Интерьер, стилизованный под квартиру начала хх века. Дачная архитектура конца XIX — начала XX веков

В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города.

Последние годы XIX – начало XX в.– это время господства в России модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, явления в общем космополитического (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, ибо представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.).


Владимирский дворец в Санкт-Петербурге

Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-–1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил Шехтель свой почерк.

В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж), вторая – более конструктивная, рационалистическая.

Модерн прекрасно представлен в Москве. В этот период здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии, доходные дома. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх. Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.


Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса «fin de siecle».


В годы, предшествовавшие Великой Октябрьской социалистической революции, многие выдающиеся русские архитекторы обратились к более глубокому изучению исторических стилей, стремясь лучше понять основы искусства и мастерства древних зодчих, проявляя особый интерес к восстановлению национальных традиций.

С началом XX века связаны первые разработки научных основ русского градостроительного искусства. В этот период публикуется ряд статей, которые посвящены планировке и благоустройству городов.

Темпы строительства в городах общественных и жилых зданий не успевали за темпами прироста населения. Частновладельческий интерес был основным стимулом развития города. Усилилась противоположность в застройке окраин города и его центра. В центре города жилые кварталы были переуплотнены, застроены высокими домами с глухими дворами-колодцами и полностью лишены зелени. Быстро развивавшиеся промышленные предприятия очень часто возводились даже в центральных районах города, не говоря уже об окраинах, где фабрик и заводов, "отравлявших смрадом и дымом соседние кварталы", было особенно много. На архитектуре городов отрицательно сказались и железнодорожные пути, врезавшиеся вглубь территории города. Вокруг этих путей всегда образовывались большие неблагоустроенные районы, которые были беспорядочно застроены станционными сооружениями, зданиями складов, бараками, депо.

Одновременно с развитием старых городов в районах рудных и каменноугольных месторождений (на Урале, в Донецком бассейне и других местах) возникали новые поселки городского типа. Но они главным образом обстраивались землянками и бараками; комфортабельные дома возводились только для владельцев магазинов, для инженерно-технического и руководящего персонала предприятия и т. д. Скученная застройка таких поселков, которая была лишена упорядоченной планировки и минимального санитарного благоустройства, была поводом к многочисленным пожарам.

При всей хаотичности застройки русских городов в этот период были попытки градостроительство подчинить определенному контролю. Но сводились оно к решению мелких, второстепенных и случайных задач, а также к формальному утверждению в государственных органах проектов новых зданий, основным условием чего было соблюдение "красных линий" и установленных санитарных и противопожарных норм.

Прогрессивной чертой зарождающейся в начале XX века науки о градостроительстве был рациональный подход к решению санитарных, транспортных, экономических и других вопросов, связанных с улучшением качества жизни городского населения.


До 1917 года в Москве до 40 процентов жилья составляли доходные дома, обычно, чем больше был дом, тем дешевле были в нем квартиры. Здания многих старейших доходных домов сохранились и сейчас, например, знаменитый «Чайный домик» на Мясницкой или Бахрушинский дом на Софийской набережной, Военторг был также бывшим доходным домом, это здание постройки 1912 года перестроили в сталинские времена.

Один из знаменитых и богато украшенных доходных домов - "Дом с химерами " построенный архитектором Городецким в 1901-1903 годах в стиле модерн.


В начале 1920-х гг. жителей рабочих казарм расселяли в квартиры буржуазии и интеллигенции. Также разрабатывалась идея «города-сада», в котором семьи живут в коттеджах, имеющих элементы усадебного хозяйства и домашнего ремесла. Тогда же стала воплощаться идея коллективизации быта. В более благоустроенных гостиницах появлялись «Дома советов», имевшие черты коммунального дома, но в них могли жить только работники, занимавшие высокие должности и имевшие длительный партийный стаж. Для менее значительных работников во второсортных гостиницах устраивались «Отели советов», в которых царила настоящая разруха: «Уборные не действуют… Все до нельзя загажено, полы поломаны… 1 этаж и подвал представляют сплошную клоаку…». Молодые люди, кто из революционного энтузиазма, кто для преодоления материальных проблем, создавали коммуны в фабричных казармах, в общежитиях. Так, уже в 1923 году в подобных коммунах проживало более 40% молодых рабочих.


С началом НЭПа идея коллективизации домашнего хозяйства вообще была временно отложена.

Во второй половине 20-х гг., она была возрождена в государственных масштабах, что было связано, с одной стороны, с тем, что «жилищная нужда обострена до крайности». Людям приходилось ютиться на чердаках, в подъездах, переоборудовать под жилье кладовые и уборные. Многие жили в общежитиях, в крайне неблагоустроенных, антисанитарных и тесных условиях. Обострялись социальные проблемы: каждый день в дома младенца попадало по сто-двести подкидышей, свирепствовали всевозможные болезни и т.д.

16 мая 1930 года ЦК ВКП (б) приняло постановление «О работе по перестройке быта», в котором партия обрушилась с критикой на архитекторов, ратующих за немедленное переустройство быта на социалистических началах. Их попытки были названы «крайне необоснованными, полуфантастическими, а потому чрезвычайно вредными». Оно было признано несвоевременным по двум причинам – экономической и культурной.

Немедленное внедрение социализма в повседневную жизнь было решено отложить. Пришлось вернуться к домам переходного типа, в которых сочетались бы традиционные формы быта и общественное обслуживание – столовые, детсады, библиотеки, мастерские, прачечные и т.п. Сохранялась возможность жить семьей и по минимуму пользоваться коммунальным центром. Интерес к идее дома-коммуны стал охладевать. Постепенно в архитектуре утверждался новый стиль, сталинский, отвечающий современным запросам власти, в то время как конструктивизм не просто забывался, но часто намеренно искоренялся. Архитектура получила от власти другую задачу, и дома-коммуны снова остались за бортом истории, так и не решив ни жилищного вопроса, ни проблемы создания нового человека.


На смену романтично-утопическому, строгому, революционному духу шел совсем другой, имперский, пафосный, отражавший новую политическую атмосферу.

Начиная с конца 20-х годов в строительную практику внедряются различные монолитные конструкции: оболочки, купола, шатры и т.д. Так, в Москве были построены Центральный телеграф (ул. Тверская, 7 (1927-1929 гг.)), дом «Известий» на Пушкинской площади (1927-1929 гг.), здания министерств легкой промышленности и земледелия (ул. Садово-Спасская, д.11/1); в Ленинграде – Дом Советов (Московский проспект, 212). Универсальность монолитного строительства позволяла изменять привычные формы, создавая новый архитектурный облик страны.


«Ездят у нас в Америку, а потом приезжают и ахают – ах, какие огромные дома! Пускай ездят в Москву, также видят, какие у нас дома, пусть ахают...» Иосиф Виссарионович Сталин.

Предел мечтаний советского человека, целая эпоха в архитектуре и градостроительстве, негасимый интерес современников – все это «сталинские» дома.

Когда говорят «сталинки», то подразумевают мощный фасад, облицованный гранитом или мрамором, украшенный лепниной, барельефами, колоннами и нишами, а также обширную придомовую территорию.

«Визитная карточка» этих домов – квартиры с трехметровыми потолками общей площадью от 70 кв. м. Конечно же, такие дома-мечты строились по большей части в столице.


На самом же деле сталинская эпоха включает в себя не только известные московские высотки, но и обычные дома для обычных людей.

Характерную черту «сталинского ампира» – гигантоманию – олицетворяют главные символы социалистической эпохи в строительстве – семь великолепных московских высоток. Монументальные порталы, высокие стилобаты и арки прекрасно сочетаются с великолепно украшенными фасадами и дополняются декоративными архитектурными деталями – колоннами и балконами с балясинами, башнями, шпилями.

В послевоенные годы строительство «сталинок» возобновилось в еще большем масштабе. Царившая на стройках самодисциплина, наряду с моральным подъемом и высокой сознательностью, замешанной на патриотизме и гордости от осознания недавней Великой Победы, придавали нелегкому труду сотен тысяч людей некий радостный смысл сопричастности к великому делу строительства коммунизма.


Профессия «строитель» являлась предметом гордости и уважения. Ее лучшие представители «ходили» в народных героях. Многие объекты в Москве строились с привлечением военнопленных немцев.

Конечно, от уровня современных требований заметно отстает инженерная начинка и прилегающая инфраструктура этих домов. Но их крепкий конструктив, просторные холлы и лестничные площадки, удобная планировка квартир с большими помещениями, высокими потолками, звуконепроницаемыми стенами, дубовыми паркетными полами с вентиляционным подпольем и прочими элементами, выполненные выше всяких похвал, по самым взыскательным меркам строительного искусства, до сих пор соответствуют условиям высокого комфорта.


Достаточное распространение получили и «серийные сталинки» – растиражированные кирпичные пятиэтажки, квартиры в которых получали рядовые граждане.

Самое уязвимое место сталинских домов – коммуникации, которые зачастую полностью изношены.

Cегодня «сталинские» дома привлекают, в основном, иностранцев и разбогатевших провинциалов. Квадратный метр «сталинской квартиры» даже в кризис 2008 - 2010 года стоил не менее $7 тысяч или около 200 тысяч рублей. Коренные же москвичи, вытесняемые загазованностью атмосферы и возросшей агрессивностью социальной среды, в большинстве своем, стремятся из родного города в ближайшее Подмосковье. Веяние времени…


Новостройки: Челябинска,

Вчера наконец-то вырвалась погулять - пофотографировать. Нашагала километров 10 - 15 наверное.
Целью было посмотреть и запечатлеть примеры московской архитектуры начала ХХ века. Стартовала с Пушкинской площади. Хотела сфотографировать ИД Известия, ведь здание относится именно к этому периоду постройки, но где там! Все в реламе.

Переждав дождь в уютном кафе я отправилась по Трехпрудному переулку. Здесь мне попалось сразу 2 дома постройки 1900 - 1902 годов, но посмотрите какие они разные:

хочу сказать отдельное спасибо создателям сайта Пешие прогулки по Москве за подсмотренный маршрут прогулки:)

Модерн. Особняк Шехтеля. Ермолаевский, 28

Особняк Шехтеля построен им в 1896г. на небольшом неправильной формы участке, по адресу Ермолаевский пер., 28. Очень похож на особняк Кекушева. Сейчас здесь посольство Уругвая. Здание достаточно трудно сфотографировать. Поток машин на узкой улочке, провода.... Но, очень красиво.

Модерн. Особняк Морозова. Спиридоновка, 17

Этот замечательный и очень необычный для Москвы особняк, с готическими башенками и зубчатыми стенами, был построен по заказу молодого богача, энергичного предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова. Исполнение заказа Морозов доверил 33-х летнему Шехтелю, в то время уже довольно известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся заказчику. Но заказ такого масштаба для Шехтеля был первый. Морозов, окончив Московский университет, отправился продолжать образование в Англию, изучал химию в Кембридже и был очарован английской готикой. Шехтель в то время увлекался романтикой средневековья, так что вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали и привели к потрясающему результату. Вместе с этим особняком зародился в России новый стиль - модерн, т.е. современный, новейший.

Модерн. Особняк Рябушинского. Малая Никитская, 6

На углу Спиридоновки и Малой Никитской улиц находится замечательный дом в стиле модерн, построенный архитектором Федором Шехтелем по заказу Михаила Рябушинского. Дом выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой и майоликой с изображением причудливых орхидей, широкие окна в замысловатых переплетах, рисунок которых перекликается с балконной решеткой и оградой - все продуманно, стилистически выдержано и очень красиво.

Модерн. Особняк Миндовского. Поварская, 44

Архитектор Лев Николаевич Кекушев, получивший образование в Петербурге и первые годы своей карьеры там работавший, ко времени возведения особняков на Поварской уже более десяти лет жил в Москве и находился на пике своей творческой деятельности. И построенный им к 1904 году дом, который числится на Поварской под номером 44, - квинтэссенция из созданного мастером. Здесь собраны все специфические приемы, находки архитектора, все то, что делает его стиль неповторимым и легко узнаваемым: в целом ассиметричная композиция особняка, щедрое использование скульптурной декорации, овальные козырьки, обводящие по контуру верх сооружения. И знаменитые Кекушевские львы, которые есть в каждой его постройке и которые символизируют собой имя автора - Лев, здесь тоже есть, их просто не видно снаружи. Мраморная лестница вестибюля щедро украшена бронзовыми львиными масками. Над криволинейным аттиком, обращенным на Поварскую, размещено рельефное панно с фигурками голеньких путти, символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Здание лишено каких либо эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна.

Неоклассицизм. Особняк Шлосберга. Поварская, 46

Особняк построен в 1910 году архитектором Адольфом Зелигсоном для купца первой гильдии, главы конторы по продаже мануфактурного товара Якова Шлосберга. Зелигсон архитектор не только не русский, но и не российский, он родился в Польше и приехал в Москву 1907 году уже в зрелом возрасте. За десять лет работы (после революции архитектор вернулся на Родину), им построено немало зданий, украсивших город. Зелигсон работал в стиле неоклассицизма, который наряду с модерном, господствовал в те годы в застройке города. Как известно оба эти стиля завезены в Россию из Европы, так что Зелигсон был как раз одним из «переносчиков» моды в архитектуре. Неоклассицизм отличает благородство линий и величавая простота, но в отличие от классицизма 18 века, гармония эта уже иная, более демократичная, стиль ориентирован на градостроительные задачи эпохи бурного развития капитализма и подходил для строительства доходных домов, банков, вокзалов, торговых фирм и других общественных зданий. В зданиях неоклассицизма зачастую присутствуют черты модерна, взаимопроникновение стилей порой настолько велико, что их трудно разделить. В оформлении особняка Зелигсон тоже использовал элементы модерна, а помимо этого и ренессансные мотивы и рококо, но все это каким-то чудесным образом сосуществует в гармонии. Горизонтальная крыша здания окаймлена по периметру балюстрадой, ей вторит имитация балконов под арочными окнами. Богатый орнамент под балюстрадой, львиные и женские маскароны, крылатые львы над входной дверью - все украшающие элементы выделены белым цветом, что еще усиливает их выразительность. Рельефная фактура облицовки тоже очень к лицу этому нарядному и в тоже врямя сдержанному особняку.

Конструктивизм. Особняк Мельникова. Кривоарбатский переулок, 10

Идея выстроить здание, составленное из пяти цилиндров, возникла у архитектора при проектировании одного из шести выстроенных им в Москве клубов. Проект не был утвержден, и тогда Мельников для осуществления этой идеи задумал выстроить на собственные средства дом для своей семьи с жилым и творческим пространством для архитектора - художника. Случилось невероятное - руководство столицы отвело участок площадью 720 кв.м архитектору для строительства собственного дома - единственный раз за всю историю социалистической Москвы. Дом представляет из себя фигуру из двух пересекающихся вертикально поставленных цилиндров разной высоты, но одного диаметра. Передняя часть первого цилиндра срезана стеклянным витражом, на стену заднего цилиндра накинута сетка из 38-ми шестиугольных ромбовидных окон. Поразительна внутренняя планировка, о которой сам Мельников говорил: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору - загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома».

Модерн. Доходный дом Исакова. Пречистенка, 28

Дом построен по проекту Кекушева в 1904-1906 годах. В 1906 году этот шедевр среди доходных домов был продан петербургскому купцу И. П. Исакову, по имени которого теперь и известен. Здание с тихим и светлым двором и непременной детской площадкой с улицы поражает шикарным фасадом. Стена верхнего этажа покрыта тонкой лепной сеткой и играет роль фриза, на которым красуется динамично изогнутый карниз. Богатый вид дому придают и нарядные балконные решетки, и изумительные оконные переплеты. По сторонам слухового окна, которое само по себе является произведением искусства, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой - символами просвещения. Парадная лестница делит дом на две части - переднюю и заднюю, которые смещены по высоте на пол-этажа относительно друг друга. Это позволяет использовать для входов в квартиры каждую лестничную площадку и ввести задней половине дополнительный шестой этаж; передняя часть - пятиэтажная. Дом вне всяких сомнений предназначался для весьма состоятельных жильцов - всего две квартиры на каждом этаже. Внутренняя планировка предусматривает деление квартир на парадную зону и отдельно - жилые комнаты, ванная и кухня с выходом на черную лестницу.

Модерн. Особняк Кекушева. Остоженка, 21

Архитектор Кекушев построил свой особняк на маленьком участке, на Остоженке, 21 в 1902 году. Особняк стилизован под средневековый замок с островерхой башенкой. Сейчас здесь посольство Египта

Москва 100 лет назад не была столицей, но собственное жилье в ней могли себе позволить только состоятельные люди. Большинство же горожан рассчитывали на аренду: в городе сдавались и дорогие барские апартаменты, и разного качества квартиры в доходных домах, и комнаты-меблирашки, и даже углы и койки. О том, как москвичи решали квартирный вопрос в начале ХХ века, - в спецпроекте «РБК-Недвижимости»

В 1882 году в Москве было 143 доходных дома в четыре этажа и выше, а к 1900 году — 553. В 1906 году городская управа выдала 1859 разрешений на строительство, в 1908 году — 2248, а в 1910 году — 2955

Доходные дома

На рубеже XIX-XX веков в Москве начался строительный бум - в это время город стали активно застраивать многоэтажными доходными домами. К 1917 году они составляли 40% жилой недвижимости Москвы.

Доходный дом — здание, построенное владельцем земельного участка специально для сдачи квартир в аренду. Именно с них началась эпоха многоквартирных домов, в которых сегодня живут москвичи: сейчас квартиры в основном принадлежат жильцам, в советское время их единственным собственником выступало государство, а в начале ХХ века квартиры были исключительно арендным жильем.

Доходные дома отличались повышенной этажностью (от четырех этажей), расположением квартир вокруг лестничных клеток, парадными фасадами. Здания целиком принадлежали как частным лицам, так и различным организациям: учебным заведениям, монастырям, коммерческим и благотворительным обществам.

Высокую девелоперскую активность в начале ХХ века поддерживало наличие свободной земли под застройку. «Новое строительство шло по большей части на землях, которые массово распродавали представители оскудевающего дворянства, — рассказала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Галина Ульянова. — Участки эти находились на территории старых городских усадеб. Купцы выкупали землю с постройками впрок, но в первые 10-15 лет ничего на них не возводили, в лучшем случае сдавали под склады. Также покупали и «порозжие», то есть порожние, пустые участки. Поначалу новые владельцы просто не знали, насколько выгодным делом будет застройка этих участков доходными домами. Но постепенно они созревали для радикальных решений, и территория внутри Садового кольца начала меняться».

В начале XX века на московском рынке недвижимости выделились четыре категории доходных домов, которые существенно различались по комфортности и размеру жилья.

К первому типу относились дома с так называемыми барскими квартирами. Ко второму типу - дома для высокооплачиваемых служащих банков, страховых компаний, акционерных обществ и частных предпринимателей. К третьему типу относились дома с небольшими квартирами для людей со средними доходами (чиновников и учителей). И наконец, четвертый тип — это дома с коечно-каморочными квартирами, в которых жили небогатые люди, приехавшие в Москву на заработки. В них размещалось различное недорогое жилье, в том числе ночлежки в подвалах для самых бедных слоев населения.

План доходного дома


Подготовил историк Павел Гнилорыбов, основатель канала «Архитектурные излишества»

Половину первого этажа занимает лавка бакалейных товаров. Приказчики большую часть времени ведут себя солидно, но иногда курят на заднем дворе, громко смеются, отвешивают «леща» мальчишкам.

Торговля вызывает недовольство живущего через стенку капитана. Он уволился с военной службы в не самом высоком чине, любит вспоминать русско-турецкую войну и заводит пластинки.

На втором этаже принимает пациентов молодой врач. Он пять лет назад получил образование, все болезни в XX веке модно объясняет нервной составляющей, поэтому доктор не страдает от нехватки пациентов, долго выслушивая их жалобы.

Пестроту доходного дома, где каждый норовит урвать пару копеек, нарушает антиквар - он коллекционирует гравюры, офорты, часами сидит над своими сокровищами, но, чтобы сводить концы с концами, держит букинистическую лавочку на Никольской улице.

На третьем этаже в первой квартире живут вскладчину трое студентов Московского университета. Чем выше этаж - тем ниже стоимость. Студенты - из разночинцев. Деньги родители присылают редко, поэтому юноши работают репетиторами, корректорами в типографии, учат великовозрастных балбесов из дворянских семей.

На самом верху следит за порядком хозяин этого небольшого доходного дома. Несколько крепких стен, выполненных в красном кирпиче, - весь его капитал. При жизни старик был колесным мастером от Бога, заслужил уважение, авторитет и постоянных клиентов, что позволило к старости инвестировать в жилищное строительство на окраине Москвы. Деньги со своих жильцов домовладелец собирает сам. Военный, врач и антиквар платят аккуратно. Иногда задерживают платеж студенты, но старик в целом лоялен.

Первый лифт в Москве был установлен в доходном доме Н. И. Силуанова на Рождественском бульваре, д. 17, в 1904 году

Барские квартиры

В престижных доходных домах, строившихся в Москве в начале ХХ века, квартиры были большими и дорогими - их называли барскими. Снимали такое жилье обычно перебравшиеся в город из деревенских усадеб дворяне, иногородние зажиточные купцы, часто бывающие в столице, а также профессора, врачи, юристы с хорошим заработком и постоянной клиентурой.

Выражение «барская квартира» в газетных объявлениях о сдаче жилья означало, что цена его значительно выше средней. Но желающих вселиться в роскошные апартаменты не хватало. По данным авторов книги «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века» Владимира Руги и Андрея Кокорева, проведенная в 1907 году жилищная перепись показала, что в Москве пустовало 7% таких квартир.

Аренда барских квартир стоила в среднем 120-140 руб. в месяц, но встречались предложения и дороже. Обычно в них было 7-15 комнат с хорошей мебелью, помещения для прислуги. В домах с такими квартирами имелись водопровод, канализация, прачечная, голландское отопление, а в некоторых даже лифт.

Галина Ульянова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:

— Люди, которые могли снять квартиру если не в ассирийском стиле, то, по крайней мере, четыре — шесть обычных комнат, отнюдь не были малоимущими. Это те, кого позже назовут представителями среднего класса, о наличии которого в России идет спор уже добрых сто лет: служащие банков, фирм, железнодорожных компаний, обедневшие (и потому работающие) дворяне, врачи, юристы, преподаватели вузов и гимназий. Для многих категорий служащих оплата за жилье специально предусматривалась при определении размеров зарплаты, потому что казенные квартиры полагались лишь немногим счастливчикам. В архиве я нашла сведения, что, например, профессор Московского технического училища (которое потом стало Бауманским) Яков Яковлевич Никитинский в 1894-1898 годах получал в качестве жалованья в год 2400 руб. плюс 300 руб. «столовых» (на питание) плюс 300 руб. «квартирных». Жалованье муниципального инженера в Москве было выше - заведующий постройкой Рублевской насосной станции Иван Михайлович Бирюков в 1900 году получал 5000 руб. в год плюс 1200 «квартирных» руб.

Красные «билетики» — объявления о наличии свободных квартир, зеленые - о наличии свободных комнат. Этот порядок московские власти установили в 1908 году

Квартиры для среднего класса

Для людей среднего и малого достатка в Москве катастрофически не хватало качественного жилья. Качественным считалось жилье с удобной планировкой в прочном здании с водопроводом и канализацией. Но 100 лет назад найти в столице подходящую квартиру было крайне сложно, в сезон аренды по всему городу шла охота за красными и зелеными «билетиками» на дверях домов, оповещавшими о наличии свободных квартир.

Сезон аренды квартир в Москве начинался в августе, потому что москвичи на лето перебирались жить за город, а ближе к осени снова начинали подыскивать городские квартиры. Часто менять место жительства приходилось еще и потому, что домовладельцы постоянно повышали арендную плату.

«Квартиры, стоившие пять-шесть лет назад 50 руб. в месяц, теперь нельзя снять меньше 80—100 руб. Сравнительно недавние цены на квартиры из двух небольших комнат с кухней руб. в 30 в месяц - теперь уже не существуют. Теперь это стоимость чердачного помещения или двух комнат без кухни на фабричной окраине. Не преувеличивая, можно сказать, что процентов 50 или 60 - это типичная для Москвы разница в смысле повышения квартиры всякого рода, сравнительно с расценкой 1904—1905 гг.», — приводят Владимир Руга и Андрей Кокорев в книге «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века» цитату из материала газеты «Голос Москвы» от 1910 года.

Учитывая высокий спрос на жилье, в квартиры переделывали сараи, амбары и даже конюшни, пишут историки. Многие такие квартиры даже имели неплохую отделку, но жильцы жаловались на сырость и холод. Однако и выбирать не приходилось - только такие квартиры и оставались на рынке после сезонного пика.

Меблиро-ванные комнаты и ночлежки

На рынке недвижимости Москвы начала ХХ века историки выделяют так называемые меблированные комнаты, или меблирашки, как их называли в народе, — это нечто среднее между доходным домом и гостиницей. Перед Первой мировой войной в Москве их насчитывалось около двухсот.

Селились в меблирашках невзыскательные москвичи и приезжие, которых устраивало жилье за 30 коп. в сутки, говорится в книге Владимира Руги и Андрея Кокорева. За эти деньги можно было снять комнату с необходимой мебелью и обслуживанием (уборкой, подачей чая и т.п.), а в номерах подороже мог стоять рояль. От частных квартир меблированные комнаты отличались в основном тем, что там действовал четкий регламент: часы посещений, уровень допустимого шума и т.д.

Коечно-каморочные квартиры - это самое дешевое и низкокачественное арендное жилье, которое можно было найти в Москве 100 лет назад. Сдавали там небольшие ячейки с кроватью, стулом и столом или же просто кровати (иногда отгороженные занавеской), а то и вовсе угол, место на печке или на одной койке с соседом. Царили там обычно немыслимые теснота, грязь, духота и антисанитария. Стоимость койки в таких квартирах стоила в среднем 5 руб. в месяц.

В самом конце XIX века в Москве провели перепись, по результатам которой было зарегистрировано 16 тыс. коечно-каморочных квартир, которые порой занимали целые дома, пишут историки. Более 80% таких квартир располагалось за пределами Садового кольца, ближе к фабрикам и вокзалам.

В конце XIX — начале XX века в Москве активно развивается культура дачной жизни. И состоятельные москвичи, и люди среднего достатка массово выезжали на лето жить за город. Предложения были на любой вкус и кошелек.

Самые высокие цены на аренду и покупку загородного жилья держались на Звенигородском и Казанском направлениях, но и престижное сегодня Рублево-Успенское тоже пользовалось спросом. Любопытно, что некоторые московские районы, которые сегодня не считаются престижными, в то время были дорогими дачными местами. Например, по данным Галины Ульяновой, в 1912 году дачи в Новогирееве сдавались по цене 6 тыс. руб. за лето, а в Люблине они стоили уже 12 тыс. руб. Тогда как в Серебряном Бору, где позднее имела дачи советская партийная номенклатура, в начале ХХ века дом можно было снять за 3-6 тыс. руб. А в Сокольниках в эти же годы предлагались дачи всего лишь за 100-300 руб. за весь летний сезон.

Люди среднего достатка не могли себе позволить оплачивать одновременно московскую квартиру и дачу, поэтому в апреле — начале мая они оставляли городское жилье и переселялись на дачи со всем своим скарбом. Многие умудрялись сэкономить на разнице городских и загородных цен по 100 руб. за лето, кроме того, не нужно было сторожить московскую квартиру. В конце сезона дачники возвращались и снова снимали жилье в Москве.

В это же время начинают появляться дачные поселки. Видя летний ажиотаж, предприниматели начали организованно строить и сдавать дачи в ближнем Подмосковье. Разброс цен в одном дачном поселке был значительный: наем дома мог стоить и 60 руб., и 800 руб. за лето. Со временем и родовая аристократия начала зарабатывать на дачниках, сдавая в аренду дома в своих подмосковных усадьбах по цене от 100 руб. до 2,5 тыс. руб. В дачный бизнес включались и поставщики смежных услуг. Например, объявления о «постановке ватерклозета на даче» уже тогда не были редкостью.


Дачи, виллы и особняки: Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / Под редакцией Вл. Стори. - С.-Петербург: Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. - IV, 72 с., ил. - (Дачная архитектура за границей).

От редактора

Предлагаемый вниманию русских читателей сборник иностранных архитектурных проектов, является первой попыткой ознакомить их с мотивами иностранного зодчества. Здесь собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, а помещаемый ниже текст, представляет выдержку из объяснительных записок при проектах и вполне знакомит нас с теми требованиями, которые предъявляются к дому-особняку западными европейцами, привыкшими к бо́льшему комфорту и удобствам, чем мы, русские. Хотя не во всем и не всегда можно согласиться с положениями немецких авторов, однако приходится все же признать их глубокую продуманность и приспособленность к требованиям жизни данного народа. Для нас, русских, большинство помещенных здесь планов не пригодно в целом виде. У нас совершенно другие жизненные требования.

Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, не скоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика; поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае.

Все помещенные здесь проекты, большей частью относятся к каменным постройкам, хотя могут быть пригодны и для деревянных оштукатуренных. Хотя на первый взгляд и кажется сравнительная дешевизна заграничных построек, на самом же деле, подсчитав, выходит, что кубическая сажень постройки обходится от 90 руб. до 120 руб.

При пользовании масштабом полезно помнить, что и погонный метр равняется почти 1½ аршинам.

Для облегчения пользования настоящими планами, мой архитектурно-строительный кабинет принимает на себя труд по переработке их применительно к требованиям русских клиентов и законоположений.

Вл. Стори.

ТЕМЫ ТАБЛИЦ.

(* План в конце книги)

ТАБЛИЦЫ:

I. Каменный одноэтажный загородный особняк с жилым полуподвалом; крыт, как и большинство остальных, черепицей

III. IV.* Типы каменных особняков. Легко могут быть приспособлены для пансионатов

V.* Камен. одноэт. особняк с мезонином - пригоден особенно для помещичьего дома

VI.* Камен. двухэт. особняк - интересен своим внутрен. расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II эт. Для большинства русских семейств план требует переработки

VIII.* Тоже - но более удобное расположение комнат. Интересна обработка входного крыльца в виде грота

IX. Двухэт. камен. особняк - в стиле английского модерна. В виду своей обширности, план может быть разработан под санаторию или пансионат.

X. Камен. двухэт. жилой дом легко может быть приспособлен в доходный на четыре квартиры. Стиль модернизованный ампир

XI. Каменная вилла с мезонином в стили английского коттеджа для большого семейства, пансиона или санатории

XIV. Небольшой каменный дом на две квартиры с самостоят. входами

XVI. Деревян. оштукатуренный особняк с мезонином. Ограда или бетонная или каменная с деревянной решеткой

XXXV.* XXXVI. Каменные виллы в английском стиле

LV. Небольшой особняк смешанного типа, низ каменный, верх деревянный

LVI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле

LVII.* Загородный особняк. По удобству плана может быть приспособлен под комнатную систему

LVIII. Небольшой охотничий домик

LIX. LX. Различные фасады одной и той же виллы в швейцарском стиле

LXI. Каменный особняк в новом немецком стиле

LXII. Небольшой домик в швейцарском стиле. Может быть каменный или деревянный. Наверху мезонин

LXIII.* Садовый павильон; может быть пригоден и для летней дачи с круговой террасой

LXIV.* Деревянная или смешанного вида вилла; верх полумансардного типа в стиле немецкого модерн; достойна внимания обработка сада

LXV.* Небольшая загородная вилла. Очень удобная распланировка комнат. Помещены два фасада, главный и боковой

LXVI.* Тоже. Мотив небольшой загородной виллы с мезонином. На боковом фасаде (с правой стороны) видна решетка из дранки для вьющихся растений

LXVII. Пример расположения усадьбы на косогоре

LXVIII.* LXIX.* Каменный дом на четыре квартиры в стиле английского коттеджа. Представлены два противоположных фасада. Может быть использован как домик для рабочих на заводе

LXX.* Вилла каменная с мезонином. Может быть бревенчатая

LXXI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле. Внизу только зало-столовая и кухня, наверху три спальни и ванна. Удобен для загородных приездов

LXXII.* Каменный особняк в новом немецком стиле

LXXIII. Каменный особняк в стиле английских коттеджей

LXXIV.* Бревенчатый дом-изба для большого семейства. Годен для сельской школы или пансиона. Имеется большой зал для игр. Может быть приспособлен и под загородный ресторан

LXXV. Мотив загородного полуособняка на две квартиры с мезонином. Каменный или деревянный штукатуренный

LXXVI.* LXXVII. Двухэтажные особняки в ложнорусском стиле; могут быть приспособлены и под доходные дома

LXXVIII.* Небольшая служебная надворная постройка: кучерская, конюшня и сарай

Краткий объяснительный текст*)

*) Извлечение из книги Генель и Чармана.

При постройке дома никогда не следует забывать, что и в самом маленьком домике можно создать уют и красоту, соединить изящество и стиль. Но это возможно только в том случае, если место для постройки будет выбрано также осмотрительно и тщательно, как будет производиться сама постройка и вырабатываться предварительный ее план (проект).

Главнейшие требования, которым должно удовлетворять место будущей постройки следующие:

  1. Высокая сухая местность.
  2. Близость питьевой воды.
  3. Возможность устройства стоков для нечистот.
  4. Удобные дороги.
  5. Близость аптеки, доктора, школы (или удобное сообщение с ней).
  6. Материальная обеспеченность поселенцев, дабы иметь возможность впоследствии разложить повинности на большее количество плательщиков.

Следует избегать:

  1. При гористой местности плывуна-грунта (опасность оползней и сдвигов).
  2. Избегать сырых и болотистых мест.
  3. При близком соседстве больших городов обследовать историю места; не была ли здесь свалка или кладбище.
  4. Избегать при планировке поселка¹) прямых слишком широких улиц, как скучных и однообразных; желательно разбивка улиц криволинейных в виде аллей.
  5. Избегать больших проезжих дорог, как пыльных и слишком шумных.
  6. Избегать фабричных районов.

____________

¹) Существует противоположная теория, указывающая на прямолинейность улиц, как на важный фактор в смысле естественной вентиляции (сквозняк) всего поселка.

Примечание В. С.

Желательно выбирать место на южных склонах, защищенных от северных и северо-восточных ветров с небольшими хотя бы древесными насаждениями (дают тень и защита от ветров).

Дом располагать в северной части усадебного места, дабы оставалась большая площадь солнечная; избегать излишней порубки имеющихся деревьев (см. проекты № 22 и 31).

Во избежание излишних расходов в будущем, необходимо прежде постройки, основательно продумать план, для чего всегда полезнее обращаться к специальному архитектору, т. к. деньги заплаченные за хороший проект всегда сторицею вернутся.

Архитектор должен точно знать все требования строющегося и вполне проникнуться его желаниями и стремлениями и обязанности архитектора вовсе не заканчиваются с представлением архитектурного проекта, а наоборот постройки от начала до конца должны вестись под непосредственным его надзором и руководством, т. к. всегда является масса вопросов, которые не могут быть разрешены иначе, как при совместном на месте обсуждении их владельцем с архитектором; который должен постоянно напоминать клиенту, что всякие изменения и дополнения вызывают и излишние расходы, вначале кажущиеся незначительными. Архитектурный проект не должен быть лишь красивой картинкой, но вполне отвечать также и требованиям жизни.

Архитектору необходимо указать число и назначение комнат в каждом этаже, их взаимное соотношение, назначение подвала, чердака и т. д.

Хотя одноэтажный дом всегда обходится дороже двухэтажного, однако нельзя не указать удобство первого с практической точки зрения. Наконец необходимо иметь в виду общие удобства дома, дабы не обесценивать его в случае продажи или перехода к другому владельцу и, т. к. одним из главных лиц, пользующихся домом - является хозяйка, то и необходимо участие этой последней в обсуждении плана дома.

В хорошем доме на среднюю семью необходимо следующее количество комнат¹):

____________

Приемная - небольшая.

Столовая - большая и малая.

Рабочий кабинет.

Комнаты для игр.

Музыкальная комната.

Комната для танцев (зал).

Зимний сад.

Детская для игры.

Детская для работы.

Спальни в зависимости от числа и возраста детей.

Спальня для родителей.

Ателье (с потолочным светом).

Комната для прислуги.

Комната для обеда и дневного пребывания прислуги.

К спальным комнатам примыкают - туалетные ванные, гардероб, w. c.

Желательно особые умывальные для прислуги.

Бельевая комната и рядом небольшая комната для починки белья.

Лестничная клетка (Diele) должна иметь жилой уютный вид и снабжена прихожей и туалетной.

Между передней и кухней, для избежания чада, должен быть коридорчик.

Кухня из отделений: собственно кухня, судомойня, помещение для мяса, кладовые и буфетная. Серебро же должно храниться в шкафу в столовой.

Хорошо иметь особое помещение для чистки платья и сапог.

В подвале помещение для центрального отопления, угля, керосина; винный погреб с прохладной комнатой для питья и отдыха.

С южной его стороны дворницкая с отдельным выходом.

Затем надо темное помещение с водопроводом, гараж для автомобиля и велосипедов. Необходимо иметь особый черный ход и сени, помимо кухни и вообще стараться, чтобы изолировать чисто хозяйственное помещение от комнат (см. стр. 2, 4, 11 и 78).

«Куда приходит солнце, туда не заглядывает доктор»; поэтому желательно располагать дом по диагонали к меридиану, чтобы все комнаты были светлые; особенно же детские.

Спальни предпочтительно на Восток, т. к. в них к вечеру делается прохладнее.

Следить, чтобы ветром не заносило кухонного чада в дом. При простых отхожих местах устроить вентиляцию в особый канал при кухонном дымоходе.

Устройство центрального отопления необходимо поручать специалисту инженеру заранее, дабы во время постройки оставлять необходимые места для батарей и проч.

Прачечную практично помещать на чердаке.

Высоту комнат англичане обычно делают в 4½ арш.

Избегать слишком больших комнат, как не уютных.

Следует предусмотреть проводку горячей воды на верх; вообще практично делать в комнатах краны холодной и горячей воды; особенно в спальнях.

Большое удобство также представляет внутренний телефон, лифт для подачи кушаний, если кухня внизу. Необходимо устройство w. c. в каждом этаже.

Полезно также пользоваться стенами для устройства в них ниш и шкафов.

Относительно внутренней отделке комнат, то она должна отличаться изящной простотой: потолок лучше всего гладкий штукатуренный белый с цветным бордюром. Стены окрашены масляной краской в мягкие спокойные тона в соответствии с мебелью и наружностью хозяйки.

Террасы, хотя желательны, но удорожают постройку и их могут с успехом заменять комнаты мезонина с большими окнами¹).

____________

¹) Совершенно неправильное мнение. Примечание В. С.

Что же касается внешнего вида дома, то он должен находиться в соответствии с окружающими зданиями и стиль дома не должен выражаться украшениями, а должен выразиться в форме самой постройки.

Необходимо пользоваться местным строительным материалом.

Садовая ограда желательно сплошная, дабы пыль, шум и чужой глаз не проникали в сад (см. пр. № 30).

Садовая мебель лучше всего простых строгих форм белая лакированная, хорошо выделяющаяся на фоне зелени.

Вышеприведенные краткие указания да послужат к поднятию того мещанского строительства, которое свило довольно прочное гнездо в Германии²).

____________

²) Последнее слово вполне можно заменить словом „России“. Примечание В. С.

1. Speicher - кладовая.

2. Schlafzimmer - спальня.

3. Badstube - ванная.

4. Wohnzimmer - жилая комната.

5. Wintergarten - зимний сад.

6. Anrichte - буфетная.

7. Speisezimmer - столовая.

8. Diele - центральная комната с лестницей на верх, обычно в два света.

9. Vorplatz - площадка-коридор.

10. Empfangszimmer - приемная.

11. Halle - см. № 8.

12. Wohndiele-см. № 8, приспособленное под жилье.

13. Offene Veranda - открытая веранда.

14. Geschlossene Veranda - закрытая веранда.

15. Gesellschaftszimmer - гостинная.

16. Wohnraum - жилая комната.

17. Flügel - флигель (особнячек).

18. Toilette - туалетная (уборная).

19. Waschküche - судомойня.

20. Küche - кухня.

21. Gastzimmer - комната для приезжающих.

22. Kinderzimmer - детская.

23. Eiszimmer - ледник.

24. Gutestube - маленькая гостинная.

25. Zimmer - комната.

26. Salon - зало.

27. Schrank - шкаф.

28. Fräulein - гувернантка.

29. Herrenzimmer - комната для молодых людей.

30. Damenzimmer - будуар.

31. Arbeitszimmer - рабочий кабинет.


II.* Каменный двухэтажный особняк, может быть приспособлен и под две самостоятельные квартиры. Очень удобное расположение комнат





VI.* Каменный двухэтажный особняк - интересен своим внутренним расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II этаже. Для большинства русских семейств план требует переработки


VII.* Тип английского коттеджа на небольшую семью. Фасад изящен своей простотой










































XLVIII.* Деревянный штукатуренный полуособняк на две квартиры с самостоятельными входами. Под крышей мезонин

XLIX. Небольшой особняк с мезонином. Бревенчатый штукатуренный или каменный




LII. Особняк смешанного типа: низ каменный; верх фахверный или штукатуренный с деревянными тягами


LIII.* Того же типа дом


17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.


Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства. Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.


Рубеж 17-18 веков - это время новой для России архитектуры, архитектуры барокко. Барокко по-итальянски - причудливый, странный - это характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Франция. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия "Западной цивилизации". Именно под влиянием идей барокко Пётр I заставил своими реформами Россию отказаться от своей самобытности и идеи "Москва - третий Рим" в пользу приобщения к семье европейских народов.

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора.

Нарышкинский стиль (Нарышкинское или Московское барокко ) является условным названием специфического направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападно-ориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.


Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга.

После военных и дипломатических побед Россия вступает в число европейских стран полноправным и сильным государством, и желание быть равными во всем с европейскими партнерами сказывается и в новом устройстве городов.

В архитектуре середина 18 века стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский В середине 18 века стиль барокко в России имел ярко выраженный национальный характер, сохранив преемственность декоративных приемов русских зодчих 17 - начала 18 века. Это многоколонное убранство на фоне яркой окраски стен (синей, красной, желтой, зеленой).

В Москве сохранилось немало замечательных памятников зодчества середины 18 века, авторство которых не установлено, многие из них были крепостными. Один из них - дом Апраксиных у Покровских ворот.


Во второй половине XVIII столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. Во второй половине XVIII - первой трети XIX веков русский классицизм поставил русскую архитектуру на ведущее место в развитии мировой архитектуры. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию.

Характерные принципы классицизма - единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии.


Особенностями классицизма являются: четкая планировка, масштабность, стоечно-балочная структура зданий. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит - таковы характерные черты этого стиля. Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России.

Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 - 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым. "Пашков дом" до сих пор считается самым красивым зданием Москвы.

Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее величественность, разнообразие форм, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром - залом - главной гостиной. Выделилось два основных типа городских усадеб:

Главный дом вынесен на красную линию улицы, а весь комплекс спрятан внутри;

Главный дом "середь дворов", передний двор отделен оградой, а все хозяйственные постройки - в флигелях.

В последней трети ХVIII века освобожденное от обязательной государственной службы дворянство принялось обстраивать свои подмосковные усадьбы. Загородные усадьбы поражают чувством гармонии, которым проникнута архитектура дворцовых сооружений, регулярных и ландшафтных парков. Жемчужинами среди таких загородных усадеб являются Кусково, Останкино, Архангельское.


В 1812 г. началась Отечественная война. 2 сентября 1812 г. в Москву вступила армия Наполеона. В тот же день начались пожары, продолжавшиеся до 6 сентября. Выгорело две трети города. После ухода из Москвы французов все надо было начинать сначала.

В истории русской и мировой архитектуры возрождение Москвы после событий 1812 г. по размаху и темпам строительства можно сравнить лишь с выдающимся событием XVIII века - созданием новой столицы России, Петербурга. Был составлен новый генеральный план города. Была заново спланирована Театральная площадь с величественным зданием Петровского театра, шла перепланировка Красной площади, обновились Торговые ряды, восстанавливался Московский университет, строился Манеж над заключенной в трубу речкой Неглинной разбивался Кремлёвский сад. Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвящённой победам скульптурой - всё это отвечало героическим свершениям народа - победителя, отстоявшего независимость России.


После пожара в Москве строилось одновременно такое большое количество жилых зданий, какого в прошлом никогда не было. В этих условиях встала задача определить стандарты и типы жилых домов, чтобы удешевить и ускорить строительство и достичь стилевого единства художественного облика города.

Строительство Большого театра было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. Немногое дошло до нас от Большого (Петровского) театра Михайлова - Бове. Грандиозный пожар 1853г., уничтоживший все интерьеры здания, и перестройка театра А. Кавосом исказили классически строгую архитектуру театра Бове. Но и теперь Большой театр остается одним из значительных и величественных сооружений столицы.


В этот последний этап развития классицизма, получивший не совсем точное название ампир (в подражание стилю империи Наполеона), наряду с ансамблями и грандиозными общественными зданиями создаются прекрасные особняки; они связаны главным образом с именами архитекторов А. Г. Григорьева и О. Бове. Заслугой московских архитекторов явилось соединение классических общеевропейских основ архитектуры с исконно русскими традициями. Небольшие, в основном деревянные дома, оштукатуреннные и имитирующие камень, частично ещё сохранились в переулках современной Москвы.

К середине 19 в. территория России достигли 18 млн. км, а население 74 млн. человек. Количество губерний в начале века - 47, в конце 69.

В этот период возникло и сложилось большое число новых типов зданий, началось внедрение новой техники в строительство, резко изменилось роль города и пути его развития.

К концу периода застройка многих городов больше чем наполовину состояла из зданий, возведенных в середине 19 – начале 20 веков.

Архитектурные направления: эклектика, стилизация, модерн, национальный романтизм, рационалистические течения.

Начальный этап – от классицизма к модерну, завершающий – от модерна к новой архитектуре.


Строительство промышленных и инженерных сооружений, торговых зданий и доходных домов характеризует этот период в целом. Объем мирового промышленного производства вырос более чем в три раза, наибольшие темпы роста наблюдались в десятилетие с 1880 по 1890 годы, когда промышленное производство увеличилось на 68%. В последнюю четверть 19 в. архитектура в наибольшей степени испытывала влияние буржуазии как класса. Последнее десятилетие – интенсивные поиски нового стиля, проявившиеся ярко в европейском модерне. Наряду с модерном в начале 20 в. наблюдались различные варианты т. н. национально-романтических направлений.


Основным градообразующим фактором стала промышленность, что существенно повлияло на планировочную структуру городов и типы зданий. Быстрый рост городов привел к стихийной бессистемной застройке с увеличением ее плотности, повсеместно упала регулирующая роль городских властей. Появились дворы-колодцы, сократились зеленые насаждения, выросли трущобные районы. Это привело к ухудшению санитарно-гигиенического состояния городов. Лишь на рубеже веков начало складываться новое градостроительное законодательство, однако, регулирующая роль государственных и местных властей оставалась минимальной.

В середине 19 века определились два основных типа рабочего жилища – небольшой индивидуальный дом в фабричном поселке и многоквартирный дом в городе.

В 1889 году в Париже – Первый международный конгресс, посвященный дешевому жилищу.


Жилищный вопрос был одним из наиболее острых в строительстве рассматриваемого периода.

Наиболее распространенный тип городского жилого дома 19 века – доходный дом - отразил подход к архитектуре освещаемого периода:

Коммерческий подход к использованию городской территории,

Деление квартир в зависимости от состоятельности жильцов,

К концу 19 века все большее значение приобрели технические и потребительские качества жилья (уровень благоустройства, ориентация, звукоизоляция и т. д.). Началась работа по рационализации и стандартизации массового жилища. К концу рассматриваемого периода архитекторы разработали приемы проектирования и строительства, развитые в последующем, вплотную подошли к созданию современных типов городского жилого дома, которые сложились к 20-30-м годам 20 века.

Промышленное строительство.

Проектирование и строительство промышленных и инженерных сооружений сформировало и укрепило новую профессию инженера-строителя, значительно обгоняя другие виды строительства.

Область строительства разделилась на гражданскую, где правил бал архитектор, и инженерно-промышленную, где господствовал инженер. Обособление этих профессий подготовило формирование «новой архитектуры», выявило два различных критерия – один для архитектурных сооружений, другой для инженерных.

Мосты – инженерные сооружения, приобрели большое значение, явились своеобразной экспериментальной площадкой, где испытывались большепролетные конструкции: фермы, трехшарнирные арки, висячие системы.


Но горожанин, гордясь достижениями промышленной цивилизации, ориентирован был все же на эклектичную архитектуру. Отсюда и резкая критика современниками Эйфелевой башни. Инженерные формы еще не были признаны «законными» архитектурными формами в обычных зданиях.

Для современной архитектуры большее значение сыграли Хрустальный дворец (1851), Галерея машин (1878), Дворец машин (1889), показав какие возможности таятся в металлических конструкциях.


Конструкции перекрытия дебаркадера железнодорожного вокзала были металлическими, а фасад здания вокзала оставался в виде традиционного палаццо. Металлические конструкции, не затронув внешний облик зданий, изменили характер интерьеров. Верхние торговые ряды в Москве (1889-1893).

Инженерия и архитектура, вступив в содружество, в начале 20 века начали органично взаимодействовать. Архитекторы почувствовали необходимость освоения новых конструкций. Принципиальными в этом отношении были проекты и постройки Т. Гарнье, П. Беренса, О. Перре применял железобетонные конструкции в гражданском строительстве. В промышленном строительстве раньше, чем в других областях архитектуры, стали применятся стандартизация и механизация, новые строительные материалы и конструкции, сборные элементы, рациональные приемы планировки. Металл и железобетон, металлический каркас, металлический купол, решетчатые металлоконструкции, сетчатые и подвесные системы и др. Инженеры – Эйфель, Контамен, Реблинг, Шухов и др.


Железобетон оказал огромное влияние на все развитие мировой архитектуры. Два вида ж/б конструкций – безбалочные перекрытия и ж/б оболочки «Новый стиль» в рассматриваемый период был «создан» один – европейский модерн . Модерн отказался от тектонического декора, перейдя к использованию откровенно декоративных элементов.

Модерн показал архитектурно-композиционные возможности новой функциональной организации интерьера здания, выдвинув на первый план требования комфорта. Модерн ввел как художественное средство металл и стекло.

Модерн – первый интернациональный стиль, не имевший архитектурных традиций в конкретной национальной архитектуре. Модерн начал современный этап развития современной архитектуры, выработав международный архитектурный язык. Но и модерн не избежал ошибок, увлеченный формально-эстетическими поисками. С уходом пластического декора ушла и стилистика модерна.

Наступил переходный этап от модерна к «новой архитектуре»:

Новый возврат к классицистическим формам в фасадах. Сторонники этого возврата боролись и с эклектикой, и с модерном, и с теми архитекторами начала 20 в., творчество которых подготовило становление функционализма. (Исходная точка – начало 19 в.)

После упадка модерна – национальный романтизм, замена декора модерна национальным декором. (Исходная точка – модерн)

Архитектура шла от классицизма начала 19 в. к рационализму 20 в. сложным путем поисков, и далее – к функционализму 20-30-х гг. 20 в.

Так или иначе, все новые направления были связаны с модерном, даже если исходили из отрицания его принципов.

Первое направление развивало и углубляло художественные поиски модерна – рисунок линий перенесен в сферу пластики самой стены. Металл, формы природы у А. Гауди, пластические возможности бетона у Мендельсона, динамика формы машины у Сант-Элиа. Ряд архитекторов был близок к экспрессионизму изобразительного искусства.


Вторая линия поисков – отрицание декора вообще. Эстетика пуризма выражена в теоретических и практических работах А. Лооса. Ле Корбюзье, Ауд, Дусбург – близки кубизму, их движение к современным конструкциям от простых геометрических форм.

Третья линия – к простым формам от функции и конструкции. Именно это направление подготовило появление и триумфальное развитее функционализма. Англия.


Инновационный завод в Англии.

На рубеже 19-20 вв. менялась структура населения и как следствие, менялась структура города – строились фабрики и заводы, крупные торговые предприятия, склады, здания технических бюро и акционерных компаний, особняки и квартирные дома для различных слоев населения.

Городское строительство приобретало случайный характер, промышленное строительство было подчинено тенденциям капиталистического развития хозяйства.

Многие отрасли промышленности перестраивались за счет банковских кредитов и притока иностранного капитала. “Образцовые проекты” применялись под названием “нормативные” или типовые при строительстве больниц, школ, тюрем и др.

В строительстве укрепился подрядный способ производства работ.

Развивались специализированные акционерные общества:

По строительству железных дорог (Главное общество российских железных дорог);

По строительству и эксплуатации административных зданий (“Архитектор”) и жилых домов и лавок (Акционерное домовладельческое и строительное общество);

По строительству и производству строительных материалов (“Инженер”).

Управление строительством было нецентрализовано. Ряд министерств и ведомств имели полную самостоятельность в области капитального строительства.

Укреплялся подрядный способ производства работ, развивались специализированные акционерные общества, например “Главное общество российских железных дорог”. “Инженер”- по строительству и производству строительных материалов.

К 1913 году в России действовали 22 русских и 8 иностранных крупных Акционерных обществ и 457 строительных фирм. Это, как правило, комплексные организации, выполняющие все виды работ.

Существовали Три вида подряда:

“Гуртом” - выполнялся одной фирмой;

“Раздробленный” - заключались два договора (на поставку материалов и на производство работ);

“Хозяйственный” - заготовка материалов, монтажного оборудования и наем рабочих строителей осуществлял сам заказчик.

Оборудование поставлялось и монтировалось специалистами машиностроительных фирм с участием эксплутационного персонала.

Появились Первые признаки индустриализации строительного производства:

Передвижные энергетические установки

Механизированные стройдворы

Механизация вертикального транспорта.

В области организации строительства разрабатывались и внедрялись такие приемы, как:

Совмещение строительных процессов;

Сокращение технологических разрывов;

Рациональная организация труда.

Благодаря чему удалось построить театр Корша (МХАТ) за 3 месяца, в 1899-1902 годах создать огромный комплекс Политехнического института в Петербурге.

Оплата труда рабочих осуществлялась по трем видам: Сдельная, повременная, аккордная.

Большая часть работ выполнялась вручную. Так земляные работы выполнялись с помощью лопаты, кирки, лома, носилок, тачек и для перевозки - грабарки (специальные лошадиные повозки).

Механизация строительных работ была на довольно низком уровне, что объясняется наличием дешевой рабочей силы и отсталостью русского машиностроения.

Тем не менее в крупнейших строительных фирмах появились: бетономешалки, башенные поворотные краны, камнедробилки, экскаваторы, буровое оборудование, транспортеры-элеваторы, пневмомолоты.

В 1889 году в Москве введен в эксплуатацию завод подъемных машин по выпуску лебедок, кранов, элеваторов и др.

Для дорожного строительства и морских сооружений появились: скреперы, конные катки, паровые плуги-рыхлители, землечерпалки и паровые землесосы.

Во второй половине 19 века В ответственных сооружениях прочно заняли место металлические конструкции. Начиная с 80-х годов появились железобетонные конструкции. Но Дерево оставалось основным конструкционным материалом. Например, из 13294 мостов России 8211 было из дерева (61,8%).


В конце 19- начале 20 веков в России формировалась промышленность строительных материалов. В 1900 году уже существовало 2228 крупных предприятий и мелких кустарных производств с общей численностью рабочих 100000 человек, в том числе на кирпичных заводах 46%, на деревообрабатывающих 35% (с 1897-1904 построено 43 крупных цементных завода). Начато производство плитки, толя, асфальта, фибролита и др.

С первых дней советской власти встал вопрос о перестройке всей системы строительного производства.

1917 года 2 декабря декретом ВЦИК и СНК создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). В составе его был предусмотрен “Подотдел общеполезных государственных сооружений”.

1918 года 14 мая декретом СНК за подписью В. И.Ленина Создан Комитет государственных сооружений “Комгосоор”, на который возлагалась задача создать в стране государственное строительство, которое бы на рациональном использовании всех достижений науки и техники.


На местах создавались губернские комгосооры при ГУБНСХ: в крупных экономических районах создавались областные управления комгосоора (в т. ч. в Уральско-Волжском районе).

На каждой стройке создавались построечные управления численностью рабочих от 20-30 до 2000 человек. На отдельных стройках общая численность рабочих доходила до 15000 человек.

В период военного коммунизма характерными чертами строительства были: минимальные сроки, широкое привлечение местных строительных материалов, принудительное привлечение рабочей силы, примитивные средства механизации.

Стройки делились на три вида: военные, ударные и прочие.

После Гражданской войны и период восстановления народного хозяйства кап. строительство перестраивалось на основе новых социалистических принципов:

Государственное руководство (было создано 135 подрядных построечных управлений только в 1919 году);

Введено планирование выделения денежных средств;

Созданы государственные органы управления;

Установление государственного контроля.


В первые же месяцы советской власти ационализированы все крупные стройки.

По мере роста объемов СМР Создаются подрядные строительные тресты: “Госпромстрой”, “Строитель”, “Мосстрой” и др. В этих организациях были проведены первые мероприятия по совершенствованию организации строительства, технологии и механизации работ. ГОсударственные организации в 1917-1920 годах выполняли 10% СМР, остальное велось хозяйственным способом.

1920, декабрь - 8 Всероссийский съезд Советов принял Ленинский план ГОЭРЛО. Этим планом намечалось за 10-15 лет не только восстановить промышленность, но и увеличить производство продукции в 2 раза.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!