Самые воинственные народы в истории россии. Самые воинственные народы россии

На огромной территории России живет большое число народов. Многие из них отличаются воинственностью и непокорством, силой и храбростью. В истории своей страны они достойно проявили себя, защищая рубежи, честь и славу России. Перечислим эти народы.

Русские

Русский народ вел большое количество войн, а имена Суворова, Кутузова, Брусилова, Жукова известны всему миру. Немецкие генералы, воевавшие против Российской империи в Первую мировую войну, отмечали необычайную храбрость русских солдат, которые шли в атаку, даже на поле боя им грозило неизбежное поражение. Со словами: "За Веру, Царя и Отечество" они нападали на противника, не обращая внимания на огонь с противоположной стороны, и свои потери. Высокую боеспособность и храбрость русских оценили немецкие военачальники и Второй Мировой войны. Так, Гюнтер Блюментрит восхищался их способностью выносить лишения, не дрогнув в сложных ситуациях и выстоять до конца. "К такому русскому солдату мы прониклись уважением", - писал в своих мемуарах генерал.

Исследователь Николай Шефов в своих книгах о военной истории приводил статистику боевых действий с участием России с XVIII по XX века. По материалам ученого, русская армия победила в 31 войне из 34 случившихся, а также в 279 баталиях из 392, при этом, в большей части случаев отечественная армия была количественно менее своих оппонентов. Ну и, напоследок, хочется напомнить цитату императора Александра III Миротворца, присутствовавшего на полях сражений и знавшего, что такое война: "Русский солдат храбр, стоек и терпелив, потому непобедим".

Варяги


Варяги, они же викинги, населяли в далекие годы территорию нынешней Скандинавии, но селились они и на северных рубежах Древнерусского государства. О военных похождениях варягов слышали, более-менее знакомые с историей. Само слово "викинг" уже ассоциируются с силой, храбростью, топорами и войной. Многие западные земли ощутили на себе атаки северян, а особенно доставалось христианским храмам, которые неоднократно были ограблены этим могущественным народом.

Слава о варягах гремела по всей Европе, поэтому их часто принимали на службу древнерусские князья и императоры Византии. Историки сообщают, что в период IX-XII веков ни в Европе, ни в Азии никто не мог создать равные скандинавам по боевитости формирования.

Балтийские немцы

В XIII веке германские крестоносцы захватывают город Юрьев на Балтике, основанный еще Ярославом Мудрым, после чего на этих землях они основали Ливонский орден, доставивший немало неприятностей русичам, в частности, царю Ивану Грозному, который довольно длительное время воевал с немцами.

Остзейские дворяне (потомки рыцарей Тевтонского ордена) активно служили в русской армии, в частности, их военная выучка и дисциплина были высоко оценены Павлом I.

Многие балтийские немцы за свою безупречную службу в армии дослуживались до высших чинов. К примеру, соратник Кутузова Барклай де Толли, столь сильно критикуемый дворянами за постоянное отступление вглубь России от армий Наполеона, но именно эта тактика военачальника поспособствовала разгрому грозного француза. На фронтах Первой Мировой прославились такие генералы немецкого происхождения, как Ренненкампф, Миллер, Будберг, фон Штернберг и другие.

Татары


Согласно данным историков, татары являлись одним из крупнейших монгольских племен, который сумел подчинить Чингисхан. Конница татар во время походов "Потрясателя Вселенной" представляла собой грозную и страшную силу, которую боялись все.

Татарские лучники оставили немалый след в истории. Летописи сообщают, что на полях сражений они применяли удачную тактику маневрирования, а также засыпая своих врагов тучами стрел. Кроме того, татары умели устраивать засады и проводить быстрые атаки, когда противник совсем не догадывался об этом, что в итоге приводило к победе татар.

Многие татарские вельможи переходили на службу русским князьям и царям, принимая православную веру и воюя на стороне России. Так, например, крымский хан Менгли-Гирей помог Ивану III в его "Стоянии на Угре" против хана Ахмата тем, что выступил против союзника Большой Орды - Литвы.

Тувинцы


Во время войны 1941-1945 гг. тувинцы также призывались в Красную Армию для борьбы против немцев. Представители этого народа показывали стойкость и мужество. В Вермахте их называли "черной смертью" (Der Schwarze Tod).

Тувинская кавалерия особенно прославилась на полях войны благодаря своему внешнему виду: наряженные в национальные костюмы, непонятные немцам, с аналогичными амулетами-оберегами, они казались противнику древними солдатами варварами Аттилы.

Тысячу лет назад летописцы древнего Киева утверждали что они, киевляне - это Русь, и что государство Русь пошло из Киева. Новгородские же летописцы, в свою очередь, утверждали, что Русь - это они, и что Русь пошла из Новгорода. Что же это за племя Русь, и к каким племенам и народам оно относилось.

Следы этих племён, оставивших глубокий след в истории Европы и Азии, можно встретить в географических названиях от Рейна до Урала, от Скандинавии до Ближнего Востока. О них писали древнегреческие, арабские, римские, германские, готские историки. Была Русь в Германии в округе Гера, и только по приказу Гитлера во время войны с Россией отменили это название. Была Россия в Крыму на Керченском полуострове ещё в VII веке нашей эры. Только в Прибалтике было четыре Руси: остров Рюген, устье реки Неман, побережье Рижского залива, в Эстонии Роталия-Руссия с островами Эзель и Даго. В Восточной Европе кроме Киевской Руси были: Русь в Прикарпатье, в Приазовье, в Прикаспии, в устье Дуная, Пургасова Русь на нижней Оке. В Центральной Европе в Подунавье: Ругия, Рутения, Руссия, Рутенская марка, Рутония, Ругиланд на территории Нынешней Австрии и Югославии. Два княжества «Русь» на границе Тюрингии и Саксонии в Германии. Город Руссия в Сирии, возникший после первого крестового похода. Рожер Бэкон (английский автор XIII века) упоминает о «Великой Русции», которая опоясывает Литву с обеих сторон Балтийского моря, включая и современную Калининградскую область. В этом же веке сюда пришли немцы-тефтоны, и эта территория стала немецкой Пруссией.

Германские историки, авторы норманнской теории, заявляют, что Русь - это одно из германских племён. Российские учёные утверждают обратное: Русь - это одно из славянских племён. Но ближе всех к истине, всё-таки, арабский учёный и историк, современник Древней Руси и сторонний, независимый наблюдатель Аль-Масуди, писавший: «Русы - многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена, среди них наиболее сильное Лудаана». Но слово «лудаана» однозначно объясняется из славянских языков, как «люди», это славянские племена, жившие на южных берегах Балтийского моря от Восточной Германии между Эльбой и Одером до побережья Белого моря. Западная часть этих земель называлась Славией («Славянская хроника» Гельмгольда, 1172г.), и простирались от Греции до Балтийского (Скифского) моря. Об этом же говорит ал-Истархи «Книга путей государств»: «И самая отдалённая из них (руссов) группа, называемая ас-Славия, и группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе». Лютичи получили своё название, вероятней всего, от слова «лютые, жестокие, беспощадные». Это они стояли на острие наступления балканских славян на север и запад, вынудившие германцев перейти Рейн и уходить в Италию и Галлию (нынешняя Франция). В VIII франки разбили русско-славянское племя варинов, известных из скандинавских и русских сказаний как вэрингов-варангов-варягов, и заставили часть из них уйти на восточный берег Балтики. В начале X века, собрав всю мощь Германской империи, император Генрих I объявил «Drang nah Osten» (натиск на восток) против славян, живших тогда на территорию нынешней Восточной Германии. Русско-славянские племена: вагры, ободриты (ререги), полабы, глиняне, лютичи (они же вильци: хижане, черезпеняне, ратари, доленчане), попав под жестокий гнёт немецких баронов, стали уходить из Славии (Восточной Германии) на восток в поисках свободы и воли. Многие из них осели у Новгорода и Пскова, другие ушли дальше в сторону Урала, на Русский Север. Оставшиеся на месте были постепенно ассимилированы тевтонами, хлынувшими из Германии на богатейшие славянские земли.

В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении государством» перечислены названия днепровских порогов по-славянски и по-русски. Русские названия порогов звучат как скандинавские: Эссупи «не спи», Улворси «остров порога», Геландри «шум порога», Аифор «пеликаны», Варуфорос «порог с заводью», Леанти «бурление воды», Струкун «малый порог». Славянские названия: Не спи, Островунипраг, Геландри, Неясыть, Вульнипраг, Веруци, Напрези. Это говорит о том, что русский и славянский языки всё - таки разные, русский язык Константина Багрянородного отличается от славянского, но не на столько что бы его причислить к германскому языку. В литературе упоминается много племён русов, ведущих свою историю с берегов Балтики. Руги, роги, рутулы, роталы, рутены, росомоны, роксаланы, розци, герулы, руяны, рены, раны, аорсы, руззи, гепиды, и говорили они на разных языках: славянских, балтийских, кельтских.

Всё-таки прав Аль-Масуди, писавший, что русы - это многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена. К русам относились северные народы: славяне, скандинавы, северные кельты «флави рутены», то есть «рыжие рутены», а в начале II тысячелетия нашей эры и финно-угры (имена русов из договора Игоря с греками: Каницар, Искусеви, Апубьксарь). Название «русы, Русь» племена получали вне зависимости от национальной принадлежности. Ещё в X веке североитальянский историк Лиутпранд название племён «Русь» объяснял из греческого языка, как «красные», «рыжие». И этому есть многочисленные подтверждения. Почти все названия русских племён происходит от слова «красные» или «рыжие» (роталы, рутены, розци, руяны, Русь и т.д.), или же от иранского слова «рус», что значит светлые, русые, блондины. Многие древние авторы, писавшие о русах, характеризуют их как светлокожих, рыжих, красноволосых. Для греков же красный цвет был отличительной чертой верховной власти, и пользоваться им могли только цари и императоры. Чтобы подчеркнуть своё прирождённое право на власть, Византийский император Константин прибавил к своему имени титул Багрянородный, то есть рождённый рыжим или красным. Поэтому греки особо отличали северные рыжеволосые племена, называя их Русью вне зависимости от языка, на котором это племя разговаривало. В начале нашей эры именно византийские греки несли свет цивилизации в Восточную Европу, давая на свой манер названия европейским народам. Поэтому на карте Европы название Русь появляется именно в зоне влияния Византийской империи.

Такой светлокожий и рыжеволосый тип людей мог сформироваться только при долгом существовании на севере, в холодном климате и, как определили современные учёные, при большом потреблении рыбы. К этим условиям вполне подходит археологическая культура «кьеккенмедингов» или куч кухонных отбросов, оставленных на месте стоянок рыболовов и охотников по берегам Северного и Балтийского морей. После себя они оставили огромные кучи рыбьих костей, раковин и костей морских животных. Это создатели так называемой «ямочной» керамики. Свои горшки они украшали одним или несколькими рядами небольших, круглых ямок вдоль венчика и штрихами по стенкам. По этой керамике можно безошибочно проследить пути движения русских племён. Вероятней всего, в начале они разговаривали на балтийском языке, среднем между германскими и славянскими языками. В их древнем языке было много слов со славянскими корнями. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О Руссах, приезжающих из России на однодеревках в Константинополь» упоминается названия семи днепровских порогов на славянском и на русском языке. Из семи названий два имеют одно звучание, как на славянском языке, так и на русском: Эссупи (не спи) и Геландри (шум порога). Ещё два русских названий имеют славянский корень и могут так же объясниться на славянском языке: Варуфорос (славянский корень «вар» в значении «вода», от которого в современном русском языке сохранилось значение «варить», и Струкун со значением «струиться, струящийся»). В итоге получается, что из семи русских слов четыре, а это 57%, то есть больше половины имеют славянские корни. Но, занявшись наукой раньше славян, германские учёные, ввиду громкой воинской славы русских племён, причислили балтийские языки к германским и назвали их «восточногерманскими». С таким же успехом языки северных русских племён, в том числе и скандинавские, можно назвать «северно-славянскими» языками. Это в наше время шведский язык стал ближе к германским языкам, подвергнувшись сильнейшему влиянию немецкой культуры, навязанной ему извне. То же самое произошло и с норвежским языком. Ещё готский историк Иордан упоминает норвежцев под их первоначальным именем «Навего». Вероятней всего это название произошло от тотема покровителя племени и имело корень в названии рыбы (например «навага») или морского зверя (например «нарвалы»). На рубеже II тысячелетия нашей эры это балтийское племя так же подверглось сильнейшей германизации. Название «навего» было переосмыслено на германский манер и стало звучать как «норвежцы» от немецкого слова «дорога на север», но при чём тут норвежский народ и «дорога на север»?

Целесообразней всего выделить древние русско-балтийские языки в отдельную группу индоевропейских языков и дать ей название «балтийская», что полностью соответствует действительности.

Обилие пищи: рыбы и морского зверя, климатический оптимум на берегах Балтийского моря, способствовало быстрому росту населения, избыток которого, волна за волной, стал уходить на юг. В верховьях Волги и Оки русские племена смешались с восточными славянами, и с небольшим числом сибирского населения, пришедшего из-за Урала. От этого смешения появились русско-славянские племена, создатели культур «ямочно-гребёнчатой» керамики. Самые древние их стоянки находят под Москвой (Льяловская стоянка), и по всему Волго-Окскому междуречью с IV тысячелетия до нашей эры. Распространение ямочно-гребёнчатой керамики показывает широкое расселение Русско-славянских племён по территории лесной полосы Восточной Европы, включая и Скандинавский полуостров. Они говорили на славянском языке, но, в отличие от балканских и дунайских славян, имели светлые, голубые глаза и светло-русые или рыжие волосы, все признаки русских племён. И по культуре они были близки русско-балтийским племенам. Это о них писал Прокопий Кесарийский: «Они (анты) очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый, и не совсем чёрный, но все они темно-красные».

И вот еврейский пророк Иезекииль говорит о народе Рос:
1. «Ты же сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя, Гог, князь Роса, Мешеха и Фувала!
2. И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краёв севера и приведу тебя на горы Израилевы» (Иезекииль, глава 39).

Под понятие: русские племена подпадали все народы севера Европы, говорившие на славянских языках: руги, руяне, вагры-варяги, ободриты-бодричи-ререги, вильцы, лютичи и т.д. На балтийских языках: чудь, готы, шведы, навего (будущие норвежцы), ижора и т.д. На кельтских языках: эстии, рутены, и т.д. На финно-угорских языках (ассимилированные балтийские, кельтские и русско-славянские племена). К русским племенам относились и североиранские скифы, издревле живущие на севере Восточной Европы. Поэтому в литературе о русских племенах создалась такая путаница, что распутать её до сих пор не может никто. Одни русы сжигали своих умерших сородичей в лодке, другие хоронили в простых грунтовых ямах, третьи закапывали в землю целый бревенчатый дом и хоронили вместе с живой женой. Одни русы носили короткие куртки, другие не носили ни курток, ни кафтанов, а носили «кису» - длинный лоскут материи, обмотанный вокруг тела, третьи русы носили широкие шаровары, на каждые из которых шло по сто «локтей» материи. Безусловно, к русским племенам относились и готы, пришедшие с южных берегов Балтики. В литовском языке до сих пор русские именуются словом «гути», то есть «готы» (Татищев). Одним из самоназваний готов было «гут-тиуда», но название «тиуда», что признано многими современными историками, обозначает прибалтийское племя «Чудь». Это племя, совместно со славянами и древними финно-уграми сыграло огромную роль в развитии средневековой культуры на территории от Белого моря до Испании. Племена «чудь» разговаривали на балтийском языке, близком русско-славянскому. В современном русском языке от того времени остались слова «чудные», «чудо», «чудаки», то есть люди, очень близкие по культуре и языку, но имеющими свои чудные обычаи. К примеру, от общения с древним, финно-угорским племенем меря, говорившем на чужом, непонятном языке, в русском языке остались слова: «мерзкие», «мерзость». От контакта с финно-угорским племенем «мари» в русском языке осталось слово «мара», то есть «смерть». Встреча с ними для славян означала физическую или этническую смерть, потерю жизни либо потерю своего языка и своей культуры.

В начале нашей эры народ «Чудь» (тиуды) жил по всему Балтийскому побережью, к ним себя относили готы (гут-тиуды) и шведы (свиет-тиуды). Имя готского короля Теодориха можно перевести как Тиудо-рикс, то есть «чудский царь». Все факты говорят о том, что Чудь - это очень древнее русско-балтийское племя, от которого отпочковались, выделились как готы, так и шведы.

По преданиям удмуртского народа богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру II века до нашей эры - III века нашей эры на территории Удмуртии создала чудь светлоглазая, пришедшая с севера. Это подтверждает и археология: исчезает «шнуровая» керамика с оттисками шнура, широко распространяется керамика балтийская «ямочная». Этот период времени полностью укладывается на то время, когда готы продвигались с южного берега Балтики в Причерноморье. В книге «Гетика» готского историка Иордана (VI век нашей эры) написано, что готы, при движении на юг, вытеснили со своих мест родственное им племя ульмеругов, то есть островных ругов. С тех пор руги считали готов своими злейшими врагами и неоднократно побеждали их в сражениях. Сам Иордан не считал ругов германцами, они изначально были Русско-славянским племенем. Прорываясь через Германию на запад, готы в сражениях буквально залили их земли кровью, избивая германские племена по одиночке и всех вместе. С тех пор название балтийского племени готов для немцев приобрело значение Бог.

Можно уточнить: богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру (II век до нашей эры - V век нашей эры) в низовьях Камы создало Русско-славянское племя ругов, вытесненное в Причерноморье готами. Вероятно, и несколько поколений готов жило в Прикамье, собирая силы для прорыва на плодороднейшие земли Причерноморья.

Далее, Иордан пишет, что царь готов Филимер, перед нападением на спалов, которые преграждали готам выход на степные просторы, послал половину своего войска на восток. Они переправилась через реку (предположительно Каму, потому, что в низовьях Камы уже расстилаются степи), ушли и пропали в бескрайних болотах и бездонных топях. Этими землями могут быть только обширнейшие болота Западной Сибири. Следы этих готов в наше время находят археологи, в виде «случайно туда попавших» скандинавских изделий, по всей лесостепной части Западной Сибири. Они дошли до Тувы, становясь князьями и царями для местных народов. Свою культуру и руническую письменность они передали енисейским киргизам, хакасам и древним тувинцам. Название «руническое» переводится с готского языка, как «тайное».

По описаниям китайских историков, монгольский род борджигинов, к которому принадлежал Чингисхан, пришёл в Монголию с севера, с территории нынешней Тувы и сильно отличался от местных татар. Они были высокого роста, сероглазые и светловолосые. Вполне возможно, что Чингисхан - прямой потомок русов-готов, ушедших с территории Прикамья на восток во втором веке до нашей эры. Писали монголы, к тому же, скандинавским руническим письмом. Вероятно, помня о своём русском происхождении, борджигины (чингизиды), не уничтожили русских князей на Руси, как они поголовно уничтожили князей татарских, булгарских, финно-угорских, кыпчакских, куманских, а приняли их практически как равных. Имя «Урус-хан» - «Русский хан», часто упоминается среди верховных правителей монгольских Орд. Сын Бату-хана (Батыя), Сартак, посчитал за честь стать побратимом русского князя Александра Невского.

Готы, порвавшиеся в Причерноморье, попали под удар гуннов, и ушли в Западную Европу, где, изменив весь ход европейской истории, постепенно растворились среди итальянцев, французов и испанцев.

Если говорить о том, к каким племенам относилась Русь, создавшая государство Древняя Русь, то тут можно сказать однозначно - Русь славянская, говорившая на славянском языке. К этому выводу можно придти, проанализировав современный русский язык. Слово «работа» одного корня со словом «раб», работать - значит выполнять функцию раба, быть рабом. Зато слово «мечта» одного корня со словом «меч». Мечтать, значит думать, как с помощью меча добиться всего желаемого: счастья, славы, богатства и власти. Большинство русских народных сказок очень увлекательно рассказывают о том, как младший сын нашел меч-кладенец и, уйдя в дальние страны, добыл себе всё: богатство, славу, невесту и царство в придачу. Это полностью соответствует тем характеристикам, которые давали древние авторы при описании русов (например, Ибн-Русте «Дорогие ценности»). Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорождённому обнаженный меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечём», «Русы не имеют ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашень и питаются лишь тем, что добывают в земле Славян», «зато у них много городов, они воинственны, храбры, драчливы». Но и сами «русы… принадлежат к славянам» (Ибн-Хордадбег IX век нашей эры).

Одно из названий русско-балтийского племени шведов - «свиет-тиуды», то есть «светлая чудь». Ибн-Русте пишет, что у славян, граничащих с печенегами, царя называют «свиет-малик», то есть «швед-амалик» (швед из царского рода Амалов), и питается он только кобыльим молоком. Вероятней всего произошло то, что, в отличие от славянской Руси, шведская Русь попала под сильнейшее влияние сарматов-финноугров и скифов-иранцев. Они пересели с лодок на коней и стали типичными кочевниками широко известными из русских летописей, как «половцы». Половцы - от слова «половый», что, опять же, значит «рыжий», а кочевники тюрки не могли быть светловолосыми по своей южной природе. Вплоть до монгольского нашествия, половцы (шведы - ставшие кочевниками) были хозяевами Причерноморских степей. Даже после монгольского нашествия половецкие (шведские) ханы правили в Причерноморских степях наравне с монгольскими ханами. До сих пор половецкие курганы в Причерноморье местное население называет «шведскими могилами». Да и знаменитый половецкий хан Шарукан, у средневековых историков упоминается как предводитель готов (шведов). Вполне возможно, что поэтому половецкие ханы и русские князья быстро нашли общий язык и совместно пытались противостоять монгольскому нашествию. Постепенно шведы-половцы растворились среди славян и стали частью украинского народа.

Русско-балтийскими были племена «чудь», и «ижора», они жили от района нынешнего Петербурга и Эстонии до верховий Вятки и Камы. На рубеже второго тысячелетия они, испытав сильнейшее влияние финно-угров, частично взяли их язык и стали эстонцами, удмуртами и коми, но большинство остались русскими, освоив, более близкий для них, родственный славяно-русский (современный русский) язык. В Удмуртии ассимилированные финно-уграми русско-балтийские чудские племена составляют более 30% процентов удмуртов, и известны под названием Чудна и Чудьза. Одним из древних центров расселения русско-балтийского племени Чудьза был район города Ижевска, а село Завьялово, земли которого расположены вокруг Ижевска, носил название Дэри-Чудья.

Крупное русско-славянское племя «Весь», следы пребывания которого можно отыскать на географической карте от Прибалтики до восточных склонов Алтая: реки, название которых имеют индоевропейское окончание «-ман» и населённые пункты, которые начинаются или оканчиваются на «вес» или «вас». Оно только частично было ассимилировано финно-уграми - это нынешние вепсы. Подавляющее же большинство веси изначально входило в состав русского народа. В гениальном произведении древнерусского летописца «Слово о Полку Игореве» слово «весь» употребляется в значении «родное село». В знаменитых Словах: «Как ныне сбирается вещий Олег…» эпитет «вещий» не имеет отношения к слову «вещать» или «предсказывать». Олег ничего не предсказывал, это ему предсказали волхвы смерть от его любимого коня. Вероятней всего слово «вещий» означало, что князь Олег был из русско-славянского племени Весь или был князем Веси, да и само имя Олег происходит от иранского слова Халег (творец, создатель). Часть русско-славянского племени Весь, жившая в Сибири, была отрезана, наступающими из Казахских степей, финно-уграми от основной массы соплеменников и получила название «челдоны». Они были широко известны на Урале и в Сибири, и в небольшом количестве сохранилась до наших дней под этим же названием. Название «чел-дон» состоит из двух слов. Слово «чел» - от самоназвания славян - человек, и древне уральского слова «дон»- что значит князь. Вполне возможно, что славяне челдоны, до прихода угров были княжеским племенем в Западной Сибири и на Урале. После присоединения Сибири к России, первых русских поселенцев местные народы называли словом «паджо», означающем «князь» или «царь», видимо в память о том древнем русско-славянском племени Весь, что жила в Сибири до прихода угров. Само название «весь» происходит от слова «весть», «вещать», то есть - говорить. С незапамятных времён жила Весь и на территории Удмуртии. От них остались развалины города - крепости Весьякар на реке Чепце и предания Удмуртского народа о богатыре Весья.

В Германии со средних веков считали, что государство Древнюю Русь создали руги, о которых писал ещё Тацит (I - II век нашей эры): «У самого Океана (север Восточной Германии, район города Росток) проживают ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племён - круглые щиты, короткие мечи и покорность королям». Видимо после прихода с территории нынешней Швеции на южный берег Балтики, руги разделились. Одна половина ушла в Прикамье, вторая - на земли нынешней Восточной Германии. Активно участвуя во всех войнах середины первого тысячелетия нашей эры, часто, в составе обеих противоборствующих сторон, руги рассеялись по всей Европе, и везде, где в начале появлялись руги, на карте появлялось название Русь или Рос. Например: Руссия в Штирии на юге Австрии, Россия на Керченском полуострове в Крыму. Но, где были руги, там обязательно были и их извечные соперники - готы, и нельзя однозначно сказать, кто создал очередную Русь. Это ещё раз подтверждает предположение, что название «Русь» греки давали вне зависимости от племенной принадлежности создателей очередной Руси, и вне зависимости от языка, на каком они говорили. На том месте, где Тацит помещает «германские» племена Ругов и Лемовиев «вдруг» появляются славянские племена Луги (Лужичане) и Глиняне. Можно уверенно утверждать, что «германские» племена Ругов и Лемовиев - это германская огласовка изначально русско-славянских племён Лугов (Лужичан) и Глинян (глина по-немецки звучит как «лем» - Lehm, глиняне - они же лемовии). Часть Русско-славянского племени Ругов (Лужичан), создавших государство Древнюю Русь (Киевскую и Новгородскую), до сих пор живут на своей древней прародине - в Славии, то есть в Восточной Германии.

http://www.mrubenv.ru/article.php?id=4_5.htm

Тувины, манси, калмыки и другие - самые воинственные народы в истории России по версии “Русской семерки” .

Русские

Суровый климат, обширные территории и бесконечная череда завоевателей выковали у русских огромную силу воли и упорство в достижении побед.

«Русские часто шли в атаку на наши пулеметы и артиллерию, даже когда их атака была обречена на поражение. Они не обращали внимания ни на силу нашего огня, ни на свои потери», - вспоминал немецкий генерал Первой мировой войны Антон фон Позек.

Четверть века спустя другой немецкий генерал Гюнтер Блюментрит дополнил своего соотечественника: «Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его способность не дрогнув выносить лишения вызывает истинное удивление. Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением».

«Переход Суворова через Альпы», Василий Суриков, 1899 год

Писатель Николай Шефов в своей книге «Битвы России» приводит статистику войн с XVIII по XX столетие, в которых участвовала Россия. Согласно автору, за 250 лет русская регулярная армия из 34 войн выиграла 31, из 392 сражений победила в 279. В подавляющем большинстве сражений русские войска уступали своим противникам в численности.

Варяги

Варяги не были единым народом. Однако эти пестрые в этническом плане группы, населявшие, в том числе, северные земли Древней Руси, отличались сплоченностью и воинственным нравом. С ними можно было или воевать, или договариваться.

У Европы не получилось ни то, ни другое. По рекам варяги проникли вглубь континента, опустошив Кельн, Трир, Бордо, Париж.

«От свирепости норманнов избави нас, Господи!», - доносилось из многих церквей Западной Европы.

По Днепру варяги добрались и до Черного моря, откуда они совершали свои разорительные походы на Царьград.

Прощание Олега с конем. Виктор Васнецов, 1899 год

Развитая техника обработки железа позволяла варягам создавать высококачественное оружие и доспехи, практически не имевшие аналогов. Историк Александр Хлевов отмечает, что ни Европа, ни Азия в то время не смогли создать равных по боеспособности варягам воинских формирований.

Византийские императоры и русские князья предпочитали иметь варягов в качестве наемников. Когда новгородский князь Владимир Святославич с помощью варяжской дружины в 979 году захватил киевский престол, он попытался избавиться от своенравных соратников, но в ответ услышал: «Это наш город, мы его захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека».

Балтийские немцы

В XII веке вслед за ганзейскими купцами на восточный берег Балтики пришли крестоносцы. Главная цель экспансии - завоевание и крещение языческих народов. В 1224 году немцы захватывают основанный Ярославом Мудрым Юрьев, а созданный вскоре ими Ливонский орден на долгое время станет одной из главных угроз для западных рубежей Руси.

Потомки ливонских пленников Ивана Грозного с начала XVII века активно привлекаются для формирования «полков иноземного строя».

В конце XVIII века вместе с остзейскими дворянами в русскую армию приходит прусская дисциплина, вышколенность и доведенная до автоматизма боевая выучка - то, что вдохновило Павла I на военные реформы.

Многие из остзейских немцев на русской военной службе достигают карьерных высот. Например, выходец из старинного эстляндского рода Карл фон Толь. Этому талантливому штабному генералу принадлежит план войны с Наполеоном, именно он разработал оперативный план Бородинского сражения. Позднее Толь руководил успешными операциями в ходе русско-турецкой войны 1828 -1829 годов.

Еще одним знаменитым остзейцем был Барклай-де-Толли. «Тактика выжженной земли», которая использовалась генералом во время войны с Наполеоном, вызывала протест у русского поместного дворянства, но именно она во многом предрешила исход военной кампании.

Перед русско-японской войной доля генералов немецкого происхождения в генералитете русской армии составляла 21,6%. На 15 апреля 1914 г среди 169 "полных генералов" было 48 немцев (28,4 %), среди 371 генерал-лейтенанта - 73 немца (19,7 %), среди 1034 генерал-майоров - 196 немцев (19%).

Большой процент офицеров немецкого происхождения был в Лейб-гвардии Конном полку, в который, по традиции, набирались в основном прибалтийские (остзейские) немцы.

Другими известными балтийскими немцами в русской армии и флоте были П.К. Ренненкампф, Е.К. Миллер, адмирал фон Эссен, барон А. Будберг, генерал Н.Э. Бредов.

Барон Роман Унгерн фон Штернберг.

Особняком в ряду балтийских немцев стоит барон Унгерн фон Штернберг. Исключительно решительный, пренебрегающий опасностями, еще на фронтах Первой мировой войны он снискал себе славу героя.

Во время Гражданской войны армия под командованием генерала Унгерна стала одной из главных угроз для Советской России. Имя барона Унгерна особо памятно в Монголии: во многом благодаря полководческому таланту генерала эта страна смогла отстоять свою независимость от Китая.

Шляхтичи

Шляхта Речи Посполитой не раз доставляли проблемы Русскому государству, не только посягая на территории восточного соседа, но и владея московским престолом. Английский историк Норман Дэвис так характеризует «гоноровых шляхтичей»: «Они не занимались никаким ремеслом или торговлей, но могли лишь поступать на военную службу или управлять поместьем».

Шляхта изначально была военно-рыцарским сословием. Львиную долю жизненного уклада шляхтича занимали охота, фехтование, скачки и стрельба. В коллегиумах Великого княжества Литовского практиковались военно-спортивные игры, например, бои на «пальцатах», которые имитировали сабельные поединки.

«Это боевое начало являлось проекцией шляхетских поединков, дуэлей - игр со смертью в реальной жизни», - отмечает историк Игорь Углик.

Много шума в Европе наделали «крылатые гусары» - элитная конница Речи Посполитой, неоднократно побеждавшая русских, шведов, турок и немцев. Успех гусарии приносила ее излюбленная тактика: нарастающий темп атаки и уплотненный фронт хоругви, позволявшие при столкновении нанести максимальный урон противнику.

С XVI столетия шляхтичи стали пополнять ряды Запорожского казачества, привнеся в него рыцарский лоск и военную демократию. Для обедневшей или провинившейся части польско-литовской шляхты казачество воспринималось как восстановление чести - «или пасть со славою, или воротиться с военною добычею».

После Переяславской рады часть так называемой русской шляхты из Левобережной Украины добровольно присягает московскому царю. Шляхтичи не раз имели возможность проявить себя в ратных делах. Так, в 1676 году, когда башкиры и киргизы осадили Мензепинскую крепость, шляхтичи храбро сражались и в течение долгого времени удерживали город, вплоть до прихода подкрепления.

Казаки

Этот вольный народ зачастую находился в авангарде тех, кто поднимал восстания и бунты, был он и в рядах первопроходцев, отвоевывавших для империи новые земли.

Исключительные воинские качества казаков - результат многоэтапной боевой подготовки. Например, длительный процесс обучения казака-пластуна позволял развивать разные навыки: «выстрел на хруст» - способность поражать при плохой видимости любую цель, «волчья пасть» - умение провести молниеносную разящую атаку или «лисий хвост» - искусство заметать свои следы при возвращении с задания.

Яркой страницей в летопись казачества вплетается подвиг донского казака Козьмы Крючкова - Георгиевского орденоносца Первой мировой войны. В августе 1914 года небольшой разъезд казаков атаковал пару германских кавалерийских дозоров. «Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь», - вспоминал герой. Несмотря на 16 колотых ран, которые получил казак, ни один из 11 немцев не остался в этот день живым.

Черкесы

Уже самоназвание черкеса - «адыг» - означает «воин». Весь уклад жизни адыгов был пронизан военным бытом. Как отмечает писатель А. С. Марзей, «такое состояние их жизни в постоянной готовности к защите и бою, выбор менее уязвимого места для поселений и временных стоянок, мобильность в сборах и передвижении, умеренность и неприхотливость в пище, развитое чувство солидарности и долга, вели, конечно, к милитаризации».

Наряду с другими закубанцами черкесы оказывали самое ожесточенное сопротивление русской армии в период Кавказских войн. Только спустя столетие ценою более миллиона жизней солдат Россия смогла покорить этот гордый и воинственный народ. С пленением Шамиля смиряется и самое могущественное племя западной Черкесии - абадзехи.

На протяжении столетий черкесы создали особую военную культуру - «Уорк Хабзэ», выделявшую их среди соседей. Неотъемлемой чертой этой культуры было почтительное отношение к противнику.

Черкесы не жгли дома, не топтали нив, не ломали виноградников. Восхищения заслуживает и забота черкесов о раненых или павших товарищах. Несмотря на опасность, они среди боя мчались к погибшему, только чтобы вынести его тело.

Придерживаясь рыцарского кодекса чести, черкесы всегда вели открытую войну. Сдаче в плен они предпочитали смерть в бою. «Одно могу похвалить в черкесах, - писал астраханский губернатор Петру I, - что все они - такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо, что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот».

Вайнахи

Существует гипотеза, согласно которой древние вайнахские народы заложили основы сарматского и аланского этноса. Нам вайнахи известны в первую очередь как чеченцы и ингуши, которые оставили в истории не менее яркий след, чем их грозные предки.

Во время нашествия орд сначала Чингисхана, а затем Тимура отошедшие в горы вайнахи сумели оказать им героическое сопротивление.

В этот период вайнахи довели до совершенства свою оборонительную архитектуру: высящиеся сегодня в горах Кавказа сторожевые башни и крепости - лучшее тому подтверждение.

Интересное описание вайнаха встречается в дневнике русского солдата, попавшего в плен к горцам во время Кавказской войны: «Это поистине зверь, отлично оснащенный всяким боевым оружием, острыми когтями, могучими зубами, прыгающий как резина, как резина увертливый, уносящийся с быстротою молнии, с быстротою молнии настигающий и разящий».

Осетины

В пестрой этнической родословной осетин отчетливо вырисовываются воинственные ираноязычные племена Северного Кавказа: скифы, сарматы и аланы. В отличие от других кавказских народов, осетины довольно рано налаживают отношения с Россией. Уже в середине XVI II века руководитель осетинского посольства в Петербурге Зураб Магкаев заявляет о готовности выставить армию численностью в 30 тыс. человек для участия в военных действиях против Ирана и Турции.

Преданность, отвага и доблесть - черты, которые наиболее точно характеризуют осетинских воинов:

«Осетины особенно бесстрашны и закалены как спартанцы. Договариваться с ними - политическая необходимость»,

Пишет в своих записках русский драматург Михаил Владыкин. Генерал Скобелев отмечал, что если осетины и бывают последними, то только при отступлении.

Татары

Татарская конница со времен первых завоевательных походов Чингисхана представляла собой грозную силу.

На поле боя татарские лучники использовали доведенную до совершенства тактику маневрирования и засыпания противника стрелами. Военное искусство татар также славилось разведкой, благодаря которой небольшие отряды могли устраивать засады и совершать молниеносные нападения.

В середине XV столетия у московских царей появилась идея подчинить татарскую воинственность своим интересам.

Так на территории Русского государства возникли татарские анклавы, члены которых обязывались нести воинскую повинность в обмен на неприкосновенность территории и религии.

Для решения политических задач татарские войска активно использовали Василий II и Иван III. Иван Грозный положился на татар при взятии Казани и Астрахани, в Ливонской войне и в опричнине.

Ногайцы

Золотоордынский беклярбек Ногай дал начало этнониму, с которым связан один из самых грозных и воинственных народов Евразии. Уже при своем основателе Ногайская Орда распространила влияние на огромные территории от Дона до Дуная, вассальную зависимость от нее признавали владения Византии, Сербии, Болгарии и многие юго-восточные земли Руси.

Ногайцы, которые к середине XVI века могли выставить 300-тысячную армию, были силой, с которой мало кто осмеливался соперничать. Московские цари предпочитали выстраивать добрососедские отношения с Ордой. Взамен на экономическую помощь ногайцы несли кордонную службу на юге Руси, а их конные полки помогали русским войскам в Ливонской войне.

Калмыки

Неотъемлемой частью жизни калмыка была его физическая подготовка. Так, национальная борьба «ноолдан» тренировала у молодежи силу, выносливость и несгибаемую волю к победе.

Во время праздника Цаган Сар калмыцкие юноши сходились друг с другом в настоящей «рубке», правда, используя вместо сабель плетки. Такие забавы впоследствии делали калмыцких воинов непревзойденными «рубаками».

Особое место у калмыков занимало умение контролировать отрицательные эмоции, что позволяло им накапливать физические и моральные силы.

Во время боя воин-калмык входил в особое состояние духа, при котором не чувствовал ни боли, ни усталости, а силы его словно удесятерялись.

С XVII века калмыки демонстрируют свое воинское искусство, защищая рубежи Русского царства: иррегулярная кавалерия Калмыцкого ханства принимала участие во многих войнах, которые вела Россия на протяжении XVIII столетия.

Манси

Облюбовавшие суровый северный край вогулы (или манси) в совершенстве овладели искусством выживания. Отличные охотники и бесстрашные воины, они заставляли считаться с собой соседей: сибирских татар, ненцев и зырян.

Дружину мансийского хана составлял отряд профессиональных воинов - «косатых отыров». Залогом их успеха было скрытое передвижение и незаметное выслеживание противника.

В разное время на земли вогулов пытались проникнуть орды Батыя и отряды новгородцев - все безуспешно. Только потерпев болезненное поражение от казаков Ермака, манси отступили дальше на Север.

Тувинцы

Этот немногочисленный скотоводческий народ во время Великой Отечественной войны демонстрировал чудеса стойкости и храбрости. Неслучайно немцы называли тувинцев Der Schwarze Tod - «черная смерть». Из 80-тысячного населения Тувы 8 тыс. человек сражались в рядах Красной Армии.

Воевавшая в Галиции и Волыни Тувинская кавалерия без преувеличения произвела неизгладимое впечатление на немецкие войска.

Пленный офицер вермахта на допросе признавался, что его подчиненные «подсознательно восприняли этих варваров как полчища Аттилы и потеряли всякую боеспособность».

Нужно отметить, что тувинским кавалеристам воинственности добавлял их внешний вид: на маленьких лохматых лошадях, одетые в национальные костюмы с диковинными амулетами, они бесстрашно неслись на немецкие части. Ужас немцев усиливал и тот факт, что тувинцы, приверженные собственным представлениям о воинских правилах, принципиально не брали противника в плен, а при явном превосходстве врага стояли насмерть.

Теперь более подробно о воинственности и об остальных чертах нашего народа, которые делают нас настолько особенными. О характере русского народа.

Характер русского народа формируется многими факторами: географическими, религиозными, историческими.

Географический фактор становления русского народного характера.

На характере русского народа сильно отразилась суровость нашего климата и расположение земель. Суровые зимы длящееся до полугода, сформировали в русском народе огромную силу воли , упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Благодаря длинным зимам русские стали терпеливыми и меланхоличными . Обрели способность к резкой мобилизации сил , из-за необходимости в авральном труде в летние месяцы. Климат и невзгоды сделали русского человека расчётливым и прагматичным , но при этом способным действовать «очертя голову» , ведь даже здравый расчёт не всегда был способен оградить от прихотей природы. Так же в условиях сурового климата Русским была просто необходима общность и чувство локтя . Огромные пространства дали русскому народу широту души , вольность и стремление к свободе.

С другой стороны климат и пространства сформировали в русском народе и «плохие» черты. Северный менталитет сформировал определённую медлительность и чрезвычайную обстоятельность , перерастающую в лень, про которую говорят, что мы долго запрягаем. Климат - некоторую холодность в чувствах, русские не спешат открываться первому встречному. Часто и в своей компании людям тяжело расслабиться, не прибегая к помощи спиртного. Лень , выраженная в откладывании дел на завтра, как раз связана с пустым зимним временем, когда человек был вынужден заниматься ремеслом. И трудился, когда ему вздумается. С этим связана и недооценка своего труда , т.к. зимние труды считались пустыми поделками, делались всеми, и продавались дешево. Так русский человек думает: «Зачем продавать свой труд дорого? Ведь другие тоже таким трудом занимаются».

А радость весны после долгой зимы, научила наших праздновать «неделями» . Из-за расстояний чувство локтя касалось лишь земляков, что способствовало междоусобицам.

Кроме того, унылые пространства степей настраивали человека на медитативный лад, заставляли много думать о духовном. А жизнь в деревенской общине отбивала желание к индивидуализму, поскольку деревня жила общим укладом, где всё было предопределено.

С суровым климатом, сложностью сельского хозяйства в северной части страны и общинами связана большая суеверность и склонность к магическому восприятию . Предки, работая в поле, создали сложную систему суеверий связанных с урожаем. Которую мы можем увидеть во всех этих особых днях, когда творились различные колдовские практики, связанные с плодородием. Подобно мыслим мы, предпочитая мистические объяснения сложным для нас вещам.

Само собой качества русского народа изменялись в зависимости от местности.

На севере и в прибрежных зонах преобладал тип личности свойственный охотнику или купцу. Там где это ремесло было основным. Расчётливость , ум , смекалка , стремление к риску и в то же время индивидуализм , оставили свой след в нашей культуре.

В средней полосе более свойственен тип личности пахаря или ремесленника. Это привычка к традиционному укладу , упорство и основательность , зависимость от общины и решений владетелей . Это те черты, которые умножились за времена крепостного права и теперь мешают нам.

На юге и по границам была вольница, кочевники и разбойники, которые в свою очередь оставили в нашем народе стремление к поиску лучшей доли , удаль , способность сорваться «на авось» в далекие места. Эти их способности дали России возможность вести завоевательные войны и значительно расширить свои владения. Именно эти люди наследовали древней кочевой сути нашего народа. Так же вольница дала склонность к воровству, грабежам и другому преступному промыслу. Поскольку походы за добычей не прекращались веками.

Сама необходимость защищать свои обширные и лакомые для других территории, способствовала воинскому духу . А наличие множества соседей, дало нам снисходительное отношение к другим племенам . Но не стоит путать снисходительное отношение с терпимостью. Снисходительность держалась на глубоком чувстве превосходства над другими племенами. Если сказать простыми словами, то русские потому мирились с соседями и сожителями, поскольку прекрасно знали, что могут легко их победить. И если, кто-то нарушал порядок или добрососедские отношения, то был бит нещадно.

Помимо суровых условий, на русском характере сказалась и церковная пропаганда.

Религиозный фактор в русском характере.

О религиозном взгляде на характер русского народа подробно сказано в статье про богоизбранность русского народа.

В своё время церковники пытались исправить и заместить, те русские черты характера, которые, по их мнению, считались греховными и соответствующими язычеству. Поэтому из года в год память об истинных героях вымарывалась, заменялась на жития великомучеников и святых князей.

Выставлялись ложные приоритеты. Так каждый считает, что герои Александр Пересвет и Родион Ослябя победили врагов благодаря тому, что были монахами и святыми. Хотя на самом деле оба были профессиональными войнами до монашеского пострига. В реальном же мире излишнее увлечение религией силы не добавляет, этому есть много примеров.

Настоящий пример доблести это Евпатий Неистовый, именуемый также Коловрат. Он не был монахом, что не мешало ему совершить подвиг больший, чем совершили упомянутые монахи.

Всем принципом церковных действий двигало желание принизить языческие достижения русского народа, показать, то, что русский народ до принятия христианства был диким и бесполезным. И только христианские добродетели, сделали из " варвара и человека второго сорта", просвещённого европейца. Делалось это для, того, чтобы показать "пользу", которую принесло христианство на Русь.

Все те черты, которые, были привычны нашему народу в древности, были забыты. Нам столетиями внушали, что они нам не были свойственны. Культивировался образ народа христианского, народа мученика.

Теперь любое упоминание о воинственности или агрессивности со стороны нашего народа, даже в своём кругу воспринимается, как жуткая ложь с целью оскорбления. Даже современные язычники по привычке отрицают воинственность.

Патриарх объясняет пользу слабости русского народа главам кавказских республик:

Нынче считается, что главные русские черты: смиренность, духовность, всепрощающая любовь, отзывчивость, жертвенность и душевная доброта.

Что является ложью, посудите сами, мог ли народ, обладающий подобными качествами завоевать такие территории?

Исторический фактор, отвечающий на все вопросы.

Исторически племена, именуемые славянскими, вышли из одного праплемени. Это подтверждают и последние исследования в области ДНК и гаплогрупп. Это было настолько давно, что не осталось письменных источников, только генетическая информация.

Сейчас этногенетика развивается, поэтому о конечных результатах говорить рано. Следующий отрывок дает лишь примерное представление, которое с новыми результатами может измениться. Кроме того я использую ненаучные термины, для простоты объяснения.

Но пока получается вот что:

Один народ, условно назову его пра-праславянским, находившийся на территориях около Европы по каким-то причинам покинул обжитые места, разделившись на несколько ветвей. Некоторые ученые считают, что виной этому было похолодание или какой-то природный катаклизм. Незначительная часть народа осталась на территории Европы, другие же части двинулись в разные стороны. Одна часть ушла в сторону Сибири, и осталась в памяти китайцев (Протогунны, Динлины, Жуны, и, возможно, Айны). Другая часть двинулась на юг к Индии (будущие арии).

Процесс перемещения был постепенным, часть пранарода оседала по пути, формируя роды и племена. Этим объясняется наличие гаплогруппы R1a1 на пространстве от Индии до Скандинавии, и от Европы до Китая.

Карта R1a1.

Через определённое время, освободившуюся Европу заселят представители другой группы R1b близкой к нашим предкам, но отколовшейся ранее. Позже эти народы назовут кельтами, готами и германцами.

Карта R1b.

Далее через время, идет процесс обратный с юга возвращаются потомки группы R1a1, опять формируются новые народы. Движение той древней группы народов легко проследить, поскольку по пути они оставляли свой язык. Условно назову их "арии".


Арийские языки (индоевропейские).

Происходит обратное завоевание Европы. Время "второго пришествия" праславян в разных источниках от 3500 до н.э. до 5 века н.э.(Данные берутся из разных источников и разными способами, поэтому такой разброс.) Заселены все земли от Англии и Скандинавии, до границ с Римской Империей.

Археологические находки на территории расселения славян показывают наличие племен от 1 века до н.э.. Сам факт прихода и расселения народов на обжитой территории носит, как мирный, так и воинственный характер. Об этом говорят войны с германскими племенами и другими жителями запада Европы упоминаемые хронистами.

К 3-4 веку на территорию Европы возвращается древний "бумеранг" в лице племен гуннов(представленных разными народами и потомками праславян в том числе), которые дают конкретный толчок к переселениям и военным походам народов, до этого сидевших достаточно смирно. По сути говоря, сошлись две ветви некогда одного племени, южные "праславяне" с восточными. Проблема была в том, что на тот момент все они говорили на разных языках. А с момента "расставания" прошли сотни лет.

Происходит бурное действо, именуемое великим переселением народов. На этом поле "ассимиляций" и формируются известные нам славянские племена и в том числе русы. Сам "русский народ" сформируется позже, с появлением "мощной" государственности.

Первые многочисленные упоминания о славянских племенах появляются в VI-VII веке. Хотя были и более древние указания, но связать их конкретно со славянскими племенами - тяжело. В источниках VI-века упоминаются походы славянских племён на Рим. Как собственными силами, так и в составе объединения с другими народами. А также войны с соседями. Это говорит о тогдашних нравах нашего народа, но и нравах других «праевропейцев». Так длится вплоть до появления государственности. С появлением государств на территории расселения славян, воины перестают быть «племенными».

Разные носители «богоизбранных идей» пытаются отрицать «воинственность» нашего народа. Объясняя её привнесением «воинственности» извне. Мол, пришли такие «воины», к лохматым пахарям. И спасли их от страшных германцев, хазар и викингов. Эта идея в корне неверна и пропитана духом «святого пахаря страстотерпца».

На самом деле ключевым моментом возникновения русского народа является появление (привнесение) новых технологий, от гончарной обработки, до новых методов работы с металлом. Это подтверждают данные археологии. Помимо технологий роль сыграла и торговля, поскольку для создания достойного оружия были необходимы качественные завозные материалы. С организацией торговли появляется и экономическая база для ведения больших войн и объединения племен. Но об этом, как-нибудь потом.

Людям свойственно объединяться вокруг достойных. Наши предки не были исключением. Об этом говорят многочисленные походы на «зажиточные государства» с приходом достойного военного вождя. Так до этого ходили на Рим с Атиллой и другими вождями. Подобным же образом восточные славяне пойдут в поход со Святославом и другими князьями.

В кипящем «котле народов», где постоянные войны и претензии на наши территории не прекращались, зародился народ, который мы зовём русским.

Окруженный враждебными соседями он не только выжил на "равнине ассимиляций", но и преумножил свои земли и число. Окружающие племена просто стали его частью. Что ясно показывает воинственный характер русских, унаследованный от кочевых предков.

На протяжении всей русской истории, эта воинственность находила выход во множественных походах и битвах. Многие люди списывают эту воинственность на имперские амбиции. Но эта точка зрения неверна, до образования большого государства наши предки были не менее воинственными.

Племена воевали между собой, иногда объединяясь против внешнего врага. Междоусобицы происходили всякий раз, когда воинственность русского народа не находила внешнего врага.

Воинственность проявляется со схожей силой вплоть до сих пор. Что говорит о том, что мы не изменились. Просто забыли, кто мы есть.

Есть люди, которые считают, что славяне до появления государственности, лишь тяпками и мотыгами махали. Вот небольшой список битв:

Начиная уже с I века новой эры, славянские племена вели постоянные войны и стычки со своими соседями. У хронистов сохранились упоминания в основном о тех, которые были против римлян. .

360 годы война венедов с Германарихом.493 г. походы славян на Византию.499 г. славяне вторглись во Фракию534 г. битва славян против воиска Полководца Хильбудия. Хильбудий убит, воиско рассеяно.547 г. славяне неожиданно форсировали реку Истр и стремительно овладели всей Иллирией. Пограбив, вернулись обратно.551 г. очередной набег славян на Фракию и Иллирию. Штурмуются защищенные крепости, побеждены направленные против славян конница и пешие войска.552 г. воодушевленные успехом славяне выступают в Фракию большим войском. Знатно пограбив, и победив во многих боях римские войска, славяне в итоге были разбиты и бежали. Но набеги это не остановило.584 г. римляне в союзе с аварами, совершают походы на славян. Славяне были разбиты и оттеснены за Балканы. Но это не помешало им вновь вернуться на свои места через пару лет.597 г. славяне добираются до богатой Фессалоники. При штурме города используются камнеметные машины, тараны и прочие прелести "варварского" военного искусства. Штурм не был завершён, через неделю славянские воины просто ушли.626 г. славяне совместно с аварами, воспользовались войной византийцев с персами. Совместное войско осаждает Константинополь. С моря город блокируют корабли, по земле совместные войска. Применяются штурмовые башни и другие осадные орудия. Но город устоял.630 г. славянские племена в союзе с другими разбивают армию франкского короля Дагоберта.

Далее в VII - X веках, славянские племена воюют в составе моравских и других государств. Служат у Византийцев, участвуя в военных походах.На северо-востоке и на востоке набирают силу новые мощные славянские государства: Новгородская земля и Киевская Русь.

Чтобы вы прониклись воинской историей, приведу вам видео с историей Европы за 5 минут. Наглядно видно, кто на самом деле воинственный.

Для того, чтобы вы оценили масштабы, приведу здесь цитату из одной книги:

Войны России

С 1380 по 1917 г. Россия провела в войнах 334 г., то есть почти 2/3 из (537 лет) своего существования. На западном направлении 102 войны, 49%, из них: Швеция - 8 войн, 81 г. Польша - 10 войн. 64 г. Литва - 5 войн, 55 л. Ливония - 3 войны, 55 л. Франция - 4 войны, 10 л. Германия - 1 война, 3 г., Пруссия - 2 войны, 8 л. Италия - 2 войны, 4 г. Австрия - 1 война, 1 г. Венгрия - 1 война. 1 г. Австро-Венгрия - 1 война, 3 г. Англия - 1 война, 3 г. Южное направление - 43 войны, 20%, из них: Турция - 12 войн, 48 л. Крым - 8 войн, 37 л. Кавказ - 2 войны, 66 л. Персия - 4 войны, 28 л. Восточное направление - 45 войн, 22 %, из них: Монголы - 130 л. Сибирь - 1 война, 35 л. Приамурье - 1 война, 1 г. Япония - 1 война, 2 г. Всего (включая войны со странами одновременно) 666 лет. В том числе: 1 война против 9 государств; 2 - против 5; 25 - против 3. // Серебрянников В.В. Войны России: социально-политический анализ. М., 1998. С. 10-11.

Войн могло быть намного больше, если бы не огромные пространства нашей Родины. Для похода на которую была необходима затратная подготовка. На которую решались не многие правители. Также сказалось и наличие у русских таких союзников, как Генерал Мороз, Полковник Распутица, Майор Грязь.

Русские победили все воинственные народы Европы, а стало быть, по воинским качествам выше их.

В прошлые времена все менее воинственные народы, были перемолоты жерновами истории, и теперь являются частью больших народов. Наш народ этой участи избег и сам стал таким "большим народом".

Многие скажут, что в политике завоеваний играет роль имперская идея. Я не спорю, что данное самосознание сыграло роль, но имперская политика позволила излиться русской воинственности не на свои народы, а на чужие. Она послужила своеобразным проводником для воинского духа.

С другой стороны известны империи, которые вообще ничего толком не завоевали, а только наследовали от прежних захватчиков-организаторов. Китайцы, например.

Сам факт того, что славянские племена дольше других европейских находились в междоусобных войнах, говорит о нашей воинственности.

Как видите, воинственность русского народа обоснована исторически. Наш народ бы просто не выжил бы, не обладай он должными качествами. Поэтому нам нужно вспомнить о нашей сути, и тогда мы обретём настоящую силу.

Кроме того, воинственность наших предков представлена в народной культуре, традициях и в отношении к жизни. О чём будет в следующей части.

Каждому из нас известны легенды о светловолосых могучих воинах-викингах, не знавших страха, поклоняющихся своим языческим богам и захватывающих огромные территории других стран. Жителям Западной Европы эти воины родом из Скандинавского полуострова были известны как норманны, и именно под этим названием в большинстве современных учебниках упоминаются жители Скандинавии. Сами же себя представители коренных народов Скандинавского полуострова называли викингами, причем на территории полуострова жили несколько северных народов - германцы, готы, шведы и др. В отличии от множества других древних народов, которые не могли поделить одну территорию и регулярно воевали между собой, племена и народы Скандинавии неоднократно объединялись в мощные военно-политические союзы, и именно благодаря этому войска викингов сумели в разные времена оккупировать территории Франции, Англии, Ирландии, Шотландии и некоторые острова Средиземноморья.

Одним из главных факторов, объединяющих между собой народы, населяющие Скандинавию, была . Все викинги верили в одних и тех же богов и соблюдали схожие традиции, поэтому неудивительно, что норманнские племена всегда могли найти межу собой "общий язык". Религия норманнов представляла собой сложную политеистическую систему, основанную на поклонении божествам, почитании духов природы, предков и мифических существ - гномов, альвов, валькирий, гигантов и др. И обряды, связанные с почитанием божеств, и мифы скандинавской религии очень красочны, и мало в какой религии есть столько традиций, мифических персонажей и легенд, как в веровании викингов.

Миры и божества в скандинавской религии

Боги норманнов, согласно верованию, как и люди, имели семьи и принадлежали к одному из двух кланов: асам или ванам. Обособленно от этих двух родов божеств стояли богини судьбы норны , которым подчинялись и люди, и боги, а также не принадлежали к божественным семьям различные мифологические сверхъестественные существа. Согласно преданиям викингов, в древние времена асы и ваны враждовали между собой, однако позже они заключили мир, и стали совместно править и людьми, и некоторыми мифическими существами.

Семья асов были более многочисленной, и к ней принадлежали большинство почитаемых норманнами богов. Боги-асы обитали в Асгарде - укрепленном городе, построенном во время войны с ванами. Асы считались божествами порядка, поэтому в их городе каждому жителю было отведено отдельное место - чертог, и в каждом чертоге был возведен дворец того или иного бога. Помимо чертогов с замками асов, в Асгарде была расположена Вальхалла - место, где проводят павшие в бою викинги. Валькирии , воинственные девы, забирающие души мертвых из поля брани, также проживали в Асгарде. Самыми известными и почитаемыми норманнами богами из семьи асов считаются:

  • Один - верховный бог асов, бог воинов, неба и повелитель мертвых
  • Тор - бог грома
  • Тир - бог войны и храбрости
  • Фригг - богиня брака и продолжения рода
  • Ёрд - богиня земли
  • Идунн - богиня вечной молодости
  • Бальдер - бог весны, интеллекта и мудрости
  • Браги - бог поэтов
  • Вар - богиня истины и хранительница людских клятв
  • Снотра - богиня мудрости, благопристойности и вежливости


Ванахейм
, город и мир обитания ванов, был противоположностью Асгарду. В этом городе жили ваны - древнейшие боги природы и плодородия, а после окончания войны с асами сюда были допущены божества из семьи асов. Этот город, согласно скандинавской религии, был поселением на берегу моря в лоне природы; здесь было много цветущих садов, все растения всегда цвели и все посаженное приносило плоды. Наиболее почитаемыми богами с семьи ванов были:

  • Фрейя - богиня и плодородия
  • Фрейр - бог плодородия и лета
  • Улль - бог плодородия, закона, неба и моря
  • Гулльвейг - богиня-колдунья
  • Аегир - бог моря
  • Рен - богиня природы и штормов

Согласно религии викингов, помимо Асгарда, мира богов асов, и Ванахейма, мира богов ванов, еще существовало 7 следующих миров:

  1. Ётунхейм - мир великанов-ётунов
  2. Альвхейм - мир светлых альвов (эльфов)
  3. Мидгард - мир людей
  4. Муспельхейм - мир огненных великанов
  5. Нибльхейм - мир ледяных великанов
  6. Свартальфахейм - мир цвегов (гномов)
  7. Хельхейм - мир мертвых, в котором царствует богиня умирания и возрождения Хель.

Верования и обряды в религии норманнов

Скандинавская религия утверждает, что миры людей и сверхъестественных сущностей создали первые боги, причем в создании человечества принимали непосредственное участие три божества: Трель , создавший рабов, Карл , создавший землепашцев, и Ярл, прародитель воинов. Так как основным способом добычи ресурсов и новых территорий у викингов была война, неудивительно, что в скандинавских народов наибольшим почетом пользовались божества и сущности, связанные с войной, а , имели привилегии и высокий статус в обществе.

Поклонение богам у норманн сопровождалось многочисленными обрядами и ритуалами, нередко включающими в себя жертвоприношения. Некоторые боги викингов, согласно верованию, имели излюбленных священных животных, и им в жертву часто приносили именно их; большинству богов плодородия и стихий жертвовали зерно, овощи и фрукты, а вот богам войны и покровителям воинов жрецы приносили в жертву военнопленных. Жертвоприношения и обряды, связанные с поклонениям богов, совершались в Уппсале - тогдашней столице народов Скандинавского полуострова (сейчас этот старинный город является административно-территориальной единицей Швеции). В Уппсале было возведено покрытое позолотой капище, вокруг которого росли священные рощи , и именно на ветках деревьев этих рощ жрецы развешивали тела животных и людей, принесенных в жертву богам.

Как и , викинги верили в неминуемый конец света - Рагнарек. Согласно древней легенде, пророчество о конце света, при котором погибнет большинство людей и богов, а все миры будут разрушены, произнесла поднятая Одином из могилы мертвая провидица Вельва. Пророчество гласит, что перед Рагнареком и боги, и люди забудут моральные нормы, а в семьях начнется вражда. Тогда произойдет битва между силами добра и зла, но победителя в ней не будет, и огненные великаны своим пламенем сожгут все миры. Однако после Рагнарека выживут несколько богов, сверхъестественных сущностей и двое людей, которые и построят новый идеальный мир.

Религия викингов и руны

Современные , экстрасенсорику и возможность предсказать будущее, часто обращаются за помощью к рунам. И наиболее используемыми для этой цели являются руны Старшего Футарка , которые применяли для общения с богами, проведения различных ритуалов и зачарования вещей жрецы скандинавских богов. Согласно легенде, руны Старшего Футарка были добыты тремя могущественными богами - Фрейей, Хеймдалем и Туром . Всего рун в Старшем Футарке 24, и все они делятся на три атта - семейства. В каждом атте по 8 рун, связанных с добывшим их божеством.

Старший Футарк, самая старая система рун, используемая жрецами, а затем и обычными людьми исключительно для магических целей, широко используется до сих пор. Считается, что каждая руна изначально несет в себе заряд определенной энергии, применив которую, можно добиться определенной цели. Поэтому и сейчас в магазинах, торгующих сувенирами и продукцией, связанной с эзотерикой, предоставлен широкий выбор амулетов из изображением рун Старшего Футарка, а люди, занимающиеся гаданиями и магией, самостоятельно изготавливают для себя руны из дерева, глины или других материалов, чтобы использовать их в своей работе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!