Русско балкарский язык. Карачаево-Черкесская автономная область

[d] Классификация Категория Языки Евразии

Диалекты

В зависимости от произношения общетюркских согласных дж и ч выделяются два главных диалекта и несколько говоров :

1) Чокающие говоры (пример: чач - «волос»): а) Джокающий карачаевский (джол - «дорога»). Территория - Карачай . б) Дж’окающий баксанский (дж’ол , где дж’ обозначает более смягчённый звук, чем дж ). Территория - долина реки Баксан . в) Жокающий чегемский (жол ). Территория - долина реки Чегем . г) Смешанный хуламско-безенгиевский (возможны одновременно жол и зол ). Территория - долина реки Черек Хуламский. 2) Цокающе-зокающий малкарский (цац и зол ). Территория - долина реки Черек Балкарский .

Литературный карачаево-балкарский язык существует с 1920-х годов на основе чокающего карачаево-баксано-чегемского диалекта.

Существующее однако различие между джоканием и жоканием отражено в орфографии и произношении: в Карачаево-Черкессии принято произношение и написание дж , в Кабардино-Балкарии допускается оба произношения - дж (баксанский) и ж (чегемский), что и отражается орфографически как ж . Малкарское произношение не является литературным, при усвоении литературного произношения малкарцы чаще всего заменяют звук з родного говора на ж (как в чегемском) .

Для малкарского также характерен переход б > ф и къ > хъ , например: чебген > цефхен - «платье», чыбчикъ > цыфцыхъ - «воробей».

В малкарском говоре среднеязычные к и г являются звуками более заднего образования, чем в литературном языке .

Социолингвистическая ситуация

Согласно переписи 2010 года, в Российской Федерации карачаево-балкарским языком владеют 305364 человека .

Количество носителей по всему миру, по данным сайта Ethnologue, - 310730. За пределами России карачаево-балкарский распространён в Турции, некоторых европейских странах, в США.

Карачаево-балкарский язык является одним из государственных языков Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик. В первой он соответственно называется карачаевским (карач.-балк. къарачай тил ), во второй балкарским (карач.-балк. малкъар тил ).

На карачаево-балкарском языке выходят газеты «Заман » и «Къарачай » , журнал «Минги тау» , а также детские журналы «Нюр» и «Илячин» . Существует перевод Корана на карачаево-балкарский язык.

Письменность

До 1920-х годов использовалась адаптированная арабская система письма. Первая из обнаруженных и изданных типографским способом книг на карачаево-балкарском языке относится к самому началу XIX века . Известны и другие книги, например, Юсуфа Ахматовича Хачирова 1903 г., Исмаила Акбаева (Чокуна-эфенди) 1912 г. и других.

Попытки разработать алфавит для карачаево-балкарского языка на русской и латинской основе относятся к 1880-м годам. 1924-1939: орфография на базе латиницы. С 1939 - алфавит на основе кириллицы .

В 1990-х годах на латинице издавалась газета Üyge Igilik . По-видимому, это не что иное, как следование примеру некоторых тюркоязычных стран, которые после распада СССР перевели свою письменность на латиницу. Тем не менее, эта газета просуществовала недолго. Сейчас карачаевцы и балкарцы используют только кириллицу .

Современный карачаево-балкарский алфавит:

А а Б б В в Г г Гъ гъ Д д Дж дж Е е
Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Къ къ Л л
М м Н н Нг нг О о П п Р р С с Т т
У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ
Ы ы ь Э э Ю ю Я я

В целом карачаево-балкарский является «типичным» тюркским языком. Однако в нём можно найти некоторые необычные явления.

Также следует добавить, что к особенностям карачаево-балкарского языка, которые отражают пратюркские, древнетюркские и древнекавказские пласты, можно отнести [ ] :

  • Параллельное существование трёх систем числительных: четверичной, десятичной и двадцатеричной;
  • финитный глагол может быть предикатом в зависимой клаузе; слабая выраженность анлаутного й (сохраняется только в детской лексике и любовной лирике - алыб < йалыб’а - взяв, аман < йаман’а < джаман - плохой, редко в повседневной лексике - быйыл (чаще) < бу йыл < (редко) бу джыл - в этом году);
  • обязательность оформления как в древнетюркском языке предикативности, в отличие от большинства современных тюркских, в первую очередь кипчакских языков;
  • функционирование пратюркской формы дательного падежа ангар от местоимения ол ~ «он»;
  • возникновение в недрах [ ] пратюркского языка аффикса 1-го лица единственного числа повелительного наклонения н~м, соответствия з < дз~дж, ц~ч; сосуществование в общей системе карачаево-балкарского языка более глубинных пратюркских, древнетюркских языковых, огузских, карлукских и куманских черт и т. д.

К древнетюркскому или древнекавказским пластам этногенеза карачаево-балкарского народа ряд авторов относят лексику с формантом -ск/шк/шх, которые широко представлены в повседневной лексике и особенно в топонимии Карачая и Балкарии .

Тем не менее, исходя из того, что названия с указанным выше формантом распространены в местах, где древнетюркская (в основном древнебулгарская или булгаро-аланская) археология представлена достаточно широко, ряд авторов [кто? ] склоняется к тому, что речь здесь может идти о булгарском субстрате [ ] . Гипотетически можно допустить отражение здесь не древнекавказских основ, а прабулгарских вариантов чувашских суффиксов, главным образом уменьшительных на -шка/-шке, -ска/-ске:

  • -шка/-шке: 1) образует уменьшительные формы имен со значением как уменьшительно-ласкательным, так и уничижительным: çуна «сани» - çунашка «санки, салазки»; ама «самка» - амашка «непорядочная женщина»; 2) образует от именных и некоторых глагольных основ прилагательные со значением «склонный к чему-либо, обладающий признаком, указанным в исходной основе»: чирлĕ «больной» - чирлешке «болезненный»; çӳхе «тонкий» -çӳхешке «тоненький» и т. д.;
  • -ска/-ске: образует имена существительные с уменьшительным значением: пӳрне «палец» - пӳрнеске «наперсток»; тĕме «бугор, холм» -тĕмеске «бугорок, кочка» (cм.: Словообразовательные аффиксы чувашского языка// ru.chuvash.org/e/…).

В этом аспекте начальные кластеры сх/шх… скорее всего следует отнести к пратюркскому (r-turkiс) уровню и в данном случае следует считать это особенностью пракарачаево-балкарского и прачувашского языков.

Немалый пласт булгарского типа встречается в лексике - къандагъай (клоп), самыр (порода собак) и т. д.

Типологическая характеристика

Ролевая кодировка

Карачаево-балкарский язык является аккузативным . Агенс двухместного и одноместного глаголов и пациенс одноместного глагола выражены номинативом, а пациенс двухместного - аккузативом.

erkişi katinnï kördü

мужчина-NOM женщина-ACC видеть-PAST-3SG

"Мужчина увидел женщину"

qyzcyq ol terek-ke bar-yp

девочка-NOM он дерево-DAT идти-CONV

"Девочка пошла к дереву"

мать-3 умереть-IPFV-3SG

"Мать умерла"

Тип маркирования

В именной группе

ata-m-mï artmar-ï tepsi-de tura-dï

отец-1SG-GEN сумка-EZ стол-LOC находиться-PST

«Отцовская сумка лежит на столе».

В предикации

ot-suz oǰak-dan tüttūn čik-mä-z.

огонь-без костёр-ABL дым-DAT отправлять-наружу-NEG-3SG

«Не горящий костёр не испускает дыма»

Границы между морфемами

По характеру границ между морфемами карачаево-балкарский язык является агглютинативным . Имеют место чередования на стыках морфем.

kisen «путы, оковы» + le (суффикс, образующий глаголы) + rge (суффикс инфинитива) = kisellerge «спутывать, заковывать».

Порядок слов

ariw «красивый» taw «гора» tay «жеребёнок»

Согласные

Губные Зубные Палато-альвеолярные Палатальные Велярные Увулярные
Взрывные
Носовые
Фрикативные
Аффрикаты
Аппроксиманты
Дрожащие

/f/, /c/ и /ž/ встречаются только в заимствованиях.

Фонетические процессы

Сингармонизм

Карачаево-балкарскому языку свойствен сингармонизм гласных : гласный звук уподобляется предшествующему в ряде, а верхние гласные - и в огубленности.

kökürek или kökrek «грудь».

Морфология

Имя

Язык имеет две параллельных системы числительных : десятичную и вигезимальную (двадцатеричную). От числительного «один» до «двадцать» они идентичны, а дальше проявляются различия (например, 30 - otuz «тридцать» и jīyīrma bla on «двадцать и десять» соответственно).

Глагол

Наиболее сложная категория в карачаево-балкарском языке, присоединяет к себе множество аффиксов с разными значениями. Выделяются формы деепричастия и причастия .

Порядок аффиксов в глаголе фиксирован. В общем виде можно дать такую схему:

Корень Словообразовательные аффиксы Возможность

Невозможность

В связи с тем, что некоторые слова и фразы киммерийцев, скифов, сармат, алан переводятся с карачаево-балкарского языка и летопись «Карча» написан на этом языке, хотелось бы дать краткие сведения об этом народе.

Карачаево-балкарцы – древнейший тюркоязычный народ, живущий в настоящее время в предгорьях и ущельях Центрального Кавказа. Наиболее близкие языки к карачаево-балкарскому – кумыкский, караимский и крымскотатарский. Самоназвание карачаево-балкарцев: алан, таулу, балкар, малкар, карачайлы. Соседи же называют их так: сваны-сабар, осетины-ассон, мегрелы-алани, абхазы-азухо (асы), грузины-басиани.

Карачаевцы и балкарцы считают себя единым народом с общими языком и культурой. Предками своими признают аланов, асов, болгар, которые уходят своими корнями к легендарным нартам. Изолированность в горах позволила им сохранить древний язык, народные предания, древние танцы и обычаи. О том, что карачаево-балкарцы древнейший народ, свидетельствуют многочисленные факты лингвистические, исторические и археологические данные. Начнем с археологических.

«Обнаруженные до настоящего времени следы деятельности первобытного человека на территории Балкарии восходят к концу палеолита, т.е. древнекаменного века (12–15 тысяч лет назад). Они характеризуются первобытными стоянками Сосруко в Баксанском ущелье... Над самым верхним слоем каменного периода шел культурный слой бронзовой эпохи с характерными для этой эпохи остатками деятельности человека. Еще выше начинался период конца бронзы и начала железа (кобанско-скифский период). Затем шел кавказско-аланский и, наконец, на самом верху были остатки пастушеских костров нашего времени.

Таким образом, грот Сосруко является своеобразной книгой-историей, на страницах которой последовательно запечатлена жизнь человеческого общества в течение 12–15 тысяч лет» (1).

Основным занятием карачаевцев и балкарцев было разведение крупного и мелкого рогатого скота. Наряду со скотоводством они занимались и земледелием.

«Скотоводство в Балкарии, как и вообще в горах Кавказа, стало ведущей формой хозяйства, очевидно, после приручения овцы (II тысячелетие до н.э.). По археологическим данным, тогда же началось приручение лошади. В это же время в Центральном Кавказе, богатом полезными ископаемыми, зародилась древняя примитивная металлургия и металлическое производство» (2) .

Археолог И. М. Мизиев сам участвовал во многих раскопках на Кавказе и пришел к следующим выводам:

«Кавказ был освоен и заселен еще первобытными людьми эпохи палеолита. Он является одним из очагов становления человека как существа разумного... Недаром уже древнейшие художники пытались воспроизвести громадный кавказский хребет в своих произведениях. Еще 4200 лет назад, на заре бронзового века, неизвестный художник из Передней Азии пытался изобразить горную цепь Кавказа на знаменитой майкопской вазе» (3) .

Аналог подобной вазы с изображением Эльбруса был найден в Балкарии в Черекском ущелье. Гамирзан Давлетшин в статье «Белый волк и крылатый барс» отмечал: «центральную группу мифов у народов с развитыми мифологическими системами составляют мифы о происхождении мира, Вселенной. У остальных народов их крайне мало. У наших предков еще в глубокой древности сформулировался разветвленный комплекс космогонических воззрений» (4) .

О том, что карачаево-балкарский народ сформировался в глубокой древности, говорят и названия на родном языке звезд, созвездий и даже танцы, посвященные им. Озай – «Космос», Жетегейле – «Большая Медведица», Чолпан – «Венера», Мелек жулдузла – «Дева», Къандауур – «Кентавр», Покъун – «Козерог», Мырых – «Марс», Гидала – «Орион»... Космосу, созвездиям и отдельным звездам посвящены одноименные танцы.

«Орнамент с изображением небесных светил и явлений так называемых «солярных знаков» применяется для мужской и женской одежды к танцам...» (5) .

В связи с тем, что балкарцы долгое время жили почти изолированно в неприступных горах Кавказа, у них сохранился не только древний язык, но и архаичные обычаи.

И. С. Щукин отметил такой момент: «В старину часто бывали такие случаи, что два хороших приятеля еще в детстве обручали своих малолетних детей с целью породниться; еще и теперь в Карачае встречаются люди, которые были в детстве обручены родителями... если они были против, то их не принуждали, особенно в крестьянской семье, в княжеской же договоренность не нарушалась» (6) .

Известно, что этот обычай существовал у древних тюрков и корнями уходит в седую старину, подобный обряд отмечается еще при легендарном Деде Коркуте.

Предания и легенды карачаевцев и балкарцев также свидетельствуют о древности этого народа. Одно из таких преданий написано классиком карачаевской поэзии Сымаилом Семеновым...

В предании «Ассы тау», написанном в стихотворной форме, говорится о всемирном потопе.

Пророк Нух (Ной) хотел пристать во время потопа со своим ковчегом к горе Эльбрус. Но тот возгордился своей высотой, красотой и отверг пришельцев. Тогда Нух (Ной) решил наказать гордеца и прорезав ковчегом вершину Эльбруса, сделал его двуглавым. С тех пор гора назвалась Ассы – непокорный, злой (7) .

Автор этих строк, будучи научным сотрудником Института археологии Кавказа, сам записывал у стариков Приэльбрусья предания с подобным сюжетом. Мало того, даже рассказывали, что чабаны находили в снегах Эльбруса крашеные доски, якобы оторвавшиеся от ковчега.

Это предание отмечено еще в 1879 г. П. Остряковьм, который напечатал его в Петербурге в «Вестнике Европы». Вот что он пишет: «Как только Творец создал Кавказ и лучший его перл, величественный Эльбрус, то и дозволил у подножья этой горы селиться людям; первыми поселенцами были Ной со своим семейством, ковчег которого после всемирного потопа остановился на Эльбрусе. (В примечании отмечено) Горцы (балкарцы – А. Г.) положительно убеждены, что Ноев ковчег остановился на Эльбрусе. Одни указывают на впадину между вершинами горы как на место, через которое прошел ковчег, а другие более основательно ссылаются на то, что одному из горцев, всходившему на вершину, удалось найти обрубок как бы обделанного дерева, и обрубок этот до сих пор хранится у них как святыня. Мало-помалу селения разрослись, но у подножья Эльбруса поселилось самое честное и воинственное племя, представителем которого был мастистый старец Девет, обучивший своих соплеменников ковать железо. За трудолюбивую жизнь, честность и веру в бога Девет был награжден девятнадцатью сыновьями-героями» (8) .

Но вернемся к преданию Семенова Сымаила «Ассы Тау».

Ассы означает гордый, непокорный, злой. Вспомним слова античных авторов о том, что аланы получили свое название от гор. Если горы Эльбруса назывались ассы, а впоследствии в I в. ассы переименовались в аланов, то появляется гипотеза, не оттуда ли аланы (асы) получили свое название от гор?

"...Танаиса (Дон), составляющая границу Азии и Европы. За ней тянутся бесконечные степи Скифии, населенные аланами, получавшими свое название от гор; они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространяли на них название своей народности подобно персам" (9) .

В них говорится, что в древние времена в Балкарию пришел некто Малкар и застал там поселение, состоящее из жителей «таулу» (горцы). Затем к ним пристал некий Мисака, а впоследствии к ним пришел из Маджар Басиат, и после этого начинает расти население Балкарского общества (10) .

Из этого предания явно прослеживаются исторические процессы происходившие на Кавказе:

Малкъар (болгары).
Таулу (тауасы) – союз асских, аланских племен.
Мисака (подразделение гуннов – масаха).
Басиат из Маджар (хазары).

Таким образом прослеживается этногенез балкарского народа. Болгары (малкар) – асы (тауласы) – гунны (мисака) – хазары – балкарцы. Возможно, особой разницы в языках этих племен не было.

Тюрки издревле пользовались рунической письменностью, о чем свидетельствуют некрологи, на обелисках, написанные в начале VIII века в честь Кюль-Тегина и Тоньюкука. Карачаевцы и балкарцы также имели свою письменность, о чем свидетельствует древнее слово «месул» – редактор, которое уходит корнями в глубокую древность. Слово «мес» означает кожа, так сейчас называют кожаные ноговицы. Таким образом «месул» – редактор, возможно, образовалось еще в те времена, когда пользовались кожаными пергаментами. Первое свидетельство о наличии письменности у карачаево-балкарцев, относится к началу XV века.

«Иоанн де Галонифонтибус после посещения Кавказа в 1404 году написал, что карачаевцы имеют «свой собственный язык и свою письменность».

О том, что предки балкарцев и карачаевцев использовали руническое письмо, пишут В. А. Кузнецов, Е. П. Алексеева и др. Но если Е. П. Алексеева только предполагает, что раннесредневековая руническая письменность сохранилась у карачаевцев и в позднем средневековье, в XV в., то С. Я. Байчоров в результате многолетних исследований пришел к выводу, что предки карачаевцев и балкарцев – болгары – пользовались руническим письмом.

Он сумел доказать, что язык памятников, найденных в Балкарии, Карачае, Дигории, – булгарский. Это подтверждает и множество булгарских топонимов в тех местах» (11) .

В карачаево-балкарском языке сохранилось еще одно интересное слова – «къара таныгьан», т.е. человек, знакомый с письменностью, грамотный человек. В данном случае слово «къара» имеет два значения – «смотреть» и «черное», посмотреть на записи, на книгу. А слово «черное» тоже присутствует не случайно, возможно, тогда писали черной краской. Тогда слово «къара» может означать «посмотреть на черные буквы». В русском языке ведь также присутствуют слова «черновые записи», «черновик». Возможно, это калькированные переводы с тюркского, попавшие в русский язык с хазарских времен. Одним из ближайших языков к карачаево-балкарскому, является караимский язык. «Караим» также означает «посмотреть», «поглядеть». Возможно, что предки караимов были во времена Хазарского Каганата интеллигенцией, ведущей переписку, государственные дела, требуемые знания письма при оформлении документов. Таким образом, караимы – это нечто вроде клички, данной одному из хазарских племен. В Хазарии письменность велась на двух языках: на иврите и на тюркском. Кстати, на иврите слово «караим» означало то же самое, что и на тюркском, – «читающие» (12) .

Доказательством всему вышесказанному может служить «Киевское письмо». Краткая история документа такова: в 1896 г. в Кембриджскую библиотеку Соломоном Шехтером была доставлена из Египта коллекция еврейских документов. Среди них оказалось «Киевское письмо» написанное еврейской общиной Киева своему ограбленному соплеменнику. В письме, написанном квадратным еврейским шрифтом, была просьба оказать единоверцу помощь для уплаты долгов. Внизу пергамента, в левом углу, тюркскими рунами написано «окудум» – я прочел. Резолюция оставлена неким хазарским чиновником, через которого проходила документация Киева. По мнению Норманна Голба, письмо написано примерно в 930 году (13) .

Тюркские руны написаны «с помощью пишущего инструмента в виде птичьего пера или кисточки. Чернила остаются черными» (14) . Обратите внимание, надпись сделана черными чернилами, что подтверждает предположение о том, что в слове къара – «смотреть» не случайно присутствует второе значение – «черное». Таким образом, караим означает «читать» (смотреть на черные буквы). В карачаево-балкарских легендах говорится о книгах, хранящихся в пещерах. Данный факт зафиксирован многими исследователями.

«В 1883 году В. Ф. Миллер на горе Донгат, в районе сел. Верхний Чегем, обнаружил «целое собрание могильных плит...» Эта тропинка ведет к пещере, в которой будто бы были найдены книги...» «Л. И. Лавров писал, что «в районе Верхнего Чегема существовали небольшие церкви. Кроме них, в пещере на левом берегу реки Джилги находился склад богослужебных книг» (15) .

Обычай хранить книги в пещерах напоминает сюжет из «Кембриджского анонима».

«И сказали начальники Казарии: «Есть пещера в долине Тизул, достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами». Они сделали так. Они вошли внутрь пещеры, и вот там были книги...» (16) .

Долина Тизул и сегодня находится в Балкарии у подножия Эльбруса, за селением Гунделен в Баксанском ущелье. Тизул и Чегем находятся на территории современной Балкарии, и вряд ли можно считать случайностью, то что там, в пещерах хранились книги. Это традиция, которая уходит своими корнями в глубокую древность, когда появилась письменность, а затем и книги.

Историки локализуют Тизул в Барсилии рядом с горой Сеир. Горой Сеир в данном случае может быть Эльбрус. Сеир на карачаево-балкарском означает «прекрасный», «чудесный», возможно, это одно из древних и многочисленных имен Эльбруса. Кто же скажет, что Эльбрус не «прекрасная», «чудесная» гора!

Территория Карачая и Балкарии в свое время входила в Барсилию. В Чегемском ущелье и поныне находится местность Башиль (Барс эль), т.е. «страна барсов». Буква «с» перешла в «ш» сравнительно недавно, в древние времена употреблялась «с». Многие слова в «Кодексе Куманиксе» пишутся через «с», которые сейчас у карачаевцев и балкарцев произносятся через «ш».

Некоторые надгробные надписи античных городов Кавказа не только читаются и объясняются с тюркского языка, но даже сохранились в карачаево-балкарских фамилиях.

Мирмекий
«Акк, сын Атафия» (IV в.до н.э.).
Китей.
«Забаг. Тасион» (II в. н. э.) (17) .

Фамилии Аккиевы, Атабиевы, Забаковы, Тесиевы сохранились в Балкарии до настоящего времени. В «Энеиде» Вергилия также упоминается подруга амазонки Камиллы-Акка.

В надгробиях античных Горгиппия, Танаиса также сохранились имена идентичные карачаево-балкарским фамилиям Аттакуас (Атаккуевы), Папа (Бабаевы), Атта (Аттаевы), Атас (Аттасаовы), Рахойсак (Рахаевы), Сога (Согаевы), Сарак (Саракуевы), Гол (Голлаевы), Дот (Доттуевы), Бадаг (Бадаховы). Месак (Мысакаевы), Багги (Бегиевы) (18) .

Кроме того, в этих надписях встречаются имена идентичные этнонимам и топонимам карачаево-балкарского нартского эпоса.

Борак – напоминает нартскую фамилию Бораевых и кличку коня нарта Борак.
Аттамаз (Ачемез) – герой нартского этпоса.
Басилид. Басил (Башиль) – местность в Балкарии, находится в Чегемском ущелье.

Грузины называют балкарцев басианами. Византийское василевс так же имеет карачаево-балкарский корень бас(баш)-глава.

Встречается в этих надписях и имя царя Аспарга, что напоминает имя болгарского хана Аспаруха. Данный материал свидетельствует, что тюрки, в частности предки карачаевцев и балкарцев, жили на Кавказа еще до нашей эры. Об этом же свидетельствует и хронология летописи «Карча».

Вышеназванные фамилии встречаются не только у карачаевцев и балкарцев, их можно встретить у многих представителей Кавказа, но переводятся они только с тюркских языков.

Атабиевы. Атабий (карач.-балк. ата – отец, бий – князь) – Отец князь. Акаевы. Акка – «дед».
Долаевы. Дуло – древний княжеский род болгар.
Аттаевы, Атаевы. Ата – «отец». Аття – «отец». Фамилия напоминает имя скифского царя Атея, воевавшего с отцом Александра Македонского Филиппом в IV в. до н.э. В царских монетах Атея пишется Атайос.

Яхтанигов, ссылаясь на Волкова Н. Г. пишет: «Осетинскими по происхождению являются и другие балкарские фамилии: Атабиевы, Кобановы, Гузеевы, Кундуховы, Глашевы, Гасиевы, Мусукаевы, Цораевы…» (19).

Но этимология этих фамилий говорит об обратном. Атабиевы. Атабий (кар.-балк. Ата – отец, бий – князь). Кобановы. Кобан – «буйный, бешеный». Гузеевы (гузы – тюркское племя). Кундуховы. Кундух (тюрк. кун – солнце, ух, ук – род) – из рода солнца. Цораевы. Цор (тюрк. цор, джор – крест). Глашевы (тюрк. гылас – предводитель). Упоминается в «Походной песне Нартов» (20) .

Адилбек тизилгенлени башы бола (Адилбек становится главой строя)
Джортуулда чауш бола (В походе воином становится)
Гылаш бола, о-о-ой… (Полководцем становится)

По преданиям, некоторые из этих фамилий пришли в Балкарию из Осетии (Дигории). Но это не значит, что они были изначально осетинами. Территория Осетии раньше называлась Оз, Ос. В грузинских летописях она получила название Осетия. А осетины называют себя ирон. В летописи Карча эта земля называется «Оз жери» – земля Оз.

Точно так же обстоит дело с фамилиями, пришедшими из Грузии, – Курдановы, Соттаевы, Рахаевы, Эбзеевы… Курдан (тюрк. курт – волк) – тотем тюрков.

Курдан – местность возле Аральского моря, где в свое премя проживали асы-аланы. Соттаевы. Сат, шат означает на карачаево- балкарском «радостный», «счастливый». Оттуда идет имя нартской героини Сатанай – счастливая мать, мать счастья.

Да и гора Эльбрус в древних балкарских преданиях отмечается как Шат-тау (гора счастья). Рахаевы. Ра – древнее тюркское название реки Волга. Предки Эбзеевых жили в Карачае, после нашествия Тамерлана уехали в Грузию, но потом вернулись, поэтому их назвали Эбзеевыми (Грузиновыми).

Легендарная грузинская фамилия Багратиони имеет так же карачаево-балкарские корни. Баграт (карач.-балк. багыр-медь, ат-конь) – медный всадник.

Карачаевцы и балкарцы имели с соседями-грузинами, тесные дружеские связи и имеют фамилии с грузинскими корнями. Эристаевы. Эристав (груз. князь). Отаровы. Их предок Отари был из княжеского рода Дадиани, воспитывался в Баксанском ущелье, упоминается в легенде «Карча – вождь свободных».

Вышесказанные археологические, мифологические, лингвистические доводы свидетельствуют, что карачаево-балкарцы жили на Кавказе с древнейших времен и сохранили многое из культуры своих предков.

Примечания:

1 . Очерки историй балкарского народа. Нальчик, 1961. С. 6.
2 . Там же. С.11.
3 . Мизиев И. М. Следы на Эльбрусе. Ставрополь, 2001. С. 7.
4 . Журнал «Родина» №8. М., 2005. С. 24.
5 . Кудаев М.Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1998 С. 917.
6 . Там же. С.14.
7 . Джырчы Сымаил. М., 1992. С. 176–178.
8 . Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик.1983. С. 48.
9 . Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 2004. С. 205.
10 . Абаев. М. К. Балкария: Исторический очерк. Нальчик. 1980. С. 6–7.
11 . Проблемы исторической лексики карачаево-балкарского и ногайского языков. Черкесск, 1993. С. 137.
12 . Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М., 2002. С. 158.
13 . Норманд Голд и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы Х века. Москва – Иерусолим, 1997. С. 96
14 . Там же. С. 139.
15 . Бабаев С. К. К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2007. С. 224.
16 . Норманд Голд и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы Х века. Москва – Иерусолим, 1997. С. 139.
17 . Античные источники о Северном Кавказе/ Сост. Аталиков В. М. Нальчик 2004. С. 242–243.
18 . Там же. С 249–257.
19 . Яхтанигов Хасан. Северокавказские тамги. Нальчик, 1993. С. 28.
20 . Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001. С.369.

20.02.2016 0 3305 Боровков А.

До Октябрьской революции карачаевский и балкарский языки принадлежали к категории «бесписьменных», обреченных в условиях царско-помещичьего гнета на калечение, стеснения и исподволь проводимую руссификацию.


О самих народностях, карачаевцах и балкарах, говорилось то как о « горских татарах», то по территориальному признаку их называли «чегемцами», «урусбиями» и т.п. После Октябрьской революции образовались две автономных области Сев. Кавказа, Карачаевская и Балкарская, приблизительно со 100 тыс. населения в обеих областях. Правильная национальная политика партии и соввласти, возросшая политическая активность рабочих, колхозного и бедняцко-середняцкого крестьянства Карачая и Балкарии обеспечили быстрый и мощный экономический и культурный подъем этих областей. В 1924 г. создается новая письменность на латинской основе, издаются газеты, научно-популярная и художественная литература и учебники на родном языке, растет школьная сеть, и, наконец, с прошлого года Кабардино-Балкарскую Автономную Область охватило всеобщее начальное обучение. Отсюда ясно, что проблема родного языка занимает все большее место в плане национально-культурного строительства Карачая и Балкарии. Уже на III Областной партконференции Карачая было принято постановление: «...решительно сдвинуть дело ликвидации неграмотности среди взрослого населения на родном языке на латинской основе, в том числе подростков и особенно среди трудовых горянок, добиваясь полного завершения этой работы в ближайшие 5—7 лет».


Большая работа в области разработки проблем родного языка проводится национальными газетами и работниками-просвещенцами (см. напр., Tavlu çarlıla от 3 июля 1930 г. и т. д.).


Само собой разумеется, что проблема родного языка на путях своего развития связана с известными трудностями: начиная с того, что только что поставлены вопросы литературного языка, орфографии, терминологии и т.д. Научная разработка этих вопросов только лишь начинается. На этих трудностях играют классово-враждебные великодержавные элементы, кулачество и их идеологи, тормозящие дело развития родного языка, пропагандирующие «ненужность» родного языка. Все равно-де не создать своего университета, трудно-де создавать учебники; что, наконец, лучше ориентироваться на один из языков турецкой системы, на котором уже имеется богатая литература, или перейти на русский и т.п .


Без преодоления трудностей и сопротивления враждебных элементов (ср. статью Я. Коркмазова в Tavlu çarlılа от 13 июня 1929 г.) нельзя думать о действительной борьбе за родной язык через который лежит путь культурного подъема трудящихся, основной массы колхозного и бедняцко-середняцкого крестьянства Карачая и Балкарии. Все трудности, нет сомненья, будут преодолены. Нельзя забывать, что развитие карачаевского и балкарского языка протекает в исключительных условиях возможности сознательного воздействия на самый процесс его развития, в условиях плановости национально-культурного строительства в целом, в условиях возросшей политической активности и сознательности трудящихся.


Неизбежно, поскольку родной язык приобретает громадное значение в национально-культурном строительстве, растет и интерес к научному осознанию истории и путей развития родного языка, вырабатываются определенные точки зрения по проблемам родного языка.. Все своеобразие проблемы родного языка для Карачая и Балкарии заключается в том, что при некоторой территориальной обособленности этих областей языки их настолько близки друг другу, что карачаевцы и балкарцы легко говорят друг с другом и понимают друг друга. Учебная и научно-популярная литература ориентирована на читателей и Карачая и Балкарии. Отсюда две точки зрения на вопрос об отношении карачаевского и балкарского языка.


С одной стороны утверждается, например, что: «фонетические, морфологические и синтаксические особенности языка карачаевцев и балкарцев настолько незначительны, что они могли бы пользоваться одной грамматикой» (У. Алиев, Карачаево-балкарская грамматика. Кисловодск, 1930 г. С. 6), или разница между ними вовсе отрицается, а с другой стороны наоборот настаивают на значительной разнице этих языков.


Ясно, что на этот вопрос можно ответить только после изучения самих фактов. Но в самой постановке вопроса уже бросается в глаза метафизический, механистический, не диалектический момент. Товарищи рассматривают язык не исторически, не в его развитии и движении, а как нечто устойчивое и неизменное.


Разница между карачаевским и балкарским языком и в фонетическом, и в морфологическом отношении несомненно есть, нельзя ее «прикрывать», разница исторически обусловленная. Но в то же время движение, развитие этих языков в сторону единения - явление, необходимое, прогрессивное, нужное. Только национальная, вернее «ущельная» ограниченность цепляется в этом случае за «своё» особенное, даже в самых незначительных, с точки зрения развития языка, деталях в произношении и т.п. Основное, следовательно, заключается в том, чтобы подвести научную базу, наладить действительно научное изучение родного языка, осознать закономерности его развития.


Все более становится ясным то обстоятельство, что карачаево-балкарский язык - «мал золотник, да дорог» , с точки зрения методологии изучения языка, в первую очередь, языков турецкой системы.


На принципиальную теоретическую значимость его впервые указал И.Я. Марр (Балкаро-сванское скрещение, ДАН-В, 1929, № 3. С. 45-46).


Инициативе и руководству Н.Я. Марра обязана троекратная экспедиция Яфетического института Академии Наук СССР в Балкарию и Карачай со специально языковедными задачами.


Старое буржуазное языкознание было опорочено идеализмом и реакционной теоретической предпосылкой о «живых народах, как носителях цельных расовых языков особого происхождения» (Н.Я. Марр). Теоретической основой буржуазного языкознания является гипотеза о развитии типологически близких языков из особых расово-изолированных источников, с особым происхождением. В основу изучения языков турецкой системы буржуазными учеными была положена та же концепция. Так наз. туркология начинается и кончается с утверждения о том, что турецкие языки являются «потомками» будто бы существовавшего в древности единого турецкого языка, а турецкие народности «потомки» единого народа, родиной которого были горы Алтая.


Эта идеалистическая, анти-историческая гипотеза научно обосновывалась сходными тождественными языками турецкой системы и памятниками древне-турецкой письменности, которые располагались в хронологическом порядке, и, собственно говоря, подменяли действительную историю развития живых языков. С точки зрения буржуазной туркологии, поэтому, полноценными в научном отношении были лишь языки «письменные», с письменной традицией. Различные живые языки турецкой системы, с точки зрения старой туркологии начинали свою историю с того или другого памятника древней или средневековой письменности. Все вообще турецкие языки квалифицировались как «наречия» единого языка, который теоретически возводился к орхоно-енисейской письменности VII-VIII вв.


Обосновывая эту антиисторическую гипотезу, ученые естественно стремились искать только сходные черты турецких языков, устанавливали только момент тождества, не видя в этом тождестве различия. Отсюда вся туркология приобретает исключительно реакционную окраску. Установив будто бы полное сходство между живыми турецкими языками и языками памятников древней и средневековой письменности, ученые делали отсюда вывод о «природной» консервативности турецких языков, которые будто бы вовсе не развиваются. Консервативность языков в свою очередь объяснялась консервативностью культуры и «духа» турецких народностей. Буржуазные ученые доказывали, что в истории турки играли будто бы пассивную роль, подчиняясь постоянно «влияниям» более культурных соседей: арабов, персов, европейцев и т.д.


Одновременно теория единства происхождения турецких языков служит научным выражением реакционного пантуркизма и фашизма, как в свое время теория «общеславянского языка» и т.п. служила политическим лозунгом панславизма.


Имеет ли все это непосредственное отношение к карачаево-балкарскому языку? Имеет несомненно. В прошлом карачаево-балкарский язык почти не изучался. «Очерк грамматики горского языка балкар» Н.А. Караулова, добросовестнейшие и фотографически точные записи словаря и образцов народной литературы в Карачае и Балкарии венгерского ученого W. Рröhlе и отчасти исследования Вс. Ф. Миллера - вот короткий перечень литературы о карачаево-балкарском языке.


Само собой разумеется, что к изучению карачаево-балкарского языка ученые подходили уже с искаженной исторической перспективой, с опоро-ченной теорией происхождения турецких языков, и карачаево-балкарского в том числе, из особого первоисточника, из особого «общетурецкого» праязыка.


В силу этого все выводы этих ученых заранее были обречены на неудачу. Ученые никак не могли объяснить своеобразия, особенностей карачаевского и балкарского языка. Раз этот язык тюркский, значит он произошел из общего со всеми другими источника, раз карачаевцы и балкарцы турки, значит они «пришельцы» из «общетурецкой» прародины, раз язык карачаевцев и балкарцев отличается от других языков турецкой системы, значит он лишился своей первоначальной чистоты под чьим то влиянием - вот логические выводы опороченной теории. Своеобразия карачаево-балкарского языка, его особенностей, буржуазные ученые не могли объяснить иначе и приходили к противоречивым выводам. В самом деле, Н.А. Караулов, напр., объяснял своеобразие балкарского языка исключительно «осетинским влиянием» и намекал в то же время на его родство с монгольским языком.


А.Н. Самойлович, в классификации турецких языков, балкарский язык относит вместе с карачаевским языком, по ряду формальных признаков, к «северо-западной группе» с дальнейшим подразделением на под-группу «домонгольскую». Он же приходит к выводу, что «балкары и карачаевцы по языку восходят к половцам»; с другой стороны, акад. Самойлович готов видеть в балкарцах «отуреченных яфетидов» (см. Яфетический сборник, вып. II, стр. 111, П., 1923).


Особенно характерны в этом отношении выводы, к которым приходил в свое время Вс. Ф. Миллер.


Общая посылка, из которой исходил Вс. Ф. Миллер, это то, что «...татары не составляют в этих местах (т. е. Балкарии и Карачае. А. Б.) коренного населения, но что они явились сюда с севера, с плоскости, и смешались с коренным осетинским населением, оказавшим влияние на их обычаи и даже отчасти на язык» (см. его Осетинские этюды). С другой стороны, Вс. Ф. Миллер полагал, что осетины - иранцы, арийского происхождения и, следовательно, на Кавказ также пришли с места так наз. прародины индоевропейских народов. К этим двум положениям и сводит все свои доказательства Вс. Ф. Миллер. Поскольку осетины по Миллеру арийской (читай благородной - А.Б.) расы, то понятно, что по мнению Миллера осетины внесли в язык «степняков-татар» «...культурные слова, относящиеся к земледелию, которому может быть татары научились у них, и к скотоводству».


Вообще степняки татары, как говорит Вс. Ф. Миллер, не только научились у осетин земледелию и скотоводству (??), но научились каменным постройкам, усвоили так наз. духовную культуру и пр., включительно до фонетических особенностей в языке.


Но как только нужно было объяснить обратное явление, т.е. факт наличия в осетинском языке прослойки турецких слов (балкарских) (ðewa, boğa, ğaz и т.д. и т.п.), то Вс. Ф. Миллер выходил из противоречия, указывая, что слова эти «заимствованы осетинами из урало-алтайских языков», что будто бы и должно указывать на «северный путь предков осетин»; т.е. путь, по которому шли осетины с так наз. «прародины». Ученый профессор никак не мог допустить мысли, чтобы родственники «благородных индоевропейцев» могли бы что-либо заимствовать от «степняков-татар».


Такая постановка не могла решить ни исторически, ни лингвистически, вопроса о балкарах и карачаевцах на Северном Кавказе. Тенденциозность этой «науки» выпирает из каждой строки.


Опираясь часто на положения Вс.Ф. Миллера, строил свои положения в области обычного права у балкар буржуазный социолог М.М. Ковалевский.


Исходя из своей «культурно-исторической» концепции, М.М. Ковалевский искал в обычном праве балкар «культурных влияний» хазар, гуннов, болгар, арабов, русских и т.д .

Ссылаясь на лингвистические выводы Вс.Ф. Миллера, М.М. Ковалевский также находил, что «...культура этих пришельцев (балкар) заимствована у осетин», у них же, по его мнению, «балкары всецело усвоили себе юридическое мировоззрение» и т.д. и т.п.


Не вдаваясь в критику «культурно-исторических» взглядов М.М. Ковалевского, нужно отметить лишь то обстоятельство, что он в конечном счете ставил целью обосновать «прогрессивность» и историческую миссию «культурных задач, взятых на себя русским правительством на Кавказе», говоря его словами. Нет нужды говорить о том, что эта «культурно-историческая» точка зрения проходит мимо действительных фактов исторического развития и по сути дела служила задачам русского империализма на Сев. Кавказе.


Поэтому мы считаем, что неправ А.Н. Самойлович, когда он утверждал…?????????????...... дней недели «карачайцы и балкары, отуреченные яфетиды, сохранили иудейско-христианско-языческую систему…по-видимому хазарского происхождения (см. Яфетический сборник, вып. II)(курсив наш. Л. !27.), то есть опять таки «своего» ничего не имеют; так и жили вне истории, вне определенных общественных отношений.


Эти теории некритически усваиваются и просачиваются у товарищей, которые должны бы были в первую очередь «учуять» их великодержавническое острие, реакционную идеалистическую подоплеку.


Примером того, как нельзя «систематизировать научно-исследованные факты карачаево-балкарского языка» (С. 7), может служить недавно вышедшая «Карачаево-балкарская грамматика» Умара Алиева (Крайнациздат, 1930)..


Беда этой грамматики не в том, что там встречаются напр., такого рода фактические ошибки: «cьq, cik, cuq, сук служат для образования имен прилагательных уменьшительных. Например at (лошадь), atcьq (лошадка) и т.д.» (С. 68) и т.п. Тогда как до сих пор никто «лошадь» и «лошадку» не считал «прилагательными». Беда в том, что Умар Алиев, следуя во всем старым ученым, некритически усваивает их теории. Это и делает с нашей точки зрения всякую «научную» грамматику антинаучной.


У. Алиев начинает с повторения истины - «пустоцвета» по своей теоретической значимости, - что «и карачаевский язык имел и имеет свою грамматику» (С. 6). Дело не в этом. Дело в том, что всякий язык имел и имеет и свою историю развития - «грамматику» в ее движении и развитии. Следуя старой туркологии, У. Алиев не может как раз научно обосновать грамматику карачаево-балкарского языка, ее исторически обусловленное своеобразие, специфику.


«Карачаево-балкарский язык, - пишет У. Алиев, - как принадлежащей к тюркской группе, не подверженной влиянию арабских и персидских слов как анатолийско-турецкий, азербайджанский и узбекский языки, сохраняет в себе в настоящее время все законы, свойственные коренному тюркскому языку, как то: законы «сингармонизма» и закон «ассимиляции» (прогрессивной и регрессивной) и отсюда обильное изменение звуков в сочетаниях в словах, которыми именно и вызван разнобой, замечающийся в орфографии вновь зарождающейся карачаево-балкарской национальной печати (С. 32) » .


Отсюда логически неизбежно на вопрос «почему данное явление (правило) в карачаево-балкарском языке должно быть так, а не иначе? » т. Алиев должен ответить: потому что таково свойство коренного (sic!) тюркского языка, потому что «карачаево-балкарский язык по своей конструкции принадлежит к западной подгруппе турецкой группы урало-алтайских языков…» и т.п. (С. 10). Ответы такого рода напоминают реплику известного мольеровского героя: опиум усыпляет потому, что имеет свойство усыплять…


Логически неизбежно идеалистическая, анти-историческая теория предопределяет опороченные практические выводы. N. Qaraulu в статье: «Как нужно правильно писать на карачаевском языке» (Tavlu çarlıla № 32 от 24 июля 1930) пытается сделать ряд практических выводов, стоя на тех же позициях «коренного тюркского языка», что и У. Алиев. «...Если мы сравним несколько заметок на карачаевском языке, - говорит тов. Qaraulu, - то увидим, что одно и то же слово написано (бывает) в трех или четырех видах».


Чтобы писать правильно тов. Qaraulu призывает…придерживаться правил, которые существуют в тюркско-татарских языках вообще, корни слов в которых по его мнению неизменны. «Закон сингармонизма, известный в тюркско-татарских языках, подходит к карачаевскому языку на 90%» и т. д. Родной язык этим самым приносится в жертву мифическому, гипотетическому «коренному» языку и абстрактному тождеству.


Т. Qaraulu пишет далее: «Карачаевский язык является как и другие тюркско-татарским языком, почему корни слов не различаются в нем от этих языков, мы должны помнить, поэтому, когда приводим по разному слова, о неизменности корней слов, - нужно писать, не изменяя корня слова. Например, корень слова bu, и все же говорят mьnηa; mьnda; munu и т.д. Если же писать не изменяя корня слов, то необходимо писать так: buηа, bunu, bunda и т.д. Кроме того, корни слов men, sen в других положениях menηe, senηe на место этого мы говорим: manηa, sanηa - у этих слов корень man, san смысла в каковых нет» и т.д .


Во всех рассуждениях тов. Qaraulu корень ошибок заключается в непонимании взаимоотношения между карачаевским языком и другими языками турецкой системы, в непонимании исторической перспективы развития самого карачаевского языка.


С точки зрения яфетической теории научное исследование данного языка не мыслится иначе, как исследование его исторически сложившихся особенностей в данной системе языков и его места в цепи единого процесса развития речи. Осознание исторической перспективы, законов развития ступени развития, совершенно необходимо для правильного понимания путей дальнейшего развития данного языка. В этой связи большой теоретический интерес приобретает изучение карачаево-балкарского языка.


В балкарском языке вскрываются взаимоотношения по существу двух языков, «цекающего» и «чекающего», исторически развившихся до степени двух «наречий» одного языка. С точки зрения норм языков яфетической системы такого рода языки условно называются языками свистящей («акающей») группы, и шипящей («окающей»). Причем в их взаимоотношении установлены особые закономерности, например:


груз. ‛кац’ мегр., чан. ‛коч-ı’ ‛человек’

As oш-ı ‛cто’

Sam шum-ı ‛три’

ďаğl doğor-ı ‛собака’ и т.п.


(ср. Н. Я. Марр. Яфетическая теория, Баку, 1928, § 23 и др.).

Взаимоотношения двух языков в Балкарии «цекающего» (сс) в paйоне В. Балкарии, Н. Хулама и Бызынгы и «чекающего» (шп) в остальных районах (Чегем, Баксан), в свою очередь сближающегося с карачаевским языком, от взаимоотношений сс и шп групп языков яфетической системы отличаются «сработанностью», движением в сторону общности языков обеих групп. Процесс развития в сторону общности выражается в том, что нормы двух в прошлом языков представляются уже как взаимоотношения как бы одного языка с двумя говорами.


В. Балкария Чегем, Баксан, Карач.


koцкар koчkar ‛баран’

zalцı джаlчı ‛батрак’

zarlə джаrlə ‛бедняк’

zülgüц джülgüч ‛бритва’

zaш джаш ‛мальчик’

zaw джаw ‛враг’

цəφцək чəφчək ‛воробей’

цaц чач ‛волосы’


Следовательно, взаимоотношения «наречий» в балкарском языке обнаруживают формы развития языка, которые отнюдь не являются особенностью только балкарского языка. Как раз момент «цекания» балкарского языка ставил в тупик прежних исследователей, которые стояли на точке зрения происхождения всех турецких языков из особого «коренного» турецкого языка - праисточника.


«Цекание» они могли объяснить или «влиянием» осетинского языка (Караулов), или возводили эту особенность звуковых форм и самый кара-раево-балкарский язык к половцам (А.Н. Самойлович). Но на деле эти формы являются формами исторического развития определенной ступени развития языка. Так вот например, в языке мариев в Приволжье взаимоотношения иранского и козьмодемьянского говоров приближаются к нормам внутри балкарского языка.


Но в то же время, в том же марийском языке так наз. восточный говор сохраняет еще целиком нормы языка («окающего») «шипящей» группы!

Так:


Яранский Козьмодемьянский Восточный


Vanцem «перехожу» vanчem vonчem

Kaцkam «ем» kaчkam koчkam

Kaц «горький» kaчə koчa - koч




(см. H.Я. Марр. Выдвиженческая экспедиция по обследованию языка мариев, Л,1929).


С точки зрения фонетических норм, процесс движения к общности «свистящего» и «шипящего» языков обнаруживается в закономерности напр. «перегласовки» s||ш; ď-z||дж-j


Sınzır || шınjır-шınджır «цепь очага»

Ďulduz-zulduz || джulduz «звезда» и пр.


Уже с этой формальной стороны карачаево-балкарский язык говорит о близости его к условно называемой яфетической системе языков. Отсюда, как мы уже говорили, изучение карачаево-балкарского языка имеет принципиальное значение, как момент перехода в особых исторических условиях двух систем, структур языка.


Это является и моментом своеобразия, специфики карачаево-балкарского языка. От всех других языков турецкой системы балкарский и отчасти карачаевский язык отличаются, например, своеобразной, так наз. «двадцатиричной» системой числительных, обычной в ряде языков яфетической системы:


Балк. ıqı джıırmä - 40 букв. «два двадцать»

üш джıırmä – 60 «три двадцать»

Tort джıırmä – 80 «четыре двадцать»

ıqı джıırmä bla on – 30 «два двадцать и десять» и т.д.


При обычной «десятичной» системе счета в других языках турецкой системы: otuz -"30", kırk - "40" и т.д.


О взаимоотношении балкарского и карачаевского языка мы уже говорили отчасти, что по сути дела карачаевский язык мало отличается от «чекающего» балкарского. Исторически же, карачаевский язык развивался особо, прошел определенную историческую ступень развития, без тесной взаимосвязи с балкарским в условии самодавлевшего, замкнутого натурального хозяйства. В этом смысле карачаевский язык дальше ушел в своем развитии. В карачаевском языке нет «наречий»: они исторически больше отработаны до степени норм одного языка. В то же время в карачаевском языке, в отличие от балкарского, прослеживается момент смешения (гибридизации) двух языков. На это указывает наличие двух систем числительных и «двадцатиричной», как в балкарском, и «десятиричной», обычной в других живых языках турецкой системы.


В обиходе «десятиричная» система счета употребляется при счете скота. Между прочим, У. Алиев совершенно напрасно считает двадцатиричную систему счета в карачаевском языке «неправильной», очевидно потому, что этого нет в других языках турецкой системы. На этот же факт смешения указывают и два навыка в произношении, «новый» и «старый» в теперешнем представлении, именно:


ingir || dingir"вечер"

aqшi || daqшi"хорошо, хороший"

yamğur || zawun <~> dawun (балк.) "дождь" и пр.


В процессе исторического развития языка изменяются не только структурные формы. Развитие самих слов, их значений и форм, также обусловлено формами мышления определенных стадий развития общества и имеет свою особую закономерность.


Новая теория вскрывает как раз на основе углубленного исследования закономерностей развития значений слов (семантики) изменчивость и формы слов. Обнаруживается вместе с тем структура самих слов и т. наз. элементы речи. Выясняется, что не «сложение звуков» и т.п. дает слово, а что первичной формой слов были «элементы»-слова, не расчлененные на отдельные звуки: а, b, с и т. д., а с нашей, теперешней точки зрения, как бы нечленораздельные комплексы звуков. Эти элементы речи были многозначны. Конкретизация обозначений, их дифференциация и «скрещение» этих слов-элементов, вместе с развитием общества, и являются моментами развития всего многообразия слов человеческой речи.


Опосредствованная с одной стороны формами мышления, (а в конечном счете способом производства) и с другой стороны физиологической, анатомической структурой человека («органы речи»), человеческая речь, ее развитие - есть единый процесс, т.е. везде и всюду язык развивается в одинаковых, так сказать, закономерностях. Но так же, как и тогда, когда мы говорим о непрерывности исторического процесса и общих законах исторического развития, мы великолепно представляем себе все многообразие форм исторического развития и спецификацию общих законов, точно также единый процесс развития речи проявляется во всем многообразии конкретных языков и форм.


Туркология, устанавливая тождество турецких «наречий», объединенных будто бы общим происхождением из одного источника (праязыка), разность формы слов в турецких языках объясняла «перегласовкой», «чередованием» звуков и пр., т.е. непроизвольными изменениями звуков. С точки зрения элементов мы рассматриваем сходство формы слов и разность в этом сходстве не изменениями звуков, а различным историческим движением элементов-слов, различными путями «скрещения», абстрагирования значений и т.д., отсюда в «родственных» языках различные формы слов, напр.:


узб. и др. ðe + gıк + men карач., балк. təк + men «мельница»

ın + gı + чqe ın + чqe «тонкий» и т.д.


Мы говорим здесь только о форме слов, по существу же «скрещение», «сложение» самих слов, напр., «мельница» и т.д. обусловлено определенными закономерностями, в свою очередь исторически «слагается» как «камень+вода»; «вода+вода+камень» и т.п., если «докапываться» до генезиса данного слова. Иначе говоря, на определенном этапе развития языка слова абстрагируются в новом значении, приобретают новое значение. Цепь такого абстрагирования составляет определенный ряд значений, сменяющих одно другое в процессе развития языка. Это можно легко, уяснить себе на одном примере: в карачаево-балкарском языке «джол» значит «дорога» и в то же время «бир джол» значит «раз», «однажды»; в этом же значении «раз», «однажды» употребляется и bir kere, где по сути дела ker-e является абстрагировапным в значении «раз» слово «рука» (ср. kar-э "локоть", груз. qel "рука").


Точно также и в грузинском языке, qel-ı - «рука» и, например, оr-qel «два раза», да и в русском «раз» «образовалось», так сказать, в том же порядке абстрагирования от «руки», ср. напр. «разить» - «рушить»(-е--"рука") и т.д.


Почему же «дорога» абстрагируется в значении «раз»? Это объясняется в свою очередь тем, что «дорога» есть производное значение от «руки», т.е. абстрагировано и в значении «раз» - «однажды» (← «рука») и «дорога» - «Направление» ← («рука») и т.д.


Между тем, старая туркология, ученые туркологи, все турецкие языки классифицировали на группы на основании тех или других соответствий «чередований» звуков, напр., на чередовании d - z - у.


Классическим примером такого «чередования» является слово «жеребец», которое в разных группах турецких языков произносится как: ayğər или azğer или adğər в карачаево-балкарском же языке azər || ajər / adgər||azır||aјır/adgır, т.е. с нашей точки зрения тут снова не «чередования» звуков, а различные формы «скрещения» слов-элементов. И в различных языках мы встречаем различные формы этого же слова:


a + tər (якут.)

ar + gĩ (н.-уйг.)

a +jır + ğa (монг.-письм.)

a + dar + ğa (халх.)


С нашей точки зрения это «составные» слова, следовательно, различным образом составленные. Неудивительно, что различные элементы этого «составного» слова, мы находим и в самостоятельной форме в том же значении. Ср. напр., первую часть карач.-балк. a + dgır, узб. ay + ğər, н.-уйг. ar + gĩ, в чувашском в «окающей» форме, закономерной для этого языка, (bar чув. pur "есть", ber чув. par "дай" и т. д.) ur-а «жеребец». Точно также вторая часть слова a + dgır\a+jır (a + dger \ a + jer) в карач.-балк. в иной семантической разновидности dgıl||dgel- «набег» (←«конь»), или dgəl-kə\jəl-kə (← dgel-ke\jel-ke) «табун», «косяк коней» (←«конь»), в сванском языке в этой же форме a-dgıl-ğ (а - префикс) значит непосредственно - «жеребец» Хорошо известна во всех турецких языках - «окающая» форма, этой же второй «части» dgır||dger и пр.; именно dgur-ğa\jur-ğa «иноходец» - «тропотун» (← «конь»).


Эта же основа jı‹r› || je‹r› использована в русском языке - же-ре + бе-ц, же-ребенок = же-ре + бй + он-о + к. Следовательно, пример «чередования» ayğər - azğər - adğər вовсе не улавливает того, что в данном случае все формы слова все инако «составленные» (ср. бербер. azğər «бык-производитель») исторически сложившиеся в той или другой форме. Ясно, что по «чередованию» звуков нельзя создать научную классификацию турецких языков.


Само собой разумеется, что мы иначе ставим вопрос об исторической перспективе развития карачаево-балкарского языка, иначе ставим вопрос о самих карачаевцах и балкарах.


Балкаро-карачаевский язык, бесписьменный в прошлом, «древнее» с точки зрения типологии, древне-письменных мертвых языков турецкой системы, о которых сохранились памятники письма; изучение карачаево-балкарского языка явится во многих случаях ключем для исследования древне-письменных языков.


Ограничимся одним примером. Акад. Радлов и проф. Мелиоранский утверждали на основе исследования так наз. памятника Культегина, писанного «орхонским» письмом (VIII в. н.э.), по поводу одного слова - el, что де в древности (VIII в.) это слово первоначально значило «группа племен» или Stammgemeinschaft (Радлов) – «племенной союз», «государственное устройство» или «самостоятельная государственная жизнь» (у кочевников) и т.д., а теперь (т.е. в результате ряда веков развития, А.Б.) в разных турецких языках означает «народ» или «селение» и т.п. Иначе говоря, с точки зрения развития термина в данном конкретном случае история идет вспять.


Для нас же совершенно ясно, что развитие слов, вернее значений, обусловливается развитием социально-экономических формаций (ср. Н.Я. Марр. Готское слово guma «муж». ИОГН, № 6, 1930, стр. 451 и сл.). Совершенно ясно представляется и движение значений, в процессе развития общественных форм, в таком ряду: «название тотема племени, рода» → «название самого племени, рода» → «человек, дитя (сын + дочь) данного племени» → «территория племени - селение» → «население» → «народ» → «страна» → «мир» и пр.; как в русском «весь» - «селение» (города и веси) «весняк» - «крестьянин» «весь» (все, вей), «вселенная» - «мир» (ср. «решили миром», «мирской сход») и т.д.


Следовательно, процесс «отвлечения», «абстрагирования» названий обусловлен ходом развития общественных форм. И когда мы находим, что то же слово el в карачаево-балкарском языке значит только "село", "селение" и других значений не имеет, т.е. не абстрагировано до отвлеченных понятий «государственная жизнь», «союз», «согласие» и пр., то мы и говорим, что живой карачаево-балкарский язык «древнее» самых древне-письменных языков и его изучение даст ключ для понимания памятников древнего письма. Этим самым опрокидывается и теория о том, что турецкие языки «вышли» из одного праисточника (который и находят в памятниках древнего письма), а все турецкие народности из одной «прародины». С точки зрения «прародины» ученые подходили и к факту появления на Кавказе турок - карачаевцев и балкарцев. Официальная буржуазная наука должна была объявить их «пришельцами», «осколками» мифического единого турецкого народа, пришедшими с мифической «прародины»; точно откуда, конечно, никто сказать не мог. В компилятивном историческом очерке о Карачае т. Алиев перечислил все гипотезы переселений и после всех предположений, «в конце концов» пришел к единственно логическому выводу: «…откуда пришел этот тюркский народ - вопрос довольно темный». Основываясь на народных преданиях, т. Алиев решился признать «крымское происхождение карачаевцев» (У. Алиев. Карачай. Историко-этимологический очерк. Ростов на Дону, 1927. С. 41-42).


В свою очередь народные предания и легенды всего меньше могут служить в вопросе об историческом прошлом Карачая-Балкарии безапелляционными данными. Эти предания рисуют исторический процесс в идеологической проработке родовой общины и общества эпохи раннего феодализма. Такого рода «исторические» предания интересны, как отражение наивных представлений об историческом процессе в обществе, не порвавшем с родовой организацией. В преданиях основное отводится генеологии родов.

Представитель родовой общины не мыслит исторический процесс иначе, как в условиях все связывающего кровного родства. Отсюда такое удивительное однообразие формы и содержания этих преданий у карачаевцев, балкарцев, осетин и т.д.

Большая доля аргументации в этих преданиях основана на народных, этимологизациях племенных названий и пр.; «Карачай» напр., объясняется; как «Кара» - «черный» и «чай» - «река», т.е. «черная река», или напр., само название «Карачай» возводится к «родоначальнику» - Карча и т.п. Само собой разумеется, что безусловное следование этим этимологиям только затемняет истину. А между тем не только у т. Алиева мы находим слепое убеждение в исторической достоверности этих преданий (см. Карачай, 1927. С. 34 и др.), но и в материалах для характеристики народного хозяйства Облплана Карачаевской Авт. Области в 1930 г. мы нашли категорическое решение исторической проблемы в этом же духе (раздел II, Население).


Совершенно не случайно, конечно, это совпадение в названии «родоначальника» с племенным названием и географическими названиями (по преданию из района Теберды, сын Карча носил имя Тебер и пр.); в этом есть своя историческая закономерность. В одной из своих работ по истории Средней Азии, В.В. Бартольд сталкивается с этим же обстоятельством в истории Бактрианы: «…большая примитивность жизни сказывалась может быть также в том, говорит он, что здесь часто одно и то же название носили: река, область, главный город и население. Такие слова, как Baktros (река), Baktria или Baktriane (область), Baktra (город), Baktros, Baktrioi или Baktrionoi (народ), отличаются одно от другого, вероятно только греческими окончаниями» (В. Бартольд. Иран. Ташкент, 1926. С. 33). Мы уже видели, что совпадение терминов этого рода обусловлено развитием общественных форм, исторически обусловлен самый «перенос» значений.


Отрицая гипотезу о происхождении турецких языков из одного первоисточника, и всех турецких народностей из единой «прародины», мы тем самым отрицаем точку зрения на карачаевцев и балкарцев как «пришельцев» (читай с этой так наз. «прародины»), появившихся на теперешней территории «переселенцев». Нельзя отрицать момента «переселения» с точки зрения смены хозяйственных форм, напр., подвижности скотоводческого хозяйства, цикличности передвижений на широкой территории и земледельческого освоения более узкой территории в определенной исторической среде и пр., но это уже иной вопрос.


С точки же зрения развития языка нет никаких данных говорить о «переселении» и т.п. И здесь, наоборот, археологические данные подтверждают точку зрения непрерывности исторического процесса развития вне зависимости от переселений. К этому выводу приходит историк материальной культуры А.А. Миллер, проводивший археологические исследования в Балкарии. А.А. Миллер приходит к заключению, что если допустить, что балкары являются «пришельцами», то «…все старые постройки края необходимо было бы отнести к исчезнувшему дотурецкому населению, сохраняя за нынешними турками лишь выработанное ими бытовое строительство, сложившееся в каком то близком соприкосновении к кабардинским нормам. Однако в действительности мы имеем совсем другое. Все старые постройки как погребальные, так и другие сооружались предками современного населения Балкарии, и к археологической перспективе края, таким образов, без труда удается привязать и нынешних его насельников - турков по языку» (Сообщ. ГАИМК, Л., т. I. С. 74). Об историческом прошлом Балкарии А.А. Миллер говорит как о «перспективе, уходящей от нас в большое удаление». Это, в свою очередь, подтверждается данными языка. Если мы стоим на точке зрения развития языка мы этим самым утверждаем, что напр. карачаево-балкарский язык не всегда был таким как он есть сейчас, что он не от природы турецкий, что это есть определенная ступень развития языка. Для нас совершенно не убедительны доводы Вс.Ф. Миллера, и других в том, что географические, напр., названия в Карачае и Балкарии - «осетинского происхождения». Все эти названия относятся к той эпохе, когда не было карачаевцев-балкарцев, осетин и т.д. в смысле их теперешнего этнического состава языка и пр., с анализом этих названий только начинается история, и именно Кавказа, а не история переселений и т.п.

Сваны называют карачаевцев и балкарцев sav-ı (мн. ч. savıyar), что имеет, как говорит Н.Я. Марр, «исключительное значение для анализа общего названия Кавказа» (Балкаро-сванские скрещения). Это будет понятным, если мы, напр., знаем (как указал Н.Я. Марр), что названия Кабарда и Теберда есть фонетические разновидности одного и того же слова.


Второе племенное название карачаевцев и балкаров savı находит свое «оправдание» и в самом карачаево-балкарском языке. Мы уже говорили о движении и взаимосвязи терминов - племенных названий и пр., в частности: «тотем племени» → «название племени» → «человек», «дитя (сын+дочь) данного племени» → «селение» → «население» → «страна» и пр., которые представляются как движение одного слова, которое получает все новые значения вместе с развитием общественных форм. Совсем, следовательно, не случайно в карач.-балк. языке sav (saw) значит «весь» (saw dgəl «весь год» и пр.), saw (sav) значит - «здоровый», «благополучный», что восходит к названию племенного тотема, в карач.-балк. жe saw-ğa «подарок» ← «дар Сав"у» т.е. «тотему, божеству племени» (в кирг. значит именно: «часть добычи, которую охотник обязан отдать тем, кто встречается с ним во время возвращения с охоты»). И когда при этом до карачаево-балкарски sabı (sabıy) значит и «дитя», т.е. разновидность savı [||sabı], то проблема этого второго названия, как указал Н.Я. Марр, открывает еще более глубокие перспективы «турецкого уголка» на Кавказе (ср. груз. soφel «селение», «мир»).


Вопрос о балкарах увязывается с вопросом об их исторической связи с Великой Булгарией (или Черной Балгарии русских летописцев) на Кубани.

Армянский историк Моисей Хоренский относил «народы туркови болгар, которые именуются по названиям рек: купи-болгар, дучи-булкар, огхондор, блкар-пришельцы, чуар-болкар» к северу от Кубани и города Никопса. О «болхарах» на Северном Кавказе сообщает и русские летописи XVII в. Послы царя Алексея Михайловича, Никифор Полочанов и Алексей Иевлев проезжали к имеретинскому царю через балкарские земли. Об исторической связи балкарцев с Великой Балкарией высказывал предположение Вс.Ф. Миллер (см. его Осетинские этюды, гл. «экскурс о балкарах»).


В учебнике карачаево-балкарского языка мы задались целью подчеркнуть момент развития, найти объяснение грамматических категорий и закономерности структуры в единстве исторического и логического. Прошлое нам нужно для того, чтобы понять настоящее, закономерности на данной ступени развития языка, что в свою очередь облегчит понимание пути его развития. Ясно, что это определяет и расположение материала. Мы начинаем учебник с самой абстрактной, самой простейшей категории языка - слова, чтобы в диалектике развития слова, отношений слов и их взаимосвязи вскрыть закономерности «правил» в карачаево-балкарском языке. Этим нарушается порядок, принятый в обычных описательных, формальных грамматиках, особенно в той части, где речь идет о «частях речи» и «частях предложения». Основная задача, которую мы себе ставим - наиболее популярное и наиболее простое изложение. Неизбежно во всех случаях не миновать и нам ошибок и неточностей - устранение этих ошибок и погрешностей дело коллективного поправления, коллективной работы.


А. Боровков.

Яфетический сборник VII

Recueil Japhetique, (1932)

В последнее время в Карачаево-Черкесии актуализировались проблемы истории и культуры проживающего в регионе малого народа России. В частности, в республике остро стоят вопросы разграбления археологических памятников и не исследованности творчества национальных авторов. Немаловажной является и проблема забвения карачаево-балкарского языка. Его постепенно перестают изучать в школах, а количество молодежи, не знающей коренного языка своего народа, растет. Но стоит ли изучать и популяризировать карачаево-балкарский язык в стране, где официальным и наиболее распространенным языком является русский? К каким последствиям может привести забвение языка и отразится ли оно на ситуации в регионе в целом?

Как известно, карачаево-балкарский язык является одним из государственных языков Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик. Этот язык также распространён в Средней Азии, Турции и в странах Ближнего Востока. Карачаево-балкарский этнос формировался в результате последовательного смешения с племенами кобанской культуры алан, булгар и кыпчаков, а, следовательно, он имеет очень богатое внутреннее содержание, сложившееся на протяжении многовековой истории. Лексика карачаево-балкарского языка в основном состоит из исконно тюркского словарного фонда и заимствований из арабского, персидского и русского языков. В частности, из русского языка проникло много слов общественно-политических, научных, технических, военных, торговых, юридических, административных, а также терминов культуры и быта. Также в языке наблюдаются заимствования из кабардино-черкесского и осетинского языков.

Немаловажную роль в сохранении карачаево-балкарского языка, этнокультурных особенностей и менталитета сыграло то, что балкарский народ веками не соприкасался с предшествующими ему всемирно-историческими народами. В результате этого балкарцы сумели сохранить языческие мифы и богатейший фольклор, которые вошли в этнокультурное наследие балкарского народа. Отсюда истоки поэзии Кязима Мечиева и Кайсына Кулиева.

О значимости карачаево-балкарского языка писал и тюрколог А.К.Боровков еще в 1932 году: «Все более становится ясным карачаево-балкарский язык – «мал золотник, да дорог», – с точки зрения методологии изучения, в первую очередь языков тюркской системы». А.К.Боровков подчеркивал, что этот язык, бесписьменный в прошлом, «древний с точки зрения типологии древнеписьменных мертвых языков тюркской системы», является во многих случаях ключом для исследования древних языков. И тот, кто хочет изучить историю тюркских народов, должен сначала выучить карачаево-балкарский язык. Аналогичную мысль высказал известный языковед профессор Умар Баблашевич Алиев: «Карачаево-балкарский язык, будучи одним из древнейших тюркских языков, заслуживает особого интереса благодаря историческим условиям его носителей, он сохранил в себе много черт, особенно ценных для исторической и сравнительной грамматик тюркских языков».

В свою очередь Л.Н.Гумилев высказывал уверенность, что среди тюркских языков балкарский – один из древнейших. Ученый писал, что карачаевцы и балкарцы оформились в обособленный этнос раньше, чем сформировались сами древнетюркские народы. Карачаево-балкарский язык сохранился в более чистом виде. Это объясняется тем, что в течение многих веков балкарцы жили в высокогорьях, изолированно. В результате этого меньше подвергались ассимиляции, что служило сохранению в чистом виде родного языка.

Важно отметить, что первый грамматический очерк о карачаево-балкарском языке был создан Н.А. Карауловым в 1912 году. Первые попытки разработать алфавит для карачаево-балкарского языка на русской и латинской основе относятся к 1880-м годам. Однако литературный карачаево-балкарский язык существует на основе карачаево-баксано-чегемского диалекта с 1920-х годов. Так, в 1920 году был разработан и принят алфавит на основе арабского языка для карачаево-балкарского языка, который дополнили буквами для обозначения гласных. Первый алфавит на основе кириллицы был составлен в 1924 году, на нём был издан букварь, но официально он не принимался. С 1926 по 1937 год письменность была на латинской основе, с 1937 года (в Балкарии) и 1938 (в Карачае) - на основе кириллицы. Современное название карачаево-балкарского языка стало общепринятым с 50-х годов XX века, ранее он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским.

В настоящее время на карачаево-балкарском языке издаётся художественная литература и периодика; ведутся теле- и радиопередачи. В Кабардино-Балкарии на карачаево-балкарском языке ведётся преподавание в начальных классах школы; как предмет он изучается в средней и высшей школе. В обеих республиках распространено национально-русское двуязычие.

Однако, несмотря на богатый внутренний пласт и наличие значимой литературы на карачаево-балкарском языке, в настоящий момент всерьез встала угроза забвения языка и все чаще поднимается вопрос об отмене его преподавания в начальных классах школы. Многие специалисты отмечают, что поскольку, если язык неактуален в повседневной жизни, на работе, в школе, кроме как на уроках родного языка, то он постепенно гаснет.

Кроме того, на сегодняшний день до сих пор полностью не исследованы арабографичная литература и эпистолярий Карачая и Балкарии на карачаево-балкарском языке. Также отсутствуют арабисты, специалисты по изучению и введению в оборот трудов, написанных на эпистолярно-литературном языке тюрками или аджани. Не исследован язык арабографичных трудов Кязима Мечиева, Исмаила Акбаева, Сулеймана Чавгарова и других известных и неизвестных авторов переводной религиозной и светской литературы.

Профессор карачаевской и ногайской филологии Института филологии КЧГУ, заведующая кафедрой ЮНЕСКО, доктор филологических наук Тамара Алиева также отмечает существующие проблемы совершенствования единого литературного карачаево-балкарского языка. «В системе тюркских языков язык карачаевцев и балкарцев обозначен как карачаево-балкарский. В рамках этого названия проводятся научные исследования, издаются монографии, проводятся научные конференции, читаются лекции, однако этого недостаточно для развития языка», — считает Алиева. Она также отмечает, что сегодня наблюдается тенденция к региональной обособленности карачаево-балкарского языка, особенно в вопросах орфографии, терминологии, литературоведения, а также истории языка, фольклористики и так далее. «Издание учебной, научной и другой литературы проводится несогласованно. О разрозненности научных центров свидетельствуют даже названия научных кафедр Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского госуниверситетов (КЧГУ и КБГУ)», — отмечает ученый. По мнению доктора филологических наук, вузовская учебная литература устарела, академическая грамматика единого карачаево-балкарского литературного языка, которая призвана регламентировать нормы языка, требует обновления, а словарей, которые служат целям описания и нормализации языка, недостаточно.

Но, несмотря на серьезные проблемы в изучении языка, все ученые убеждены в его важности и необходимости защиты самобытности карачаево-балкарского народа. Так, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Мурат Каракетов считает, что сегодня необходимо направлять усилия как на решение задачи этнокультурного и религиозного развития, социально-политической самоорганизации карачаево-балкарского народа, так и на защиту его этнической языковой, историко-культурной, политико-правовой и религиозной самобытности.

В свою очередь старший научный сотрудник отдела этнографии Института гуманитарных исследований при правительстве КЧР, кандидат исторических наук Рашид Хатуев убежден, что угрозу забвения карачаево-балкарского языка сможет преодолеть внедрение в школах его преподавания. «Если мы сможем внедрить в школах преподавание на родном языке хотя бы одного предмета, будь то география или математика, то сможем преодолеть одну существенную угрозу нашему языку», — уверен ученый. Другим перспективным направлением, по мнению Рашида Хатуева, является создание фильмов на родном языке. «Ребенок может за час узнать об истории своего народа посредством просмотра фильма», — отмечает он.

Стоит также отметить, что одним из значительных достижений карачаево-балкарского языкознания стало издание в 2005 году трехтомного толкового словаря, в который вошли более 90 процентов бытующих у народа слов. Кроме того, в ближайшее время готовится к выходу в свет двухтомное издание «Современный карачаево-балкарский язык», в котором отражены все разделы языкознания.

Таким образом, становится очевидным, что карачаево-балкарский язык не только один из древнейших языков, но и является важным фактором в изучении истории и культуры народов тюркского мира. Так, в настоящее время в тюркский этнос входит более 70 народов, живущих на всех континентах земного шара. Безусловно, для развития карачаево-балкарского языка нужны словари и специальная литература. В частности, необходимо создание этимологического, диалектного, словообразовательного, акцентологического, орфографического, орфоэпического словарей, словарей однокоренных слов, синонимов, антонимов, паронимов, а также словаря вариантных слов, издание которых позволит развить язык. Укрепление и развитие языка в свою очередь будет способствовать консолидации народа, а также укреплению его этнического самосознания. Ведь только посредством изучения родного языка можно воспитать в молодом поколении осознание необходимости сохранения духовного наследия прошлых поколений.

Юлия Чмеленко, специально для



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!