Что такое морфемы? Значение, виды и правописание морфем. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова? Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа

Морфема – это наименьшая значимая единица языка, в которой заключено лексическое или грамматическое значение. Слова состоят из морфем.

Морфемы делятся на корневые и служебные .

Корень – это общая часть родственных слов.

Сравним слова: Вода – водить; водить – вождение. В первой паре слов корень ВОД . Однако слова не являются однокоренными, так как лексическое значение корня разное. Это омонимичные корни.

Во второй паре представлены различные варианты одного и того же корня, связанные с историческим чередованием согласных. Это однокоренные слова: вождение – это умение водить.

Корень является обязательной морфемой, присутствующей в каждом слове.

Служебные морфемы называются аффиксами , что в переводе с латинского означает прикреплённый.

Существуют 2 классификации аффиксов:

1) по расположение по отношению к корню;

2) по функции.

Аффиксы делятся на:

приставки (префиксы) – стоят перед корнем (пригород),

суффиксы – стоят после корня перед окончанием или на конце слов (школьный, быстро);

постфиксы – стоят после окончания или формообразующего суффикса (умывалась, какой-то);

соединительные гласные (интерфиксы) – стоят между корнями в сложных словах (сухофрукты, юго-запад);

окончание – стоит на конце слов или перед постфиксом (умывала, умывалась – окончание А).

Значение аффиксов может быть словообразующие и словоизменительные - формообразующие.

Словообразующие аффиксы предназначены для образования новых слов и имеют лексическое значение.

К ним относятся:

а) приставки - город - пригород (место вблизи города);

б) суффиксы школа – школьник (учащийся школы);

в) постфиксы - умывать – умываться (умывать себя), какой – какой-то (неизвестно какой);

г) соединительные гласные, которые выполняют соединительную функцию: сухие фрукты – сухофрукты.

Формообразующие морфемы служат для образования различных форм одного и того же слова и имеют грамматическое значение.

Основной формообразующей морфемой в русском языке является окончание .

Окончание – это изменяемая морфема, служащая для связи слов в предложении. В окончании может быть заключено несколько грамматических значений. Так в форме существит. «стол» нулевое окончание указывает на муж. род, ед. число, им. пад, а в форме «столах» оконч. АХ указывает на мн. число предл. падеж.

Неизменяемые слова не имеют окончаний. Сравним: окно – окна; пальто.

Некоторые формы прилагательных и глаголов образуются при помощи формообразующих суффиксов .

Формообразующие суф. прилагат. – это суф.степеней сравнения: сравнительной степени – ЕЕ, Е, ШЕ (сильный – сильнее ; сладкий – слаще ; тонкий – тоньше ); превосходной степени – ейш, айш, ш (сильнейший , тончайший , высший ).

Некоторые формы глаголов образуются с помощью суффиксов: инфинитив ТЬ , ТИ (читать, нести); прошедшее время – Л, нулевой суффикс (несла, нес); повелит.наклонение - И , нулевой суффикс (беги, брось).

Форма множ.числа в повелит.наклонении образуется при помощи формообразующего постфикса ТЕ (бегите, бросьте).

В каждом слове можно выделить основу - часть слова с лексическим значением. Поэтому в основу не входят формообразующие суффиксы и постфиксы. Например, основа слова «умывалась» - «умыва – ся»; окончание А и суффикс прошедшего времени Л в основу не входят.

Основы можно разделить на непроизводные и производные .

Непроизводные не произведены от основ других слов и равны корню: школа.

Производные произведены от других основ и включают в себя словообразующие морфемы: пришкольный – находящийся при школе.

Морфема

Морфема


Словообразовательные морфемы

Корень

дом ) и без окончаний (метро

с-ня-ть / под-ня-ть , агит-ирова-ть / агит -ациj-я .

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс

Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.

Приставка - словообразующая морфема, стоящая перед корнем (пере-делать , пре-хорошенький , при-морье, кое-где ), в том числе и перед другой приставкой (до-разо-брать , не-раз-борчивый ).

Словообразующий суффикс - словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия (стол-ик ,красн-е-ть ); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а .

Постфикс - словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов.

В русском языке представлены постфиксы -ся(-сь ), -то , -либо , -нибудь (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ). Если флексия выражает хотя бы одно из указанных значений (род, лицо, число, падеж), она является окончанием; при этом окончание может выражать также и другие грамматические значения.

Так, например, окончание глагольной формы ид-у выражает помимо значений 1-го лица и единственного числа также значения изъявительного наклонения и настоящего времени.

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов (если ), наречий (весьма ), неизменяемых существительных (такси ) и прилагательных (хаки ). У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива, деепричастия, простой сравнительной степени.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а , тр-ёх-сот -…, диван -… - кровать -…, диван- а -кроват- и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же материально выраженного окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1. Существительные мужского рода 2 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: мальчик -#… - И.п., стол -#… - И./В.п.

2. Существительные женского рода 3 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: ночь -#….

3. Существительные всех родов в Р.п. множественного числа: стран -#…, солдат -#…, болот -#…. В этой грамматической форме могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч -ей - стат-ей.

Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й"] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей , ноч-ами . Если же [й"] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей -… - стать [й"-а] - стать [й"-а]ми . Как мы видим, в этих формах звук [й"] не выражен на буквенном уровне, "спрятан" в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й"], "спрятанный" в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj -ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия , -ие , -ий . Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями.

Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений -…, гениj -я , гениj -ю - участков -ый , участков -ого , участков -ому

армиj -я , армиj -ей - столов -ая , столов -ой и т. д.

4. Прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив -…, умен -….

5. Притяжательные прилагательные в И.п. (В.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число И.п. син -ий лисий -…

Р.п. син -его лисьj -его

Д.п. син -ему лисьj -ему

В.п. = И.п./В.п.

Т.п. син -им лисьj -им

П.п. (о) син -ем (о) лисьj -ем

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных нетрудно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от уществительных: мама / мам-ин -…, лиса / лис-ий -…. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий - реализуется в [j], который "спрятан" в йотированной гласной букве.

6. Глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л -… (бы) - ср.: дела-л-а , дела-л-и .

7. Глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш -и -#…, пиш -и -те .

8. В кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа:прочита-н -#….

Формообразующий суффикс

Другим видом флексий является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы не выражают грамматических значений рода, числа, лица и падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степеней сравнения и др.; формообразующий суффикс не может служить средством согласования или управления, то есть не участвует в оформлении синтаксической связи слов. Так, например, в словоформе читавший две флексии - это окончание -ий, выражающее непостоянные признаки рода, числа и падежа и служащее для связи этого причастия с существительным (читавший мальчик - И. п., м. р., ед. ч.; читавшую девочку - В. п., ж. р., ед. ч.) и формообразующий суффикс -вш -, который обозначает действительный залог и прошедшее время и не участвует в согласовании.

В основном формообразующие суффиксы представлены в глагольных формах: то суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм.

Кроме глагола формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы.

1. Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть , нес-ти . У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе -чь или печь -#, где # - нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив - неизменяемую глагольную форму.

2. Прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела -л -…) и -#-: нёс - # , ср.: нес -л -а .

3. Эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л -#… бы , нёс - # -… бы.

4. Повелительное наклонение образуется суффиксами -и - (пиш -и -…) и -#- (делай -#-…), (сядь -#-…).

Для понимания того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у - пиш-и . В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj -ю - читай . Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема - нулевой формообразующий суффикс: читай -#-… (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа - ср.: читай -#-те ).

5. Причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т -: бег-ущ-ий , взя-т-ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту - чередующиеся суффиксы).

6. Деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи) : делаj-я, буд-учи .

7. Простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов (выш-е ), -ее/-ей (быстр-ее ), -ше (рань-ше ), -же (глуб-же).

8. Простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

а) суффикс, образующий форму прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс -#-…). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес -л -а );

б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай - # -…, вынь -#-…).

Существительное

При образовании существительных в русском языке используются все из перечисленных выше способов словообразования: образование слов при помощи присоединения аффиксов, сокращение, сложение, субстантивация, соединение сложения с аффиксацией.

Аффиксальные способы образования существительных

1. Приставочным способом существительные могут быть образованы только от существительных, так как присоединение одной только приставки не может изменить частеречную принадлежность слова.

Для образования существительных используются следующие приставки: не- (удача < неудача), при- (город < пригород), под- класс < подкласс), сверх- (прибыль < сверхприбыль), супер- (игра < суперигра), ультра- (звук < ультразвук), анти- (частица < античастица), контр- (удар < контрудар), противо- (действие < противодействие) и некоторые другие.

2. Наиболее активна при образовании существительных суффиксация. Посредством суффиксов существительные могут образованы от существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий.

Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов -ик (ключ < ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга < книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик, газета < газетчик), -ник (школа < школьник, чай < чайник), -ин (горох < горошина), -онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица) и многих других.

От прилагательных существительные образуются при помощи суффиксов -ость (строгий < строгость), -изн (белый < белизна), -ин (глубокий < глубина), -от (добрый < доброта), -# (тихий < тишь), -ец (беглый < беглец), -ик (умный < умник), -ак (бедный < бедняк) и некоторых других.

Для суффиксального словообразования существительных от глаголов характерны следующие суффиксы: -ниj (петь < пение), -к (строить < стройка), -тельств (строить < строительство), -# (входить < вход), -тель (читать < читатель, включать < включатель), -чик / -щик (перевозить < перевозчик, выдумать < выдумщик), -ец (бороться < борец), -ун (врать < врун) и другие.

При образовании существительных от числительных используются, например, суффикс -н (сто < сотня).

От наречий существительные образуются с помощью суффиксов -ник (сообща < сообщник) и -чк (почему < почемучка) .

3. Многие существительные образованы приставочно-суффиксальным способом.

При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица) .

При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).

Иногда приставочно-суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец) .

Неаффиксальные способы образования существительных

1. Многие существительные образованы сложением, в том числе с сокращением: лес + степь < лесостепь, сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ .

2. Существительные могут быть образованы сокращением: специалист < спец, заместитель < зам .

3. При образовании существительных активна субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое , заведующий, чаевые (речь идет о тех словах, которые осознаются носителями как существительные в языке, а не только в конкретном тексте - ср. с причастием, употребленным в функции существительного: Все посмотрели на вошедшего ).

Смешанные способы

Существительные образуются сложением с суффиксацией. Наиболее часто при этом используются суффиксы -ец (земля + делать < земледел-ец ), -ник (тепло + обменивать < теплообменник), -тель (море + плавать < мореплаватель), -# (вино + делать < винодел) .

Прилагательное

Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением.

Аффиксальные способы образования прилагательных

1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов этой части речи. При это используются следующие приставки: не- (веселый < невеселый), пре- (огромный < преогромный), раз- (веселый < развеселый), анти- (научный < антинаучный), противо- (естественный < противоестественный), сверх- (быстрый < сверхбыстрый), архи- (сложный < архисложный), супер- (модный < супермодный) .

2. Суффиксальный способ используется для образования прилагательных от прилагательных, существительных, глаголов, числительных и наречий.

При образовании прилагательных от прилагательных используются суффиксы -оньк-/-еньк- (синий < син-еньк-ий, плохой < плохонький), -ущ- (большой < большущий), -енн- (высокий < высоченный), -оват-/-еват- (белый < беловатый, синий < синеватый) .

При образовании прилагательных от существительных используются суффиксы -н- (осень < осенний), -ан- (песок < песчаный), -ин- (тополь < тополиный, мама < мамин), -ий (лиса < лисий), -ов (отец < отцов), -ск- (море < морской), -ист- (лес < лесистый), -чат- (пузырь < пузырчатый), -лив- (дождь < дождливый) .

От глаголов прилагательные образуются при помощи суффиксов -н- (резать < резной), -чив- (улыбаться < улыбчивый), -лив- (въедаться < въедливый), -ист- (поджарить < поджаристый), -к- (пылать < пылкий), -л- (гнить < гнилой) .

При образовании прилагательных от числительных и наречий используются суффиксы -н- и -енн- (двое < двойной, вчера < вчерашний, внутри < внутренний) .

3. Приставочно-суффиксальным способом прилагательные образуются от существительных и глаголов.

При образовании прилагательных от существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: без-...-н- (билет < безбилетный), внутри-...-н- (школа < внутришкольный), вне-...-н- (класс < внеклассный), на-...-н- (стол < настольный), после-...-н- (война < послевоенный), до-...-н- (война < довоенный), противо-...-н- (удар < противоударный), без-...-(- (усы < безусый) .

Эти же приставки могут сочетаться с суффиксами -енн- (листва < безлиственный), -ов- (сеть < внутрисетевой), -ск- (завод < внутризаводской) .

При образовании от глаголов используются преимущественно сочетания не-...-н- (разорвать < неразрывный), без-...-н- (возвратить < безвозвратный), не-...-м- (исцелить < неисцелимый) .

Неаффиксальные способы словообразования

1. Из неаффиксальных способов образования прилагательного особенно продуктивно сложение, например: лирический + эпический < лир(о)-эпический, засуха + устойчивый < засух(о)устойчивый . При образовании прилагательных сложением обязательно используется интерфикс.

2. Только при образовании прилагательных используется такой способ словообразования, как сращение: быстро + растворимый < быстрорастворимый, с ума сшедший < сумасшедший . Отличие сращения от сложения заключается в том, что словосочетание при объединении в одно слово не претерпевает никаких изменений, за исключением того, что в производном прилагательном может быть установлено единое ударение (о возможной интерпретации этого способа см. примечание в разделе "Средства и способы словообразования").

Смешанные способы

При образовании прилагательных возможно сложение с суффиксацией, при этом чаще других используются суффиксы -н- и -(-: железная дорога < железн(о)дорож-н-ый, кривой + бок < крив(о)бокий .

Числительное

Числительные образуются от числительных следующими способами:

1) суффиксальный: два < дв-адцать, пять < пят-надцать, три < тр-оj-е ,

2) сложение: три + сто < триста, двести + пятьдесят< двести пятьдесят .

Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто < никто, некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь .

Глагол

Глаголы образуются преимущественно аффиксальными способами (наиболее продуктивны приставочный и приставочно-суффиксальный); сложение для глаголов малохарактерно.

Аффиксальные способы образования глаголов

1. Приставочным способом глаголы образуются от глаголов. Число глагольных приставок очень велико, что связано с выражением значений результата (видовое значение), направления, количественно-временных модификаций и характера протекания действия. Перечислим основные глагольные приставки: с- (делать < сделать), на- (писать < написать), про- (читать < прочитать), о- (слепить < ослепить), в- (нести < внести), вы- (бежать < выбежать), от- (прыгнуть < отпрыгнуть), у- (лететь < улететь), за- (петь < запеть), до- (есть < доесть), про- (жить < прожить), при- (бежать < прибежать), недо- (выполнить < недовыполнить) .

2. Суффиксальным способом глаголы образуются от глаголов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений, междометий, звукоподражательных слов.

От глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива/-ыва, -ва и -а: перечитать < перечитывать, подкормить < подкармливать, напеть < напевать, решить < решать .

При образовании глаголов от существительных используются суффиксы -и- (соль < солить), -а- (плотник < плотничать), -е- (пот < потеть), -нича- (лентяй < лентяйничать), -ова- (форма < формовать), -ствова- (адвокат < вокатствовать) .

Для образования глаголов от прилагательных используются суффиксы -и- (белый < белить), -е- (белый < белеть), -ова- (пустой < пустовать), -ича- (подлый < подличать) .

От числительных глаголы образуются с помощью суффикса -и- (двое < двоить "разделять надвое") .

От местоимений, междометий и звукоподражаний глаголы образуются суффиксом -а -, причем, если производящая основа оканчивается на гласный, используется интерфикc-согласный: вы < вы(к)ать, ах < ахать, мяу < мяу(к)ать .

3. Постфиксальным способом от глаголов образуются глаголы со значением возвратности: мыть < мыться, встречать< встречаться .

4. Приставочно-суффиксальный способ используется при образовании глаголов от глаголов, существительных, прилагательных и числительных.

Глаголы, образованные от глаголов, получают значение несовершенного вида вместе с обозначением интенсивности совершения действия. Для этого используются следующие комбинация видового суффикса -ива-/-ыва- с приставками по- (трещать < потрескивать), при- (петь < припевать), на- (свистеть < насвистывать), под- (петь < подпевать), недо- (любить < недолюбливать).

От существительных глаголы образуются суффиксом и в сочетании с приставками за- (тень < затенить), об- (лес < облесить), при- (земля < приземлить) . Приставка обез - употребляется в сочетании с суффиксами -и - (рыба < обезрыбить "лишить рыбы") и -е- (рыба < обезрыбеть "лишиться рыбы" ).

От прилагательных глаголы образуются с помощью суффикса -и - и приставок -у- (плотный < уплотнить), о- (благородный < облагородить), вы- (прямой < выпрямить) и некоторых других.

От числительных глаголы образуются при помощи суффикса -и- и приставок у- (трое < утроить), с- (двое < сдвоить ).

5. Глаголы могут быть образованы приставочно-постфиксальным способом от глаголов. Постфикс -ся/-сь при этом сочетается с приставкамив- (думать < вдуматься), за- (думать < задуматься), на- (гулять < нагуляться), рас- (прыгать < распрыгаться), до- (звонить < дозвониться ) и некоторыми другими.

6. Суффиксально-постфиксальным способом глаголы образуются от существительных и прилагательных с помощью суффиксов -и- (толпа < толпиться) и -е- (видный < виднеться ).

7. Глаголы могут быть образованы приставочно-суффиксально-постфиксальным способом: банкрот < о-банкрот-и-ть-ся, звонить < пере-зван-ива-ть-ся .

Неаффиксальные способы при образовании глаголов используются крайне редко. Так, например, сложением образованы следующие слова:труд + устроить < труд(о)устроить, сам + воспламениться < сам(о)воспламениться .

Смешанные способы при обрезовании глагола также не очень распространены и представлены сложением с аффиксацией, например: мир + творить < у-мир(о)творить.

Наречие

Наречие образуется преимущественно аффиксальными способами, среди которых наиболее продуктивен приставочно-суффиксальный.

Аффиксальные способы образования наречий

1. Приставочным способом наречия образуются от наречий. Наиболее часто при этом используются приставки не- (долго < недолго), во- (вне < вовне), за- (темно < затемно), до- (ныне < доныне), на- (всегда < навсегда), по- (ныне < поныне), от- (ныне < отныне), кое- (как < кое-как), ни- (где < нигде).

2. Суффиксальным способом наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий.

Наречия, образованные от существительных, содержат суффиксы, омонимичные окончаниям существительного (см. об этом в разделе "Образование слов переходом из одной части речи в другую"). Это суффиксы -ом (вечер < вечером, -ой/-ою (весна < весной / весною), -ами (времена < временами ).

От прилагательных регулярно образуются наречия с суффиксами -о/-е (веселый < весело, неуклюжий < неуклюже), -и (дружеский < дружески), -ком (пеший < пешком).
Для образования наречий от числительных используется суффикс -жды и его модификации (два < дважды, три < трижды ).

При образовании наречий от глаголов используются суффиксы -мя (стоять < стоймя), -ом (волочь < волоком), -ю (ощупать < ощупью ).

Наречия могут быть образованы суффиксацией и от наречий, при этом используются суффиксы: -овато (рано < рановато), -енько/-онько (часто < частенько) и некоторые другие.

3. При образовании неопределенных местоименных наречий используется постфиксальный способ, при котором к местоименным наречиям прибавляются постфиксы -то (где < где-то), -либо (куда < куда-либо), -нибудь (зачем < зачем-нибудь) .

4. Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.

При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку), в-...-((даль < вдаль), на-...-у (встеча < навстречу), на-...- (показ < напоказ), в-...-у (верх < вверху), в-...-е (начало < вначале), в-...-и (даль < вдали), на-...-у (верх < наверху), с-...-у (бок < сбоку) и другие.

Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов:по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему), по-...-и (охотничий < по-охотничьи), из-...-а (давний < издавна), до-...-а (белый < добела), с-...-а (новый < снова), в-...-о (правый < вправо), на-...-о (белый < набело), по-...-у (пустой < попусту), в-...-ую (пустой < впустую), в-...-и (близкий < вблизи), с-...-у (молодой < молоду) .

Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых), в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером), в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро), на-...-о/-е (двое < надвое) .

От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь), в-...-ку (догонять < вдогонку).От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу), по-...-ку (нарочно < понарошку) .

Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.

Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий ) - субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ/-ющ, -ащ/-ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике образование подобных слов рассматривается как суффиксация: заведу-ющ-ий (заведовать, заведующий - "тот, кто заведует") .

Переходом из других частей речи были образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением

Существительных (дома, весной ),

Прилагательных (попусту, в открытую ),

Деепричастий (сидя, лёжа ),

Числительных (вдвое ).

Переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой / зима, леж-а / лежать, по-пуст-у / пустой . Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:

Отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу ,

Отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя ,

Наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль .

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, а не действия, например:Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).

Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере ; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу . Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого-то - в функции чего-то), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли миротворца ). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом "опредложивания" именных сочетаний.

С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:

1) суффиксальный - от глаголов: исключа-я > исключать ,

2) приставочно-суффиксальный - от существительных: во-врем-я > вр емя ,

3) сложение - от предлогов: из-за > из + за .

Морфема

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

Классификация морфем русского языка.

Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка, словообразующий суффикс, постфикс), называемые аффиксами, и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс), называемые флексиями.

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом ) и без окончаний (метро ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть , агит-ирова-ть / агит -ациj-я .

Окончание — изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.

Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками — это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.

Окончание — это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.

От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.

Окончание могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые, спрягаемые или изменяющиеся по родам и числам):

  • склоняемые имена существительные,
  • прилагательные,
  • числительные,
  • местоимения,
  • глаголы,
  • причастия.

Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова:

  • изменить число:

    луг() — луг(а) ,
    трав(а) — трав(ы) ,
    смел() — смел(ы) ;

  • изменить род для прилагательных и причастий:

    бел(ый) — бел(ое) — бел(ая) , думающ(ий) — думающ(ая) , сидел() — сидел(а) ;

  • падеж у частей речи, которые склоняются: дом() — дом(а) — дом(у) , син(ий) — син(его) — син(ему) ;
  • лицо у глаголов: пиш(у) — пиш(ете) — пиш(ут) .

Часть слова, которая изменяется при изменении формы слова, является окончанием.

Окончание не входит в основу слова , так как имеет только грамматическое значение.

Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:

  • маленькие и зрение — прилагательное маленькие и существительное зрение в конце слова имеют -ие . Изменяя род прилагательного: маленьк(ий) — маленьк(ая) -маленьк(ие) , определяем меняющуюся часть — последние две буквы меняются, следовательно, -ие — окончание. Склоняя существительное зрени(е) — зрени(я)- зрени(ем), определяем окончание .
  • зевая и злая — деепричастие зевая не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а прилагательное з л(ая) — зл(ой) — зл(ые)) имеет окончание -ая .
  • зря и земля — наречие зря не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а существительное зем л(я)- земл(ёй) — земл(ю) имеет окончание .
  • знамя и биология — существительные знам(я) — знамен(и)-знамен(ем) и биологи(я)-биологи(ей)-биологи(ю) имеют одинаковые окончания -я.

Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего и будущего числа и формы повелительного наклонения этих глаголов могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:

Выполните (повелительное наклонение, вы-полн-и-(те), -и- — повелительного наклонения) вторую задачу после того, как выполните (настоящее время, вы-полн-(ите)) первую.
вы-лет-и-(те) (повелит. наклонение) — вы-лет(ите) ;
вы-леч-и-(те) (второе спряжение, повелит.наклонение) — вы-леч-(ите) и т.д.

В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:

выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) — выпрыгн-(ете ) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).

С помощью окончания образуются формы изменяемых слов.

Окончание выражает различные грамматические значения частей речи:

  • число и падеж у имен существительных, числительных, личных местоимений (без предлога или с )
    сущ. 2-го склонения, Тв.п., ед.ч. кем?, чем? слон(ом ), отц(ом ), кон(ём
  • род, число, падеж у имен прилагательных, причастий, местоимений
  • лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени:
  • род и число у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных

Кроме различения форм слова, окончания иногда выполняют смыслоразличительную функцию :

хлеб(а) — хлебные злаки и хлеб(ы) — выпеченные из муки изделия; мужи — мужья, зубы — зубья, листы — листья.

Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:

В словосочетании неизменяемые слова подчиняются главному слову по смыслу, с помощью порядка слов и интонации: быстро бежать, бежать наверх .

Неизменяемые слова не имеют окончаний:

Неизменяемые части речи Примеры
деепричастия видя, слыша, собирая, умываясь
наречия наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж
несклоняемые существительные (обычно заимствованные): какао, колье, кашпо
несклоняемые прилагательные: хаки, бордо,беж
прилагательные в сравнительной степени: сильнее, выше
притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему лицу: его, её, их
междометия и звукоподражания: ура, ах!
Служебные части речи:
союзы хоть
около
пусть

Внимание! Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.

Деепричастия и наречия — неизменяемые части речи, поэтому окончаний не имеют. Не путайте деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:

  • дум/а /ть — дум/а /я — суффикс деепричастия;
  • мил(ая ) — окончание прилагательного, которое можно изменять: мил(ый), мил(ого).

Нулевые окончания

Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!) части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание.
Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э
Нулевое окончание передает определенное грамматическое значение:

стол(), конь() — Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() — значение родительного падежа мн.ч.

При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами) окончание.

Нулевые окончания имеют: Примеры
существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах:

лес() — лес(а), лес(у);
дом() — дом(а), дом(у);
слон() — слон(а), слон(у);
герой() — геро(я) [г’ирОй"(а)];

существительные женского рода 3-го склонения в именительном падеже ед.ч.:

мышь() — мыш(и);
ночь() — ноч(и),
сеть() — сет(и)

существительные в родительном падеже мн.ч. разных родов:

туч() — туч(а) — туч(и),
лис() — лис(а) — лис(ы),
солдат() — солдат(ы),
окон() — окн(о);
статей() — стать(я) [стат’й"(а)]

краткие прилагательные и причастия мужского рода ед.ч.:

красив() — красив(а), неуклюж -неуклюж(а),
плох() — плох(а);
ранен() — ранен(а) — ранен(ы),
задуман — задуман(а), задуман(ы);

притяжательные прилагательные в И.п. м.р ед.ч.

лис-ий() — лись(я) -лись[й"(а) ], акулий(), волчий() (см. ниже почему так)
мамин(), отцов()

глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении:

пел(), пел() бы — пел(а),
умыл()ся — умыл(а)сь;

у глаголов повелительного наклонения ед.ч.:

учи(), смотри(), пиши();

числительные в именительном и винительном падежах:

десять() — десят(и), десять(ю)

Внимание! Необходимо различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, т.к. в слове с нулевым окончанием оно указывается при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах — нет (нет окончания)!

  • существительное уж() (уж(у), уж(ом) ) имеет нулевое окончание, а наречие уж — неизменяемое слово и, следовательно, не имеет окончания .
  • сеть() — существительное (сет(и), сет(ям)),
    сес(ть
    ) — глагол, где окончание неопределенной формы(ть) ,
    пуска(ть) — глагол,
    пять() — числительное (пят(и) ),
    путь() — существительное (пут(и), пут(ём) ),
    хоть — союз и неизменяемое слово, поэтому нет окончания,
    пусть , неизменяемое слово — нет окончания,
    думая — деепричастие, неизменяемое слово — нет окончания.

Окончание может находиться внутри слова:

  • Если у слова есть , то окончание находится перед ним, внутри основы слова: уч(у) сь, уч(ишь) ся, учивш(ий) ся (после окончания стоит глагольный -ся/-сь — самый частый случай); пойд(ем) -те ; в середине составных местоимений: как(ой) -либо, как(ого) -либо, как(ого) -то, к(ому) -нибудь .
  • В некоторых сложных словах: в Комсомольск(е) -на-Амур(е) .

Два окончания в слове.

В сложных словах возможно выделение двух окончаний:

  • у существительных: кресл(о) -кровать() — кресл(а) -кроват(и) ;
  • у числительных: пять() десят() — пят(и) десят(и) .

Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о -лет() , красн-о -кож(ий) .

Окончание выделяется по звуковому составу

с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:

  • Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:

    лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий() , где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и — из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’] , а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.

  • В следующих словах суффикс -й- также проявляется в звуковом составе слова: ружья [руж-й’-(а)], ружьё [руж-й’-(о)]; воробья[вороб’-й’-(а)], воробью[вороб’-й’-(у)] ; край, краю [кра-й’-(у)]. Суффикс -й- сохраняется и при образовании родственных слов: ружейный, воробьиный [ вороб’-й’-ин-(ый)] . В этих словах и им подобных (плясунья, ворчунья; ущелье, знание, стремление; май, трамвай и т.д.) не во всех формах окончание обозначено буквами.

Список использованной литературы

  • Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
  • Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011 — ISBN 978-5-94776-742-1.

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-[и]-ст-[а], тр-[ёх]-сот-, диван--кровать-, диван-[а]-кроват-[и].

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс - М., 2000 г.

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!