Орфоэпический словарь ожил. Орфоэпический словарь - это что такое? Особенности ударения в русском языке

Тема любви часто затрагивается в русской классической литературе. Авторы переносят в творчество свои любовные переживания. Есть счастливая, окрыляющая любовь, есть безответная, полная страданий, встречается любовь, приносящая разочарования, и даже приводящая к смерти.

Любовь в жизни Татьяны Лариной

Настоящая любовь Татьяны трогает Евгения Онегина, обращает на себя внимание. Девушка смогла заинтересовать «молодого повесу», но он понимает, что на глубокое чувство не способен. Евгений знаком только с «наукой страсти нежной», а к Татьяне такие навыки применить не получится.

Татьяна решает написать письмо своему любимому, ведь таким образом поступали героини романов, чтением которых она увлекалась, и всегда получали ответ от возлюбленных.

Мировосприятие Татьяны строится на основе прочитанных книг, образ Онегина создан девушкой в воображении. В действительности, не зная Онегина достаточно хорошо, она возомнила его героем своего романа. Мысль о том, что первой признаваться в своих чувствах юноше - не очень хорошо, не посещает Татьяну. Ведь в ее книгах об этом - ни слова.

Противоречивая натура Евгения Онегина

Онегин, который ценит Татьяну за ее искренность и наивность, после прочтения послания первым делом думает о себе, а не о девушке. Он горд тем, что поступил благородно, не воспользовался отсутствием любовного опыта Татьяны. Молодой человек преподносит ей урок, не осознавая, какую боль он наносит своей пламенной речью. Кажется, что Онегин не умеет любить.

Трагическая гибель друга неминуема для Евгения. Он не предпринял ни одной попытки помириться с соседом. В душе Онегин отвергает возможность мирного решения конфликта и соглашается на дуэль.

По кодексу поединка прошлых времен, его смысл - испытание на смелость достойно продержаться под прицелом. Главный герой пренебрегает правилами: одним выстрелом он смертельно ранит противника. После чего в спокойно говорит: «Жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Высокомерия Онегина, уязвленного авторитета, непомерной гордыни? Гибель Владимира - шаг на пути к изменениям в душе Евгения.

Онегин устает от жизни в деревне, он подавлен осознанием того, что убил друга. Чтобы сменить обстановку, он решает путешествовать. Здесь автор проводит аналогию с героем поэмы Байрона - Чайльд-Гарольдом: такой герой-романтик, замкнутый, угрюмый, безумно тоскующий и зловеще привлекательный. Вскоре такие эпитеты находят опровержение.

Крушение идеалов как душевная трагедия

Когда Татьяна наведывается в дом возлюбленного и посматривает литературу, которой он увлекался, то видит заметки на полях, наброски, и у нее тотчас изменяется отношение к Онегину: «Уж не пародия ли он?» Нет, он реальный человек, который может лишить жизни и причинить боль.

К Татьяне приходит осознание того, что созданный ею образ не совпадает с действительностью, и, возможно, реальная личность не заслуживает любви. Рушится высокое чувство, и это вызывает у Татьяны глубокие переживания. У нее не получается обрести спокойствие, нет желания отправляться в Москву на «ярмарку невест», ей безразлично свое будущее.

Зарождение любви в душе главного героя

«Я вышла замуж…» - слова, которые услышит Онегин из уст Татьяны. Став замужней дамой, она приобрела то, что страстно желала: из деревни переезжает в Петербург, вращается в высших кругах, регулярно наведывается в модные салоны, организовывает вечера в своем доме. В тексте романа не говорится о том, что Татьяна Ларина не испытывает нежных чувств к супругу. Жизнь Татьяны размерена и благополучна.

Онегин, поездив по миру, не найдя цель, не пристрастившись к труду, по воле судьбы оказывается в Петербурге, где случайно видится с Татьяной. Она другая: замужняя, состоятельная и уважаемая княгиня, богиня «царственной Невы».

В душе Онегина зарождается любовь. Он начинает ухаживать за Татьяной, но наталкивается на стену равнодушия. Герой хандрит и уединяется в своем доме. Теперь уже он пишет письмо Татьяне, открывая свои чувства. Ларина отвечает Онегину отказом, не принимая его любовь.

В черновом варианте романа вызывают сомнения чувства Онегина. И это несмотря на проникновенное, пропитанное страстью письмо, которое стало апогеем русской лирической литературы. Это Александр Сергеевич писал, а не герой его произведения, как может оказаться на первый взгляд.

Кто в действительности претерпевает изменения? Татьяна Ларина. Она любила и продолжает испытывать это чувство к Евгению. Поняв его низкую сущность и увидев его отрицательные черты, она остается верна своему чувству по прошествии нескольких лет. И при этом меняется. И эти явные изменения заметны читателю. Все гениальное просто. Это и есть главный смысл и ирония произведения гениального поэта А. С. Пушкина.

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь страдание, любовь разочарование, даже любовь смерть.
Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герой произведения, “дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов”, до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными “окурками” под каблуком “модного повесы”. Однако смотрим, что же происходит далее.
Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только “наукой страсти нежной”, а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.
Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.
Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.
Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.
В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.
Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: “Несчастной жертвой Ленский пал”. Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни?.. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.
Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.
Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: “Уж не пародия ли он?” Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на “ярмарку невест”, по сути, ей становится безразлична собственная судьба.
Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. “Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…” – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.
А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню “роскошной царственной Невы”. И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.
Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: “Чуть с ума не своротил”. Но время бежит, а ответа нет. “Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума”, – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.
Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.
Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Любви все возрасты покорны… А. Пушкин Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что Read More ......
  2. Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже “не слыхали Read More ......
  3. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон. По этическим Read More ......
  4. Все дело в том, что Пушкин с гениальной прозорливостью в ряде случаев угадывал эту диалектику бытия. Его образы позволяют читателю и в наши дни заново для себя открыть это вечное обновление, кипение, развитие жизни посредством отрицания отрицания или перехода скачком Read More ......
  5. Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет меня в таких случаях остерегать И показывать мне мои ошибки. Петр I Великий “Евгений Онегин” – вершина творчества А. С. Пушкина. В своей Read More ......
  6. Александр Сергеевич Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для молодых людей начала 19 века: человек в обществе одинок, если он образованнее других. Автор “Евгения Онегина” проследил истоки этого явления: Read More ......
  7. Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них – проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны, самой Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Read More ......
Тема любви в романе “Евгений Онегин”

Языковой словарь, дающий нормативное произношение слов. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN pronouncing dictionary DE orphoepisches Wörterbuch … Справочник технического переводчика

орфоэпический словарь - орфоэпический словарь: Языковой словарь, дающий нормативное произношение слов. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издатель … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

орфоэпический словарь - Rus: орфоэпический словарь Deu: orphoepisches Wörterbuch Eng: pronouncing dictionary Языковой словарь, дающий нормативное произношение слов. ГОСТ 7.60 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

орфоэпический словарь - словарь, содержащий слова в их правильном нормативном литературном произношении … Толковый переводоведческий словарь

См. словарь лингвистический …

орфоэпический словарь - Лексикографическое издание, отражающее нормы произношения и ударения слов. В нем может содержаться грамматическая информация, а также сведения о семантических и словообразовательных особенностях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов

Словарь - Словарь 1) лексика, словарный состав языка, диалекта, какой либо социальной группы, отдельного писателя и т. п. 2) Справочная книга, которая содержит слова (или морфемы, словосочетания, идиомы и т. п.), расположенные в определённом порядке… … Лингвистический энциклопедический словарь

- … Википедия

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Книги

  • , Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А.. Словарь содержит около 65 тыс. слов современного русского языка. Он дает сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм включенных в него слов. В нем широко разработана…
  • Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы , Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А.. Словарь содержит около 63500 слов современного русского языка. Он дает сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм включенных в него слов. В нем широко разработана…
  • Орфоэпический словарь /Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников (книга-перевертыш) , Михайлова О.А.. Эта книга - книга-перевертыш, 2 словаря в одном: в которую вошли орфоэпический словарь и словарь синонимов и антонимов русского языка, адресована школьникам, учащимся лицеев, колледжей, всем,…

Как говорила одна киногероиня: «Человека выдают два обстоятельства: если он неправильно ставит ударения в словах… И задает глупые вопросы». В отличие от лжедочерей профессора Тихомирова, обычным людям ни к чему притворяться кем-то другим, однако совет неглуп. Если не спрашивать всякие глупости не составляет особого труда, то правильно произносить слова даже в родном языке часто бывает очень непросто. Тут-то на помощь может прийти орфоэпический словарь русского языка.

и почему так важно его правильно ставить

Прежде чем узнать побольше об орфоэпическом словаре, стоит освежить свои знания о такой простой вещи, как ударение. Итак, ударение - это выделение с помощью голоса определенного слога в слове.

Несмотря на кажущуюся незначительную роль ударения, часто именно он него зависит значение слова.

Особенности ударения в русском языке

В русском языке ударение может падать абсолютно на любую часть слова.

Более того, при склонении одного и того же слова по падежам ударение может падать на разные его слоги, что повышает шанс ошибиться в произношении не только для иностранцев, но и для носителей языка. В связи с этим главным помощником любого человека, желающего правильно говорить, является орфоэпический словарь. Ударение как правильно ставить в он подскажет. К примеру, даже сами россияне очень часто неправильно произносят широко известные названия некоторых продуктов питания, предметов одежды или абстрактных понятий. А на самом деле ударение в них ставится так, как показано на рисунке.

Наука орфоэпия и орфоэпический словарь - это что?

Изучением ударений в словах занимается наука орфоэпия (название переводится с греческого как «правильная речь»). Кроме ударения, эта наука занимается изучением, регулированием и установлением орфоэпических норм литературной речи.

Все данные о правильном произношении слов и словоформ ученые-лингвисты, специализирующиеся на орфоэпии, заносят в специальные словари, которые называются орфоэпическими.

Для каждого языка существует собственный орфоэпический словарь. Это помогает иностранцам, изучающим язык, выработать а носителям языка - совершенствовать собственную речь.

История орфоэпических словарей

Несмотря на то, что наука орфоэпия пришла из Древней Греции, Римской империи человечество должно быть благодарно за первый орфоэпический словарь. Дело в том, что, завоевывая очередную страну и превращая ее в свою провинцию, римляне объявляли официальным, и покоренный народ волей-неволей должен был учить его. Со временем в провинциях латынь стала отличаться от официальной, так как к ней добавлялись слова местного языка покоренной территории, и произношение латинских фраз сильно коверкалось. Чтобы как-то упорядочить речь и свести ее к одной норме, начали публиковаться специальные справочники, в которых записывалось верное произношения наиболее сложных латинских слов и фраз. Эти справочники считаются первыми орфоэпическими словарями в истории.

С развалом Римской империи для орфоэпии настали тяжелые времена. Лишь в XVI-XVII столетиях во Франции стали понемногу бороться за Однако в то время информация о правильном произношении слов подавалась в виде дополнений к грамматике.

Позже, по аналогии с римскими справочниками, стали публиковать и орфоэпические разговорники, которые постепенно превратились в словари.

В Российской империи сформировалась к началу XX столетия. К тому времени многие ученые-лингвисты начали публиковать собственные орфоэпические словари, дабы упорядочить русский язык.

С развитием радио и телевидения начали публиковать специальные словари для дикторов и ведущих, дабы их речь была примером для слушателей.

С развитием компьютерных программ орфоэпические словари понемногу становятся пережитками прошлого. Так как сегодня, чтобы узнать, где ставить ударение в том или ином слове, достаточно просто ввести его в онлайн-переводчик - и можно будет не только увидеть, где в нем ставится ударение, но и прослушать правильное произношение, записанное носителем языка.

Виды орфоэпических словарей

Как известно, все словари делятся на два вида:

На сегодняшний день все орфоэпические словари делятся на две категории: бумажные и электронные.

Можно выделить еще два отдельных вида - по тому, какую норму описывает данный орфоэпический словарь. Произношением диалектных слов различных регионов занимаются орфоэпические словари диалектов. А вот то, как нужно правильно ставить ударение согласно нормам литературной речи, подскажут словари второго вида, которыми все и пользуются, когда стремятся говорить верно.

Иногда выделяют словари ударений по частям речи. К примеру, орфоэпический словарь глаголов, орфоэпический словарь имен существительных и т.д.

Бумажные орфоэпические словари

Каждый представляет, что такое бумажный орфоэпический словарь. Это обычная книга, в которой в алфавитном порядке размещены слова и указано, где в них ставится ударение.

До появления компьютеров это был единственный вид словарей. Однако теперь у него есть серьезный конкурент - электронный.

Электронные орфоэпические словари

Часто бумажные издания орфоэпических словарей сканируют и оцифровывают. Таким образом, любой желающий может скачать электронную версию необходимого орфоэпического словаря и пользоваться ею, так как бумажные издания стоят довольно дорого, особенно раритетные. Вот только такие сканы не являются электронными словарями.

Электронный орфоэпический словарь - это специализированная программа с автоматизированным поиском слов. Чтобы узнать информацию о необходимом слове, необходимо, запустив программу, в окне поисковика ввести нужное слово, а дальше система сама его отыщет.

Такие орфоэпические словари бывают автономными (все данные есть на установочном диске и для работы наличие интернета не обязательно) и онлайн (без интернета не работают).

Орфоэпический словарь русского языка: история

Одним из наиболее известных первых орфоэпических словарей русского языка стал труд известного украинского лингвиста Ивана (Илариона) Огиенко. Он в 1911-м опубликовал «Словарь ударений в русском языке и правила русского ударения».
Согласно традиционной версии, история орфоэпических словарей русского языка начинается с 1955-го, когда вышел труд Рубена Аванесова и Сергея Ожегова «Русское литературное произношение и ударение: словарь-справочник». Чуть менее чем через 30 лет был опубликован всем известный «Орфоэпический словарь» Аванесова, который стал настольным пособием для многих.

В 1960-м Ф. Агеенко и М. Зарва выпустили специализированный орфоэпический словарь для дикторов и ведущих на радио и телевидении. Эти же авторы в 1993 г. опубликовали орфоэпический словарь на 76 тысяч слов.

В средине 80-х в Минске вышел «Словарь ударений русского языка» Р. Хрысловой. В тот же период С. Борунова опубликовала собственный орфоэпический словарь. Это издание содержало около 63,5 тысячи слов.

С началом 2000-х снова стали активно публиковаться орфоэпические издания. Так, в 2000-м был переиздан словарь Аванесова и Ожегова. В том же году М. Штудинер опубликовал орфоэпический словарь на 82,5 тысячи слов. Кроме того, авторы Т. Иванова и Т. Черкасова издали специализированный орфоэпический справочник для дикторов.

На сегодняшний день чаще публикуются специализированные брошюры или издания, содержащие сложные случаи ударения в новых словах, нежели орфоэпические словари. Кроме того, многие предпочитают создавать орфоэпические интернет-сервисы, так как они обходятся дешевле, чем публикация книги, и их проще обслуживать и редактировать.

Если бы мудрые римляне в свое время не придумали орфоэпический словарь, неизвестно, существовали бы сегодня разные языки вообще. Ведь, не имея эталона верного произношения слов определенного языка, через несколько десятилетий жители разных частей одной страны престали бы понимать друг друга. Как 2000 лет назад, так и сегодня исполняет важную роль орфоэпический словарь, являясь эталоном чистой и красивой речи.

Орфоэпические словари призваны дать ответы на те вопросы, которые могут возникнуть у говорящего в связи с произношением слова, с постановкой в нём ударения. Особенно часто возникают вопросы в связи с постановкой ударения в тех или иных грамматических формах, что объясняется подвижностью русского ударения. Акцентологическая характеристика является обязательным компонентом всех орфоэпических словарей. Орфоэпические словари, отмечая предпочтительность того или иного варианта в определённых типах речи, отражают вариантность произносительных норм современного русского литературного языка. Внимание общества к проблемам культуры речи объясняет чрезвычайное расширение этого типа словарей, в том числе учебных.

Первым специальным орфоэпическим словарём можно считать словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С. И. Ожегова, содержащий слова, которые нуждаются в характеристике со стороны произношения, ударения, а также образования форм, подвергаются колебаниям в живом произношении, проявляют тенденцию к отступлению от литературных норм. В словаре даются указания, предостерегающие от ненормативного произношения тех или иных слов и форм.

Авторитетным и широким по охвату материала остаётся «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова. Принципиально важным является отражение в словаре современных тенденций в развитии произносительных и акцентологических норм. Для полноты сведений о реальном звучании каждой словоформы в словаре приводятся своего рода «фонетические парадигмы» (отмечаются те парадигмы, в которых встречаются определённые сочетания звуков, например у слова артист специально даётся форма предложного падежа об артисте , чтобы показать ассимилятивное смягчение). Составителями разработана система нормативных указаний с чёткой дифференциацией по сферам употребления, а также введены запретительные пометы. Оценка вариантов представлена в словаре системой нормативных помет: 1) равноправные варианты соединяются союзом и, 2) допустимые варианты сопровождаются пометой доп. («допустимо») или доп. устар. («допустимо устаревающее»), 3) варианты, находящиеся за пределами литературной нормы, представлены с так называемыми запретительными пометами: не рек. («не рекомендуется»), неправ, («неправильно»). «Граница между неправильными и нерекомендуемыми вариантами не является абсолютной, - пишут в предисловии составители словаря. - Пометы не рек. и неправ, должны восприниматься просто как „менее неправильно 44 и „более неправильно 44 (варианты, оцениваемые первой пометой, так сказать, меньше компрометируют речь носителя языка, хотя, если он хочет, чтобы его речь считалась образцовой, он должен их избегать)». Приведём несколько примеров:

гренадер, не рек. гренадёр; зубчатый, не рек. зубчатый; избалованный, не рек. избалованный; иконопись, не рек. иконопись; недоуменный, не рек. недоумённый; опошление, не рек. опошление; осведомить, не рек. осведомить; осведомиться, не рек. осведомйться; страховщик, не рек. страховщйк; страховшица, не рек. страховщйца; тигровый, не рек. тйгровый; хвоя, не рек. хвоя; выговоры, неправ, выговора; дуршлаг, неправ. друшлаг; закупорить, неправ, закупорить; инсульт, неправ, йнсульт; исконй, неправ, йскони; корысть, неправ, корысть; кухонный, неправ. кухонный.

Отвергается то, что противоречит законам языка или не принимается общественным вкусом. Словарь даёт детальные указания по всем сложным вопросам русского формообразования. Необходимые обобщения содержит ёмкий очерк Н.А. Еськовой «Сведения о грамматических формах», помещённый в конце словаря. В нём представлен новый по сравнению с предшествующими словарями подход к нормализации, в соответствии с которым вариантность признана закономерным явлением языка; разработана шкала вариантности (равноправные варианты, допустимые варианты, допустимые устаревающие варианты). Словарь является ценнейшим справочным пособием, необходимым для совершенствования речевой культуры, хотя отдельные его рекомендации специалисты признают устаревшими.

«Большой орфоэпический словарь русского языка: литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты» М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина, Р.Ф. Касаткиной призван не только ответить на вопросы о произношении возникших в последние два десятилетия слов, но и показать динамику орфоэпической нормы. Авторы работали над словарём 15 лет и исходили из того, что каждые 25 лет происходит смена «языкового поколения», что обязательно должны учитывать составители новых словарей. В словаре приводится много неологизмов; он отличается демократизмом в представлении орфоэпической нормы. Составители вводят понятие беглой речи, исходя из того, что нормы устной разговорной речи отличаются от норм устной публичной речи.

Акцентологическая норма в наиболее устоявшемся виде отражена в «Словаре ударений для работников радио и телевидения» Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарва. Этот словарь в своих рекомендациях, в отличие от рассмотренного выше, старается уйти от наблюдаемой в речевой практике вариантности ударений. В нём представлены два раздела трудных с точки зрения произношения и частично словоизменения слов: 1) имена нарицательные; 2) имена собственные (географические названия, фамилии и имена государственных, политических деятелей, учёных, писателей, художников, названия зарубежных органов печати и т.д.).

Краткий словарь-справочник Л.А. Вербицкой, Н.В. Богдановой, Г. Н. Скляревской «Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения» призван дать ответы на наиболее часто возникающие вопросы о правильном ударении и произношении, предупредить и исправить типичные орфоэпические ошибки. Большое место в словаре занимают иноязычные заимствования, вызывающие трудности в произношении или стойкие акцентологические ошибки, а также формы употребительных существительных, прилагательных и глаголов (особые трудности связаны с подвижностью русского ударения). Примеры распространённых ошибок читатель практически ежедневно слышит из уст политиков, чиновников, телеведущих, деятелей культуры. Неслучайно именно в этом словаре особое место занимают слова с запретительной пометой неправильно ! (инцидент - неправильно ! инциНдёнт; чрезвычайно - неправильно ! чЕрезвычайно; заём - непра-

вилъно займ; коллапс - неправильно ! коллапс; ходатайство - неправильно ! ходатайство; эксперт - неправильно ! эксперт). Ошибочное употребление выделяется в рамке в конце словарной статьи и подтверждается типовыми примерами, извлечёнными из текстов СМИ, выступлений политиков, журналистов, общественных деятелей. Максимальная доступность метаязыка словаря делает его справочным пособием, актуальным для широкого читателя.

Весьма популярным является «Орфоэпический словарь русского языка» И.Л. Резниченко, однако состав словника этого словаря и некоторые практические рекомендации не являются безупречными [Козырев, Черняк 2009].

Практическим запросам широкого круга пользователей отвечают «Словарь ударений русского языка для краснослова» Е.А. Окунцовой, «Словарь образцового русского ударения» М.А. Штудинера.

«Словарь трудностей произношения и ударения» К. С. Горбачевича представляет слова, существующие в современном русском языке в двух произносительных или акцентологических вариантах. Словарные указания «допустимо», «не рекомендуется», «в просторечии», «устарелое», «устаревающее» дают ориентиры для выбора нужной формы. Откликаясь на динамические процессы в русской речи, словарь предлагает в качестве допустимых те варианты произношения и ударения, которые предшествующими лексикографическими изданиями не рекомендовались (например, по средам и допустимо по средам).

Книга Ф.Л. Агеенко «Собственные имена в русском языке» представляет нормативное ударение в именах и фамилиях известных людей (от античности до наших дней) и географических названиях.

В последние годы появилось немало орфоэпических словарей разного объёма, адресованных школьникам. Например, «Орфоэпический словарь русского языка для школьников», составленный О. А. Михайловой, охватывает наиболее употребительную лексику литературного языка и некоторые буквенные аббревиатуры; в нём отражены литературные нормы ударения и произношения, содержатся сведения об образовании грамматических форм в современном русском языке, а также приведён перечень склоняемых и несклоняемых имён существительных, определение рода которых вызывает особые трудности.

Агеенко Ф.Л. Словарь собственных имён русского языка: ударение, произношение, словоизменение [около 16 000 личных имён и фамилий, более 21 000 географических названий, более 1000 других собственных имён]. М.: Мир и образование, 2010. 880 с.

Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: словарь ударений [около 15 000 имён и фамилий известных людей (от античности до наших дней), около 20 000 географических названий]. М. : ЭНАС, 2001.373 с.

Агеенко Ф.Л. Ударения в названиях улиц Москвы и в географических названиях Московской области: словарь-справочник / под ред. Д.Э. Розенталя. 2-е изд., доп. М. [б. и.], 1983. 111 с. .

Агеенко Ф.Л ., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения [около 75 000 словарных единиц] / под ред. Д.Э. Розенталя. 6-е изд., стер. М. : Русский язык, 1985. 808 с. .

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц. М.: Айрис пресс: Рольф, 2000. 807 с.

Большой орфоэпический словарь: 100 000 слов, словоформ и словосочетаний / сост. Е.Н. Зубова. М. : Дом славянской книги, 2011. 927 с.

Бугаева И. В. Словарь ударений религиозной лексики. Словарь сокращений религиозной лексики: русский язык, православие [учебно-справочное пособие по русскому языку и культуре речи]. М.: Кругъ, 2009. 224 с.

Бурцева В. В. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы [около 40 000 слов].

3-е изд., стер. М.: Русский язык - Медиа, 2006.

Вербицкая Л.А., Богданова Н.В ., Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник. 6-е изд., стер. СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 146 с. .

Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. 3-е изд. М.: МарТ; Ростов н/Д., 2006. 351 с. .

Гайбарян О.Е. Школьный словарь ударений. Ростов н/Д. : Феникс,

2010. 222 с. (Учебные словари).

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке . СПб. : Норинт, 2000. 304 с.

Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка: все трудности произношения и ударения [около 12 000 заголовочных единиц]. М.: ACT: Астрель, 2010. 476 с.

Гридина Г.А., Коновалова Н.И. Школьный орфоэпический словарь русского языка [более 4000 слов]. М.: ACT и [др.], 2011. 414 с.

Гридина Т.А., Коновалова И. И ., Бурцева В. В. Новый орфоэпический словарь русского языка. М.: ACT, 2013. 639 с.

Зарва М.В. Русское словесное ударение: словарь [около 50 000 слов]. М. :ЭНАС, 2001.594 с.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка [около 40 000 слов]. 7-е изд., стер. М. : Дрофа: Русский язык - Медиа,

2011. 892 с. .

Иванова Т.Ф ., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире: комплексный справочник. 6-е изд., стер. М.: Русский язык, 2007. 345 с. .

Каленчук М. Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка: литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты / под ред. Л.Л. Касаткина; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. М. : АСТ-Пресс Книга, 2012. 1001 с. (Фундаментальные словари).

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения [около 15 000 слов современного русского языка]. . М. : Астрель [и др.], 2006. 485 с. .

Карманный словарь правильных ударений [более 33 000 слов] / авт.- сост. О.И. Дружбинский. 2-е изд., доп. М. : Народное образование: НИИ школьных технологий, 2011. 210 с. .

Лекант ПА.,Леденёва В В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. 5-е изд. М. : Просвещение, 2013. 167 с. [То же в 1998 г. с подзаг.: произношение слов].

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. 7-е изд., стер. М. : Дрофа, 2010. 270 с. (Школьные словари русского языка).

Михайлова О А. Карманный орфоэпический словарь русского языка: 20 000 слов. М.: Астрель, 2012. 314 с. (Lingua).

Новейший школьный орфоэпический словарь русского языка / сост. Е.Н. Зубова. М.: Дом славянской книги, 2012. 639 с.

Новинская И И. Орфоэпический словарь русского языка [около 18 000 слов]. 5-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 329 с.

Окунцова Е.А. Ударение. Диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику: словарь-справочник. 2-е изд. М.: Изд-во Моек, ун-та, 2013. 118 с. .

Орфоэпический словарь / под ред. Т.Н. Гурьевой. М. : Мир книги, 2003. 399 с.

Орфоэпический словарь русского языка / ред.-сост. Е.Д. Гончарова. М.: Дрофа: Русский язык - Медиа, 2009. 622 с.

Орфоэпический словарь русского языка / сост. В.И. Круковер. СПб.: Victory: Виктория плюс, 2008. 318 с.

Орфоэпический словарь русского языка для школьников [около 10 000 слов] / сост. О.А. Михайлова. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 416 с.

Орфоэпический словарь русского языка [около 40 000 слов] / под ред. Б.А. Зильберта. М. : Мир книги, 2004. 399 с. (Энциклопедия русского языка).

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы [около 63 500 слов] / сост. С.Н. Боруно- ва, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова. 8-е изд., стер. М. : Русский язык, 2000. 684 с. .

Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. Ростов н/Д. : Феникс, 2001. 351 с. (Словари XXI века).

Пихутина В.И. Акцентологическая вариантность в русском языке: (на примере имён существительных): опыт словаря-справочника: в 2-х т. / под общ. рук. Л.Г. Самотик. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2006. Т. 1-2.

Пишите и говорите грамотно: словарь-справочник. М. : Астрея - 2000, 2003. 255 с.

Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка [около 25 000 слов]. 2-е изд., испр. М.: Астрель: ACT, 2009. 1182 с. (Карманная библиотека словарей). .

Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка [около 10 000 слов] / Рос. акад. наук. М. : АСТ-Пресс, 2010. 943 с. (Словари XXI века) (Настольные словари русского языка). [То же в 2004, 2007,2008 гг.].

Резниченко И.Л. Современный словарь русского языка: ударения, произношение орфоэпический [около 25 000 слов]. М. : ACT: Астрель, 2010. 832 с. (Современный словарь).

Русское литературное произношение и ударение: словарь-справочник [около 52 000 слов] / под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. М.: Гос. изд-во словарей, 1959. 709 с. .

Сёмушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. 346 с.

Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке [около 43 000 слов] / сост. А.Ю. Юрьева. М. : Центр- полиграф, 2009. 525 с.

Соловьёва Н.Н. Как сказать правильно? : орфоэпические нормы русского литературного языка [словарь-справочник]. М. : Оникс: Мир и образование, 2008. 94 с. (Говорим и пишем грамотно). Ударение в русском языке: (трудные случаи): словарь [около 5000 слов] / сост. И.С. Лицов. М. : Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2000. 140 с.

Фёдорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка: 60 000 слов. М.: ЛадКом, 2013. 575 с. [То же в 2009, 2012 гг.]. Фонетический разбор. Правильное произношение [более 10 000 слов] / сост. С.М. Снарская; под ред. И.А. Богданова. СПб.: Но- ринт, 2003. 283 с. (Словарь-шпаргалка).

Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения: 17 000 слов. 6-е изд. М.: Айрис-пресс, 2009. 568 с. .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!