Поляки в царской империи.

Если можно в трёх словах передать произошедшее 404 года назад, осенью 1612 года (по старому стилю), в Москве, то эти слова будут: «поляки, Кремль, людоедство».
А произошло вот что.

Подошедшее к Москве русское ополчение освободило от польских интервентов практически всю Москву. Поляки и их приспешники укрылись на территории Кремля и Китай-города. Они оказались в блокаде, и очень скоро среди них начался голод. Несмотря на то, что периодически к полякам кто-то пробивался, продовольствия в сколько-нибудь значимом количестве доставлено не было.

Вот тут и началось то, что, по сути, стало означать восстановление и усиление России и начало ослабления и гибели Речи Посполитой. Поляки, Кремль и людоедство.

«Обратимся к очевидцу этих событий, польскому полковнику Будило или как его именовали в России – Будзило. Вот как описывает этот польский шляхтич каннибализм и степень деградации своих соотечественников: «Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто либо, сидящий в осаде, терпел такой голод, потому что когда настал этот голод и когда не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то осаждённые стали есть пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота сама себя съела и ела других, ловя людей.
Пехотный порутчик Трусковский съел двоих своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать; один товарищ съел своего слугу; словом отец сына, сын отца не щадил; господин не был уверен в слуге, слуга в господине; кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел.
Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал таковаго, судились, как о наследстве и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому. Такое судное дело случилось в взводе Леницкаго, у которого гайдуки съели умершего гайдука их взвода. Родственник покойника – гайдук из другого десятка жаловался на это перед ротмистром и доказывал, что он имел больше прав съесть его, как родственник; а те возражали, что они имели на это ближайшее право, потому что он был с ними в одном ряду, строю и десятке. Ротмистр … не знал какой сделать приговор и опасаясь, как бы недовольная сторона не съела самого судью, бежавшего с судейского места.
Во время этого страшного голода появились разные болезни, и такие страшные случаи смерти, что нельзя было смотреть без плачу и ужасу на умирающего человека … Многие добровольно шли на смерть и сдавались неприятелю: счастье, если кто попадётся доброму врагу, — он сохранял ему жизнь; но больше было таких несчастных, которые попадали на таких мучителей, что прежде нежели сдававшийся спускался со стены, был рассекаем на части».

Лакомой добычей для обезумевших поляков становились … прохожие. Передвигаться по Кремлю и Китай-городу было смертельно опасно.

«Немцы всех кошек и собак поели, мед с зельем и травою ели... Первого октября пехота и немцы стали людей резать и есть. Съели всех пленников в тюрьме. Одного москвича поймали у Никольских ворот, забили и тут же съели... Два пехотинца ворвались в дом князя Ф. Мстиславского и стали искать еду. Князь попробовал их выгнать, но они ударили его по голове кирпичом. Мстиславский пожаловался пану Струсу, командиру гарнизона поляков. Тот приказал казнить виновных. Повешенных тут же сняли с виселицы и, разрезав на куски, съели…».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247

Отказываясь сдаваться, надеясь на помощь польского короля Сигизмунда, поляки запасали… человеческое мясо. Солили его в огромных чанах. Авраамий Палицын пишет , что после вступления в Кремль казаки Трубецкого «обретошя много тщанов и наполов плоти человеческиа солены и под стропами много трупу человеческого».

«Я многих видел таких, — рассказывает участник осады пан Будзило, — которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247

Командовавший гарнизоном обезумевших польских людоедов полковник Струсь согласился на переговоры о сдаче только после того, как на него напали его же подчиненные с вполне понятной целью – полакомиться господином полковником. Но переговоры ничего не дали. Тогда русские, просто потеряв терпение, устремились вперед и ворвались в Китай-город. Поляки бежали в Кремль. Вместе с ополченцами Пожарского против поляков сражались и казаки, которые ранее выступали на польской стороне. Именно они и обнаружили страшнее чаны с соленым человеческим мясом. Это зрелище и само по себе не вызывает жалости и милосердия, а казаки к тому же увидели, что поляки съели всех попавших к ним в плен их товарищей. После чего все сдавшиеся поляки в Китай-городе были ими безжалостно уничтожены.

Вскоре в результате переговоров поляки капитулировали. План усадить на русский престол польского королевича был сорван. Россия спасена. Именно это мы и празднуем в День народного единства.

В завершение несколько любопытных фактов:

  • Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября .
  • Вместе с поляками в Кремле сидела и так называемая «семибоярщина» (впустившая поляков в Москву вопреки воли народа).
  • Сидели в Кремле и Романовы. В том числе Ксения Ивановна Романова со своим сыном Михаилом – будущим основателем династии Романовых.
  • Прямо из Кремля семья будущего монарха отправилась в свою вотчину село Домнино под Костромой. Старостой там был… Иван Сусанин, который в скором времени отдаст свою «жизнь за царя», спасая только, что выбранного Михаила Романова от специально посланного отряда польских убийц .
    Но это уже совсем другая история…
Новая Польша 11/2014 Веслав Цабан

ПОЛЯКИ В ЦАРСКОЙ ИМПЕРИИ

Столетиями Россию называли тюрьмой народов. Нашлось в ней место и для поляков. Сотни тысяч людей оказались там против своей воли как ссыльные, но были и добровольцы, приехавшие туда в поисках шансов сделать карьеру и продвинуться по службе. Их заслуги в освоении бескрайних и безлюдных просторов — значительны.

Многие поляки оказались в царской России в качестве военнопленных. Первые из них попали в Сибирь еще во времена Стефана Батория. Очередные войны и восстания приносили русским новых пленников. Кто-то получил свободу по амнистии, многие не дождались освобождения. А некоторые остались на чужбине, сделав карьеру, например, в царской армии. После ноябрьского восстания в Сибири и на Кавказе оказалось около 9 300 военнопленных. В 1856 г. была объявлена амнистия; те, кто до нее дожил, могли вернуться на родину. Значительно больше ссыльных, около 40 тысяч, попало в Сибирь после январского восстания . Большинство из них вернулись в 70-е и 80-е годы XIX века, но часть ассимилировалась и осталась. Судьбу сосланных на Восток повстанцев разделил и целый ряд заговорщиков и революционеров — их число оценивается примерно в 4 000 человек.

Кроме ссыльных, российские просторы осваивали и поляки, служившие в царской армии. С разгрома ноябрьского восстания и до Первой мировой войны русский мундир примерили около 1,2 млн жителей Конгрессовки . Часть из них (в основном, крестьяне) по окончании службы осталась в Сибири. Около 20 тысяч поляков выбрали добровольную службу в царском офицерском корпусе — некоторые дослужились до высоких чинов и должностей.

Наконец, многие поляки приезжали в Россию в поисках работы. До начала январского восстания в Петербурге и Москве селилась интеллигенция. Позже к ней присоединились рабочие, которые устраивались на крупные промышленные предприятия. В конце XIX — начале ХХ века за Урал в надежде на лучшую жизнь двинулись и крестьяне. Их было около 100 тысяч, по большей части, из Конгрессовки и т.н. забранных земель .

Не менее 600 тысяч

Установить число поляков в России в XIX веке — нелегкое дело. Первая официальная перепись населения была проведена только в 1897 г., но она не была полностью достоверной. Многие по разным причинам сообщали ложные сведения. Во всяком случае, в Центральной России, Средней Азии, Сибири и на Кавказе проживало 426 тыс. поляков. Важно, что в этом перечне не учтены поляки из Литвы, Белоруссии и правобережной Украины. По переписи 1905 г. 450 тыс. жителей России заявило о польском происхождении. Эти данные общепризнанно считаются заниженными. Более близкими к истине признаются расчеты Вацлава Серошевского, согласно которым в конце XIX — начале ХХ века в Российской империи, включая земли бывшей Речи Посполитой, проживало не менее 600 тыс. поляков.

Поляки жили в основном в городах европейской части империи; больше всего их было в Петербурге. Вначале это была интеллигенция, со временем к ней присоединились рабочие, ремесленники и прислуга. При этом характерны темпы роста польской колонии: в 1869 г. это было 9,8 тысяч, в 1913 г. уже около 70 тысяч человек. Крупные польские колонии существовали в Риге (около 47 тыс.), Одессе (около 25 тыс.) и Москве (около 20 тыс.). В девяти российских городах польское меньшинство составляло 5—8 тыс. человек, в двенадцати — 3 тыс., в 71 городе — от 1 до 2 тысяч.

Большие группы поляков жили в Сибири: это были в основном крестьяне, которые прибыли туда в конце XIX — начале ХХ века. Только в Енисейской губернии появилось около 20 польских сел, в которых жило около 10 тыс. иммигрантов из Конгрессовки. Позже крестьяне начали селиться в иркутской губернии; самым известным польским селом была Вершина, которую называли малой Польшей. Там до сих пор говорят по-польски и культивируют польские традиции. Помимо Сибири, небольшие скопления поляков находились на Кавказе и в Средней Азии. Там, по большей части, жили добровольные эмигранты.

Польский вклад в российскую науку

Весьма существенным был вклад поляков в научные исследования в России. Этого не отрицала даже советская историография. В каждом высшем учебном заведении, не исключая военных, работали польские профессора; в основном в Петербурге, так как там высших школ было больше всего. Но не только там. В Казанском университете, созданном в 1804 г., польских преподавателей было так много, что историки говорят о т.н. польских династиях (руководство кафедрой переходило от отца к сыну). В конце XIX — начале ХХ века поляки составляли более 60% научных кадров в Сибирском императорском университете.

В Петербурге больше всего поляков — как преподавателей, так и студентов — можно было встретить в Технологическом институте. Один из них — Ипполит Евневич, многолетний декан института, воспитавший многие поколения инженеров, автор работ в области гидравлики, сопротивления материалов, прикладной механики и теории упругости. В конце XIX — начале ХХ века там преподавало еще более десятка поляков. Некоторые из них после 1918 г. вернулись на родину.

В Петербургском университете польские преподаватели работали со времен его основания. Одним из самых выдающихся ученых был Викентий Вишневский, астроном и картограф, заслуги которого в организации астрономических исследований в России неоценимы. Еще одним выдающимся деятелем науки был Ян Бодуэн де Куртенэ, мировая знаменитость в языковедении, член Императорской Академии наук в Петербурге и многих других научных обществ. Он также преподавал в университетах Юрьева и Казани. До сих пор языковеды говорят о т.н. казанской лингвистической школе, которую создал Бодуэн де Куртенэ. Добавим, что по возвращении в Польшу он в 1922 г. был кандидатом на должность президента Республики Польша.

Знаменитый юрист проф. Леон Петражицкий, с 1908 г. заведовавший кафедрой энциклопедии и истории философии права в Петербургском университете, был создателем новой дисциплины — трудового права и гражданской политики. Он занимался психологическими и социологическими аспектами права, что создало ему репутацию на Западе. По возвращении на родину, он связал свою судьбу с Варшавским университетом. Ян Пташицкий был выдающимся математиком, членом Польской Академии искусств в Кракове, а также многих российских и иностранных научных обществ. А Генрих Мерчинг, профессор Института инженеров путей сообщения, был в России пионером гидромеханики и электротехники, а также горячим сторонником электрификации железной дороги. Помимо этого, он участвовал в деятельности польских обществ в Петербурге и занимался как любитель историей реформации на польских землях, а также демографией.

Поляки преподавали и в других высших учебных заведениях Петербурга: в Горном и Лесотехническом институтах, в Военно-медицинской академии и Императорском институте экспериментальной медицины, в Высшем художественном училище.

Труднее было получить преподавательскую должность в военных училищах, хотя и там хватало поляков. Помимо квалификации, им нужно было выказать лояльность по отношению к монархии. Самую большую карьеру сделали генералы Станислав Жилинский и Нестор Буйницкий. Первый окончил математическое отделение Московского университета, затем учился в Михайловской артиллерийской академии и на отделении геодезии Академии Генерального штаба. С 1865 г. служил в Генеральном штабе и преподавал в московском училище. В 1868—1900 гг. был начальником топографического отдела Туркестанского военного округа. Под его руководством составлена 71 карта Туркестана (они удостоились премии на международной выставке в Париже), Саратовской и Казанской губерний. Жилинский также готовил планы русских походов против хивинского ханства. Он был основателем и первым председателем Туркестанского отделения Русского географического общества; Ташкент обязан ему астрономической обсерваторией. Буйницкий же окончил Николаевскую инженерную академию, впоследствии стал там профессором и заведующим кафедрой фортификации. Он был автором более десяти книг, но наибольшее признание принес ему учебник о значении фортификации для оборонительных действий. Он также публиковался в профессиональных военных и энциклопедических журналах.

Деловые люди

Поляки были активны и в области экономики. Их можно было встретить в промышленных областях России (в Донецком бассейне, в московском регионе), на строительстве Транссибирской магистрали, на нефтеперерабатывающих заводах в Баку и во многих других промышленных регионах. Длинный список открывается именем Станислава Кербедза, с 1831 г. преподававшего строительное дело в нескольких высших учебных заведениях Петербурга. Он работал на строительстве первого моста через Неву, которое длилось восемь лет и принесло Кербедзу генеральский чин. Через несколько лет он стал членом Петербургской Академии наук. Впоследствии работал, в частности, на строительстве Петербургско-Варшавской железной дороги, руководил постройкой портов в Кронштадте и Петербурге. Был членом совета при министерстве путей сообщения. В 1891 г. он подал в отставку и поселился в Варшаве. Он всегда подчеркивал свое польское происхождение и участвовал в деятельности польских обществ в Петербурге, сосредоточенных вокруг храма св. Екатерины.

Самых больших успехов в экономике добились выпускники Технологического института и Института путей сообщения. Одним из них был Анджей Вежбицкий, управляющий и инициатор многих предприятий по индустриализации России, с 1912 г. директор Общества промышленников губерний Царства Польского. За несколько лет до Первой мировой войны он поселился в Варшаве, а его заслуги для экономики Второй Речи Посполитой неоценимы (он, в частности, был создателем Центрального союза польской промышленности, горного дела, торговли и финансов «Левиафан»). Не чуждался он и политической деятельности.

Сделали карьеру также Владислав Жуковский и Игнаций Ясюкевич. Первый, выпускник Варшавского университета и Горного института в Петербурге, руководил Брянским механическим заводом. С 1900 г. был постоянным представителем Совета съезда горнопромышленников Царства Польского, членом правления многих акционерных обществ и попечительских советов нескольких банков. Ясюкевич являлся одним из организаторов, а затем вице-председателем Совета съездов представителей промышленности и торговли, созданного в 1905 году. Эта организация оказала большое влияние на развитие экономической жизни в России.

Поляки принимали немалое участие в поисках месторождений железной руды в Донецком бассейне, развитии металлургической промышленности и строительстве железных дорог. В Сибири, с учетом специфических условий, у них не было столь ярких достижений, но они с успехом основывали небольшие фабрики по производству свечей, мыла или растительного масла. Среди многих, наибольших успехов добились Альфонс Козелл-Поклевский и генерал Альфонс Шанявский. Первый начинал чиновником в Петербурге. В начале сороковых годов XIX века он занялся экономической деятельностью, а в 1845 г. ввел в действие регулярную паровую навигацию по рекам Обь и Иртыш. Он быстро монополизировал производство и оптовую торговлю водкой — его называли водочным королем Урала. Помимо этого, он создал фабрику по производству фосфора, серной кислоты и стекла. Не жалел денег на общественную деятельность, особенно охотно жертвовал в пользу сосланных в Западную Сибирь поляков; многие соотечественники нашли работу на его промышленных предприятиях. Шанявский же принимал участие в топографических экспедициях; по окончании службы занялся добычей золота на Урале, что принесло ему состояние. Деньги он предназначал для общественно-просветительской деятельности, финансируя польские общества в Иркутске. Самым выдающимся его достижением было основание Свободного университета в Москве.

Путешественники и первооткрыватели

Поляки внесли неоценимый вклад в изучение Сибири. По большей части это были ссыльные после январского восстания. Один из них — Александр Чекановский, геолог и метеоролог, сотрудник Бенедикта Дыбовского; с 1869 г. его исследования поддерживало Русское географическое общество. Он составил первую геологическую карту Иркутской губернии, получившую премию на выставке в Париже. Его именем названы 23 окаменелости ископаемой флоры и фауны, пять видов современных растений и горный кряж в Якутии.

Не менее знаменит был Ян Черский, палеонтолог, член петербургской Академии наук. В его честь также названы горные хребты в Восточной Сибири.

Труды Бенедикта Дыбовского дали основание для надлежащего изучения фауны Байкала, а сам ученый был отмечен золотой медалью Русского географического общества. Кроме того, Дыбовский описывал обычаи местных народностей и вел гуманитарную деятельность на Камчатке.

Яркой личностью был самоучка Вацлав Серошевский, исследователь Якутии, автор книги «Двенадцать лет в краю якутов», одной из лучших полевых этнографических работ на польском языке. У Бронислава Пилсудского, сосланного в 1877 г. на Сахалин, огромные заслуги в изучении прошлого тамошних народов, прежде всего, айнов.

Среди исследователей оказались и поляки на царской службе, такие как генерал-лейтенант Бронислав Громбчевский и полковник Леон Барщевский. Громбчевский занимался топографией Средней Азии, а его карты помогли в завоевании этих территорий. Его также интересовали этнография, языкознание, археология и метеорология; помимо этого, он был способным дипломатом. После него осталось огромное наследие, насчитывающее несколько десятков тысяч документов. После 1920 г. он вернулся в Польшу. Топографией занимался и Барщевский; он участвовал во многих экспедициях в Туркестан, начал археологические работы в нынешнем Самарканде. Он также сделал сотни фотографий, сохранив образ умирающего мира кочевых народов Средней Азии.

Этот краткий обзор деятельности поляков показывает, какую важную роль сыграли они в царской России. Не для всех Российская империя стала сибирским адом — часто она давала возможность сделать карьеру. Некоторые наши соотечественники блестяще этой возможностью воспользовались.

______________________________

Восстание 1830—1831 гг. против власти Российской империи на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Здесь и далее прим. пер.

Восстание 1863—1864 гг. на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни с целью восстановления Речи Посполитой с восточными границами 1772 года.

«Kонгрессовка» или Конгрессовая Польша — неофициальное название Царства Польского, территории Польши, отошедшей Российской империи по решению Венского конгресса в 1815 году.

Забранные земли — восточные воеводства Первой Речи Посполитой, присоединенные к Российской империи в результате разделов Польши в 1772—1795 годах.


Карта расположения села Вершина. Территория Шаралдаевской сельской администрации Боханского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

На вершининском кладбище. Фото Ю. Лыхина, 2005 г.

Жилой дом в Вершине. Фото А. Вишневской, 1997 г.

История Вершины, или как поляки оказались в Сибири

Услышав польское приветствие «Дзень добры», а не «Здравствуйте», задаю себе вопрос, действительно ли я нахожусь в Сибири, в 130 километрах на северо-запад от Иркутска, на российской земле? И до момента моего появления здесь все говорили именно так. Так кто же эти люди?

В 1996 году, когда я первый раз посетила Вершину, приезд сюда не был мною запланирован - организаторы туристического маршрута на Байкал приготовили для нас несколькосюрпризов. Одним из них было посещение какого-то села.

Внешне это село не очень-то отличается от многих тысяч других, разбросанных как по европейской, так и по азиатской части России. Но уже после нескольких минут пребываниясреди жителей Вершины поляк чувствует себя почти как в Польше. Почему? Благодаря этому «дзень добры». Однако знание вершининцами польского языка на этом не заканчивается. Потомки польских экономических эмигрантов первой четверти XX века в большой степени сохранили язык отцов, и, несмотря на многочисленные русицизмы, приветливых хозяев легко можно понять.

Вершина появилась как место поселения польских шахтеров, приехавших сюда в начале XX века по реформе Петра Столыпина из Домбровского угольного бассейна. Царскимвластям необходимо было освоить сибирские земли, и в 1906 году министр внутренних дел П.А. Столыпин начал реформу, по которой крестьяне могли выйти из общины и поселитьсяна новых, слабо заселенных к тому времени территориях, получив при этом в обработку землю. Желающие выехать из западных районов империи (им была обещана помощьгосударства при переселении) поселялись на азиатских территориях. Здесь появлялись специальные склады с сельскохозяйственным оборудованием, пункты для переселенцев,бараки, школы, больницы. Кроме 15 десятин земли (1 десятина равнялась тогда 1,0925 га) переселенцы получали 100 рублей единовременной материальной помощи и скидку нажелезнодорожные билеты.

До 1918 года Польша была разделена на территории влияния, а населенные пункты (Блэндув, Олькуш, Чубровице, Сосновец и Хрущобруд), из которых происходили вершининские поселенцы, лежали в границах Российской империи. Те из жителей Домбровского бассейна, которые были привлечены обещаниями разнообразной помощи со стороны государства и решились стать иммигрантами, несколькими месяцами раньше выслали в Сибирь своих представителей, так называемых ходоков, чтобы они выбрали место для поселения. Территория для поселения была определена еще в 1908 году. Большой интерес шахтеров к переселению объясняется причинами экономического характера. Тяжелая социальная ситуация, когда, например, по данным 1911 года, в течение двух лет заработок снизился на 10 %; болезни, связанные с профессией, а также отсутствие надежд на лучшее будущее - все это подталкивало к переселению. Более зажиточные крестьяне, кроме того, видели в этом возможность быстрейшего обогащения.

Хотя Вершина была одним из многих поселений, появившихся в этих условиях, ее феномен состоит в том, что только здесь поляки, несмотря на значительную интеграцию в советское общество, до сегодняшнего дня сохранили осознание своего происхождения, язык предков (хотя и с добавлением русских слов), а также религиозные отличия. Все это имеет для них большое значение.

Однако, несмотря на обещания правительства, журналы того времени переселенческую акцию оценивали негативно. Это можно проследить в силезской прессе, например в «Kurier Zagłębia Polityczny, Społeczny, Ekonomiczny i Literacki». В 1910 году статьи, говорившие об эмиграции и реэмиграции, появлялись неоднократно, часто на первой полосе, и неотличались оптимизмом. Уезжавшие в Сибирь не чувствовали себя уверенно и безопасно, так как они оставляли прежнюю жизнь, покидали родные места и людей, среди которых выросли. Тот факт, что, несмотря ни на что, они решались на такой трудный переезд, ярко свидетельствует о тяжелой жизни, а также о надеждах, связанные с переселением. У людей, с которыми я разговаривала, очень сильна память о самых первых годах основания села. Воспоминания об этом передаются из поколения в поколение. В большинстве воспоминаний говорится о том, что главной причиной переезда из Силезии были тяжелые условия жизни и труда.

Часть недовольных условиями переселенцев вернулась в Польшу, расставаясь с возможностью, в общем-то, единст-венной, улучшить свою судьбу. Следует принять во внимание, что выдержать тяжелые условия жизни на чужбине и остаться здесь смогли только самые закаленные и самые зажиточные. Раскорчевка таежных земель, конфликты с местным населением и жизнь на первых порах в землянках или шалашах у многих людей отбили желание остаться. Возвратиться на родину тоже было тяжело, так как нужно было самим оплатить переезд и заново начать жизнь. Ведь наверняка те, кто уезжал в Сибирь, думали, что никогда в Силезию не вернутся.

Польские основатели Вершины оказались не в безлюдном крае, а по соседству с бурятами. Кроме антропологических и языковых различий переселенцам бросалась в глаза и разница в религиозных убеждениях. Для европейцев религия бурят казалась экзотикой. Близкое и постоянное присутствие единственных до того времени хозяев территории имелобольшое значение для сохранения национального сознания и своей, в том числе и религиозной, культуры поляков.

В связи с тем что переселенцы были выходцами из разных местностей, до переселения они не составляли организованной группы. Традиций совместного проживания, складывающихся в течение нескольких поколений, здесь не было. Новая общественная жизнь только должна была сформироваться.

С самого начала существования Вершины в процессе формирования и поддержания самосознания переселенцев и их потомков большое значение имели христианское вероисповедание и римско-католические обряды.

Поселенцы должны были где-то жить, но сразу построить дома они не могли в силу разных причин, одной из которых было тяжелое экономическое положение. Поэтому на безопасном расстоянии от реки Ида, вдоль ее правого берега (по другой стороне жили буряты) они выкапывали землянки, выкладывая стены деревом. Для того чтобы получить земли для занятия земледелием, нужно было выкорчевывать деревья в лесу. Появлялись ремесленные мастерские. Память о первых трудных годах живет до сих пор.

Сразу после переселения было принято решение о строительстве школы и костела, которые поставили в 1911–1915 годах. Уроки в трехлетней школе (в том числе и Закон Божий)первоначально проводились на польском языке. Это хорошо помнят только старшие жители Вершины, бывшие в то время учениками. Учителями были сами поселенцы. Затем учебупродолжали в Дундае - населенном пункте, лежащем в трех километрах по направлению к Иркутску. Это свидетельствует о том, что польские переселенцы осознавали и хотелисохранить отличия в своей культуре уже в момент поселения. Ведь наиболее значительными составляющими самоидентификации, принимая во внимание соседство бурят, были язык и религия.

В период Великой Отечест-венной войны в результате внутренних миграций в стране в селе появились представители других национальностей, а вместе с ними пришла другая религия. Я имею в виду русских, украинцев, татар, армян. Но, несмотря на это, жители Вершины польского происхождения сохранили свои религиозные ценности и отличия.

Как я уже упоминала, переселенцы из Домбровского бассейна первоначально не составляли консолидированной группы. Но хотя и приехали они из разных местностей, всех их объединяли общая культура, традиции, происхождение, а также цель и средства ее реализации. Положение эмигрантов и заселение общей территории привели к тому, что изнезнакомых между собой людей сложилась организованная группа. На дальнейшее развитие общности повлияли необходимость постройки домов, организация ремесленных мастерских, строительство школы, костела, а также соседство людей, отличающихся от поселенцев по многим пунктам. Первоначально определенным авторитетом в среде эмигрантов пользовались ходоки. На форму общественной структуры села повлиял и как опыт из истории польских эмигрантских сообществ, так и специфика России и, позднее, Советского Союза.

Так как земли для проживания поляков были выделены на территории бурят, с самого начала эти две различные группы вступили в контакт. Земля для поселенцев была выделена на высоком берегу реки Ида, там, где в нее впадает ручей Яматский. Отсюда первое название поселения - участок Ямат-ский. Но в том же году название заменили на Трубачеевский, что было связано с фамилией представителя бурятского деревенского сообщества Трофима Трубачеева, противившегося появлению здесь эмигрантов. Как уже отмечалось, суровый климат и тяжелые условия первоначального периода обустройства на новом месте вынудили часть приехавших вернуться в Силезию. В их числе были и ходоки, которые, несмотря на отсутствие дотации на обратную дорогу, вернулись назад.

Известно, что национальное, культурное, религиозное или любое другое сознание почти всегда усиливается в результате попыток его ликвидации или унификации с другим, например, с преобладающим на данной территории. Но бывает и так, что оно (сознание) поддается внешнему влиянию.

В Вершине на осознание и выражение «польскости» огромное влияние оказала общественно-политическая ситуация в России, СССР и затем опять в России. На первоначальномэтапе существования польского поселения для выражения польскости не было никаких ограничений. Например, была построена часовня для поляков, школа, в которой учили напольском языке. Ситуация радикально изменилась во времена Советского Союза: было ликвидировано обучение на польском языке, закрыт костел, предпринимались попыткилаицизации (отказ от религии) населения. Однако расцвет преследований пришелся на 1937 год. Тогда работники НКВД вывезли и расстреляли тридцать человек - наиболее уважаемых в селе людей. Эта трагедия сильно повлияла на судьбы оставшихся в живых людей, прежде всего женщин с детьми. Не было никаких восстаний, мятежей, продолжалась обычная трудная жизнь. Но все были запуганы, боялись даже учить своих детей основным молитвам. Принудительная организация колхозов в 30-е годы также явилась одной из причин обнищания и страха жителей села.

Многие годы жители Вершины не имели контактов с Польшей. Сразу после переселения в Сибирь поляки переписывались с оставшимися в Силезии родственниками и знакомыми. Но со временем они умирали, и это усложняло возможности поддержания отношений. В последние годы контакты начали возобновляться. В 1960-х годах село посетила Ханна Кралль, описавшая Вершину в одном из репортажей с востока СССР, приехали туда также репортеры польской кинохроники. Репортажи кинохроники, которые в период социализмапоказывали перед каждым сеансом, прежде всего служили индоктринации (обработка в духе определенной доктрины) общества.

Установление достаточно регулярных отношений жителей Вершины с родиной стало возможно, когда к власти в СССР пришел Михаил Горбачёв. Именно тогда в Вершину началиприезжать польские миссионеры, учителя. Это был конец 80-х - начало 90-х годов XX века.

В этот период село начали посещать польские туристы, как самостоятельно, так и группами. Моя первая встреча с Вершиной состоялась, как уже отмечалось, именно во времятуристической поездки. Туристы расспрашивали жителей об истории села, обычаях. Эти встречи имели и имеют большое значение для сохранения «польскости», помогая жителям села по-новому посмотреть на нее. Достаточно вспомнить, что президент Польши Александр Квасьневский (в декабре 2005 г.заканчивается второй срок его президентства) во время визита в Иркутск, в 1990-х годах, встретился с представителями Вершины. Эта «польскость» в настоящее время уже не ассоциируется с былыми преследованиями. Наоборот, вершининцы понимают, что, представляя отличную от других национальную группу, они вызывают больший интерес к себе.

Специфика политических и общественных отношений в бывшем Советском Союзе обусловила определенную унификацию народов и культур, находящихся на его территории.Несмотря на это, жители Вершины (я имею в виду главным образом ту их часть, предки которых приехали из Польши, а конкретно из Домбровского угольного бассейна), в большинст-ве своем сохранили язык и обычаи отцов. Если с польской речью гость встречается сразу по приезде в село (а иногда и раньше - в автобусе, когда едет кто-нибудь из вершининцев), то проявление обычаев легче всего заметить в обрядах - как религиозных, так и светских, например в праздновании именин (в России отмечают день рождения).

В заключение хочу добавить единственное: хотя мой последний визит состоялся восемь лет назад (летом 1997 г.), я уверена, что гостеприимство и приветливость жителейВершины к гостям со всего света, а особенно к полякам не подвергается эрозии. Нам остается жить надеждой, что молодежь, так же как представители старшего поколения, знает,ценит и культивирует наследство предков.

Перевод Н.А. Бартошевич

ЛИТЕРАТУРА

Bazylow L. Historia Rosji (История России). - Wrocław, 1985.

Bazylow L. Syberia (Сибирь). - Warszawa, 1975.

Emigracja z ziem polskich w czasach nowożytnych i najnowszych, XVIII–XX w. (Эмиграция из польских земель в новое и новейшее время, XVIII–XX вв.). - Warszawa, 1984.

Emigracje zarobkowe na tle wschodnioeuropejskich i polskich struktur społeczno-ekonomicznych (Экономическая эмиграция на фоне восточноевропейских и польских общественно-экономических структур). - Toruń, 1974.

Encyklopedia Powszechna (Всеобщая Энциклопедия). - Warszawa, 1973. - T. I; 1974. - T. II; 1976. - T. III, IV.

Figura L. Wieś Wierszyna. Z problematyki kulturowej polskich mieszkańców Syberii (Деревня Вершина. Из культурной проблематики польских жителей Сибири): Praca magisterskaprzygotowana pod kierunkiem prof. dr hab. J. Bachórza. - Uniwersytet Gdański, 1995.

Tożsamość narodowościowa w diasporze. Wieś Wierszyna w Obwodzie Irkutckim w Rosji (Национальное самосознание в диаспоре. Деревня Вершина в Иркутской области в России) // Etnos przebudzony. Seria: Studia Ethnologica. - Warszawa, 2004. - S. 83–111.

Wiśniewska A. Proces kształtowania się i rozwoju tożsamości etnicznej mieszkańców Wierszyny (Syberia środkowa) (Процесс формирования и развития этнического самосознания жителей Вершины /Средняя Сибирь/) // Etnografia Polska. - Т. XLIV, nr. 1–2. - S. 99–114.

Zarobki górników w Zagłębiu Dąbrowskiem (Заработки шахтеров в Домбровском бассейне) // Kurier Zagłębia Polityczny, Społeczny, Ekonomiczny i Literacki. - 30. 05. 1911 (nr. 146).

ANNOTATION

Agata Vishnevska. The history of Vershina, or How the Poles were found in the Siberia.

The article of Polish explorer is devoted to the history of the Siberian village Vershina founded by the migrated Poles at the beginning of XX century. The author considers how the countrymen of Vershina reserved their language, polish culture and national self-consciousness.

Агата Вишневская,
историк,
г. Варшава, Польша

Журнал "Тальцы" №4 (27), 2005 год

28 мая 1863 года Оренбургская губерния была определена в качестве местности, предназначенной для размещения лиц, проявивших «вредные политические стремления» во время Январского восстания 1863 года в Польше. Корреспондент «АиФ в Оренбуржье» выяснил, кто приехал в Оренбуржье из мятежной страны и как они жили в ссылке.

«Проживавшие под надзором полиции»

Ночь с 10 на 11 января 1863 года в Варшаве выдалась неспокойной. Зловещую тишину, установившуюся накануне, нарушили звучавшие со всех концов города призывы к восстановлению независимости Польши и борьбе с захватчиками, сопровождавшиеся нападениями на полицейских чинов и представителей русской администрации. В скором времени Польское восстание 1863 года, называемое также Январским, охватило территорию всего Царства Польского и Западных губерний Российской империи (его очагами стали Виленская, Ковенская и Гродненская губернии). Командующему войсками Виленского военного округа М.Н. Муравьеву 14 января было предоставлено право - принимать любые меры, «необходимые к охранению спокойствия в крае». В результате за разгромом «мятежнических шаек» и арестом непосредственных участников восстания следовала высылка из Северо-Западного края (территории современной Белоруссии, Литвы) и Царства Польского лиц, подозревавшихся в симпатиях к мятежникам.

Надзор за польскими ссыльными поручался начальнику губернии, который должен был разделить все населенные пункты губернии на два разряда в зависимости от их климатических условий, топографического положения, материальных удобств для жизни и количества жителей. Основанием назначения ссыльного на жительство в том или другом разряде местности служили «их поведение и нравственность». Начальник губернии обязан был следить, чтобы полицейский надзор, «удовлетворяя нуждам общественной безопасности, не был стеснительным или обременительным для высланных лиц».

Начальники полиции должны были выделить помещения для проживания ссыльных, наблюдать за их поведением, занятиями и образом жизни. Знать круг их знакомств; следить, чтобы у них не образовывались с кем-либо из местных жителей «особые связи и отношения». Докладывать о влиянии ссыльных поляков на местное общество, и какое впечатление они производят на местных жителей. Почтовые конторы обязаны были сообщать по требованию Начальника полиции, куда и кому посылаются письма ссыльных.

Первоначально на территорию Оренбургской губернии для жительства под надзором полиции предполагалось выслать 148 человек: 65 - в Уфу; 39 - в Челябу (Челябинск); 26 - в Стерлитамак; 15 - в Мензелинск; 13 - в Бирск; 10 - в Белебей. Однако после рапорта оренбургского гражданского губернатора Г.С. Аксакова 29 июля 1863 года городами для размещения ссыльных были определены также Верхнеуральск, Оренбург и Троицк, так как «Оренбург по условиям жизни и по устройству полиции, а Троицк по отдаленности своей, удобны для этой цели».

Фото: Государственный архив Оренбургской области

К концу 1863 года в Оренбургскую губернию под надзор полиции за причастность к мятежу были доставлены 140 человек. Оренбургскому и Самарскому генерал-губернатору А.П. Безаку было сообщено об удвоении числа лиц, которые будут присланы на жительство в губернию. К середине 1864 года число прибывших в Оренбургскую губернию польских ссыльных достигло 278 человек, а к концу 1864 года - уже 430 человек.

Неприкосновенность переписки

С начала 1864 года постепенно ужесточались правила содержания польских политических ссыльных. Вся корреспонденция, приходящие на их имя отдавалась для предварительного просмотра начальнику Оренбургской губернии, а в уездах - уездным исправникам, что было нарушением закона о неприкосновенности личной переписки. Поэтому с 22 марта 1864 года просмотру подлежали только письма тех ссыльных, «особенное наблюдение за перепиской которых будет признано необходимым начальством». Чтобы прекратить случаи передачи ссыльным записок в пакетах с деньгами 7 июня 1864 года чиновникам дозволялось в присутствии полицмейстера вскрывать адресованные ссыльным пакеты и вынимать из них только письма, при которых пересылаются деньги. Сами же деньги должны были выдаваться в прежних конвертах, с печатями чиновника, которым было вынуто письмо для прочтения.

В мае 1864 года дети ссыльных, находящиеся добровольно при родителях, лишались права выезда из мест ссылки и поступали под строгий надзор полиции. В июне жены и дети лиц, добровольно отправившиеся с родственниками в ссылку, были права изменять место жительства.

Фото: Государственный архив Оренбургской области

К началу 1865 года лицам, высланным за участие в восстании 1863 года, было запрещено покидать определенные местности; обучать детей; вступать в гражданскую и государственную службу. Они были лишены права на неприкосновенность личной переписки, а наказание за совершенные ими преступления, распространялось на членов семей, отправившихся вместе с ними в ссылку.

Всего к середине 1865 года в Оренбургскую губернию за причастность к «произошедшим политическим беспорядкам» из Царства Польского и Западного края под надзор полиции были доставлены 506 человек, причем более половины польских ссыльных получали содержание от казны.

«Водворенные на казенных землях»

Те, кто за участие в восстании 1863 года лишился всех прав и состояния, а также политические преступники из «простого сословия», водворялись на казенных землях во внутренних губерниях империи. На расположенном в Пскове сборном пункте этой категории преступников выдавалась арестантская одежда, после чего партия ссыльных, назначенных к водворению в Оренбургской губернии, отправлялась пешим этапом в Уфу для распределения по селениям Оренбургского и Челябинского уездов. При этом Оренбургскому и Самарскому генерал-губернатору А.П. Безаку было запрещено водворять ссыльных в деревнях, населенных «татарами, так как они, на время когда жители деревень отправляются для кочевки, остаются в них безо всякого присмотра».

Польским поселенцам выплачивалось по 55 рублей серебром, на «домообзаведение». Лицам, не достигшим совершеннолетия, выплачивалось по 10 рублей в год «на призрение». В целях «прочного устройство крестьянского хозяйства», лицам, водворенным на казенных землях Оренбургской губернии, разрешалось обращаться в Министерство внутренних дел с просьбой прислать к ним их семейства.

Фото: Государственный архив Оренбургской области

Всего к водворению на казенных землях Оренбургского и Челябинского уездов был определен 831 человек, из которых в Уфу на распределение прибыли 754 человека.

В общей сложности за причастность к восстанию 1863 года в Оренбургскую губернию были высланы 1307 человек. Причем 33% (404 человека) составляли дворяне; 28% (350 человек) были мещанами; 25% (310 человек) - крестьянами; 7% (85 человек) - однодворцами; 5% (59 человек) относились к польской шляхте и 2% (25 человек) являлись ксендзами. Тем самым представители привилегированных сословий впервые перестали составлять абсолютное большинство ссыльных.

В начале 17 века между Речью Посполитой и Русским государством происходило вооруженное столкновение, которое известно в истории как русско-польская война 1609-1618 годов. Одним из главных событий этого периода была двухлетняя оккупация Москвы польскими войсками. Для освобождения русской столицы от захватчиков было собрано Первое народное ополчение, но из-за междоусобиц среди командования действия ополченцев потерпели неудачу. И только в октябре 1612 года Второе ополчение под руководством Дмитрия Пожарского смогло освободить Москву.

Причины, способствующие польской интервенции

Как же случилось, что войска Речи Посполитой смогли практически без боя захватить и оккупировать на два года столицу Русского государства? Дело в том, что Россия в конце 16-начале 17 века переживала нелегкие времена, которые стали называть «Смутное время»: после смерти царя Ивана Грозного на московском престоле то и дело менялись правители, затем власть захватила Семибоярщина, а страну сотрясали крестьянские бунты и войны.

Именно в этот момент правящая верхушка Речи Посполитой совместно с католической церковью предприняла попытку захватить русские территории. Вначале это выглядело как оказание помощи Лжедмитрию I и Лжедмитрию II, а уже при Василие Шуйском началась открытая интервенция с осадой Смоленска, разгромом русской армии в битве у деревни Клушино и походом на Москву. Как раз в этот момент Шуйский был свергнут с престола, и страна оказалась в междуцарствии. Фактически власть принадлежала правительству, состоящему из 7 бояр. Опасаясь народного восстания и пытаясь сохранить свои привилегии, бояре пошли на сделку с польским королем Сигизмундом III. Они пригласили на царский престол его 16-летнего сына – королевича Владислава, правда бояре выдвинули условия о переходе королевича в православную веру и женитьбе на русской.

Вот такое положение сложилось в московской державе осенью 1610 года.

Оккупация Москвы польско-литовским войском

Уже в августе 1610 года Станислав Жолкевский с войском стоял на Ходынском поле под Москвой, куда его оправил Сигизмунд III. Гетман был противником оккупации русской столицы, поскольку прекрасно видел опасность таких действий. Он понимал, что русские бояре согласились отдать трон иноземцу только лишь вследствие безвыходности положения, а также он понимал, что никогда польский королевич не примет православие. Но король настоял на оккупации столицы русской державы.

Чтобы сохранить покой и порядок в столице до прибытия нового государя, войска гетмана Жолкевского вошли в Москву. Причем заняли они её без боя, поскольку бояре сами впустили поляков в город. Это произошло 21 сентября 1610 года. С этого момента власть в Москве фактически сосредоточилась в руках польско-литовского гарнизона под командованием Станислава Жолкевского. В столице было дислоцировано четыре полка, командовали которыми Александр Гонсевский, Александр Зборовский, Мартин Казановский и Людвиг Вайер. Жолкевский, как опытный полководец, так разместил в городе солдат своего гарнизона, что в случае каких-либо неприятностей они легко могли оказать друг другу помощь и поддержку или же отступить и укрыться за мощными кремлевскими стенами. Польские полки были расквартированы в Кремле, в Белом городе, Новодевичьем монастыре и в Китай-городе.

Приблизительно в ноябре 1610 года Жолкевский вынужден был покинуть Москву и уехать в Смоленск, где его ждал король Сигизмунд. Поэтому командование московским гарнизоном принял Александр Гонсевский.

Польские солдаты вели себя в захваченном городе как настоящие оккупанты – постоянно случались стычки с местным населением, происходили драки, насилие и убийства, осквернялись храмы. В марте 1611 года жители Москвы подняли вооруженное восстание против захватчиков. И в это же время к столице подошли отряды Первого народного ополчения. Они успешно штурмовали стены Белого города и валы Земляного города, освободив большую часть Москвы.

Чтобы удержать город, поляки вынуждены были его поджечь, а сами укрылись за стенами Кремля. Таким образом, польский гарнизон оказался запертым в центральных районах города, и перед ними отчетливо встала перспектива голода. Поэтому получение помощи извне приобрело жизненное значение.

Польский гарнизон в осажденном Кремле

Всего польский гарнизон насчитывал около 8000 человек. Но на каждого воина приходилось еще как минимум 3-4 гражданских лица. Это были семьи солдат, прислуга, маркитантки, купцы и те люди, которые пристали к войску по дороге. Поэтому можно смело говорить, что необходимо было содержать не менее 20 тысяч человек.

Первоначально за доставку продовольствия отвечал полк усвяцкого старосты Яна Петра Сапеги. Последний раз запасы в Кремль он доставил в августе 1611 года. После гибели Сапеги сбором провианта занимался литовский гетман Ян Кароль Ходкевич. Но снабжать осажденный город извне становилось все сложнее. В декабре 1611 года в стенах Кремля начался страшный голод: все, что можно было съесть — было съедено, доходило даже до проявления каннибализма. Кое-какие обозы с провиантом смогли прорваться в осажденный город, но это была капля в море. Расправиться с польским гарнизоном помогал не только голод, но и аномальные морозы 1612 года.

Освобождение Москвы

Летом стало понятно, что сопротивление польского гарнизона не имеет смысла. Поэтому польско-литовские отряды стали покидать Москву: в июне ушел полк Зборовского, а следом за ним полк Гонсевского. Командовать оставшимся гарнизоном пришлось Николаю Струсю.

В августе главные силы Второго народного ополчения подошли к Москве, где 1 сентября 1612 года состоялась решающая битва ополченцев во главе с князем Пожарским с польским войском гетмана Ходкевича, который спешил в осажденный Кремль с обозом провианта. Смертельный бой, продолжавшийся 14 часов, закончился отступлением польских воинов. И самое обидное в том, что обоз с провиантом застрял всего лишь в 1800 метрах от Кремля. Судьба осажденного кремлевского гарнизона была решена – 7 ноября он сдался.

Следующий раз польские солдаты придут в Москву ровно через 200 лет – в 1812 году вместе с Наполеоном.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!