Роль прилагательного в предложении. Синтаксическая роль имен прилагательных

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

    Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.

    Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.

    Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

    Организационный момент.

    Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер - ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет , друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!

«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.

    Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!

- что вы знаете об имени прилагательном?

(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

на какие вопросы отвечает, что обозначает,

какой речью является, как изменяется.

С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

Что называется именем прилагательным?

Как изменяются имена прилагательные?

В речи употребляются…. (прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

Определение.

Обобщение: (слайд 7)

    Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

м. р., ж. р. с. р.

белый зелёная холодное

пушистый нежная жёлтое

первый маленькая яркое

мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

Белый – чёрный

Кривой – прямой

Длинный – короткий

Горячий – холодный

Толстый – худой (тонкий)

Мягкий – твёрдый

Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами

4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.

Физминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

Закройте глазки и представьте себе,что нос стал длинным.

Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

(цвет тепла, радости, спокойствия..)

« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

Быстро глазками отыскать предмет.

(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта,потолок,ручка)

Дыхательная гимнастика.

На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох,

на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.

    Работа по теме урока.

    Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16)

    Минутка чистописания

    Словарная работа « Загадки»

Ответы записываем в тетрадь (запись на доске)

*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый . (огурец)

*В сенокос горька,а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. (земляника)

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. (корова)

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза)

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако)

*Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

Проверь себя: (слайд 30)

4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!

Вставь пропущенные имена прилагательные;

Определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!

Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

Определим, каким членом предложения являются прилагательные.

Какие у вас есть предположения?

- нам известно:

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

сказуемое – это глагол – что делает?)

Прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132

    Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - , если с утверждением не согласны;)

1. имя прилагательное – это часть слова;

2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3. имя прилагательное обозначает признак предмета;

4. имя прилагательное изменяется по родам;

5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6. имя прилагательное не изменяется по числам;

7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка

VI . Подведение итогов урока.

О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Как имя прилагательное обозначается в предложении?

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. (хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)

Я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII . Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.

Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
Тема: «Роль имени прилагательного в
предложении».
Цели:
 Формировать знания учащихся о роли
имени прилагательного в предложении.
 Совершенствовать навыки нахождения
определения – как второстепенного члена
предложения.
 Закрепить знания учащихся об имени
прилагательном; о жанрах
изобразительного искусства.
 Развивать орфографическую зоркость у
учащихся, обогащать устную и письменную
речь.
 Воспитывать прилежность,
самостоятельность, прививать интерес к
предмету.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Ход урока.
­ Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
­ Сегодня на уроке, я предлагаю вам представить себя художниками. Людям
этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень
восприимчивыми.
2. Оформление тетрадей. Запись числа, минутки чистописания.
А, а
акварель
Фонетический разбор слова:
краски
3. Словарная работа: картинный диктант.
­ На доске показываю картины, а вы записываете словарные слова.

4. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
­ Сегодня на уроке нам поможет художник, а что это за художник, отгадайте:

Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
(Имя прилагательное)
­ Итак, мы с вами на сегодняшнем уроке закрепим наши знания об имени
прилагательном, и узнаем, какова его роль в предложении.
Давайте вспоминать:
­ Что такое имя прилагательное?
­ Как может изменятся имя прилагательное?
(по родам, числам и падежам)
­ Как определить род, число или падеж прилагательного?
5. Формирование новых понятий и способов деятельности.
­ Наша речь без прилагательных, была бы похожа на картину, написанную серой
краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие
окружающего мира.
Ну, а раз мы художники, то должны знать жанры изобразительного искусства.
Догадайтесь, о каком жанре мы сейчас будем говорить:
­ Картина с изображением фруктов, цветов и других
неодушевлённых предметов.
(натюрморт)
­Перед вами натюрморт. Давайте назовем признаки каждого предмета:

Лимон – по цвету, по форме, по вкусу (жёлтый, овальный, кислый)
Яблоко – по цвету, по форме, по вкусу (красное, круглое, сладкое)
Лук – по цвету, по форме, по вкусу (зелёный, длинный, горький)
­ В этом задании, какая часть речи помогла ОПРЕДЕЛИТЬ признаки каждого
предмета?
­ Угадываем следующий жанр:
­ Изображение на картине человека.
(портрет)

У меня есть подруга. У неё
длинные густые волнистые волосы.
Высокий лоб и курносый носик. Когда она
стесняется, то щёки становятся пунцовыми.
Она весёлая и добрая девочка.
­ Назовите слова, которые определяют признаки данного человека.
­ Как вы думаете, если имя прилагательное помогает нам ОПРЕДЕЛЯТЬ
признаки предметов в предложении, то главным или второстепенным членом
оно является?
­ Конечно, оно является второстепенным членом в предложении. А называется
он ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
6. Динамическая пауза.
­ Прилетела бабочка.
Села на указку.
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
7. Формирование умений и навыков. Применение.
­ А у нас – следующий жанр.
­ Картина или рисунок, изображающий природу.
(пейзаж)

Самостоятельная работа.
­ Найдите в тексте определения. Подчеркните их волнистой линией.
Стоит ясный зимний день. В январе
деревья одеты в белые шубы. Пушистый
снег повис на ветвях елочки. На рябине
горят алые ягодки. По небу плывут
пушистые облака. Зима нарисовала чудную
картину.
Взаимопроверка. Работа в парах.
8. Контроль и оценка результатов деятельности.
Работа с сигнальными карточками.
Зелёная карточка – ответ ДА
Оранжевая карточка – ответ НЕТ
­ Имя прилагательное ­ это часть речи.
­ Имя прилагательное обозначает предмет.
­ Имя прилагательное обозначает признак предмета.
­ Имя прилагательное отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
­ Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
­ Имя прилагательное в предложении является главным членом СКАЗУЕМЫМ.
­ Имя прилагательное является в предложении второстепенным членом –
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
9. Рефлексия.
­ Какие бывают цвета в изобразительном искусстве? (тёплые и холодные)
­ Наступил новый год. Символ этого года – петух.
Давайте вы сами раскрасите этого петуха. Если у вас после нашего урока осталось
тёплое настроение, то используйте стикеры тёплых цветов, а если холодные
чувства, то стикеры холодных цветов.
­ Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!

    Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

    Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи,

    а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

    3. Минутка чистописания.

    Откройте тетради, запишите чис-ло, классная работа.

    Дайте характе-ристику букве.

    Ф.И ученика

    Словарная работа

    Работа в парах

    Включись

    Самостоятельная работа

    Итоговая оценка

    1. Словарная работа.

    Вот он деревце качает
    И разбойником свистит,
    Вот последний лист срывает
    И кружит его, кружит. В етер.

    Над лесами, городами,
    Над просторами полей
    Проплывают караваны
    Небывалых кораблей.
    Держат путь вокруг земли
    Эти чудо-корабли. О блака

    Под кустом сидит, дрожит.
    Видит волка — и бежит. З аяц

    Все время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит. Д ятел

    В два ряда дома стоят,

    Десять, сорок, сто подряд.

    И квадратными глазами

    Друг на друга глядят. У лица

    Шайбу здесь вовсю гоняют
    И в ворота всё бросают.
    Здесь на поле лёд везде,
    Рады мы такой игре! Х оккей

    Воздух

    К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения - фронтальная работа.

    - Что такое определение?

    Памятка.

    Определение —

    Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

    Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо-жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

    Все: Вместе служим - вместе дружим.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль имен прилагательных. »

Предмет: русский язык

Дата: 4.12.13

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксичес­кой роли имен прилагательных; способствовать формированию каллигра­фических навыков, орфографической грамотности, умению находить опре­деление в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; развивать навыки самоанализа и самоконтроля; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы, задач урока.

Сегодня мы отправляемся в страну Грамматику.

Мотивация: «Грамматика, грамматика! Наука очень строгая. Тебя моя грамматика, Осилю понемногу я » - В каком значении употребили слово «осилю».

Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

А вы хотите этому научиться?

Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи ,

а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите чис­ло, классная работа.

Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з

Дайте характе­ристику букве.

Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

Сегодня будем работать с листом самоанализа и самоконтроля оценок, в конце урока подведём итог.

Ф.И ученика

Словарная работа

Работа в парах

Включись

Самостоятельная работа

Итоговая оценка

    Словарная работа.

Предоставляются загадки, учащиеся самостоятельно записывают слова и определяют орфограммы.

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит... В етер.

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О блака

Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка - и бежит. З аяц

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д ятел

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. У лица

Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х оккей

По первым буквам соберите последнее словарное слово. Воздух . Самопроверка и самооценка в лист оценивания

К какой части речи относятся все словарные слова? Расскажите всё об имени существительном.

К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения – фронтальная работа.

Вспомните, что вы знаете о свойствах воздуха?

- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

- Что такое определение?

- На какие вопросы отвечает определение?

- Как обозначаем на письме определение?

Памятка.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?", "чья?", "чье?", "чьи?" и обозначает признак предмета. Определения обычно выражают прилагательными и подчёркивайте волнистой чертой.

5. Инсценирование сказки «Скромные просители».

Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо­жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Автор : Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого в сказке называют Скромными просителями?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

6.Работа в парах.

Прочитай слово. К имени существительному подбери как можно больше имён прилагательных. С одним прилагательным составь и запиши предложение, определите род, число, падеж имени прилагательного.

1п – берёза 2 п – игрушка 3п - друг 4 п – тетрадь

5п – ручка 6 п- карандаш 7п - яблоко 8 п - морковь

Физминутка.

Пописали, почитали,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

7. «Включись»

От имён существительных образуй имена прилагательные единственного числа. Запиши их. С выделенным словом составь и запиши предложение. Лучшее предложение записываем и делаем синтаксический разбор предложения. Выделенное слово – фонетический разбор.

Река- …, радость - …, молоко - …, звезда - …, грусть-..., лес -… .

8. Самостоятельная работа.

Прочитай текст, употребляя прилагательные в нужных формах рода и числа. Выделенное предложение спиши и сделай синтаксический разбор предложения.

На дворе стоит глубок… осень. Скучн… картина! Льют част… дожди. Осенн… ветер срывает последн… листья с деревьев. Перелётн… птицы давно улетели. Утренн… заморозки затянули лужи тонк… ледком.

С опорными словосочетаниями составь и запиши небольшой рассказ на тему «Зимнее утро». Подчеркни имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.

Раннее утро, чистые снега, пушистый иней, хрупкий ледок, весёлые ребята.

9*. (дополнительный материал) Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

* Солнечный, весёлый........... день

* Ясная, холодная............... погода

* Серое, хмурое........... утро

* Карие, голубые - ……….. глаза

*Осенние, весенние............. каникулы

Самопроверка. (Учитель читает,)

10. Итог урока. - В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис?

Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

11. Домашнее задание. Страница 86 упр. 261

Проект.

« Синтаксическая роль имени прилагательного».

Материал к уроку

русского языка в 6 классе

подготовила Николаенко Н.Н.

учитель МБОУ Кировская СОШ № 5

Кагальницкий район Ростовская область

2015 г.


Основополагающий вопрос: каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Задачи: формировать навыки определения синтаксической роли имени прилагательного.

План работы .

1. Теоретические данные об имени прилагательном как части речи:

а)определение;

б)сказуемое;

в)подлежащее.

2.Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления:

а)художественное произведение;

б)научный стиль;

в)устная речь.

3.Вывод.


Гипотеза.

Имя прилагательное может

быть в предложении

любым членом предложения,

но чаще всего

это определение.


Синтаксическая роль прилагательного

Определение

Полная форма

Голубые просторы неба отражаются в широкой реке.

Сложная форма сравнительной степени

Более красивый рисунок отдали на выставку.

Форма превосходной степени

Самый интересный рассказ напечатали в известнейшей газете.


Синтаксическая роль прилагательного

Сказуемое

Полная форма

Его поступки были великолепными .

Краткая форма

Удивительна судьба этого человека.

Сравнительная и превосходная степень

Он был лучше всех. Она была наикрасивейшая из нас.


Синтаксическая роль прилагательного

Подлежащее

Полная форма

Красивые и решительные сделали шаг вперед.

Сложная сравнительная и превосходная степени

Более стойкие не сдали своих позиций. Добрейшие из них решили сделать пожертвования.


Результаты исследования. «Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления.

Проанализировано:

Устная речь - 5 человек;

Художественный текст – отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи) ;

Научный текст – параграф учебника биологии

6 класса «Строение семян».




Научный текст

100% использование определения.


Итак.

Имя прилагательное

может выполнять любую

синтаксическую роль,

но чаще всего оно является

определением.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!