Образец сравнительного анализа программ дошкольного образования. Анализ образовательных программ в доу

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОУ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

Казарина Дарья Николаевна

Студентка 5 курса

ЛПИ- филиала СФУ

В современных условиях осуществляется переход дошкольных образовательных учреждений на ФГОС ДО. Нами были проанализированы несколько программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО. При анализе мы использовали следующие программы: «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева, «Истоки» Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Л.А. Парамонова, «Диалог» под редакцией О.Л.Соболевой, О.Г. Приходько, «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Березка» В.К. Загводкина, С.А. Трубицина.

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ФГОС ДО

Программа «Детство»

Программа «Истоки»

Программа «Диалог»

Программа «От рождения до школы»

Программа «Березка»

Цели

    повышение социального статуса дошкольного образования;

    обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

    обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Обеспечение полноценного, разносторонне- го развития каждого ребенка,

Формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества;

Создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

обеспечить каждому ребенку адекватную возрасту максимально высокую динамику развития, возможность самоутверждения: восприятие себя как личности, как способного человека, уверенный старт перед вступлением в школьную жизнь.

1.создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, 2.формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, 3.подготовка к жизни в современном обществе, 4.формирование предпосылок к учебной деятельности, 5.обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности средствами вальдорфской педагогики.

Задачи

    охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1)охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2)обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3)обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 4)создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7)обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; 8)формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

1.Формирование личностных качеств ребенка на основе передачи ему духовно-нравственного и социокультурного опыта семьи и общества, взаимодействия со взрослыми, другими детьми, природой, миром.

2. Целенаправленное укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование у него устойчивых позитивных представлений о ценностях, связанных со здоровым образом жизни.

3. Формирование общей культуры ребенка на основе его приобщения к общечеловеческим ценностям, искусству, эстетической стороне жизни.

4. Формирование у ребенка устойчивой позитивной мотивации к различным видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и к деятельности как процессу.

5. Формирование творческой активности – на основе амплификации (обогащения) детского развития.

6. Обеспечение позитивной социализации – на основе развития сотрудничества, коммуникативной деятельности, а также приобщения к разнообразным способам обращения с информацией (с учетом особенностей возрастных этапов дошкольного детства). 7. Реализация «алгоритма речевого раскрепощения и развития»; высвобождение и активизация речевого ресурса ребенка; формирование творческого речевого поведения.

8. Осуществление необходимой профилактики и коррекции психологического развития дошкольников с использованием нейропсихологических методов.

9. Адекватное удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья – на основе корректного подхода к созданию специальных условий для их образовательной деятельности.

10. Обеспечение каждому ребенку (с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей) возможности самоутверждения, повышения самооценки в процессе формирования Я - концепции.

11. Обеспечение ребенку возможностей многогранного выбора: в игре, познавательной, исследовательской и другой деятельности, на протяжении режимных моментов, в свободном времяпрепровождении; поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

12. Достижение необходимой степени преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

13. Создание необходимых и достаточных условий для реализации оптимального варианта взаимодействия субъектов образовательных отношений – взаимодействия, в котором должны быть обеспечены интересы ребенка, педагога, родителей.

создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Создание условий для максимально-возможной интеграции содержания образования в различных областях развития, предусмотренных стандартом;

Включение содержания образования в контекст повседневного уклада жизни группы, использование образовательного потенциала так называемых режимных моментов;

Формирование социальной и предметной среды, способствующей усвоению нравственных ценностей и норм межличностной коммуникации посредством качественного взаимодействия и общения детей между собой, а также детей и взрослых;

Возрождение опыта детских разновозрастных групп;

Развитие в условиях детского сада свободной спонтанной детской игры;

Осознанное партнерство с семьями воспитанников.

Принципы

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3.Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4.Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5.Принцип сотрудничества с семьей.

6.Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой - существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений 8 как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления. 5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемо- го условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие - на слуховое (аудиальное), а третьи - на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики - на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики - более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

1. Стандарт: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. В программе с ним коррелируют принципы: позитивного предпочтения; естественной игры; преобладания новизны; оптимального разнообразия; «сквозной» визуализации; опоры на впечатления.

2. Стандарт: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). В программе с ним коррелируют: принцип учета индивидуальной образовательной нормы; принцип «смещающихся пластов» («образовательных лифтов»); принцип пути от ребенка (а не к ребенку).

3. Стандарт: принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. В программе с ним коррелируют: принцип эмоционального равенства ребенка и взрослого; принцип совместной «образовательной навигации».

4. Стандарт: принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. В программе с ним коррелируют: принципы добровольности и альтернативности действий ребенка.

5. Стандарт: принцип сотрудничества Организации с семьёй. В программе с ним коррелирует: принцип продуктивной деятельности Образовательного сообщества.

6. Стандарт: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В программе с ним коррелирует: принцип развития социокультурной креативности.

7. Стандарт: принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В программе с ним коррелирует: принцип свободного образовательного проектирования.

8. Стандарт: принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). В программе с ним коррелирует: принцип «хрустальной туфельки» (раскрывается, как и остальные, в методическом Приложении к Примерной программе). 9. Стандарт: принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей. В программе с ним коррелирует: принцип приоритета национальной толерантности.

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической примени- мости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум- ного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель- ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь- ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс- твии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

    Подражание и пример

    Ритм и повторение

    Принцип целостности

    Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя

    Художественно-эстетический общий фон

    Требования к качеству предметно-развивающей среды

    Принцип разновозрастного состава группы

    Сотрудничество с семьями детей

    Интеграция элементов традиционной народной культуры

Анализ содержания

С.3

С. 230-231

Таким образом, проанализировав программы дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО, мы пришли к выводу: образовательные программы не противоречат федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Организационно-содержательные условия духовно-нравственного воспитания дошкольной образовательной организации

дипломная работа

2.1 Сравнительный анализ программы «От рождения до школы» и «Детство»

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Как было отмечено выше, образовательный процесс в дошкольной образовательной организации строится на основе образовательной программы дошкольного образования, разработанной каждым ДОО самостоятельно. Структура программы представлена обязательной частью (инвариантной), которая основана на той или иной примерной образовательной программе дошкольного образования, а также вариативной (формируемой участниками образовательных отношений) частью. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ниже представлен анализ примерных образовательных программ дошкольного образования нового поколения, процесс и содержание духовно-нравственного воспитания в которых отражены в содержании раздела «Социально-коммуникативное развитие». Данный анализ был проведен с целью выявления наиболее практичной программы, для работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Программа «От рождения до школы»

Программа «Детство»

Младшая группа

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощ- рять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. 49 Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близ- ким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благо- дарить за помощь).

1. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.

3. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).

4. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Средняя группа

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешивать- ся в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу

1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.

3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

4. Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.

5. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.

Старшая группа

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных мес- тах; об обязанностях в группе детского сада, дома. 50 Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до сви- дания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

1. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.

2. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.

3. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

4. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Подготовительная группа

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

1. Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

2. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.

3. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.

4. Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

5. Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

6. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.

Таким образом, на основе анализа двух общеобразовательных программ можно сделать вывод, что программа «От рождения до школы» в области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным), регламент её не имеет жестких границ, что предоставляет возможность для творческого подхода в организации воспитательного процесса.

Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора знаний, умений и навыков. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей.

Примерная общеобразовательная программа «Детство» в области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на социализацию ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей, имеет более регламентированные задачи.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

Анализируя данные программы, можно сделать вывод о том, что программа «От рождения до школы» более обширна и функциональна для работы воспитателя, ее содержание просто для понимания.

2.2 Анализ развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

Согласно основным положениям ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации должна отвечать следующим требованиям: - безопасная; - содержательно-насыщенная; - трансформируемая; - полифункциональная; - вариативная; - эстетически привлекательная; - здоровьесберегающая; - удовлетворяет потребности детей дошкольного возраста.

Созданная в учреждении развивающая предметно-пространственная среда позволяет педагогам: обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач при организации образовательного процесса;

Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Строить обучение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Адекватная организация развивающей предметно-пространственной среды стимулирует развитие у детей уверенности в себе, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Данный анализ был проведен для наглядного сравнения предметно-развивающей среды, организованной в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации и помог определить уровень накопления оборудования, а так же формирования предметно-развивающей среды для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды ДОО и её характеристик в образовательных программах позволил составить следующую сравнительную таблицу.

Возрастная группа

Предметная среда примерной общеобразовательная программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

Предметно-пространственная среда ДОУ

Младшая группа

Уголок дидактических игр: игры по нравственному и этическому воспитанию.

Книжный уголок: книги кубанских писателей детям.

Музыкальный уголок.

Уголок сюжетно-ролевых игр:

1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита

3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.).

4.Коляска для кукол (3шт.).

1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.

2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.

3.Куклы: крупные (4 шт.), средние (7 шт.).

4.Коляска для кукол (2шт.).

5.Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская» и т.д.

6.Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п.

7.Мягкие игрушки: крупные и средние.

Средняя группа

Книжный уголок:

Театральная зона:

2.Маленькие ширмы для настольного театра.

3.Различные виды театра: плоскостной, стержневой,

кукольный (куклы би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).

4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см.

6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие).

7.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).

8.Набор фигурок: семья.

9.Набор масок: животные, сказочные персонажи.

Уголок сюжетно-ролевой игры:

1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего размера).

3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (3 шт.).

5.Кукольная коляска (2 шт.).

6.Атрибуты для игр с

производственным сюжетом,

отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» «Салон «Очарование», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д.

Книжный уголок:

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

2.Детские книги по программе, любимые книжки детей.

3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

Уголок сюжетно-ролевой игры:

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, кухонная, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего размера).

2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды.

3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (1 шт.).

4.Куклы крупные (2 шт.) и средние (6 шт.).

5.Кукольная коляска (1 шт.).

6.Атрибуты для игр с

производственным сюжетом,

отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» -«Салон «Очарование», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д.

7.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.

8.Мягкие игрушки (средние и крупные).

Старшая группа

Книжный уголок:

Театральная зона:

6.Корона, кокошник (2-4 шт.).

7.Магнитофон.

Уголок сюжетно-ролевой игры:

5.Коляски для кукол (2 шт.)

8.Предметы-заместители.

9.Набор мебели «Школа».

10.Атрибуты для игр «Дочки-

матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека»,

«Парикмахерская», «Повара»,

«Моряки», «Летчики»,

«Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк» и др.

Уголок для уединения.

Книжный уголок:

1.Стеллаж для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

Уголок сюжетно-ролевой игры:

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний).

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

5.Коляски для кукол (1 шт.)

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

8.Предметы-заместители.

9.Набор мебели «Школа».

10.Атрибуты для игр «Дочки-

матери», «Детский сад»,

«Магазин», «Больница»,

«Аптека»,

«Парикмахерская», «Повара»,

«Моряки», «Летчики»,

«Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом:

«Библиотека», «Школа», «Банк»

Подготовительная группа

Книжный уголок:

1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

4.Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Кубани.

Театральная зона:

1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра.

2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).

4.Атрибуты для теневого театра

5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

6.Корона, кокошник (2-4 шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

Уголок сюжетно-ролевой игры:

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний).

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

5.Коляски для кукол (2 шт.)

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

8.Предметы-заместители.

9.Набор мебели «Школа».

«Парикмахерская», «Повара»,

сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция»,

«Пожарная станция», «Спасатели», «Банк» и др.

Книжный уголок:

1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

4.Атрибуты для теневого театра

5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

6.Корона, кокошник (2-4 шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

Уголок сюжетно-ролевой игры:

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний).

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

8.Предметы-заместители.

10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека»,

«Парикмахерская», «Повара»,

«Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным

сюжетом: «Библиотека», «Железнодорожная станция»,

«Пожарная станция» и др.

Анализируя данную таблицу, можно сделать выводы о том, что содержание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ частично реализовано в соответствии с требованиями ФГОСДО. В дошкольном учреждении не хватает оборудования для организации воспитания в образовательной области «коммуникация», а именно в духовно-нравственном развитии.

2.3 Тематически-событийное планирование с включением работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Анализ планирующей документации позволил познакомиться содержанием работы по духовно-нравственному воспитанию детей в условиях дошкольной образовательной организации. Отметим, что отдельные формы работы реализуются по согласованию с родителями (законными представителями) воспитанников.

Сентябрь

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Консультация для родителей: «Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников».

4. Бог. Творение мира. Чтение рассказа из детской Библии.

1. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Кукольный спектакль - сказка «Шарф - покров».

2. Выставка детских рисунков на тему: «Платок (покров)», «Осень».

3. Беседа о честности, любви, доброте.

4. Иконы. Различие икон.

1. Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.

2. Непосредственно - образовательная деятельность на тему: «От матери небесной до матери земной».

3. Кто такие ангелы. Ручной труд «Ангелочек».

4. Экскурсия в храм. Беседа «Храм -дом Божий».

1. Праздник Введение во храм Богородицы. Кукольный спектакль - сказка «Три ступеньки».

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.

3. Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

4. Подготовка к Рождественской елке.

1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

2. Конструирование на тему: «Восьмиконечная Вифлеемская звезда».

3. Утренник «Праздник Рождество Христово»

4. Выставка детских работ: «Рождественская открытка»

1. Праздник - Сретения Господня. История праздника. Беседа.

2. Подвижные игры: «Помоги бабушке, дедушке».

3. Беседа на тему: «Правила почитания и уважения старших».

1. Развлечение Масленица. Кукольный спектакль - сказка «Приключения на масленицу» (неделя перед Великим постом).

2. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла»

3. Игра «Мирилка».

4. Непосредственно-образовательная деятельность на тему: «В мире доброты».

1. Посиделки. Вербное воскресенье

2. Беседа. «Что такое Пасха». История возникновения, традиций и обычаев праздника.

3. НОД по художественному творчеству на тему: «Пасхальная открытка».

4. Конкурс для родителей: «Пасхальная открытка».

1. Тематическое развлечение: «Праздник народных игр».

2. Беседа: «Хорошие и плохие поступки»

3. Итоговая диагностика

1. Развлечение - Троица. Кукольный спектакль сказка - «Приключение Красной Шапочки».

Влияние методики обучения на основные виды движения

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и умений...

Методика изучения темы "Параллельность прямых и плоскостей"

Схема анализа Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 10-11» А.В. Погорелов «Геометрия 7-11» А.Д. Александров «Геометрия 10-11» 1.Структурные особенности 1.1.Представление темы в учебнике 10 кл.- Глава 1,§13п. §23п. §32п. §43п. 10 кл.- §167 п. 10 кл. - Глава 1, п...

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

скульптура дошкольник воспитание изобразительный Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей...

Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста

В конце экспериментальной работы повторили методики, использованные на контрольном этапе экспериментальной работы. По результатам исследования по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной получили следующие данные...

Патриотическое воспитание подростков

В курсе математики 5-6 классов текстовые задачи решают практически с первых уроков. Основными авторами учебников являются: Виленкин Н.Я и др. Математика 5,6. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика 5,6. Зубарева И.И, Мордкович Л.Г. Математика 5,6. Дорофеева Г...

Роль внимания в процессе обучения

Для того чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование. В контрольном эксперименте участвовали те же два вторых классах. В одном из классов - 5в целенаправленной работы по развитию свойств внимания не велось...

Совершенствование лексической стороны английской речи в средних классах школы

Нами были проанализированы следующие УМК: 1) УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.); 2) УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.). 1) Учебно-методический комплект “Happy English...

Преобразования Галилея - наиболее простой и естественный переход из одной системы отсчета в другую. Это уравнения, связывающие координаты и время некоторого события в двух инерциальных системах отсчета...

Строительно-конструктивная игра как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

Проведённая диагностика строительно-конструктивной игры в старшей группе детского сада "Гномик" г. Тольятти показала...

Формирование навыков письма у младших школьников на уроках английского языка

Формирование представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов посредством сюжетно-ролевой игры

Понятие «сообщества» в курсе «Окружающий мир» занимает важное место, так как показывает взаимосвязь и целостность составных компонентов живой природы...

Фразеологизмы английского языка с компонентами – зоонимами с их эквивалентами в русском языке

Объектом исследования послужили фразеологические единицы с компонентом-зооморфизмом, отобранные из Англо-русского фразеологического словаря А.В.Кунина . Среди них встречаются наиболее частотные зоонимы cat (123), dog (289), horse (80), bear (60), bird (45)...

Химия в произведениях художественной литературы и научная состоятельность

Эксперимент, в отличие от наблюдения, позволяет учителю активно влиять на интересующее явление, изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении...

Наименование Программы - «Истоки» Уровень / направленность ПООП - примерная образовательная программа дошкольного образования

Возраст воспитанников - от рождения до 7 лет

Заказчик ПООП - ООО «Творческий Центр Сфера»

Аннотация содержания ПООП - Программа «Истоки» переработана в соответствии с Фе деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом. Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллекту альных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного про цесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы. В программе имеются 4 приложения: по обучению второ му языку, с музыкальным, литературным и художественным репертуаром для детей разного возраста. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

Структура Программы.

Программа состоит из двух частей и трех приложений.

Пер вая часть содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения Программы.

В содержательном разделе Программы пред ставлены образовательные задачи и содержание образовательной работы по пяти образова тельным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения обра зовательного процесса и реализации обязательной части Программы, описывается пример ный режим дня для разных возрастных групп, даются рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательной организации на основе примерной Программы.

Во второй части описываются необходимые условия реализации Программы: раскрываются психолого-педагогические условия, описывается развивающая предметно- пространственная среда, требования к педагогическим кадрам, методические материалы и пособия к Программе.

В приложениях представлены:

Приложение 1:

Обучение второму языку дошкольников (для образовательных органи заций, в которых существует необходимость проведения этой работы).

Приложение 2:

Примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста.

Приложение 4.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства.

Название программы - «Истоки» - отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ - «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Наименование Программы - «На крыльях детства»

Уровень / направленность ПООП - примерная о бразовательная программа дошкольного образования

Возраст воспитанников - от 1 года до 7 лет

Заказчик ПООП - «Издательский Дом Карапуз»

В качестве ос новных идей программы выступают концепции педагогической поддержки и комплексного сопро вождения, ориентированные на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и учитывающие видовое разнообразие групп в ходе реализации образовательной программы, и концепция формирования событийно организованного образовательного пространства на основе детской игры. Рассматривая детский сад как целостное и гибкое образовательное про странство, авторы программы описывают модели адаптации и социализации детей раннего и до школьного возраста, модели интегрированного образовательного процесса на день, неделю, месяц и год и связанные с ними вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, а также культурных практик, предлагают проекты интеграции основного и дополнительного образования, образовательного и виртуального пространства дошко льной образовательной организации.

Цель программы - создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, педагогов и родителей и управление качеством образовательного процесса.

Программа «На крыльях детства» строится на следующих принципах:

Гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему как к части будущего личностного и интеллектуального потенциала государства;

Развивающего образования, цель которого - всестороннее развитие ребенка;

Научной обоснованности и практической применимости содержания программы; - комплексности воспитания и обучения, интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, ориентированностью на цело стное развитие ребенка и дошкольной группы;

Системности организации образовательного процесса, единства видов и форм образовательной деятельности, общеразвивающих услуг и услуг по уходу, присмотру и оздоровлению;

Построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах организованной об разовательной деятельности педагогов и обучающихся и самостоятельной деятельности детей;

Взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего взаимодействие, сотрудниче ство и сотворчество педагогов - детей - родителей.

Общеобразовательная программа «На крыльях детства» разработана с учетом международных принципов в области защиты прав ребенка на дошкольное детство: - поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека;

Уважения личности ребенка; - личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

Реализации программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Вариативная примерная основная образовательная про- грамма дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г.Кравцова. М.: Левъ, 2015.

Программа «Золотой ключик» является примерной основной обра зовательной программой дошкольного образования, определяющей со- держание и организацию образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для реализации максимально полноценного развития детей, в соответствии с их возрастом, и, одновременно, для их эмоционального благополучия и радостной жизни.

При достижении этой цели естественным обра зом обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием и, соответственно, решается задача психологи- ческой подготовки детей к обучению в школе. Теоретико-методологическую платформу программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

В соответствии с этим, образовательный процесс строится на основе организации содержательного, разностороннего и разноуровневого общения детей как между собой, так и с педагогами и родителями, а также с другими взрос лыми, имеющими отношение к их жизни. Поэтому группы в образова тельных учреждениях, работающих по программе «Золотой ключик», комплектуются из детей всех дошкольных возрастов.

В программе «Золотой ключик» особое внимание уделяется тради ционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода развития – игровой, а также продуктивной деятельности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Важнейшим принципом, лежащим в основе государственно го стандарта, и, одновременно, программы «Золотой ключик», является опора на специфически дошкольные, детские виды деятельности: игровую, продуктивную и предметно-манипуля тивную. При этом основой, на которой строится весь процесс, является полноценное, содержательное, разновозрастное и раз нопозиционное общение детей и взрослых, имеющих к ним отношение, как в детском учреждении, так и дома.

Еще одним фактором, общим для нового государственного стандарта ДО и программы «Золотой ключик», является их выстроенность на основе культурно-исторической, диалектической парадигмы. Такая методологическая основа диктует принцип, связанный с максимальным разворачиванием разнообразных видов деятельности, в которых дошкольник может реализоваться, как субъект. При этом ребенок ощущает себя источником собственной активности, носителем побуждений и инициатив, выливающихся в интересные для него дела и занятия, и все это реализуется в процессе совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

Кроме того, авторами данной программы разработаны пути и методы переподготовки педагогических кадров в рамках как разовых, так и постоянно действующих семинаров, а также сред ства психодиагностики для оценки качества работы учреждений и уровня психического развития детей различного возраста.

Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золо той ключик» является то, что реализация содержания обязатель ных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, речевого развития, социально-коммуникатив ного и художественно-эстетического развития) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживае мых детьми вместе с взрослыми.

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

«Возрастные особенности детей»,

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.

В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство».

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык».

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:

    Характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности(обозначены знаком «солнышко»);

    Задачи развития(цветок);

    Показатели развития (яблоко»);

    Базисные характер – ки личности (детское личико»).

К базису т.ж. относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В разделе «Общие условия реализации программы» даются рекомендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию.

Сравнительный анализ «Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» /под редакцией Р.Н. Бунеева/ и «Образовательной программы дошкольного образования «Развитие» /под редакцией Булычёвой А. И./

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала: предлагаемый материал будет полезен педагогам дошкольного образования при выборе Программ ДО.

Обе Программы переработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы программа «Развитие» обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей.
Программа направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми.

В отличие от Программы «Развитие» результатом воспитания ребенка по Программе «Детский сад 2100» должно стать осознание дошкольником самого себя, своих особенностей и возможностей, раскрытие своего индивидуального потенциала, умение сотрудничать с ровесниками и взрослыми, общаться с ними, привычка к ведению здорового образа жизни, к занятиям физкультурой, а также психологическая и функциональная готовность к школе. Особенностью ООП «Детский сад 2100» является то, что она разработана с учётом особенностей и закономерностей развития современных детей, которые значительно отличаются от своих сверстников прошлого века. Современные дети обладают новым типом сознания: системносмысловым (Н.А. Горлова), а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность. Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять.

Основное внимание авторы программы «Развитие» переносят с содержания обучения на его средства. Задача, стоявшая перед авторами программы, заключалась в том, чтобы в каждом возрасте специально создавать образовательные ситуации и использовать ситуации естественной жизни детей, которые в максимальной степени развивают их общие способности. Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения. Первое - концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем. Второе - теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Третье - концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером и его сотрудниками.

Основной же целю программы «Детский сад 2100» является реализация принципа преемственности, обеспечение воспитания и развития дошкольников в тесной взаимосвязи с комплексной системой «Школа 2100», с ее постулатами и концепциями. Ключевая особенность программы – реальное решение проблемы непрерывности дошкольного и начального школьного образования. Дошкольное образование должно создавать условия для максимально возможного раскрытия потенциала каждого ребенка в соответствии с его возрастом. Современный детский сад синхронизирует процессы воспитания и обучения, которые начинают взаимно дополнять друг друга, а не противостоять друг другу, а также обеспечивают богатое развитие детей. Ребенок верит в свои силы, учится быть успешным, видит свой потенциал, становится субъектом своей жизнедеятельности. Все это, несомненно, облегчает ребенку прощание с детским садом и поступление в школу, а также сохраняет и развивает в нем интерес к обучению в новых условиях.

Программа «Развитие» имеет несколько линий развития:
* развитие интеллектуальных способностей детей, которое происходит в процессе усвоения действий замещения, построения и использования наглядных моделей, а также слова в планирующей функции.
* развитие творческих способностей ребенка. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном с взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное - в формировании замыслов и их реализации. Во многих разделах программы имеются задачи, направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.
* развитие коммуникативных способностей. Коммуникативные способности рассматриваются, как играющие ведущую роль в социальном развитии ребенка-дошкольника. Результатом развития коммуникативных способностей станет «социализация» как овладение способами поведения, позволяющими соответствовать коммуникативным нормам, быть принятым в обществе.

Основные линии развития дошкольников, на которых базируется программа «Детский сад 2100»:
* развитие произвольной деятельности;
* овладение познавательной деятельностью, ее эталонами и средствами;
* переключение с эгоцентризма на способность видеть происходящее с точки зрения другого человека;
* мотивационная подготовленность.
Этими линиями развития определяется дидактика и содержание дошкольного обучения. Программа «Детский сад 2100» разрабатывалась с учетом накопленного положительного опыта современного дошкольного образования, а также с учетом новейших подходов и научных открытий в данной области. На универсальность данная система не претендует, однако ее авторы убеждены, что она помогает преодолевать негативную тенденцию примитивного представления о дошкольном образовании, а также обеспечивает непрерывное развитие ребенка в условиях единой системы на всех образовательных этапах.

Специальные развивающие задачи по освоению различных средств программы «Развитие» предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности, в основном в игровой форме (в этом программы схожи, это их сближает ). В игровой форме, в форме общения с взрослыми и сверстниками происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка - от детского экспериментирования (Н. Н. Поддъяков) до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.
Схожесть Программ также прослеживается в организации работы по всем образовательным областям:
1. Физическое развитие;
2. Игровая деятельность;
3. Социально-личностное развитие;
4. Познавательное развитие;
5. Речевое развитие;
6. Художественно-эстетическое развитие.
Что касается Планируемых результатов освоения программы «Детский сад 2100» и «Развитие» опираются на точку зрения А.Г. Асмолова: «…в дошкольном образовании оценивается не ребёнок, а условия, созданные для его развития, позволяющие ему быть разным, быть успешным и чувствовать себя человеком с комплексом полноценности» (в соответствии с ФГОС ДО - это психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические и другие условия деятельности дошкольного учреждения).

В программе «Детский сад 2100» для каждого целевого ориентира и каждого возраста авторы описали понятийную базу (в виде первичных представлений) и этапы формирования и присвоения умений, а также их реализацию в творческой деятельности. Эта таблица планируемых результатов создаёт основу для вариативных подходов к оценке уровня индивидуального развития ребёнка. Она не задаёт жёстких нормативов развития, а лишь описывает возможные его проявления, позволяя выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребёнка.

В программе «Развитии» в качестве основного критерия оценки психолого-педагогических условий деятельности дошкольного учреждения авторами предлагается оценивание способов профессиональной деятельности педагогов. С этой целью ими разработана специальная схема наблюдения за деятельностью педагога и его взаимодействия с детьми в любой из образовательных ситуаций и методика оценивая способов деятельности.
В обеих программах для оценки эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации разработана система педагогической и психологической диагностики детей. По результатам диагностики не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности учреждения.
В заключении, хочется отметить особенности анализируемых Программ .

Достоинство программы «Детский сад 2100». Дошкольники, которые воспитываются по этой программе, умеют четко отстаивать свою точку зрения, они независимы, общительны, раскрепощены и открыты миру. Программа базируется на ведении диалога с детьми, причем воспитатель не просто передает знания, а позволяет ребенку самому их открывать. Процесс обучения сопровождается занятиями с красочными пособиями, состоящими из нескольких частей и включающими в себя внушительный объем знаний и занимательных заданий. И ещё – принцип минимакса. Знания даются в пределах возрастной нормы по максимуму, но к усвоению знаний предъявляются минимальные требования (согласно определенным Госстандартом пределам). Обеспечиваются комфортные условия развития для каждого ребенка, каждый из дошколят обучается в индивидуальном темпе. Так исключается перегрузка, но результативность не уменьшается. Принцип минимакса позволяет определить нижний уровень содержания, которое должен усвоить каждый ребенок, а также предлагает его верхнюю границу.

Индивидуальность программы «Развитие» – это то, что в программе указаны особенности профессиональной деятельности и подготовки педагогов по программе «Развитие» (взаимодействие взрослых с детьми, кадровые условия реализации программы). Авторы данной программы всегда находились на позиции обязательной специальной подготовки педагогов для работы по программе «Развитие». Предложенная на рынок образовательных услуг в начале 90-х годов, когда образование повернулось на развивающее личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, реализация программы стала возможной только в условиях специальной подготовки педагогов. С этой целью создан и продолжает работать образовательный Центр подготовки педагогов для работы по программе «Развитие».

Думаю, я смогла раскрыть достоинства, индивидуальность, нюансы данных программ, что поможет вам без сомнения выбрать ту или иную программу и надеяться, что с её помощью вы успешно создадите условия для максимально возможного раскрытия потенциала каждого ребенка в соответствии с его возрастом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!