Толстый и тонкий главные герои характеристика. краткий анализ произведения. Смысл произведения А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа - чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные сразу же вносят ясность в происходящее. Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» - это признак состоятельности, а от тонкого - «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами - вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Даже если ягненка часто выталкивают в духовку для основного блюда. Особенно интересным для нашей обработки мяса является роль свиньи. Потому что ни одно животное так не похоже на нас и толкает нас так. Ни для какого животного у нас так много личностей и оскорблений.

Например, многие из 1, 57 миллиарда мусульман и 15 миллионов евреев, живущих в мире, отвергают столько же, сколько дьявол глоток святой воды. Потому что это написано. В Ветхом Завете, в Книге Моисея, содержатся четкие правила диеты: Все животные, у которых есть расколотые когти, есть пара-щеки, и вы можете курить. Однако вы не должны есть следующие животные, которые разгоняли или раскалывали когти: Вы считаете верблюда нечистым, потому что он жует, но не имеет расколотых когтей; вы будете считать зайцев нечистыми, потому что он упрекает, но не имеет скрещенных когтей; вы будете считать дикого кабана нечистым, потому что он расколол когти и представляет собой пару голов, но не пережевывает.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Вы не должны есть от их плоти и не трогать их падаль; вы считаете их нечистыми. Потребление различных водных животных, насекомых и рептилий также запрещено в тот же момент. Птицы, как орлы в летучей мыши, также находятся в индексе. Но повторяется только примесь свиньи, поэтому запрет на ее потребление эффективно подтверждается.

Конечно, этот запрет возобновляется, а наслаждение «задыхается, быть свергнутым или свергнутым, и тем, что разорвано диким зверем, кроме того, что вы убиваете, и что было убито на жертвенном камне». Кроме того, Коран, в отличие от Библии, ждет, по крайней мере, какого-то объяснения запрета на свинину: его наслаждение запрещено, потому что оно «фактически грязно». Впервые возникает нечто вроде рационального аргумента.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.



Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» - автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Фактически, раввин, философ и врач Моисей Маймонид, мог съесть свинью «из-за своей великой нечистоты», а потому не «потому что он питается от мерзких вещей». Маймонид был обеспокоен тем, что свинья была мусорщиком. В свете того факта, что собаки, козы и куры также едят фекалии, когда это необходимо, не является достаточным объяснением изгнания свинины из рациона, но, по крайней мере, попытка подчеркнуть божественное направление рациональными фактами.

Свинина, пояснил раввин, «содержит больше влаги, чем необходимо, и слишком много лишних веществ», чей «вредный характер» для него «очевиден». Поэтому тонкие еврейские богословы склонны готовить мясо с необходимой осторожностью, тогда потребление свинины больше не должно быть запрещено, мясо вкусно вкусно.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары - дополнительная прибыль к жалованию. Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг - «небось уже статский?» - дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом. Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились. Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни - к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Загадки продуктов питания. Они были в ужасе от мысли о том, что Божий закон деградировал до «вторичного медицинского текста». Согласно Харрису, правила еды должны соблюдаться «как знак подчинения божественной воле, несмотря ни на что». Свиньи занимают особое положение в животноводстве. Жвачные животные, такие как коровы, козы или овцы, едят траву, листья и кустарники, растения, которые непригодны для метаболизма человека. Человек не должен обеспечивать свой скот любой едой, которую он может съесть сам.

Тем не менее, он получает от них молоко, мясо и удобрение. Свинья, с другой стороны, всеядны. Его пищеварительная система более похожа на пищеварительную систему всех других млекопитающих. Те, кто хотел держать свиней на Ближнем Востоке, должны были обеспечить их диету. Кроме того, - и, следовательно, мы снова в особенности, которые, несомненно, повлияли на тексты в Ветхом Завете, а Коранские свиньи совершенно непригодны для жизни в жарком сухом климате Ближнего Востока. Они предпочитают жизнь в тени, любят плоды леса и защищают себя от жары.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом - в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку - явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Поскольку у них нет функционирующих потовых желез, они зависят от охлаждения снаружи. Хотя свиньи могут остыть, как собаки, интенсивным трусом, они также предпочитают валяться в воде и грязи, чтобы удалить внутреннее тепло снаружи. Физические эксперименты показали, что охлаждающий эффект грязи больше, чем у воды. Вот почему свинья грязная. Его повышенная «примесь», перекатывание собственных фекалий и ее собственная моча обычно объясняются отсутствием грязи. При внешних температурах более тридцати градусов свиньи намокают себя экссудатами, так что они не страдают от теплового удара.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя - предателя спартанцев в битве при Фермопилах - сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке. Другой - «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».

Свинина также была объявлена ​​табу, говорит философ Томас Мачо, потому что религии набирают силу, когда они помогают людям принимать решения, которые согласуются с существующим, полезным поведением, но не настолько очевидны, что любые сомнения или каждое искушение исключается с самого начала.

Экологическая ниша для свиней Востока стала заметно меньше благодаря обезлесению и все более широкому опустыниванию ландшафта. Тем не менее, свиней разводили, как сообщает Новый Завет. Собаки, кстати, в этом заявлении не идут хорошо. В другом месте свиньи становятся непроизвольными главными героями экзорцистского эпизода. Когда Иисус встречает одержимого «Легиона», он приказывает демонам, которые населяют Легион, покинуть свои тела и передать их в свиное стадо, которое, как оказалось, близко. Несколько сотен свиней затем скачут по склону в озеро и утопится с демонами.

и роль детали

Главный прием, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Противопоставление героев обнаруживается во всем, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

Историческая табуляция свиней уже давно утратила свою практическую пользу в индустриальную эпоху. Табу стали независимыми. Они стали отличительными чертами, с демаркационной линией мусульман и евреев, которые в этом отношении схожи с гротескными искажениями. В конфликте между еврейскими поселенцами и палестинскими борцами за освобождение один угрожает похоронить своих жертв в свиных шкурах, чтобы помешать им войти в рай.

Хитченс обращает внимание на необыкновенную близость, которая соединяет человека и свинью: Пожарные обычно не любят свиней или хрустящих жарких. На языке Новой Гвинеи и в других местах это было варварское выражение жареной человеческой плоти, длинной свиньи. «Я сам никогда не испытывал этого вкуса, но, очевидно, как блюдо, мы очень похожи на свиней».

Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

В этой радикальной связи, утверждает Хитченс, еврейское и мусульманское табу оправдано. Хитченс Ландсман описал Джорджа Оруэлла в знаменитом апофеозе своей «Животной фермы»: Двенадцать голосов кричали сердито, и все они звучали одинаково, и теперь не было и речи о том, что случилось с лицами свиней Животные снаружи выглядели от свиньи до человека, от человека до свиньи, а потом снова от свиньи к человеку, но уже невозможно было сказать, кто что.

Это удивительное сходство, которое морально интерпретирует Оруэлл, оказало реальное влияние на историю лечения. В Древнем Египте тонко измельченный свиной зуб был назначен для кашля, свиного глаза для слепоты и фекалий свиньи для сосудистой слабости. Мужчины также использовали свиной жир для сифилиса.



Нравственное значение произведения

Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа и его анализ. «Толстый и тонкий» - это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить. А великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывается нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми.

Свиная кровь помогала против эпилепсии, а пороховые семенники кабана были посеяны новобрачными ночью, растворенными в вине, для повышения плодовитости. Эти методы, скорее всего, были парапсихологическими и потребовали много страданий как для пациентов, так и для родственников, особенно когда обжаренные фекалии свиней были забиты и протерты «недавно в носу» во время колики.

В то же время тушки свиней служили ранним анатомам в качестве необходимого материала для зрения. Рассечение человеческих трупов было между 150 г. до н.э. В то же время обезьяны и свиньи были вскрыты. Врачи средневековья поддерживали внутренность человеческого тела в соответствии с анатомией Галена на внутренней поверхности свиньи. Только тогда, когда апологет фламандского ренессанса, Андреас Весалиус, Гален, вероятно, никогда не рассекал человека.

Рассказ Чехова "Толстый и тонкий" начинается с описания встречи двух друзей на железнодорожном вокзале. Свое внимание автор уделяет комплексности мужчин, одного который находился на вокзале, он называет "толстым", а другого который вышил семьей из вагона, называет "тонким". Данным образом автор подчеркивает социальный статус старых знакомых. В обществе сформировалось мнение, что высокие чиновники и богатые люди от хорошей жизни имеют толстые тела, а люди, ведущие плохой образ жизни от недостатка средств имеют худощавое телосложение.

У двух знакомых завязывается разговор в ходе, которого мы узнаем их имена, тонкого звали Порфирий, а толстого Михаил. Они были очень счастливы, видеть друг драга, автор описывает эту встречу так, что у них при встрече сияют глаза, и долго приветствуют друг друга. После лобызаний тонкий, много рассказал о своей жизни, и познакомил толстого со своей семьей. В его рассказе ярко чувствуется нота хвастливости, он не только рассказывал о том, как сложилась его жизнь, но и хвастался. Порфирий, закончив рассказ своей биографии, приступил знакомить свою семью со старым другом. Когда он представил сына, тот не сразу снял шапку, а сначала подумал, не ниже ли чином собеседник отца.

Даже если это эпохальное недоразумение было выяснено спустя более тысячи лет, анатомическая связь между свиньями и человеческими останками оказалась узкой. Эндокринологические исследования показали, что инсулин из поджелудочной железы свиньи отличается от человеческого инсулина только одной аминокислотой. Это обеспечило, несколько лет назад, производство инсулина синтетически преуспело, снабжение миллионов диабетиков жизненно важным инсулином свиней.

При трансплантации органов органы свиньи играют и играют решающую роль, что может быть еще более заметным в будущем. Сердечные клапаны от свиньи уже являются лучшими альтернативами в медицине человека, чем механические запасные части. Также интенсифицируется трансплантация целых свиных сердец и почек. В настоящее время проводятся испытания с генетически модифицированными животными, чьи органы больше не вызывают реакции отторжения.

Развязку этого рассказа Чехов описывает весьма комично. Выслушав своего тонкого друга, Михаил представился тайным советником с двумя звездами. После этого тонкий весь поменялся, его лицо скрючило, а тон речи стал ласковый и услужливый. К своему старому другу он стал обращаться как к высокому чиновнику, больше он не называл его приятелем, а обращался к нему господин. Михаил не хотел такого отношения от своего одноклассника и попросил его общаться с ним нормальным дружественным языком. Но Порфирий продолжил слащаво улыбаться и льстить, здесь он уже не выдержал, попрощался и ушел.

Уукетс, ясновидящий, который, возможно, содрогнулся при мысли об этом и напомнить им о мифических баснях греческой саги или вызвать ассоциации с некоторыми современными историями ужасов, но, с другой стороны, человек, если возможно, в будущем, предпочел бы жизнь с органами свиньи до своей ранней смерти. Мы уже погружаемся в моральную дилемму. Будем ли мы брать сердце и почки из здоровой свиньи в будущем, чтобы они могли распространять нашу кровь в наших телах и регулировать обмен веществ? И доставим ли мы остальных животных мяснику, чтобы он приготовил нам бакенбарды и ветчину как можно лучше?

Мне понравилось, как Чехов описывает поведение тонкого друга в момент, когда Михаил рассказывает о свое должности. Он показал его лицо, которое приобрело смешных очертаний, а его тело просто начало выворачивать. Поведение тонкого мне не нравится, так как он много хвастается, а когда осознает перед собой уже не старого приятеля, а высокого чиновника то стает услужливой собачкой. Мне кажется, что тонкий человек совсем не уважает себя. Толстый представлен нам как искренний человек, который, не смотря на свою должность, остается весьма, приветственным. Он действительно с интересом расспрашивает своего друга о жизни, и на его услужливое поведение обижается и уходит. Толстый совсем не хотел общаться со своим другом в форме подчинённого и начальника, он просто хотел дружеской беседы.

Или свинья, возможно, возьмет на себя роль собаки как лучшего друга человека, если она затмевает ее в экзистенциальной полезности? Наконец, свиньи обеспокоены их близостью к людям со многими хорошими качествами. Они прекрасно пахнут и слышат. У них хорошее чувство вкуса. Ваша память выше среднего. Они любят сталкиваться с проблемами, которые они могут усвоить. Свиньи ценят сообщество, едят и спят в группах. Они любопытны, но и ужасны. Они реагируют на внезапную боль с громкими криками.

Свиньи, пишет журналист Кора Стефан в своей статье «Воспоминания о свиноводстве», являются идеальными спутниками, они ищут смешанные желуди, желуди, каштаны и грибы. Они делают свой великолепный нос на службе поиска трюфелей, делают себя как свинья с наркотиками и даже в качестве охоты с передовой квалификацией. Вы мудры, как дельфины, нежны и настойчивы в любви и достаточно чувствительны, чтобы не водить его со всеми или всеми игривые и радостные, нахальные и очаровательные, хорошие бегуны, отличные пловцы, и были бы лучшим другом человека, не пугались бы его сходства с животным, обитающим в щетинках.

Я думою, что мораль этого рассказа заключается в том, что нельзя хвастаться перед людьми своими заслугами, особенно если ты не знаешь, какого положения занимает твой собеседник. Также если ты узнаешь, что твой давний друг стал большим человеком не надо ему услуживать, а надо себя уважать и просто дальше с ним общаться как старые приятели. Те недостатки, на которые указывает нам, к сожалению, существуют и сегодня. Как мне рассказывал отец, что и сейчас таких людей очень много особенно в современном мире. Но я таким никогда не буду, так как уважаю себя и своих собеседников.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!