Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте.

Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.

Интегрирование и интерпретация

Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного.

Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую.

Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий:

  • составление выводов;
  • краткое формулирование главных мыслей автора;
  • составление умозаключения о каких-либо событиях;
  • определение причинно-следственных связей.

Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте.

В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях:

  • написать вступление к тексту;
  • придумать название;
  • объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов;
  • восстановить данные в таблице по информации из текста;
  • составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.

Осмысливание и оценка

Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем:

  • высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу;
  • согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением;
  • определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою;
  • оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования.

Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.

Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе.

В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие:

  • определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке;
  • составить вопросы к повествованию;
  • написать свое суждение по основной мысли автора текста;
  • выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ;
  • разработать план текста;
  • сделать таблицу или схему по изученной информации;
  • найти логическую ошибку в повествовании;
  • упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла;
  • составить кроссворд по прочитанному.

Уровни

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности:

  • Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.
  • Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.
  • Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Возрастные нормы

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:

  • 1-6 классы - выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
  • 7-8 классы - разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
  • 9-11 классы - конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Понятие «читательская грамотность» входит в лексикон российских педагогов в 2000–2001 годах, когда Россия впервые приняла участие в международных исследованиях PISA и PIRLS. В международном сравнительном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводят в 4-м классе, читательскую грамотность определяют как способность ученика понимать и использовать различные формы письменной речи, которые необходимы, чтобы обучаться, участвовать в окружающей жизни, читать для собственного удовольствия, приобретать читательский литературный опыт.

«Исторически термин „грамотность“ означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей … Слово „понимать“ (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово „использовать“ подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя».

Какие задания помогут диагностировать читательскую грамотность

Специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой разработали материалы для оценки сформированности у обучающихся 4-х классов читательской грамотности. Они ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Задания, которые вызвали трудности у четвероклассников – в . К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Заместитель директора может обсудить задания и модель оценки с учителями на методическом семинаре и спланировать работу, которая связана с оценкой читательской грамотности обучающихся. Например, включить задания, которые вызвали трудности у четвероклассников, в фонд оценочных средств.

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников. Так, в Красноярском крае в течение трех последних лет удалось улучшить показатели третьей группы заданий, которые традиционно самые сложные для большинства учеников.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!