У девушки очень приятный голос реакция мужчин. Женский голос — что и как мы говорим? Как развить приятную грамотную речь? Отдельно хочется сказать о материнском голосе

Инструкция

Низкий женский голос. Талантливые вокалистки с низкими голосами встречаются не так часто. Контральто - самый низкий . По статистике, именно он нравится и мужчинам, и женщинам. Диапазон от фа малой октавы до соль второй октавы при пении звучит очень глубоко и загадочно, что не может не привлекать внимания. Но если говорить не о вокале, а о простом разговоре, важно, чтобы такой не звучал гнусаво.

Хриплый голос. Такие женские голоса нравятся мужчинам. Небольшая хрипотца при речи всегда звучит приятно. Такой голос эротичен и сексуален для противоположного пола. Для женщин он тоже звучит привлекательно, создавая атмосферу теплого дружеского общения. Девушке с хриплым голосом хочется доверять и рассказывать все свои тайны. Но и здесь есть свои крайности. Прокуренный голос не доставляет эстетического удовольствия при прослушивании. Его обладательница воспринимается негативно.

Грудной тембр. Глубокий голос, будто рожденный в груди, звучит по-матерински тепло. Люди инстинктивно прислушиваются к его обладательнице и чувствуют к ней расположение. Эта ассоциация берет начало из самого детства. Психологи утверждают, что именно с обладательницами такого тембра мужчины хотят создавать семьи, а женщины входить в близкую дружбу.

Бархатный и тихий голос. Нежный шепот и спокойная размеренная речь - ключ к доверию окружающих. Для мужчины такой « » тембр подсознательно намекает на эмоциональную связь, рождая привязанность. Девушки видят в с бархатным голосом советчицу, заслуживающую высокого доверия. Тихие голоса не раздражают, а заставляют прислушаться. В них есть магическое притяжение, создающее эффект магнита. У таких женщин ищут понимания, их удивительное душевное спокойствие помогает снять стресс.

«Детский» голос. Немного наивный и звонкий голос способен произвести впечатление на собеседников. Детскость в голосе нравится мужчинам, так как вызывает у них желание защитить девушку. На женщин инфантильность в тембре действует иначе. Они не видят в такой женщине соперницу, что создает у них ощущение внутренней расслабленности. Кроме того, на подсознательном уровне они видят в ней кого-то вроде младшей сестры, которую стоит оберегать и опекать.

Чувственный высокий голос. Нельзя сказать, что только низкие голоса вызывают симпатию. Теплое лирическое сопрано достойно внимания. Если поставленный чистый голос исходит из глубины диафрагмы, он крайне приятен окружающим. В обилии обычных немного крикливых голосов, звонкий тембр средней высоты заставляет выделить себя из общего шума.

Видео по теме

С первого слова «привет» можно произвести впечатление. Приятный женский голос влияет на восприятие человека. Поэтому владеть им должны не только профессиональные оперные певицы. Те, кому посчастливилось иметь приятный женский голос, ждет успех на любом поприще. Это касается работы оператором на телефоне или менеджером по ведению переговоров, а в личной жизни: победами над мужскими сердцами.

Поговорим, каким бывает красивый женский голос, какова его классификация, как певицы готовятся к исполнению песни и почему для озвучки рекламы ищут приятный женский голос.

Словосочетания подразумевают умение петь. Звук здесь имеет определенную высоту и способность длиться долго. Пение песни проявляется в гласных, реализуется дыханием со вздохом, без шума, большого объема воздуха и медленным выдохом.

  • бытовыми;
  • профессиональными.

«Привет» профессии каждый начинающий певец говорит через постановку голоса. При этом вырабатываются следующие голосовые характеристики:

  • широта диапазона;
  • яркость;
  • сила;
  • гибкость;
  • красота;
  • не утомляемость;
  • другие качества.

Тембр и выдержка звуков играют особую роль. Оперные голоса характеризуются полетностью, чтобы их было далеко слышно. Металлические «нотки» и полетность характерны для высокого обертона. А мягкость звука достигается в низко-частотном диапазоне. Певческий голос - сильный. Он заполняет собой весь зал.

У мальчиков и девочек выделяют следующие типы:

  • сопрано;
  • дискант (только и у мальчиков);
  • альт (под ним подразумевается низкий женский или детский голос).
  • тенор (высокого плана);
  • баритон (средний);
  • бас (низкий).
  • сопрано (высокого плана) - оперные партии Снегурочки из произведения Римского-Корсакова;
  • меццо-сопрано (средний) - оперные партии леди Макбет из произведения «Макбет» Верди;
  • контральто (низкий) - оперные партии Ольги из произведения «Евгений Онегин» Чайковского.

Красивый женский голос - певческий

  • Грудной, обладающий большой силой звучания, но скудный по тембру.
  • Микстовый или средний, где сочетается грудное и головное звучание.
  • Головной - открытый и светлый.

Переходные ноты и регистры имеют разную протяженность.

  • лирическим;
  • драматическим;
  • лирико - драматическим.

В отличие от высокого сопрано, красивый женский голос меццо-сопрано сопровождается большей красотой тембра, силой и грудным резонансом. Он подразделяется на высокое (лирическое) и низкое (драматическое - контральто). Голос женщины в первом случае, подвижен и мягок. Второй - менее подвижен, с большим количеством грудных нот. Он называется контральто. Этот красивый женский голос с большим диапазоном грудного регистра, а в малой октаве - с густыми нотами.

Иногда отличить друг от друга два низких голоса сложно. Для этого слушают грудные ноты в малой октаве. Полнозвучные ноты здесь определят меццо-сопрано. Правда, если красивый женский голос контральто поставлен хорошо, то ноты почти не отличаются. Тогда оценивают по тесситуре и переходным нотам к головному регистру, насколько легко удается повысить и понизить голос.

Распевки

Певица говорит «Привет» своему голосу перед тем, как исполнить песни, через подготовку к предстоящей нагрузке. Если этого не сделать, голос женщины рискует сорваться. Рассмотрим некоторые виды упражнений, подходящие для распевки опытных певиц и начинающих исполнительниц.

Подбирается тональность, соответствующая нижнему пределу диапазона голоса ученицы. Партии повторяют на полтона выше. А когда достигается высокий предел, следующую партию следует понизить на полтона, и так постепенно доходить нижнего диапазона.

Каждое последующее упражнение для распевки усложняют. Чтобы добиться успеха, обращают внимание на следующие моменты:

  • правильное дыхание;
  • постановка задействованных органов;
  • направленность потока звука;
  • четкое выполнение рекомендаций.

Рассмотрим базовые упражнения.

  • Пение закрытым ртом (губы сжаты, зубы разжаты). Это настоящий «привет» распевки.
  • Игра на губах (похожа на звук ребенка, который повторяет звуки машины: губы не зажаты, но закрыты). Начинается с нижнего предела, который следует сперва повысить, а потом понизить.
  • Глиссандо имеет два варианта распевки. В первом случае повторяется второе упражнение, но не отдельными нотами, а скольжением. Во втором случае рот открывают, но производят носовой звук, создавая препятствие воздуху.
  • Вьени, вьини, вьяни (итальянское «вьени» означает «где»). Исполняется в трех вариациях, каждая из которых строится на 5-ти звуках.
  • Последнее упражнение распевки «Стаккато» выполняется обрывистыми нотами. Оно напоминает смех. Везде повысить и понизить звукоряд нужно одинаково.

Озвучки для рекламы и какой самый красивый женский голос для мужчин?

Приятный женский голос в рекламе ассоциируется с вниманием и заботой. Голос женщины для озвучки используют производители парфюмерии, косметики, бытовой техники. Подарки, отдых, кафе, рестораны, и даже автомобили - всем этим женщины интересуются.

Красивый женский голос - прямой путь к сердцу мужчины. Но от такой озвучки доверие возникает и у слушательниц. Таким образом, умело использованный голос женщины побуждает представительниц слабого пола сделать незапланированные покупки. Он воздействует на них на эмоциональном уровне.

А вот мужчины после прослушивания озвучки реагируют по-иному. Красивый женский голос, звучащий в эфире, вызывает у них недоумение, как это они не догадались сами об этой покупке. Как видно, голос профессионально используется не только для исполнения песни, но и, по крайней мере, для озвучки.

Сказать «Привет» как «Я тебя люблю» способна только та, у которой красивый женский голос, и она умеет им пользоваться. Но что, по мнению мужчин, означает «красивый»? Контральто - этот бархатистый грудинный приятный женский голос вызывает симпатии у мужчин. Трудно представить себе, как даже женщина милой наружности, сказав «привет» визгливо, понравится мужчине. Красивый женский голос для мужчин - степенный, «влажный», иногда с придыханием. Он вызывает у сильной половины человечества инстинкт охотника.

Вот так действует этот таинственный и загадочный голос. Наверняка у читательниц появилось желание потренировать голосовые связки. Что ж, интернет в этом поможет! Выполняйте распевку, включив аудио или видеозапись, и скоро вы заметите, как будете управлять голосом сознательно.

По природе женские голоса выше мужских и отличаются от них примерно на октаву. Голос взрослой женщины звучит на частоте примерно 220 герц, взрослого мужчины — около 110 герц. Но за последние десятилетия эта дистанция сократилась. По крайней мере, в Германии. Чем это объясняется?

Ученые из Лейпцигского университета установили значительное снижение высоты голоса у немок. За последние 20 лет, по их наблюдениям, женские голоса стали почти в два раза ниже, несмотря на отсутствие изменений в строении голосового аппарата. Новый результат: 165 герц — средний показатель частоты женского голоса. Высота мужских голосов при этом осталась на прежнем уровне.

В рамках масштабного исследования, касающегося таких распространенных болезней цивилизации, как диабет, ожирение или инсульт, ученые университетской клиники в Лейпциге обследовали на протяжении одного десятилетия несколько тысяч человек в возрасте от 40 до 80 лет и провели сравнительный анализ не только различных медицинских показателей, но и голосовых проб.

Изначально они исходили из того, что женские голоса могли стать ниже под влиянием изменений в физиологии, постепенного увеличения роста среднестатистической женщины в Германии или нарушений гормональной системы. Но в ходе сравнения результатов исследования воздействие этих факторов все же не подтвердилось. И то, что курение могло способствовать распространению низких голосов среди женщин в таком масштабе, тоже не было научно доказано. Среди участников исследования были те, кто не курил, кто курил, а также кто курил и бросил. Хотя курение и делает голос хриплым, после отказа от этой вредной привычки он восстанавливается. Пришлось определять диагноз «методом исключения».

«Можно говорить о том, что женщины по-другому используют свой голос, — объясняет вывод, к которому пришли ученые, один из авторов исследования, профессор фониатрии Михаэль Фукс (Michael Fuchs). — Биологически этот феномен обосновать нельзя: анатомические данные у них такие же, как и у женщин 50 лет назад. Но сегодня женщины говорят в более низком регистре».

И делают они это, уверены ученые, неосознанно. Виной тому — изменения в восприятии гендерных ролей. «Современная женщина — сама себе хозяйка. Ей больше не нужен защитник и покровитель. На подсознательном уровне женщина подстраивается под свой изменившийся образ в обществе», — отмечает Михаэль Фукс в интервью радиостанции Deutschlandfunk. Выходит, чем более женщина эмансипирована, чем успешнее и увереннее в себе она, тем ниже ее голос.

И если раньше запрограммированный природой тонкий голос женщины сигнализировал о ее потребности в защите, то теперь она сама прокладывает себе дорогу в мире, где доминируют мужчины. Низкий голос при этом — эффективный инструмент: он, как уверяют психологи, сигнализирует о пробивном характере, надежности и компетентности.

Конечно, определенное влияние оказывает культура, социальное устройство и гендерные ожидания в том или ином обществе. Например, в Японии высокий, тонкий женский голос считается идеалом красоты, поэтому в глобальном сравнении у японок, и азиаток в общем, голоса гораздо выше, чем у других представительниц прекрасного пола, приводит пример ученый. А у женщин из Скандинавии — самые низкие голоса в мире. Впрочем, за скандинавками закрепился и имидж настоящих эмансипе.

Еще в 1970-е годы американский психолог Альберт Мейерабиан установил, что эффект, который человек производит на других в устной коммуникации, на 38 процентов зависит от его голоса.

Низкие, хрипловатые голоса и женщины, и мужчины воспринимают как более приятные. Очень высокие, тонкие голоса ассоциируются у многих с наивностью, раздражительностью и неуверенностью в себе. В профессиональной среде звучание голоса играет сегодня гораздо большую роль, чем несколько десятилетий назад — сотрудникам и клиентам приходится больше общаться напрямую. Голос является своего рода акустической визитной карточкой.

Тем, кто хочет добиться успеха, консультанты по вопросам карьеры советуют научиться управлять своим голосом, но не переусердствовать при этом. Голос должен звучать по-деловому, дружелюбно, а главное — естественно. Рекомендуется придерживаться среднего темпа речи с небольшими паузами. Большое значение имеет отчетливая артикуляция и громкость. Тем, у кого голос тонкий, следует укреплять его с помощью дыхательных упражнений и простых предложений с множеством гласных. Перед презентацией или важной встречей лучше выпить теплого чаю, чтобы расслабить голосовые связки, и сделать пять раз глубокий вдох и выдох.

Профессор из Лейпцига Михаэль Фукс призывает и женщин, и мужчин не сводить все к автоматизму, а использовать голос во всем богатстве его оттенков. «Тогда вы будете еще успешнее, чем сейчас», — обещает ученый.

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

April 9th, 2014 , 04:57 pm

Голос, не соответствующий полу и возрасту.
Мутационный фальцет или пуберфония – состояние, при котором у мужчин сохраняется высокий женский голос даже по прошествии подросткового возраста. Люди с таким заболеванием даже во взрослом возрасте говорят высоким голосом, какой бывает у маленьких мальчиков.

1. Функциональный фактор
В большинстве случаев функциональные факторы возникают вследствие каких-либо психологических проблем. Часто происходит так, что когда в подростковом возрасте начинает меняться голос, человек на подсознательном уровне испытывает противостояние к низкому тону, и специально начинает говорить высоким голосом.

2. Органический фактор
Органические отклонения обычно вызваны повреждениями слизистой оболочки голосовых складок, такими, как рубцы, или же нарушениями развития эндокринной системы. В таких случаях гортань имеет структуру, похожую на женскую.

Симптомы пуберфонии

Если при нормальном строении гортани идет только высокий голос, и частота голоса совпадает с частотой женского голоса, это свидетельствует о пуберфонии. В этом случае голос быстро устает, а во время пения часто срывается и более высокие ноты «не берутся».
Также при пуберфонии тон голоса постоянно высокий, говорить низким тоном не получается.
В случае, если пуберфония вызвана органическими изменениями, появлением рубцов слизистой оболочки голосовых складок или же нарушениями в развитии гортани, то отмечается хрипота, слабый или грубый высокий голос, который выходит вместе с воздухом.

Диагностика пуберфонии

Если пуберфония вызвана функциональным фактором, то при обследовании при помощи фиброларингоскопа и стробоскопии гортани будут выявлены нормальные голосовые складки. Во время звукообразования можно отметить чрезмерное напряжение наружных мышц гортани.
При органической пуберфонии наблюдаются повреждения слизистой оболочки голосовых складок или же нарушение развития гортани.

Лечение пуберфонии

Лечение функциональной пуберфонии возможно с помощью занятий для развития голоса, однако потребует много времени. С недавнего времени используют метод введения ботокса в мышцы гортани, отвечающие за высокий тон. Таким образом, тон понижается, а затем в ходе занятий с фониатором формируется способ голосообразования так, чтобы он вошел в привычку. Занятия с фониатором, проведенные после инъекции ботокса, значительно сокращают период лечения, и голос восстанавливается быстрее.

При органической пуберфонии может потребоваться чрескожная инъекционная ларингопластика,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!