Основная мысль тихая моя родина. Николай Рубцов — Тихая моя родина: Стих

«Быть знаменитым некрасиво»


Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель творчества - самоотдача, Л не шумиха, не успех».

В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

БЛ. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа. Тема назначения поэта и поэзии является глубоко прописанной в русской классической поэтической традиции.

В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой, При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо-бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пора-женья» - «победы»), а также прием подчеркивания вертикальных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характерен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом является эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно, Б.Л. Пастернак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».

ТЕМА УРОКА: Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения).7класс,1час.

Оформление доски: вывешены репродукции картин И.Левитана «Март», «Вечный покой», рисунки учащихся,созданные на стихотворение Н.Рубцова, выписаны три слова «Родина», «Отечество», «родина».

Цели и задачи урока: 1. Работа над стихотворением Н.Рубцова « Тихая Моя Родина».

2. Учить анализу литературного произведения малой формы с элементами лингвистического разбора.

З. Способствовать развитию монологической и диалогической речи; развитию памяти, воображения.

4. Воспитывать чувства любви и уважения к своей родине.


Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,пересказ (сжатый)учащегося по заданной теме, выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, словарная работа с текстом художественного произведения (методы деятельности-репродуктивный, частично-поисковый).

ХОД УРОКА:

Учащиеся прослушивают куплет из песни М.Матусовского « С чего начинается Родина?».

По словарю определяется лексическое значение слова «Родина»: 1.Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой он является (синоним «Отечество»).2.Место, где человек родился, где живут его родные и близкие (малая родина).

Учитель: Наша Родина-Россия. Малая родина-Кобралово. Наш разговор сегодня о малой родине. Что по мнению автора песни, которую вы прслушали, является родиной?

(Варианты записей в тетради: школа, мать, верные товарищи, березка в поле,весенняя запевка скворца, проселочная дорога без конца и т.д.)

Учащиеся получили домашнее задание на урок:

2 .Зарисовать картину родины, «нарисованную поэтом».

Перед уроком рисунки развешиваются на доске.

Учитель читает стихотворение. Обращает внимание на эпитет в названии «тихая», просит подобрать синонимы.Получается следующий ряд: « тихая – безмолвная, беззвучная, бесшумная; смысловые синонимы: скромная, простая.

Учитель: Название стихотворения переходит в первую строчку стихотворения. Эта же строка становится восклицательным предложением. Почему? Наверное, потому, что здесь прошло детство, и для поэта лучше места нет!

Биографический факт (домашнее задание): Родился Н.Рубцов в 1936году в поселке Елец Архангельской области. Когда началась война, его отец ушел на фронт и вскоре погиб, а мать заболела и умерла. Мальчик был отправлен в детский дом, находившийся в селе Никольское Вологодской области, где прожил семь сиротских лет. И наверное, в памяти впслывали места, где когда-то жил, годы, когда была семья...

Учитель: Свое стихотворение поэт посвящает В.Белову, который в своих произведениях (прозе и поэзии) описывает русскую деревню, самобытную сельскую жизнь. Какой же предстает перед нами родина н.Рубцова?

«Зарисовки» поэта: ивы, река, соловьи, кладбище (мать здесь похоронена), заброшенная церковь, заболоченный пруд, школа, туманная речка, деревня.

Рассматриваем выставку рисунков учащихся по стихотворению.

Учитель: Поэт в стихотворении не раз пишет: « ...тихая, тихо ответили, тихо проехал...». Чувствуется, что для него именно эта скромность, обычность, простота и есть самое главное в жизни, потому что это-родина.

Задание учащимся: Определите стихотворный размер стихотворения.

Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.

Например:

«...Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)

Это на том берегу.»

«...Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)

Тихо проехал обоз».

Вопрос учащимся: А если бы стихотворение стало бы песней, какая это была бы песня?

Ответ: Лиричная, грустная.

Учитель: Невозвратно прошли годы, изменилось все с детства кругом:

«...Купол церковной обители

Яркой травою зарос...»

«...Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...».

Но в грустную канву воспоминаний ярким веселым всплеском входят слова:

« ...Школа моя деревянная!...»

«...Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!...» (сравнительный оборот).

Почему «ворона»? Как знать, может быть, еще с детства в памяти звучат слова учителя: « Не считай ворон, думай хорошенько!»

« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает вопоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения. «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой...

Когда-то Н.Рубцов с грустью написал о Сергее Есенине:

«...Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта...».

Увы, непродолжительной оказалась и жизнь самого Н.Рубцова, короткой и нелегкой, но осталась его поэзия. Самый,пожалуй,неоспоримый признак истинной поэзии – ее способность вызывать ощущение самородности,нерукоторности,безначальности стиха. Кажется,что стихи эти никто не создавал,что поэт только только извлек их из вечной жизни родного слова,где они всегда тайно пребывли.

Лучшие стихи Рубцова обладают этим редким свойством, поэтому, говоря словами поэта,мы будем всегда (перефразируя немного) «...чувствовать самую жгучую, самую смертную связь...» с ним...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина».


Каждый человек рождается, взрослеет и умирает. У каждого из нас есть место, в котором прошло наше детство и юность. Место, которое мы запомним на всю нашу жизнь. Место, куда нас будет тянуть вернуться. Такое место называется малая родина. У Николая Рубцова таким местом стал маленький северный город Няньдома. Именно там прошли первые годы жизни будущего поэта.

Николай Михайлович приехал на свою малую родину, будучи уже взрослым человеком и довольно известным поэтом. После увиденного, он написал стихотворение «Тихая моя родина». Случилось это в 1964 году.

Стихотворение «Тихая моя родина» - глубоко лирическое и пронзительное произведение. Это воспоминания поэта о детстве и осознание того, что прошлого не вернуть.

Из первой строфы стихотворения мы узнаем, что в этом северном городишке похоронена мать поэта. Рубцов не сразу находит ее могилу. Он обращается к местным жителям с вопросом о том, «где тут погост?». На что получает ответ: «Это на том берегу». Далее мы узнаем, почему так получилось: «Между речными изгибами вырыли люди канал». Но, не смотря на все внешние изменения, Рубцов помнит родные места, говоря: «Я ничего не забыл».

Далее мы узнаем, что старая школа осталась стоять на прежнем месте. Как и в детстве поэта, она ограждена зеленым забором. Рубцов, сравнивая себя с вороной, говорит, что раньше очень любил сидеть на этом заборе. И сейчас он не может отказать себе в таком удовольствии. Поэт взбирается на забор и любуется зелеными просторами.

В стихотворении «Тихая моя родина» присутствуют также нотки грусти и сожаления. Оно написано в прошедшем времени. Сейчас его место заняли другие мальчишки и девчонки. Поэт по-доброму завидует им.

Стоит отметить, что Николай Рубцов, хоть и прожил большую часть своей жизни в большом городе, но так и не стал городским. Поэт не утратил невидимой связи со своей малой родиной. До последнего своего дня Рубцов помнил и любил этот маленький северный городок, в котором прошло его детство.

В стихотворении Н. Рубцова “Тихая моя родина” нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.
Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.
Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Лирический герой с грустью замечает:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, – “тишина теперь и болотина”.
Герою очень важно, чтобы его “тихая” родина знала, что он “ничего не забыл”: “Тихая моя родина, Я ничего не забыл…” Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.
Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, – деревенскую церквушку:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым “зеленым просторам”, увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет “медом, зерном и сметаною”, и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова “тихая” и “тихо” повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.
И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – “гром”, придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром “готов упасть”.
С родиной у лирического героя – “самая жгучая, самая смертная связь”. Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного “самая жгучая” ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – “самая смертная”.
Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей “тихой родиной”:
– Где же могила, не видели?
Поле до края небес!
Тихо ответили жители:
– Каждому памятник – крест.
Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Н. М. Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Елецк Архангельской области. Литературное признание и широкая известность пришли к нему после того, как издательство “Советский писатель” выпустило в 1967 году книгу стихов “Звезда полей”. Этот сборник он представил в Read More ......
  2. Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в стихотворении “Русский огонек” (1964). Лирический герой поэта – путник и странник, путешествующий по России, за­терянный во времени и пространстве (“бескрайнем мертвом поле”). Он заходит в дома незнакомых ему людей, и его встречают там как Read More ......
  3. Стихотворение “Звезда полей” – одно из самых известных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это Read More ......
  4. Родина – одна из главных тем в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Одно из самых ярких стихотворений, принадлежащих этой теме – “Родина”. Стихотворение впервые было опубликовано в “Отечественных записках” за 1841 год. Прежнее название “Отчизна” здесь заменено заголовком “Родина”. Лермонтов в Read More ......
  5. Стихотворение “Русский огонек” Николай Михайлович Рубцов написал после военной службы. Тогда он по-настоящему проникся искренней любовью к Родине, так как сам вырос без родителей, в детском доме. Это стихотворение пропитано любовью к Родине, к природе, которая его окружала с детства, Read More ......
  6. Николай Алексеевич Некрасов – поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит автор о своем народе. Стихотворение “Родина”, написанное в 1846 году, Read More ......
  7. Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. “Родина” Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: “Люблю отчизну я, но странною любовью не победит ее рассудок мой” – задают стихотворению интонацию эмоционально Read More ......
  8. Во второй половине 60-х годов XX столетия общее внимание читателей стала привлекать лирика Николая Рубцова, хотя его поэтическая деятельность началась значительно раньше. В его поэзии выразилось обострившееся в те годы пристальное внимание к многовековой истории России, к развитию ее самобытности, Read More ......
Анализ стихотворения Н. Рубцова “Тихая моя родина”

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!