Себастьян бастард генриха 2 короля франции. Король Франции Генрих II

Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовских

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в.. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова , однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.

Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского

Биография

Детство и учёба

Отец художника-Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I , и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».

Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский. Море было для него одним из самых ярких чудес природы. Марина – самостоятельный вид ландшафтной живописи. Слово «марина» (от французского слова «marine») означает картину, изображающую морской вид. Маринист — художник, изображающий море.

Знакомство с миром романтизма — искусством страсти, выражением могущества природных сил и воли человека, способствует возникновению у детей эстетических переживаний, формированию нравственных чувств. Родители могут предложить детям школьного возраста совершить морское путешествие с художником-маринистом И. К. Айвазовским, познакомиться с его романтическими морскими пейзажами, чтобы научить их слышать и видеть в природе множество красок, звуков, форм, превращений.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Первый урок «Русский маринист И. К. Айвазовский: творчество и биография для детей».

Иван Константинович Айвазовский – мастер морского пейзажа.

Родился художник в 1817 году в Феодосии. Его детство прошло на берегу Черного моря. Семья переехала в Крым из Молдавии. Отец Геворг Гайвазян – купец 3-й гильдии, мать Аграфена (Рипсиме) работала вышивальщицей. С детства Иван увлекался игрой на скрипке и рисованием.

Так случилось, что об удивительных способностях мальчика стало известно градоначальнику Алексею Ивановичу Казначееву, который и сыграл в жизни художника значительную роль. В 1830 году А. И. Казначеев был назначен губернатором Таврии и переведен на службу в Симферополь. Талантливого мальчика он определил в Симферопольскую гимназию. В 1833 году по окончании гимназии Айвазовского послали учиться в Петербургскую Академию художеств, где он получил уроки живописи у профессора М. Н Воробьева, познакомился с техникой живописи К. Брюллова и С. Щедрина.

В 1834 году Айвазовского прикомандировали к французскому живописцу Ф. Таннеру в качестве помощника. Вскоре выяснилось, что ученик превзошел своего учителя. На академической выставке картина Айвазовского «Этюд над облаками» получила всеобщее признание. Вскоре Ф. Таннер, сраженный победой помощника, сделал все, чтобы восстановить против него самого царя. Молодому художнику угрожали большие беды. Помогло лишь заступничество профессора А. И. Зауервейда.

Окончил Академию с золотой медалью, И. К. Айвазовский уезжает в качестве пансионера Академии художеств за границу, совершает поездки в Германию, Францию, Испанию, Голландию, Португалию. Его картины экспонируются на крупнейших выставках Европы. В 1844 году художник был удостоен звания академика по части морских видов. По случаю 10-летия художественного творчества он открывает у себя на родине, в Феодосии, первую персональную выставку.

В 1857 году Айвазовский получает орден Почетного легиона от Французского правительства. В 1865 году в Феодосии открывает при своей мастерской «Общую художественную мастерскую». С 1868 по 1869 гг. хлопочет о прокладке в Феодосию железной дороги. В 1876 году его избрали членом Флорентийской академии художеств. В 1880 году он открывает на родине при своем доме картинную галерею. За всю свою творческую жизнь Айвазовский написал около 6000 картин, которые сегодня украшают прославленные галереи мира.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский с рождения носил фамилию Гайвазовский. В 1840 году вместе со своим братом Гавриилом поменял написание своей фамилии и стал Айвазовским.

Айвазовский любил импровизировать, прекрасно играл на скрипке.

Художник писал пейзажи под музыку, которая помогала ему найти ритм работы. Он мог написать картину за несколько часов, в один прием.

Очень часто художник начинал писать пейзаж с изображения неба, а не моря. Небо настраивало его и подсказывало сюжеты морских путешествий.

Айвазовский был очевидцем военных учений Черноморского флота, поэтому некоторые свои картины он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой» (1848), «Наварринский бой»(1848)…)

В своих произведениях художник изображал корабли, борющиеся с волнами, движения волн и света, различные состояния морской стихии…

«Девятый вал» (1850)


Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.

Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.

На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.

Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.

Вот, что писал молодой живописец об этом событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:

  • Каким изображено море?
  • Какие чувства оно вызывает?
  • Какое время дня показал художник?
  • Видят ли моряки берег?
  • Почему один из моряков машет красным платком?
  • Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
  • Всегда ли человек может управлять природой?


Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
  • Что случилось с судном?
  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.

Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.

Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.

Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:

  • Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)
  • Что такое морской штиль?
  • В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?
  • Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?

Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.

Желаю родителям и детям чудесных впечатлений от общения с природой!

Вот уже более ста лет творчество Ивана Константиновича Айвазовского вызывает глубокий интерес и чувство восхищения у людей, самых различных по возрасту, профессии и душевному складу. Выдающийся художник второй половины прошлого века, Айвазовский и в наши дни остается одним из самых популярных мастеров русской школы.

Иван Константинович родился и вырос на берегу моря, и вполне естественно, что именно морю отдал художник свою любовь, морю посвятил свое творчество. Но море было не единственным стимулом, определившим рождение покоряющего искусства Айвазовского. Важнее было другое - то, что в натуре Айвазовского, в складе его мышления и чувствования, во всем его характере были такие черты, сочетание которых с особенностями дарования породило исключительное своеобразие его творчества.

Айвазовский начал свой путь как художник в пушкинскую эпоху, и великий русский поэт благословил начинающего живописца. М. И. Глинка, И. А. Крылов , В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, А. А. Иванов, К. П. Брюллов направляли первые шаги Айвазовского в искусстве. Причем Брюллов и Гоголь оказали решающее влияние на формирование творчества художника на раннем этапе его развития. Крылов и Жуковский оценили большое дарование академиста Айвазовского и в трудные дни помогли ему.

Так было в начале художественного пути Айвазовского. Позднее, когда Иван Константинович жил в Феодосии и только на зимние месяцы приезжал в Петербург, он не прерывал близкого общения со многими передовыми людьми своего времени. Обширен был круг знакомств Айвазовского и в артистическом мире Жена выдающегося актера В. А. Мичурина-Самойлова писала: "В доме Самойловых постоянно бывали знаменитые писатели, художники, композиторы - И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. А. Кони, К. П. Брюллов , И. К. Айвазовский, Ф. Г. Солнцева, М. И. Глинка, С. А. Даргомыжский. Незабываемые времена! Какая непринужденность царила на них [вечерах], сколько было подлинного, непосредственного единения между представителями различных видов искусств. Сколько сверкало искр настоящего таланта и остроумия" .

Петербургские друзья не оставались у Айвазовского в долгу. Бывая в Крыму, они подолгу жили у художника и иногда устраивали концерты в его картинной галерее. В доме художника гостили А. Г. Рубинштейн, Г. Венявский, артисты Малого театра - К. А. Варламов, Н. Ф. Сазонов, Н. и М. Фигнер и многие другие мастера русского искусства.

Юношеские годы Айвазовского прошли под влиянием передовых идей эпохи, которые определяли характер и направление его творчества в течение всей жизни.

Поэзия Пушкина вдохновляла Айвазовского на создание самых поэтических образов в русской живописи середины XIX века и сообщала им высокое эмоциональное и идейное звучание.

В русской маринистической живописи помимо Айвазовского работали и другие художники, картины которых вызывали интерес и симпатии современников. Известно, что во второй половине XIX века были люди, которые отдавали предпочтение картинам А. П. Боголюбова и даже Р. Г. Судковского, видя в них более реальное, точное и детальное изображение моря и кораблей, чем у романтика Айвазовского. При жизни Айвазовского наряду с широким признанием его творчества во всем мире (он был членом пяти академий художеств) раздавались голоса, осуждавшие и метод его живописи и самый характер его искусства. Особенно яростным нападкам он подвергался в конце XIX и в начале XX века. Считалось даже признаком "передовитости" осуждать искусство Айвазовского. Особую ярость проявили те, кому претила идейная направленность русского реалистического искусства второй половины XIX века.

Прошли годы, и мало кто сейчас сумеет назвать хоть несколько марин Боголюбова или Судковского, а произведения Айвазовского хорошо знакомы и любимы очень и очень многими.

Сейчас, спустя сто двадцать пять лет после появления первых картин Айвазовского, мы с глубоким интересом воспринимаем его творческое наследие, с искренней симпатией вспоминаем о деятельной, живой, увлекающейся натуре художника.

Многие произведения Айвазовского привлекают нас своим необычным и неожиданным содержанием. Грохот падающих в море скал, залпы орудий, яростный вой ветра и удары волн, бушующие стихии, озаренные вспышками молний среди ночной мглы, и наряду с этим пламенеющие восходы и закаты солнца, поэтические лунные ночи на море - все это явления, изображение которых сравнительно редко встречалось в живописи. Они вызывают у зрителя напряженное внимание, потрясают воображение и надолго запоминаются.

Искусство Айвазовского в основе своей патетично. Эта черта дарования сообщала его картинам яркую выразительность и покоряющую силу. Паустовский как-то вскользь сказал: "Мы не любим пафоса, очевидно, потому, что не умеем его выражать". В этом правдивом утверждении есть все же исключения: Гоголь, Достоевский - в русской литературе, Айвазовский - в живописи.

Произведения Айвазовского почти всегда выражают самые сильные чувства и яркие переживания. Таково свойство его порывистой,непосредственной, искренней натуры. Конечно, не всем по душе приходились патетика и пафос Айвазовского, но яркость и образность его произведений, талантливость и выразительность их выполнения привлекали настолько, что даже люди, которым претила шумная форма выражения чувств, примирялись и признавали покоряющую силу искусства Айвазовского. Так было с И. Н. Крамским, с В. В. Стасовым и многими другими.

Henry II
By the Grace of God, King of the English
and Duke of the Normans and Aquitanians
and Count of the Angevins
Reign October 25, 1154–July 6, 1189
Coronation December 19, 1154
Born March 5, 1133
Le Mans
Died July 6, 1189
Chateau Chinon
Buried Fontevraud Abbey, Fontevraud-l"Abbaye, France
Predecessor Stephen
Successor Richard I
Consort Eleanor of Aquitaine (1124–1204)
Issue Henry the Young King
(1155–1183)
Richard I (1157–1199)
Geoffrey, Duke of Brittany
(1158–1186)
Matilda, Duchess of Saxony
(1156–1189)
Leonora of England (1161–1214)
Joan of England (1165–1199)
John (1167–1216)
Geoffrey, Archbishop of York
(illeg., 1152–1226)
William de Longespee, Third Earl of
Salisbury (illeg., 1176–1226)
Royal House Plantagenet
Father Geoffrey of Anjou (1113–1151)
Mother Empress Matilda (1102–1167)

Henry II of England (March 5, 1133 – July 6, 1189) ruled as King of England (1154–1189), Count of Anjou, Duke of Normandy, Duke of Aquitaine, Duke of Gascony, Count of Nantes, Lord of Ireland and, at various times, controlled parts of Wales, Scotland and western France . Henry was the first of the House of Plantagenet to rule England and founded the Angevin Empire. His sobriquets include "Curt Mantle" (because of the practical short cloaks he wore), "Fitz Empress," and sometimes "The Lion of Justice," which had also applied to his grandfather Henry I . Born in France, Henry II was as much French as English and ruled at a time when kingdoms were regarded as the personal possessions of their rulers, rather than as deriving any legitimacy from the people. His wife, Eleanor of Aquitaine was an influential figure. Wealthy in her own right, she exercised considerable power and was regent of England immediately after Henry"s death.

Following the disorder that accompanied the disputed reign of King Stephen, Henry"s reign saw efficient consolidation. Henry II has acquired a reputation as one of England"s greatest medieval kings developing the foundations of efficient legal and administrative systems. England"s long history of involvement in Ireland also dates from his reign.

Contents

Henry II had a long running dispute with the Church over its right to judge criminous clergy in ecclesiastical courts. Henry wanted one standard of justice for all his subjects. He had a legitimate interest in seeing that priests who committed serious crimes, such as murder, should be liable to punishment by the lay authorities just like any other of the king"s subjects. He promoted his close friend Thomas Becket to be Archbishop of Canterbury but was offended when he took the side of the Church. An angry outburst by Henry prompted four of his knights to challenge Becket which resulted in his violent death. Henry regretted Becket"s death but the event cast a cloud over the remainder of his reign.

Biography

Early life

Henry and Eleanor had eight children, William, Henry, Richard , Geoffrey, John , Matilda , Eleanor, and Joan. William died in infancy. As a result Henry was crowned as joint king when he came of age. However, because he was never King in his own right, he is known as "Henry the Young King," not Henry III. In theory, Henry would have inherited the throne from his father, Richard his mother"s possessions, Geoffrey would have Brittany and John would have been Lord of Ireland. However, fate would ultimately decide very differently.

Henry and Eleanor"s relationship was always stormy and eventually broke down. After Eleanor encouraged her children to rebel against their father in 1173, Henry had her placed under house-arrest, where she remained for fifteen years.

Henry also had a number of illegitimate children by various women, and Eleanor had several of those children reared in the royal nursery with her own children; some remained members of the household in adulthood. He began an affair with Rosamund Clifford in 1165 but it was not until 1174, at around the time of his break with Eleanor, that Henry acknowledged her as his mistress. Almost simultaneously he began negotiating the annulment of his marriage in order to marry Alys, daughter of King Louis VII of France, who was already betrothed to Henry"s son Richard. Henry"s affair with Alys continued for some years, and, unlike Rosamund Clifford, Alys allegedly gave birth to one of Henry"s illegitimate children.

While the Illegitimate children were not valid claimants, their Royal blood made them potential problems for Henry"s legitimate successors. William de Longespee was one such child. He remained largely loyal and contented with the lands and wealth afforded to him as a bastard . Geoffrey, Bishop of Lincoln, Archbishop of York, on the other hand, was seen as a possible thorn in the side of Richard I of England . Geoffrey had been the only son to attend Henry II on his deathbed, after even the King"s favorite, John Lackland , deserted him. Richard forced him into the clergy at York, thus ending his secular ambitions. Another son, Morgan was elected to the Bishopric of Durham, although he was never consecrated due to opposition from Pope Innocent III .

Building an empire

Henry"s claims by blood and marriage

Henry II depicted in Cassell"s History of England (1902)

Henry"s father, Geoffrey Plantagenet, held rich lands as a vassal from Louis VII of France. Maine and Anjou were therefore Henry"s by birthright, amongst other lands in Western France. By maternal claim, Normandy was also to be his. However, the most valuable inheritance Henry received from his mother was a claim to the English throne. Granddaughter of William I of England , Empress Matilda should have been Queen, but was usurped by her cousin, Stephen I of England. Henry"s efforts to restore the royal line to his own family would create a dynasty spanning three centuries and thirteen Kings.

Early in January 1153, just months after his wedding, he crossed the Channel one more time. His fleet was 36 ships strong, transporting a force of 3,000 footmen and 140 horses. Sources dispute whether he landed at Dorset or Hampshire, but it is known he entered a small village church. It was January 6 and the locals were observing the Festival of the Three Kings. The correlation between the festivities and Henry"s arrival was not lost on them. "Ecce advenit dominator Dominus, et regnum in manu ejus," they exclaimed as the introit for their feast, "Behold the Lord the ruler cometh, and the Kingdom in his hand."

Henry moved quickly and within the year he had secured his right to the succession via the Treaty of Wallingford with King Stephen. He was now, for all intents and purposes, in control of England. When Stephen died in October 1154, it was only a matter of time before Henry"s treaty would bear fruit, and the quest that began with his mother would be ended. On December, 19 1154 he was crowned in Westminster Abbey, "By The Grace Of God, Henry II, King Of England." Henry Plantagenet, vassal of Louis VII, was now more powerful than the French King himself.

Lordship over Ireland

Henry II"s coat of arms were displayed as gules, a lion rampant Or red background, with a golden lion on hind legs facing to the side.

Shortly after his coronation, Henry sent an embassy to the newly elected Pope Adrian IV. Led by Bishop Arnold of Lisieux, the group of clerics requested authorisation for Henry to invade Ireland . Most historians agree that this resulted in the papal bull Laudabiliter . It is possible Henry acted under the influence of a "Canterbury plot," in which English ecclesiastics strove to dominate the Irish church. However, Henry may have simply intended to secure Ireland as a lordship for his younger brother William. The Pope granted Henry"s request as he wished to stamp out non Catholic practices in the irish Church.

William died soon after the plan was hatched and Ireland was ignored. It was not until 1166 that it came to the surface again. In that year, Diarmait Mac Murchada, a minor Irish Prince, was driven from his land of Leinster by the High King of Ireland. Diarmait followed Henry to Aquitaine, seeking an audience. He asked the English king to help him reassert control; Henry agreed and made footmen, knights and nobles available for the cause. The most prominent of these was a Welsh Norman, Richard de Clare, 2nd Earl of Pembroke. In exchange for his loyalty, Diarmait offered Richard his daughter Aoife in marriage and made him heir to the kingdom.

The Normans restored Diarmait to his traditional holdings, but it quickly became apparent that Henry had not offered aid purely out of kindness. In 1171, Henry arrived from France , declaring himself Lord of Ireland. All of the Normans, along with many Irish princes, took oaths of homage to Henry, and he left after six months. He never returned, but he later named his young son, the future King John of England , Lord of Ireland.

Diarmait"s appeal for outside help had made Henry Ireland"s Lord, starting 800 years of English overlordship on the island. The change was so profound that Diarmait is still remembered as a traitor of the highest order. In 1172, at the Synod of Cashel, Roman Catholicism was proclaimed as the only permitted religious practice in Ireland.

Consolidation in Scotland

Henry saw his predicament as a sign from God, that his treatment of Thomas Becket would be rewarded with defeat. He immediately did penance at Canterbury for the Archbishop "s fate and events took a turn for the better. The hostile armada dispersed in the English Channel and headed back for the continent. Henry had avoided a Flemish invasion, but Scottish invaders were still raiding in the North. Henry sent his troops to meet the Scots at Alnwick, where the English scored a devastating victory. William was captured in the chaos, removing the figurehead for rebellion, and within months all the problem fortresses had been torn down. Southern Scotland was now completely dominated by Henry, another fief in his Angevin Empire, that now stretched from the Solway Firth almost to the Mediterranean and from the Somme to the Pyrenees . By the end of this crisis, and his sons" revolt, the King was "left stronger than ever before".

Domestic policy

Dominating nobles

During Stephen"s reign, the barons in England had undermined Royal authority. Rebel castles were one problem, nobles avoiding military service was another. The new King immediately moved against the illegal fortresses that had sprung up during Stephen"s reign, having them torn down.

To counter the problem of avoiding military service, Scutage became common. This tax, paid by Henry"s barons instead of serving in his army, allowed the King to hire mercenaries. These hired troops were used to devastating effect by both Henry and his son Richard , and by 1159 the tax was central to the King"s army and his authority over vassals. Record keeping improved dramatically in order to streamline this taxation.

Legal reform

Henry II"s reign saw the establishment of Royal Magistrate courts. This allowed court officials under authority of the Crown to adjudicate on local disputes, reducing the workload on Royal courts proper and delivering justice with greater efficiency. His reign saw the production of the first written legal textbook, providing the basis of today"s "Common Law ."

Henry also worked to make the legal system fairer. Trial by ordeal and trial by combat were still common but even in the 12th century these methods were outdated. By the Assize of Clarendon, in 1166, a precursor to trial by jury became the standard. However, this group of "twelve lawful men," as the Assize commonly refers to it, provides a service more similar to a grand jury , alerting court officials to matters suitable for prosecution. Trial by combat was still legal in England until 1819, but Henry"s support of juries was a great contribution to the country"s social history. The Assize of Northampton, in 1176, cemented the earlier agreements at Clarendon. This reform proved one of Henry"s major contributions to the social history of England.

Religious policy

Strengthening royal control over the Church

In the tradition of Norman kings, Henry II was keen to dominate the church like the state and aspired to do away with the special privileges of the English clergy, which he regarded as fetters on his authority. So he appointed as Chancellor, Thomas Becket who enforced the king’s danegeld taxes, a traditional medieval land tax that was exacted from all landowners, including churches and bishoprics. When Archbishop Theobald died in 1161, Henry conceived what must have seemed a neat solution to the problem of the imposing of his will upon the church: installing his friend Becket as Archbishop of Canterbury .

Becket however did a volte-face and initiated a project to liberate of the Church in England from the very limitations which he had formerly helped to enforce. His aim was twofold: the complete exemption of the Church from all civil jurisdiction, with undivided control of the clergy, freedom of appeal, etc., and the acquisition and security of an independent fund of church property.

About one in six of the population of England were clergymen, many of whom were not ordained to the priesthood. All clergy could claim the right to be tried in ecclesiastical courts where they would invariably receive a more lenient sentence than if tried in the criminal courts of the land. Henry"s problem was the need to restore order after the chaos which marked the civil war between King Stephen and Empress Matilda. The king"s officials claimed that over a hundred murderers had escaped their proper punishment because they had claimed the right to be tried in church courts.

So at Clarendon Palace on January, 30 1164, the King set out sixteen constitutions . In the anarchic conditions of Henry II"s predecessor, Stephen, the church had extended its jurisdiction in the void. It was claimed that Constitutions would restore the judicial customs observed during the reign of Henry I (1100–35), while in fact they were a part of Henry II"s larger expansion of royal jurisdiction into the Church and civil law, which was the defining aspect of his reign. Secular courts, increasingly under the King"s influence, would also have jurisdiction over clerical trials and disputes. Henry"s authority guaranteed him majority support, but the newly appointed Archbishop of Canterbury refused to ratify the proposals.

Henry was characteristically stubborn and on 8 October 1164, he called the Archbishop, Thomas Becket , before the Royal Council. However, Becket had fled to France and was under the protection of Henry"s rival, Louis VII of France.

The King continued doggedly in his pursuit of control over his clerics, to the point where his religious policy became detrimental to his subjects. By 1170, the Pope was considering excommunicating all of Britain. Only Henry"s agreement that Becket could return to England without penalty prevented this fate.

Murder of Thomas Becket

The martyrdom of St Thomas from the St Thomas Altarpiece commissioned in 1424, from Meister Francke by the Guild of English Merchants in Hamburg

In June 1170, the archbishop of York and the bishops of London and Salisbury held the coronation of Henry the Young King in York. This was a breach of Canterbury"s privilege of coronation, for which the Pope suspended the three. But for Becket, that was not enough, and in November 1170, he excommunicated all three. While the three bishops fled to the king in Normandy, Becket continued to excommunicate his opponents in the church. Soon word of this reached Henry who was in Normandy at the time. After these latest reports of Becket"s activities, Henry is reported to have raised his head from his sickbed and roared a lament of frustration. Passionate words from the angry king, reputedly, "Will no one rid me of this meddlesome priest?" - a provocative statement which would perhaps have been just as riling to the knights and barons of his household at whom it was aimed as his actual words. Bitter at Becket , his old friend, constantly thwarting his clerical constitutions, the King shouted in anger but most likely not with intent. However, four of Henry"s knights, Reginald Fitzurse, Hugh de Moreville, William de Tracy, and Richard le Breton overheard their King"s cries and decided to act on his words.

On 29 December 1170, they entered Canterbury Cathedral, finding Becket near the stairs to the crypt. They beat down the Archbishop, killing him with several blows. Becket"s brains were scattered upon the ground with the words; "Let us go, this fellow will not be getting up again." Whatever the rights and wrongs, it certainly tainted Henry"s later reign. For the remaining 20 years of his rule, he would personally regret the death of a man who "in happier times...had been a friend".

Just three years later, Becket was canonized and revered as a martyr against secular interference in God"s church; Pope Alexander III had declared Thomas Becket a saint. Plantagenet historian John Harvey believes "The martyrdom of Thomas Becket was a martyrdom which he had repeatedly gone out of his way to seek...one cannot but feel sympathy towards Henry". Wherever the true intent and blame lies, it was yet another failure in Henry"s religious policy, an arena which he seemed to lack adequate subtlety. And politically, Henry had to sign the Compromise of Avranches which removed from the secular courts almost all jurisdiction over the clergy.

Succession crisis

Henry II"s attempt to divide his titles amongst his sons but keep the power associated with them provoked them into trying to take control of the lands assigned to them, which amounted to treason, at least in Henry"s eyes. Gerald of Wales reports that when King Henry gave the kiss of peace to his son Richard, he said softly, "May the Lord never permit me to die until I have taken due vengeance upon you."

When Henry"s legitimate sons rebelled against him, they often had the help of King Louis VII of France. Henry the Young King died in 1183. After his death, there was a power struggle between the three sons who were left. Henry had wanted John to be the next king, but Eleanor favored Richard. Henry had always loved John more than any of the other sons. Geoffrey tried to overcome both John and Richard, but he was unsuccessful; a horse trampled him to death in 1186. Henry"s third son, Richard the Lionheart (1157–1199), with the assistance of Philip II Augustus of France, attacked and defeated Henry on July 4, 1189; Henry died at the Chateau Chinon on July 6, 1189, and lies entombed in Fontevraud Abbey, near Chinon and Saumur in the Anjou Region of present-day France. Henry"s illegitimate son Geoffrey, Archbishop of York stood by his father the whole time and he alone among Henry’s sons attended Henry"s deathbed. Henry’s last words, according to Gerald of Wales, were “Shame, shame on a conquered king.” Another version of the king"s last words, “my other sons are the real bastards," alludes to the fact that the only son to attend his deathbed was his illegitimate son Geoffrey.

Richard the Lionheart then became King of England. John succeeded to the throne upon Richard"s death in 1199, laying aside the claims of Geoffrey"s children Arthur of Brittany and Eleanor.

In the arts

  • Thirteenth Century: "Book of the Civilized Man" is a poem believed to have been written in Henry"s court and is the first "book of manners" or "courtesy book" in English history, representing the start of a new awakening to etiquette and decorum in English culture.
  • 1935: The assassination of Archbishop Thomas Becket is the subject of the celebrated 1935 play Murder in the Cathedral by T. S. Eliot .
  • 1964: A fuller account of the struggle between Henry II and Becket is portrayed in the film Becket based on the Jean Anouilh play and starring Peter O"Toole as Henry and Richard Burton as Becket.
  • 1966: The treasons associated with the royal and ducal successions formed the main theme of the play The Lion in Winter, which also served as the basis of a 1968 film with O"Toole reprising the role of Henry and Katharine Hepburn as Eleanor of Aquitaine . In 2003, the film was remade as a television film with Patrick Stewart and Glenn Close in the leading roles.
  • 1978: Henry II and his sons King Richard and King John also provided the subjects of the BBC2 television series The Devil"s Crown. The 1978 book of the same title was written by Richard Barber and published as a guide to the broadcast series, which starred Brian Cox as Henry and Jane Lapotaire as Eleanor.
  • 1989: The final chapters of Ken Follett"s novel The Pillars of the Earth concern the assassination of Thomas Becket and end with Henry"s penance.
  • 1994: The first decade of Henry"s marriage to Eleanor of Aquitaine is portrayed in the novel Beloved Enemy: The Passions of Eleanor of Aquitaine, a Novel by Ellen Jones.

Notes

References

  • Barber, Richard. The Devil"s Crown: A History of Henry II and His Sons. Conshohocken, PA: 1996. ISBN 9780585100098
  • Bartlett, Robert. England Under The Norman and Angevin Kings 1075-1225. NY: Oxford University. 2000. ISBN 9780198227410
  • Harvey, John. The Plantagenets. London: Fontana. 1972. ISBN 0006329497 Duke of Normandy

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Царствование

В своё царствование он огнём и мечом преследовал усиливавшийся в стране протестантизм. Войну с Англией он продолжал после смерти отца и окончил её в 1550 году возвращением Булони.


Brazilian_ball_for_Henry_II_in_Rouen_october_1_1550


Французский флот атакует остров Уайт

Война с империей

Уже в 1548 году он снова находился с Карлом V в едва скрываемой вражде. Не встречая препятствий со стороны Англии, он вступил в союз с немецкими протестантами. В то время как Мориц Саксонский изменил Карлу V, Генрих внезапно напал на Лотарингию, завоевал Туль и Верден и занял Нанси; французам удалось захватить и Мец, но нападение на Страсбург было отбито. Карл V осадил со значительным войском Мец, где мужественно и успешно защищался герцог Гиз. В 1554 году Генрих выставил 3 армии, которые опустошили Артуа, Геннегау и Льеж и разбили неоднократно имперские войска.

Генрих II вступает в Мец

Итальянские войны

В Италии Генрих также вёл войну с 1552 года. Его маршал Бриссак с успехом действовал в Пьемонте. Франко-турецкий флот должен был участвовать в завоевании Неаполя; но эта попытка не удалась. В 1556 году заключено было 5-летнее перемирие с императором; но папа Павел IV решил, что французский двор вправе нарушить это перемирие, и уже в следующем году герцог Гиз двинулся в Италию для завоевания Неаполя. Предприятие это окончилось полной неудачей.

Портрет Артус-Коссе-Бриссак

Франсуа де Гиз

Франсуа де Гиз

Война с Испанскими Нидерландами

Ещё безуспешнее вёл Генрих войну на нидерландской границе. Коннетабль Монморанси, поспешив на помощь осаждённому Сен-Кантену, потерпел поражение и вместе с лучшей частью французской аристократии был захвачен испанцами в плен. Правда, в 1558 году Гизу удалось отнять у англичан Кале и захватить крепость Тионвиль, но поражение при Гравелингене остановило успехи французов. По заключённому в Като-Камбрези миру Генрих принуждён был возвратить Пьемонт и оставил за собой только Кале. Особая статья договора обязывала Генриха преследовать евангелическую церковь; для укрепления дружественных уз Генрих выдал свою старшую дочь замуж за Филиппа II.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!